Жемчуг бусы польза и вред
Чаще всего возникает желание почистить золотое или серебряное кольцо или серьги с жемчугом. Они наиболее часто загрязняются при ношении. Впрочем, следы помады или брызги лака для волос на жемчужном ожерелье также вызывают вопрос “что с этим делать?”. С поиска грамотного ответа на этот вопрос и должны начинаться Ваши действия. Не спешите хвататься за Domestos или CIF.
Жемчужные кольца,колье ,броши и, особенно – браслеты требуют особого внимания и ухода. Жемчуг, будь-он пресноводный или морской, культивированный или образовавшийся без участия человека, является камнем органического происхождения. Он гораздо мягче рубинов, топазов и аметистов. Жемчуг не так тверд и стоек к механическим воздействиям, как другие драгоценные камни. Поэтому забота о сохранности жемчуга проявляется ещё до того, как он попадает к покупателю: жемчужины в ожерелье перевязывают узелками. Это делается не только для того, чтобы в случае обрыва нити не потерять более одной бусины, но также для предотвращения трения их одна о другую. В тех колье, жемчужины которых не перевязаны, потёртости в местах их соприкосновений появляются достаточно рано и бывают сильно заметны.
Другой особенностью жемчуга является то, что для сохранения его свойств, нужно давать ему достаточное количество воздуха и влаги. Стало быть, не следует держать украшения из жемчуга в сейфе; именно там он может “ощущать” нехватку влаги. Жемчуг нужно почаще носить, нопридерживаться следующих условий
Что следует делать
Храните жемчуг отдельно от других украшений, в футляре или шкатулке, выстланной мягкой тканью
Жемчуг нуждается в увлажнении. Просто надевайте украшения с жемчугом время от времени, он будет брать из воздуха нужное количество влаги
Вместе с тем, при контакте с кожей жемчуг не только получает необходимое количество влаги, он ещё подвергается воздействию кислоты потовых желез. Протирайте периодически жемчужины увлажнённой тканью, капнув на неё оливковое масло
Жемчуг порист, он может впитывать вещества, способные нанести ему вред. Надевайте еготолько лишь после использования лака для волос, спреев, духов, кремов, лосьонов, репеллентов и пр.
Если жемчуг загрязнился, протрите его фланелью. Если загрязнение очень сильное, можно воспользоваться туалетным мылом, тщательно смыв его водой. После ополаскивания дайте украшениям просохнуть в течение суток на мягкой ткани. Высохла ткань – значит жемчуг можно убирать на хранение.
Перед купанием, плаванием в бассейне жемчуг лучше снять: хлорированная вода и отбеливатели могут ему повредить.
- Кислоты также вредны жемчугу. Будьте осторожны даже с лимонным соком
- Жемчужные колье и браслеты желательно перенизывать каждые 2-3 года, если Вы носите их от случая к случаю. Если же Вы надеваете их несколько раз в неделю, желательно перенизывать их не реже одного раза в год.
- Будьте особенно осторожны с жемчугом Акойя имеющим тонкий слой перламутра (обычно – класс А); он может потрескаться даже от несильного удара. В первую очередь это касается браслетов, изготовленных из жемчуга Акойя.
Чего делать не следует
- Не используйте для очистки жемчуга соду, моющие средства, порошки для стирки, аммониевые соединения
- Не используйте жидкости для очистки ювелирных изделий, если не указано, что они предназначены специально для жемчуга. Впрочем, даже если это “специальная жидкость для жемчуга”, то это, в первую очередь, маркетинговый ход для облегчения Вашего кошелька. Польза от её применения не стоит потраченных денег.
- Не используйте щётки, шероховатые губки, абразивные порошки
- Не сушите колье и браслеты в подвешенном состоянии
- Не надевайте колье и браслеты после мойки, если они ещё не высохли
- Не используйте ультразвуковые стиральные машины. Жемчуг может потрескаться
- Не храните жемчуг вблизи источников тепла, не оставляйте его надолго под прямыми солнечными лучами. Это может привести к потере блеска, цвета или даже растрескиванию жемчужин
- Не покупайте “специальных” моющих растворов “для жемчуга”. Они не имеют никаких преимуществ перед туалетным мылом
- Не применяйте для чистки жемчуга отруби. Рекомендации по использованию отрубей для чистки изделий из кожи периодически переносятся и на уход за жемчугом. Как в первом, так и во втором случае вы, скорее всего, не получите желаемого результата. Кроме того, мелкие частицы отрубной муки могут остаться невымытыми из слоистого перламутрового слоя, и жемчуг может просто потускнеть.
- Не прибегайте к одному из методов определения “истинности” жемчуга, который часто предлагается гламурными журналами и интернет-общалками. А именно – дать брошенной жемчужине отскочить от пола. В самом деле, настоящий жемчуг отскочит выше, чем поддельный. Но если пресноводный жемчуг, не имеющий внутри ядра, может перенести эту процедуру относительно спокойно, то жемчуга Акойя, таитянский и Южных морей могут потрескаться.
- Не пытайтесь вернуть утраченный блеск, прибегая к обработке жемчуга растворами кислот, даже слабыми. В лучшем случае Вы не получите никакого эффекта, в худшем – испортите жемчуг навсегда.
При надлежащем уходе жемчуг будет радовать долгое время не только Вас, но и много поколений Ваших детей и внуков, которым Вы передадите его……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..ССылка на сайтhttps://www.goldensign.ru/articles/Выбираем_жемчужные_украшения_виды_жемчуг………………………………………………………….ссылка на сайтhttps://perle.com.ua/about/taityanskiy_zhemchug
Этот удивительный дар природы в старину называли «перл», «магарит» и «скатень», им восторгаются уже несколько сотен лет, а об его происхождении до сих пор ведутся споры, подкреплённые огромным количеством разнообразных легенд. Согласно одной из них, жемчуг — это застывшие слёзы влюблённой нимфы, прогневавшей богов и заточённой в высокую башню за свою любовь к простому смертному.
Невероятно, но факт?
Из других интересных фактов, правда, уже не вымышленных: одна из старейших жемчужин в мире занимала почётное место в шкатулке Элизабет Тейлор, а самая крупная, весом 6 кг, была найдена близ острова Палаван (Южно-Китайское море) и впоследствии украсила страницы Книги рекордов Гиннеса. «Большим Южным Крестом» назвали найденную у австралийских берегов композицию из 9 жемчужин, которые срослись и образовали форму, напоминающую крест.
Наполовину правдой, наполовину вымыслом исследователи признают другую историю: когда Иван Грозный заметил потускнение уникального северного жемчуга на символе власти — своём посохе, он немедленно отдал приказ «вернуть к жизни» потерявшие былой блеск дары моря. Жемчуг повезли для омовения к реке Кереть. По легенде, 100 и 1 погружение в воду должно было совершить юной деве, чтобы вернуть жемчужному ожерелью первозданную красоту. После жемчужины были вновь доставлены к царскому двору.
Было или нет — решать историкам, а факт остаётся фактом: мода на жемчуг, украшающий ювелирные изделия, со временем не только не «тускнеет», но и непрестанно делает новые витки. Из этого вещества, образующегося в раковинах моллюсков, сегодня производится большое количество ювелирных изделий. А уж имитаций белоснежных перламутровых бусин и вовсе не счесть! Если вы приобрели украшение с этим невероятным даром Посейдона или только собираетесь сделать это — прочтите наши советы о том, как отличить настоящий жемчуг от поддельного и не забудьте похвастаться своей «шкатулочкой с драгоценностями» в комментариях.
Натуральный или нет?
Способ № 1: Конечно, нет ничего лучше, чем спросить совета у профессионального геммолога, который при помощи специального аппарата сможет определить, качественный ли жемчуг вы ему принесли. Если хотите обойтись своими силами, можете для начала проверить ценник на изделие: настоящий жемчуг не может быть слишком дешёвым даже «по акции».
Способ № 2: можно попробовать следующую пробу: провести по отдельно взятой жемчужине краешком ногтя: если остались следы или облупилась краска, жемчуг — подделка.
Способ № 3: попробовать жемчуг «на зубок» — не такое уж радикальное решение, а вполне себе действенный эксперимент. Слегка потрите камешек о зубы: настоящий должен при таком трении скрипеть.
Способ № 4: жемчужины упали на пол, весело подпрыгивая? Не спешите собирать, а присмотритесь: сколько раз они взмыли в воздух? «Прыжки» настоящего жемчуга довольно резвые и многократные, поскольку он отличается другой плотностью.
Способ № 5: возьмите лупу и рассмотрите форму бусины в увеличительном стекле. Идеальной гладкой поверхностью без единой неровности и шероховатости обладает либо подделка, либо экземпляры стоимостью свыше 10 000 $. Не припоминаете, чтобы платили данную сумму за бусинку? Вот вам и ответ.
Способ № 6: носите жемчужные бусы или браслет? Аккуратно отодвиньте одну из жемчужин и присмотритесь к краям отверстия, через которое она нанизывается на нитку или специальную леску. Если видите, что краска по его краю отслаивается или заметите сколы верхнего слоя — перед вами подделка.
Способ № 7: Настоящий и откровенно поддельный жемчуг различаются и по весу: подлинные «бусинки» — более тяжёлые, ведь природный материал в нём «весомее» пластмассы.
Помните, что самую точную оценку качеству жемчуга вам сможет дать только опытный специалист. Не стоит забывать и о том, что культивированный, или выращенный в искусственных условиях, жемчуг (который ныне считается лидером продаж и используется повсеместно) подделкой не считают.
Есть ли у вас украшения с жемчугом и какие?
Æåì÷óã íà÷àë öåíèòüñÿ ëþäüìè ãîðàçäî ðàíüøå äðàãîöåííûõ êàìíåé. Îí ðàçíîîáðàçåí, îòíîñèòåëüíî ëåãêî äîáûâàåòñÿ, íå òðåáóåò îáðàáîòêè è âîò óæå íà ïðîòÿæåíèè òûñÿ÷ ëåò ñèìâîëèçèðóåò ñòàòóñíîñòü è àðèñòîêðàòèçì.
ÎÁÙÀß ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ
Æåì÷óæèíà îáðàçóåòñÿ, êîãäà â ðàêîâèíó ïîïàäàåò èíîðîäíîå òåëî. Ìîëëþñê èçîëèðóåò ìóñîð â æåì÷óæíûé ìåøî÷åê è íà÷èíàåò îáîðà÷èâàòü íàðóøèòåëÿ ñëîÿìè ïåðëàìóòðà (òîò æå ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî ñîñòîèò ðàêîâèíà). Òàêèõ àãðåãàòîâ âíóòðè îäíîãî ìîëëþñêà ìîæåò ôîðìèðîâàòüñÿ äî íåñêîëüêèõ äåñÿòêîâ.
×åì áîëüøå æåì÷óãà â îäíîé ðàêîâèíå, òåì îí ìåíüøå. Íàïðèìåð, ìèäèè ×åðíîãî ìîðÿ ìîãóò îáðàçîâûâàòü ïîðÿäêà 100 æåì÷óæèí, áîëüøèíñòâî êîòîðûõ íå áóäåò ïðåâûøàòü 2-3 ìì â äèàìåòðå.
Ó âñåõ âèäîâ æåì÷óãà îáùèå ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà.
Íåñìîòðÿ íà îáùèå ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà, æåì÷óæèíû êëàññèôèöèðóþòñÿ ïî êðèòåðèÿì:
– ïðîèñõîæäåíèÿ;
– êîíôèãóðàöèè;
– öâåòà;
– áëåñêà;
– äåôåêòíîñòè;
ÐÀÇÍÎÂÈÄÍÎÑÒÈ ÆÅÌ×ÓÃÀ ÏÎ ÒÈÏÓ
Íàòóðàëüíûé æåì÷óã äåëèòñÿ íà òèïû:
ïî ìåñòó îáðàçîâàíèÿ ìîðñêîé/ïðåñíîâîäíûé;
ïî óñëîâèÿì æèçíè ìîëëþñêà ïðèðîäíûé (äèêèé)/êóëüòèâèðóåìûé.
Ïðèðîäíûé íàòóðàëüíûé
Äî XIX âåêà æåì÷óæíûé ïðîìûñåë çàêëþ÷àëñÿ òîëüêî â âûëàâëèâàíèè ìîëëþñêîâ â äèêèõ óñëîâèÿõ. Ñàì ïðîöåññ áûë ñëîæåí è îïàñåí äëÿ æèçíè ëîâöû íûðÿëè íà áîëüøóþ ãëóáèíó, íàäîëãî çàäåðæèâàÿ äûõàíèå.
Òàêæå ïðè òðàäèöèîííîì ñïîñîáå äîáû÷è ïðèõîäèëîñü ïðîâåðÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðàêîâèí, ïðåæäå ÷åì íàéòè õîòü îäíó æåì÷óæèíó. Ýòî ïðèâîäèëî ê ìàññîâîìó óíè÷òîæåíèþ ìîëëþñêîâ è óõóäøåíèþ ýêîëîãèè (ìîëëþñêè åñòåñòâåííûå ôèëüòðû âîäû â ïðèðîäå).
Äîáû÷à æåì÷óæíèö â äèêèõ óñëîâèÿõ îôèöèàëüíî çàïðåùåíà âî âñåì ìèðå ñ 1952 ãîäà.
Ñåãîäíÿ ïðèðîäíûé æåì÷óã ïîëó÷àþò:
– ïðèîáðåòàÿ àíòèêâàðíûå èçäåëèÿ;
– ñëó÷àéíî íàõîäÿò æåì÷óæèíû â ñúåäîáíûõ ìîëëþñêàõ;
– ïîñðåäñòâîì áðàêîíüåðñòâà.
Ðàçëè÷àþò æåì÷óæèíû ìîðñêîãî è ðå÷íîãî (ïðåñíîâîäíîãî) ïðîèñõîæäåíèÿ.
Ìîðñêîé æåì÷óã
Ìîðñêèå æåì÷óæèíû äîðîæå, ÷òî îáóñëîâëåíî èõ õàðàêòåðèñòèêàìè è áîëåå ñëîæíîé òåõíîëîãèåé äîáû÷è. Ìîëëþñêè, îáèòàþùèå â ìîðÿõ òðåáîâàòåëüíû ê ïîãîäíûì óñëîâèÿì, òåìïåðàòóðå è ñîñòàâó âîäû è äàþò 1-2 æåì÷óæèíû ñ îäíîé ðàêîâèíû.
Îñîáåííîñòè:
– ðàñòåò áûñòðåå ðå÷íîãî;
– êðóïíûé (ñðåäíèé ðàçìåð 8-14 ìì);
– ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ñôåðè÷åñêèå èëè ðåäêèå áàðî÷íûå ôîðìû;
– áîãàòàÿ ïàëèòðà öâåòîâ;
– ñèëüíûé áëåñê, îáóñëîâëåííûé òîëñòûì ñëîåì ïåðëàìóòðà
Ïðåñíîâîäíûé æåì÷óã
Ðå÷íûå æåì÷óæíèöû ìåíåå ïðèõîòëèâû è ïðîèçâîäÿò äî 20 æåì÷óæèí. Ïîýòîìó ðå÷íîé (ïðåñíîâîäíûé) æåì÷óã ïðîùå äîáûòü, à åãî öåíà íà ïîðÿäîê íèæå ìîðñêîãî.
Îñîáåííîñòè:
– òâåðæå ìîðñêîãî
– ìåëêèé (ñðåäíèé ðàçìåð 3-11 ìì);
– ñëîé ïåðëàìóòðà òîíüøå;
– ìÿãêèé ìàòîâûé áëåñê;
– ïàëèòðà óçæå, ÷åì ó ìîðñêîãî, íî âñòðå÷àþòñÿ îðèãèíàëüíûå ïîëîñàòûå è ïÿòíèñòûå ðàñöâåòêè;
– îòëè÷àåòñÿ ìíîãîîáðàçèåì êîíôèãóðàöèé ëèøü 2 % æåì÷óæèí èìåþò êðóãëóþ ôîðìó.
Êóëüòèâèðîâàííûé íàòóðàëüíûé
Êóëüòèâèðîâàííûé æåì÷óã òîæå ÿâëÿåòñÿ íàòóðàëüíûì, ïîýòîìó åãî íå ñòîèò ïóòàòü ñ èñêóññòâåííûì.
Áðîøü ñ êóëüòèâèðîâàííûì æåì÷óãîì è ðóáèíàìè (1995), äèçàéí Ñàëüâàäîðà Äàëè
Ïîïûòêè êóëüòèâèðîâàíèÿ äåëàëèñü åùå â äðåâíåì Êèòàå.  òî âðåìÿ ïðîöâåòàëî ïðîèçâîäñòâî æåì÷óæíûõ ôèãóðîê ñâÿòûõ. Ïðåäìåòû íåíàäîëãî ïîìåùàëè â ìîëëþñêîâ, ïîñëå ÷åãî äîñòàâàëè ïîêðûòûìè òîíêèì ïåðåëèâàþùèìñÿ ñëîåì. Êîíå÷íî, êà÷åñòâî ïåðëàìóòðà áûëî íèçêèì.
Ãëàâíûì îáðàçîì ïðîãðåññ êóëüòèâèðîâàíèÿ æåì÷óãà òîðìîçèëñÿ íèçêèì óðîâíåì áèîëîãè÷åñêèõ íàóê ëþäè ïðîñòî íå ïîíèìàëè, ïî÷åìó â ðàêîâèíàõ ìîëëþñêîâ ïîÿâëÿþòñÿ æåì÷óæèíû.
Ëèøü â 1893 ãîäó ÿïîíåö Êîêèòè Ìèêèìîòî ñîçäàë ïåðâóþ æåì÷óæíóþ ôåðìó, ñäåëàâ ïðîðûâ â ñôåðå:
– êóëüòèâèðîâàíèå ïîçâîëèëî ïðîãðàììèðîâàòü ôîðìó, öâåò è ðàçìåð æåì÷óæèí áîëüøèíñòâî ïðîèçâîäèòåëåé âåä¸ò ïîñòîÿííóþ ðàáîòó ïî óëó÷øåíèþ ïîðîäû ìîëëþñêîâ, îòáðàêîâûâàÿ íåñïîñîáíûõ ñîçäàâàòü êà÷åñòâåííûé æåì÷óã;
– ñòàëî âîçìîæíî çàíèìàòüñÿ æåì÷óæíûì ïðîìûñëîì áåç óðîíà äëÿ îêðóæàþùåé ñðåäû.
Âíåøíå ïðèðîäíàÿ è êóëüòèâèðîâàííàÿ æåì÷óæèíû íåîòëè÷èìû. Ãëàâíîå îòëè÷èå ìåæäó íèìè çàêëþ÷àåòñÿ â ñïîñîáå ïîïàäàíèÿ èíîðîäíîãî ïðåäìåòà â ðàêîâèíó.
Êóëüòèâèðîâàííûé æåì÷óã òî÷íî òàê æå äåëèòñÿ íà ìîðñêîé è ðå÷íîé (ïðåñíîâîäíûé) ñ ñîõðàíåíèåì îñíîâíûõ õàðàêòåðèñòèê êàæäîãî âèäà.
Íåçíà÷èòåëüíûå îòëè÷èÿ ó êóëüòèâèðîâàííûõ æåì÷óæèí âñå æå åñòü:
– èíà÷å ïðîïóñêàþò ñâåò;
– ïëîòíîñòü âûøå, ÷åì ó ïðèðîäíûõ;
– èíòåíñèâíåå ôëóîðåñöèðóþò â ðåíòãåíîâñêîì èçëó÷åíèè;
– ïðè ïðîïóñêàíèè ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà íà÷èíàþò âðàùàòüñÿ, â òî âðåìÿ êàê ïðèðîäíûå – æåì÷óæèíû ñîõðàíÿþò ïîêîé.
Îäíàêî ýòè îñîáåííîñòè ðàçëè÷èìû òîëüêî íà ñïåöèàëèçèðîâàííîì îáîðóäîâàíèè è íå âëèÿþò íà âíåøíèé âèä æåì÷óãà.
Èñêóññòâåííûé
Íå ñìîòðÿ íà ìàññîâîå êóëüòèâèðîâàíèå ìîëëþñêîâ, âûñîêîêà÷åñòâåííûé æåì÷óã ïî-ïðåæíåìó äîðîãîå óäîâîëüñòâèå. Ïîýòîìó ïî ìåðå ðàçâèòèÿ òåõíîëîãèé ÷åëîâåê ïðèäóìûâàåò íîâûå äåøåâûå àíàëîãè.
Îñíîâíûå ñïîñîáû èìèòàöèè:
ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÆÅÌ×ÓÆÈÍ ÏÎ ÔÎÐÌÅ
Ôîðìà æåì÷óæèíû çàâèñèò îò ñëåäóþùèõ ôàêòîðîâ:
– ìåñòîïîëîæåíèå â ðàêîâèíå;
– ôîðìà ÿäðà;
– âîçðàñò æåì÷óæèíû;
– ïàòîëîãèè ìîëëþñêà;
– âèä ìîëëþñêà
– ñïîñîá êóëüòèâèðîâàíèÿ.
Ãèä Æåì÷óæíîé àññîöèàöèè ÑØÀ è ßïîíèè
 æåì÷óæíîé ïðîìûøëåííîñòè èñïîëüçóåòñÿ ñëåäóþùàÿ êëàññèôèêàöèÿ æåì÷óãà ïî ôîðìå:
1. Ñôåðà èäåàëüíî êðóãëàÿ æåì÷óæèíà. Ôîðìà ïðîâåðÿåòñÿ òðàäèöèîííûì ìåòîäîì åñëè ïðîêàòèòü æåì÷óæèíó ïî ðîâíîé ïîâåðõíîñòè îíà íå äîëæíà îòêëîíÿòüñÿ îò ïðÿìîé.
2. Ïîëóñôåðà èìååò íåáîëüøîå îòêëîíåíèå îò ñôåðè÷åñêîé ôîðìû. Æåì÷óæèíà ìîæåò âûãëÿäåòü èäåàëüíî êðóãëîé, íî ïðè êà÷åíèè ïî ðîâíîé ïîâåðõíîñòè îòêëîíÿåòñÿ îò ïðÿìîé. Öåíèòñÿ ïî÷òè íàðàâíå ñî ñôåðè÷åñêèì.
3. Ðèñ åùå îäèí ïîäâèä ñôåðè÷åñêîãî æåì÷óãà, íî ñ ÿâíî âûðàæåííîé îâàëüíîé ôîðìîé. Îáÿçàòåëüíî óñëîâèå êà÷åñòâà: ñèììåòðè÷íîñòü.
4. Êàïëÿ áóñèíà ðåçêî ñóæàåòñÿ ê îäíîìó êîíöó. Ñòîèìîñòü ãåîìåòðè÷åñêè ïðàâèëüíîé êàïëåâèäíîé æåì÷óæèíû ìîæåò ïðåâûøàòü öåíó ñôåðè÷åñêîãî àíàëîãà. Îñîáåííî öåíÿòñÿ ïàðíûå õîðîøî ïîäîáðàííûå êîìïëåêòû â ñåðüãàõ è ïîäâåñêàõ.
5. Áèñåð ìåëêèé âèä æåì÷óãà ðàçìåðîì äî 2,5 ìì.
6. Áëèñòåð îáðàçóåòñÿ íà âíóòðåííåé ñòîðîíå ðàêîâèíû ìîëëþñêà.  ïðîöåññå äîáû÷è
âûðåçàåòñÿ âìåñòå ñ ÷àñòüþ ðàêóøêè. Èìååò ìåíüøóþ ïðî÷íîñòü ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè âèäàìè è èñïîëüçóåòñÿ â êà÷åñòâå êàáîøîíîâ.
7. Êíîïêà êðóãëûå è ïëîñêèå êàê ïóãîâèöû æåì÷óæèíû.
8. Áàðîêêî òàê íàçûâàåòñÿ æåì÷óã íåïðàâèëüíîé ôîðìû. ×àñòî öåíèòñÿ çà íåîáû÷íûå êîíôèãóðàöèè è ðàñöâåòêè.
9. Ïîëóáàðîêêî æåì÷óæèíû ñîõðàíÿþò ñôåðè÷åñêóþ ñèììåòðè÷íóþ ôîðìó, íî èìåþò äåôåêòû ïîâåðõíîñòè áîðîçäû èëè âûïóêëîñòè.
ÊÀÊÈÕ ÖÂÅÒΠÁÛÂÀÅÒ ÆÅÌ×Óà  ÏÐÈÐÎÄÅ
Öâåòîâîé ñïåêòð æåì÷óãà âêëþ÷àåò ðàçëè÷íûõ 120 îòòåíêîâ. Öâåòà æåì÷óãà ïðè åãî îöåíêå ó÷èòûâàþòñÿ íàðàâíå ñ ôîðìîé è ðàçìåðàìè.
Ñàìûé ëó÷øèé íàòóðàëüíûé æåì÷óã íå èìååò öâåòà è âûãëÿäèò áåëîñíåæíûì. Áëàãîäàðÿ ïîëóïðîçðà÷íîñòè îí èìååò ìÿãêèé ñåðåáðèñòûé áëåñê è íà ñâåòó åäâà çàìåòíî ïåðåëèâàåòñÿ öâåòàìè ðàäóãè.
Öåííîñòü ðàçíîöâåòíîãî æåì÷óãà îïðåäåëÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ÷èñòîòû è ðåäêîñòè îêðàñà.
Ñàìûå äîðîãèå æåì÷óæèíû ãîëóáûå, ñèðåíåâûå, ðîçîâûå, çîëîòûå è ÷åðíûå õîðîøåé íàñûùåííîñòè.
Îò ÷åãî çàâèñèò öâåò æåì÷óãà
Ïîÿâëåíèå áåëîãî è öâåòíîãî æåì÷óãà îïðåäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèìè ôàêòîðàìè:
âèä ìîëëþñêà;
– ñòåïåíü ïðîçðà÷íîñòè ïåðëàìóòðîâîãî ñëîÿ ÷åì îí ïðîçðà÷íåå, òåì ñâåòëåå æåì÷óæèíà;
– îêðàñ îðãàíè÷åñêîãî ñëîÿ ïîä ïåðëàìóòðîì;
– êîíöåíòðàöèÿ â ðàêîâèíå àðàãîíèòà æåì÷óãà è êîíõèîëèíà àðàãîíèò áåñöâåòíûé èëè áåëûé, à – êîíõèîëèí èìååò îòòåíêè îò äî ÷åðíîãî;
– íàñûùåííîñòü è ñîñòàâ ïðèìåñåé õèìè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ â âîäå.
Þâåëèðíàÿ ñèñòåìà êëàññèôèêàöèè
Þâåëèðíàÿ ïðîìûøëåííîñòü èñïîëüçóåò ñëåäóþùóþ ãðàäàöèþ æåì÷óæèí:
ÆÅÌ×ÓÆÍÛÅ ÑÎÐÒÀ È ÈÕ ÐÀÇËÈ×Èß
Êîíôèãóðàöèÿ, öâåò è ðàçìåð êóëüòèâèðîâàííîãî æåì÷óãà çàâèñèò îò âèäà æåì÷óæíèö è èõ ìåñòîðîæäåíèÿ.
Biwa (áèâà)
Ïðåñíîâîäíûé áàðî÷íûé áåçúÿäåðíûé æåì÷óã. Âûâåäåí â ßïîíèè íà îäíîèì¸ííîì îçåðå Áèâà, îäíàêî ïîñëå çàãðÿçíåíèÿ îçåðà îñíîâíîå ïðîèçâîäñòâî ïåðåìåùåíî â Êèòàé.
Êîíôèãóðàöèÿ: ïðîäîëãîâàòàÿ èëè îâàëüíàÿ ñ íåðîâíîé ïîâåðõíîñòüþ
Öâåò: ìîëî÷íûé, êðåìîâûé, ñåðûé, ñèíèé, ðîçîâûé, çåëåíûé, ÷åðíûé, øîêîëàäíûé
Ðàçìåð: 6 – 12 ìì
Keshi (êåøè, êåéøè)
Áåçúÿäåðíûå æåì÷óæèíû áàðîêêî ñ ÿðêèì áëåñêîì, ïðåèìóùåñòâåííî ìîðñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïîáî÷íûé ïðîäóêò æåì÷óæíîãî ïðîèçâîäñòâà è ïîÿâëÿþòñÿ ïðè îòòîðæåíèè æåì÷óæíèöåé èìïëàíòèðîâàííîãî ÿäðà.
Êîíôèãóðàöèÿ: çåðíîâèäíàÿ èëè â âèäå ëåïåñòêà
Öâåò è ðàçìåð: ðàçíîîáðàçíû è çàâèñÿò îò òèïà ìîëëþñêà
Akoya (àêîéÿ)
Ïåðâûé æåì÷óã, âûðàùåííûé Êîêèòè Ìèêèìîòî. Îòíîñèòñÿ ê ìîðñêîìó âèäó è îòëè÷àåòñÿ îòíîñèòåëüíî òîíêèì ñëîåì ïåðëàìóòðà. ×àñòî âñòðå÷àþòñÿ æåì÷óæèíû êàòåãîðèè ÀÀ-ÀÀÀ. Ïðîèçâîäèòñÿ â ßïîíèè, Êèòàå, Àâñòðàëèè è Âüåòíàìå.
Êîíôèãóðàöèÿ: ñôåðè÷åñêàÿ
Öâåò: áåëûé èëè êðåìîâûé ñ çîëîòèñòûì, ðîçîâûì èëè çåëåíîâàòûì îòòåíêàìè
Ðàçìåð: 2 – 11 ìì, íî ðàñïðîñòðàíåí 6 – 8 ìì
Kasumi (êàñóìè)
Áàðî÷íûé ïðåñíîâîäíûé æåì÷óã ñ ÿäðîì è òîëñòûì ñëîåì ïåðëàìóòðà. Ïîäëèííûé Êàñóìè âûðàùèâàåòñÿ òîëüêî íà îçåðå Kasumi-ga-ura â ßïîíèè. Îäíàêî â Êèòàå íàó÷èëèñü ñîçäàâàòü æåì÷óæèíû ñ ïîõîæèìè õàðàêòåðèñòèêàìè (Kasumi-like).
Êîíôèãóðàöèÿ: ñôåðè÷åñêàÿ
Öâåò: ìîëî÷íûé èëè êîðè÷íåâûé æåì÷óã ñ ðàäóæíûìè ïåðåëèâàìè
Ðàçìåð: 9 – 13 ìì
South sea pearls (þæíîìîðñêèé)
Ïîïóëÿðíûé âèä êðóïíîãî ìîðñêîãî æåì÷óãà, ñàìûå áîëüøèå áóñèíû êîòîðîãî âûðàñòàþò äî 20 ìì. Èìååò òîëñòûé ïåðëàìóòðîâûé ñëîé è êëàññû ÀÀ è ÀÀÀ.
Æåì÷óã äîðîãîé, òàê êàê óñòðèöû òðåáîâàòåëüíû ê îêðóæàþùèì óñëîâèÿì è çà ñâîþ æèçíü ïðîèçâîäÿò òîëüêî 1 æåì÷óæèíó.
Áîëüøàÿ ÷àñòü ôåðì ðàñïîëîæåíà íà Ôèëèïïèíàõ, â Àâñòðàëèè è Èíäîíåçèè.
Êîíôèãóðàöèÿ: ñôåðè÷åñêàÿ
Öâåò: áåëûé ñåðåáðÿíûé, çîëîòîé
Ðàçìåð: 10 – 13 ìì
Tahitian (òàèòè)
Êðóïíûé ìîðñêîé ò¸ìíûé æåì÷óã ñ òîëñòûì ñëîåì ïåðëàìóòðà. Èçäåëèÿ ñ íèì îòëè÷àþòñÿ äîðîãîâèçíîé, òàê êàê èç-çà ðàçíîîáðàçèÿ îòòåíêîâ òÿæåëî ïîäîáðàòü îäèíàêîâûå æåì÷óæèíû â êîìïëåêò. ×àñòî ïîÿâëÿþòñÿ áóñèíû êëàññà ÀÀ è ÀÀÀ.
Íåñìîòðÿ íà íàçâàíèå, ýòîò âèä æåì÷óãà ïðîèçâîäÿò íå íà Òàèòè (òàì íàõîäÿòñÿ îñíîâíûå òîðãîâûå áàçû), à íà òåððèòîðèè ôðàíöóçñêîé Ïîëèíåçèè.
Êîíôèãóðàöèÿ: ñôåðè÷åñêàÿ
Öâåò: ÷¸ðíûé, ñåðûé, êîðè÷íåâûé, çåëåíûé ñ áîëüøèì ðàçíîîáðàçèåì îòòåíêîâ, îòëè÷àåòñÿ íåîáû÷íûì äëÿ ìîðñêîãî æåì÷óãà ñòàëüíûì áëåñêîì
Ðàçìåð: 9 – 15 ìì
Cortez (êîðòåñà)
Ìîðñêèå æåì÷óæèíû ñ ïåðëàìóòðîâûì ñëîåì ñðåäíåé òîëùèíû è óíèêàëüíûìè ðàäóæíûìè ïåðåëèâàìè ïîâåðõíîñòè. Êëàññ À-ÀÀÀ.
Âèä ïîëó÷èë íàçâàíèå â ÷åñòü ìîðÿ Êîðòåñà â Ìåêñèêå åäèíñòâåííîãî ìåñòà, ãäå âûðàùèâàåòñÿ æåì÷óã.
Íà ðûíêàõ âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî èç-çà ìàëûõ îáúåìîâ äîáû÷è æåì÷óæèí äî íåñêîëüêèõ êèëîãðàìì â ãîä.
Êîíôèãóðàöèÿ: ñôåðè÷åñêàÿ
Öâåò: ñåðûé, êîðè÷íåâûé èëè çîëîòèñòûé ñ ñèíèìè, çåë¸íûìè, çîëîòûìè, ôèîëåòîâûìè îáåðòîíàìè
Ðàçìåð: 8 – 12 ìì
Ðàçëè÷íûå âèäû æåì÷óãà öåíÿòñÿ íàðàâíå ñ äðàãîöåííûìè èëè ïîëóäðàãîöåííûìè êàìíÿìè è èñïîëüçóþòñÿ â îñíîâíîì â þâåëèðíûõ èçäåëèÿõ. Ñàìûé äîðîãîé ïðèðîäíûé æåì÷óã, îäíàêî êóëüòèâèðîâàííûé íå óñòóïàåò åìó ïî ñâîéñòâàì è äàæå ïðåâîñõîäèò ïî ìíîãîîáðàçèþ ôîðì è îòòåíêîâ.
Âñåì ñïàñèáî çà âíèìàíèå.