Не принесло им пользы слово

Евр.4:1. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

«Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився». Давид, говорит Апостол, возвестил нам, что есть другой покой. Посему постараемся сподобиться оного, чтобы не потерпеть подобного тому, что потерпели евреи.

Евр.4:2. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им по­льзы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

«Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших». Для спасения недостаточно слышания слов; ибо с верою надлежит принимать это и твердо хранить. Какую пользу принесло Божие обетование тем, которые приняли оное, но приняли не с верою, не положились на Божию силу и как бы не срастворились Божиими словесами?

Евр.4:3. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

Евр.4:4. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

«Входим бо в покой веровавшии, якоже рече: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой». Апостол намеревается показать три наименованные в Божественном Писании покоя: первый – день седьмой, в который Бог совершил творение, второй – землю обетованную и третий – Небесное Царство. Старается же показать это из пророческого свидетельства, ибо говорит: «Если нет в действительности иного покоя, то почему же Бог приявшим второй покой повелевает не ожесточать сердец и угрожает наказанием, и делает напоминание пренебрегшим второй покой?» Перечисляет же их Апостол по порядку и начинает с первого – седьмого дня.

«Аще и делом от сложения мира бывшым». «Рече бо негде о седмем сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих». Что об оном покое сказует божественный Давид, это, говорит Апостол, явно для всякого, потому что было сие за много родов до Давида, так как в день седьмой Бог всяческих совершил творение.

Евр.4:5. И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

«И в сем паки: аще внидут в покой Мой». Впрочем, Пророк, и это зная ясно, тем не менее возвещает иной покой.

Евр.4:6. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность.

Евр.4:7. То еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

«Понеже убо лишени нецыи внити в него, и имже прежде благовествовано бе, не внидоша за непослушание»: «паки некий уставляет день, днесь, в Давиде глаголя, по толицех летех, якоже прежде глаголася: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании». Потом, научая, что Пророк говорит сие не о Палестине, Апостол умозаключает:

Евр.4:8. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

«Аще бо бы онех Иисус упокоил, не бы о инем дни глаголал по сих». Не об оной земле, говорит Апостол, сказано у Пророка, потому что в оную землю ввел их Иисус Навин, в ней был и божественный Давид, когда возвещал сей покой. Потом продолжает умозаключение свое Апостол.

Евр.4:9. Посему для народа Божия еще остается субботство.

«Убо оставлено есть субботство людем Божиим». Сие читать должно не как вопрос, но как речь положительную. «Субботством» же назвал Апостол упокоение от дел, потому что «в день седмый почи Бог от всех дел Своих» (Быт.2:2), какие сотворил; в веке же грядущем будет жизнь беспечальная, свободная от трудов и забот. Посему Апостол «субботством» наименовал освобождение от дел телесных. Сие дают видеть и следующие за тем слова.

Евр.4:10. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

«Вшедый бо в покой Его, и той почи от дел своих, якоже от Своих» Бог. Как Бог всяческих, в день шестой довершив все творение, в седьмой день почил от дел мироздания, так исшедшие из этой жизни и вступившие в оную жизнь освободятся от настоящих трудов. Да и иудеям закон повелевал воздерживаться в субботу от дел телесных, прилагать же попечение об одних душах. Потом Апостол продолжает речь в виде совета.

Евр.4:11. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

«Потщимся убо внити в оный покой, да не кто в ту же притчу противления впадет». Кто живет в лености и не вожделевает наслаждаться обетованными благами, тот подлежать будет одним обвинениям с непокорными иудеями. После сего Апостол указывает на приводящее в трепет судилище.

Евр.4:12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

Евр.4:13. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

«Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслем сердечным». «И несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его», к Нему же нам слово. Никто не может утаиться от нелицеприятного оного Судии; в точности знает Он все, даже движения самих помыслов. Знает совершенное во тьме, знает замышляемое втайне; не сокрыты от Него лукавые совещания души, обнажено пред Ним сокровенное. Выражение: «вся объявлена» (τετραχηλισμέvα – приготовлено к нанесению удара в гортань) «пред очима Его», употреблено в переносном смысле и взято с животных, закалаемых в жертву, которые лежат совершенно безгласными, потому что закланием отьемлется жизнь, а с жизнию и голос. Так и мы, судимые, говорит Апостол, увидим все, злочестиво или беззаконно нами сделанное, и молча примем приговор и наказание, как знающие правдивость оного.

Сие не одним евреям, но и всем нам написал божественный Апостол. Посему непрестанно надлежит иметь нам пред очами Божественное оное судилище, ужасаться и трепетать оного, тщательно сохранять Божественные заповеди и ожидать обетованного покоя, которого и сподобимся во Христе. Ему со Отцом, со Всесвятым Духом слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Евр.4:14. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

«Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания». В изъясненном прежде сего Апостол делает сличение того и другого и показал, что нам обетованный покой лучше обетованного иудеям. Ибо им обещал Бог обетованную землю, а нам – небо. А теперь начинает уже делать сравнение первосвященства и показывает, что гораздо выше и лучше левитского первосвященство по чину Мелхиседекову. Делает же сличение, опять употребляя увещательный образ речи, чтобы любителям жития по закону не показалось, будто бы восстает он на закон, а не истину защищает. Наименовал же Господа Иисуса Архиереем, как принесшего за нас жертву и подъявшего на Себе грех мира. Посему-то самому Господь наименован и Агнцем; ибо сказано: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). Но и для самих любителей спорить явно, что это имена человеческие. Если же иные приняли их за именования Божества, то пусть назовут Его и “клятвою” (Гал. 3, 13), «и зраком раба» (Флп. 2, 7), и всем, тому подобным. А если ни одно из сих имен не свойственно Божию естеству, то остается понимать их как именования по Домостроительству. Ибо как говорится, что соделался человеком, восприяв естество человеческое, так называется нашим Архиереем, поколику Он человек. Сему научают нас и апостольские речения. Ибо Апостол показывает, что Христос прошел “небеса”; Божество же Владыки Христа имеет неописанное естество. Оно повсюду и всем присуще. Сему научил нас Сам Владыка, ибо говорит: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» (Ин. 3, 13). Так, когда был долу и беседовал с людьми, сказал, что Он и горе. Посему надлежало бы нам знать, что иные имена принадлежат к богословию и иные к учению о Домостроительстве. И божественный Апостол, показав нам, что великий наш Архиерей первый вошел в истинный покой и стал превыше небес, повелевает держаться исповедания. «Исповеданием» же наименовал нашу веру. Ибо исповедуем, что мы веруем “не только” в Отца и Сына и Святаго Духа, но и в воскресение мертвых, и в жизнь вечную, и в Царство Небесное.

Читайте также:  Польза или вред от турмалина

Евр.4:15. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

«Не имамы бо Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Веровавшие подвергались в то время многим треволнениям искушений. Посему Апостол утешает их, научая, что наш Архиерей не только, как Бог, знает немощь нашего естества, но и, как человек, изведал на опыте наши страдания, пребыв непричастным одного только греха. Зная же, говорит Апостол, сию немощь нашу, Он подает помощь, соответственную оной, и, когда будет судить нас, по сей немощи произнесет и приговор.

Евр.4:16. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

«Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обряшем во благовременну помощь». Владыка Христос, как Бог, по естеству имеет царское достоинство, вечный престол, ибо сказано: «Престол Твой, Боже, в век века» (Пс. 44, 7), а как человек, «и святитель и посланник исповедания нашего» слышит: «Седи одесную Мене» (Пс. 109, 1). Сей-то престол божественный Апостол назвал «престолом благодати». Думаю же, что подразумевает и человеколюбие, с каким Христос будет судить. Ибо присовокупил и сие: «да приимем милость и благодать обрящем во благовременну помощь»; потому что, приступая к Нему в настоящей жизни и являя чистую и искреннюю веру, в день Суда улучим человеколюбие. Потом Апостол объявляет и причину священства, почему иные удостаиваются оного, и что прилично архиерею.

Источник

В Послании Евреям есть записаны такие слова:

Евр 4:1-2 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. 2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

Было такое библейское время, когда слово от Бога было произнесено к людям, но люди не были способны растворить его верою. То есть, слово Божие было произнесено напрасно, без всякой пользы. О возможном напрасном сеянии слова Божия ещё доходчиво говорил Иисус в притче о сеятеле. И таких примеров из жизненной практики, наверное, каждый из нас может привести бесчисленное количество.

Порой мы даже опускаем руки и теряем надежду, потомучто иногда слово Божие читается годами неверующим или греховно зависимым близким и родным людям (иногда они сами читают его), но нет никаких желаемых результатов. Все напрасно и впустую. И, зачастую, мы начинаем сами сомневаться и задаваться вопросом: ну, почему нет плода? Неужели слово Божие бессильно в таком случае? Почему оно не растворяется верою слушающих? Ведь вера у человека должна появится от слышания или чтения? А если, по идее, появляется вера, то она должна растворять это слово.

Для того, чтобы, образно говоря, посеянное слово Божие принесло желаемый плод правды, нужно, по большему счету, три условия:

(1) слышание или чтение слова Божия (восприятие сознательным разумом)
(2) воспламенение веры словом Божиим (активизация веры)
(3) растворение слова верою (утверждение веры)

Пример:

Недавно мне пришлось услышать один случай, как пенициллин, который сегодня поставляют с Румынии на Украину, оказался неправильно разбавленным с новокаином. Когда он принимается пациэнтом, то совсем не облегчает страдание больного, чем он был очень раздосадован. Но пенициллин, который больному привезли из США после этого случая, оказался эффективным. Концентрат новокаина в этом лекарстве должен быть весьма точным, иначе не будет никакого результата.

Если даже возбуждена вера человеческая от слышания слова Божия, то почему иногда воспламенения веры недостаточно, чтобы словесное семя принесло плод? Оказывается, слово Божие нужно

растворить

верою и

растворить

его правильно. Другими словами, только вера человеческая, правильно растворимая словом Божиим, имеет эффект и приносит положительный, желаемый результат.

Бывает две

крайности

, когда слово Божие растворяется неправильно…

(1) Когда, слова Божия очень много говорится, читается и исследуется, но веры человеческой веры недостаточно для его достаточного растворения. И такое слово превращается в праздный богословский материал, который складируется в закромах человеческой памяти и нет от него никакой пользы. Такое слово без веры бессильное что-то изменять качественно в натуре человека, а значит дела человека или образ действий не буде меняться.

(2) Или же наоборот, человек воспламеняется сильно чуствами веры, любви, милосердия,

но не на что этим чуствам опереться

, потомучто человек, либо не слушает слово Божие, либо не приемлет его по каким-то своим личным предубеждениям. И получается слишком разбавленное месиво, когда человек пламенно горит благими чуствованиями, но эти чуства бесплодны, потомучто нет достаточного твердого основания для них, – слова Божия. Подобную ситуацию очень часто переживал царь Давид, который был весьма чуствительными и когда его переполняли стихийные, душевные чуства, но потом утешение и покой он находил в слове Божием.

“Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня”

Вера человека является одним из его внутренних, глубинных, подсознательных чуств, которые носят непредсказуемый, спонтанный и даже стихийный характер. Наука психология занимается изучением психики человека, но она бессильна объяснить то, что нельзя объяснить в принципе, – это непостижимый эпицентр человеческой сущности:

дух

. Мы не можем опровергнуть иррациональность веры и любви человека, потомучто дух человеческий нельзя проницать рациональным разумом. Ничего не получится, если мы будем пытаться найти рациональные объяснения действиям веры и любви. Они, сами по себе, стихийны и непредсказуемы точно также, как и стихийная сила агрессии и похотей.

Стихийная сила веры и любви не может приносить желаемый результат, если они не буду опираться на Божественную истину.

А истина есть слово Божие, Иисус Христос, умерший за наши грехи и воскресший для нашего оправдания. Поэтому сказано:

“…истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине”

О каком духе здесь идет речь? О духе веры, о духе любви, конечно же. Но поклоняться Богу нужно не только в духе веры и любви, но и в истине.

Источник

[ ! ]    версия для печати

«но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших». Послание Евреям говорит про Божий народ времён Ветхого Завета. Они слышали Слово Бога, обращённое к ним, но не соединили это Слово со своей верой. Бог говорил, что они войдут в землю покоя, но в ответ слышал только ропот и слова противоречия.
Из этого можно сделать вывод, что даже если кто-то и слышит, что ему говорят, то это не обязательно принесёт пользу. Польза приходит только тогда, когда услышанное растворяется верой того кто слышит.
Можно взять простой пример это таблетка и вещество, которое её растворяет. Если её нечем растворить, то таблетка просто сухое вещество. Таблетку нужно растворить, чтобы она принесла пользу. Два вещества должны плотно соединиться, проникнуть друг в друга, чтобы был результат.
В нас заложена вера, поэтому в детстве мы безоглядно верим своим родителям. Эта вера приносила результат. Мы поступаем по слову родителей и избегаем многих неприятностей, конечно, я говорю о нормальных родителях, а не о разрушенных личностях. Мы учимся у родителей, многое, принимая верой, без исследования. Это земные родители, они имеют относительные знания.
Есть небесный Отец, Он совершенен, Его знания безупречны. И когда Он говорит, что я исцелена, я искуплена, у меня есть судьба, Его намерения о детях во благо, а не во зло, то мы можем это растворить верой, заложенной в нас, а можем эти слова не соединить с верой. У Бога очень много слов для Его детей и каждое Его слово нужно растворит верой, чтобы оно в нашу жизнь принесло пользу. По словарям В. Даля и С. Ожегова слово польза имеет значение: помощь, облегчение, положительный результат. То есть польза это не пространное понятие, польза видна.
Что зависит от нас? Нам ведь хочется пользы от услышанного Слова. «Будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению». Это место из книги Екклесиаст 4:17.Писание призывает готовить себя к слушанию. Слушать – это на самом деле способность и как я заметила, далеко не каждый умеет слушать другого. Определённое сердце слышит Бога и верит Его словам. Притча о сеятеле говорит о разных местах куда падает семя-слово. Иное попадает около, иное в каменистую почву, иное в тернии, а иное в добрую почву. Все четыре человека слушают, но только одно из четырёх сердец верит Слову, которое слышит и это добрая почва.
Есть особый вид отношений с людьми, которые для тебя авторитетны, ты им веришь. Очень часто это люди с которыми ты развивал отношения многие годы, которые зарекомендовали себя по поведению и результату своей жизни. Следует развивать отношения с Отцом, потому что Он открыт через Христа. Когда ты близко знаешь Бога, у тебя совсем другое отношение к Его словам и как следствие ты веришь.

Читайте также:  Суточная норма витамина а польза

 

Прочитано 3709 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 1

Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали – это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности

Отзывы
читателей об этой статье
Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.

 

www.ForU.ru
– (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 –
, тел.: +38 068 478 92 77

 

Рамочка.ру – лучшее средство
опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95
Hosting

Источник

Какой же это другой покой, кроме царства небесного, которого образ и подобие есть суббота? Изложив все свидетельство, которое заключается в следующем: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой“, – (апостол) говорит далее: “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго” (Евр. 3:12). Неверие бывает от жестокости. Как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так, и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. Вероятно, между ними были не веровавшие в истину сказанного; потому он и говорит: “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго“. Так как речь о будущем принимается не с таким убеждением, как речь о прошедшем, то он напоминает им об исторических событиях, в которых также недоставало веры. Если, говорит, отцы ваши, не уповая так, как должно было уповать, потерпели такие бедствия, то тем более (потерпите) вы, потому что и к ним относится сказанное. Слово: “ныне” означает: “всегда“, пока стоить мир. “Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”” т.е. назидайте друг друга, исправляйте себя, чтобы (и с вами) не случилось того же. “Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом” (Евр.3:13).

2. Видишь ли, что грех производит неверие? Как невеpиe бывает причиною порочной жизни, так и наоборот, когда душа нисходит во глубину зол, то она делается непослушною, а сделавшись непослушною, не хочет и верить, чтобы заглушить в себе страх. “И сказали“, говорит (Писание), “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев” (Пс. хсш,, 7); и еще: “уста наши с нами; кто нам господин” (Пс. 11:5)? и еще: “Зачем нечестивый пренебрегает Бога” (Пс. 9:34)? и еще: “Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела” (Пс. 13:1); и еще: “нет страха Божия пред глазами его“; и еще: “ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его“(Пс. 35:2, 3). И Христос выражает то же самое, когда говорит: “ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету” (Иоан. 3:20). Затем (апостол) продолжает: “Ибо мы сделались причастниками Христу” (Евр. 3:14). Что значит: “сделались причастниками Христу“? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он – Глава, а мы -тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его. “Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца“. Что значит: “начатую жизнь“? Говорит здесь о вере, которою мы существуем, и рождены, и сделались, так сказать, единым существом (с Ним). Потом присовокупляет: “доколе говорится: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота”” (Евр.3:15). Здесь он делает переход; а далее говорит так: “Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших” (Евр.4:1, 2). “…доколе говорится:ныне, когда услышите глас Его“. Тут – “ныне” значит: всегда. Потом присовокупляет: “но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших” (Евр.4:2), – объясняя, почему слово не принесло им пользы, именно потому они не получили пользы, что не приложили (своей веры). Далее желая устрашить их, выражает то же самое в следующих словах: “Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие” (Евр. 3:16-19). Повторив свидетельство, он присоединяет вопрос, чтобы сделать слова свои ясными. “Почему, как говорит Дух Святый” – говорит, – “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота“. О каких же ожесточившихся он напоминает, о каких неверовавших? Не об иудеях ли? Смысл слов его следующий: и те слышали, говорит, как мы слышим, но не получили никакой пользы. Итак, не думайте, что получите пользу от одного слышания проповеди; и те слышали, но не получили никакой пользы, потому что не веровали. А Халев и Иисус (Навин), которые не смешались с неверовавшими, т.е. не были согласны, избегли наказания, постигшего их. И, вот, что замечательно: не сказано: не согласились, но: не смешались, т.е. не приняли участия в возмущении, тогда как все прочие единогласно восстали. Здесь, мне кажется, (апостол) намекает на какое-нибудь смятение. “А входим“, – говорит, – “в покой мы уверовавшие” (Евр.4:3). Потом подтверждает это, присовокупляя: “так как Он сказал: “Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”, хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира“. Так как иной мог сказать, что эти (слова) показывают не то, что мы войдем, а что они не вошли, то как поступает (апостол)? Сначала он старается показать, что как первый покой не препятствовал другому называться покоем, так и этот не препятствует покою небесному; а потом желает показать, что (иудеи) не достигли покоя. А что он действительно так говорит, видно из следующего прибавления: “Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: “не войдут в покой Мой” (Евр. 4:4,5). Видишь, как первый не препятствовал быть второму покою? “Итак, – говорит, – “как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, [то] еще определяет некоторый день, “ныне”, говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших” (Евр. 4:6,7). Что означают эти слова? Так как кто-нибудь, говорит, непременно должен войти, а те не вошли, то (Бог) определяет иной трети покой. А что должно войти и кто-нибудь непременно войдет, это он, послушаем, каким образом доказывает. (Доказывает) тем, что “после столь долгого времени” – Давид опять говорит: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших”. Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне” (Евр. 4:7, 8). Очевидно, он говорит так потому, что кто-нибудь получит будущее воздаяние. “ Посему для народа Божия еще остается субботство” (Евр. 4:9). Откуда это видно? Из заповеди: “не ожесточите сердец ваших“. Если бы не было иного субботства, то им не было бы заповедано и не было бы повелено не делать того же, чтобы и не потерпеть того же, если бы их не ожидала такая же участь. Как же могли бы потерпеть такую же участь обладающие Палестиною, если бы не было никакого другого покоя?

Читайте также:  Чистотел и сыворотка польза или вред

3. Хорошо (апостол) заключил речь; не сказал: покой, но: “субботство“, употребил собственно такое название, которое радовало его слушателей и нравилось им. А под субботством он разумеет царство. Как в субботу повелено было воздерживаться от всех злых дел и заниматься одними только делами служения Богу, которые были совершаемы священниками и доставляли пользу душе, и ничем другим, – так (будет) и тогда. Впрочем, он сказал не так, а как? “Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих” (Евр. 4:10). Как Бог почил, говорит, от дел своих, так (почивает) и вшедший в покой Его. Так как он говорил им о покое, и весьма было желательно услышать, когда будет этот покой, то он и заключает речь таким образом.

Слово: “ныне“- сказал он для того, чтобы они никогда не теряли надежды. “Но наставляйте[1]” – говорит, – “друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”” – т.е. согрешит ли кто, пусть имеет надежду, доколе есть “ныне“. Пусть никто не отчаивается, пока находится в живых. Особенно же, говорит, “чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного“; если же и будет, то пусть никто не отчаивается, но исправляет себя, потому что, пока мы находимся в этом мире, “ныне” имеет место. Здесь он говорит не только о неверии, но и о ропоте. “Которых кости“, – говорит, – “пали в пустыне“. Потом, чтобы кто не подумал, что тогда просто только не будет даровано покоя, он присовокупляет и наказание, говоря: “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). Здесь он говорит о геенне и наказании. Слово Божие, говорит, проходит до сокровенных (убежищ) нашего сердца и проникает душу. Здесь будет уже не падение костей, не лишение земли, как там, но (потеря) царства небесного и предание вечной геенне, бесконечному наказанию и мучению. “Но наставляйте (утешайте) друг друга“. Заметь кротость и доброту его; не сказал: укоряйте, но: “наставляйте (утешайте)”. Так нам должно поступать с удрученными скорбью! То же он говорить и в послании к Солунянам: “вразумляйте бесчинных“; относительно же малодушных не так, – но как? – “утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем” (1 Фес. 5:14). Что значит: “утешайте“? Иначе сказать: не лишайте надежды, не приводите в отчаяние, потому что кто не утешает удрученного скорбью, тот приводит его в большее ожесточение. “Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом“. Здесь он или разумеет оболыцение от диавола, – потому что поистине оболыцение – не ожидать ничего в будущем, думать, что наши дела не подлежать отчету, что мы не потерпим наказания за здешние дела свои, и что не будет воскресения, – или же здесь лесть означает беззаботность или отчаяние, – потому что в самом деле обольщение – говорит: что мне остается? я однажды согрешил и не имею надежды исправиться. Далее (апостол) внушает им надежду: “Ибо мы“, – говорит, – “сделались причастниками Христу“, – как бы так говорит: Тот, кто столько возлюбил нас, удостоил нас таких благ, что соделал нас своим телом, не презрит погибающих. Помыслим, говорит, чего мы удостоились: мы и Христос – едино. Не будем же питать неверия к Нему. Здесь он опять намекает на то, что сказал в другом месте: “если терпим, то с Ним и царствовать будем” (2 Тим. 2:12); это именно означают слова: “сделались причастниками“, т.е. мы имеем участие в том, что принадлежит Христу. Он заимствует убеждения то от предметов приятных: “сделались“, – говорит – “причастниками Христу“, то от прискорбных: “будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим“, – потому что это достоверно и известно. “Искушали Меня“, – говорит, – “и видели дела Мои сорок лет“. Видишь, что не должно требовать отчета от Бога, но веровать Ему, спасает ли Он от бедствий, или нет? И тех он укоряет теперь за то, что они искушали Бога. Ведь тот, кто желает получить доказательства силы, или промышления, или попечения (Божия), еще не верует, что Он всемогущ и человеколюбив. На это (апостол) намекает и в настоящем послании, так как они, быть может, желали получить удостоверение и доказательство Его силы и промышления о них в искушениях. Видишь, как от неверия всегда происходят раздражение и гнев? Что же он говорит (далее)? “Посему для народа Божия еще остается субботство“. Заметь, каков порядок всей его речи. (Бог) поклялся, говорит, древним, что они не войдут в покой, – и они не вошли. Потом, спустя много времени после них, обращаясь к иудеям, сказал: “не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши“. Отсюда видно, что есть другой покой, потому что не о Палестине здесь говорится, – они уже владели ею, – и не о седьмом дне, – речь не об этом дне, бывшем уже давно. Следовательно, он указывает на некоторый иной, истинный покой.

Источник