Понятие добра добро и польза и вред

Понятие добра добро и польза и вред thumbnail

Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми – соответствующими добру, либо злыми – исходящими из зла и к нему ведущими. Поэтому добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро и зло – понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания. Поэтому на первых подступах к раскрытию их содержания можно столкнуться с ситуацией, когда о них почти нечего сказать. Добро есть добро. Мы всегда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет. Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в то же время трудно выразимо. Впрочем, так бывает со всеми универсальными понятиями, которые выступают предпосылками нашего мышления, неявными ориентирами сознания. Как же быть? Очевидно, надо дать рабочее определение интересующего нас понятия, а затем постепенно, шаг за шагом раскрывать его смысл, конкретизируя его в сопоставлении со смыслом других этических представлений.

Как же можно в самой общей форме определить добро?

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи оба слова применяются не только к нравственному поведению, но и к материальному достатку. Мы говорим «он накопил много добра» или «там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как «благ» основывается на более широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.

Если в без религиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некой субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологически, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо с большой буквы, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается задан человеку, предпослан ему. Люди должны не мыслить свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями – доброты и добродетели.

Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта – качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает «доброту». Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различны. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани «добра». Так, добродетелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывают ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высоко ценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII-XVIII веков в Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. Эти идеи получают развитие у английских авторов-утилитаристов XIX века И. Бентама и Дж.Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой форме в философии американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). В соответствии с этими взглядами добро есть все, что полезно, то есть все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. В разных ситуациях полезны разные вещи и разные способы поведения, поэтому и добро оказывается чрезвычайно разнообразным. В центре утилитаристского, прагматического понимания «добра-пользы» стоит партикулярный субъект, озабоченный удовлетворением своих потребностей. Он, в принципе, может желать и всем остальным удовольствия и счастья, но заботится он в первую очередь о своем собственном благополучии, о «добре» для себя. Это равное пользе добро оказывается прежде всего совокупностью материальных и социальных благ.

Сведение добра к пользе частного субъекта (человека или группы) размывает критерии между добром и злом. Действительно, для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личную цель и приведет к получению искомого удовольствия – богатства или власти. Однако можно ли это назвать добром? Хорошо ли подобное поведение? Может ли оно быть оценено безусловно положительно? Я полагаю, вряд ли. Точно так же может быть для себя весьма полезным унижать других людей, издеваться над ними, дабы удовлетворить свое желание доминирования и самоутверждения. Однако от добра такое поведение тоже очень далеко. Дело в том, что потребности людей весьма различны, они бывают извращенными, невротическими, и потакание им способно оборачиваться величайшим злом для окружающих. Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем: «Для кого?».

В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Идеал «добра для всех» – это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. «Полезное для человечества» может быть «неполезным» для меня. Так, например, обуздание своих низменных влечений – жадности, похоти, зависти – это трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали потакать своим темным страстям? Наверное, люди уже истребили бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические желания, он в определенном смысле жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и хотений, следуя благу социокультурного целого. Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького «добра», от своекорыстной пользы, добровольно принести их в жертву интересам рода и этим помочь человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения.

Кроме вопроса «для кого?» слово «полезно» вызывает еще один вопрос – «для чего полезно?».

Полезно делать зарядку, чтобы быть здоровым. Но, значит, целью и ценностью выступает не сама зарядка, а здоровье! Или «полезно зарабатывать много денег». Для чего полезно? Чтобы приобрести сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего иного. Они не «добро», а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, которые никак к самим деньгам не сводятся. Полезное по служебному определению, оно не цель, а средство. Вот почему добро и польза различны, хотя в реальной жизни одни и те же вещи могут выступать для конкретных людей, и в качестве индивидуального «добра» (например, материальное благополучие), и в качестве «пользы» (то же материальное благополучие как средство для творчества, познания, самореализации и т. д.).

В морали конкретных культур несомненным добром, которое может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. С самоценны, не утилитарны, напротив, все усилия индивида предпринимаются ради их искания. В религиозной морали это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшей моральной ценностью являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармоничное взаимодействие с миром, творчество, благо родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспеяния. Напротив, ради них люди жертву многим другим. Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные утеснить других.

Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в «высокой морали» добро всегда включает в себя ли такие ориентиры, которые соединяют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремление к абсолютной творческой уникальности или в индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими, так как, образно говоря, тяготеют к демонизму. Человек, сделавший высшей и неоспоримой ценностью собственную уникальность, никогда не уступит другим и ничем ради них не поступится, он всегда будет лелеять только свое несравненное «я». В конкретной ситуации он не будет добр, а будет неуступчив и зол, нарушая принцип безусловного благоволения.

Третий момент, который отличает пользу от добра, – это бескорыстие добра. Полезное непременно должно принести благо лично мне или группе, с которой я себя идентифицирую. Поэтому отношения полезности возмездные: я делаю кому-либо нечто полезное с расчетом на то, что получу адекватный ответ. Баш на баш. При этом я боюсь продешевить и получить меньше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же ко мне вернуться, потому что цель всей «операции» – стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро.

Добро, поскольку оно не гонится за ублажением эгоистического интереса, имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь надеяться на него. Потому настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешься без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое прибывает, чем больше отдаешь – тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям. Таким образом, будучи связаны между собой, добро и польза весьма различны.

Источник

Марина Богданова
Конспект занятия «Польза и вред — это зло или добро?»

Конспект занятие на тему:

Польза и вред – это зло или добро?

Цель: Формирование нравственных ценностей, способности находить истину, отличать пользу от вреда.

Задачи:

1. Познакомить детей с качествами человеческой личности, которые приводят к безнравственному поведению и поступкам; обучать анализу литературных произведений, мультфильмов, умению находить истину, скрытую главную мысль.

2. Развивать культуру общения, коррекция взаимоотношений.

3.Воспитывать нравственные принципы: честность, доброту, щедрость, ответственность за собственные действия и поступки.

Оборудование и материалы: проектор с экраном, презентация, ноутбук.

Предварительная работа: занятие о жадности и зависти, занятие о правах детей, просмотр союзмультфильма «Мурлыкотам», подготовка инсценировок детьми.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Педагог: Каждому из нас приятно услышать о себе хорошие слова окружающих,например: «отзывчивая девочка» или «добрый мальчик. Никому не хочется, чтоб его называли злым или жадным, завистливым или лживым. Вспомните былинных героев. Как их звали? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович (слайд 1). Народ наделил их лучшими чертами характера. Какими? (храбростью, щедростью, добротой). Они были сильны физически. Силу свою использовали для пользы или во вред? (для пользы). Не жалея жизни они охраняли родную землю от врагов, тем самым приносили огромную пользу народу. Тема нашего занятия «Польза и вред – это зло или добро» (слайд 2).

II. Основная часть.

2.1. Беседа. Знакомство с понятиями «польза и вред».

Педагог: Как вы понимаете слово польза? (ответы)

Педагог: Польза (слайд 3) – это какое-то облегчение, улучшение, помощь, прок, выгода. То есть что-то хорошее или полезное, что может пригодиться. Например,говорят: «Что пользы в ссорах, то есть от людских ссор плохо всем, ссоры не несут пользы никому. Какое слово противоположно по смыслу? (ответы)Педагог: Вред – это добро или зло? (ответы.) Вред (слайд 4) – это причинение зла, повреждений, обид, нарушение правил и законов. Вредный тот, кто причиняет зло другим. Вспомните волка из мультфильма «Ну, погоди!» Что вредного делал волк? (ответы)

Педагог: В сказках всегда есть злые, жестокие, жадные или завистливые персонажи. Вспомним их.

Загадки «Отрицательный герой».

1. У него был кукольный театр (Карабас-Барабас);

2. Он над златом чахнет (Кощей Бессмертный);

3. У него три головы (Змей Горыныч);

4. Кот, который притворялся слепым (Кот Базилио);

5. Рыжая подруга кота Базилио (Лиса Алиса);

6. Её транспорт ступа (Баба Яга).

Педагог: (слайд 5) Какой вред несли они? (Ответы детей и вопросы педагога должны подвести к выводу, что нарушение правил, законов, причинение зла другим – это вред.)

Педагог: Вред – причина бед и несчастий. У каждого человека есть права. Какие права вы знаете? (ответы)

Педагог: (слайд 6) У каждого человека есть право на жизнь, на счастье, на учёбу, на отдых, на свободу, и т. д. (изложены во Всеобщей Декларации прав человека и в Декларации прав ребёнка). Но наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Если мы позволяем себе нарушать права других людей, то мы наносим им вред. Например, Карабас-Барабас, чьи права он нарушал, кому наносил вред? (ответы.) Имея право на своё дело (театр, он нарушает права кукол быть свободными, зарабатывает на их труде. Злые персонажи в сказках, да и в жизни могут не скрывая своего «лица», наносить вред открыто (драка, воровство, нанесение обид). Вред не сулит нам ничего хорошего. Но не всё так просто со словом «польза».

Педагог: Польза – это добро или зло? (ответы)

Педагог: Хорошее слово «польза» может нести в себе зло? (ответы)

Педагог:Давайте зададим такой вопрос: Польза кому? И как только мы начнём отвечать на вопрос, это слово начинает меняться. Вспомните Мурлыкотама (ранее просмотренный мультфильм).

Вопросы для обсуждения:

• Какая главная тема мультфильма? (Жадность);

• Кто из героев жадный? (Мурлыкотам);

• Существует животное мурлыкотам? (вымышленное);

• По какому закону живут на острове? (сильный прав);

• Справедливо ли, что все богатства на острове принадлежат одному, а все остальные этого лишены (ответы);

• Хорошо ли жителям общества, где правит жадность (ответы);

• Счастлив ли богатенький Мурлыкотам (ответы.);

• Может он жить и спать спокойно? Почему? (ответы);

Педагог: Мурлыкотаму всегда всего мало, он не любит делиться. Почему? (ответы)

Педагог: Мурлыкотам жадный и жадность диктует ему правила жизни. Вспомните, что такое жадность? (ответы)

Педагог: Жадность (слайд 7) – когда человек желает получить как можно больше, и ему всего мало. Мурлыкотам всё забрал себе. Польза от этого кому? (только ему одному) А остальным? (только вред) Кому жадность приносит пользу? (ответы)

Педагог: Но жадный человек беспокоится, что ему придётся что-то отдать, поделиться с другими, и это лишает его покоя и радости.Поэтому жадность Мурлыкотаму подарила две главные вещи: одиночество и страх потерять своё «богатство»: Значит жадность – это вред. Вред для тех, у кого всё отбирают, ущемляют права. Но и для жадины – это вред, т. к. он становится злым, начинает нарушать правила и законы, обманывать и обижать других. Думая, что приносит себе пользу, так как богатеет,жадный своим образом жизни лишь получает главные вещи: одиночество и страх потери богатства. Это и есть расплата за жадность. А если он нарушает закон, например, воруя, то появляется страх наказания. Получается, что если людьми движет жадность, то и польза

Физкультминутка.

Педагог читает стихотворение Я. Акимова «Жадина», а дети повторяют за воспитателем движения в соответствии с текстом.

Педагог: Жадность – прямой путь к зависти, ведь всегда найдётся человек, который будет иметь чего-то больше. А если людьми движет зависть, поменяется ли слово «польза»? (ответы)

Чтение и анализ рассказа «Молния и солнце»

Молния всегда завидовала Солнцу и спрашивала

– Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая.

– Они любят тепло и ласку, – отвечало Солнце.

– От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не успокаивает! – От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не успокаивает!

– Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от твоей зависти.

Педагог: Кто из героев рассказа вам больше понравился? (ответы). Почему? (ответы). Что даёт солнце людям? (ответы).

Педагог: (слайд 8) Да, солнце даёт нам тепло, потому что греет нашу землю, ласку, потому что ласкает нас своим прикосновением. Солнце даёт нам добро. А что даёт нам молния? (ответы)

Педагог: Правильно, молния – это всего лишь вспышка, которая нас не греет, а иногда является причиной пожаров, что ведёт к разрушению. Как вы думаете, каким чувством автор наделил молнию. (ответы)

Педагог: Да, основная мысль рассказа – это зависть. Молния завидует солнцу, потому что люди любят Солнце, а Молнию – нет.

Педагог: Как вы понимаете значение слова «зависть»(ответы)

Педагог: Зависть – дурное чувство. Оно человека мучает, лишает покоя и сна.Недаром народ приметил: «Завистливого и сон неймёт».

Педагог: Зависть (слайд 8) – это когда человек злится потому, что другому лучше, чем ему самому. или у другого, что-то есть, а у него нет. Молния желала приносить людям тепло, пользу, за это получать от людей любовь (пользу для себя) Из-за злости на Солнце, из-за зависти её хватало только на яркую вспышку или на разрушительный пожар (а пожар – это вред). Тепло такого качества не обогревает, а пугает людей.

Педагог: Завидующий человек старается действовать и заполучить то, чему завидует. Если он идёт на обман, воровство, ложь, месть, то опять такое хорошее слово «польза» начинает меняться. Польза превращается в букет очень плохих качеств.

Педагог: Жадность и зависть лежат в основе корысти (слайд 9). Как вы понимаете это слово? (ответы)

Педагог: Корысть – страсть к приобретению, к наживе, жадность к деньгам, к богатству. Корысть – это выгода и польза только для себя. Корыстный человек всё хочет делать только за вознаграждение (подарок, подачку, плату). Даже помощь оказывает другим, если только ему это выгодно и если с этого ему будет какая либо польза. Такой человек перестаёт честно выполнять свои обязанности на работе, хотя получает зарплату, делает всё за отдельную плату. Например, врач, который предлагает тебе помощь за отдельную плату. Некоторые корыстные люди стремятся получить высокую должность там, где они обещают приносить пользу, например, жителям города, или рабочим завода. Но забывают об этом и используют свое рабочее место для собственного лёгкого обогащения. Самое страшное, что при этом они действуют любыми средствами, которые наносят вред другим людям: идут на обман, воруют, лгут и даже совершают преступления. Итак, корыстный человек пользу извлекает только для себя, действует ради своих интересов и выгоды, поэтому и «польза» здесь имеет отрицательное значение.

Совсем другое качество у пользы, если она предназначена для других людей. Как говорят про человека, который заботится о пользе других? (ответы)

Педагог: Щедрый, не жадный, любящий делиться, бескорыстный. Бескорыстие (слайд 9) – когда человек, делая что-то, не думает о деньгах, выгоде для себя. Помогает и делает хорошее просто так. Вспомните трёх богатырей. Мы можем назвать их бескорыстными? (ответы) Бескорыстие делает человека духовно богатым и красивым, а корысть – бездуховным и безобразным. (слайд 10) А качество такого слова как «польза» зависит всегда от направленности и от личных качеств человека. Если польза только для себя любимого, а до других дела нет – это зло! Если польза для всех – это добро!

2.2. Инсценировка с обсуждением.

Подготовленные дети показывают сценки. Задача оценить ситуацию (польза или вред).

Сценка 1 «Дай списать». Девочка уговаривает списать домашнюю работу за конфеты.Педагог: Домашняя работа, выполненная за конфеты – это польза или вред? (ответы.) (Вопросами подвести к выводу, что девочка действует во вред себе, т. к. теряет, а не приобретает знания. Покупка за конфеты домашней работы – нарушение правил, наказуемо.)

Сцена 2 «А то всем расскажу». Девочка угрожает рассказать секрет, если подруга не подарит ей приглянувшуюся игрушку.

Педагог: Какое чувство приводит девочку к данному поведению (Зависть.) (Вопросами подвести к выводу, что данный вид поведения является вымогательством – нарушением прав человека, а значит вредом.).

Сцена 3 «Жадина». У братьев общий игровой планшет. Более сильный брат забирает его себе, утверждая, что имеет право на него только он. Начинается драка (Вопросами подвести к выводу, что жадность – это вред, так как приводит нарушению прав других, к ссорам, вражде. Нанесение телесных повреждений – уголовная ответственность).

Сцена 4 «Отдай деньги по-хорошему». Мальчик используя физическую силу забирает деньги у малыша. (Вопросами подводим к выводу, что мальчик совершает грабёж, правонарушение по отношению к маленькому, наказуемо.)

В результате обсуждения каждой сценки подводим итог – при подобных ситуациях необходимо обращаться к взрослым для решения возникших проблем.

Заключительная часть. (слайд 11)

Педагог открывает коробку, на которой написано «Витамины доброты», в ней цветные конфеты, которые он раздаёт детям. Предлагает рассмотреть на ладошках витамины доброты.

Педагог: Они такие красивые, цветные, яркие и на вкус, наверное, сладкие. Они манят. А если их съесть, становится хорошо и приятно. Так и доброта – красивая, яркая, сладкая, манит. Каждый из нас надеется на встречу с добрым, отзывчивым человеком. Мы верим, что нас поймут, помогут в трудную минуту.

Но и у каждого из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрые люди приносят много пользы, где бы они не находились и кем не работали. Я желаю вам выбрать правильное направление в жизни, когда придётся понять зло или добро перед вами. Пусть вам помогут сердце, разум и новые знания!

Список литературы:

1. стихотворение Я. Акимова «Жадина»;

2. https://ru.wikipedia.org;

3. О. В. Лебедева «Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности 1-4 классы». – М., 2009;

4. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми». – М, 2007.

Источник