Занятие по развитию речи польза домашних животных

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных: где живут, как голос подают, какую пользу приносят; знать названия детёнышей и семью; образовывать существительные множественного числа; развивать связную речь при составлении рассказа из личного опыта о домашних животных; развивать речевое дыхание и силу голоса; развивать грамматический строй речи, обогащать лексический словарь; развивать восприятие, внимание, память, мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Материал: картинки для игры  Четвёртый лишний, презентация «Домашние животные и их детёныши», зеркала, волшебная палочка, мяч.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Психогимнастика.

Дети все собрались в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня занятие не привычное, занятие необычное.

Будет много интересного, весёлого, чудесного.

Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте

Нужно нам угадывать, нужно узнавать

И кто четвёртый лишний будем называть.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (на слух).

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, собака, корова, лошадь.

-Коза, волк, овца, свинья.

-Конь, козёл, корова, медведь.

-Ёж, корова, собака, лошадь.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

-Молодцы, справились с заданием!

-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о домашних животных)

-Правильно, но сначала потренируем наши ротики и язычки, а потом продолжим нашу беседу.

2.Артикуляционная гимнастика «Домашние животные».

(повтор каждого упражнения 5 раз)

Упражнения

Корова жуёт жвачку.

Имитировать жевание.

Котенок зевает.

Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».

Упражнения для щёк и губ

Бульдог сердится.

Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку.

Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Упражнения для языка

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Кошка облизывается

Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть вправо – нижнюю губу.

Развитие речевого дыхания

Лошадка фыркает.

С силой подуть на губы как это делает лошадка.

Мимические упражнения

-Ребята, а теперь давайте покажем эмоции животных

Собака сердится, ей не дали косточку.

Котёнок удивляется, где же мышка.

Ослик упрямится, не хочет идти дальше.

Щенок улыбается, ему снится сон.

-А теперь давайте поиграем в игру «Кто какой голос подаёт?»

3. Дидактическая игра «Кто какой голос подаёт?»

-Корова хрюкает? (нет, корова мычит)

-Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом)

-А как, подаёт голос свинья? (свинья хрюкает)

-А собака? (собака лает). Покажите, как лает собака.

-Какой голос подаёт лошадь? (лошадь ржёт). Повторите, пожалуйста, новое слово «ржёт».

-Ребята, а какой голос подаёт овца? (бе-е бе-е)

-Овца блеет, повторите, пожалуйста, ещё одно новое слово «блеет». Какой голос подаёт овца? (овца блеет)

– А кошечка ей в ответ что скажет? (мяу-мяу). Правильно, кошечка замяукает.

-А сейчас поиграем в игру «Чей малыш?».

4. Дидактическая игра «Чей малыш?» (с мячом)

У овечки – (ягнёнок)

У кошки – (котёнок)

У собаки – (щенок)

У крольчихи – (крольчонок)

У козы – (козлёнок)

У свиньи – (поросёнок)

У коровы – (телёнок)

У лошади – (жеребёнок)

-Ребята, давайте разомнём наши пальчики.

5.Пальчиковая гимнастика (поочерёдно показывать пальцы на каждой руке).

Довольна корова своими …. телятами,

Овечка довольна своими …. ягнятами,

Кошка довольна своими …. котятами,

Кем же довольна свинья? …. поросятами.

Довольна коза своими …. козлятами,

А я довольна своими …. ребятами.

6.Дидактическая игра «Кто, где живёт?» (с волшебной палочкой)

-Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно?

(нет). Почему? (за ними не кому ухаживать).

-Какая опасность их подстерегает? (на них могут напасть дикие звери).

-Как человек ухаживает за домашними животными? (кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)

-Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)

-Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто где живёт?». У меня в руках волшебная палочка, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку, у кого в руках она окажется тот и отвечает.

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).

Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).

Где живёт собака? (собака живёт в будке).

Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).

Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).

Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).

Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).

7. Дидактическая игра «Назови профессии людей ухаживающих за животными?»

-Ребята, как называются профессии людей, ухаживающих за домашними животными?

За свиньями ухаживает кто? (свинарка)

За лошадьми ухаживает кто? (конюх)

Кто лечит животных? (ветеринар)

Что делает овчар? (ухаживает за овцами)

8. Дидактическая игра «Нелепица».

– А теперь я скажу о домашних животных предложения, а вы слушайте внимательно, если ошибусь, исправьте меня.

Лошадь расчёсывает гриву конюху.

Стадо коров пасёт пастуха.

У доярки пятнистые бока.

Телята поят телятницу.

Поросята кормят свинарку.

9. Физкультминутка «Вышел кот погулять…»

Вышел кот погулять хочет с нами поплясать

Вы скорее выходите вместе с котиком пляшите.

Читайте также:  Озон для человека польза или вред

1-подняться, подтянуться,

2- согнуться, ног коснуться,

3- присесть,

4- прыгнуть,

5- тихонько спинку выгнуть,

6- на место тихо сесть.

10. Сказка, «Какую пользу приносят домашние животные людям».

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам сочинить сказку «Какую пользу приносят домашние животные людям».

– Собрались однажды домашние животные и начали рассуждать, кто из них какую пользу приносит. Собака пролаяла: «Я сторожу дом» (продолжают дети). Кошка промяукала…(я ловлю мышей). Корова промычала…(у меня самое вкусное молоко). Коза проблеяла…(моё молоко очень полезно). Лошадь заржала…(а я перевожу мелкий груз). Свинья захрюкала…(я даю человеку мясо). А овечка заблеяла…(из моей шерсти вяжут самые тёплые варежки).

-Сделаем вывод: все животные важны и каждый из них приносит огромную пользу для людей.

11.Презентация «Домашние животные и их детеныши».

.

12.Итог занятия.

Источник

Татьяна Сатдарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Домашние животные»

Цель:

I.Образовательные:

1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

2. Закрепитьзнания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

3. Развивать умение употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;

4. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;

5. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;

II. Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III.Воспитательные:

Воспитывать любовь к домашним животным;

Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.

Ход:

Воспитатель: А сейчас у нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего. И давайте всегда говорить добрые слова, которые никого не обидят, и всегда у вас будет хорошее настроение.

А теперь, девочки, тихонько сядьте, пожалуйста, на свои места. А мальчики ещё тише, чем девочки, сядут на свои места. И улыбнутся друг другу.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир животных (звучит музыка).

Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

1) Идет, идет, бородой трясет,травки просит: «Ме – ме – ме, дайте вкусной мне». (Коза.)

2) С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

3) Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка. (Свинья.)

4) По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран.)

5) Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива, длинный шелковый хвостик и копытами – Цок, цок. (Конь.)

Воспитатель: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Коза, собака, свинья, баран, конь)

– Как можно назвать, одним словом этих животных? (Домашние животные.)

– Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)

-Как называется жилище домашних животных? (Скотный двор.)

-Чем отличается питание домашнего животного в теплое и холодное время года? (Летом – на лугу, зимой кормит человек.)

-Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Шерсть, мясо, кожу, молоко.)

Воспитатель: А назовите детенышей домашних животных. Игра «Помоги маме найти своих детенышей»

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут карточки с изображением взрослых домашних животных – мам, а второй группы – их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают.

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

Воспитатель: – Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение».

-Много коров называется стадом. А много овец… (отарой.)

-Много овец – отара, а много лошадей… (табун.)

-Корова живет в коровнике, а свинья в… (свинарнике.)

-Свинья живет в свинарнике, а лошадь… (В коровнике.)

-Лошадь живет в конюшне, а сторожевая собака… (в будке.)

-Собака живет в будке, а овцы и козы… (в овчарне, хлеву.)

– Я буду показывать вам картинки, а вы говорите, это стадо, табун или отара.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем и тоже превратимся в домашнего животного котенка – шалуна.

Котенок мамочку зовет: Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук.

– Мяу-мяу, мяу-мяу.

Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы.

– Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком: Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

– Мур-мур-мур, Мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком: Потирают кулачок о кулачок.

– Ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Потом с клубочком поиграет. Сжимают и разжимают пальцы рук.

Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает. Делают круговые движения указательными пальцами

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. друг друга.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давай покажем, как мы умеем ласково называть животных.

Упр. «Назови ласково».

Читайте также:  Перга польза и вред для здоровья

Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)

Собака-собачка,

Лошадь-лошадка,

Коза-козочка,

Овца-овечка.

Дидактическая игра «Кто, чем питается».

На столе разложены картинки с изображением продуктов питания. Детям дается задание найти животное и выбрать только те картинки, на которых изображены продукты питания пригодные для данного животного, назвать их.

Итог:

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

• Что вы узнали о домашних животных?

• Для чего их заводят люди?

Источник

Конспект занятия по развитию речи в

подготовительной группе

«Домашние животные»

Программное содержание:

Цель: – Закрепление представлений детей о домашних животных.

Образовательные задачи:

– обучение детей составлению описательного рассказа о домашних животных.

– Уточнить и расширить представление детей о домашних животных – внешний вид, с кем живут, какую пользу приносят, чем питаются, как человек заботится о животных.

– Учить детей понимать и объяснять значение выражений.
– Уточнять и расширять предикативный словарь по теме: «Домашние животные» (ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться, перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках), давать (молоко и мясо), кукарекать, клевать, бегать, летать, драться, крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить, охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться); 
– Закреплять у детей умение работать с предложениями; отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;
– Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах.

Развивающие задачи: 
– Продолжать развивать логическое мышление, внимание, фонематические представления, творческое воображение;
– Развивать чувство ритма,  координацию слова и ритмизованного движения.
Воспитательные задачи: 
– Воспитывать бережное отношение к природе; навыки взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; интерес ребенка к использованию различных форм речевой активности в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Методы и приемы: 
Практический – упражнения;
Игровой – игры;
Наглядный – предметные картинки, муляжи;
Словесный – рассказ, беседа;

Оборудование: аудиозапись «Узнай по голосу», картина «Сельский двор», муляжи по теме «Домашние животные и птицы», опорная схема для составления рассказа о животных, предметные картинки по теме, мяч, волшебный мешочек,  сюжетные картины с изображением домашних животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.  Рефлексия. 
Ребята, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. 

– А сейчас давайте станем в круг и начнём наше занятие со стихотворения «Кружочек».
Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с пожеланий день свой начнем:
Мы желаем всем удачи, и здоровья, и добра.
Пусть нам солнце ярче светит,  
Мы хотим большими стать.
Будем счастливы на свете,
Будем много, много  знать.
А гостям мы пожелаем  
С пользой время провести.
Интересное увидеть
И с собою унести.

   2. Объявление темы. 

– Сегодня мы с вами отправимся в деревню Сосновку, в гости к дедушке Ване и к бабушке Тане.

– А сейчас  закройте глаза и повторяйте за мной:

Раз, два, три – повернись,

И в деревне очутись!

 (показ иллюстрации бабушки и дедушки). Дедушка Ваня и бабушка Таня живут в деревне  и у них есть много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья не остаются в долгу. Посмотрите, кого вы видите?

Обращаю внимание на макет с домашними животными: коровой, лошадью, свиньёй, козой, овцой.

– Как можно назвать этих животных?   (домашние животные)

– Почему эти животные называются домашними? (потому что живут рядом с человеком, и человек о них заботится).

– Как человек заботится о животных? (Правильно, люди строят для животных жилища, в которых им тепло и уютно)

– Почему человек о них заботится?

– Какую пользу они приносят?

– Почему этих всех животных можно назвать одним словом – животные? (Ответы детей: тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)

Артикуляционная гимнастика

Ребята, наш язычок может изображать животных.

– Давайте сделаем  артикуляционную гимнастику.

  1. «Собачка грызет косточку» — слегка покусываем кончик языка (6 раз).

      2. «Коза бодается» — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

1. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

– Назовите животных, в название которых встречается  звук К

– Какое слово самое короткое?
Собака, кот, корова, коза. Почему?

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, со-ба-ка  и т. д.и определяют на какой слог падает ударение в каждом слове.

– Что мы знаем о звуке К ? ( согласный, глухой, бывает тв. и мягк)

– Давайте разобьём слово корова на слоги.  Ко-ро-ва

– Сколько слогов в слове корова?   3 слога

– Давайте определим, на какой слог падает ударение?

– Каким звуком оканчивается слово корова?   Звуком а

– Какой это звук?  (гласный)

– Как вы определили?

– С какого звука начитается слово лошадь?    (Звук л)

– В какой части слова этот звук? (в начале слова)

– Где стоит звук Л в слове кролик?   (в середине слова)

– В какой части слова звук Л в слове вол?

– Очень хорошо, но животные живут не одни, у каждого есть своя семья.

2. Игра «Назови семью» (закрепление знаний о детенышах домашних животных).

Читайте также:  Сок из яблок в соковарке польза

– Ребята, у каждого животного есть семья, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови семью»

Предлагаю детям иллюстрации животных. Дети должны назвать всех представителей семейства.

– Кто это? (котёнок)

– Кто у котёнка мама? (кошка)

– Кто у котёнка папа? (кот)

– А если у животных много детёнышей? Кто это? (котята)

3. Игра “Сосчитай до пяти” (с мячом)

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч проговаривая:
Один пушистый кот – …
Одна быстрая лошадь – …
Один ретивый конь – …
Одина верная собака – …

Физкультминутка. Обыгрывание стихотворения В. Степанова “Кошка”.

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

4. Игра «Кто, как голос подает»

–  За свои любимые лакомства животные благодарят своих хозяев и говорят «Спасибо!». Но каждый говорит по-своему.

– Корова что делает? (мычит);

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо – влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].

– Кошка что делает? (мяукает);

Перебирать лапками перед собой – вдох; на выдохе произносить «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза.

– Коза что делает? (мекает);

Вдох носом, на выдохе произносить «Ме – ме – ме!» Повторить 3 – 4 раза.

– Что делает баран? (блеет). 

Опустить голову вниз, идти вперёд – вдох; на выдохе произносить «Бее – бее – бее!» Повторить 3 – 4 раза.

5. Д/и «Что могут животные?»  (Детям предложено выбрать по одному животному из мешочка и подобрать глаголы)

 – Ребята, а что ещё могут делать животные?
– Что может делать кошка?  (Ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться).

–  Что может делать лошадь? (Перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках).
– Что могут делать корова и коза?  (Давать молоко, пастись) 

– Что может делать собака?   (

Охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться). 

 6. Рассказ – описание с опорой на таблицу (Развитие навыка связной устной речи)

Расскажите об этом животном по схеме.

Животное

Где живет

Внешний вид

Как голос подает

Что любит

Детеныши

Какую пользу приносит это животное

Сначала рассказ – описание составляет воспитатель, затем каждый ребёнок по своей картинке. «Кошка» – это домашнее животное. У нее круглая голова, на голове треугольные ушки, большие зеленые глаза и длинные усы. У кошки длинный пушистый хвост и четыре лапы с острыми когтями. Тело ее покрыто густой белой шерстью. Кошка мяукает. Она питается мышками и молочными продуктами. Кошка живет в доме, около людей. Ее детеныш называется котенок. Кошка ловит мышей – так она помогает человеку».

Далее по той же схеме составляется рассказ-описание коровы, собаки.

«Корова» – это домашнее животное. У нее светло-коричнева шкура с белыми пятнышками. У коровы большая овальная голова. На голове есть большие коричневые уши, острые белые рога, черные глаза и розовый нос. У коровы большое туловище, длинный хвост с метелочкой на конце, четыре ноги и на ногах копыта. Тело ее покрыто короткой шерстью. Корова мычит. Летом она питается травой, а зимой сеном. Корова живет в коровнике. Ее детеныш называется теленок. Корова дает человеку молоко и мясо».

«Собака» – это домашнее животное. У нее круглая голова, на голове большие уши, большие черные глаза, черный нос и острые зубы. У собаки короткий хвост и четыре лапы. Тело покрыто густой желтой шерстью. Собака лает. Она питается мясом и любит грызть косточки. Собака живет в конуре. Ее детеныш называется щенок. Собака охраняет жилище человека».

Помощь людям (закрепление знаний о пользе домашних животных).

7. Игра: «Найди пару»

Перед детьми  продукты и предметы, полученные от домашних животных.

Ребята, дедушка и бабушка приготовили для нас гостинцы. Давайте посмотрим какое животное, что нам дарит?(молоко, пряжа, мясо, сыр, йогурт)

8. Д/и: «Объясни значение выражений» 

Иногда люди  говорят «как корова языком слизала».
– Что значит выражение:

– «Как корова языком слизала» (значит очень быстро исчез, будто совсем и не было);

– «Как кошка с собакой» (это означает жить в постоянной ссоре, вражде);

– «Покупать кота в мешке» (это означает приобретать что-то, не видя, не зная заранее).

3. Заключительная часть. 

– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора  возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и повторим за мной:

Раз, два, три – повернись,

В детском саду  очутись!

– Где мы с вами побывали сегодня?

– Кого мы там видели?

– Ребята, вы меня сегодня порадовали своими знаниями, все молодцы!

1. Рефлексия «Кружочек».

2. Объяснение темы.

Артикуляционная гимнастика

1. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

2. Игра «Назови семью»

3. Игра “Сосчитай до пяти” (с мячом)

Физкультминутка. «Кошка»

Осторожно….

4. Игра «Кто, как голос подает»

5. Д/и «Что могут животные?»  (с мешочком)

6. Рассказ – описание с опорой на таблицу (Развитие навыка связной устной речи)

7. Игра: «Найди пару» (какая польза от животных)

8. Д/и: «Объясни значение выражений» 

3. Заключительная часть. 

Источник