Польза социальных сетей в обучении

Польза социальных сетей в обучении thumbnail

«Интернет», как всемирная информационная система, образующая киберпространство, особую реальность, рождает киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком и является одной из главных составляющих становления информационного общества. Неоднозначность влияния социальных сетей на подростков вызывает интерес к изучению этой проблемы.

По оценке агентства Newspoll, 84% подростков в возрасте от 14 до 17 лет пользуются социальными сетями и почти половина детей в возрасте 10-13 лет сидят в социальных сетях, молодые люди проводят в них до семи часов в день. В действительности сотни тысяч молодых людей сегодня не представляют своей жизни без ежедневного посещения социальных сетей, черпают информацию из лент новостей, интернет – сайтов, общаются через комментарии живых журналов.

Сетевая свобода – фактор, особенно привлекающий молодых людей, возможность высказывать свое мнение (анонимно или публично) многомиллионной аудитории. Случаи интернет – пиара кружат голову молодым, талантливым и амбициозным.

Возможность не открывать себя делает подростков абсолютно защищенными и позволяет безнаказанно оскорблять и говорить непристойности. Но подобное поведение всего лишь способ уйти от подростковых стрессов, неприятностей с родителями и преподавателями.

В сети подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.

Поводом к написанию доклада и проведению социологического опроса послужила статья, опубликованная в ежедневной газете «Утро.ru» под заголовком «Ученые заявили о вреде социальных сетей».

Группа ученых под руководством профессора нидерландского Пола Кишнера провела исследование, целью которого было выяснить влияние социальных сетей на успеваемость студентов. Всего в эксперименте приняли участие 219 учащихся.

Итоги оказались вполне предсказуемыми. Студенты, которые на время подготовки к экзаменам полностью отказались от интернет – общения, показали результат на 20% лучше остальных. Средняя оценка по четырехбальной шкале у любителей социальных сетей составила 3,06, а у тех кто на кануне сессии расстался с Интернетом, показали результат в 3,82 балла.

Если «Facebook» и другие социальные сети работают в фоновом режиме, а человек занят более важной работой, ему приходится отвлекаться и переключать свое внимание, что приводит к появлению большого числа ошибок в выполняемой работе. Подобный результат не стал неожиданностью для исследователей.

Вопрос об успеваемости своих пользователей заинтересовал и самую крупную социальную сеть – Facebook. Три четверти респондентов ответили, что интернет – общение никоим образом не сказывается на их успехах в учебе. Тем не менее 25% признали, что общение в Сети сказывается на их успеваемости, мягко говоря, не самым лучшим образом.

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. Последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета.

Первоначально компьютерная сеть во времена расцвета «Битлз» предполагалась как военно-ориентированная схема командования и управления. Но поскольку она расширилась за пределы исходных узлов и центров связи, также как и идея, которая объединила компьютеры, стало возможно создать огромный форум, чтобы обсуждать взаимно интересные темы, и, возможно, даже познакомиться с другими людьми или возобновить старые связи. В 70-ых 20 века этот процесс начался всерьез.

Социальные сети с каждым днем набирают популярность во все мире. В России они появились около 10 лет назад, но уже сегодня трудно найти человека, который бы пользуясь интернетом, не пользовался бы социальными сетями.

Самая посещаемая социальная сеть а мире Facebook. На втором месте Myspace, на третьем Twitter.

В России социальные сети пришлись по вкусу нашим соотечественникам. Статистика показывает, что мы самые активные пользователи социальных сетей.

В России самая посещаемая социальная сеть Вконтакте, на втором месте Одноклассники, на третьем Мой мир.

Итак, социальная сеть, имеющая также распространенное название как социальная паутина, выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. И, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этого сегмента населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к компьютеру и телефону. Массовое внедрение и производственные сферы компьютеров и других электронных средств коммуникации, обработки и хранения информации совпали с перестройкой мировоззренческой парадигмы в России и реформирование народного образования. Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно – интеллектуального развития подрастающего поколения.

Социальные сети — основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. Психологи подтверждают результаты исследований и кроме того, с уверенностью заявляют, что из разряда развлечений социальные сети переросли в настоящую психологическую зависимость. Вместо учебы студенты тратят свое время на «поиски друзей» и просмотр новых сообщений, что в свою очередь негативно влияет не только на успеваемость подростков, но и на психологическое состояние человека. Разрываясь между учебой и виртуальным общением, у студентов возникает стрессовое состояние, которое в свою очередь сказывается и на физическом здоровье. В психологии принято разделять любую Интернет-зависимость на стадии. В них входит начальная стадия здорового интереса к сети и патологическая зависимость от нее, которая сказывается на работоспособности человека и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье.

Читайте также:  Чай с лимоном на ночь польза и вред

В основе интернет-зависимости, считают специалисты, лежит прежде всего нелюбовь и неуверенность в себе. Люди, страдающие «комплексом недостаточности», неудовлетворенные своей внешностью или малым вниманием окружающих к своей персоне, чаще всего и подсаживаются на «онлайновую» иглу. Как правило, это люди гуманитарного склада ума, склонные к фантазиям, любящие приврать «для красоты» и часто выдающие желаемое за действительность.

«Сетемания» имеет физиологические признаки, по которым ее можно классифицировать как психическое заболевание, а не просто как нехорошую привычку. Это «влажные», как при базедовой болезни, глаза, повышенное потоотделение и хроническая бессонница. Дело в том, что частое «брожение» по Сети создает в мозгу повышенный уровень допамина — вещества, подобного адреналину. Зависимый испытывает во время общения в чатах возбуждение, которое сродни азартной лихорадке игрока.

Особенно социальные сети, на взгляд ученых, опасны для подростков, так как формируют у них ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же легко разрушить. Кроме того, подросткам, привыкшим к быстрому течению интернет-жизни, реальность может показаться слишком скучной, и они могут попытаться «оживить» ее, совершая импульсивные поступки.

Из этого следует что, основными моментами отрицательного воздействия электронных технологий на растущий организм и развивающийся мозг студента являются:

  • распространение ложной, непотребной и кодированной информации
  • нанесение вреда физическому здоровью действием электромагнитных полей
  • потеря реального времени и гиподинамия.

По результатам социологического опроса, проведенного мною среди 100 студентов в возрасте от 16-18 лет можно сделать следующие выводы: студенты Электромеханического колледжа Воронежского филиала МИИТ как и большинство молодых людей нашего времени посещают социальные сети несколько раз в день. Это можно видеть на слайде.

Основными мотивами для использования социальных сетей для них являются поиск друзей, одноклассников, одногруппников и общение с ними. Время провождения в социальных сетях помогает большинству респондентов организовывать личный досуг, а также готовиться к экзаменам. Некоторые респонденты отмечали сразу несколько мотивов, поэтому полученные цифры могут показаться слишком большими.

Практически половина опрошенных признает, что использование социальной сети помогло им в личной жизни и общении с друзьями, организации досуга и в поиске групп по интересам, некоторые утверждают, что социальные сети никак не повлияли на их образ жизни и лишь некоторые признали, что социальные сети повлияли на их свободное время, у 10% вызвало зависимость.

Приоритетным в использовании услуг, предоставляемых социальной сетью для студентов является возможность найти интересующую музыку, фильмы, фото, поиск и обмен информации, а также способ связи, экономящий средства и время.

Подводя итоги следует заметить, что социальные сети, став неотъемлемой частью полноценной жизни студента, заняли большую часть его свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения заменили студентам хобби, вербальное общение. Социальная сеть, а не учебник и преподаватель, стала для них главным помощником в подготовке к экзаменам.

Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость студентов в большинстве случаев становится пагубным. Студент не может вникнуть, усвоить и обдумать изучаемый материал.

Активные пользователи социальных сетей в целом учатся хуже тех, кто эти сети не посещает. Эта разница между личностным восприятием и реальностью не обязательно означает, что социальные сети ведут к сокращению учебного процесса и получению низких оценок. Однако результаты исследования поднимают и другие вопросы, например, на что студенты тратят время вне учебы: на социальные сети, творческую реализацию, спорт и другую активность.

Статья на тему влияние социальных сетей на учебу

Источник

О том, что соцсети оказывают негативное воздействие на учебный процесс, начали говорить давно. Однако последние исследования доказали, что это в действительности не так, ведь социальные сети порой положительно влияют на уровень успешности школьников.

Главное: надо правильно пользоваться возможностями, которые они дают. Тут есть несколько вариантов действий.

Интерактивный учебник

Если создать группу в соцсети, то ее можно использовать в качестве дополнительного учебника. Дети будут отправлять готовые задания, участвовать в их обсуждении путем написания комментариев. Те записи, которые выкладываются в ленту, становятся страницами учебника, а в качестве навигации стоит воспользоваться хэштэгами.

Готовясь к контрольной или самостоятельной работе, у ученика будет возможность легкого поиска нужных материалов, особенно если есть хэштэги вроде #7 класс, #литосфера, #видео, #надо знать. Обратите внимание, что выкладывание материалов с определенной частотой будет способствовать регулярному появлению записей и увеличению числа их просмотров.

Подготовка к ЕГЭ в Instagram

Отличный вариант для проектов со значительным количеством визуального материала – это использование сети Instagram. В ЕГЭ по истории, например, есть задания с фотографиями, где надо написать, что это за сооружение или памятник. В Инстаграме можно публиковать фотографии исторических личностей, памятников с небольшими заданиями, которые пишутся в посте. Для повышения интереса можно предложить первым пяти правильно ответившим ученикам стать обладателями пятерки в журнале. Оценка получается путем написания в директ.

Facebook в роли образовательной платформы

Соцсеть «Вконтакте» получила новый сервис «статьи», благодаря чему упростился процесс создания длинных материалов по разным предметам, которые могут сопровождаться картинками и фотоснимками.

В Facebook решили предоставить пользователям возможность добавления уроков в учебных группах и соединения их в определенной последовательности. Получился своеобразный электронный курс, который находится внутри социальной сети. Для получения информации надо зайти в сообщество по теме, а не заниматься на сторонних обучающих платформах.

Snapchat

Несмотря на малую востребованность в России, эта социальная сеть таит в себе множество возможностей. Она направлена на преимущественное использование фото и видео. С помощью Snapchat учитель может представлять информацию о домашнем задании, тестах, заниматься выкладкой краткого видео с пояснениями темы. Педагогу будет удобно связываться с учениками, активизировать интерес к учебе смешными фильтрами и наклейками, а также заниматься измерением реакции.

Читайте также:  Чай в пакетиках польза и вред исследовательская работа

Особенности использования социальных сетей для учебы

При выборе соцсети надо учитывать, какая из них наиболее популярна среди учеников. Педагогу нужно продумать нюансы предстоящей работы по оформлению заданий, вопросов, обсуждению в группе. Отлично работают различные игры, конкурсы, раздача бонусов за активность, голосование и пр.

Стоит обратить внимание на YouTube, который становится прекрасным источником образовательных материалов.

Интерес вызывают краудфандинговые площадки: многие школы и университеты в мире занимаются использованием соцсетей для того, чтобы собирать дополнительные средства. Если подключить «кошелек» к официальному сообществу, то у школы может появиться возможность сбора средств для покупки необходимого оборудования, ремонта и т.п. Исследования демонстрируют, что 5% школьного бюджета вполне может формироваться через кампании в социальных сетях.

Для начала работы в соцсетях нужно совсем немного: желание, компьютер и доступ в интернет. После регистрации и создания сообщества можно приступать к активной деятельности по обучению.

Читайте также другие статьи по теме:

Источник

33 способа использования социальных сетей для совершенствования учебного процесса

Сфера eLearning (Electronic Learning, система электронного обучения при помощи информационных технологий) закономерно приобретает во всем мире растущую популярность. Прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс. 

Дневник.ру - лидер eLearning в РоссииДневник.ру, российский лидер eLearning, внимательно следит за мировыми тенденциями в этой сфере. Сегодня мы хотим предложить к прочтению статью, которая раскрывает секреты использования популярных социальных сетей и программ для организации более интересных и динамичных занятий в классах. Статья в первую очередь будет полезна учителям, которые стараются активно использовать современные технологии в образовании; ученики и родители тоже смогут найти здесь много интересного.

Идея публикации была навеяна аналогичным исследованием, проведенным американскими коллегами. Первоисточник статьи, которая нас вдохновила, находится здесь. 

Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения. Преподаете/учитесь ли вы в начальной школе или традиционном высшем учебном заведении – в данной статье вы найдете подходящие способы использования социальных сетей на каждой случай.

………………………………………………………………………………………………………………………….

Идеи для средней школы

………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Вдохните жизнь в литературу. Ученики могут создать страницу (профиль) литературного героя в социальной сети, используя все функции, которые предлагает сеть: картинки, общение, «мне нравится», ссылки, обсуждения и т.д. Самое интересное в этом процессе – стараться создать на страничке героя тот мир, который поможет лучше раскрыть его характер.
  2. Следите за событиями в жизни знаменитостей. Многие знаменитости используют Twitter. Вы можете выбрать известного человека, деятельность которого связана с темой, которую вы изучаете. Например, при изучении темы «Правительство Российской Федерации», ученики могут следить за новыми сообщениями официального аккаунта Правительства в Твиттере или за обновлениями аккаунта Премьер-министра РФ .
  3. Изучение географии. При обучении географии используйте программу Google Планета Земля. Весь мир открыт перед Вами! Виртуальные путешествия в любую точку мира: 3D-здания, фотоснимки и рельеф; поиск городов, компаний и других мест… Кроме того, посмотрите пример, как учитель  использовал свои контакты в Twitter для проведения интерактивных уроков с учениками.
  4. Экскурсии. Иногда организация экскурсии представляет трудность или невозможна – в таких случаях используйте программу Skype, чтобы провести экскурсию, не покидая классной комнаты, или покажите ученикам виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира, интерактивные модели знаменитых сражений и т.д.
  5. Налаживайте связи с другими классами. Для расширения возможностей обучения, общайтесь с учениками из других классов, независимо от их местонахождения. Например, используйте сервис виртуальных конференций в Дневник.ру или Twitter для общения о каком-либо городе или стране непосредственно с их жителем в режиме он-лайн! 
  6. Последние обновления. Благодаря сервису хэштегов в Twitter можно отслеживать последние записи на изучаемую тему всех пользователей сервиса, что оказывает неоценимую помощь при обсуждении текущих событий. Прочтите несколько советов о том, как эффективней использовать Твиттер.
  7. Общение с родителями. Поддерживайте связь с родителями через Дневник.ру и социальные сети, чтобы сообщать им об успехах их ребенка, обсуждать способности и предрасположенность ученика к тому или иному предмету и т.д. 
  8. Поддерживайте школьный сайт в Дневник.ру, наполняя его актуальной информацией и интересным контентом – как, например, это делают сотрудники ГБОУ Гимназии №1597 (Москва).
  9. Развлекитесь во время урока. Если вы ведете серьёзный урок, требующий повышенного внимания учеников, попробуйте «разбавить» его одним из образовательных приложений Дневник.ру.

 ………………………………………………………………………………………………………………………….

Идеи для ВУЗов

………………………………………………………………………………………………………………………….

33 способа использования социальных сетей для совершенствования учебного процессаДля расширения возможностей обучения используйте данные идеи на семинарах и лекциях:

10.  «Окно» в повседневную жизнь учебного заведения. Создайте веб-сайт, как это сделали, например, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Благодаря такому сайту посетители могут узнать актуальную информацию об университете, вступительных олимпиадах (в том числе, дистанционных с помощью Дневник.ру), почитать рассказы студентов и действующих преподавателей, посоветоваться с другими абитуриентами на форумах и т.д.

11.  Участвуйте в конкурсах. Принимайте участие в интерактивных конкурсах, проводимых, например, компанией Майкрософт и др.

Читайте также:  О пользе и вреде бритья

12.  Создавайте приложения и исследуйте социальные сети. Социальные сети сами по себе могут представлять отличный объект для исследования. Последуйте примеру этой группы Стэнфордского университета и создайте собственные приложения в соц. сетях.

13.  Помогайте развивающимся странам. Создайте проект, подобный некоммерческой образовательной организации «Скейтостан» (Skatistan), о которой в своё время рассказывал Дневник.ру, давая возможность задать вопрос лично её организатору.

14.  Следите за сообщениями руководителей. Чтобы узнать больше об исследованиях и профессиональной деятельности преподавателей, руководителей и других профессионалов, работающих в области вашего исследования, следите за их сообщениями в социальных сетях.

15.  Возможности инициативы. Студенты имеют возможность использовать социальные сети для совместной работы в формате подачи той или иной инициативы «снизу» – как, например, сделали студенты Университета Британской Колумбии, выступив против закрытия тренажерного зала в бассейне университета.

…………………………………………………………………………………………………………………………. 

Идеи для учащихся

………………………………………………………………………………………………………………………….

16.  Преимущества дистанционного образования. Используйте возможности медиатеки Дневник.ру для ознакомления с методическими наработками, изучения лекций, презентаций, видео- и аудиофайлов.

17.  Практикуйте иностранные языки. Ребята, изучающие иностранный язык, могут практиковаться, общаясь с носителями языка – например, в группах соц. сетей, или используя современные бесплатные сервисы, например LinguaLeo.ru и др.

………………………………………………………………………………………………………………………….

Идеи для преподавателей

………………………………………………………………………………………………………………………….

Независимо от уровня знаний ваших учеников существует много способов использования социальных сетей при работе с аудиторией:

18. Предложения для класса. Размещайте предложения для класса в Дневник.ру, социальных сетях или Твиттере.

19.  Связь с другими преподавателями. Обменивайтесь опытом с другими преподавателями по всей России, размещая и получая информацию о новых идеях, советах и методиках в популярных группах Дневник.ру и наших социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбуке, ЖЖ. Отвечайте на вопросы учащихся в сети.

20.  Будущие студенты: используйте сообщество репетиторов в Дневник.ру, которое насчитывает более 60 тысяч учителей.

21.  Конференции. Используйте Twitter, чтобы быть в курсе событий всех профессиональных конференций и оставаться на связи с нужными людьми.

22.  Публикуйте записи. Публикуйте записи в файлах и Медиатеке Дневник.ру, чтобы пропустившие занятия студенты могли ознакомиться с необходимым материалом, а преподаватели могли ссылаться на любые сделанные записи.

23.  Форум для преподавательского состава. После того, как вы накопили достаточный опыт по использованию социальных сетей при работе в классе, подготовьте материал для обмена опытом со своими коллегами в популярных сообществах в Дневник.ру.

24.  Трансляция урока в режиме реального времени. Сервис Twitter может быть успешно использован для интерактивной трансляции выступления в режиме реального времени (при этом важно не забывать ставить хештэги).

25.  Поиск приглашенных лекторов. Используйте новые знакомства с коллегами в Дневник.ру, чтобы пригласить их выступить перед вашими учениками. Такая взаимопомощь может стать очень полезной.

26. Ведите собственный блог, как это делает, например, победительница спец. номинации от Дневник.ру в рамках всероссийского конкурса “Позитивный контент 2012” Ольга Николаевна Комарова из Омска.

…………………………………………………………………………………………………………………………. 

Командный дух

………………………………………………………………………………………………………………………….

Организация совместных проектов внутри класса и школы объединит всех участников образовательного процесса, создаст менее формальную обстановку, позволит ученикам правильно относиться к работе в команде и осознанию личной ответственности каждого за результат. Интернет – отличный помощник в деле организации подобных проектов!

27.  Виртуальные сообщества. В сети можно создавать виртуальные сообщества, например, группы учителей или региональные сообщества, группы по интересам, конкурсные группы и пр.

28.  Межличностное взаимодействие. Когда вы постепенно узнаете о других немного больше, как это происходит в социальных сетях, у вас складывается более полное понимание личности ваших собеседников, что способствует более открытому и информативному общению.

29.  Используйте обратные каналы. «Обратным каналом» в данной ситуации называется повторное обсуждение основной лекции или презентации в Сети. Используйте обратный канал для улучшения качества преподавания и контроля усвоения материала.

30.  Сотрудничество. Социальные сети изначально создавались для стимулирования социального взаимодействия, поэтому используйте эту возможность, поощряя учеников на совместною работу над проектами в социальных сетях.

31.  Держите руку на пульсе. В настоящее время школы переходят на новый подход к образованию, ориентированный на развитие взаимодействия, при котором с помощью социальных сетей формируются лучшие условия для обучения и вовлеченности учеников в образовательный процесс.

Дневник.ру - социальная сеть для учителей, учеников и их родителейПодробнее о комфортном переходе на электронный формат ведения школьных процессов можно почитать здесь, а также обсудить собственные идеи и проблемы с коллегами, ознакомиться с типовыми документами для подготовки процесса и пр.

32.  Инклюзивное образование. Ученики, отсутствующие на занятиях по различным причинам или по болезни, с помощью Дневник.ру и возможностей Интернета могут удаленно присутствовать в классе и оставаться в курсе последних событий в учебе.

…………………………………………………………………………………………………………………………. 

Общение

………………………………………………………………………………………………………………………….

33. Такие социальные сети, как Дневник.ру, VK, Facebook, Twitter предоставляют всем участникам образовательного процесса отличную возможность усилить степень своего взаимодействия и повысить его эффективность.

Самый крупный электронный образовательный проект России Дневник.ру – это не просто социальная образовательная сеть. Это уникальный проект, который совмещает в себе три модуля:

  • дистанционное обучение,
  • управление школьным документооборотом,
  • социальная сеть.

Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-переводчик, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России и мн. др.

Подробнее о функциях Единой образовательной сети для пользователей можно почитать ЗДЕСЬ.

Уважаемые учителя и дорогие ученики!

А как ВЫ используете социальные сети в процессе обучения? Что больше всего нравится и чаще всего используется в Дневник.ру? Мы ждем ваших комментариев и встречных предложений!

Источник