Польза от чтения псалтири по соглашению

В чем заключается польза от чтения Псалтири?
Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18–19).
Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион ). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов — песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое название — Sefer tefillot (Книга молитв).
Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? — в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу ). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом : «Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, — изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих — приращение ве дения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма ).
Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).
Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога ! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел — 135-й псалом.
Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).
иеромонах Иов (Гумеров)
<< на Главную страницу на Интересную рубрику >>
Святитель Григорий Нисский:
«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».
Святитель Иоанн Златоуст:
«Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим».
Святитель Афанасий Великий:
«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Святитель Василий Великий:
«Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен».
«Не мози ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его».
Аминь.
Святитель Тихон Задонский:
«Утешение принимай из святых псалмов».
«Действительно, Откуда нам брать утешение, когда мы уже по действию силы вражьей чувствуем себя совершенно оставленными, совершенно униженными, совершенно оскорблёнными, совершенно разбитыми, совершенно обречёнными? В том числе из псалмов».
Сам свт. Тихон Псалтирь знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Книга Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».
Свт. Григорий Богослов:
«Псалтирь есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие».
Св. праведный Иоанн Кронштадтский:
«Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях, и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты в свою очередь языческим, а не христианским, духом отрицания богодухновенности Священного Писания и превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты.
Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…»
Прп. Амвросий Оптинский:
«На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».
Блаженный Августин:
«Любовь к псалмопению породила монастыри».
«Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»
Прп. Ефрем Сирин:
«Самый острый меч на диавола – псалом в устах монаха. Псалом да будет непрестанно в устах твоих».
Прп. Нил Синайский:
«Молитвенный псалом да будет в устах твоих, ибо произнесение Божия имени обращает в бегство демонов».
Прп. Парфений Киевский:
«Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо Слово Божие огнь поядаяй есть».
Прп. Серафим Саровский:
«Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным».
Батюшка Серафим при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно в церкви, двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи.
Прп. Паисий Святогорец:
«Своим настоящим приношением миру я считаю те полтора часа, в течение которых читаю Псалтирь. На все остальное я смотрю как на развлечение: придут, несчастные, выговорят мне свою боль, ну, дам им какой-никакой совет. Поэтому я не считаю помощь своим собственным приношением: людям помогает молитва. Если бы я мог отдавать молитве все свое время, то помогал бы миру больше.
Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает».
Схиигумен Савва (Псково-Печерский):
«Чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю».
Старец очень любил Псалтирь. В какой-то период жизни он испытывал некоторые трудности: не хватало времени на все, чувствовалась немощь, уныние. И вот однажды в тонком сне явилась ему Пресвятая Владычица и тихо сказала: “Чадо! А Псалтирь-то читать надо! Это жизнь твоя!” И все трудности как рукой сняло. С тех пор он уже никогда не прекращал чтение Псалтири, а впоследствии возглавил чтение “Неусыпаемой Псалтири” в Псково-Печерской обители.
Старец Иероним Санаксарский:
«Где читают Неусыпаемую Псалтирь – это как огненный столп до неба».
Старец Арсений Исихаст:
«Все Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё. Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва».
—
Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb
Чтение Псалтири, по словам святых отцов, ограждает человека от зла и даже может спасти жизнь. В монастырях еще в первые века христианства зародился обычай молиться по Псалтири о душах живых и усопших людей. Что такое Псалтирь, история и традиции чтения? Зачем читают Псалтирь о здравии и упокоении. Что значит Неусыпаемая Псалтирь и как монахи молятся Псалтирью за весь мир – в нашем материале.
Что такое Псалтирь?
Псалтирью называется одна из древнейших христианских книг Ветхого Завета. Она лежит в основе православного богослужения и пользуется популярностью у верующих людей с незапамятных времен.
Название «Псалтирь» переводится с древнееврейского как «Книга Хваления». Сборник Божественных гимнов был составлен царем Давидом в ветхозаветные времена. Книга состоит из 151 псалма, объединенных в 20 глав – кафизм. Каждая кафизма разбита на три части, называемые «Славами». В зависимости от того, молятся ли по Псалтири о здравии или об упокоении, на «Славах» читаются имена живых или усопших людей.
Псалтирь не раз помогала людям, взявшимся за чтение этой книги, в исцелении от болезней или в положительных переменах жизни. К сожалению, мирянин не может читать Псалтирь в течение всего дня или ночи ежедневно. Поэтому издавна сложился обычай просить об этом монахов, для которых молитва является основным занятием в жизни.
История и традиции чтения Псалтири
В VI веке преподобный Александр Константинопольский ввел обычай круглосуточного чтения Псалтири в руководимом им монастыре в Палестине.
Святому было послано от Бога откровение, и он установил новый чин молитвы в обители. Палестинский монастырь с тех пор получил название Неусыпающего, так как Псалтирь здесь читалась без перерыва днем и ночью.
Позже преподобный Александр учредил подобный обычай и в Константинополе.
С Крещением (X век), традиция круглосуточного чтения Псалтыри пришла в русские монастыри.
Святые отцы о Псалтири
«Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтири», –
подчеркивал в своих трудах Иоанн Златоуст важность священной книги.
Василий Великий отмечал пользу чтения священной книги для ограждения себя от зла и обретения внутреннего спокойствия.
Недаром Псалтирь стала самой часто используемой книгой в православном богослужении. Все 20 кафизм прочитываются по уставу на службах в течение недели, а избранные псалмы лежат в основе каждой части суточного круга церковной молитвы.
Псалтирь о здравии
Чтение Псалтири о живых людях приносит пользу как душе читающего, так и поминаемого. Неусыпаемая Псалтирь помогает человеку преодолеть греховную зависимость (наркомания, алкоголизм, блуд, прелюбодеяние, азартные и компьютерные игры и прочие); исцелиться от болезней, в том числе смертельных; принять правильное решение в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложных обстоятельств; защититься от злых духов и их влияния.
Псалтирь об упокоении
Распространено мнение, что Псалтирь принято читать только в первые 40 дней после смерти человека. На самом деле молитва по текстам священной книги особенно нужна усопшему человеку, так как дает его душе сильное облегчение. Живым неизвестна загробная участь умершего и внутреннее состояние, в котором он перешел в иной мир. Поэтому об усопших желательна непрестанная молитва.
Как читается неусыпаемая Псалтирь?
Под чтение неусыпаемой Псалтири отводится специальное место в храме или в монастырской келье. Настоятель монастыря назначает ответственных из числа братии, которым поручено в назначенное время сменять предыдущего чтеца на молитвенном «посту». Псалтирь читается в любое время суток, при этом на каждой «Славе» поминаются имена людей, за которых были поданы записки.
За время прочтения всей Псалтири поминаемый человек получает мощнейшую духовную поддержку, ведь за него с молитвой в монастыре обращаются к Богу минимум 60 раз.
Как правило, неусыпаемую Псалтирь заказывают на продолжительный период: 1 месяц, 6 месяцев или целый год. В Священном Писании сказано, что
«Царство Небесное силой берется»
(Мф. 11:12)
То есть для получения от Бога полезного душе дара требуется приложение усилий, в первую очередь молитвенных. Непрестанное чтение неусыпаемой Псалтири совершается во многих монастырях. Параллельно читать Псалтирь можно и дома, и в этом также будет большая духовная польза для читающего человека и для того, за кого он молится.
Варвара Степанова
Старообрядка, писатель, иногда гонзо-журналист. Между Симбирском и Буэнос-Айресом. Текст – редакции, эмоции – читателю, нервы – поклоннику, честь – никому.
Радость мояСаровский Серафим
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он приказал ежедневно читать Псалтирь в церкви двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи.
Какая была причина сего? Прежде всего, преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно. Святитель Григорий Нисский говорит: “Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви”. Вот такую любовь к Псалтири, какую имели к ней христиане древние, преподобный и желал вложить в сердца сестер Дивеевских.
Потому и заповедовал преподобный инокиням читать Псалтирь денно и нощно, что чтение Псалтири для христианина весьма полезно. “Вопрошен бысть, – сказано в предисловии к Псалтири, – великий Иоанн Златоуст от братий: “Добро ли есть оставити Псалтирь?” Он же рече: “Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим””.
И далее, в сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: “Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!”
Все это, конечно, преподобный знал, а потому и заповедал сестрам чтение Псалтири непрестанное.
Хорошо бы, братие, сделали и мы, если б последовали заповеди преподобного о чтении Псалтири постоянном. Поистине, весьма полезно поучатися псалмам и меду подобно есть пение оных! Помимо той пользы, на которую указали мы, Псалтирь может быть полезна и благодетельна для нас и во многих других случаях, если будем прилежать чтению ее. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений на трудные и скорбные обстоятельства жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возвышению умиленных прошений о ниспослании Небесной помощи среди тесных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельных совершенств.
Видите ли, сколько может принести пользы внимательное, постоянное и благоговейное чтение Псалтири.
Ввиду же всего этого чтению ее и прилежите; прилежите так, как, кроме преподобного Серафима, учит еще и Василий Великий, словами которого мы заключаем слово наше. “Не мози, говорит он, – ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его”. Аминь.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Молитвы перед началом чтения Псалтири
Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь.Аще иерей, глаголет:Благослове?н Бог наш, всегда?, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в.Аще ли ни, глаголи умиленно:Моли?твами святы?х оте?ц на?ших, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же наш, поми?луй
Молитвы перед началом чтения Псалтири
Разумно да будет, како подобает особь пети ПсалтирьАще иерей, глаголет:Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.Аще ли ни, глаголи умиленно:Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Поучение 4-е. Преставление свт. Димитрия Ростовского
(О пользе чтения жития святых)
I. Свт. Димитрий, митрополит Ростовский, день блаженного преставления коего ныне празднуется, родился в 1651 г., в местечке Макарове, близ Киева, и был назван Даниилом. Даниил с юных лет проявил
Св. мученик Евпл архидиакон
(О пользе чтения св. Писания)
I. Ныне прославляемый св. мученик Евпл жил в городе Катане на острове Сицилии во время гонения на христиан при Диоклетиане. Несмотря на опасность быть схваченным и преданным истязаниям, он безбоязненно проповедовал
Мысли при чтении Псалтири
Пс. 1. Описывается благоуспешность во всем и блаженство людей благочестивых и бедствие нечестивых. Благочестивый человек как древо плодовитое при потоке вод, а нечестивые — как прах, возметаемый ветром с земли.Пс. 2. Пророчество о Мессии.Пс. 4, ст.
Продолжение чтения из Псалтири
Пс.77. Как дивен Бог в делах Своих! Вот Он (ст. 13 и далее) разверзает море и проводит сынов Своих по суху: представи воды яко мех: волны поднимались и опускались, и между тем как стена огусте оба полы вода (подобие меха). Наставляет их облаком во
О пользе чтения писем старца
Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении.Советую вам достать себе книгу «Письма блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария
В чем заключается польза от чтения Псалтири?
иеромонах Иов (Гумеров)Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными
Значение Псалтири для Богослужений
В Псалтири есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Поэтому неудивительно исключительно широкое применение Псалтири при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится
Чин 12 псалмов и пения Псалтири
На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов» [170], а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв.
МОЛИТВЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
Разумно да будет, како подобает особь пети ПсалтирьАще иерей, глаголет:Благослове=н Бог наш, всегда=, ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в.Аще ли ни, глаголи умиленно: Моли=твами святы=х оте=ц на=ших, Го=споди Иису=се Христе= Бо=же наш, поми=луй
ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ЗА УМЕРШИХ
Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности. У нас псалтирь читается при гробе усопших мирян. В некоторых местах есть специально чтецы, которые или приглашаются в дом умершего для непрерывного чтения псалтири, например, в
О пользе чтения писем старца
Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении.Советую вам достать себе книгу «Письма блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария
Молитвы перед началом чтения Псалтири
Разумно да будет, како подобает особь пети ПсалтирьАще иерей, глаголет:Благослове?н Бог наш, всегда?, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в.Аще ли ни, глаголи умиленно: Моли?твами святы?х оте?ц на?ших, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же наш, поми?луй
МОЛИТВЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь
Аще иерей, глаголет:Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.Аще ли ни, глаголи умиленно:Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй