Высшая нравственность это жертва своей личности в пользу коллектива

Высшая нравственность это жертва своей личности в пользу коллектива thumbnail

М. Пришвин в Пушкине. 1944-1945 гг.

16 января 1954 года скончался русский писатель, автор сочинений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей Михаил Пришвин. Хотя его почитают как певца русской природы, творчество писателя многогранно. Вот несколько высказываний, доказывающих это

О природе.

– Охранять природу — значит охранять Родину.

– Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое.

– Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

– Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

– Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.

О человеке.

– Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной.

– Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди.

– Человек должен быть непременно твердым, а то злые люди любят мягких и добрых и делают их своими костылями. Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели.

– Бессильный человек ничего не может сказать о правде. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения бороться: бороться за правду, стоять за правду.

– Человек начинается там, где радостный вокруг себя он внутри принимает страдание.

Об искусстве.

– Поэзия — это душа подвига, обращающего красоту в добро.

– В искусстве нет заместителей; тем искусство и отличается от всего. В производстве нельзя без заместителей, но затем и создано и существует искусство, что человек тут сам.

– Есть момент обязательный в творчестве, когда художник судит весь мир по себе.

– В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.

– Творчество – это страсть, умирающая в форме.

О любви.

– Любить врага — это значит бороться с его злой одержимостью, бороться за плененного злом человека.

– Любить — это значит бороться за любимого человека.

– Истинная любовь есть нравственное творчество.

– Для того, чтобы найти любовь, вы должны быть к ней внутренне готовы и обязаны действовать. Нельзя сидеть, как принцесса в замке, и ждать, что кто-то станет рисковать, перебираясь через ров и карабкаясь на стены. Постройте мост и лестницу.

– Начало любви — во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что любовь без дела мертва.

– Любовь на земле есть единственная достойная удивления сила.

– Радость и счастье — это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость.

– Свободная любовь без обетов и клятв возможна лишь между равными, для неравных положен брак, как неподвижная форма.

Философские.

– Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого.

– Удача — это мера счастья в ширину, а неудача — есть проба на счастье в глубину.

– Правда — это значит победа совести в человеке.

– Жизнь — это борьба за бессмертие.

– Без юмора живут только глупые.

– Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое.

– Иду вперед силой веры своей в лучшее, а путь расчищаю сомнением.

– В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

– Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее.

Источник

“Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого.”
© Михаил Пришвин

❗Согласны ли вы с цитатой?

1

Нравится

Показать список оценивших

Показать список поделившихся

248

Не согласна. Пришвин, скорее всего, ее придумал во времена коллективизации

А государство можно считать коллективом? То есть по Пришвину любое государство безнравственно? Пытался найти контекст, но по ходу это просто афоризм из его дневника.

это слишком глубоко, для конца рабочего дня) походу начались те самые познавательные посты))

Нет, не считаю высшей нравственностью самопожертвование.

Дед написал красивую фразу, и теперь миллионы школьников на ЕГЭ с ней мучаются. Я этого Пришвина со школы не люблю, как и Ушинского, Сладкова итд. Постоянно по ним то диктант, то эссе-скукотища.

Олег, жизненно, больше всего ненавидела эссе по обществознанию писать, один умник пизданул что-то, а ты сиди, думай, что он там хотел сказать. А учительница потом пишет, что смысл не раскрыт или речь вообще о другом ???? иногда смотрела готовые сочинения и думала “боже, вот оказывается в чем дело, как до такого можно было додуматься”

Юля, тоже верно, я просто хотел в свое время текстов и тем поярче для обсуждения

нихуя я не понял этого Пришвина. вот есть коллектив. какой-то олень там лишний, постоянно косячит, тупит и т.д. И вот это олень такой: Ах, я не нужен коллективу, ведь я говно, уволюсь подобру-поздорову. И коллектив такой: Ну да, вали-ка ты нахер, только назад нас тянешь, ну без обид, найдёшь что-то другое. У оленя нравственность, у коллектива безнравственноть, итог один и тот же. Получается, нравственность = безнравственноть, и Пришвин где-то объебался.

Типичная фраза типичного русского публициста. Только у наших писателей и публицистов обязательно должны приноситься какие-то жертвы.
Постоянно кто-то должен страдать: либо персонаж, либо автор, либо читатель. А если страдают все трое, то это вообще шедевр русской литературы.
Нет, я с этим не согласен, потому что для меня это разные понятия.
Жертвенность – это жертвенность, а нравственность – это нравственность.

Александр, я думаю, там имелось с виду другое. Закрыть амбразуру грудью, как Матросов, и спасти коллектив ценой жизни – это высшая нравственность. А замочить кого-то, чтобы спасти всех, это безнравственность. Короче, я мотала голову себе этим говном забивать.

Надя, и правда, шляпа это какая-то

Надя, да хрен его знает этого Пришвина. просто почему-то считают, что каждый гав из уст “великих писателей” – истина в последней инстанции. А у меня вот в школе в кабинете русского висело высказывание Чехова : “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли” (может че неправильно запомнил, не суть) . Ну вот че это за бредни? Какое нахрен лицо и одежда ????‍♂ алкаш блять ебаный.

Александр, а у Достоевского вечно какие-то нищие проститутки, убогие и всякие малохольные страдальцы “глубокие философские мысли” выдают в эфир. А учеников потом заставляют над этой херотенью рассуждать. Ну и в тему жертвы собой ради коллектива тут тоже объебос. Соня Мармеладова пошла на панель, чтобы прокормить семью. Жертва собой ради коллектива и нравственность в чистом виде. Но проституция – дело безнравстаенное. Можно же было устроиться хоть служанкой.

Надя, действительно ????‍♂ или полы мыть. ну, видать пиздой оно проще и быстрее.

Жертвование собой это от неуверенности

Источник

Человек в революции и революция в человеке.

В романе ” Разгром” Фадеева мы наблюдаем, как по-разному воспринимают революционную идею герои произведения.Умный, чуткий, требовательный  Левинсон сплачивает партизан в единый дисциплинированный коллектив. Умение проявить внимание к каждому вызывает у читателей уважение.Цель его жизни-в преодолении трудностей, стоявших на пути отряда. Ему приходится брать на себя ответственность за жизнь партизан. Иногда его поступки кажутся жестокими. Например, чтобы прокормить партизан, он отбирает у корейца последнюю свинью. Без неё семья погибнет. Что же делать?Это негуманный поступок. Сам Левинсон страшно переживает, особенно когда увидел стоявшего на коленях корейца. Глаза его полны слёз. Ещё минуту -и Левинсон был бы сломлен. Но выдержал.Революция жестока. Революционная необходимость. Этим можно объяснить его поступок А вот другой поступок Левинсона. Раненого Фролова решили отравить, т.к. с ним не пройти по узким тропкам , по склонам гор. Ни о какой гуманности и речи быть не может. Но опять же революционная необходимость.Это бесчеловечно. Хорошо, что Фролов сам решил свою  судьбу, понимая , как тяжело принять это решение командиру. Пришвин по этому поводу говорил так: ” Высшая нравственность-это жертва своей личности в пользу коллектива. Высшая безнравственность-это когда коллектив жертвует личностью ради самого себя”

Эти два эпизода позволяют понять, что люди во время революции были опьянены этой идеей, и отряд Левинсона-это своеобразная машина, помогавшая воплотить идею революции. Левинсон-человек, нёсший революцию в себе. Поэтому его слушали, ему подчинялись.

Революция меняла человека. Так произошло с Морозкой., который из недисциплинированного бойца  превратился в сознательного, бесстрашного , преданного делу  и потом погибшдом его ради этого дела.

 И рядом с ним “чистенький” интеллигент –Мечик. Он романтик. Именно это привело его в отряд. Но он слабый, хотя и благородный Он не принимает революции, крови, жестокости и совершает предательство, ибо для него революция не была смыслом жизни. Да, это было время, когда ради революции можно было пренебречь принципами нравственности.

.

В  отличие от романа ” Разгром”,  в “Докторе Живаго” показан человек, который не хотел вмешиваться в эту войну, которому чужда жестокость и который хочет жить с семьёй, любить и быть любимым, лечить людей и писать стихи. Это доктор Юрий Живаго Революция вселила в сердца людей необыкновенную жестокость.В отряде, куда он попал,царит произвол. Один красный партизан, Памфил, признаётся Юрию в том, что он много людей в расход пустил, много на нём крови господской, офицерской. Но судьба его заканчивается очень страшно. Чувствуя возмездие за содеянное, он сходит с ума, убивает жену и детей.  Живаго не принимает крови и насилия . Для него главное-чувство долга. Он бежит из отряда к своей семье. Вот ради чего он живёт.Он говорит, что все идеи революции вывернуты наизнанку, ” эта философия чужда” ему.” Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку, -эти слова Юрия Живаго-яркое свидетельство того, как революция и  человек были связаны. Какая это была трагедия для одних и счастье для других.А жертвами были люди разных взглядов и сословий. 

Об этом и пишут Фадеев и Пастернак.

Источник

4 ôåâðàëÿ 1873 ãîäà ðîäèëñÿ ðóññêèé ïèñàòåëü Ìèõàèë Ìèõàéëîâè÷ Ïðèøâèí.

 ñâîåì òâîð÷åñòâå îí èññëåäîâàë òàêèå âàæíûå âîïðîñû, êàê ñìûñë æèçíè, âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó ëþäüìè è ñâÿçü ÷åëîâåêà ñ ïðèðîäîé.
Ïðèâåðæåííîñòü ê òåìàòèêå î ïðèðîäå ïîçâîëèëà åìó ñîõðàíèòü ñâî¸ èíäèâèäóàëüíîå òâîð÷åñêîå ëèöî, áåç ïðåêëîíåíèé ïåðåä çàäà÷àìè ïàðòèéíîé ëèòåðàòóðû. Òàêîå â ñîâåòñêèå âðåìåíà áûëî èñêëþ÷åíèåì èç ïðàâèëà.
Ìîÿ äåòñêàÿ ïàìÿòü ñîõðàíèëà èìåíà Ñåì¸íà Áàáàåâñêîãî ñ åãî ðîìàíîì «Êàâàëåð Çîëîòîé Çâåçäû» èëè Ãàëèíû Íèêîëàåâîé (Âîëÿíñêîé) ñ å¸ «Áèòâà â ïóòè». Âîò òàêèå «ïèñàòåëè» ïîëó÷àëè ãîñóäàðñòâåííûå ïðåìèè. Íî ÷òî îñòàëîñü îò íèõ â ïàìÿòè íàðîäà?

À òâîð÷åñòâî è ìûñëè Ìèõàèëà Ìèõàéëîâè÷à æèâóò è ñåãîäíÿ. È îñòàþòñÿ âîñòðåáîâàííûìè íàðÿäó ñ òâîð÷åñòâîì êëàññèêîâ ìèðîâîé ëèòåðàòóðû.

                *  *  *
ß ðåøèë ñäåëàòü âûáîðêó èç ðàçíûõ èñòî÷íèêîâ Èíòåðíåòà ñ âûñêàçûâàíèÿìè è àôîðèçìàìè Ìèõàèëà Ìèõàéëîâè÷à.

Ñàìûìè èçâåñòíûìè åãî ïðîèçâåäåíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ «Êëàäîâàÿ ñîëíöà», «Ëåñíàÿ êàïåëü», «Çà âîëøåáíûì êîëîáêîì» «Æåíüøåíü» è «Îñóäàðåâà äîðîãà». 
Êðîìå ýòîãî ó Ìèõàèëà Ìèõàéëîâè÷à åñòü Äíåâíèêîâûå çàïèñè ïîñëåäíèõ ëåò, êîòîðûå îí â¸ë ñ 1951 ãîäà äî ñàìîé ñìåðòè.

 Óìåð Ì. Ì. Ïðèøâèí 16 ÿíâàðÿ 1954 ãîäà.

                ×àñòü 1
1.  Ñíà÷àëà – òðè öèòàòû èç ïðîèçâåäåíèé Ìèõàèëà Ìèõàéëîâè÷à, êîòîðûå ÿ âûïèñàë åù¸ âî âðåì¸íà ñâîåé ìîëîäîñòè:

*) Äà, êîíå÷íî, êîðåíü æèçíè íàøåé íàõîäèòñÿ â çåìëå, è ëþáîâü íàøà ñ ýòîé ñòîðîíû, êàê ó æèâîòíûõ, íî íåëüçÿ æå èç-çà ýòîãî çàðûâàòü ñòåáåëü è öâåò ñâîé â çåìëþ, à òàèíñòâåííûé êîðåíü îáíàæàòü è ëèøàòü íà÷àëî ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè ïîêðîâà. Ê ñîæàëåíèþ âñ¸ ýòî ñòàíîâèòñÿ ÿñíûì, êîãäà îïàñíîñòü ïðîõîäèò, à íîâûå äåòè ìåíüøå âñåãî âåðÿò îïûòó ñòàðøèõ è â ýòîì îòíîøåíèè áîëüøå âñåãî õîòÿò áûòü áåñïðèçîðíûìè». («Æåíüøåíü»)

*) Óíèçèòåëüíûõ ïîëîæåíèé íåò, åñëè ñàì íå óíèçèøüñÿ. («Æåíüøåíü»)

*) ×òî çíà÷èò — òàëàíò? Îäíàæäû âåñíîé ÿ ïîäóìàë îá ýòîì, è âîò âèæó, íà âûñîêîé ¸ëêå, íà ñàìîì âåðõíåì å¸ ïàëü÷èêå, ñèäèò ìàëåíüêèé ïòè÷èê. ß äîãàäàëñÿ, ÷òî ïòè÷èê ýòîò ïî¸ò, ïîòîìó ÷òî êëþâèê åãî ìàëåíüêèé òî îòêðîåòñÿ, òî çàêðîåòñÿ. Íî òàêîé îí ìàëåíüêèé, ïòè÷èê, ÷òî ïåñåíêà åãî äî çåìëè íå äîõîäèò è îñòà¸òñÿ âñÿ òàì, íàâåðõó. Ïòè÷èê ýòîò êðîõîòíûé ïåë, ÷òîáû ñëàâèòü çàðþ, íî íå äëÿ òîãî ïåë, ÷òîáû ïåñåíêà ñëàâèëà ïòè÷êó. Òàê ÿ òîãäà â ýòîì ïòè÷èêå è íàø¸ë ñåáå îòâåò íà âîïðîñ ÷òî òàêîå òàëàíò. Ýòî, ïî-ìîåìó, åñòü ñïîñîáíîñòü äåëàòü áîëüøå, ÷åì íóæíî òîëüêî ñåáå, ýòî ñïîñîáíîñòü ñëàâèòü çàðþ, íî íå ñàìîìó ñëàâèòüñÿ. («Çåëåíûé øóì»)

2. Òåïåðü – ñàìûå èíòåðåñíûå, íà ìîé âçãëÿä, ìûñëè Ìèõàèëà Ìèõàéëîâè÷à, êîòîðûå ìîæíî íàéòè â Èíòåðíåòå. (Äàþòñÿ îíè â àëôàâèòíîì ïîðÿäêå).

                ×àñòü 2 (öèòàòû ñ áóêâû «á» äî «í»)

Áëèæå âñåõ ê ïðèðîäå ðîæäàþùàÿ æåíùèíà: îíà îäíîé ñòîðîíîé äàæå ñàìà ïðèðîäà, à ñ äðóãîé — ñàì ÷åëîâåê
Áîéñÿ äóìàòü áåç ó÷àñòèÿ ñåðäöà.
Áðàê åñòü ñðåäñòâî ñïàñåíèÿ ñåáÿ îò ñòðàñòè â ëþáâè.

Âåëè÷àéøåå ñ÷àñòüå íå ñ÷èòàòü ñåáÿ îñîáåííûì, à áûòü êàê âñå ëþäè.
Âñåì íàó÷èëèñü ïîëüçîâàòüñÿ ëþäè, òîëüêî íå íàó÷èëèñü ïîëüçîâàòüñÿ ñâîáîäîé. Ìîæåò áûòü, áîðîòüñÿ ñ íóæäîé è êðàéíåé íåîáõîäèìîñòüþ ãîðàçäî ëåã÷å, ÷åì ñî ñâîáîäîé.  íóæäå ëþäè çàêàëÿþòñÿ è æèâóò ìå÷òîé î ñâîáîäå. Íî âîò ïðèõîäèò ñâîáîäà, è ëþäè íå çíàþò, ÷òî ñ íåé äåëàòü.
Âûñøàÿ íðàâñòâåííîñòü — ýòî æåðòâà ñâîåé ëè÷íîñòüþ â ïîëüçó êîëëåêòèâà. Âûñøàÿ áåçíðàâñòâåííîñòü — ýòî êîãäà êîëëåêòèâ æåðòâóåò ëè÷íîñòüþ â ïîëüçó ñåáÿ ñàìîãî.

Ãèãèåíà ëþáâè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû íå ñìîòðåòü íà äðóãà íèêîãäà ñî ñòîðîíû è íèêîãäà íå ñóäèòü î íåì âìåñòå ñ êåì-íèáóäü.

Äà, êîíå÷íî, ñ÷àñòüå íåîáõîäèìî, íî êàêîå? Åñòü ñ÷àñòüå — ñëó÷àé, — ýòî áîã ñ íèì. Õîòåëîñü áû, ÷òîáû ñ÷àñòüå ïðèøëî, êàê çàñëóãà.
Äëÿ èíûõ ïðèðîäà — ýòî äðîâà, óãîëü, ðóäà, èëè äà÷à, èëè ïðîñòî ïåéçàæ Äëÿ ìåíÿ ïðèðîäà — ýòî ñðåäà, èç êîòîðîé, êàê öâåòû, âûðîñëè âñå íàøè ÷åëîâå÷åñêèå òàëàíòû.
Äîáðî ñàìî ïî ñåáå íå êàæåòñÿ íà âèä è óáåæäàåò íàñ, òîëüêî åñëè îñâåòèò åãî êðàñîòà. Âîò ïî÷åìó äåëî õóäîæíèêà — ýòî, ìèíóÿ ñîáëàçí êðàñèâîãî çëà, ñäåëàòü êðàñîòó ñîëíöåì äîáðà.
Äîëãàÿ æèçíü ïðè çäîðîâîì ñîçíàíèè ïîçâîëÿåò íà ñåáÿ ñàìîãî ïîãëÿäåòü ñî ñòîðîíû è ïîäèâèòüñÿ ïåðåìåíàì â ñåáå ñàìîì.

Åñëè ìîæíî äîáèòüñÿ îò ñåáÿ ñëîâà ñâîåãî ñîáñòâåííîãî, ñàìèì ñîáîé ðîæäåííîãî, òî ðàçâå ìîæíî òðàòèòü âðåìÿ è ãîíÿòüñÿ çà ÷óæèìè ñëîâàìè.
Åñòü ïðåêðàñíûå äåðåâüÿ, êîòîðûå äî ñàìûõ ìîðîçîâ ñîõðàíÿþò ëèñòâó è ïîñëå ìîðîçîâ äî ñíåæíûõ ìåòåëåé ñòîÿò çåëåíûå. Îíè ÷óäåñíû. Òàê è ëþäè åñòü, ïåðåíåñëè âñå íà ñâåòå, à ñàìè ñòàíîâÿòñÿ äî ñàìîé ñìåðòè âñå ëó÷øå.

«Åñòåñòâåííàÿ» ëþáîâü ðîäèòåëåé ê äåòÿì íåìèíóåìî äîëæíà âåðíóòüñÿ îò äåòåé ê ðîäèòåëÿì êàê ãîðå, åñëè òîëüêî â ëþáâè ê äåòÿì íå ñîäåðæèòñÿ âûñîêîãî ðóêîâîäÿùåãî èäåàëà.
Åñòü ìîìåíò îáÿçàòåëüíûé â òâîð÷åñòâå, êîãäà õóäîæíèê ñóäèò âåñü ìèð ïî ñåáå.
Åñòü ÷óâñòâà, âîñïîëíÿþùèå è çàòåìíÿþùèå ðàçóì, è åñòü ðàçóì, îõëàæäàþùèé äâèæåíèå ÷óâñòâ.

Æèçíü — ýòî áîðüáà çà áåññìåðòèå…
Æèçíü ñîñòîèò èç äâóõ ñèë, íàçûâàåìûõ â îáùåì ëþáîâüþ; îäíà ñèëà — ýòî ëþáîâü ðîæäàþùàÿ (ðîäîâàÿ ñèëà), äðóãàÿ — ëþáîâü îáðàçóþùàÿ (ñèëà ëè÷íîñòè). Íà îäíîé ñòîðîíå — ðîäû, íà äðóãîé — ñìåðòü: ðîäû â ñìåðòü è ñìåðòü â áåññìåðòèå.

Çäîðîâüå ÷åëîâåêà íå â ñåðäöå, íå â ïî÷êàõ, íå â êîðíÿõ, íå â ëèñòâå èëè ñïèíå. Èñòèííàÿ ëþáîâü åñòü íðàâñòâåííîå òâîð÷åñòâî.

Êîíå÷íî, ñëîâ íåò, õîðîøî ÷åëîâåêó, åñëè ó íåãî âñå ýòî òîæå çäîðîâî, êàê ó áûêîâ. Íî ñàìàÿ ñóòü ÷èñòî ÷åëîâå÷åñêîãî çäîðîâüÿ — ýòî êîãäà åãî íåóäåðæèìî òÿíåò ñêàçàòü ÷òî-òî õîðîøåå äðóãîìó ÷åëîâåêó, êàê áóäòî ýòî äàæå çàêîí: ðàç ìíå — òî äîëæíî áûòü è âñåì õîðîøî!

Êàê ìîæåò âîçíèêíóòü èäåÿ áåññìåðòèÿ, åñëè âñå ëþäè ñìåðòíû? Áåññìåðòèå íå èäåÿ, à ñàìî÷óâñòâèå æèçíè.
Êàê ìàòåðèÿ è ýíåðãèÿ ñâîäÿòñÿ â êîíöå êîíöîâ ê åäèíîìó èñòî÷íèêó — æèçíè, òàê è âñå âèäû òàëàíòîâ ñâîäÿòñÿ ê åäèíîìó èñòî÷íèêó òâîð÷åñêîãî âíèìàíèÿ.
Êðàñîòà íà äîáðî è íå ñìîòðèò, íî ëþäè îò íåå ñòàíîâÿòñÿ äîáðåå.

Ëåñ ðàñêðûâàåòñÿ òîëüêî äëÿ òåõ, êòî óìååò ÷óâñòâîâàòü ê åãî ñóùåñòâàì ðîäñòâåííîå âíèìàíèå. («Çåëåíûé øóì»)

Ëó÷øåå, ÷òî ÿ õðàíþ â ñåáå, ýòî æèâîå ÷óâñòâî ê õîðîøèì ëþäÿì.
Ëþáèòü âðàãà — ýòî çíà÷èò áîðîòüñÿ ñ åãî çëîé îäåðæèìîñòüþ, áîðîòüñÿ çà ïëåíåííîãî çëîì ÷åëîâåêà.
Ëþáèòü — ýòî çíà÷èò áîðîòüñÿ çà ëþáèìîãî ÷åëîâåêà.
..Ëþáîâü íà çåìëå åñòü åäèíñòâåííàÿ äîñòîéíàÿ óäèâëåíèÿ ñèëà.
Ëèöåìåðèå — ìåðèòü ïîñòóïêè íå ïåðåä ñâîåé ñîâåñòüþ, à ïåðåä ëèöîì äðóãèõ.

Ìíîãèå ëþáóþòñÿ ïðèðîäîé, íî íåìíîãèå åå ïðèíèìàþò ê ñåðäöó, è äàæå òåì, êòî ê ñåðäöó ïðèíèìàåò, íå ÷àñòî óäàåòñÿ òàê ñîéòèñü ñ ïðèðîäîé, ÷òîáû ïî÷óâñòâîâàòü â íåé ñâîþ ñîáñòâåííóþ äóøó.
Ìîæåò áûòü, íå òîëüêî êóëüòóðà, íî è ñîçíàíèå ÷åëîâå÷åñêîå êîðåíèòñÿ â ïåðåõîäå ïàññèâíîãî ñòðàäàíèÿ â àêòèâíîå.
Ìîæåò ëè áûòü êðàñîòà â ïðàâäå? Åäâà ëè, íî åñëè ïðàâäà íàéäåò ñåáå æèçíü â êðàñîòå, òî îò ýòîãî ÿâëÿåòñÿ â ìèð âåëèêîå èñêóññòâî.

Ìóäðåö ïîä êîíåö æèçíè ïîíèìàåò, ÷òî ñìåðòü ñòðàøíà òîëüêî ñî ñòîðîíû, äëÿ áëèçêèõ ëþäåé, íî äëÿ ñåáÿ ñìåðòè íåò, è ñàì ÷åëîâåê â ñåáå êàê ðîäèòñÿ áåññìåðòíûì, òàê è óõîäèò îò íàñ…
Ìóäðîñòü æèçíè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû, ñîõðàíèâ âî âñåé ñèëå ñâîå äåòñêîå «æèòü õî÷åòñÿ», ïðèó÷èòü ñåáÿ ê ìûñëè î íåîáõîäèìîñòè ðàññòàâàíèÿ ñî âñåì, ÷åì îáëàäàåøü, è äàæå ñ ñîáñòâåííîé æèçíüþ. Âñå, ÷òî ñòðàñòíî õî÷åòñÿ, — òî âå÷íî, à âñå, ÷òî ñîáñòâåííîå, òî ñìåðòíî.
Ìóäðûé — ýòî êòî ÿñíåå äðóãèõ ÷óâñòâóåò îáÿçàííîñòü ñâîþ â îòíîøåíèè íàñòîÿùåãî âðåìåíè, êòî íàèáîëåå ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê.

Ìû ÷àñòî âèäèì, ÷òî ìóæ÷èíà êîå-êàêîé, à æåíùèíà ïðåâîñõîäíàÿ. Ýòî çíà÷èò, ìû íå çíàåì ñêðûòîãî äîñòîèíñòâà ýòîãî ìóæ÷èíû, îöåíåííîãî æåíùèíîé: ýòî ëþáîâü èçáèðàòåëüíàÿ, è, âåðîÿòíî, ýòî-òî è åñòü íàñòîÿùàÿ ëþáîâü.
Ìûñëè òîæå ðîæäàþòñÿ, êàê æèâûå äåòè, è èõ òîæå äîëãî âûíàøèâàþò, ïðåæäå ÷åì âûïóñòèòü â ñâåò.

…Íàäî ìå÷òàòü êàê ìîæíî áîëüøå, êàê ìîæíî ñèëüíåå ìå÷òàòü, ÷òîáû áóäóùåå îáðàòèòü â íàñòîÿùåå.
Íàñòîÿùàÿ ìóäðîñòü ïðèõîäèò ê ÷åëîâåêó, êîãäà, çàâèäåâ ïðåêðàñíîå, îí íå áðîñàåòñÿ ê íåìó, à ñîáèðàåò äðóçåé è ïîêàçûâàåò. Òîãäà ïðåêðàñíîå ñàìî ïðèõîäèò ê íåìó, êàê ê õîçÿèíó ñâîåìó è äðóãó, è ñâîáîäíî ñàäèòñÿ ñî âñåìè çà ñòîë.

Íå î òîì ÿ ãîâîðþ, ÷òîáû ìû, âçðîñëûå, ñëîæíûå ëþäè, âîçâðàùàëèñü ê äåòñòâó, à ê òîìó, ÷òîáû â ñåáå ñàìèõ õðàíèëè êàæäûé ñâîåãî ìëàäåíöà, íå çàáûâàëè î í¸ì íèêîãäà è ñòðîèëè æèçíü ñâîþ, êàê äåðåâî: ýòà ìëàäåí÷åñêàÿ ïåðâàÿ ìóòîâêà ó äåðåâà âñåãäà íàâåðõó, íà ñâåòó, à ñòâîë — ýòî åãî ñèëà, ýòî ìû, âçðîñëûå. («Çåëåíûé øóì»)

Íå èùè îò ëþäåé ïîìîùè â òîì, ÷òî ñàì ñåáå ìîæåøü ñäåëàòü, è íå æàëóéñÿ íà äðóãîãî, åñëè â ñåáå ñàìîì ñîìíåâàåøüñÿ: íå ñàì ëè ÿ âèíîâàò, íå ÿ ëè ñàì ÷òî-íèáóäü óïóñòèë?
Íåëüçÿ ïîñòàâèòü ñåáå öåëüþ ñ÷àñòüå: íåâîçìîæíî íà çåìëå ëè÷íîå ñ÷àñòüå êàê öåëü. Ñ÷àñòüå äàåòñÿ ñîâñåì äàðîì òîìó, êòî ñòàâèò êàêóþ-íèáóäü öåëü è äîñòèãàåò åå ïîñëå áîëüøîãî òðóäà.
Íðàâñòâåííîñòü åñòü îòíîøåíèå ñèëû ðàçóìà ê ñèëå ÷óâñòâà. ×åì ñèëüíåå ÷óâñòâî è ÷åì áëèæå ê íåìó ðàçóì, òåì áîëüøå ÷åëîâåê â åãî ÷åëîâå÷åñêîì äåëå.
…Íåâåðèå â ÷åëîâåêå — åñòü íåñ÷àñòüå, åñòü áîëåçíü ðîêîâàÿ.

                ×àñòü 3 (ñ áóêâû «î» äî «ÿ»)

Îäíè ëþäè, íàçîâåì èõ äåëîâûå, ïîëó÷àþò ìîòèâû ñâîèõ äåéñòâèé íåïîñðåäñòâåííî îò æèçíè, äðóãèå, ìå÷òàòåëè, â ïîñòóïêàõ ñâîèõ ðóêîâîäñòâóþòñÿ ìîòèâàìè, êà÷åñòâåííî ïðåëîìëåííûìè â èõ äóøå.
Îòêðûòü íîâóþ ñòðàíó è ñäåëàòü åå ñâîåþ èëè íàéòè äåâóøêó è ñäåëàòü åå æåíîé — âîò äóøà þíîøè: íåòðîíóòàÿ äåâóøêà è íåîòêðûòàÿ ñòðàíà.
Îõðàíÿòü ïðèðîäó — çíà÷èò îõðàíÿòü Ðîäèíó.

Ïåðâîå óñëîâèå äëÿ ñáëèæåíèÿ — èñêðåííîñòü.
Ïëîõèå ëþäè — ýòî êòî õóæå íàñ, õîðîøèå — ýòî êàê ìû ñàìè, à êòî ëó÷øå íàñ — ìû íå âèäèì, è ýòî î÷åíü òðóäíî óâèäåòü: äëÿ ýòîãî íàäî ïðåêëîíèòüñÿ ïåðåä âûñøèì, íî ïîäè-êà, ïðåêëîíèñü!
Ïî-âèäèìîìó, âñå ÷óäåñà âðà÷åé ñâîäÿòñÿ ê èõ ñèëå âíèìàíèÿ ê áîëüíîìó. Ýòîé ñèëîé ïîýòû îäóõîòâîðÿþò ïðèðîäó, à âðà÷è áîëüíûõ ïîäíèìàþò ñ ïîñòåëè.
…Ïîòîìó ìû è ðàäóåìñÿ, ïîïàäàÿ â ïðèðîäó, ÷òî òóò ìû ïðèõîäèì â ñåáÿ.
Ïðàâäà — ýòî îáùàÿ ñîâåñòü ëþäåé.
Ïðàâäà — ýòî ïîáåäà ñîâåñòè â ÷åëîâåêå.
Ïðàâäû íàäî äåðæàòüñÿ, — èñòèíó íàäî èñêàòü.
Ïðåïÿòñòâèÿ äåëàþò æèçíü. («Ëåñíàÿ êàïåëü»)
Ïðèñïîñîáëÿÿñü, ëþäè õîòÿò ñîõðàíèòü ñåáÿ è â òî æå âðåìÿ òåðÿþò ñåáÿ.

Ðàáîì íàçûâàåòñÿ òîò, êòî, íå ëþáÿ ñâîåãî äåëà, ðàáîòàåò òîëüêî ðàäè ñðåäñòâ ñóùåñòâîâàíèÿ. Ñâîáîäíûì — êòî äåéñòâóåò çà ñâîé ñòðàõ è ñîâåñòü.
Ðàäîñòü è ñ÷àñòüå — ýòî äåòè ëþáâè, íî ñàìà ëþáîâü, êàê ñèëà, — ýòî òåðïåíèå è æàëîñòü.
Ðàçãîâîð âûÿâëÿåò ñâîå ïåðâåíñòâî, à âíèìàíèå ðîæäàåò äðóçåé. Âîò ïî÷åìó ðàçãîâîð ñåðåáðî, à ìîë÷àíèå çîëîòî.
Ðûáå — âîäà, ïòèöå — âîçäóõ, çâåðþ — ëåñ, ñòåïü, ãîðû. À ÷åëîâåêó íóæíà ðîäèíà. È îõðàíÿòü ïðèðîäó — çíà÷èò îõðàíÿòü ðîäèíó. («Ìîÿ ðîäèíà»)

Ñàìîå òðóäíîå â äåëå èñêóññòâà ñëîâà — ýòî ñäåëàòüñÿ ñóäüåé ñàìîãî ñåáÿ.

Ñ ãîäàìè óñòàåøü îò âåðû â ÷åëîâå÷åñêèå äîñòèæåíèÿ, è òàê ìàëî-ïîìàëó âñå ìû äåëàåìñÿ äî èçâåñòíîé ñòåïåíè ïåññèìèñòàìè, íî ýòî ðàçî÷àðîâàíèå íèñêîëüêî íå ìåøàåò æèòü, ëþáèòü, äåëàòü óìíîå, äîáðîå, êðàñèâîå è ïîëåçíîå äåëî, íàïðîòèâ, âîò òóò òîëüêî è íà÷èíàåò ÷åëîâåê ìàëî-ìàëüñêè ïîõîäèòü íà ÷åëîâåêà, êîãäà îí ðàçî÷àðóåòñÿ â ÷åëîâå÷åñòâå.

Ñêîðåå âñåãî, åñòü äâà ðîäà ëþäåé: äëÿ ãåíèàëüíûõ áåññìåðòèå â ìãíîâåíèè, à äëÿ îáûêíîâåííûõ — â äîëãîòå æèçíè.
Ñòðåìèñü ñïîðû ìûñëåé ðàçðåøèòü â ñâîåì ñåðäöå.
Ñòðåìëåíèå ê ïðîñòîòå æèçíè ÿâëÿåòñÿ ó ñëîæíåéøèõ äóø, à âñå ïðîñòîå ñòðåìèòñÿ ê ñëîæíîñòè.

Òîò ÷åëîâåê, êîãî òû ëþáèøü âî ìíå, êîíå÷íî, ëó÷øå ìåíÿ: ÿ íå òàêîé. Íî òû ëþáè, è ÿ ïîñòàðàþñü áûòü ëó÷øå ñåáÿ.
Òðóäíåå âñåõ õóäîæíèêîâ, êîíå÷íî, õóäîæíèêó ñëîâà ïîòîìó, ÷òî òðóäíîñòü âûðàæåíèÿ ÷óâñòâà ìûñëè çäåñü ëåãêî ïîäìåíÿåòñÿ è óìåðùâëÿåòñÿ ëîãèêîé.
Òðóäîâîé ïðîöåññ, åñëè îí ñâîáîäåí, êîí÷àåòñÿ òâîð÷åñòâîì.

Óìåòü ïåðåíîñèòü ñâîþ ñòàðîñòü – ýòî âåëèêîå ãåðîéñòâî.
Ó ïîáåäèòåëÿ ñ÷àñòüå. È òîëüêî ñ÷àñòëèâûé ìîæåò âåëèêîäóøíî ëþáèòü. Íåóäà÷íèê õâàòàåòñÿ çà ëþáîâü, êàê óòîïàþùèé çà ñîëîìèíêó, è åãî ëþáîâü — ýòî ëþáîâü äëÿ ñåáÿ.

Õóäîæíèê äîëæåí ÷óâñòâîâàòü âå÷íîñòü è â òî æå âðåìÿ áûòü ñîâðåìåííûì.
×åëîâåê äîëæåí áûòü íåïðåìåííî òâåðäûì, à òî çëûå ëþäè ëþáÿò ìÿãêèõ è äîáðûõ è äåëàþò èõ ñâîèìè êîñòûëÿìè. Òàê è íàäî ïîìíèòü: íàñòîÿùåå çëî õðîìîå è õîäèò âñåãäà íà êîñòûëÿõ äîáðîäåòåëè.

×åì óñïîêàèâàåò øóì ìîðÿ, êîãäà ñòîèøü íà áåðåãó? Ìåðíûé çâóê ïðèáîÿ ãîâîðèò î áîëüøèõ ñðîêàõ æèçíè ïëàíåòû Çåìëè, ïðèáîé — ýòî êàê ÷àñû ñàìîé ïëàíåòû, è êîãäà ýòè áîëüøèå ñðîêè âñòðå÷àþòñÿ ñ ìèíóòàìè òâîåé áûñòðåíüêîé æèçíè ñðåäè âûáðîøåííûõ íà áåðåã ðàêóøåê, çâåçä è åæåé, òî íà÷èíàåòñÿ áîëüøîå ðàçäóìüå î âñåé æèçíè, è òâîÿ ìàëåíüêàÿ ëè÷íàÿ ñêîðáü çàìèðàåò, è ÷óâñòâóåøü åå ãëóõî è ãäå-òî äàëåêî… («Æåíüøåíü»)

×óâñòâî ëþáâè ñîäåðæèò â ñåáå âîçìîæíîñòü ðîæäåíèÿ è ðîñòà íîâîãî ÷åëîâåêà, è åñëè ó ëþáÿùèõ è íå ðîäèòñÿ ôèçè÷åñêîå äèòÿ, âñå ðàâíî ìû èçìåðÿåì ëþáîâü ïî äåëàì èõ, íàïðàâëåííûì ê ñ÷àñòüþ íîâîãî ÷åëîâåêà.

ß ìûñëþ, êàê ìíå òîëüêî çàõî÷åòñÿ, óâåðåííûé â òîì, ÷òî ïðèðîäà ïîïðàâèò ìåíÿ è ïîêàæåò, êàê íàäî ìûñëèòü…

P.S. Ñíà÷àëà õîòåë ýòîò ñãóñòîê ìûñëåé – ðàçäåëèòü íà äâå îòäåëüíûå ÷àñòè: ìîë, îáûäåííîå ïåðåëèñòûâàíèå ìóäðûõ ìûñëåé – ïðèíèæàåò èõ. Äà è íåëüçÿ ðàçãîâàðèâàòü ñ ìóäðåöîì â òîðîïëèâîé ñóåòå.

Íî ïîòîì ðåøèë: ïóñòü êàæäûé ñàì ðåøàåò, êîãäà íàäî îñòàíîâèòüñÿ è ïåðåäîõíóòü.

Источник