Закупка в пользу третьих лиц
Новые правила работы после COVID-19 на год вперед
Заказчики и поставщики в конце апреля получили новые поправки в закон, которые облегчают проведение закупок. Среди них было уменьшение финансового бремени участников, замена ряда обязанностей правами, что раньше было несвойственно Закону № 44-ФЗ. Поправки вступают в силу поэтапно — до середины следующего года. Чтобы показать, какие изменения заказчики должны включить в документацию, проекты контрактов и извещения, мы подготовили таблицу. В ней перечислены все изменения, которые нужно включить в документы для закупок. А также список новых прав и обязанностей заказчика.
Читать статью
В рамках положений Закона о контрактной системе Заказчик осуществляет закупки для обеспечения своих нужд.
При этом Заказчик свободен в праве выбора предмета закупки, однако, обязан соблюдать цель закупки – для собственных нужд.
Таким образом, Заказчиком могут быть закуплены любые товары, работы, услуги исходя из собственных потребностей, в том числе услуги по предоставлению подвижной радиотелефонной связи (сотовой связи).
Приобретая услуги сотовой связи Заказчик заключает контракт с исполнителем, в рамках которого Исполнитель обязуется предоставить сотрудникам Заказчика СИМ-карты на осуществление такой связи. При чем оплата сотовой связи будет производится Заказчикам в рамках установленных объемов предоставляемых услуг. Например, может быть предоставлен ограниченный или безлимитный пакет услуг по указанным СИМ-картам.
После окончания срока действия контракта указанная сотовая связь может быть в дальнейшем предоставлена сотрудникам Заказчика после заключения гражданско-правовых договоров между физическим лицом и оператором связи.
Вместе с тем, если Заказчик приобретает услуги сотовой связи, в том числе СИМ-карты, не для удовлетворения собственных нужд, такие действия могут быть расценены как нарушение действующего законодательства о контрактной системе, следовательно, могут возникнуть основания для привлечения такого Заказчика к ответственности, в том числе и уголовной.
Иная ситуация складывается с осуществлением закупок в порядке, установленным Законом 223-ФЗ. Заказчик по 223-ФЗ вправе приобретать товары, работы, услуги как для собственного потребления, так и для их дальнейшей перепродажи.
В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), который устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (пп. 5-7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ .
1. Заказчики
1.1. Государственные и муниципальные заказчики
1.2. Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки
1.1. Государственные и муниципальные заказчики
Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ установлен следующий исчерпывающий перечень государственных заказчиков:
- государственные органы (в том числе органы государственной власти);
- государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”;
- государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”;
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- государственные казенные учреждения.
Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ (согласно п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), а именно:
- муниципальные органы;
- муниципальные казенные учреждения.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе № 44-ФЗ .
Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ. Т.е., Закон № 44-ФЗ не применяется к указанным в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ отношениям.
1.2. Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки
Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ , если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ).
Для этого бюджетному учреждению необходимо:
- принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ . (Такое решение считаем возможным оформить приказом).
- утвердить и разместить в единой информационной системе (на официальном сайте для размещения заказов) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона № 223-ФЗ .
Решение о порядке осуществления закупок (по Закону № 44-ФЗ или по Закону № 223-ФЗ ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
В случае осуществления закупки за счет средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
2. Иные юридические лица
2.1. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки
2.2. Юридичесик лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций
2.1. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки
Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются иными юридическими лицами и осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ , в следующих случаях:
- закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
- государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15Закона № 44-ФЗ).
До 1 января 2017 г. государственные и муниципальные унитарные предприятия не обязаны применять положения Закона № 44-ФЗ при закупках за счет бюджетных средств, полученных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 26 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
При проведении закупок за счет средств, предоставленных из бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ в части следующих правоотношений:
- планирование закупок;
- определение поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик);
- заключение контрактов;
- мониторинг закупок и аудит в сфере закупок;
- контроль в сфере закупок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ ) распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками: вне зависимости от суммы, предмета закупки, источника ее финансирования или цели приобретения продукции. Исключениями из применения Закона № 223-ФЗ для заказчика будут являться лишь выплата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из сферы применения Закона № 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
Этот вывод подтвержден также в разъяснительных письмах Минэкономразвития России: “…все … юридические лица обязаны проводить закупки любых товаров с учетом положений Закона № 223-ФЗ независимо от того, закупаются такие товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению…” (письмо от 2 сентября 2011 г. № Д28-317 ).
“…Следует также отметить, что Закон № 223-ФЗ распространяется на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, за исключением отношений, перечисленных в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг, в том числе для выполнения “прочей” деятельности предприятия, не относящейся к выполнению регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, должна осуществляться в соответствии с положениями Закона…” (письмо от 5 декабря 2011 г. № Д28-647 ).
Сделки, касающиеся покупки и продажи объекта недвижимости в пользу третьего лица (сына, дочери, матери, отца, подруги и т.п.) – не самое распространенное явление на квартирном рынке. Обычно договор купли-продажи подобного типа заключается между родственниками: например, когда родители хотят купить квартиру детям или наоборот.
Отметим, что соглашения о покупке квартир в пользу других лиц могут заключаться еще и в целях отмывания денег, что влечет за собой проблемы с законом. Имейте в виду и то, что применить темные схемы, особенно если вы привлекаете к работе профессионального риелтора, вряд ли получится. А вот так называемые «черные риелторы» запросто могут согласиться на подобное.
Что такое договор купли-продажи квартиры в пользу третьего лица?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к статье 430 Гражданского кодекса (ГКРФ). В нем есть четкое определение, объясняющее нам, что договор в пользу третьего лица – это соглашение, в котором участники сделки устанавливают, что одна из сторон обязана исполнить свои обязательства не перед кредитором, а перед третьим лицом. Собственно, это третье лицо вправе требовать от должника исполнения указанных в договоре обязательств в свою пользу.
Как это работает на практике? Покупатель квартиры оплачивает ее стоимость и подписывает необходимые документы, но при этом не приобретает права собственности. Собственником становится указанное покупателем в договоре третье лицо (сын, дочь, мать, отец или кто-то иной). Таким образом, на плечи покупателя ложатся все обязательства по сделке, а будущий собственник только ставит подпись в договоре о том, что получил недвижимость. В итоге право собственности фиксируется за ним.
Причины, по которым заключаются сделки в пользу стороннего лица?
- Например, если у реального покупателя нет денег или времени, чтобы заниматься сделкой, он может сделать это через другого человека. Тот распишется в договоре и заплатит продавцу нужную сумму.
- Договор часто заключается для обхода брачных обязательств, касающихся раздела совместно нажитой собственности супругов. Допустим, некий абстрактный мужчина, будучи женатым, запросто может отдать своим родителям деньги, попросив их купить квартиру по договору в пользу третьего лица. При этом попросив о том, чтобы право собственности было оформлено на него. В этом случае квартира не будет считаться имуществом, совместно нажитым в браке. Следовательно, при разводе не придется делить эту квартиру с супругой.
- Сделка купли-продажи в пользу третьего лица является альтернативой договору дарения. Дети, например, могут приобрести недвижимость для своих родителей, оплатив ее собственными средствами, без использования договоров купли-продажи и дарения.
Как заключать договор при покупке недвижимости в пользу третьего лица?
По формату этот договор схож с договором, который составляется при обычной сделке купли-продажи между двумя физическими лицами. Отличие только в том, что плательщик и будущий собственник – это разные люди. В документе обязательно указываются данные третьего лица. Также для заключения сделки нужно получить согласие будущего собственника и согласие продавца на условия сделки.
Стоит ли использовать такой вариант сделки?
Обратите внимание, что ограниченная сфера применения договора о передаче-принятии имущества в пользу третьего лица делает его трудным для восприятия. В частности, из-за отсутствия правовых инструментов для взыскания налогов и недостатка судебной практики по такому виду договоров. Во избежании рисков лучше осуществить сделку по стандартному договору купли-продажи, а затем оформить договор дарения родственнику. Так будет и проще, и надежнее.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
- Главная
- Консультация эксперта
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерское законодательство
9202 ноября 2016
В контрактной системе запрещены трехсторонние контракты (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.06.2016 г. №Д28и-1614).
Запрета на заключение контракта в пользу третьего лица в законе нет. Но надо учитывать, что закупки осуществляются только в рамках выделенных лимитов и по направлениям деятельности, определенным в уставе. Если учреждению выделены лимиты для закупки в пользу третьего лица, то провести закупку можно.
Обоснование
Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственного советника РФ 2-го класса, к. э. н.
Как заключить контракт по правилам Закона № 44-ФЗ
Стороны контракта
Стороны контракта по правилам Закона № 44-ФЗ – заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель). Трехсторонние контракты заключать нельзя. Это следует из пункта 2 статьи 3, части 1 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и подтверждено в письме Минэкономразвития России от 14 июня 2016 г. № Д28и-1614.
Данные о сторонах контракта должны соответствовать учредительным документам каждого участника: заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту – организация, укажите:
- ее наименование;
- наименование должности руководителя (например, директор, начальник и т. п.);
- фамилию, имя, отчество руководителя;
- наименование учредительного документа (например, устав, положение).
Если поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту – предприниматель, укажите номер его свидетельства о регистрации. А если физическое лицо (не предприниматель) – то паспортные данные.
На практике нередко возникает ситуация, когда одна из сторон реорганизуется или меняет свое название. Нужно ли в этом случае расторгать или перезаключать контракт?
Если при исполнении контракта меняется заказчик, то права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Поэтому расторгать или перезаключать контракт не нужно, просто составьте дополнительное соглашение, где и укажите нового заказчика. Это актуально и в случае реорганизации заказчика, и при изменении его наименования или типа.
В части изменения поставщика (подрядчика, исполнителя) действуют такие правила.
При исполнении контракта изменить поставщика (подрядчика, исполнителя) нельзя. Исключение – реорганизация в форме преобразования, слияния или присоединения. В этом случае смена поставщика допустима. Об этом прямо сказано в части 5 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
Если же поставщик реорганизуется в форме разделения, то изменять сторону контракта нельзя. В этом случае лучше расторгнуть контракт по соглашению сторон с момента разделения поставщика и провести новую закупку. Такие разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2852.
А вот изменение наименования не будет реорганизацией, поэтому обязательства исполнителя по контракту не прекращаются и к другой организации не переходят. А значит, достаточно составить дополнительное соглашение и прописать в нем измененные данные.
Аналогичная ситуация, когда меняют тип заказчика или поставщика, подрядчика, исполнителя. В этом случае перезаключать контракт также не нужно. Можно уточнить наименование дополнительным соглашением. Такое мнение высказывает Минфин России в письме от 8 августа 2011 г. № 02-03-06/3599..
Статьи по теме в электронном журнале
Трехсторонний договор на оказание услуг — образец можно скачать по ссылке в статье — заключается между заказчиком услуги и ее исполнителем в интересах третьего лица. Подробно о его составлении расскажем в нашем материале.
Трехсторонний договор на оказание услуг: требования ГК РФ и специфика сделки
Порядок заключения сделок, предусматривающих возмездное оказание услуг, регулируется нормами главы 39 ГК РФ. П. 2 ст. 709 ГК РФ указывает, что правила данной главы применяются к широкому спектру оказываемых услуг:
- медицинских;
- образовательных;
- туристических;
- рекламных;
- бухгалтерских,
- маркетинговых и т. д.
При этом п. 1 той же статьи указывает на наличие в данной сделке двух сторон: исполнителя (организации, которая принимает на себя обязанности по совершению определенных действий) и заказчика (организации либо гражданина, в чьих интересах действует исполнитель), обязанного оплатить оказанные услуги.
Несмотря на то что ст. 709 ГК РФ указывает лишь на двух участников сделки, практикам не стоит забывать о возможности одной стороны заключить договор не в свою пользу, а в интересах третьего лица. Заключенным же в пользу третьего лица считается контракт, в котором прописано, что исполнитель должен оказать услугу не заказчику, а лицу, специально указанному в тексте документа (п. 1 ст. 430 ГК РФ).
П. 2 ст. 430 ГК РФ указывает, что после получения от третьего лица согласия на предоставление ему обусловленной договором услуги ни исполнитель, ни заказчик не может без согласия данного лица отказаться от сделки, если иное не указано в условиях контракта или каком-либо нормативном акте.
Специфика трехсторонней сделки
При детальном рассмотрении сделки в пользу третьего лица важно выделить 2 принципиальные особенности, отличающие ее от обычной (двусторонней):
- Субъектный состав.
- Перераспределение комплекса прав и обязанностей сторон.
При этом другие аспекты сделки — ее форма, набор существенных условий и — остаются без каких-либо изменений.
Нормы ГК РФ не устанавливают каких-либо специальных требований к организационно-правовой форме заказчика или исполнителя. Однако деятельность исполнителя является предпринимательской — а это означает, что на его стороне может выступать только организация или ИП. Заказчиком же услуги может быть как гражданин, так и организация.
Что же касается третьего лица, то для определения его возможного правового статуса следует учитывать специальные требования к конкретному виду услуг. Так, если речь идет о рекламных услугах, третье лицо может быть ИП или организацией. В случае же оказания услуг образовательных обучающимся, согласно п. 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 15.08.2013 № 706, может быть только гражданин.
Выше мы упомянули, что при добавлении в состав сторон третьего лица происходит перераспределение прав и обязанностей участников сделки. Однако следует учитывать, что первоначальный набор обязанностей исполнителя остается без изменений, только выполнение их производится не в пользу заказчика, а в пользу третьего лица. Заказчик же, как и в случае с двусторонним договором, обязан оплатить предоставленные услуги.
Что касается третьего лица, то оно приобретает права требования, которые в двухстороннем формате сделки принадлежали заказчику, и обязано соблюдать необходимые условия оказания услуги:
- выполнять рекомендации исполнителя по лечению, если речь идет о медицине;
- усваивать необходимые знания и навыки, соблюдать дисциплинарные требования, если речь об образовании, и т. д.
Особенности соглашения, образец трехстороннего договора на оказание медицинских услуг
Важно помнить, что к договору об оказании медицинских услуг применяются нормы не только ГК РФ, но и профильного нормативного акта — правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 04.10.2012 № 1006 (далее — Правила).
Пункт 2 Правил определяет состав сторон. Согласно его положениям, сделка может быть:
- Двусторонней, в которой участвуют исполнитель (организация или ИП с лицензией на осуществление медицинской деятельности) и потребитель (гражданин, обращающийся за медицинской помощью).
- Трехсторонней, когда в сделке помимо указанных выше участников присутствует также заказчик (гражданин либо организация, которая заключает договор в интересах потребителя).
Перечень информации, которая должна содержаться в договоре, определяет п. 17 Правил. Помимо указания данных об участниках сделки сторонам следует достигнуть соглашения по следующим существенным условиям:
- предмету договора — набору медицинских услуг, которые исполнитель должен оказать потребителю;
- стоимости оказываемых услуг, обозначаемой либо в твердой сумме, либо в виде сметы;
- сроках, а также особых условиях оказания услуг.
Поскольку оказание медицинских услуг несет риск для здоровья потребителя, значительное место в Правилах уделено особым условиям сделки. Так, потребителю по его требованию должна быть предоставлена полная и достоверная информация (п. 29 Правил):
- о состоянии его здоровья, диагнозе, методах лечения и результатах оказания медицинских услуг, возможных противопоказаниях и рисках для здоровья;
- квалификации персонала медицинского учреждения, применяемых препаратах, их свойствах, противопоказаниях и т. д.
Распределение обязанностей сторон
В связи с характером медицинских услуг в трехстороннем договоре большая часть прав и обязанностей заказчика переходит к потребителю. Так, последний вправе лично получать всю необходимую информацию об оказываемых услугах и отказаться от них, если их качество или риски для здоровья неприемлемы для гражданина.
При этом к потребителю переходит и ряд обязанностей:
- соблюдение требований и рекомендаций лечащего врача;
- выполнение дисциплинарных требований при нахождении в стационаре;
- представление исполнителю всей необходимой медицинской документации, информирование о наличии заболеваний, аллергических реакциях и т. п.
Для ознакомления с конструкцией договора оказания платных медицинских услуг мы предлагаем образец трехстороннего договора на оказание услуг, который можно использовать на практике.
Примерные схемы трехсторонних соглашений
Трехстороннее соглашение — довольно распространенный способ регистрации отношений между тремя участниками. Рассмотрим некоторые схемы таких соглашений, которые на практике применяются чаще всего.
В качестве примера трехстороннего соглашения вы можете скачать образец заполнения трехстороннего договора поставки.
***
Таким образом, в трехстороннем договоре на оказание услуг участвуют 3 стороны: заказчик, исполнитель и третье лицо, в пользу которого производится исполнение. При этом права и обязанности сторон сделки перераспределяются: исполнитель становится обязанным перед третьим лицом, которое получает все права заказчика. К нему же в некоторых случаях переходят и определенные обязанности заказчика (выполнение требований врача, предоставление медицинской документации и т. д.).