О пользе брака в исламе
Всевышний Аллах, создав пророка Адама (мир ему) и Хаву, предписал им и их потомству поклоняться Себе. Создатель сотворил Адама (мир ему) из глины, а Хаву – из его левого ребра, и сделал мужчин и женщин из их потомства причиной для сотворения остального человечества.
Путём же, посредством которого на этот свет появляется народ, которому Аллах вменил в обязанность поклонение, Он сделал никях, т.е. шариатское бракосочетание. Для продолжения рода человеческого, Всевышний наделил мужчин и женщин взаимным влечением. Чтобы люди могли различать друг друга (с какого племени, с какого рода), кто кому приходится отцом, матерью, предками и кто чьим является потомством, и дабы они могли оказывать друг другу помощь и поддержку, Творец создал семьи и родство. Он особо возвеличил достоинство родства. Также Аллах строго запретил несправедливое, запретное сожительство мужчин и женщин и запретное удовлетворение ими своих физиологических потребностей, т.е. прелюбодеяние, ибо оно перемешивает всё родство, племя и деградирует семью и общество. А вред от подобного разрушения семьи и смешения родства для нас не является секретом.
Если у человека нет семьи, родственников, то для него не бывает никого другого, который бы защитил его и проявлял заботу о нем, а если же он стал сиротой, то он теряет того, кто помогает ему, не могут различить его происхождение, род, и он сам не знает своих предков. Ради этих указанных и других целей и выгод Всевышний Аллах и установил шариатское бракосочетание.
Всевышний Аллах, описывая Своих Пророков и восхваляя их, сказал: (смысл) «Я и раньше тебя отправил посланников (пророков), и Я сделал их обладателями жен и детей» (cура 13, аят 38). Господь поведал об этом, упоминая Свою милость и блага, которыми Он одарил Своих пророков. Также Аллах упомянул в Коране лишь пророков, которые вступили в брак. Пророк Иса (мир ему) тоже женится после второго нисшествия на землю и у него родятся дети. Так пишет великий имам аль-Газали в своей книге «Ихъя улюм ад-дин».
Хадисы о важности брака
В благородных хадисах любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) также часто упоминается о достоинствах заключения шариатского брака. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бракосочетание – моя сунна, кто бы ни возненавидел мою сунну, тот возненавидел и меня» (Ибн Маджах). В другом хадисе отмечается: «Брак – моя сунна, кто бы ни возлюбил мое поведение, мой путь, тот пусть придерживается моей сунны» (Абу Я‘ла). «Женитесь и размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться (радоваться) вашей многочисленностью перед другими общинами» – гласит другой хадис, переданный Ибн Мардавия. «Кто бы ни избегал вступления в брак из-за опасений перед бедностью, тот не из нас» (ад-Дайлами). «Тот из вас, кто в состоянии вступить в брак, пусть сделает это, ибо бракосочетание больше оберегает от запретного взоры и половые органы. А тот же, кто не в состоянии жениться, пусть усердствует в соблюдении поста, ибо, поистине, пост приносит успокоение, целомудрие» (аль-Бухари, Муслим).
Брак – защита от смут
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уделял большое внимание бракосочетанию, ибо те, кто не имеют законного спутника жизни, в большинстве случаев не могут предохранять свои глаза и мысли от запретного. Если не удается отводить взоры от запретного, то у человека увеличиваются запретные мысли, а такие страстные мысли ведут к запретным деяниям. В хадисе любимого Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Взгляд на запретное – одно из ядовитых стрел сатаны» (ат-Табарани, аль-Хаким). Ведь если не предостерегать глаза от взоров на запретное, то и сердце охватывают запретные мысли, рушится его покой, появляется забвение по отношению к Всевышнему Аллаху, становится невозможным искреннее поклонение Создателю, постоянно помня о Нем и испытывая благоговейный страх и смирение перед Ним.
В итоге, взоры на запретное могут привести человека к особо тяжкому греху – прелюбодеянию. Можно много рассказывать о тяжести и вреде греха прелюбодеяния, однако верующему человеку должно быть достаточно и одного следующего хадиса. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Человек, совершающий прелюбодеяние, не совершит его, будучи верующим» (аль-Бухари, Муслим).
Одной из трех основ мусульманской религии является ихсан. Что же такое ихсан? Ихсан – это постоянное осознание человеком того, что Всевышний Аллах всегда и везде видит его, вследствие чего в его сердце появляется постоянная память о Нем и богобоязненность во всяком совершаемом поклонении. Если человек не старается оберегать от запретного взоры и мысли, то его третья основа религии, т.е. ихсан, никогда не усовершенствуется. В бракосочетании, помимо названных, есть еще множество польз. Из их числа и следующие: рождение детей и сохранение посредством этого потомства; достижение довольства Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), способствуя увеличению его общины; благодать мольбы детей, прочитанной ими за своих родителей после их смерти, их прошение о защите родителей от огня Ада; заступничество ребенка, если он умер еще в младенческом возрасте (до совершеннолетия).
Также из выгод заключения брака является защита от сатаны, преодоление страстей, похоти, сохранение своей религии. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Человек, вступивший в брак, защитил половину своей религии, поэтому пусть он проявит предосторожность (защитит) во второй ее половине» (аль-Байхакий).
Супруга – покой для сердца
Еще из польз заключения брака является облегчение ведения домашнего хозяйства, обретение утешения и покоя для сердца. Неженатому мужчине приходится самому заниматься всеми домашними делами, что сокращает его время, отведенное на поклонение Аллаху, и поэтому его богослужение бывает слабым, малым. Любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил, что от непомерного труда сердца омрачаются, и наставил нас на то, чтобы мы периодически доставляли покой сердцам. Дозволенные шутки ободряют сердца, снимает физическое напряжение и стимулирует, облегчает выполнение какого-либо труда. А бракосочетание избавляет человека от указанных трудностей и невзгод. Помимо этого человек обретает для себя хорошего помощника в своем деле, экономит время в пользу занятия богослужением, находит душевный покой и преодолевает скуку.
Всевышний Аллах в Коране говорит, что Он создал нашу праматерь – Хаву для того, чтобы Адам находил в ней успокоение, утешение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) также сказано: «Разумному следует разделить свое время на три части: первая – время, когда он обращается к своему Господу – Аллаху; вторая – время, когда он отчитывает себя, требует отчета у своего нафса; третья – время, когда он занят приемом пищи. Поистине, благодаря последней части времени он способствует выполнению указанных двух первых деяний» (Ибн Хиббан). Так же, как для организма не обойтись без пищи, и сердцу нужен дозволенный, умеренный отдых, утешение. А последнее наилучшим образом можно получить, живя с религиозной, послушной женой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть каждый из вас обладает сердцем, выражающим благодарность Всевышнему, языком, поминающим Аллаха, и верующей, послушной, благочестивой женой, способствующей вам в совершении благих деяний для вечного мира» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Достоинством бракосочетания также является получение вознаграждения, предусмотренного за обучение членов семьи основам религии, перенесение исходящих от них трудностей и добывание для них дозволенных средств существования. В шариатских книгах пишется, что за эти деяния можно получить очень высокое вознаграждение.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) отмечается: «Нет лучшего подарка отца своим детям, чем хорошее, исламское воспитание». В другом хадисе говорится: «Средства (еда и т.п.), потраченные человеком на свою семью, засчитываются ему как добровольные пожертвования…». Еще в хадисе сказано: «Среди грехов есть и такие, которые смываются лишь благодаря заботе о зарабатывании дозволенных средств» (ат-Табрани, Хатиб).
Муж – опора жены
Вступив в брак, женщина также обретает облегчение для ведения домохозяйства и совершения богослужения. Муж обеспечивает её едой, одеждой, жильем, следовательно, ей уже не приходится беспокоиться об этом. Работа по дому, уход и услуги, оказываемые ей своему мужу, запишутся ей как наилучшее богослужение. Много можно говорить о достоинствах и пользах шариатского бракосочетания. Однако, разумному достаточно и малого.
Выбирай по религиозности…
Если мы желаем получить совершенную пользу от брака, то необходимо жениться на праведной, религиозной женщине, также как необходимо выдавать дочь за благочестивого человека. Благородный Пророк (мир ему и благословение) говорил: «При выборе супруги принимаются во внимание четыре аспекта: или её богатство, или красота, или её происхождение (знатность), или религиозность. Выбери себе религиозную и на тебя снизойдет благодать» (аль-Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Кто женится на женщине лишь из-за её знатности, высокого положения, того Аллах унизит. Кто женится на женщине лишь ради её богатства, тому Аллах увеличит нужду и бедность. Кто женится на женщине, беря во внимание только её красоту, того Аллах принизит. А кто женится на женщине, имея своей целью только оберегание посредством брака своих глаз и половых органов от запретного и поддержание родственных связей, то Аллах ниспошлет ему в этом благодать» (Ибн Хиббан).
Высоко ценится выдача дочери замуж за религиозного мужчину, если он пришёл, прося её руки. Даже если он не обладает материальным богатством, не имеет хорошо оплачиваемую работу и не занимает высокую должность, но обладает богобоязненностью, то следует выдавать за него замуж дочь. Любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если к вашей дочери будет свататься религиозный, доверенный мужчина, то выдавайте за него свою дочь. Если не будете поступать так, то на земле распространится большая смута и погибель» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).
Теперь давайте подумаем, дорогие единоверцы, какая большая погибель и порочность распространены сегодня в обществе, вследствие того, что люди не хотят выдавать замуж своих женщин – дочерей, сестер, кроме как за состоятельных, обладающих высоким положением, почётом и должностью мужчин. Мы сегодня в процессе заключения брака следуем всяким труднодоступным для бедного человека обычаям и традициям. Выдаём ли мы замуж за человека, если он не приносит в качестве приданного большое состояние, золото, или если не обладает большим, шикарным домом, или, если не занимает высокую должность?! Мы сегодня отворачиваемся от установленного для этого пути Аллаха и его Посланника, оправдываясь тем, что, якобы, люди могут порицать, осуждать нас, если мы не следуем этим общепринятым обычаям.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил, чтобы женщины требовали в качестве махра (свадебный подарок) слишком большое количество имущества. А сегодня же, если обратить внимание, выплата калыма (имущества, золота), которого требуют с жениха родственники женщины, стала даже несколько обязательной. Его воспринимают даже в качестве махра, которого, согласно Шариату, необходимо выплатить жене. А Пророк (мир ему и благословение) ведь сказал: «Из благодати женщины – назначение ею в качестве махра малого количества имущества» (Ибн Хиббан).
Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Если бы назначение большого количества имущества в качестве махра было бы высокочтимым деянием, то Посланник Аллаха опередил бы в этом всех. Ведь некоторые сподвижники Пророка выдавали замуж своих дочерей, определив для них в качестве махра лишь имущество стоимостью пяти серебряных монет (дирхемов)».
Большой калым – угроза нравственности общества
Человек, желающий вступить в брак, по причине отсутствия у него соответствующего большого количества имущества для создания семьи, как ныне это принято, остаётся холостым еще в течение долгого времени, ища возможность улучшить своё материальное положение. Ведь такое откладывание заключения брака и вводит людей в грех. Шариат поощряет раннее вступление в брак. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Человек, у которого родился ребенок, пусть нарекает его красивым именем, даёт ему хорошее (исламское) воспитание, и по достижении им совершеннолетия пусть создаёт для него семью (поженит сына, и выдаст дочь замуж). Если после достижения ребенком половой зрелости, отец не поженит его (не выдаст замуж ее), и он вследствие этого впадет в грех (прелюбодеяния), то грех этот ложится и на отца, т.е. как и на совершившего его сына (дочери)» (аль-Байхаки).
Теперь подумайте, дорогие братья и сёстры, в каком же возрасте мы женим своих сыновей или выдаём замуж своих дочерей?! Мы женим сына лишь спустя 10-15 лет после достижения им совершеннолетия, немного ранее этого выдаем замуж и дочерей. В Шариате торопливость порицается, кроме некоторых случаев. Среди этих случаев, когда необходимо проявлять торопливость, названа и женитьба по достижении детьми соответствующего возраста. Мы же, под предлогом, что дети не смогут содержать себя и свои семьи или других подобных оправданий, оставляем их холостыми до довольно зрелого, почтенного возраста. Можно было бы сказать, что молодые люди в таком возрасте еще не обладают таким разумом, позволяющим им соответственно управлять своими семьями, но нельзя забывать и о том, что если мы дадим им правильное исламское воспитание, то они не останутся без такого ума, разума. А без исламского воспитания человек не обретет здравого, крепкого ума и в сорокалетнем возрасте, и даже в старческом возрасте.
Вследствие того, что люди не обзаводятся семьями своевременно, следуют трудноосуществимым, не соответствующим Исламу обычаям, не желают выдавать своих дочерей, кроме как за состоятельных людей, считают позором и недостойным выход замуж вторично или в третий раз вдовы или разведенной женщины, и практикуют другие подобные недостойные, не установленные религией деяния, в нашем обществе быстрыми темпами распространяется половая распущенность, разврат. А если бы мы женили своих детей в установленное время, назначали бы в качестве махра принятую в Шариате умеренную цену, выдавали бы замуж вдов и разведенных женщин, и в каждом населённом пункте местный имам взял бы это под свой контроль и внимание, еще с младенческого возраста воспитали бы детей согласно установкам Ислама, то разве распространился бы среди нашего народа грех прелюбодеяния до такой степени, как мы наблюдаем сегодня?! Вследствие того, что этому ужасному греху предаются множество людей, мы даже стали считать его незначительным, не стоящим внимания поступком. Ведь это великий и тяжкий грех. Шариат предписывает смертную казнь человеку, совершившему прелюбодеяние. В хадисе говорится, что вера (иман) покидает человека, совершающего этот тяжкий грех. Также хадис гласит, что когда в одном месте среди народа распространится прелюбодеяние, то Всевышний нашлет на них большие, всеобщие беды и болезни, от которых нет излечения. И сегодня все мы являемся свидетелями этому.
Как следствие распространения внебрачных связей в обществе с каждым днём увеличивается количество беспризорных детей, брошенных на произвол судьбы или пополняющих детские дома. Ребенок, рожденный в результате прелюбодеяния, не относят к отцу, ибо он не заключил брак согласно нормам Шариата, такого ребенка даже не считают законным сыном или дочерью последнего. Следовательно, как мы видим, дети, рожденные в результате прелюбодеяния, становятся такими, у которых нет ни родства, ни родителей. Незаконнорожденному не положено и наследство. Интересно, кем же станут в дальнейшем дети, рожденные таким образом вне брака, не получившие исламское воспитание, и даже если получили, но зачатые запретным образом, т.е. у которых сама основа появления на этот свет является греховным?! Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев, они пополнят ряды убийц, воров, прелюбодеев и других предающихся порочным действиям людей. Но могут и среди них быть и достойные люди, однако это довольно редкое явление.
Профилактикой же от всех указанных пороков и болезней является шариатское бракосочетание, своевременная женитьба и выдача замуж своих сыновей и дочерей. Если спросят: «Найти для сына религиозную спутницу жизни и женить его еще бывает легче, но как же поступить с девушками, как найти для них праведных, достойных мужей, дабы поскорее выдать их замуж», – то на это тоже в Исламе есть ответ. Для родителей девушки желательно (сунна) выразить свое желание перед благочестивым, религиозным, богобоязненным парнем, мужчиной выдать свою дочь за него. Это может для нас казаться удивительным, но все же это путь, указанный Шариатом. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Умар (да будет доволен им Аллах) выразил желание выдать свою дочь замуж Абу Бакру, Усману. Другие сподвижники тоже поступали подобным образом. Один из табиинов (следующее после сподвижников Пророка поколение праведных мусульман) по имени Саид бин Мусайиб лично отправился вместе со своей дочерью к сподвижнику Абу Хурайре с предложением, чтобы последний взял её себе в жены, и отец сам отвел её к нему домой. А в качестве махра они определили лишь две серебряные монеты (дирхем). В истории Ислама имеется множество подобных примеров. Сегодня, когда люди стали горделивыми, высокомерными и имеющими мало понятия об Исламе, нам это может казаться и странным, но истина такова. Взрослая женщина также может выразить своё желание, чтобы на ней женился какой-либо определенный праведный человек. Так поступила и супруга Пророка (мир ему и благословение), мать всех правоверных – Хадиджа, да будет доволен ею Аллах. Однако, беря за основу некоторые подобные факты, нельзя, злоупотребляя ими, вступать в запретные отношения.
Да одарит Всевышний Аллах всех мусульман пониманием благодати шариатского бракосочетания и вреда греха прелюбодеяния. Аминь!
Яхья-хаджи Магомедов
В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из праведнейших и мудрейших обычаев.
Брак (по-арабски «никях») рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой. Это такой вид обязательства, в котором любящие и желающие друг друга мужчина и женщина, придерживаясь принципов взаимопонимания, искренности и терпимости, находят любовь и мир, сострадание и взаимность, комфорт и надежду, и в атмосфере любви и нежности воспитывают детей и строят счастливую семью. Все эти ценности и цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если они будут соответствовать нормам Ислама и будут восприняты супругами как религиозные установки, т.е. приняты как святое благословение.
Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Аллаха.
В Коране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что все упомянутые в Коране пророки, кроме ‘Исы (мир ему), были женаты. Что же касается пророка ‘Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметь детей после последнего его пришествия на землю, которое произойдет ближе к Концу Света.
Пророк Яхья (мир ему), хотя и существуют мнения ученых, что он вовсе не вступал вбрак, в действительности же был женат. Он женился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получает женатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречь свои глаза от запретного.
Бракосочетание является Сунной и качеством присущим пророкам. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорится: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». В другом хадисе сказано: «Брак – моя Сунна. Кто полюбил это мое качество, пусть поступит согласно моей Сунне». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется вступать в брак, не только во избежание заблуждений, разврата, прелюбодеяния, так как брак решает и эти проблемы, но и с целью получения вознаграждения от Всевышнего.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил, что все деяния человека прекращаются со смертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок, взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенек рождается и воспитывается в хорошей семье.
Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) говорил: «От брака не отказываются, кроме как из-за несостоятельности или разврата». Здесь под несостоятельностью подразумевается отсутствие необходимых материальных средств или физического здоровья. ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) вступал в брак много раз и подчеркивал, что женится ради благочестивого ребенка.
Двоюродный брат Пророка Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах!) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения, как в своей семье.
Сподвижником Пророка Ибн Мас‘удом (да будет доволен им Аллах!) сказано: «Если бы мне осталось жить всего лишь десять дней, то я бы захотел пожениться, чтобы при встрече со Всевышним не оказаться холостым». А у Ма‘аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах!) от чумы умерли две жены. И его самого тоже постигла чума, но, несмотря на все это, он говорил: «Жените меня! Поистине, я не хочу встретиться с Аллахом, будучи холостым». Эти примеры указывают на то, что за бракосочетание человек получает великое вознаграждение. Они видели в создании семьи не погоню за мирскими благами, а повиновение Воле Творца и следование Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором заключено большое достоинство и безграничное счастье.
Выдающийся ученый и имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу!) отмечает, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.
Создание семьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:
1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;
б) любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), так как увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду‘а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. Чтобы удостоиться этого родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, ребенок потянет за собой в Рай и своих родителей» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай.
Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне и дети будут совершать зло, то родители получат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на том свете.
2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием, за которое уготовано великое воздаяние. Этим самым человек защищает себя от козней сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.
4. Уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и для женщин забот, связанных с материальным обеспечением.
5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эту проблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных стрессов, и в конечном счете, с разбитыми надеждами и неудовлетворенные жизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, дает человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом, именно благодаря браку, человек может сопротивляться своему «нафсу», своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя свою супругу и детей на путь Всевышнего Аллаха.
Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них узнает о своих обязанностях перед Господом и Его Пророком, перед обществом и самим собой прежде всего в своей семье. Уважение к старшим и забота о младших также вырабатываются в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Такова точка зрения Ислама на бракосочетание в его высоком и чистом виде.