Все поборы в пользу феодалов и российской колониальной администрации

Все поборы в пользу феодалов и российской колониальной администрации thumbnail

Повинности и быт крепостных крестьян

Крепостной должен был работать на феодала. Принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.рыцарь

Повинности существовали различные. Несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. Они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом. Такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. Барщина была наиболее тяжёлой повинностью. Пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.

Ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства – зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. Эта повинность называлась оброком. Одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. Этот оброк назывался десятиной.

В результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. И всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности. Крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай. Тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. У крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить. Поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.

Вот почему в средние века, несмотря на жестокий гнёт феодалов, темноту и забитость крепостных крестьян, орудия и приёмы труда хотя и очень медленно, но неуклонно улучшались.

Крестьяне ютились в глинобитных хижинах или в деревянных избах. Питались они крайне скудно – большей частью лишь ячменной или ржаной похлёбкой, приправленной кореньями, часто даже несолёной. Соль привозили в то время издалека, она стоила очень дорого.

Жизнь впроголодь из поколения в поколение была обычной для крестьян. Их дети были хилыми и болезненными. От эпидемий вымирали целые округа. Любой каприз природы – засуха, наводнение, слишком холодная зима, дождливое лето – оставлял людей без средств к существованию. Феодалы и в плохой год безжалостно забирали у крестьян то немногое, что удавалось собрать с полей. Начиналась голодовка. Масса крестьян вымирала.

Но и в урожайный год жизнь крепостного была невесёлой. Тяжёлый, непосильный труд, издевательства со стороны господ, жестокие наказания были постоянными спутниками крестьянской жизни при феодальном строе.сдача оброка

Быт феодалов.

Феодалы называли себя «благородными» людьми, а всех других людьми «простыми» или «подлыми». Признаком «благородства» считалось у них владение феодом, умение воевать и презрение к труду. Чем знатнее был феодал, тем больше времени тратил он на пирушки, охоту, воинские упражнения, верховую езду и пустые забавы. Только себя феодалы считали настоящими людьми, а крепостных всячески унижали.нападение феодала на купеческий караван

Жили феодалы в замках. Это были грозные каменные крепости с высокими стенами, башнями и бойницами. Ещё и сейчас во многих странах можно встретить пережившие столетия средневековые замки. Эти укрепления защищали феодала от гнева народа и от нападения других феодалов. Многие замки были подлинными разбойничьими гнёздами. На мирных крестьян, на купцов, проезжавших мимо, нападали феодалы со своими дружинами и беспощадно грабили их.

Редко кто из феодалов, кроме священников, умел читать и писать. Феодалы были грубы и жестоки не только по отношению к крепостным, но и в собственных семьях. Они признавали лишь грубую силу и не считались ни с какими законами.

феодальный замок

Замок старались поставить в самом неприступном месте – на вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины. Иногда вместо неё для защиты воинов от неприятельских стрел на стене воздвигали каменные зубцы, примерно в рост человека. Между зубцами оставляли небольшие промежутки; отсюда воины осыпали стрелами врагов во время осады. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен. К стене снаружи примыкал глубокий ров, часто наполненный водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. В случае опасности мост поднимался, массивные ворота наглухо закрывались. Но, если неприятелю удалось пробиться сквозь стены, это ещё не означало, что он овладел замком. Необходимо было взять центральную башню, самое высокое и неприступное место в замке. В башне всегда царил полумрак: узкие окна в каменных стенах почти не пропускали света. Здесь находились помещения для феодала и его слуг, а в подземелье – тюрьма. Размеры центральной башни одного из замков во Франции, остатки которого сохранились до наших дней,- 64 м в высоту и 31 м в ширину; стены её – семиметровой толщины. Взять приступом такую башню было почти невозможно.

Главной заботой феодала была готовность к войне. К концу XI века конные воины-феодалы (их называли «рыцари», что значит – кавалеристы) превратились в настоящие подвижные крепости. Металлические доспехи – кольчуга (длинная рубашка из стальных колец) или панцирь на теле; шлем с забралом, закрывающим лицо, на голове; железные перчатки и чулки – покрывали рыцаря с головы до ног. Обоюдоострый меч, тяжёлое длинное копьё и щит с родовым гербом составляли его вооружение. Боевых лошадей также покрывали металлическими латами (склёпанными друг с другом пластинами).

Рыцари часто устраивали военные состязания – турниры. Победа на турнире считалась признаком высшей доблести. Хотя на турнирах сражались чаще всего тупым оружием, редко какой из них обходился без смертельных случаев. На турниры феодалы приезжали в лучших одеждах, с богато украшенным оружием. Чтобы блеснуть на турнире, феодал нередко выколачивал из своих крепостных крестьян и ремесленников дополнительные оброки и поборы.турниры

Власть феодала над крепостными крестьянами.

феодальный судФеодал распоряжался судьбой крестьянина. Если крепостной убегал, то его ловили и силой возвращали в поместье. Крепостных подвергали физическим наказаниям и пыткам. В своём поместье феодал сам получал налог, был военачальником и судьёй. Без разрешения феодала крепостной не мог вступить в брак. А разрешение не давалось без особой платы. Брак между крепостным и свободным человеком считался для свободного позорным. Такой свободный превращался в крепостного.

Если крестьянин умирал, то его дети, прежде чем они получат наследство, должны были уплатить сеньору особую подать. При встрече с сеньором крестьяне снимали шапки и падали на колени. Феодал мог искалечить и даже убить крепостного. За это на него налагали покаяние в церкви или небольшой штраф. Но крепостной, который хотя бы косо посмотрел на сеньора, мог проститься с жизнью.

Редко встречался феодал, который хорошо относился бы к крепостным. Такого человека другие феодалы высмеивали и презирали.

Крестьяне нигде не могли найти защиты от притеснений феодалов.

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПИСАТЕЛЬ XII ВЕКА О ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯН.

Всем известно, как сеньоры притесняют своих несвободных крестьян – мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязание на самое их имущество вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом. И вот сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им ни вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое, и невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину. Но, что хуже всего, они не боятся продавать за презренные деньги тех самых людей.

You have no rights to post comments

Источник

Крупное землевладение в эпоху феодализма было неразрывно связано с властью над крестьянами, с политическим могуществом. Феодалы владели не только сёлами и городами, но и имели на территории своих вотчин укреплённые замки, содержали войска, собирали налоги, взимали проездные пошлины и торговые поборы. Они были привилегированным сословием, именовали себя «благородными», имели наследственные прозвища, знамёна и гербы. Феодалы могли судить своих крестьян, подвергать их заключению, пыткам, даже казнить. Помимо государственной администрации в вотчинах у крупных панов и монастырей были свои военачальники и воины, сборщики податей и пошлин, следователи и судьи, тюремщики и палачи. Крупные духовные и светские феодалы очень мало зависели от центрального правительства, не соблюдали его законов, многие магнаты чувствовали себя почти самостоятельными государями. Они воевали между собой, имели своих вассалов — рыцарей, раздавали им земли либо отдельные доходные статьи, которые отнимали по своему усмотрению. В самом низу феодальной иерархической лестницы находились мелкие земаны, державшие земли более крупных феодалов и обязанные за это нести службу, чаще всего военную, в пользу последних. Крупные феодалы в свою очередь являлись вассалами могущественных панов или богатых монастырей. Такая феодальная лестница насчитывала иной раз немало ступеней от мелкого шляхтича до короля, который считался верховным [24] сюзереном всех феодалов страны. На практике королям приходилось покупать верность своих сильных вассалов подачками и уступками, так что земельные владения чешских королей постепенно сокращались, а вотчины панов, епископов и монастырей неуклонно росли.

Вотчины, принадлежавшие одному феодалу-владельцу, были фактически не связаны между собой сколько-нибудь прочными экономическими нитями. Хозяйство в них велось одинаково, результат был примерно один и тот же, и потому отдельные вотчины вполне могли обходиться одна без другой. Связующим звеном между ними выступал феодал, собственностью которого они являлись. При таком положении дел хозяйство велось в сущности одинаковым способом и во владениях магната, насчитывавшего десятки вотчин, и во владениях земана, всё имущество которого составлял полуразвалившийся, но укреплённый двор да несколько ланов земли.

Посев (из рукописи начала XIV века)

В каждой вотчине пан или монастырь обычно присваивали себе лучшие и наиболее удобно расположенные участки. Поэтому барская запашка не представляла собой сплошного массива. Она была разбросана самым причудливым образом вперемежку с крестьянскими наделами. Неизбежная при этом чересполосица создавала в каждом феодальном хозяйстве принудительный севооборот. Господские участки обрабатывались и убирались принудительным барщинным трудом крестьян — держателей наделов. Сельскохозяйственная техника оставалась чрезвычайно низкой. Собственного сельскохозяйственного инвентаря феодалы обычно не имели или почти не имели. Крестьяне работали на барской запашке с помощью тех же орудий и скота, которыми пользовались на своих полосах. Так как подневольный труд крестьян был малопроизводителен, общий уровень сельскохозяйственного производства в стране поднимался очень медленно и главным [25] источником повышения доходов феодала было усиление эксплуатации крестьян.

Положение чешского крестьянина в XIV — начале XV века было чрезвычайно тяжёлым. Обрабатывая принадлежавшую светским и духовным феодалам землю, крестьяне, помимо работы на господских полях, отдавали и значительную часть производимых на их наделах продуктов в качестве натуральной ренты, а также платили многочисленные денежные поборы в пользу панов, церкви и короля.

Так как зерновое хозяйство господствовало по всей стране, крестьяне должны были пахать, боронить и засевать поля, обрабатывать огороды, убирать урожай. Хлеб нужно было перевезти на господский двор, обмолотить и ссыпать в господский амбар. Во всех полевых работах крестьяне были обязаны обслужить в первую очередь потребности барского хозяйства. Сплошь и рядом случалось, что они не успевали своевременно убрать и обмолотить свой хлеб, так как помимо полевых работ они обязаны были совершать перевозки господских продуктов, подчас на весьма значительные расстояния. Извозная повинность была очень тяжёлой для крестьянского хозяйства. Она надолго отрывала крестьянина от его хозяйства, а также пагубно отражалась на состоянии крестьянского скота.

Если в господском хозяйстве появлялся виноградник или хмельник, для крестьян прибавлялись новые повинности. Они должны были заготовлять колья, подвязывать к ним лозы и побеги хмеля, окапывать виноградные кусты, убирать урожай, сушить хмель, давить виноград, изготовлять вино и перевозить его по приказанию господского управителя. Если господин заводил рыбное хозяйство, крестьяне должны были копать пруды, устраивать плотины, ремонтировать их и выполнять другие необходимые работы. Когда феодал разводил овец, это означало, что обязанность пасти и стричь их, мыть, чесать и прясть шерсть снова ложилась на крестьян. Кроме того, крестьян заставляли иногда в самую страдную пору участвовать в господской охоте, в роли загонщиков дичи. Охота не только отрывала крестьян от производительного труда — во время охоты нередко вытаптывались крестьянские посевы. Помимо всего этого крестьяне должны были [26] ремонтировать дороги, чинить мосты, строить замки и укрепления.

Буквально каждая отрасль крестьянского хозяйства была обложена разными оброками в пользу феодалов. Крестьяне несли в панские амбары и монастырские кладовые пшеницу и ячмень, овёс и горох, лён и коноплю, хмель и мак, мёд и воск. Когда крестьянин резал скот, лучшую часть он должен был отдать господину. С приплода крестьянского скота феодалы также получали свою долю. Они требовали мяса и сала, кур и гусей, яиц и сыра.

Наконец, крестьяне несли в пользу феодалов высокие денежные повинности. Главной из них являлся чинш, который взимался с каждого крестьянского хозяйства и поступал в казну феодала обычно в два срока. Время сбора чинша приурочивалось в средневековой Чехии ко дню празднования дня св. Георгия (в апреле) и св. Галла (в октябре). Особые денежные платежи поступали в господскую казну и в дни других христианских праздников — на рождество, на пасху, на троицу, в день св. Михаила и т. п. Кроме того, крепостные должны были платить господину поголовную подать, а при вступлении в брак со свободными или крепостными других вотчин — особую брачную пошлину. Далее, при переходе крестьянского имущества по наследству господин взимал по так называемому «праву мёртвой руки» особый денежный (а иногда и натуральный) сбор. Сверх всех перечисленных поборов феодал мог подвергать своих крестьян и обложению в связи с какими-либо чрезвычайными событиями (например, при выдаче замуж дочери феодала, на выкуп попавшего в плен господина и т. п.) или даже просто без всяких причин.

Уборка сена (из рукописи начала XIV века)

Кроме многочисленных видов барщины и взносов в пользу непосредственного господина на плечи крестьян ложилась обязанность содержать короля и государственный [27] аппарат. В феодальной Чехии народные массы были обложены большим количеством разнообразных налогов и повинностей в пользу государства. Наиболее тяжёлым налогом была так называемая «общая берна», которая собиралась сначала от случая к случаю, а затем регулярно каждый год. Величина берны с полнонадельного хозяйства (таким хозяйством считалось хозяйство, имевшее один лан земли) превосходила стоимость хорошей коровы. По временам собирали также и «королевскую берну», которая была несколько меньше первой. Хотя юридически берну должны были уплачивать и феодалы, они на практике полностью перекладывали этот налог на крестьян. Поскольку сбор берны производился самими представителями класса феодалов, значительная часть собранных средств оседала в их кошельках, не доходя до королевской казны. Кроме того, во многих случаях феодалы узурпировали право собирать берну и превращали её в регулярный налог в свою пользу. К числу других государственных денежных налогов, взимавшихся с крестьян, относились подымный сбор и разнообразные проездные и торговые пошлины. Крестьяне обязаны были давать кров, пропитание и перевозочные средства королевским воинам, а также ремонтировать дороги, строить мосты, возводить укрепления и т. п.

Источник

Периодические массовые голодовки в России начали происходить после отмены крепостного права

Это не означает, что при крепостном праве голода в России не возникало. Разумеется, любой неурожайный год сказывался на хлебных ценах и на продовольствии людей. А неурожайные годы, в силу природных условий, повторялись в России в среднем каждые 6-7 лет.

И всё-таки несомненным фактом является то, что такие сильные голодовки, какие стали происходить в последней трети 19 столетия, в России прежде случались разве что в летописную эпоху Смутного времени. Причём каждый новый голод превосходил по масштабам бедствия предыдущий. Всех потряс голод 1873 года, ещё большим шоком оказались голодные 1880 и 1883 гг., и наконец, всё затмил голод 1891-1892 гг.

Кадр из фильма “Хроники смутного времени” 2007г.

Недоедим, но вывезем!»

О том, что продовольствие крестьянских масс России после отмены крепостного права и до начала 20 века, до реформ П.А. Столыпина, неуклонно ухудшалось, красноречивее всего свидетельствует следующий факт. С каждым годом военные призывные комиссии были вынуждены отбраковывать из-за физической негодности всё больший процент рекрутов. У русской крестьянской молодёжи неуклонно снижался средний рост и другие показатели здоровья. Это было прямым следствием хронического недоедания. А в годы крепостного права не было проблем с тем, чтобы набрать в гвардию рослых красавцев саженного роста.

Одна из причин была связана с увеличением экспортных операций государства. Важным предметом российского экспорта был хлеб. Министр финансов, известный математик Иван Вышнеградский сказал по этому поводу в 1888 году: «Недоедим, но вывезем!» Крестьяне были вынуждены продавать государству не только излишки, но и часть необходимых запасов потому, что каждый год после отмены крепостного права они были обязаны платить государству выкупные платежи. Таким образом, эта причина имела несомненную связь и с отменой крепостного права.

Кадр из сериала “Вольная грамота” 2018г.

Вторая причина была связана с «освобождением крестьян» ещё более непосредственно. Тем же самым законом 1861 года, по которому крестьяне отпускались на волю, с помещиков снимались все их ранее существовавшие обязанности перед государством по продовольствию своих крестьян в голодные годы. Крестьяне теперь не барские, сами по себе, свободные – помещика не волнует, сыты они или с голоду помирают. Факт, что при крепостном праве такое было невозможно.

Крестьяне под Пензой 1862 г.

Холоп, которого не кормят, получает волю

Самая первая норма закона, обязывавшая господ заботиться о своих крепостных, была зафиксирована в Соборном Уложении 1649 года. Холоп, которого господин отказывался кормить в голодный год и прогонял со двора, автоматически получал свободу. Пётр I впервые создаёт в губерниях комиссии, которые должны были создавать постоянные хлебные запасы на случай недорода.

Кадр из фильма “Юность Петра” 1980г.

Законы, устанавливавшие систему казённых магазинов, снабжавших государственных крестьян и помещиков (а через последних – крепостных крестьян) ссудами зерном, издаются и совершенствуются весь 18 век и первую половину 19 века. При этом неизменно всякий раз повторяется обязанность помещиков кормить своих крестьян и дворовых в неурожайное время. Среди этих мер следует особо отметить указ Петра III Сенату от 14 февраля 1761 года и высочайше утверждённое Николаем I 5 июля 1834 года «Положение о запасах для пособия в продовольствии».

Отменив крепостное право, государство предоставило крестьянским обществам право самим организовывать мирские хлебные запасы, к чему крестьянство не имело достаточно средств и привычки к организации. Всё это вместе взятое и привело к тому, что свободные крестьяне голодали чаще и больше крепостных.

Если вам понравилась публикация – не забудьте:

– нажать “палец вверх”;

– подписаться на канал;

– оставить комментарий.

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись

Источник