Какую пользу приносят птицы для детей

Сад – это не только грядки, цветы да ягоды. Как говорят специалисты, флора является неотъемлемой частью фауны, и трудно представить дачный участок без птиц, которые по праву считаются нашими союзниками в борьбе с насекомыми-вредителями. К тому же птицы, как неповторимый элемент экосистемы, являются своеобразным индикатором благоприятной обстановки. Так, если пернатые помощники решили свить гнездо и поселиться близ садово-огородных посадок, это хороший знак.

Какую пользу приносят птицы

Пернатые друзья в большом количестве истребляют вредителей и их личинки, защищают сад и огород от надоедливых мошек, блошек и гусениц. Очень большую пользу приносят садоводам и огородникам насекомоядные птицы: скворцы, синицы, дятлы, ласточки, трясогузки, мухоловки, горихвостки и множество других. Они в большом количестве уничтожают насекомых.

  • Трясогузки – очень полезные птички, их основной корм мухи и комары, могут еще и муравьев поклевать. Трясогузки их ловят в течение всего лета, избавляя тем самым дачников от надоедливой мошкары.
    Синички, неутомимые работники, с утра о вечера ищут разных насекомых. Только одна синица в период вскармливания птенцов может защитить до 20 плодовых деревьев.
    Одна особь грача за день поедает до 500 личинок проволочника. Также полезными окажутся поползни, трясогузки, скворцы.

Один выводок скворцов за 2 недели может уничтожить несколько тысяч личинок майских жуков и самих жуков-вредителей, которые повреждают корни садовых посадок. Скворцы, грачи, аисты и даже чайки оказываются неоценимыми помощниками в годы нашествия саранчи.

  • Птицы, питающиеся зерном – чижик, щегол, овсянка – как и насекомоядные, выкармливают насекомыми своих птенцов. Насекомых они собирают на ветвях, стволах деревьев, на земле, ловят их на лету.

Как привлечь птиц на участок

Понимая неоценимую помощь и неоспоримую пользу пернатых друзей, нужно стараться охранять их и привлекать на свой сад. Для того, чтобы птицы прилетели к вам на участок, необходимо обеспечить им одно из трех условий:

  • дать жилье;
  • обеспечить питание;
  • создать благоприятную обстановку.

Подумайте над тем, как создать на своем участке место для птиц, где они могут свободно свить гнезда и просто жить рядом с нами.

Скворечники для птиц

Традиционным способом привлечения птиц на участок являются домики-скворечники. И гнездятся там не только скворцы, но и полевые воробьи, стрижи, вертишейка (только вход им нужен побольше). Каждый такой птичий домик – потенциальное место для жилья совершенно разных видов. В небольшие скворечники с маленькой дверцей будут залезать синицы, поползни, мухоловка-пеструшка и др.

  • Специальные наблюдения показывают, что для некоторых птиц излишне причудливые формы и окраска скворечников будут неудобны и неинтересны. Для других же пернатых внешний вид домиков не имеют никакого значения – птицы могут заселиться и в новенький раскрашенный скворечник, и в старый чайник, который ненужным хламом давно валяется в дальнем углу огорода.
  • Есть определенные параметры для птичьих жилищ, и внешний вид здесь не так важен, как конструкционная часть. Постарайтесь, чтобы не было щелей в скворечнике – многие птицы, например, синицы, не выносят попадания света внутрь домика. С другой стороны, белая трясогузка к этому относится совершенно спокойно.
  • Внутренние стенки не стоит лакировать и заглаживать – птица будет лазать по этим стенкам вверх и вниз, цепляясь за естественные шероховатости и неровности своими коготками.

Фото: правильные скворечники

Кормушки для птиц в саду

Кормушки, несмотря на свою простоту, известность и распространенность, все же имеют некоторые нюансы организации. Например, в кормушки помимо пернатых друзей, могут наведываться и белки. И, если вам этого не хочется, лучше всего закрепить кормушку на тонкую веточку, чтобы кормушка покачивалась. Для белки такой вариант окажется непригодным, а птиц вполне устроит. Бывает, устанавливают кормушку на пеньке и ставят небольшие карнизы-заграждения.

  • Если повесить кормушку высоко, вам будет неудобно подсыпать туда корм, поэтому выбирайте оптимальную высоту размещения. Всегда эстетически приятно выглядит кормушка прямо перед окном, особенно если вы довольно часто появляетесь на даче или живете в частном доме на приусадебном участке.
  • Также кормушку могут делить между собой разные виды птиц. У синиц, например, которые всегда охотно слетаются в места кормления, весьма недружелюбный характер – делить кормушку с другими видами она не любит. Поэтому в этом случае лучше делать просторные кормушки с большой площадкой так, чтобы одновременно угощениями могли лакомиться несколько разных видов птиц.
    Есть такой вариант кормушек, обычно в форме цилиндра, в которых корм высыпается постепенно (чаще всего это семечки). Такие кормушки нужно заряжать гораздо реже, и они идеально подойдут для садоводов, которые не балуют частыми посещениями свой участок в зимнее время.
  • Корм для птиц
    Кормушки становятся довольно быстро известны птицам, и они начинают есть быстрее и прилетать чаще, поэтому вам придется запастись достаточно большим объемом корма. Обычно корм для птиц подсыпают в минимальном количестве, чтобы они продолжали его искать в естественной среде. Но во время неблагоприятной погоды нужно сыпать больше.
  • Популярным и доступным кормом является, прежде всего, подсолнечник. Синицы и поползни разбираются с такими семечками довольно ловко. Для удобства же других птиц, семечки можно слегка подавить, чтобы их было легче расщелкивать.
  • Хорошим кормом будут самые разные расколотые орехи – грецкие, миндаль арахис, лесной орех и др.
  • Синицы, дятлы, сойки любят сало.

И не забывайте о том, что семена подсолнечника должны быть нежаренными, а сало – несоленым, без всяких пряностей.

Можно кормушки использовать и летом, потому что многие пернатые приводят туда своих птенцов и лакомятся приготовленными угощениями целыми семьями.

Фото: оригинальная кормушка

Простая кормушка своими руками

Можно сделать очень простую и в то же время декоративную кормушку из полностью натуральных компонентов. Для этого вам понадобятся:

  • пустые шишки хвойных пород,
  • растопленное сало без специй,
  • семя подсолнечника.

Шишки нужно обмакнуть сначала в растопленное сало, а затем в чашу с семечками. Спустя некоторое время сало остынет, семечки будут крепко держаться, и можно будет подвесить такую кормушку за петельку на дерево в вашем саду. Кстати, такими шишками можно будет украсить новогоднюю уличную ель на вашем участке – оригинально и полезно.

Фото: кормушка из шишек, сала и семечек

Растения для птиц в саду

Для того чтобы создать благоприятные для птиц условия, необходимо позаботиться о растительности на даче.

  • Птицы любят густые кустарники, обилие травы, разные породы деревьев. Чем разнообразнее в саду растительность, и чем большее среди нее пород с густой кроной, тем больше вероятность привлечения птиц на участок.
  • Например, коноплянки, очень любят селится в плотной и густой кроне туи. Также и зеленушки предпочитают густую, плотную ратсительность.
  • Для некоторых видов очень хорошо подходят разросшиеся кустарники, невысокие заросли травы.
  • Ну а густая елка с высокой кроной может привлечь такие экзотические виды как пустельга (из рода Соколы), и даже ушастую сову. Это традиционные дачные жители, они не любят гнездиться в сплошном лесу, им нужны перелески, небольшие группы деревьев.

Для того чтобы обеспечить в своем саду питание для птиц, можно посадить особые виды плодово-ягодных культур, которые являются излюбленным лакомством многих пернатых:

  • арония (черноплодная рябина),
  • вишня,
  • черешня,
  • барбарис,
  • ирга,
  • облепиха

Водоем для птиц

Водоем – еще один плюс и дополнительный фактор привлекательности вашего участка для птиц.

  • У воды всегда обитает мошкара, насекомые, а это дополнительный корм.
  • К тому же, кто-то из пернатых захочет искупаться в вашем пруду, что особенно ценно в жаркий летний период.
  • В целом же дефицита воды птицы не испытывают, получают его с кормом в достаточном количестве, в утренней росе.

Садовый пруд будет являться идеальным решением в том случае, когда птицы наносят урон вашим посадкам

Если же водоема нет, нужно разместить на участке несколько поилок или просто оставлять открытыми емкости с водой.

Как отпугнуть птиц с участка

Существуют и другие средства отпугивания и защиты от птиц, которые прилетают не только уничтожить очевидных садовых вредителей, но и полакомиться нашим урожаем.

  • Дрозды-рябинники досаждают садоводам тем, что едят ценные ягоды, лишь только они поспеют – слетаются на жимолость, клюют землянику.
  • Есть и сороки, которые так любят помогать собирать землянику, другие буквально выкапывают корневища молодой недавно высаженной рассады.
  • Ну а по осени мы легко можем остаться без черноплодной рябины или вишни, потому что налетающие пернатые стаи в миг подчищают все без остатка.

В таких случаях можно попробовать отпугивающие средства, но помните, что птицы хоть и пугливые существа, но все же сообразительные. Поэтому способы отпугивания помогают лишь первое время.

  • Поначалу птицы боятся компьютерных дисков, но немного попривыкнув и увидев, что опасности нет, пернатые начнут игнорировать все ваши ухищрения.
  • Точно так же и к чучелу, сначала птицы его обходят стороной, а потом уже смело вьют гнезда прямо на голове незадачливого Страшилы.

Эффективные способы отпугивания птиц:

  • применение хлопушек,
  • чередование отпугивающих средств,
  • проведение защитных мероприятий (использование сеток на плодово-ягодных деревьях и кустарниках).

Помимо традиционного чучела можно устанавливать имитации хищных птиц, совы, например. Занятие это увлекательное, и является отличным способом времяпрепровождения с детьми.

Еще больше статей читайте на нашем сайте “Антонов Сад.ру”

А так-же в нашей группе В контакте.

Источник

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Домашние птицы»

Педагог-психолог приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас на «Птичий двор» (перед детьми устанавливается макет).

Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть картинки,затем ребятам задаются следующие вопросы:

Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Педагог-психолог: А знаете ли вы, какие птицы живут во дворе? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.

Игра «Загадки-рифмовки».

1. Целый день она гуляет,

Травку, листья разгребает.

Выйди лишь на улицу,

Там увидишь (курицу).

2. Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

И зовут его? (Индюк.)

3. Я раньше солнышка встаю

И рано голос подаю.

И у меня прекрасный слух,

Я яркий, озорной (петух) .

4. Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки (гусь) .

5. Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка) .

Педагог-психолог: Молодцы! Вижу, умные вы дети. Про кого мы отгадали загадки? (Ответы детей). А теперь давайте поплаваем, как уточка.

Пальчиковая гимнастика «Уточка».

На волнах качаясь, уточка плывёт,

То нырнёт, то вынырнет – лапками гребёт.

Педагог-психолог: Замечательно! Знаете, ребята, мои домашние птицы любят добрых, ласковых людей. Сумеете ли вы позвать их ласково?

Игра «Назови ласково» (стоя с мячом).

• Утка – уточка

• Петух – петушок

• Курица – курочка

• Индюшка – индюшечка

• Цыплёнок- цыплёночек

• Утёнок – утёночек

• Гусёнок – гусёночек

• Индюшонок – индюшоночек.

Педагог-психолог: Ой, ребята, я же забыла калитку закрыть в моём птичнике. Давайте посмотрим. Сюда прилетели дикие птицы и все они перемешались. Ребята, что же мне теперь делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц во двор (на плетень) .

Игра «Рассели птиц».

•Педагог-психолог: А сейчас возьмите по птице и расселите. Домашних птиц вы куда расселите?

•Дети: Во двор.

•Педагог-психолог: А диких?

•Дети: На дерево.

Дети выполняют. (Диких птиц сажают на макет дерева, а домашних – на плетень около домика) .

•Педагог-психолог: Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы?

• Дети перечисляют, кого поселили во двор.

•Педагог-психолог: А на дерево каких вы птиц поселили?

Дети называют птиц на дереве.

•Педагог-психолог: Ой, спасибо, вы настоящие помощники. Интересно, а почему же одних птиц называют дикими, а других домашними?

•Дети: Домашние птицы не умеют летать, добывать корм, живут с человеком. Он за ними ухаживает, кормит, защищает, строит теплое жилье – сарай, ферму, птичник.

•Педагог-психолог: А какие птицы сами о себе заботятся, добывают корм, защищаются от врагов, строят гнёзда, и умеют летать?

•Дети: Дикие птицы.

Игра «Один – много» (стоя с мячом)

Педагог-психолог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе.Например: селезень – селезни, петух – петухи и т. д.

Педагог-психолог рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.

Помогите малышам,

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте,

Хором,дружно отвечайте:

Кого они ищут?

Стихи-подсказки:

1. Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня).

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картина «Гуси»)

2. Что стряслось у индюшонка?

Почему же он спешит?

У сарая за кадушкой.

Червяка нашла … (индюшка).

Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)

3. Эй, утенок, ты, куда?

Здесь собачья будка!

Ждет тебя около пруда

Твоя мама … (утка).

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картина «Утки»)

4. Ну-ка марш, назад, цыпленок!

Залезать нельзя на грядки.

Ищет тебя, волнуется

Твоя мама … (курица).

Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами. Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Педагог-психолог: А теперь ещё раз повторим. Приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая игра «Домашние птицы»

• Есть у курицы цыплёнок,

• У гусыни есть гусёнок,

• У индюшки – индюшонок,

• А у утки есть утёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

• У каждой мамы малыши все красивы, хороши! (Показывают пальчики.)

Игра «У кого кто?» (ед. и мн. число)

У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.

Педагог-психолог: Молодцы. А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, как нужно относиться к птицам.

Игра «Что хорошо, что плохо».

Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – топают ногами.

1. Если маленький малыш

Сыплет птицам крошки,

Поступает плохо он, Или он хороший?

2. Злой мальчишка палку взял,

И гусей ею гонял,

Был доволен он собой.

Хороший мальчик или плохой?

3. Смастерила девочка вовсе не игрушку –

Смастерила с папой для кур кормушку.

Зерна насыпала в неё,

Плохо это или хорошо?

4. Из рогатки мальчуган

В стадо индюков стрелял

И подранил одного

Плохо это или хорошо?

5.А теперь ответить вы должны:

Как будете себя вести?

Должно решенье быть одно –

С птицами поступать только…

Все: Хорошо!

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог: Дети, так какие птицы живут на птичьем дворе (Ответы детей.)

Педагог-психолог: Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .

Источник

Наталья Потапенко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Берегите птиц»

Автор: Потапенко Наталья Николаевна. Воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Программное содержание:

– закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;

– расширять представления о зимующих птицах;

– активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;

– развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;

– закрепить приемы лепки из целого куска пластилина;

– воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Основная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Труд», «Музыка».

Предварительная работа: чтение рассказа Е. И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г. Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К. Орешина, заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке. Изготовление кормушек с родителями.

Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, презентация, Д/У, Д/И, беседа, психогимнастика, объяснение воспитателя, физкультминутки.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, доска, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки, кормушка, доски для лепки, пластилин, стеки, семена подсолнечника, гречка.

Воспитатель:

– Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

– А пока, давайте не много расслабимся. (дети присаживаются на ковер)

Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»)

Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте. «У этого художника нет – и не может быть счастливого соперника во все времена на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели.Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт», а теперь откройте глаза и скажите мне, как вы думаете, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)

– Да, природа создает, дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров –птицы.

Воспитатель:

– Миллионы лет назад появились первые пернатые.

Как вы думаете, дети, почему их так называют?

– А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки.

Что же доносилось с неба?

– Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная, неповторимая, живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь. (музыка смолкает)

Воспитатель:

– А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев. (Голоса птиц смолкают)

Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)

(унылым, безрадостным)

Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы? (ответы детей: уничтожают насекомых, вредителей, грызунов)

– Поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Давайте мы сегодня поговорим о наших пернатых друзьях, о том как им нелегко приходится зимой. (дети садятся на стульчики)

Скажите, вы любите зиму? Почему? А легко ли приходится птицам?

– Действительно, зима-красавица и щедра на искристые снежинки, обильные метели, она дарит нам много радости, но совершенно не хлебосольна. Поэтому птицы улетают в теплые края и прилетают только весной.

– Все ли птицы улетают?

– Как называют тех птиц, что улетают? А что остаются зимовать? (ответы детей)

– Каких перелетных птиц вы знаете? Зимующих?

Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

Начало презентации.

(Дети загадывают загадки о птицах. Ребенок отгадывает и берет с дерева нужную птицу)

Загадки:

1. Умный мальчишка в сером армячишке

Бегает, шныряет, крошки собирает. (воробей)

2. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это….(снегири)

3. В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной.

Что за песня красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)

4. Маленькая птичка, желтогрудая певичка

Звонко песенку поет, сало вкусное клюет. (синичка)

5. А это кто гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)

6. По лесу летит, громко трещит

Сама белобока, кто она (сорока)

7. Платье серое надела и к кормушке подлетела,

Стала каркать : «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)

Воспитатель:

Все загадки отгадали, но обратите внимание на оставшихся птиц. Что это за птицы? (перелетные) Давайте еще раз их назовем.

П/И: «Перелетные птицы».

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к картине с изображением летнего пейзажа. Если летние месяцы – они остаются на месте.

Воспитатель:

Мы с вами уже сказали о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Дети читают стихотворение Елены Благининой «Мороз».

Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе,

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Воспитатель:

Мы их покормим в это время года

Они нас летом отблагодарят

Вредителей садов и огородов,

Всех червяков и гусениц съедят.

– Вот я и решила позаботиться о птицах и приготовила корм для них. (Показываю тарелочки с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом) Покормим птиц? (птицы это не едят) А что едят?

– Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы. (На столе разложен разный корм для птиц, ребенок кладет корм и поясняет какая птица что любит)

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.

Пшено и просо предпочитает воробей.

Ягоды рябины – снегири.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи.

Сырое (несоленое) сало- синицы, дятлы.

Сырое мясо- синицы, вороны, дятлы, сороки.

– А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее? (Ответы детей: в кормушки, которые делают люди)

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

– Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной красивой птицей- это клест. (показывает картинку). Посмотрите, какое красивое красно- коричневое оперение, а назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на – крест. В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойные гнезда, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек – семена. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели, дарят птице

Золотые семена.

Воспитатель:

– Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц? Ответы детей (использование моделей)

– Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв? Какой он у клеста?

Воспитатель (предлагаю детям слепить клеста, дети вспоминают приемы лепки птицы, клюв делают из шелухи от семечек)

Пальчиковая гимнастика:

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев

4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

то же – левой рукой

тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны».

Дети лепят птиц.

Итог:

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные птички у вас получились, а сейчас давайте послушаем стихотворение.

Дети:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой.

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель предлагаю детям пойти на улицу повесить кормушки с кормом для птиц, сделанные дома с родителями.

Источник