Серый хлеб польза и вред

Диетологи единогласны во мнении – серый хлеб для здоровья и похудения очень полезен. Простой серый хлеб готовят из смеси ржаной и пшеничной муки, поэтому всю пользу обеих зерновых культур этот продукт содержит в себе сполна. К тому же, хлебобулочное изделие обладает приятным вкусом, невероятным ароматом и многочисленными витаминами и минеральными веществами, необходимыми для здоровья.

Возникновение продукта

На протяжении длительного времени на Руси муку для выпечки хлеба не смешивали. Булки из пшеничной муки были доступны только зажиточным людям, поскольку пшеница была дорогим злаком. Это растение требует особых условий для урожайности, что не всегда можно было обеспечить в суровом климате. Вот почему цена булок из пшеничной муки была недоступной.

Культура посева ржи пришла к славянским народам с Кавказа. На протяжении некоторого времени рожь даже считалась сорняком и уничтожалась, чтобы освободить место более достойным зерновым. Однако эта культура оказалась устойчивее к перепадам температур и погодных условий, поэтому и стала заменой пшенице в голодные периоды истории. Вкус ржаной выпечки с нотками кислоты оказался приятным, поэтому со временем рожь стали сеять регулярно и отдавать под эту культуру большие площади полей.

Южные земли в 19 веке засаживали новыми сортами устойчивой к погодным явлениям пшеницы, которую вывели отечественные селекционеры. Но к тому времени люди уже распробовали вкус ржаной выпечки, поэтому отказываться от хлеба из этого злака не стали. Так и возникла идея соединения двух видов муки – ржаной и пшеничной, чтобы получить в итоге хлеб светло-серого цвета с текстурой нежнее, чем у чистого ржаного, и более полезными качествами, чем у белого пшеничного.

Основные отличия

Получившийся продукт – серый хлеб – стал особенным в диетологии и кулинарии. Его основные отличия от чистого пшеничного и ржаного хлеба видны потребителю невооруженным глазом. Так, серый хлеб отличается от своих «чистых» собратьев по цвету. Оттенок булки зависит от того, какой муки в нее в конкретном случае добавили больше. Преобладание пшеничной муки придает серому хлебу более светлый оттенок, а ржаной – естественно, более насыщенный и темный. Но ни к белому, ни к черному сорту хлеба такой продукт отнести нельзя, состав серого хлеба сделал его уникальным продуктом с особенными качествами.

Вкусный серый хлеб имеет нейтральный привкус. Его часто используют в качестве основы бутербродов с мясными продуктами, сырами и овощами, а также для приготовления более десертных видов закусок – тостов с вареньем, джемом, фруктовыми начинками. Это возможно благодаря необычному и самобытному вкусу выпечки. Сам по себе пшеничный хлеб обладает сладковатым привкусом, а ржаной – кисловатым. В сером хлебе же оба этих вкусовых нюанса объединились и он стал по вкусу более нейтральным, готовым к экспериментам с начинками и дополнениями.

Консистенция серого хлеба также балансирует между сухой и пористой структурой белого хлеба и влажной жирноватой консистенцией черного. В среднем, влажность серой булки составляет около 50%. Она может меняться в зависимости от того, какой муки в данный момент в рецепт добавлено больше.

Питательность серого хлеба является его преимуществом, по сравнению с пшеничным. Это обусловлено богатым составом ржаной муки, включающей в себя многочисленные витамины и микроэлементы. Однако человеческий организм лучше усваивает муку из пшеницы, поэтому черный кирпичик не всегда способен оказать должное влияние на здоровье. А вот серый хлеб отлично справляется с обеими задачами – он вбирает в себя все необходимые вещества из ржаной муки, но получает способность отдавать их человеку, так же, как и пшеничные продукты.

Виды серого хлеба

В современном хлебопекарном производстве насчитывается масса рецептов приготовления серого хлеба. Лотки магазинов заполнены различными новинками, в которых помимо основных хлебных ингредиентов, можно встретить всевозможные добавки – орехи, отруби, травы, специи, овощи. Однако большая часть всего этого разнообразия представляет собой классический рецепт серого хлеба, дополненный вышеназванными компонентами.

Среди классических рецептов для выпечки серого хлеба выделяются такие виды:

  • ржано-пшеничный обыкновенный, состоящий из 55% ржаной и 45% пшеничной муки;
  • обычный пшенично-ржаной рецепт, куда входит около 70% пшеничной и до 30% ржаной муки;
  • украинский рецепт, где доля ржаной части муки может быть равна 80%, и лишь остальные 20% будут приходиться на пшеничную;
  • новый украинский вариант, где пшеничную муку 1 сорта пекари меняют на аналогичную муку, но уже 2 сорта, увеличивая долю белой муки в составе выпечки до 40%;
  • столичный рецепт, при котором и ржаную, и пшеничную муку используют для выпечки в равных частях, дополняя обязательно сахаром.

Самый полезный серый хлеб – это новый украинский, поскольку мука грубого помола или 2 сорта привносит в продукт максимум возможной клетчатки и микроволокон, необходимых для налаживания пищеварения. Если выбирать хлеб в магазине, не видя его названия, то диетологи рекомендуют всегда останавливаться на более темных оттенках серого хлеба, в котором меньше калорий, но больше ржаной муки, содержащей витамины и минералы.
От себя современные производители могут добавлять в готовый продукт, помимо ржаной и пшеничной муки, различные добавки, которые делают серый хлеб более полезным и вкусным. Очень популярны такие виды выпечки, как хлеб с семенами, с орехами, с отрубями, с сухофруктами или овощами. Иногда на полках магазинов и пекарен встречаются экзотические виды булок – например, батоны с чернилами каракатицы либо буханки с экстрактом морской капусты.

Вышеназванные дополнительные ингредиенты помогают серому хлебу становиться еще полезнее для человека, снабжая его усиленной долей витаминно-минерального комплекса. Однако есть и такие рецепты, состав которых заставляет задуматься о рациональности приобретения булочки – часто производители сегодня используют для выпечки хлеба ингредиенты с индексом «Е», являющиеся консервантами и красителями. Не все из них вредны для здоровья, но если человек не особо в этом вопросе разбирается, лучше обойти такой продукт стороной.

Читайте также:  Экспо 2017 польза для казахстана

Энергетическая ценность продукта

Сколько же калорий в сером хлебе? Их в продукте довольно много, однако употребляя серый хлеб, человек очень быстро начинает испытывать чувство насыщения, которое долго его не покидает. Калорийность серого хлеба на 100 граммов составляет 259 килокалорий. Данный показатель состоит из:

  • белка – 8,5 граммов;
  • жиров – 3,3 грамма;
  • углеводов – 48,3 граммов.

Также 100 граммов этого продукта привнесет в человеческий организм витамин В1 в объеме 0,19 граммов, витамин В2 в объеме 0,09 граммов и витамин РР – 1,69 граммов.

Диетологи рекомендуют употреблять серый хлеб из-за наличия в нем огромного числа минералов. В 100 граммах такой буханки можно найти:

  • 394 миллиграмма натрия;
  • 201 миллиграмм калия;
  • 27 миллиграммов кальция;
  • 46 миллиграммов магния;
  • 123 миллиграмма фосфора;
  • 3,5 миллиграмма железа.

Как нужно выбирать

Традиционный серый хлеб выпекается в виде «кирпичика», буханка его имеет золотистую аппетитную корочку. Если же на прилавке лежит продукт, во внешних признаках которого есть какие-то отклонения от привычного вида, это может означать нарушение рецептуры и, как следствие, вкусовых и полезных качеств этого продукта:

  • если на буханке стали заметны белесые полосы, это говорит о применении при выпечке некачественной муки;
  • если кирпичик покрыт черными зажаренными корочками, это означает, что при его выпекании была нарушена технология и полученный продукт может содержать в себе канцерогены;
  • если буханка имеет неровную форму, это свидетельствует о применении в тесте всяких добавок, ускоряющих его вызревание, но придающих ему много вредных свойств;
  • трещинки по поверхности и нарушение целостности корки свидетельствуют о том, что пекарь не соблюдал технологию выпечки.

Свойства: вред и польза

Диетологи рекомендуют всем без исключения употреблять в пищу серый хлеб. Даже люди, соблюдающие диету, должны съедать в день по паре его кусочков, чтобы притупить голод, ощутить прилив энергии и получить необходимую порцию витаминов и минералов. Витамины группы В, а также магний отлично влияют на нервную систему человека, а их в продукте содержится довольно много.

Также польза серого хлеба проявляется в том, что он является отличным продуктом для диабетиков, не изменяя показателей сахара в крови. Ученые выяснили, что если в ежедневном рационе полностью заменить белый хлеб на его серый аналог, то вероятность возникновения диабета снижается в разы.

Входящие в состав данной выпечки микроэлементы отлично влияют на внешность, они напитывают и омолаживают кожу, защищая ее тургор, укрепляют и разглаживают поверхность волос. Народные рецепты для домашнего ухода за волосами часто содержат в своем составе хлебный серый мякиш, богатый витаминами группы В.

Однако при наличии заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с повышением кислотности желудка, серый хлеб есть не рекомендуется. Также нельзя злоупотреблять данной выпечкой, поскольку это может способствовать ожирению, хронической усталости, проблемам сексуального характера у мужчин, сонливости.

Простой рецепт

В домашних условиях также легко можно приготовить серый хлеб в хлебопечке. Рецепты этого продукта разнятся между собой лишь пропорцией вводимых ингредиентов и наличием добавок.

Простой рецепт серого хлеба включает в себя следующие ингредиенты:

  • чуть больше 1 стакана воды;
  • 170 граммов ржаной муки;
  • 160 граммов пшеничной муки;
  • 2 столовые ложки рафинированного растительного масла;
  • 7 граммов сахара;
  • 5 граммов соли;
  • 5 граммов сухих дрожжей.

Домашний серый хлеб лучше всего замешивать при помощи специального режима в хлебопечке, поскольку руками его практически невозможно вымесить до нужной кондиции. Просто добавьте в специальный контейнер все ингредиенты и запустите режим для вымешивания теста. Изначально будущая буханка будет выглядеть не очень привлекательно, тесто покажется комковатым, но при правильном режиме в конце замеса тесто станет гладким и упругим на вид.

Получившееся тесто выкладывают на поверхность, присыпанную мукой, сворачивают в рулетик и перекладывают в смазанную маслом форму швом вниз. Затем форма накрывается пленкой и помещается в теплое непродуваемое место на 1 час.

Когда тесто разбухнет, буханку можно начинать выпекать на соответствующем режиме хлебопечки либо в духовке при температуре 220 градусов. При выпекании булки в духовке важно через 30 минут после начала процесса извлечь хлеб из формы и поместить его доготавливаться на решетку до зарумянивания корочки. Готовую буханку необходимо остудить, прежде чем подавать к столу.

Вкусный серый хлеб представляет собой ценный с энергетической точки зрения продукт питания, способный защитить от авитаминоза, старения кожи и многих других проблем со здоровьем. Главное уметь правильно его выбирать и стараться не злоупотреблять продуктом.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Источник

Коллекционирование — это собирание однородных объектов, которые имеют (или не имеют) какую-то ценность. Такими объектами могут быть произведения искусства, историко-культурные ценности, открытки, природные материалы и так далее.

Если постараться выразить короче то, что приводится в статье, то можно процитировать моего знакомого коллекционера, который любит говорить, что: “Коллекционирование – это разновидность социально-безопасного безумия”.

В психоанализе стремление к собирательству получает выдающееся значение. «Страсть коллекционирования часто представляет собою прямой суррогат сексуального влечения. В этом случае тонкий символизм часто скрывается за выбором объектов собирательства» (Карл Абрахам). В психоанализе существует убеждение, что желание обладать и контролировать отражает также ранние (оральную и анальную) фазы развития сексуального влечения. В оральной стадии главное — это мотив приобретения, а в анальной — мотив сохранения Психиатрический словарь R. J. Campbell

Фрейд Стремление к обладанию, столь характерное для «анальной» любви, очень ясно проявляется в феномене коллекционирования. Объекты коллекционирования символически ассоциируются с экскрементами». Упрямое дитя, которое стремится накапливать экскременты и отказывается идти на горшочек (до поры до времени), неужели это и впрямь — прообраз собирателя-интеллектуала, для которого коллекция — ступенька к научному исследованию, теоретическому обобщению

Читайте также:  Мясо и его польза для детского организма

Еврейский философ и психолог ХХ века Мартин Бубер писал о том, что человек способен относиться к неодушевленному предмету как к одушевленному и вести с ним диалог по принципу «Я-Ты». В то же время, к человеку человек может относиться как к вещи — «Я-Оно». Коллекционер явно устанавливает личные отношения с предметами своей страсти. И, увы, случается, что близкие люди превращаются в «Оно», стоящее между коллекционером и коллекцией. И люди, к которым относятся как к чему-то бездушному, могут действительно превратиться в предметы — острые, опасные. Бывает так, что в семьях коллекционеров происходят трагедии в стиле «Скупого рыцаря»

Андрей Евгеньевич Личко, много занимавшийся проблемами подростков, обратил внимание на то, что в переходном возрасте все люди являются коллекционерами. Он описал «хобби-реакцию», которая выполняет различные функции. У людей с истероидной психикой коллекция служит способом привлечь к себе внимание, оказаться в центре событий. У педантов коллекция отражает страсть к упорядочиванию. У шизоидов коллекция — путь к бегству от реальности…

Другой великий психолог Эрих Фромм считал коллекционирование чуть ли не признаком «некрофилии» — любви к неодушевленному. Но здесь есть неточность. Обмен веществ — основной признак жизни. То же — и с обменом вещей. В общем-то, ненужных вещей. Ведь круг собирателей и продавцов антиквариата во всем мире довольно незначителен. Лозунг современного общества «Самый новый — самый лучший». Вещи устаревают морально до того, как выходят из строя.

Интересные мысли о психологической природе коллекционирования высказывал академик И.П. Павлов в докладе, прочитанном на Третьем съезде экспериментальной педагогики в Петрограде 2 января 1916 г. Известный ученый говорил: «беря коллекционерство во всем объеме, нельзя быть не пораженным тем фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые не представляют решительно никакой ценности ни с какой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностью цели, всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи…»

Особым видом коллекционеров, с точки зрения психологии, являются так называемые «результатники», стремящиеся в каждом деле дойти до финальной точки. Эти люди в сборе коллекций ориентированы на собирание полных завершенных серий чего бы то ни было. Эти люди обычно выбирают предметом собирания те вещи, которые могут быть чем-либо ограничены. И последняя тенденция издания партворков, ограниченных количеством выпусков, является идеальным вариантом для «результатников». Другим видом коллекционеров являются «процессники». Как видно из названия, они увлечены самим процессом, который захватывает их с головой. Эти люди способны собирать все что угодно и каждый новый экземпляр коллекции приносит им счастье. Хотя в этом случае порой процесс охоты за предметами для коллекции бывает зачастую важнее самого приобретения этого предмета.

В Сент-Джозефе (Миссури) находится Психиатрический музей Глора. В конце шестидесятых годов прошлого столетия сотрудник психиатрической лечебницы Джордж Глор стал собирать устаревшие медицинские инструменты, когда-либо употреблявшиеся во врачебной практике. В настоящее время в музейном фонде находится немало «шедевров», созданных душевнобольными, а также устрашающая коллекция старинных приспособлений, призванных «облегчить» страдания «скорбных главою». Самые старые экспонаты датируются шестнадцатым веком от рождества Христова.

Ну как тут не вспомнить классику: из классики коллекционирования: “С годами жизнь Ипполита Матвеевича заметно менялась. Он рано и красиво поседел. У него появились маленькие привычки. Просыпаясь по утрам, он говорил себе: «Гутен морген» или «Бонжур». Его одолевали детские страсти. Он начал собирать земские марки, ухлопал на это большие деньги, скоро оказался владельцем лучшей коллекции в России и завел оживленную переписку с англичанином Энфильдом, обладавшим самой полной коллекцией русских земских марок. Превосходство англичанина в области коллекционирования марок подобного рода сильно волновало Ипполита Матвеевича. Положение предводителя и большие связи помогли ему в деле одоления коварного врага из Глазго. Ипполит Матвеевич подбил председателя земской управы на выпуск новых марок Старгородского губернского земства, чего уже не было лет десять. Председатель управы, смешливый старик, введенный Ипполитом Матвеевичем в суть дела, долго хохотал и согласился на предложение Воробьянинова. Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. Через три месяца Ипполит Матвеевич получил от Энфильда учтивое письмо, в котором англичанин просил продать ему одну из этих редчайших марок по цене, какую будет угодно назначить мистеру Воробьянинову. От радости на глазах у мистера Воробьянинова даже выступили слезы. Он немедленно сел писать ответное письмо мистеру Энфильду. В письме он написал латинскими буквами: «Nacosia – vicousi!». После этого деловая связь с мистером Энфильдом навсегда прекратилась и удовлетворенная страсть Ипполита Матвеевича к маркам значительно ослабела.”

С точки зрения психологии вопрос о коллекционерской зависимости можно скоррелировать с учениями Зигмунда Фрейда, а именно с сублимацией, описанной им в лекциях «Введение в психоанализ». Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество. Логически поразмыслив можно понять, почему же у одних людей тяга к коллекционированию сильнее, чем у других. Утрированный вывод достаточно прост для понимания: «Больше энергии — сильнее тяга». Фрейд не ограничивался только сублимацией как таковой, он рассматривал её в комплексе с другими факторами и явлениями. Например, он говорил о том, что существуют основополагающие принципы, заложенные в нашу психику (повторения, нирваны, постоянства). Принципы, в совокупности с сублимацией, снижают сексуальную нагрузку на нашу психику, т.е. укрепляют тягу к коллекционированию.

Читайте также:  Черемуха протертая с сахаром польза и вред

Жан Бодрийар, в отличие от Зигмунда Фрейда, подошёл к явлению коллекционирования не только с точки зрения сублимации, а более развернуто и обширно. Он разделил сущность предмета и его функцию. По его словам, у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или обладаемой. Представленные функции взаимоисключающие, а тотальное доминирование одной из них над другой даёт в результате изменение статуса предмета. Несколько примеров, чтобы лучше разобраться: Возьмём за пример автомобиль «Hummer 3» — он обладает функцией, так? Но, разве его хозяин покупал его только в качестве автомобиля? Нет, этот авто поднимает социальный статус владельца и ещё большой вопрос в том, для какой цели он покупался в первую очередь. Второй пример — масштабные модели автомобилей. Они не имеют никакой функции и не могут служить в качестве средства, зато обладают субъективным статусом и пригодны для коллекционирования. В словах Ж. Бодрийара есть ещё несколько интересных моментов, которые мне бы хотелось озвучить, потому как они невероятно точны в формулировках. В виду того, что тематика блога очень конкретная, то и приводить формулировки я буду относительно моделей автомобилей — чего нам по древу-то растекаться. Итак, первый момент. После того, как какая-то конкретная вещь ассоциируется с коллекционированием, то она становится равноценна всем другим коллекционным вещам. Таким образом, если мы считаем коллекционные модели предметом нашего коллекционирования, то мы стремимся сделать нашу коллекцию большой и пополнить её другими коллекционными моделями. Мы знаем, что хотим собрать много интересных нам моделей, а ещё лучше — все возможные. Это совершенно нормальное явление, которое приносит нам радость и разочарование одновременно. Радость — от факта обладания тем, что хотели, а разочарование — от невозможности иметь всё и сразу. Второй момент. Коллекционирование — не фетишизм. Я опущу рассуждения автора о сексуальной составляющей коллекционирования (очень близко к Фрейду, но с некоторыми оговорками), сконцентрировавшись на сухом остатке. Предмет коллекционирования — предмет любви и страсти. Сам автор говорит так: «Я без ума от этой вещи», — говорят коллекционеры, и все они без исключения, даже при отсутствии фетишистской перверсии, окружают свою коллекцию атмосферой скрытности, затворничества, таинственности и лживости, где проступают все характерные черты запретных отношений. От части соглашусь с автором, но он в данном случае слишком категоричен в суждениях. Например, форумы, на которых коллекционеры выкладывают фотографии своих сокровищ — налицо противоречие с утверждением о скрытности и таинственности. Однако, не стоит забывать о том, как неохотно многие раскрывают свои «злачные места», в которых делают покупки — тут автор прав на 100%. Третий момент. Нет любителей и коллекционеров как иерархии — это сильно надумано. С точки зрения Ж. Бодрийара, все склонные к коллекционированию люди имеют одну и ту же мотивацию. Разделяющим барьером является уровень фанатизма, основанного на желании иметь любые коллекционные предметы по тематике («Любитель» , или придерживаться какого-то одного направления («Коллекционер» . Четвертый момент. При общении с людьми всегда имеется подсознательный страх. Общение с предметами, читай коллекционирование, напротив, даёт человеку спокойствие. Именно поэтому так сильна привязанность к нашим коллекциям, а вовсе не потому, что мы с таким трудом скопили нужную сумму, долго искали модель, купили её и с трепетом ждали несколько недель.

Душевное равновесие коллекционера Предметы коллекционирования, очень близки нам, с ними всегда комфортно, интересно и спокойно. Мы можем часами рассказывать о них, подолгу любоваться ими. Почему так происходит, из-за чего нас так тянет к ним? Обратимся к Жану Бодрийару, что он думает на этот счет: Вещь в буквальном смысле превращается в зеркало: отражаемые в нем образы могут лишь сменять друг друга, не вступая в противоречие. Причем это безупречное зеркало, так как отражается в нем не реальный, а желанный образ. Одним словом, собака, от которой осталась одна лишь верность. Я могу смотреть на нее, а она на меня не смотрит. Вот почему вещи получают всю ту нагрузку, что не удалось поместить в отношения с людьми. Вот почему человек столь охотно идет на регрессию, «отрешаясь» от мира в своих вещах. Эта отрешенность есть регрессия, эта страсть есть страсть к бегству. На мой взгляд автор предоставляет нам готовый ответ, заключающийся в том, что коллекционер вкладывает душу в свою коллекцию — она становится нам ближе друзей, потому как с ней не бывает конфликтов, она услаждают наш взор и ничего не требуют взамен.

Неожиданные результаты получили испанские ученые, изучавшие женские хобби. Так для женщины страстное увлечение собиранием каких либо предметов, будь то фарфоровые куклы или же драгоценности может обернуться серьезнейшим психическим расстройством. Хотя так бывает далеко не всегда. Конечно, коллекционирование способно содействовать в развитии терпения, настойчивости, целеустремленности, но вот если увлеченность выходит из-под контроля, то она в считанное время способна перейти к страшнейшим формам – неврозам навязчивых состояний. К тому же, как отмечают психологи, что женщинам, увлеченным коллекционированием присуще одни и те же черты характера. Так, женщины-коллекционеры отличаются дотошностью, перфекционизмом, педантичностью и порядку во всем. В сочетании с эмоциональными расстройствами, низкой самооценкой и социальными проблемами все это может привести к серьезным психологическим проблемам. Но в то же время в отдельные минуты коллекция может с легкостью стать источником спокойствия для увлеченной женщины.

Источник