Классный час польза витаминов в начальной школе

Витамины в нашей жизни.

Цели урока:

  • познакомить детей с понятием витамины;
  • воспитывать осознанное отношение учащихся к собственному здоровью;
  • формировать мотивацию к ЗОЖ.

Задачи урока:

  • познакомить детей с понятием “ витамины” и с витаминами А, В,С.;
  • продолжить формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;
  • воспитывать у детей чувства коллективизма, умение работать в группе.

В 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. “Из этого следует, что в молоке… содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания”, – сделал вывод ученый.

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название – от латинского “vita” – “жизнь”.

  • Витамин А – это хорошее зрение
  • Витамин В – улучшает пищеварение, от него зависит настроение
  • Витамин С – оберегает от простуды и укрепляет кости, кожу, зубы
  • Витамин D – укрепляет кости и зубы
  • Витамин Е – залечивает раны

Нехватка витаминов:

  • В – болит живот, мышечные боли, слабость в конечностях
  • С и D – выпадают зубы
  • А – ухудшается зрение, шелушение кожи
  • С – часто простужается, повышается хрупкость стенок сосудов
  • К – плохо свёртывается кровь
  • РР – утомляемость, слабость

Где находятся эти витамины?

  • Витамин А – морковь, цитрусовые
  • Витамин D – молоко, яйца, печень трески
  • Витамин В – дрожжи, бобовые, рис, бабан
  • Витамин К – капуста, зелень, крупы из цельного зерна
  • Витамин С – морковь, петрушка, шпинат, дыня, помидоры, капуста, абрикосы
  • Витамин РР – зеленые овощи, орехи, крупы из цельного зерна
  • Витамин Е – кукуруза, горох, подсолнечное масло

Расчеты показывают, что соответствующий средним энергозатратам современного человека рацион питания, даже сбалансированный и разнообразный, дефицитен по большинству витаминов на 20-30%.

Вопросы к кроссворду

  1. Этот фрукт бывает или зелёным, или желтым, или красным.
  2. Этот овощ содержит витамины К и С
  3. Снаружи красна, внутри бела, на голове хохолок – зеленый лесок.
  4. Из этого овоща делают икру.
  5. Этот фрукт содержит витамин В и его любят есть обезьяны.
  6. Я ….лиловая, спелая, садовая.
  7. Этот овощ заставляет нас плакать
  8. Этот фрукт по форме напоминает лампочку.
  9. Главный ингредиент винегрета.
  10. Фрукт, по форме напоминающий картофель.
  11. Фрукт, растущий из земли

Дети исполняют песню “Витамины” слова И. Росихиной на мотив “Буратино” из кинофильма “Приключения Буратино” музыка Д.Тухманова).

1.Ответьте на один вопрос:
Что значит авитаминоз?
Что нужно к пище добавлять,
Чтобы его нам избежать?
И, что бы нам такое съесть,
Чтоб никогда не заболеть?

Припев:
Ви – Они такие разные…
Та – Они разнообразные…
Ми – Они для жизни нужные…
Ны – Мы с ними будем дружными!
Ви – Та – Ми – Ны! Вот!

2.Когда приходишь в магазин,
Не забывай про витамин:
Морковь, капусту и шпинат,
Бананы, киви, виноград,
Орехи, яблоки, лимон,
Картошку, свеклу, лук, дайкон.

Припев:

3.Природа, Воздух и Вода,
Мы будем Вас беречь всегда!
Планету нашу сохраним,
От загрязненья защитим.
Ведь людям очень Вы нужны,
И для планеты так важны.
Как…

Припев:
Ви – Они такие разные…
Та – Они разнообразные…
Ми – Они для жизни нужные…
Ны – Мы с ними будем дружными!
Ви – Та – Ми – Ны! Вот!
Все: VITA – это жизнь!!!

Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.

В здоровом теле (здоровый дух)

Голову держи в холоде (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Любящий чистоту (будет здоровым)

Кто курит табак (тот сам себе враг).

Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

Что же мешает человеку быть здоровым?

(вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…)

Назовите принципы здорового рациона питания.

(Натуральная пища, не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде, больше есть овощей, фруктов, наличие витаминов и т. д.

Викторина “Витамины”

Назовите продукты питания, которые содержат витамины.

Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” – и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.

Какие витамины вы знаете?

Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).

Какие витамины продают в аптеках?

Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)

Рассказ ученика о витаминах. Показ презентации.

Итак, ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.

Читайте также:  Масло с водой и лимоном польза

Ребята, а что значит разнообразие пищи?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Какие из продуктов вы больше всего любите? (показ рисунков и ответы детей).

Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?

Какие овощи вы выращиваете в своих огородах?

Физминутка “Вершки и корешки”

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)

Работа со стихотворением “Про овощи”

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна

И взошли семена.

Садовод любовался на всходы,

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

– Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли

Помидыни росли,

Редисвекла, челук, и репуста.

Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).

Отгадывание загадок.

1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков – горох.

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста.

3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу – лук.

4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин.

5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, – вот и назван – ежевика.

6. Маленький, горький, луку брат – чеснок.

7. На сучках висят шары – посинели от жары – слива.

8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву – яблоко.

Игра – упражнение “Притяжение”

Командам даются карточки с названием какого-либо продукта питания (хлеб, молоко, сельдь, соленый огурец, банан, морковь, шашлык, семечки, шоколад, кефир, торт, чеснок, томат, картофель, перец, фруктовый сок, петрушка, яблоко, йогурт).

Участники игры должны организовать подгруппы с учетом совместимости продуктов питания.

Почему возникли именно такие подгруппы? (Эти подгруппы сочетаются друг с другом и дополняют их. Например, белки мяса в сочетании с хлебом, крупой усваиваются на 75%, а с добавлением овощей – на 85-90%. Вообще овощи и фрукты повышают усвоение большинства других продуктов).

Игра “Знатоки”

Подписать крупы, и назвать каши, которые из них варят. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

Отгадать сказки по отрывку из текста.

Работа с плакатом “Режим питания 6-классников”.

Итак, соблюдение режима дня позволяет хорошо учиться и укрепить здоровье.

Ребята, почему говорят, что питание должно быть рациональным? Что такое рациональное питание? (Это разнообразие продуктов, умеренность в приеме пищи и соблюдение режима

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы!

Закончить наш разговор хочется цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней.

Источник

Классный час на тему «Витамины – это здорово!» для учащихся 4 класса.

Цель: формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

 – ознакомить детей с разнообразием овощей, ягод и фруктов, напитков, их полезными      свойствами, со значением витаминов в жизни человека;

– актуализировать знания о принципах здорового образа жизни;

– прививать навыки правильного питания;

– воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: коллективное творческое дело с элементами игры, работа в группах.

Тип: обобщение и систематизация материала.

Актуальность: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, работы учащихся в рамках проектов, корзина с фруктами, овощами, костюмы сказочных персонажей и овощей с фруктами.

Аудитория: актовый зал. 

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку Александра Новикова «Про здоровье» и получают карточки с загадками, делятся на две команды: «Овощи», «Фрукты».

  1. В золотистой шкурке бок,

А под шкуркой – сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку

Читайте также:  Таблетки для мужчин вред и польза

И для сына, и для дочки. (апельсин)

  1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.(капуста)

II. Основная часть.

1.Вступительное слово учителя

– Добрый день, дорогие ребята! Говорю вам «Добрый день», а значит, желаю вам добра. Добро– это здоровье, потому что здоровье для человека –  самая главная ценность. Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово.

Учитель предлагает детям послушать  сказку:

     “В тридевятом царстве, в тридесятом государстве  жил – был Витамин,  добрый и веселый. Любое дело у него спорилось. А все потому, что Витамин вел здоровый образ жизни: рано вставал, делал зарядку, правильно питался, занимался спортом. Слух о нем разнесся по всему царству и дошел до Бабы Яги. Пригласила она Витамина в гости и узнала о его заветной мечте – научить всех жителей царства питаться только витаминами. Не по душе пришлись Бабке слова Витамина. И она заколдовала Витамина и украла его.

– Ребята, а вам хочется быть сильным и крепким, как Витамин? (да)

Давайте мы с вами отправимся в путешествие вслед за Бабой Ягой искать волшебные пилюли.

2 станция – «Овощи».

Баба Яга оставила для нас загадки. Отгадав их, мы попадем на эту станцию.

1)Отгадывание загадок.

Красный, дети, но не мак.

В огороде – не бурак.

Сочный, лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок.-

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

В огороде – желтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он, как полная луна.

 Вкусные в нем семена.(Тыква)

Что это за рысачок?

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный,

Кто же это? (Кабачок)

Семь одёжек

и все без застёжек (капуста)

-Молодцы, ребята! Все вы правильно отгадали загадки. Что же объединяет эти отгадки? (Овощи). Значит, мы – на станции «Овощи». В овощах очень много витаминов.

(Появляется капуста)

2. Викторина «Да или нет»

– Давайте познакомимся! Меня обычно называют витамином Д, а вас как зовут?

По команде вы хором назовите свои имена, договорились?

А знаете ли вы, для чего я нужен вашему организму?

Я помогаю укрепить ваши кости. Если организму меня не хватает, кости становятся мягкими и часто ломаются и искривляются. Меня может вырабатывать даже солнышко, а ещё некоторые продукты.  

А ещё я хочу провести с вами викторину. Я буду говорить правду, а может, хитрить.

– Верите ли вы, что в кипячёном молоке больше витаминов? (нет)
– Верите ли вы, что зимой мы едим овощи с нашего огорода? (да)
– Верите ли вы, что если сорванные овощи долго хранить на свету, то витаминов в них будет больше? (нет)
– Верите ли вы, что если овощи сварить, то в них станет больше витаминов? (нет)
– Верите ли вы, что в свежие овощи и фрукты просто кладовая витаминов? (да)
– Верите ли вы, что зимой в продуктах содержится больше витаминов, чем летом? (нет)
– Верите ли вы, что овощи и фрукты перед едой надо мыть? (да)

-Умницы! Все вы правильно ответили на вопросы викторины. Мы отправляемся на следующую станцию.

3. Станция «Фрукты»

1) Отгадывание загадок. 

– Баба Яга оставила для нас интересные загадки. Отгадав их, мы узнаем название станции.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.(Яблоко)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)

В шкурке желтой, кислый он,

Называется …(Лимон)

Месяц с неба свалился –

И в тарелке очутился. (Банан)

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока подружка

Упадет сама в траву. (Груша)

– Правильно отгадали загадки. Это станция «Фрукты»

(Появляется Фрутоняня).

2. Сценка «Фруктовый сад»

– Я хочу проверить, какие вы артисты. По одному выходите на сцену и прочтете стихи

1.Я – апельсин, солнышка веселый сын!

2.А я – мандаринчик, сочный витаминчик!

3.Вкусное, наливное Яблоко, вот кто я!

4.Я – желтая грушка, яблоку подружка!

5. Мы – спелые вишни на солнышко вышли!  

6.А мы – клубнички, ваши сестрички!

Фрутоняня: Перед вами, друзья, фруктов дружная семья! Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!

Дети все вместе: Вместе мы – фруктовый сад!

4.Станция «Огородная»

– А сейчас мы с вами отправляемся на следующую станцию  «Огородная», чтобы определить, какой витамин самый важный.

(Далее дети смотрят сказку – инсценировку, подготовленную заранее.)

Ведущий.

В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живет?

Хором. Никого, кроме ветра одного.

Ведущий.

Шла картошка с огорода.
Видит, заперты ворота.

Только залегла картошка,
Постучали ей в окошко.

Лук.

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?

Картошка.

Я картошка – хорошка.
О себе скажу немножко:
Во мне калий, фосфор, хлор –
Элементы на подбор,
Цинк, глюкоза и крахмал.
Меня ест и стар, и мал.
Я – картошка несравненной красоты.
Знать хочу, а кто же будешь ты?

Читайте также:  Алмаг 01 польза или развод

Лук.

Ну а я – зеленый лук.
Я для всех хороший друг!
Витамины С, В – 6,
Е и Н в достатке есть.
Я – лучок-золочок.
Пусти меня в свой теремок!

Картошка.

Так и быть, пожалуй, в дом,
Здесь мы дружно заживём.

Капуста.

Я – капуста белая,
Вкусная и спелая.
Я на грядке – словно роза.
Я глюкозой и фруктозой,
Витамином С богата.
Кушайте меня, ребята!

Лук.

Заселяйся в этот дом –
Веселее жить втроем.

Ведущий.

Не прошел тут и часок…
Ты гляди – стучит чеснок.

Чеснок.

Я к болезням очень строг.
В – 1. В – 2, В – 6,
Йод, железо во мне есть.
Разрешите здесь пожить!
Буду верно вам служить,
От бактерий сторожить.

Капуста.

Приглашаем, заходи,
Много дел ждет впереди.

Ведущий.

Вот приходит втихомолку
К ним чудесная свеколка.

Свекла.

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Овощи (по очереди).

Я – картошка-хорошка.
Я – лучок-золочок.
Я – капуста – одежек густо.
Я – чесночок – усачок.
А кто пришел под теремок?

Свекла.

Посмотрите, я – свеколка.
О себе скажу вам толком:
Для здоровья всем полезна,
Каждый мне, конечно, рад.

Чеснок.

Заходи, располагайся,
За работу принимайся.

Ведущий.

И пошли дела их ловко.
Кто стучится там?

Морковь.

Я – морковка сладкая.
Выросла на грядке я.
Целый комплекс витаминов
Совмещен во мне одной.
Свекла.

Заходи сюда скорей!
Рады встретить мы друзей!

Ведущий.

Так вот овощи сдружились,
Делать блюда научились.

Овощи (хором).

Знайте: мы у вас на службе.
Оставайтесь с нами в дружбе.
Наш высок авторитет.
Ничего полезней нет!

– Молодцы, ребята! Вам понравилась сказка? (Да)

5. .Cтанция «Витаминка»

-А сейчас нас ждет следующая станция «Витаминка».

1) Защита мини-проектов по группам. (Один из участников команды защищает проект, показывая презентацию)

1 группа  –  «Витамины группы А».

– Меня зовут витамин А. Но у меня есть ещё одно имя. Друзья меня зовут просто – Ретинол. а живу я в рыбьем жире, печени и моркови. Я, как и все витамины люблю помогать людям.

Витамин А – витамин роста. У него много полезных функций:

  • поддерживает работу мозга;
  • необходим для хорошей работы иммунной системы;
  • борется с микробами;
  • защищает от простуды, гриппа, инфекций.

Витамин А содержится в овощах и фруктах желтого и оранжевого цвета.

2  группа  –  «Витамины группы В».

– Витамины группы В благоприятно влияют на организм человека, помогают работе сердца, снимают стресс. Витамин  В1 содержится в яблоках, винограде, брокколи, капусте, моркови и свекле. В2  – в цветной и морской капустах, арбузе. В3  – в ананасе и зеленом салате. В4  в апельсине и шпинате. В5 – в зеленых листовых овощах и цветной капусте. В6 – в бананах, яблоках, винограде и картошке. В9 – в петрушке, зеленом луке и салате, апельсинах. В12 – в морских овощах, спирулине, шпинате и винограде.

– Ребята, что такое спирулин? (Нет) Спирулин – это вид сине-зеленых водорослей.

Наша команда приглашает всех попробовать спирулин.

3 группа  –  «Витамины группы С».

Я – витамин С. Меня порою зовут Аскорбинкой, я помогала вам всю долгую зиму справиться с болезнями и поддержать иммунитет. Я живу во многих фруктах: в яблоках, апельсинах, лимонах, абрикосе, хурме, а ещё в печёном картофеле и шпинате.

– Молодцы, ребята! Команды прекрасно защитили свои проекты и рассказали много интересного о витаминах А, В, С, которые необходимы для роста молодого организма.

6. Станция «Продуктовая»

Появляется Баба Яга, а в руках – большая корзина с Витамином.

– Вот и я, ребята. Вы прошли все станции. Я хочу провести с вами игру “Я выбираю…” Кто правильно ответит, тот получает награду. 

  • Если мне придется выбрать изюм или конфету, я выберу…
  • Если мне придется выбрать торт или яблоки, я выберу…
  • Если мне придется выбрать компот или лимоны, я выберу…
  • Если мне придется выбрать черный хлеб или пирожное, я выберу…
  • Если мне придется выбрать колбасу или отварную рыбу, я выберу…
  • Если мне придется выбрать свежие персики или консервированный сок, я выберу…

– Какие вы молодцы, ребята. Все получают сладкие  яблоки и груши.- Ешьте, дети, фрукты. Будете здоровы.

III. Рефлексия

– Знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни? Для чего они нужны?

Давайте все вместе добавим нужные слова в стихотворении и прочитаем, что у нас получилось.

  • Я умею думать, умею …рассуждать,
  • Что полезно для … здоровья,
  • То и буду… выбирать.

-А ведь без преувеличения можно сказать, что витамины – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.  Это должно стать правилом нашей жизни.

Учитель благодарит ребят за работу и угощает учащихся фруктами.

Список использованной литературы:

1. ОбуховаЛ.А, Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.-М.:Вако, 2014г.

2. ЯроваяЛ.Н., О.Е.Жиренко,  БарылкинаЛ.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия 4 класс.-М.:Вако, 2016г.

Источник