В чем польза правоохранительных органов

Не сразу, где-то примерно во второй половине 1960х появились термины “диссидент” и “диссидентство”сначала на Западе, а оттуда они попали и в СССР.

О движении в защиту прав и свобод человека в СССР можно говорить только как о социально-политическом явлении, но не как об организационно оформленной деятельности. В СССР вообще не было ни партий, ни союзов, ни других юридических образований, которые бы имели право вести политическую деятельность – только Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) и её молодёжная организация (ВЛКСМ – комсомол).

Тоталитарная система, существовавшая в стране с 1917 по конец 1980х, была построена на отрицании за человеком каких-либо прав и свобод. Тоталитаризм и права человека – это антиподы: либо одно, либо другое. Хотя различные советские конституции и декларировали гражданские права и свободы, делалось это с целью скрыть диктаторский характер власти и выстроить её псевдодемократический фасад – советская власть всегда знала, что она нелегитимна и насильственна по своей природе.

После массовых репрессий 1930-40х оппозиция и несогласие с режимом остались только в придуманных следственных фабулах НКВД – реально оппозиции не было.

Однако антисталинские разоблачения на ХХ съезде КПСС в 1956, наступившая тогда короткая политическая «оттепель» вызвали к жизни критическое переосмысление истории и действительности, оспаривание политических догм, большее внимание к личности. Прекратились репрессии. Возникло некоторое пространство личной свободы. Власть начала несколько более спокойно и толерантно относиться к проявлениям критики политического курса, среди населения распространялись анекдоты про руководство. На этом фоне увеличилось количество людей, решавшихся на то, чтобы открыто высказывать своё оппозиционное мнение, проявлять свободомыслие и свободолюбие. Постепенно становилось всё больше знаковых событий в среде, которую позже стали называть диссидентской.

Вот что по этому поводу написала в своих воспоминаниях “Поколение оттепели” Людмила Алексеева, ставшая впоследствии одной из наиболее активных и видных правозащитниц: “Руководителей и наставников у нас не было, мы могли учиться только друг у друга. “Оттепель” стала для нас временем поиска алтернативной системы ценностей, обтвенного мировоззрения. Пережив сталинизм, мы уже не смогли бы принять никакое “погрессивное” учение, навязываемое сверху.

Стремясь избавиться от сталинской доктрины коллективизма, мы постепенно осознавали, что мы не винтики в государственной машине, не безликие члены “коллектива”. Каждый из нас – единственный в своём роде, и каждый имеет право быть самим собой. Не спрашивая разрешений у партии и правительства, мы стали рассуждать и делать выводы: писатели имеют право писать, что они хотят, читатели имеют право выбирать, что им читать, и каждый из нас имеет право говорить то, что думает”.

Откровениями звучат эти мысли Л.Алексеевой сегодня, в начале XXI века, на фоне историй с “Матильдой”, а теперь ещё и со “Смертью Сталина”.

Началось всё с творческой интеллигенции, с писателей – тех, кто умел изложить свои мысли и убеждения. Появлялись литературные издания, альманахи, где начали печататься авторы, не относившиеся к официозному мейнстриму. В 1956 крупным политическим событием стал роман В.Дудинцева «Не хлебом единым», в котором революционно прозвучала мысль автора: «Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя».

В том же 1956 Б.Пастернак опубликовал в Италии своего «Доктора Живаго». Хотя до России он дошёл много позже и в то время в СССР массово его никто не прочитал, однако, переполох, который он вызвал в руководстве, привлёк всеобщее внимание.

Но это ещё не чисто диссидентская деятельность, а размывание тоталитарной почвы.

Началом собственно диссидентского движения общепринято считать два события в 1965: суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в связи с изданными ими произведениями за рубежом и связанный с этим судом первый публичный протест – митинг, устроенный молодым В.Буковским на Пушкинской площади в День Конституции – 5 декабря.

Затем, уже в 1967, важными событиями стали стихийный митинг протеста на Красной площади у Лобного места 8 человек против ввода советских войск в Чехословакию в 1967, начало оппозиционной деятельности А.Сахаровым, написание А.Солженицыным «Архипелага ГУЛАГ», начало издания В.Максимовым, уже изгнанного из СССР, журнала «Континент», который значительным тиражом тайно перевозился в СССР и читался большим кругом творческой, научной и номенклатурной интеллигенции.

Признаком того, что диссидентская среда разрослась и вызывала тревогу в советском руководстве стало создание в 1967 в структуре КГБ Пятого управления, которое занималось идеологическими вопросами.

Точных данных о количестве диссидентов – тех, кто попадал в поле зрения КГБ и против кого предпринимались те или иные меры принуждения – нет, но считается, что это было несколько тысяч человек

Диссидентское движение было разнородным по формам и целям своих акций, но в целом все они сводились к защите свободы слова, совести, собраний. Борьба за гражданские права и свободы в СССР была криминализирована (ст. 70 Уголовного кодекса квалифицировала это как «антисоветскую деятельность»), что позволяло властям перевести правозащитную, оппозиционную деятельность в плоскость уголовных преступлений. Публично советские представители и пропагандисты использовали лицемерный приём: они говорили о том, что в СССР свободы и права человека не подавляются, а преследуются лишь нарушения закона.

На судьбу и положение многих диссидентов внимание советских властей регулярно обращали западные представители, особенно США, которые в ходе переговоров и встреч регулярно пытались передать советским представителям письменные ходатайства за отдельных диссидентов, а иногда и целые списки диссидентов с просьбой выпустить их на свободу, разрешить им выехать из СССР или хотя бы прсто облегчить условия их тюремного содержания.

Диссидентство утратило противозаконный характер с началом политики «перестройки» в середине 1980х, при М.Горбачёве. Из внутренней ссылки был возвращён А.Сахаров, были освобождены все находившиеся в заключении или на принудительном лечении в психбольницах, в страну вернулись некоторые диссиденты из-за рубежа. В СССР начали широко публиковать их произведения. Однако бывшие диссиденты так и не примирились с истэблишментом.

Источник

Ïîíÿòèå ïðàâîîõðàíèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïîíÿòèå ïðàâîîõðàíèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè îçíà÷àåò òîò âèä äåÿòåëüíîñòè ãîñóäàðñòâà, êîòîðûé ðåàëèçóåòñÿ ñïåöèàëüíûìè óïîëíîìî÷åííûìè ïðàâîîõðàíèòåëüíûìè îðãàíàìè ñ öåëüþ îõðàíû è çàùèòû ïðàâà ïóòåì ïðèìåíåíèÿ þðèäè÷åñêèõ ìåð âîçäåéñòâèÿ.

 Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà çàêîíîäàòåëüíîì óðîâíå ïðåäóñìîòðåíà âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî â ïðîöåññå îñóùåñòâëåíèÿ ýòîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè ìîãóò áûòü ÷àñòè÷íî îãðàíè÷åíû ïðàâà è ñâîáîäû ïðàâîîõðàíÿåìûõ ñóáúåêòîâ (íàïðèìåð, ðÿäîâûõ ãðàæäàí).

Îñíîâíûå ïðèçíàêè ïðàâîîõðàíèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè:

  • þðèäè÷åñêèå ìåðû âîçäåéñòâèÿ;
  • ñòðîãîå ñîîòâåòñòâèå ñ çàêîíîì;
  • óñòàíîâëåííûé çàêîíîì ïîðÿäîê èñïîëíåíèÿ;
  • ðåàëèçàöèÿ ñïåöèàëüíî-óïîëíîìî÷åííûìè îðãàíàìè.

Ãëàâíàÿ öåëü ïðàâîîõðàíèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè – ïðåñå÷åíèå ïðàâîíàðóøåíèé, ïîèñê è íàêàçàíèå ïðàâîíàðóøèòåëåé.

Ïîíÿòèå ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ.

Ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû – ýòî îòäåëüíàÿ ãðóïïà ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ, êîòîðûå óïîëíîìî÷åíû âûïîëíÿòü äåÿòåëüíîñòü ïî îõðàíå çàêîííîñòè è ïðàâîïîðÿäêà, à òàêæå çàùèòå ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà.

Ðàçíûå âèäû ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ âûïîëíÿþò îäíó èëè íåñêîëüêî ôóíêöèé. Â ñîâîêóïíîñòè â èõ äåÿòåëüíîñòè ìîæíî âûäåëèòü 9 îñíîâíûõ ôóíêöèé ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ:

  1. Êîíñòèòóöèîííûé êîíòðîëü.
  2. Ïðîêóðîðñêèé íàäçîð.
  3. Ðàññëåäîâàíèå íàðóøåíèé ïðàâà.
  4. Îáåñïå÷åíèå áåçîïàñíîñòè.
  5. Èñïîëíåíèå ðåøåíèé ñóäà.
  6. Îïåðàòèâíûé ðîçûñê.
  7. Îõðàíà îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà.
  8. Þðèäè÷åñêàÿ ïîìîùü è êîíñóëüòèðîâàíèå.
  9. Ïðåäóïðåæäåíèå ïðàâîíàðóøåíèé.

Ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû ÐÔ.

Ñèñòåìà ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ â Ðîññèè ñîñòîèò èç 12 ïðîñòûõ è ñëîæíûõ (ïî ñòðóêòóðå) îðãàíîâ:

  1. Ñóäû (îáùåé þðèñäèêöèè è êîíñòèòóöèîííûå) – îñóùåñòâëåíèå ïðàâîñóäèÿ è êîíñòèòóöèîííîãî êîíòðîëÿ.
  2. Ïðîêóðàòóðà ÐÔ – íàäçîð çà ñîáëþäåíèåì Êîíñòèòóöèè, åå çàêîíîâ, íàäçîð çà îñóùåñòâëåíèåì îïåðàòèâíî-ðîçûñêíîé äåÿòåëüíîñòè è èñïîëíåíèåì çàêîíîâ ñóäåáíûìè ïðèñòàâàìè.
  3. Ì×Ñ Ðîññèè – ïîèñêîâî-ñïàñàòåëüíàÿ, ãîðíîñïàñàòåëüíàÿ, ïðîòèâîïîæàðíàÿ äåÿòåëüíîñòü, à òàêæå ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà, çàùèòà íàñåëåíèÿ è ýêñòðåííàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü.
  4. Ñëåäñòâåííûé êîìèòåò ÐÔ – íåçàâèñèìûé îò äðóãèõ îðãàíîâ, îñóùåñòâëÿþùèé îïåðàòèâíî-ðîçûñêíóþ äåÿòåëüíîñòü îñîáî ñåðüåçíûõ ïðàâîíàðóøåíèé.
  5. Ôåäåðàëüíàÿ ñëóæáà áåçîïàñíîñòè (ÔÑÁ) – ôåäåðàëüíûé îðãàí èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, äåÿòåëüíîñòü êîòîðîãî íàïðàâëåíà íà îáåñïå÷åíèå áåçîïàñíîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (êîíòððàçâåäêà, áîðüáà ñ òåððîðèçìîì è îñîáî îïàñíûìè ôîðìàìè ïðåñòóïíîñòè, ðàçâåäêà, ïîãðàíè÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü, îáåñïå÷åíèå èíôîðìàöèîííîé áåçîïàñíîñòè, áîðüáà ñ êîððóïöèåé).
  6. Ìèíèñòåðñòâî âíóòðåííèõ äåë ÐÔ – ôåäåðàëüíûé îðãàí èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, çàíÿòûé âûðàáîòêîé è ðåàëèçàöèåé ïîëèòèêè ãîñóäàðñòâà, è ïðàâîâûì ðåãóëèðîâàíèåì â ñôåðå âíóòðåííèõ äåë. Êëþ÷åâàÿ ñîñòàâíàÿ ÷àñòü ÌÂÄ – ïîëèöèÿ, èìåþùàÿ ñëîæíóþ ñòðóêòóðó, êàæäîå åå ïîäðàçäåëåíèå çàíÿòî óçêîñïåöèàëèçèðîâàííîé äåÿòåëüíîñòüþ.
  7. Ôåäåðàëüíàÿ ñëóæáà ïî êîíòðîëþ çà îáîðîòîì íàðêîòèêîâ.
  8. Íàëîãîâûå ñëóæáû.
  9. Ôåäåðàëüíàÿ òàìîæåííàÿ ñëóæáà.
  10. Íîòàðèàò.
  11. Àäâîêàòóðà.
  12. Ìèíèñòåðñòâî þñòèöèè ÐÔ:

    • Ôåäåðàëüíàÿ ñëóæáà èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèé;
    • Ôåäåðàëüíàÿ ñëóæáà ñóäåáíûõ ïðèñòàâîâ.

Âñå ýòè îðãàíû (òàêæå è â äðóãèõ ñòðàíàõ) ìîæíî ðàçäåëèòü íà òðè âèäà ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ:

  1. Îðãàíû âûÿâëåíèÿ è ðàññëåäîâàíèÿ ïðàâîíàðóøåíèé.
  2. Îðãàíû þðèäè÷åñêîé ïîìîùè.
  3. Îðãàíû îáåñïå÷åíèÿ ïðàâîïîðÿäêà è áåçîïàñíîñòè.
  

Ïðîöåññ äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà

Ìûøëåíèå, îáùåíèå, ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî êàê âèä äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà, ñòðóêòóðà äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà
Ïðîöåññ äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà
  

Ïðàâî è îáùåñòâîçíàíèå 5,6,7,8,9,10,11 êëàññ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ïðàâî è îáùåñòâîçíàíèå 5,6,7,8,9,10,11 êëàññ

Источник

Гражданин обратившись в поликлинику, получил отказ в предоставлении бесплатной мед помощи.

Николай  ·  9 февраля 2019

875

Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…

Априори отказ в медицинской помощи невозможен. Что касается законодательства, отказ будет правомерен только в случае ст. 70 ФЗ №323, когда пациент не нуждается в оказании медицинской помощи, но не осознает это в силу каких-либо причин.

Также отказ возможен в случае непреодолимых обстоятельств, в случае отсутствия медицинских инструментов и оборудования для лечения, в случае отсутствия квалифицированного специалиста, в случае насильственных действий со стороны пациента, невменяемости пациента.

В противном случае отказ в предоставлении медицинской помощи означает привлечение в уголовной ответственности.

Часто причиной отказа служит халатное отношение сотрудников к своим обязанностям или нежелание врача идти навстречу пациенту в оказании помощи, поскольку это потребовало бы выполнения дополнительных мер (иначе, лень).

Первое, что должен сделать гражданин в случае отказа в поликлинике – это написать заявление на имя главного врача. Когда заявление будет рассмотрено, необходимо дождаться вынесения решения по проблеме. В случае повторного отказа, необходимо засвидетельствовать отказ подписью главного врача. Этот отказ, а также копии заявления, заверенные нотариально, можно подать в качестве основы для иска в суд по месту регистрации ответчика.

Какова социальная роль религии, по вашему мнению?

  1. Религия даёт людям чувство общности. Причём как в глобальном плате (“все христиане в мире”), так и на локальном уровне (“община нашей церкви”). Человек, как социальное животное, не может без коллектива.

Причём религиозная общность – это не просто группа (как школьный класс или дачные соседи), а люди с общими интересами и целями. Что повышает ценность этой группы для участников.

  1. Религия даёт простые и понятные нравственные ориентиры. И легитимирует эти ориентиры через священный текст. Таким образом, человеку не нужно придумывать самому “что такое хорошо, и что такое плохо”, а можно взять готовое. Причём не абы какое, а проверенное веками.

  2. Ещё очень важна психологическая помощь. Если человек молится (ставит свечку, получает благословение, пьёт из святого источника…) и верит, что это ему поможет – ему действительно становится легче жить. Чувство контроля над реальностью уменьшает стрессы. А вера в то, что в конце концов всё будет хорошо – улучшает настроение и помогает преодолевать трудности.

Это основные вещи, дальше начинаются частности.

Для кого-то религия даёт чувство элитарности. Для кого-то — доступ к общению с Богом или другими сакральными сущностями. Ещё для кого-то просто немыслима идея, что представитель какой-то национальности может не исповедовать “приписанную” к ней религию…

Какой факультет востребованнее «судебная экспертиза» или «правоохранительная деятельность»? Распишите плюсы и минусы каждого направления.

Адвокат и экономист, автор более 100 научных, научно-популярных и публицистических работ…  ·  s-komyagin.ru

Ответ зависит от личных предпочтений будущего студента при выборе приоритетными тех или иных правовых наук, призванных обеспечить выявление и устранение противоречий, возникающих в общественной жизни.

Для того, что бы общество могло видеть внутреннюю, скрытую от глаз наблюдателя, суть противоречия, существует криминалистика. Она решает вопросы выявления и фиксации доказательственной информации, позволяющей правильно интерпретировать представляющие интерес события. Методы криминалистики основаны на прикладном применении достижений технических и естественных наук. На применении этих методов полностью построена судебная экспертиза.

Правоохранительная деятельность направлена на выявление, пресечение и предотвращение нарушений, представляющих угрозу обществу. С одной стороны, она состоит в совершении физических действий, позволяющих обезопасить общество здесь и сейчас, например, посредством задержания преступника на месте преступления.

С другой стороны, правоохранитель выполняет важнейшую функцию, необходимую для осознания сути противоправного явления. Она реализуется посредством доказывания – установления связей между явлениями, фактами и обосновывающими их другими фактами и явлениями. В этом деле правоохранитель работает во взаимодействии с судебным экспертом.

Следовательно:

  • Судебный эксперт является «зрением и слухом» для общества, которое, в судебном разбирательстве представлено судом, а в административном процессе, в дознании и предварительном расследовании – должностными лицами правоохранительных органов;

  • Правоохранитель, в свою очередь, является руками, ногами и головой общества при защите его интересов от противоправных посягательств.

Специалисты в этих областях одинаково востребованы, и выбор, чему учиться, – личное дело каждого молодого человека, решившего посветить свою профессиональную жизнь упомянутым нами наукам. И здесь, вспомним Карлоса Кастанеду, и слова, сказанные индейцем-философом Доном Хуаном: «Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь — это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь — это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь — ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой — уничтожает тебя».

С уважением,

Адвокат Сергей А. Комягин

Почему в России пренебрежительно относятся к правам человека?

Помимо сказанного, большую роль играет правовая безграмотность самих граждан. Есть в нашей правовой системе реально работающие на интересы гражданина инструменты,но ими не пользуются. К примеру, в административном порядке решить многие проблемы много проще ,чем в судебном. (Обращения граждан сработают,если вы сами их оформите так,чтобы гос органы не смогли их проигнорировать )

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации и деятельности этих органов. В иерархии правовых норм такие нормы занимают положение общих и руководящих по отношению к другим более конкретным нормам, так как они устанавливают магистральные направления правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. В правовой науке и юридической практике такие норма принято называть принципами.

В юриспруденции существуют различные подходы к определению понятия принципов. В частности, под принципами понимают основные положения, идеи как получившие свое закрепление в правовых нормах достаточно высокой степени общности, так и не получившие непосредственного закрепления в законе, но вытекающие из ряда его норм. Существует также мнение о том, что принципами являются основные, наиболее отражающие объективные закономерности общественного развития, сформулированные в научных работах, становятся принципами, даже если они не закреплены в каком-либо нормативном акте.

Изложенное дает основание считать принципами деятельности правоохранительных органов руководящие идеи и положения, которые независимо от формы их существования определяют кардинальные направления правовой регламентации правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан.

В зависимости от степени общности принципы деятельности правоохранительных органов можно разделить на две группы:

1. Общие принципы деятельности правоохранительных органов.

2. Специфические принципы деятельности конкретных правоохранительных органов.

Общими принципами являются:

Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.

Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Для этого они обязаны принимать все законные меры и совершать все необходимые действия, независимо от усмотрения заинтересованных лиц и организаций.

Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации “Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.

Так, например, в ст.5 Закона РСФСР “О милиции” сформулировано следующее правило: “Милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения и религии, политических и иных убеждений”.

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции Российской Федерации, где провозглашается:

– право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22);

– право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч.1 ст.23);

– право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 9ч.2 ст.23);

– неприкосновенность жилища (ст.25).

В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда (ч.2 ст.22 Конституции РФ) и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой “признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…” (ч.1 ст.17), и уголовно-процессуальным законодательством лица, привлекаемые в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, имеют право на защиту. В частности, на них без каких-либо изъятий распространяется закрепленное в ч.2 ст.45 Конституции Российской Федерации положение о том, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”.

Подробно принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту изучается в курсе “Уголовный процесс”.

Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в соответствии с которым “каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты”.

В Конституции Российской Федерации этот принцип сформулирован следующим образом: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого” (ст.49).

Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на родном языке или любом другом языке, которым он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним обратился. Такой вывод следует из содержания ч.2 ст.26 Конституции Российской Федерации, где закреплено правило о том, что “каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения…”

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Истоки этого принципа находятся в Конституции Российской Федерации, где закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24).

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан участвовать в отправлении правосудия (п.5 ст.32). В таком понимании принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.).

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов не ограничивается участием граждан в судебном разбирательстве. Представители общественности участвуют также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Так, например, “отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту” (ст.17 Закона “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации).

Принцип гуманизма предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.

Принцип гуманизма находит свое непосредственное проявление в деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст.91 УПК РФ) и принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого и охране его имущества (ст.98 УПК РФ).

Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется прежде всего в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов (например, участие народных и присяжных заседателей в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции). Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону. Это обусловлено тем, что Основной закон (Конституция РФ) принят непосредственно народом, а все иные федеральные законы принимаются его представителями.

Принцип справедливости находит свое отражение в следующих принципах организации и деятельности правоохранительных органов:

а) независимости судей и подчинение их только закону, ибо полагается справедливость каждого закона;

б) презумпция невиновности обвиняемого, так как справедливо считать обвиняемого не виновным до тех пор, пока не вступит в законную силу обвинительный приговор;

в) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Поскольку они еще не признаны виновными, то справедливо предоставить им возможность защищаться от предъявленного обвинения.

Принцип справедливости в сочетании с принципами гуманизма и демократизма обуславливает существование в реальной действительности и других принципов деятельности правоохранительных органов (публичности, равенства граждан перед законом и правоохранительными органами, национального языка в деятельности правоохранительных органов). Так, например, требование УПК РФ “возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры к установлению событий преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию” является выражением принципа публичности (официальности), и в то же время представляет собой проявление социальной справедливости по отношению к лицу, потерпевшему от преступления, и обществу в целом.

Источник