Все вред и все польза авиценна

Все вред и все польза авиценна thumbnail

Главным делом жизни для Авиценны была медицина. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. И с тех пор Ибн Сина был придворным врачом многих правителей Востока. Недаром современники называли его «князем врачей». Сам Авиценна в своей биографии так написал о своем пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Ибн Сина оставил потомкам множество книг по медицине, а его «Трактат врачебной науки» стал второй печатной книгой после Библии и служил хрестоматий для врачей в течение 600 лет. Советы Авиценны о том, как прожить здоровую жизнь, написанные1000 лет назад, актуальны и в XXI веке.

О физической активности:

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

О здоровом питании:

«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…

Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…

Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища – наоборот…

Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх… Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…

Лучше перепить, чем переесть…

Умерен будь в еде – вот заповедь одна, Вторая заповедь – поменьше пей вина».

О вреде и пользе вина:

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть…

Вино – наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много – яд, немного пьешь – лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру – и продлится жизни царство…

Вино – твой друг, пока тверез, а если пьян – то враг, Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».

О здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном – самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни… Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…”

О здоровом жилье…

“Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…

Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… “

Искусство сохранить здоровье:

«Основное в искусстве сохранения здоровья – уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:

1) уравновешенность натуры,

2) выбор пищи и питья,

3) очистка тела от излишков,

4) сохранение правильного телосложения,

5) улучшение того, что вдыхается через нос,

6) приспособление одежды,

7) уравновешенность физического и душевного движения.

К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»

Источник

Али ибн Сина (980 —1037) больше известный в Европе как Авиценна был крупным ученым Средневековья. Его перу принадлежит свыше 450 трудов в 29 областях науки. Но наиболее знаменитой его книгой стал многотомный “Канон врачебной науки” – сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В этом труде Авиценна обобщил и опыт прошлого и свой личный опыт, свои наблюдения. Предположительно работа над “Каноном” была завершена в 1020 году.

Вплоть до 18 века во всех европейских университетах медицину изучали по “Канону” Авиценны. Первый перевод с арабского на латынь был выполнен в 12 веке, а первое печатное издание вышло в 1473 году. На Древней Руси эту книгу называли “Овсиньева мудрость” и познакомились с ней еще в 15 веке.

Ибн Сина не ограничился пересказом прошлого, он подверг его критическому разбору и пересмотру. Благодаря этому «Канон», став поистине новым этапом в развитии медицины, послужил основой для быстрого расцвета медицины, начавшегося в XVI— XVII веках.

Вот десять советов восточного медика и мудреца, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни:

…кто знает причины болезней, тот, конечно, сможет доставить все полезное для тела, заключая на основании противоположности. Действительно, такая медицина наиболее сообразна с природой. Например, голод есть болезнь, ибо все то, что приносит человеку тягость, называется болезнью. Какое же лекарство от голода? Очевидно, то, что утоляет голод. Но это делает пища, поэтому в ней и заключается лекарство. Так же точно жажду прекращает питье, переполнение же, в свою очередь, врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение, труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне и вредно, прибавление же недостающего.

Знай, что нет ничего хуже, чем переедать… Чрезмерное перенасыщение при всех обстоятельствах, будет ли оно от еды или питья, приводит к смерти. Не следует наполнять желудок в такой степени, при которой не остается места для дополнительной пищи, а надо переставать есть еще при наличии некоторого аппетита. Этот остаток аппетита является продолжением чувства голода, которое через незначительное время исчезает.

Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями……Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении……Физические упражнения… усиливают способности к действию и способности к испытанию действия на себе. Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движения

Массаж бывает различным: сильным, который укрепляет тело, слабым, в результате чего тело смягчается, продолжительным, от чего человек худеет, и умеренным, от чего тело процветает……Массаж преследует следующие цели: уплотнение рыхлых органов, затвердение мягких, разрыхление плотных органов и размягчение твердых органов.

Прощупывать пульс должны в такое время, когда человек свободен от гнева, радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягощающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни… Предварительно следует испытать пульс у уравновешенного человека с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс больного.

К числу необходимых для младенцев полезных средств для укрепления натуры относятся: во-первых, легкое покачивание и, во- вторых, музыка и песня, напеваемая обычно при убаюкивании. По степени восприятия этих двух вещей ребенком устанавливают его предрасположение к физическим упражнениям и музыке. Первое относится к телу, второе — к душе.

При лечении ангин своевременное полоскание горла уксусом, как только начнется опухоль языка или ангина,— одно из средств, разгоняющих опухоль и препятствующих ее образованию путем привлечения обильной влаги. Это также задерживает опухоль, которая едва образовалась. К подобным лекарствам принадлежат также квасцы, галлы, цветки гранатника и разваренные гранаты обоих видов; из них изготовляют лекарство для лизания. Молоко принадлежит к числу драгоценных лекарств в начале и в конце болезни, ибо оно разгоняет опухоль, размягчает ее и успокаивает.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Гнев сильно горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости. В итоге уравновешивания характера достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела.

Болезни бывают простые и сложные. Простая болезнь — это болезнь, являющаяся одной из разновидностей заболевания натуры или одной из разновидностей болезни сочетаний… А сложная болезнь — такая, в которой соединяются две из этих разновидностей или больше, сливающиеся в одно заболевание.

Источник

Читайте также:  Дипроспан от аллергии вред и польза

Великие люди не всегда получают от жизни то, что заслуживают. Отца антисептики Земмельвейса затравили коллеги, великого детского психолога Корчака убили фашисты, первооткрывателя малого круга кровообращения Сервета сожгли на костре. Основатель средневековой медицины Ибн Сина подвергался арестам, бедствовал и погиб из-за ошибки ученика. Почему так произошло?

Юное дарование

Ибн Сина (Авиценна, как говорили европейцы) родился в небольшом селении около Бухары. Его отец, Абдулла, собирал налоги в окрестностях Бухары и женился на местной девушке, красавице Ситаре. Через год жена подарила ему первенца. Абдулла верил в счастливую судьбу сына и по арабскому обычаю назвал мальчика «Хусейн Абу Али», Хусейн отец Али. Он не знал, что у первенца не будет ни жены, ни детей – его семьей станет наука.

В 5 лет Ибн Сину отдали в мектеб, мусульманскую начальную школу. К 10 годам мальчик выучил весь Коран и начал задавать вопросы, на которые у наставников не оказалось ответов. Школу пришлось оставить. Абдулла был обеспеченным человеком и нанял сыну учителей, но и они вскоре развели руками. Одаренный ребенок с одинаковой легкостью осваивал математику, астрономию и правоведение, цитировал Пророка, арабских классиков и Аристотеля.

Интерес к медицине у юноши проснулся после знакомства со знаменитым врачом Абу Сахлом Масихи. Наставник ознакомил ученика с трудами Галена и Гиппократа, но Ибн Сине этого показалось недостаточно. Юноша стал разрабатывать свои рецепты, лечить соседей и вскоре сделался так известен, что его пригласили ко двору эмира бухарского.

Правитель Бухары страдал от поражения желчного пузыря, вызванного слишком пряной и жирной пищей. Молодой врач назначил диету из бульона и пресных лепешек, больному стало легче. В благодарность эмир предоставил Ибн Сине право посещать дворцовую библиотеку – одну из лучших на Востоке. К сожалению, через несколько лет произошел пожар, в поджоге книгохранилища обвинили молодого врача. Ему пришлось бежать куда глаза глядят.

Библия медицины

Слава ученого шагала впереди Ибн Сины. В Хорезме он вошел в число приближенных шаха Али ибн-Мамуна. Просвещенный правитель собрал у себя целое созвездие выдающихся мудрецов, проводивших время в диспутах и беседах. Он не нагружал Ибн Сину придворными обязанностями, но положил хорошее жалованье. Здесь, в покое и уважении, были написаны первые тома «Канона врачебной науки» – книги, которая стала незаменимой для врачей всего арабского Востока и средневековой Европы. Вплоть до XVII века «Канон» был самой издаваемой книгой в Европе после Библии.

Ибн Сина составил полный каталог известных болезней. Он первым среди медиков проанализировал не только симптомы, но и возможные причины недуга, разделив их на внешние, предшествующие и связующие. Великий врач подробно описал диагностику, ход болезней, возможные осложнения и способы лечения. Дал инструкции по кровопусканию, проколу живота при водянке, удалению катаракты, геморроидальных шишек и камней из мочевого пузыря, проведению акушерских операций, использованию рвотных, слабительных и мочегонных средств.

Читайте также:  Разница в пользу брокера сканворд 5 буквы

Открытием Ибн Сины стала диагностика по пульсу. Современники рассказывали, что он, лишь посчитав пульс, мог определить, чем именно страдает пациент. Это позволило врачу лечить обитательниц гаремов – по Шариату мужчина не смел прикасаться к чужой жене. Другой гениальной догадкой стала идея о заразности оспы, чумы, и других инфекционных болезней.

Рецепты Авиценны все еще актуальны. Некоторые препараты и методы лечения устарели – например, кровь ежа, рвотные зелья или шпанские мушки. Но массаж «по Канону» несомненно полезен и не все лекарства Авиценны стоит сбрасывать со счетов.

Если поить больного фенхелем с холодной водой, это помогает от тошноты и воспаления желудка.

Корень солодки мягчит легочную трубку и очищает ее; она полезна для легких и для горла и прочищает голос.

Листья подорожника препятствуют кровотечению, они способствуют заживлению застарелых и свежих язв…

Эти и многие другие травы, описанные в «Каноне», до сих пор продаются в аптеках, Ибн Сина не ошибался.

Лекарство от любви

Придворный врач шаха лечил всех – и знатных жителей Хорезма и бедняков в общественной больнице. О нем ходили легенды.

Брат эмира Исфахана вообразил себя коровой, отказывался принимать пищу и просил, чтобы его зарезали. Ибн Сина велел, чтобы больному сказали, будто придет мясник, и связали его. Он явился во дворец с большим ножом, осмотрел «корову» и сказал: она слишком худа, откормите и тогда я ее зарежу. «Корова» обрадовался и начал есть. В пищу слуги подмешивали лекарства, прописанные Ибн Синой. И больной вскоре поправился.

Дочь бухарского купца страдала упадком сил, обмороками и меланхолией. Ибн Сина, навестив больную, подсчитал ее пульс. После, держа руку на запястье девушки, он попросил слугу сперва перечислить улицы города, затем дома на той улице, при упоминании которой сердце больной забилось чаще, затем мужские имена. И сообщил удивленным родителям, что недуг девушки – любовь, следует выдать ее замуж за любимого. После свадьбы больная выздоровела.

Одна наложница решила опорочить великого врача. Ибн Сина осматривал женщин через занавеси, считая пульс по веревке, привязанной к руке. Наложница привязала веревку к лапе кошки и выставила конец наружу. Ибн Сина немного подумал и поставил диагноз: больная только что родила пятерых котят и очень истощена. Поите ее молоком и силы восстановятся.

Гордость страны

Из Хорезма Ибн Сине пришлось бежать. Султан Махмуд Газневи пожелал видеть великого врача у себя при дворе. Султан был жестоким тираном, головы визирей летели одна за другой и Ибн Сина не захотел служить ему.

Много лет великий врач подвизался в Хамадане при дворе эмира Шамс Ад-Даула. Он не только лечил правителя от желудочных колик, но и давал советы. Эмир даже назначил Ибн Сину главным визирем, но вскоре сместил и собрался казнить. 40 дней Ибн Сина прятался у друзей, но эмир вновь заболел и простил врача. После смерти Шамс Ад-Даулы, его сын заключил Ибн Сину в темницу. Побег удался чудом.

Остаток жизни Ибн Сина провел в Исфахане при дворе эмира Али ад-Даулы. Современники называли врача Вождь мудрецов (Шейх Аль-Раис) и Гордость страны (Шараф-ул-Мулк). Он продолжал практиковать, работал над учеными трудами, писал стихи, боролся с эпидемиями чумы и холеры. И как придворный врач сопровождал эмира и его войско во время походов.

Ибн Сина был уже не молод и страдал болезнью кишок. Неопытный врач составил для него лекарство и превысил дозу слабительного в пять раз. Ибн Сина скончался от кишечного кровотечения. Перед смертью он отпустил своих рабов и повелел раздать имущество беднякам.

Современники поговаривали, что Ибн Сина изобрел средство для достижения бессмертия. Лишь ошибка ученика, уронившего сосуд с последним из сорока снадобий, помешала воскрешению. Спустя тысячу лет можно не сомневаться – Ибн Сина бессмертен. Заслуги великого врача огромны, его труды навсегда останутся в истории медицины!

Источник

Î òîì, ÷òî èç ñåáÿ ïðåäñòàâëÿë ãîðîä âî âðåìÿ ÷óìû, ìîæíî ïðî÷èòàòü âî ìíîæåñòâå èñòî÷íèêîâ. ×óìó íå çðÿ ñðàíèâàëè ñ êîíöîì ñâåòà – êàðòèíû â ðàçãàð ýïèäåìèè îòêðûâàëèñü ïî èñòèíå àïîêàëèïñè÷åñêèå. Ïðè÷åì îïèñàíèÿ ïî ýìîöèîíàëüíîìó îêðàñó è â îñíîâíûõ äåòàëÿõ ñîâïàäàþò âíå çàâèñèìîñòè îò ìåñòà è ïåðèîäà: â íèõ íåèçìåííî ôèãóðèðóþò «ñìåøåíèå ïîãèáøèõ è óìèðàþùèõ, áîëü, êðèêè, âîïëè, ñòðàõ, çëî, òðåâîãà, óæàñû, æåñòîêîñòè, ãðàáåæè, îò÷àÿíèå, ñëåçû è ìîëüáû, áåäíîñòü è íèùåòà, ãîëîä è æàæäà, îäèíî÷åñòâî, òþðüìû, îïåðàöèè, áóáîíû, ÿçâû, îáìîðîêè è ïîäîçðèòåëüíîñòü». Àãà, âîò èìåííî òàê – âïåðåìåøêó, ñïëîøíûì ïîòîêîì.

Ñ ïðèõîäîì ýïèäåìèè îñòàíàâëèâàëàñü âñÿ ñîöèàëüíàÿ æèçíü – íå ðàñïàõèâàëèñü ïîëÿ è íå ñîáèðàëñÿ óðîæàé, íå âçèìàëèñü ïîäàòè, îñòàíàâëèâàëèñü òîðãîâëÿ è ðåìåñëî; âñå òå, êòî ìîã áåæàòü èç ãîðîäà, âêëþ÷àÿ âëàñòü è äóõîâåíñòâî – áåæàëè, îñòàâøèåñÿ ñèäåëè ïî äîìàì, ïî óëèöàì õîäèëè òîëüêî óáîðùèêè òðóïîâ, çà÷óìëåííûå è ìàðîäåðû. Òàêèì îáðàçîì, ïîäðûâàëèñü äâà ñòîëïà ñðåäíåâåêîâîãî îáùåñòâà – âíóòðèðîäîâûå îòíîøåíèÿ è ðåëèãèîçíûå îáðÿäû.

Ïðîêîïèé Êåñàðèéñêèé, VI âåê: «Ìíîãî äîìîâ îïóñòåëî, è ñëó÷àëîñü, ÷òî ìíîãèå óìåðøèå, çà íåèìåíèåì ðîäñòâåííèêîâ èëè ñëóã, ëåæàëè ïî íåñêîëüêó äíåé íåñîææåííûìè.  ýòî âðåìÿ ìàëî êîãî ìîæíî áûëî çàñòàòü çà ðàáîòîé. Áîëüøèíñòâî ëþäåé, êîòîðûõ ìîæíî áûëî âñòðåòèòü íà óëèöå, áûëè òå, êòî îòíîñèë òðóïû. Âñÿ òîðãîâëÿ çàìåðëà, âñå ðåìåñëåííèêè áðîñèëè ñâîå ðåìåñëî…»

Читайте также:  Польза спермы при попадании во влагалище

Ôðà Ìèêåëå äå Ïüÿööà, 1347: «òðóïû îñòàâàëèñü ëåæàòü â äîìàõ, è íè îäèí ñâÿùåííèê, íè îäèí ðîäñòâåííèê — ñûí ëè, îòåö ëè, êòî-ëèáî èç áëèçêèõ — íå ðåøàëèñü âîéòè òóäà: ìîãèëüùèêàì ñóëèëè áîëüøèå äåíüãè, ÷òîáû òå âûíåñëè è ïîõîðîíèëè ì¸ðòâûõ».

Íåíàçâàííûé ïîðòóãàëüñêèé ìîíàõ, XVII âåê: «Êàê òîëüêî â êàêîì-íèáóäü êîðîëåâñòâå èëè ðåñïóáëèêå çàãîðàåòñÿ ýòîò æåñòîêèé è íåóãîìîííûé êîñòåð, íàñåëåíèå âïàäàåò â ïàíèêó, ãîðîäñêèå âëàñòè áåçäåéñòâóþò, ïðàâèòåëüñòâî ïàðàëèçîâàíî. Ñóäà áîëüøå íåò, è ðåìåñëà îñòàíàâëèâàþòñÿ. Ñåìåéíûå óçû ðâóòñÿ, óëèöû ïóñòåþò. Âñå ïðåáûâàåò â ñìåøåíèè è ðàçðóõå…Óëèöû, ïëîùàäè, öåðêâè óñåÿíû òðóïàìè, ýòà êàðòèíà íàñòîëüêî óæàñíà, ÷òî ïðè âèäå ýòîãî æèâûå çàâèäóþò ìåðòâûì»

Ìàðñåëüñêàÿ ÷óìà, 1720: «Çàðàçíûé ñìðàä èñõîäèò èç äîìîâ, ãäå ðàçëàãàþòñÿ òðóïû, îí ïðîíèêàåò íà óëèöû, çàãðîìîæäåííûå îäåÿëàìè, ìàòðàöàìè, áåëüåì, ëîõìîòüÿìè è ïðî÷èìè ãíèþùèìè íå÷èñòîòàìè. Ìîãèëû ïåðåïîëíåíû òðóïàì腻

Ïîäîáíûõ îïèñàíèé ìîæíî íàéòè ñîòíè, åñëè íå òûñÿ÷è; è âî âñåõ îáÿçàòåëüíî îòìå÷àåòñÿ îáèëèå òðóïîâ, êîòîðûå íå óñïåâàþò óáèðàòü. Äåéñòâèòåëüíî, ïîäîáíîå ñëîæíî óïóñòèòü èç âèäó, îñîáåííî ó÷èòûâàÿ, ÷òî òðóïû óìåðøèõ îò ÷óìû ðàçëàãàþòñÿ íåîáû÷àéíî áûñòðî, ÷åðíåþò (îòñþäà è íàçâàíèå «÷åðíàÿ ñìåðòü») è óæàñíî ñìåðäÿò. Îíî è ïîíÿòíî – áàêòåðèè æå êèøàò. Òóò è íå çíàêîìîìó íè ñ áàêòåðèîëîãèåé, íè ñ òåîðèåé ìèàçìîâ ñòàíåò ïîíÿòíî, ÷òî òðîãàòü èõ êàê-òî ôó. Çàáîëåâàëè è, ñîîòâåòñòâåííî, óìèðàëè â îñíîâíîì ñåìüÿìè, çàðàæàÿñü äðóã îò äðóãà, òî åñòü íàèáîëåå çàèíòåðåñîâàííûå â ïîãðåáåíèè – ðîäñòâåííèêè – íå ìîãëè âûïîëíÿòü ñâîè îáÿçàííîñòè, à ÷óæèõ ïîêîéíèêîâ âîðî÷àòü òåì áîëåå íèêòî íå õîòåë. Ïîýòîìó ïðîáëåìà óòèëèçàöèè òðóïîâ âñòàâàëà áûñòðî è îñòðî, êàê òîëüêî ýïèäåìèÿ íàáèðàëà îáîðîòû. ×àñòî çà÷óìëåííûå äîìà ñ æèâûìè è ìåðòâûìè âíóòðè ïðîñòî çàïèðàëè ñíàðóæè – òàê ýòî áûëî â Ñðåäíèå âåêà, òàê ýòî áûëî è â ñòàíèöå Âåòëÿíñêîé, êîãäà ÷óìà îáíàðóæèëàñü â ïðèþòå äëÿ îñèðîòåâøèõ âî âðåìÿ ýïèäåìèè äåòåé, îòòóäà ñïàññÿ ïîòîì òîëüêî îäèí ðåáåíîê.

Êàê óæå îòìå÷àëîñü âûøå, ÷óìà âîñïðèíèìàëàñü êàê áåäñòâèå, îáðóøèâàþùååñÿ ñîâåðøåííî âíåçàïíî, ïîäîáíî ðàçÿùåé ñòðåëå. Ýòè ïðåóâåëè÷åííûå ñîîáùåíèÿ î âíåçàïíîñòè ÷óìû ìîæíî ïðîñëåäèòü âî ìíîãèõ èñòîðè÷åñêèõ èñòî÷íèêàõ. Îäíàêî çäåñü íåîáõîäèìî ïîÿñíèòü, ïî÷åìó èìåííî òàê. ×óìå âñå-òàêè, êàê è ëþáîé äðóãîé èíôåêöèîííîé áîëÿ÷êå, íóæíî ñâîå âðåìÿ ÷òîáû ðàñêà÷àòüñÿ, ñôîðìèðîâàòü öåïî÷êè êîíòàãèîçíîñòè è íà÷àòü ñâîáîäíî ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ âíóòðè ïîïóëÿöèè ñ òåì ðàçìàõîì, íà êàêîé îíà ñïîñîáíà. Òàê, íàïðèìåð, ÷óìå â Âåòëÿíêå (ñòàíèöà ñ íàñåëåíèåì â 1700 ÷åëîâåê) ïîíàäîáèëîñü îêîëî ïîëóòîðà ìåñÿöåâ, ÷òîáû îò îòäåëüíûõ ñëó÷àåâ ñ âåñüìà íåòèïè÷íûì äëÿ ÷óìû ïðîöåíòîì âûæèâøèõ (èç ïåðâûõ 14-òè çàáîëåâøèõ âûçäîðîâåëè áåç ëå÷åíèÿ ñåìåðî) ïåðåéòè â ëåãî÷íóþ, âûñîêîêîíòàãèîçíóþ ôîðìó è íà÷àòü ïîëíîìàñøòàáíî îïóñòîøàòü ïîñåëåíèå.

Âî âðåìÿ ýïèäåìèè â Ïðîâàíñå â 1720-22 ãîäàõ ìåæäó ïðîíèêíîâåíèåì ÷óìû â ãîðîä è ïèêîì ýïèäåìèè (òî åñòü íàèáîëüøèì êîëè÷åñòâîì óìåðøèõ â ñóòêè) â ñðåäíåì ïðîõîäèëî îò òðåõ äî ïÿòè ìåñÿöåâ. Âåëèêàÿ ÷óìà â Àíãëèè 1665-1666 ãã. äîáèðàëàñü îò ïîðòîâûõ ïðèãîðîäîâ äî Ñèòè ïîðÿäêà ÷åòûðåõ-ïÿòè ìåñÿöåâ. È óæ òî÷íî âî âñåõ ñëó÷àÿõ ìåæäó ïåðâûìè çàôèêñèðîâàííûìè «ïîäîçðèòåëüíûìè» ñëó÷àÿìè è ïèêîì ýïèäåìèè ïðîõîäèëî áîëüøå âðåìåíè, ÷åì ìåæäó ïèêîì è îêîí÷àíèåì. Îòêóäà æå òàêàÿ âíåçàïíîñòü?

Òîìó äâà îáúÿñíåíèÿ, îáà ñóãóáî ïñèõîëîãè÷åñêèå.

– Ïåðâîå, ÷òî êàñàåòñÿ óæå óïîìÿíóòîé ñïåöèôèêè èìåííî ñðåäíåâåêîâûõ èñòî÷íèêîâ. Ó ñðåäíåâåêîâîãî ÷åëîâåêà ìûøëåíèå îáðàòíîå îò äîãìàòîâ; êàê íàïèñàíî – òàê è åñòü, à íå íàîáîðîò. ×óìà – ýòî êàðà Áîæüÿ. À êàðà Áîæüÿ ïî îïðåäåëåíèþ äîëæíà áûòü âíåçàïíîé, êàê Ïîòîï èëè îãíåííûé ñìåð÷ – íà òî îíà è êàðà. Òàê è ïåðâûå ïàíè÷åñêèå îïèñàíèÿ ñèôèëèñà êîíöà XV âåêà ïðåäñòàâëÿþò êàêóþ-òî ëþòóþ, áûñòðî ïðîãðåññèðóþùóþ áîëåçíü ñ ÿçâàìè – òî ëè ñàì ñèôèëèñ çà íåïîëíûå 500 ëåò òàê ñèëüíî èçìåíèëñÿ, òî ëè âñåìó âèíîé èñêàæåíèå âîñïðèÿòèÿ; íàäî ëè ãîâîðèòü, ÷òî ñèôèëèñ ìîìåíòàëüíî áûë âîäðóæåí öåðêîâüþ íà øòàíäàðò áîðüáû çà âñåîáùóþ íðàâñòâåííîñòü.

– Âòîðîå îáúÿñíåíèå áîëåå îáûäåííîå è ïðèìåíèìî, ê ñîæàëåíèþ, â ïðèíöèïå ê áîëüøèíñòâó ýïèäåìèé äî ÕÕ âåêà âêëþ÷èòåëüíî. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî âûøå, ñ ïðèõîäîì ÷óìû (èëè ëþáîé äðóãîé ñòîëü æå îïàñíîé áîëåçíè) ïðèâû÷íàÿ ñîöèàëüíàÿ è ýêîíîìè÷åñêàÿ æèçíü ïðåêðàùàåòñÿ – íà÷èíàþòñÿ çàâàëû òðóïîâ è êàðàíòèíû. À ýòîãî î-î-î÷åíü íå õî÷åòñÿ äåëàòü. Ïåðâîå âðåìÿ íå òîëüêî âëàñòè íàñòîé÷èâî çàêðûâàþò ãëàçà, à òî è ïûòàþòñÿ ñêðûòü ïåðâûå «ïîäîçðèòåëüíûå» ñëó÷àè, íåïîíÿòíî íà ÷òî íàäåÿñü, íî è ïðîñòûå ëþäè ïðåáûâàþò â êàêîì-òî èíôàíòèëüíîì ñîñòîÿíèè, ïðåäïî÷èòàÿ íå çàìå÷àòü óâåëè÷åíèå ñðåäíåé íåäåëüíîé ñìåðòíîñòè äëÿ íà÷àëà â ïàðó ðàç, à âñå ñìåðòè îáúÿñíÿòü óæå ïðèâû÷íûìè áîëÿ÷êàìè èëè ãîëîäîì.

Ïîäðîáíî ýòî ÿâëåíèå îïèñàíî ó Äåëþìî â ìîíîãðàôèè «Óæàñû íà çàïàäå» (ëåãêî ãóãëèòñÿ):

«Ïðîñëåæèâàåòñÿ îáùàÿ äëÿ ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííîãî êîíòèíóóìà òåíäåíöèÿ íåâîñïðèÿòèÿ ñëîâ-òàáó. Èõ ñòàðàëèñü íå ïðîèçíîñèòü èëè æå, êàê â ñëó÷àå íà÷àëà ýïèäåìèè, óïîòðåáëÿòü îòðèöàòåëüíóþ ôîðìó: “ýòî íå ÿâëÿåòñÿ ñîáñòâåííî ÷óìîé”. Ïðîèçíåñòè íàçâàíèå áîëåçíè îçíà÷àëî ñäà÷ó ïîñëåäíèõ ðóáåæåé. È âñå-òàêè íàñòóïàëî âðåìÿ, êîãäà ñëåäîâàëî ïðîèçíåñòè ýòî ÷óäîâèùíîå ñëîâî. Òîãäà ïàíèêà çàõëåñòûâàëà ãîðîä».

Èòàê, ñëîâî ïðîèçíîñèòñÿ, êàê ïðàâèëî, êîãäà ýïèäåìèÿ óæå íàáèðàåò îáîðîòû, òî åñòü âîçðîñøåå êîëè÷åñòâî ñìåðòåé î÷åâèäíî äëÿ êàæäîãî êîíêðåòíîãî èíäèâèäà â ëþáîì ìåñòå, îáû÷íî ýòà î÷åâèäíîñòü ïðèõîäèò, êîãäà íà÷èíàþòñÿ ïåðâûå íàðóøåíèÿ â ðèòóàëå ïîõîðîí. Òðóïû íà óëèöàõ – ñëîæíî èãíîðèðóåìûé ìàðêåð, ñâèäåòåëüñòâóþùèé, ÷òî «÷òî-òî èäåò íå òàê». Òàêèì îáðàçîì, äëÿ î÷åâèäöà ðàçâèòèå ýïèäåìèè ìîæåò äåéñòâèòåëüíî êàçàòüñÿ âíåçàïíûì.

Î êîëëåêòèâíîì ïîâåäåíèè âî âðåìÿ ÷óìû ìîæíî ïðî÷èòàòü âî ìíîãèõ èñòî÷íèêàõ, â òîì ÷èñëå è ó òîãî æå Äåëþìî. Íî åñëè âûäåëèòü ãëàâíîå: èìåííî âî âðåìÿ ÷óìû äåìîíñòðèðóåòñÿ ìàêñèìàëüíîå ìîðàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàññëîåíèå. Êòî-òî âûãîíÿåò èëè îòêàçûâàåòñÿ õîðîíèòü ðîäíûõ, êòî-òî ëåçåò äîáðîâîëüöåì â ñàìóþ ãóùó ýïèäåìèè; îäíè íåèñòîâî ìîëÿòñÿ, äðóãèå òàêæå íåèñòîâî ïüÿíñòâóþò, âåñåëÿòñÿ – ñ îäèíàêîâûì èñòåðè÷åñêèì íàäðûâîì.

Источник