Польза списывания с печатного текста

Польза списывания с печатного текста thumbnail

Списывание как эффективное средство обучения правописанию

из опыта работы учителя

начальных классов МОБУ СОШ №2

Щербининой Г.В.

Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, – как правило, с дополнительными заданиями.

Львов М. Р.

(Словарь-справочник по методике русского языка)

Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копи руют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образы ко торых даны в «Прописях».

Хочу поделиться опытом организации обучения списыванию, при котором достигается безошибочность этого действия и, кроме того, совершенствуются орфографические навыки учащихся. Обучение списыванию организую по следующему алгоритму.

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  3. Выдели «трудные для написания слов места» (орфограммы) в списываемом предло жении, тексте.
  4. Прочитай предложение, так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал.
  7. Проверь написанное:

а)        читай то, что написал;

б)        подчеркни орфограммы в написанном;

в)        сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие со ответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязатель ной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Содержание и методика освоения каждого действия алгоритма.

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирова ния текста. Так как предложения,с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве«смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее в качестве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть всё предложение, чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложе ния на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии «читаем так, как надо говорить». Видим,  что списывание связано с обучением правильному говорению.

  1. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли   его.

Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитием навыка чтения и

иметь хорошую память. Нужно иметь достаточное «поле чтения», т.е. уметь «схватывать» од ним взглядом не только отдельное слово, но и целый кусок текста. Повтряя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

  1. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот этап был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребен ка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»).

Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально органи зованного обучения списыванию как можно раньше знакомлю учащихся с наиболее общими признаками орфограмм. Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозна чением звуков буквами, помогает таблица.

Какие буквы нельзя писать на слух

Безударные гласные (кроме У, И, Ы на конце слова)

Гласные под ударением после шипящих

Согласные, парные по звонкости-глухости

а)        на конце слова

б) перед др. согласными

 (но не Р, Л, М, Н, Й, В)

Согласные, парные по мягкости-твердости: пе ред мягкими согласны ми

С первых шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связан ными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и т.д. тоже нужно отмечать в списываемом тексте.

Формирование действий списывания обязательно включает в себя определение ударного слога. С этого и начинаю выделение орфограмм в каждом слове.

  1. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать во время письма).

Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как спи сывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механиче ски, а осмысленно. Проговаривание использую как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигатель ная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым произнесением слова.

Обучение орфографическому проговариванию начинаю одновременно с обучением гра моте. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. При произнесении целого слова перевожу детей на орфоэпический уровень, т.е. учу про износить слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. В отдельных

случаях обращаю внимание детей на «два образа», в которых живет слово: орфоэпический («как говорим») и орфографический («как пишем»). При этом демонстрирую учащимся два ви да чтения: «Читаем, как говорим» и «Читаем, как пишем». Нельзя не учитывать, что без специ ального обучения первоклассники чаще всего сами не овладевают двумя видами чтения и тем более далеко не всегда осознают разницу между ними. Дети, которые читают целыми словами, затрудняются орфографически проговорить слово, а те, которые читают по слогам, чаще всего не улавливают разницу между произнесением слова целиком и по слогам. Поэтому всегда даю установку: «Читай, как написано», а не «Читай по слогам». В обучении списыванию не просто формируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика свое обоснование: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться и говорить и читать правильно».

Учитывая, что в текстах встречаются орфограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе может сочетаться с комментированием: «Предлог со сло вами отдельно» и т.п. При самостоятельной работе все орфограммы подчеркиваются.

  1. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

При этом задании, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во вре мя письма. Повторение, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ сло ва, воссозданный в его произнесении.

  1. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

При самостоятельном списывании обязательно слежу за тем, чтобы дети действительно диктовали себе во время письма. Шумок, возникающий при этом (особенно в 1 классе), – есте ственное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Особенно прислушиваюсь

«

к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и поэтому допус кает ошибки при списывании. Настаиваю на том, чтобы во время письма под собственную дик товку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память.

  1. Проверь написанное.

О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Учу детей как это надо делать, т.е. отчетливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требую от учеников подчеркнуть орфограммы в написанном, тем самым даю ориен тир того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

Вся описанная выше работа способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, что тоже очень важно для успешно го обучения правописанию.

Если проводить эту работу систематически, начиная с первых страниц «Прописей», то результат не замедлит сказаться на успехах обучения.

Источник

Польза списывания с печатного текста

Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема.  Сегодня я хочу  затронуть  вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило,  больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется,  что списать текст – это очень просто?Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

Читайте также:  Баночный массаж на спину польза

А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует  каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время,  интерес, а значит  получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника  и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова  таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово  целиком  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает  угол зрения ребенка.

Следующим этапом будет списывание предложений.  Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово  в книге и в тетради.

Все кажется  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат.  Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но  это тот случай, когда  лучше рано.  Если ребенок научится писать  без ошибок, списывать  правильно, тогда у  него  сразу будет формироваться  правильная позиция  успешного ученика и учиться ему будет легко .

Есть вопросы? Пишите в комментариях 

Если статья была вам полезной, поделитесь с другими, кликните по кнопочкам соцсетей.  

Источник

Выявление стратегии списывания с печатного текста.

        Главное в работе учителя в начальной школе – научить детей учиться, развивать их ум, речь, воображение.

        Я решила заняться исследованием стратегии списывания с печатного текста. Почему? Во-первых, проработав много лет в школе, я постоянно слышала от учителей, работающих в среднем звене, что дети, пришедшие из начальной школы, даже не умеют  списать текст без ошибок. И это действительно так.

       Списывание считается единственно рациональным упражнением, исходной точкой которого являются зрительные образы орфографически правильно написанных слов.

       Я пришла к выводу, что списывание не должно быть механическим; списывать нужно смысловыми единицами, т.е. осознавая то, что мы пишем; при списывании не должно быть ошибок, для чего рекомендуется «всматриваться» в текст (иметь орфографическую зоркость) и самое главное – списыванию надо специально обучать. Мы очень мало внимания этому уделяем. Очень часто мы просто даем указание списать текст, не объясняя как.

         Моя тема: «Выявление стратегии списывания с печатного текста».

        Цель:  обеспечить более высокий уровень грамотности учащихся.

Задачи:

1. составить инструкцию для воспроизведения шагов стратегии

1. научить ученика строить свои объяснения того, что, как и почему он делает;

2. научить детей самостоятельно находить причины своих ошибок          

Объект: учащиеся 2-а класса СОШ №14, г. Коврова

        Сначала я провела срезовую работу. Класс обучается по традиционной системе. Я проверяла в первую очередь безошибочность списываемого текста. В работе приняли участие 26 человек. Дети должны были списать текст с доски. Результаты показали, что качество выполнения работы невысокое. Только 4 человека справились с работой хорошо. Значит, у остальных детей умение списывать, не сформировано. Доказательством этого служат ошибки, допущенные детьми при списывании

Виды ошибок  

                                                                   Кол-во уч-ся

Орфографические ошибки

 14чел.        56%

Пропуск слов или букв

   8чел.        32%

Вставка лишних букв

   6чел.        24%

Красная строка

 10чел.        30%

        Количество орфографических ошибок составляет большинство, что свидетельствует о неумении детей грамотно списывать; ошибки, связанные с пропуском букв или слов и вставкой лишних букв, говорят, прежде всего, о побуквенном способе списывания, а, значит, об отсутствии такого способа действия, который предотвращал бы такого рода ошибки.

        По окончании списывания учащимся был задан вопрос «Как вы списывали?» Ответы были разные. Вот некоторые из них:

Наташа: Я списывала по буквам каждое слово. Посмотрю, какая буква и пишу. А потом закрыла тетрадь.

Антон: Я списывал по словам. Прочитаю целое слово и напишу его сразу же, потом другое слово и так пока все не списал. А потом положил ручку.

Дима: Я  списывал по слогам. Прочитаю первый слог – запишу, потом второй слог, а затем посмотрю все ли слово записано. Но проверять не люблю, считаю, что я и так справился.

Кирилл: Я прочитаю все предложение, запоминаю его и пишу. Если забуду, снова посмотрю. Не люблю читать много раз.

Читайте также:  Амарант листья польза и вред

        Все это, проанализировав, я поняла, что надо выявлять стратегию списывания текста. Мы стали это делать коллективно,  очень детально развертывая. Я задавала вопросы, а дети на них отвечали.

– Вы получили задание списать текст. С чего начнете работу? Надо ли прочитать весь текст? Если надо, то зачем?

Мы получили первый шаг:  Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. Читай так, как надо говорить. (Это необходимо для того, чтобы исключить возможность механического копирования текста, чтобы было понятно содержание списываемого)

– Что будем делать дальше, чтобы не ошибиться? Как написать правильно все трудные слова?

Второй шаг: Отметь опасные места или выдели орфограммы в списываемом тексте. (Это активный орфографический анализ текста).

– А как выделить трудные места?

Третий шаг: Определи ударный слог. Подчеркни опасное место. (Это если выполняем списывание не с доски)

– Надо ли еще раз читать текст? Мы читали его, так как говорим, а теперь как его надо читать?

Четвертый шаг: Прочитай предложение в тексте так, как он написано (как будешь диктовать себе во время письма) – соответствие зрительного и слухового образа слова.

– Я предлагаю еще один шаг.

Пятый шаг: Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. (Закрепляет буквенный образ слова)

– А теперь что надо сделать?

Шестой шаг: Пиши, диктуя себе так, как проговаривал себе последние два раза. По ходу записи отмечай опасные места.

– И какое будет заключительное действие?

Седьмой шаг: Проверь написанное. А как это сделать?

А) прочитай по слогам, нет ли пропусков букв. Б) сравни опасные места в написанном и исходном тексте.

       Когда памятка была составлена, ребятам я предложила списать предложения и рассказать, как они это делали.

В лесу высокая сосна и ель. Они росли сто лет.

       Вот что получилось:

Наташа: 1.Я прочитала оба предложения и поняла, что в них говорится о сосне и ели. Я представила, какие они высокие и толстые, потому что долго росли. Затем постаралась запомнить эти предложения. Сразу не получилось. Стала запоминать по одному.

2. Повторила предложения, не заглядывая в текст. Очень обрадовалась, что смогла запомнить.

3.Снова смотрю на предложения. Ставлю ударения в каждом слове: в лесу – на второй слог, высокая – на второй слог, сосна – на второй слог, ель – здесь один слог, ударение не ставлю, они – на второй слог, росли – на второй слог, сто и лет – один слог, ударение не ставлю.

Теперь надо найти орфограммы: первое слово пишу с большой буквы, в – предлог, пишется отдельно, лесу – безударная гласная  е, высокая – безударная гласная  а, сосна – безударная гласная  о, и – союз, пишу отдельно, ель – на конце ь знак. Предложение закончилось, ставлю точку. Они – безударная гласная  о, росли – безударная гласная     о, сто – ничего нет, лет – парная согласная  т. Предложение закончилось, ставлю точку.  Все орфограммы подчеркиваю.

4. Читаю первое предложение так, как оно записано, не тороплюсь, читаю по слогам.

5. Вспоминаю первое предложение и записываю его в тетрадь, тихо проговаривая по слогам. Подчеркиваю орфограммы.

6. Читаю второе предложение и тоже его записываю. Подчеркиваю орфограммы.

7. Теперь надо проверить. Вспоминаю, что говорила учительница. Проверяю сначала каждый слог, не пропустила ли букву. Затем  сверяю орфограммы в тетради с теми, что выделила в тексте. Допустила ошибку в слове «высокая», исправила.

8. Положила ручку, закрыла тетрадь. Считаю, что все написала правильно.

Дима: 1.Прочитал оба предложения. Сразу повторил их.

2. Прочитал первое предложение так,  как оно написано.

3. Пишу первое предложение и диктую себе по слогам.

4. Проверяю, что написал, проговариваю каждое слово.

5. Прочитал второе предложение так, как оно написано.

6. Написал второе предложение, диктуя себе по слогам.

7.Проверил, что написал, проговаривая каждое слово.

8. Закрыл тетрадь.

Кирилл: 1. Прочитал первое предложение.

2.Нашел опасные места: в – предлог, пишется отдельно, лесу – безударная гласная  е, можно проверить – лес, высокая – надо писать а, сосна – проверю сосны, ель – на конце ь знак.

3. Повторил это предложение еще раз и записал.

4. Проверил опасные места.

5. Прочитал второе предложение.

6. Нашел опасные места: они – пишу букву о, росли – буква о, лет – на конце буква т

7. Прочитал предложение еще раз и записал.

8. Проверил опасные места.

9. Ошибок нет.

Затем мы решили составить универсальную стратегию списывания текста. Так как большинство детей в классе визуалы и кинестетики, то стратегия получилась следующая:

Аудиалы

Кинестетики

Визуалы

1.Прочитай весь текст.

Постарайся понять, о чем там говорится.

Обнимают себя руками.

Подносят указательные пальцы к вискам.

2.Прочитай первое предложение

Показ пальцами руки и один палец

1

3. Выдели орфограммы.

Показ двумя руками раскрытой книги и затем как будто пишут

4. Повтори предложение по памяти.

Закрывают лицо двумя руками

5. Пиши и диктуй себе по слогам

Показывают руками, что надо писать и шлепают губами

6.Проверь

Показывают 5 пальцев

Но это оказался просто подготовительный этап, который помог мне провести урок по выявлению и анализу стратегий по работе с текстом, т.к. до этого получился алгоритм, которого дети старательно придерживались, а мне хотелось научить их думать самостоятельно и заставить объяснить, какие мыслительные процессы у них в это время работали.

Краткий конспект урока.

Тема урока: Выявление и анализ стратегий по работе списывания с печатного текста.

Цели: 1) научить ребёнка выявлять, осознавать, анализировать свои стратегии, объяснять то, как они действуют;

            2) научить детей осознавать свои действия и самостоятельно корректировать их.

           3) научить детей анализировать ошибки, находить их причины.

Ход урока.

1. Подготовительный этап.

-Ребята, вы должны списать предложения. (Специально даётся сложное предложение)

   Часто в городах во время пожаров дети остаются в домах. От испуга они прячутся и молчат. В Лондоне малышей из огня вытаскивают пожарные собаки.

– Проверяем выполненную работу в парах.

– Как вы думаете, почему некоторые ребята при списывании ошиблись? (были невнимательны, неправильно посмотрели на текс, вертелись)

– А что значит, они были невнимательны? (отвлекались, вертелись, не слушали учителя)

2. Постановка задачи.

-Сегодня на уроке мы научимся составлять стратегию списывания текста.

– А кто знает, что такое стратегия? Ребята, стратегия – это греческое слово. Оно взято из сферы военного искусства.  Это искусство планирования, плана действий, это умение видеть цель и как их достигать. Ученые придумали, что стратегию можно применить и к учебе, т.е. надо понять, что происходит внутри тебя, в твоей голове, когда ты списываешь текст.

3. Работа по вопроснику(устно)

Задача опросника запустить процесс обучения учащихся умению давать ответы и правильно формулировать их.

Учитель слушает ответы детей и тут же их комментирует, предлагая варианты возможных ответов.

– Почему ты начал списывать текст?

– Что ты сделал перед началом работы?

-Что помогало, а что мешало началу работы?

– С чего ты начал списывать текст?

-Прочитал ли ты весь текст? Почему?

– Представлял ли ты результат списывания?

– Посмотри ещё раз текст и расскажи, как ты списывал:

                      -Где задерживал внимание?

                      -Отмечал ли трудные места?

                      – Где перечитывал или отвлекался?

Читайте также:  Польза волосам от горчичных масок

                      – Мысленно представлял…

                      – Проговаривал…

                      – Что тебя заинтересовало и почему?

– Как ты понял, что ты успешно всё списал?

– Что ты делал, если что-нибудь не получалось?

– Какие действия тебе показались наиболее удачными?

-Какой последний шаг ты сделал?

После того, как ученики приобрели первоначальный опыт ответов на вопросы, они получили задание ответить на подобные вопросы дома. Родители могли им помочь правильно сформулировать ответ и записать.

4. Составление индивидуальной стратегии списывания с печатного текста по вопросам:

Я шёл по цветущему лугу. Жужжали пчёлы. Порхали разноцветные бабочки. Светило яркое солнце. Было светло и радостно.

– Как ты решаешь, что готов списывать текст? Что тебя мотивирует?

– Каким ты представлял  результат списывания?

– Посмотри текст и напиши то, как ты его списывал, заметь любые подробности. Например, где ты задерживал своё внимание, перечитывал, переписывал, отвлёкся, рассматривал что-либо, мысленно представлял что-либо, проговаривал, сравнивал, запоминал, находил трудные слова, проверял их, вспоминал орфограммы.

– Какие шаги действия наиболее важны? Какова последовательность действий?

– Как ты осознал, что тебе удаётся хорошо списать текст? Какие действия тебе кажутся наиболее полезными? Что ты делал, если что-либо не получалось?

– Как ты завершил списывание? Как понял, что ты достиг цели? Какой последний шаг сделал?

5. Сравнение индивидуальных стратегий и составление универсальной стратегии.

– Давайте познакомимся с теми стратегиями, которые вы составили сами и выберем то, что встречается во всех стратегиях.

Кирилл Л.    

  1. Прочитал текст.
  2. Представил, что я его спишу без ошибок.
  3. Посмотрел, как пишутся трудные слова. Считаю, что я готов списывать текст.
  4. Читаю первое предложение, вижу себя на этом лугу. Каждое слово проговариваю по слогам и пишу. Трудное слов «цветущему»  проверяю сразу по тексту.
  5. Читаю второе предложение. Увидел пчел, кружащихся над цветами. Обратил внимание на слово «жужжали», в нем пишется двойная согласная «ж». Проговариваю это слово по слогам, сразу проверяю по тексту. Пишу слово «пчелы», сомневаюсь, какую букву писать «о» или «ё». Смотрю в текст и пишу правильно с буквой «ё». Опять проверяю по тексту все предложение.
  6. Читаю третье предложение. Вижу красивых бабочек. Обращаю внимание на длинное слово «разноцветные», повторяю его по слогам. Пишу, проговаривая каждое слово по слогам. Останавливаюсь на слове «бабочки», вспоминаю, что сочетание чк пишется без ь. Проверяю сразу все предложение.
  7. Читаю четвертое предложение, слова проговариваю по слогам. Кажется, что все понятно, начинаю писать. Слово «солнце» вызывает затруднение, правило не знаю, поэтому снова проговариваю и проверяю, правильно ли я списал.
  8. Осталось последнее предложение. Мне тоже радостно, что я уже заканчиваю работу. Смотрю на каждое слово, проговариваю по слогам и пишу. Сравниваю с текстом.
  9. Хочется получить пятерку, поэтому поверяю еще раз, по буквам. Считаю, что списал без ошибок, чисто и без исправлений.
  10. Закрываю тетрадь.

Вика М.

  1. Я прочитала текст, значит, я готова его списать.
  2. Очень хочется получить оценку «5». Я даже представила эту пятерку у себя в тетради.
  3. Читаю слово, а затем пишу его по слогам, не задумываюсь, что пишу.
  4. Самое главное, чтобы не отвлекаться. Нужна тишина и хорошая ручка. У меня получается.
  5. Закончила работу. Проверяю по тексту. Ошибок нет.
  6. Закрыла тетрадь.

Артур К.

  1. Я приготовил ручку, тетрадь. Прочитал текст.
  2. Мне хочется списать все без ошибок и красиво и получить оценку «5».
  3. Я представил, что у меня будет аккуратная и безошибочная работа.
  4. При списывании я сначала вспомнил все орфограммы, которые встречаются в этом тексте: начало и конец предложения, безударные гласные, двойные согласные.
  5. Затем перечитал трудные или длинные слова: жужжали, разноцветные, бабочки. Проговорил их по слогам громко и четко.
  6. Диктую себе по слогам вслух. Все списал.
  7. Посмотрел на выполненную работу. Текст написал без помарок, красивым почерком, значит, я хорошо выполнил работу.
  8. Мама проверила, нашла ошибку в слове «разноцветные». Я понял, что надо проверить еще раз.

Антон С.

  1. Я прочитал весь текст. Обратил внимание, сколько предложений. Обрадовался, что текст небольшой.
  2. Мысленно проговорил все предложения. Не получилось, поэтому подсматривал в текст.
  3. Тогда я представил картинку с цветущим лугом, пчелами и бабочками. Вспомнил лето, захотелось каникул.
  4. Снова перечитал текст. Повторил его.
  5. Нашел трудные слова, прочитал их, вспомнил орфограммы. Обратил внимание на знаки препинания.
  6. Начал списывать по словам. Проверял сразу каждое предложение.
  7. Закончил писать. Проверил только те слова, в которых встречалась орфограмма. Проверил знаки препинания.
  8. Тогда я понял, что мне удалось хорошо списать текст, без ошибок, и мама будет довольна.

Наташа Б.

1.Я открыла тетрадь, взяла ручку, значит, я готова к списыванию текста. Писать не хочется, но учитель дал такое задание.

2. Очень хочется получить оценку «5». Думаю, что смогу списать без ошибок.

3. Сразу обращаю внимание на длинные слова, поэтому перечитываю их по слогам.

4. Остановилась на слове «жужжали» и услышала, как жужжат пчелы.

5.Каждое слово прочитываю по слогам, записываю, сразу вспоминаются орфограммы: «жужжали» – пишу две буквы «ж», «бабочки»– чк пишется без ь, «светило» – на конце пишется буква «о», «солнце» – надо писать букву «л», хотя она не слышится, «светло» – однокоренное слово к слову «светило».

6. Все списала, проверила каждое слово.

7. Я поняла, что самое важное при списывании – это запомнить трудные слова, вспомнить орфограммы. Учительница говорила, что такие слова надо подчеркивать. Я стала сравнивать длинные слова в тексте с теми, что написала в тетради.

8. Все. Ошибок нет. Закрыла тетрадь.

Обсуждение:

– Посмотрите, я вам дала одно задание, а вы написали разные стратегии, т.е. делали все по-разному. Значит, есть такие шаги, которые не важны. И теперь мы должны составить универсальную стратегию, которая объединит общие шаги всех.

Универсальная стратегия списывания с печатного текста.

  1. Прежде чем списывать, подумаю, какого результата  хочу добиться, зачем это нужно. (Хочу списать грамотно, получить «пятерку», похвалу родителей, учителя).
  2. Читаю весь текст целиком, чтобы понять, о чем там говорится. (Почувствую – вкус, запах и другое, услышу, увижу, посмотрю)
  3. Посмотрю, какие слова трудные, длинные, подчеркну их в тексте, проговорю по слогам.
  4. Найду слова со знакомыми орфограммами.
  5. Читаю предложение. Читаю слово. Пишу и проговариваю себе по слогам.
  6. Проверяю. Сравниваю написанные слова с подчеркнутыми.
  7. Чувствую себя хорошо, доволен собой, я молодец.

6. Итог урока.

        Я провела повторную работу по списыванию. Результаты оказались следующими:  Без ошибок справились 13 человек, это 50% от всего количества выполнявших работу. Нет таких учеников, которые бы допустили больше 2-х ошибок.

Виды ошибок                                                                     Кол-во уч-ся

Орфографические ошибки

  4чел.        16%

Пропуск слов или букв

   2чел.         8%

Вставка лишних букв

   3чел.        12%

Красная строка

   6чел.        24%

Вывод: 1) Возраст детей – это не помеха и не преграда.

               2) Основная роль на уроке принадлежит учителю.

             3) Чем раньше начнем выявлять стратегии, тем полезнее.

Источник