Всегда ли самостоятельность приносит пользу википедия

Все люди, взрослея, приобретают какой-либо жизненный опыт, а вместе с ним и определенные черты характера. Одной из таких является самостоятельность. Это важное качество, которое необходимо в жизни каждому человеку.

Самостоятельность – это умение принимать решения без постороннего вмешательства, здраво оценивать положительные и отрицательные стороны какого-либо вопроса, и на основе этого делать вывод, как поступить. Самостоятельность подразумевает, что человек сам ставит для себя определенные цели и сам их достигает. Это свойство начинает проявляться в раннем возрасте, когда у ребенка появляется желание сделать что-то самому. Это естественная человеческая потребность. Очень важно давать детям проявить инициативу, чтобы не отбить желание делать что-то самим в будущем.

Быть самостоятельным – не значит отказываться от посторонней помощи, это значит уметь выбрать для себя верный жизненный путь, иметь свою точку зрения, уметь постоять за свои интересы. Человека, обладающим этим качеством, можно назвать по-настоящему взрослым, ведь это единственно верный критерий оценки формирования личности.

Примером проявления самостоятельности может служить главный герой рассказа «Уроки французского». У него не было средств к существованию в чужом городе и без родных, поэтому он решил играть на деньги чтобы хоть что-то заработать для себя. Он понимал, что его мать не может отправлять больше, и он не хотел обременять ее сообщением о том, что живется ему там очень трудно. Именно поэтому он принял это решение, а впоследствии и ответил за свой выбор. Это характеризует его как самостоятельного человека.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина обличает героев произведения в неумении жить без посторонней помощи. Оказавшись на острове, они не могли сделать абсолютно ничего для своего выживания, потому что ничему не учились и ничего не знали. Им пришлось найти мужика для того, чтобы он их обслуживал. Генералы являются олицетворением дворянства, полностью зависевшего от крепостных. Они выступают антипримером самодостаточности и самостоятельности.

Чтобы стать успешным и счастливым человеком, не стоит делать то, что считают нужным другие люди, нужно уметь думать самому, многому учиться и быть ответственным за свои решения. Очень важно воспитывать в себе самостоятельность, ведь будущее каждого человека находится в его же руках.

Вариант 2

Чем старше взрослее становится человек, тем самостоятельнее. И это понятно. Новорожденный не может быть самостоятельным потому что еще ничего не умеет ему надо всему учится, а научившись люди стремятся отделиться и стараются действовать по своему разумению. Та что же все-таки самостоятельность? Поступать только так как требует твое «Я» или прислушиваться к окружающим? Вопросы интересные, стоит над этим подумать.

Со временем человек не только получает навыки выполнять определенную работу, но должен это делать без напоминания и вовремя.

Маленький ребенок может сам одеваться, кушать, убирать игрушки, но все это после напоминания взрослых. Подрастая это уже надо делать самому, потому что появляются более сложные дела и, если не освоит азы будет сложно осваивать новое. И не потому что понадобятся какие-то суперзнания, а потому что эта работа ежедневная и постоянная.

Сколько бы человек не говорил о самостоятельности, но, если он не может выполнить без напоминания работу ни о какой самостоятельности речи не может быть. Чем старше человек, тем больше таких дел появляется. Помыть обувь и приготовить на завтра костюм для учебы. Выучить уроки, помочь родителям по хозяйству или просто видя, что мама не успевает сделать за нее посильную работу. Вот это и будет самостоятельность. Да, это сложно, но в конечном итоге появится уверенность в себе, а также уважение со стороны взрослых. Ради этого стоит стараться, чтобы потом было легче становиться личностью и завоевывать признательность начальства на работе и быстрее двигаться по карьерной личности.

Самостоятельный человек никогда не позволит себе поступать вопреки желаниям своих близких, сперва свои действия он согласует с родителями, в случае необходимости докажет свою точу зрения, почему надо поступать так, а не иначе. Для некоторых самостоятельность это позднее возвращения домой, непослушание, желание делать все наоборот.

Только научившись всему и соблюдая правила общежития и уважая своих близких можно с уверенностью сказать, что человек стал самостоятельным. Ведь одеваться, кушать, убирать за собой можно научить и обезьяну, но трезво мыслить может только человек.

Сочинение про Самостоятельность

Самостоятельность – важное качество личности человека. Это навык самообслуживания, например: приготовить себе еду, убрать за собой, постирать свои вещи, навести порядок в доме. Уметь принимать решения самому, отвечать за свои слова и поступки.

К сожалению, не каждого человека можно назвать самостоятельным. Зачастую, родители неправильно воспитывают детей, отбивая у них это качество. Например, одному моему знакомому, когда он приходит со школы, мама всегда накрывает на стол, чтобы он поел. Накладывает суп, нарезает хлеб, наливает и приносит чай. Это конечно хорошо, что мама о нём заботится. Но этому парню никогда не приходилось делать это самому, а это плохо. Его мама просто не научила его. Она всё время пресекала любые его попытки сделать что-либо: «Не трогай нож, я сама нарежу», «Я сама солью воду с макарон, а то обожжёшься!» и тому подобное. Со временем он привык, что ему всегда, приносят всё красиво разложенное по тарелочкам. Однажды, когда я был у него в гостях, а его родители на работе, мы захотели выпить чаю. Представьте себе, он не знал где находятся кружки и ложки! Он долго искал сахар и чай, не мог ровно нарезать хлеб! Я конечно очень удивился. Уже давно пора было, научиться таким простым вещам.

Читайте также:  Какую пользу и какой вред приносят природное явления

Если честно, я горжусь своей самостоятельностью. Я благодарен родителям за то, что они научили меня этому. Недавно мне исполнилось четырнадцать лет и пришло время получать паспорт. Я сам, ходил и собирал все необходимые документы, фотографировался, сидел в очередях и общался с работниками паспортного стола. И многие удивлялись тому, что я пришёл без мамы или папы. Так же и мои одноклассники рассказывают, что всю эту процедуру сделали за них родители. Я считаю это – неправильно. Каждый должен быть самостоятельнее, ведь это поможет в будущем. Уже совсем скоро, мы все поедем учиться, в другие города. Там некому будет делать всё за нас.

Самостоятельность – это также, помогать другим. Например, помочь маме помыть посуду, сходить в магазин за продуктами или пропылесосить. Важно сделать это без маминых подсказок или просьб. Просто заметить, что ей нужна помощь. И тогда она будет знать, что воспитала самостоятельного и уже почти взрослого человека. Если человек не умеет обслуживать себя, не умеет постоять за себя или принять какое-либо решение сам, то ему придётся трудно. Да и приятнее сделать что-то самому, а не ждать, когда тебе всё преподнесут.

Источник

Глава 1. Человек

Самостоятельность — показатель взрослости

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Конечно, речь идёт не об умении одеваться, умываться, выполнять поручения взрослых без их помощи (это умеют и дети), а о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками.

Самостоятельность — это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать в себе стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.

Некоторые подростки думают, что самостоятельность — это непослушание, стремление всё делать по-своему. Это неверно. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания тоже проявление самостоятельности, взрослости человека. А для того чтобы послушание не превращалось в тяжкую обязанность, нужно самому себе ответить на вопросы: «К чему приводит неорганизованность, отсутствие порядка и дисциплины?», «Готов ли я во всём быть самостоятельным или в чём-то мне нужна помощь взрослых?».

А как определить, сможешь ли ты самостоятельно выполнить данное задание? Сначала ответь себе на вопрос: «Хочу ли я добиться успеха?» Потом определи шансы на успех. Затем представь последовательно все свои действия по выполнению задания, разберись во всех деталях. Получив результат, обязательно ответь себе на вопросы: «Удалось ли достичь поставленной цели?», «Все ли мои действия были правильными?», «Какие возникли трудности?», «Можно ли было решить поставленную задачу другим, более рациональным способом?».

П. А. Федотов (1815—1852)

Вопрос

Рассмотри репродукцию картины. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве? Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Среди подростков распространено мнение, что показателями взрослости являются поступки и привычки, присущие некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, развязность, хулиганство. Как ты относишься к такому мнению?

К сожалению, бывает, что подростки, считая возможным повторять дурные поступки взрослых, попадают в исправительные колонии, в тюрьму, погибают от отравления наркотиками, ножевых ран и т. п. Такая самостоятельность не приносит пользы, а часто разрушает только начавшуюся жизнь. Поэтому ответь самому себе на вопросы: «Я хочу потерять уважение людей к себе?», «Я хочу видеть мир через решётку тюремной камеры?», «Я хочу доставить страдание не только самому себе, но и близким мне людям?».

Да, взрослые «забавы» могут привести подростка, который ещё не умеет управлять своим поведением, к преступлению. Но дело не только в этом. Курение, привыкание к алкоголю и наркотикам приводят к тяжёлым заболеваниям. У заядлых курильщиков чаще, чем у других людей, встречается рак лёгких, пьяницы страдают заболеваниями печени, сердца, нервной системы, они теряют любимую работу, семью, человеческий облик. У наркоманов, как правило, рождаются больные дети. И всё это происходит потому, что однажды кто-то безвольный, слабый духом уступил своему желанию, подчинился безропотно приятелю, взял для подражания пример недостойного поведения взрослого.

Читайте также:  Занятие для пользы и ума 4 букв сканворд

Теперь ты сам можешь ответить на вопрос: «Всегда ли самостоятельность приносит пользу?»

Самостоятельность — прекрасное качество человека, если оно заставляет вовремя принять правильное решение, помогает устоять перед соблазнами.

В подростковом возрасте высоко ценится дружеское общение. Дружба позволяет общаться со сверстниками, вместе проводить свободное время, узнавать новое, делиться своими мечтами. Дружеская беседа доставляет много радости, помогает испытать положительные эмоции.

Но стать настоящим другом не просто. Нужно развивать в себе умение дружить: проявлять внимание, терпение, уважение к чужому мнению. Нужно знать индивидуальные особенности своего друга и считаться с ними. И наконец, нужно уметь общаться.

Стремление к дружескому общению — хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми — близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. В процессе такого общения человек начинает понимать не только собеседника, но и самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение.

Нужны ли сегодня рыцари

В подростковом возрасте пробуждается интерес человека к другому полу, появляется симпатия к представителям не только своего пола, но и противоположного. Возникает дружба мальчиков с девочками. Будущие юноши проявляют внимание к будущим девушкам. Они хотят нравиться друг другу, следят за своей внешностью, любят носить модные вещи, наряжаться. Все эти привычки характерны для взрослого человека, а зарождаются они в подростковом возрасте.

Следить за своим внешним видом — дело хорошее, но мальчики должны проявлять и качества будущих мужчин: помогать слабому полу, брать на себя тяжёлую работу, защищать девочек, если потребуется. Рыцарство — это проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее или беззащитнее. Разве эти качества не стоит в себе воспитывать? Так как же можно ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня рыцари?» Наверное, только так: рыцари необходимы в любое время и в любом обществе. Чем их больше, тем лучше становятся люди.

     Окончание >>>

Источник

Урок обществознания в 5 классе по теме: «Самостоятельность — показатель взрослости».

Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

Ход урока

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Как вы понимаете слово самостоятельность?

(Ответы учеников, составление схемы.)

hello_html_m6988129a.png

К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

— Разделитесь на команды и разыграйте сценки о правильном и неправильном понимании самостоятельности подростками.

(Актеры исполняют сценку, а зрители должны понять суть разыгранного действия и проанализировать сценку. Побеждает та команда, которая точнее, качественнее и артистичнее выполнит задание.)

Тест «Насколько вы самостоятельны»

А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?

Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.

Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете

себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки,

а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех,

записав его в тетрадь.

Как ты просыпаешься по утрам?

а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)

б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)

в) Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)

Кто готовит тебе завтрак?

а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)

б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)

Читайте также:  Польза чая из морковной ботвы

в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчаст- ным(ой). (3 балла)

Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)

б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)

в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)

Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)

б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)

в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).

Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)

б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)

в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)

От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.

От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.

От 30до 35баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.

{По книге С. Колосовой «Популярные психологические тесты»)

(Ученики подсчитывают баллы.)

Работа с учебником.

— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины

П.А. Федотова «Свежий кавалер».

Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?

Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

(Ответы учеников.)

Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем термин инфантилизм).

Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.

Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»

Проанализируйте ситуацию.

Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

Если нет, как бы вы назвали их поведение?

К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

(Ответы учеников.)

Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против.

(Проверка выполнения задания.)

В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

Подведение итогов уроков.

Задавание домашнего задания.

Прочитать § 2, с. 15—23 учебника.

Источник