Вред и польза ветра для природы

Голосование за лучший ответ

Liudmila Sharukhia

Высший разум

(181873)

7 лет назад

Роль ветра в жизни деревьев многообразна и в разных случаях проявляется по-разному.
Начнем хотя бы с опыления. Как известно, многие наши лиственные деревья опыляются с помощью ветра. Именно потоки воздуха переносят мельчайшие пылинки от мужских цветков к женским. Это дает возможность созреть семенам, способствует размножению. Среди деревьев, которые опыляются ветром, можно назвать березу, осину, ольху, дуб. Пыльца этих деревьев очень легкая, сухая, далеко разносится по воздуху. Ее обычно образуется много. Особенно обильна пыльца у березы. В то время, когда пылит это дерево, тонкий желтый порошок хорошо заметен на листьях трав, на крышах домов, на земле.
Итак, ветер играет важную роль в опылении деревьев — как лиственных, так и хвойных. Роль его в данном случае безусловно положительная.
То же самое можно сказать и в отношении распространения семян и плодов. Именно ветер разносит их, причем нередко на довольно большое расстояние от материнского дерева. И это тоже хорошо. Особенно далеко улетают семена-пушинки осины, тополя, ив. Несколько ближе — мельчайшие плоды-чешуйки березы. Крылатые семена хвойных деревьев тоже подхватывает ветер, но они далеко не распространяются. Порывы ветра уносят от материнского дерева крылатые плоды клена, ясеня, вяза, ильма. Словом, многие наши древесные породы пользуются услугами ветра при рассеивании своих плодов и семян. Ветер помогает деревьям расселяться, захватывать новые территории.
Теперь о том, как ветер вредит деревьям. Здесь тоже есть о чем рассказать. Особенно велик вред, который причиняет ураган. Это — настоящее бедствие для леса. Одни деревья ураган валит, другие ломает. Наверное, многие видели крупные ели, поваленные сильным ветром. Ствол лежит на земле в несколько наклонном положении, а корни вместе с прилипшей землей напоминают гигантскую плоскую шляпку гриба. Нередко можно видеть такие же поваленные березы. Ветровалу особенно подвержены те деревья, толстые корни которых распространяются во все стороны близ поверхности почвы и не проникают в глубину. Это бывает обычно тогда, когда почва переувлажнена.
Сосну, осину ураган чаще всего ломает. Страдает от поломки даже дуб с его крепкой древесиной. Когда пройдет особенно сильный ураган, оказываются сломанными старые толстые дубы. Правда, такое явление можно наблюдать только на небольшой площади, на узкой полосе, вдоль которой прошла буря. Ветровал и бурелом — самые обычные явления в жизни леса. Особенно страдают от них ельники.
Неблагоприятное влияние ветра проявляется и в другом. Раскачивая дерево из стороны в сторону, ветер препятствует нормальному прохождению по стволу растворов питательных веществ. Когда дерево наклоняется в одну и другую стороны, становятся более узкими те микроскопические канальцы, по которым проходят растворы. Пропускная способность их резко уменьшается. Вследствие этого дерево растет медленнее, хуже.
Влияние ветра на деревья этим не ограничивается. Сильный ветер, который постоянно дует в одном направлении, изменяет внешний облик дерева. Крона его становится похожей на флаг, так как все ветви растут только в одну сторону. С прогивоположной стороны ветвей нет. Так получается потому, что почки на наветренной стороне погибают от иссушения и не могут распуститься. Деревья с флагообразной кроной можно видеть на вершинах гребней гор. Именно здесь ветер дует почти все время в одном направлении.

Максим Голополосов

Мастер

(2363)

7 лет назад

Польза – ветер разносит семена растений и грибов, помогает птицам летать, подсушивает почву, не дает образовываться плесени.
Вред- эррозия, сдувание пыльцы в неблагоприятное место. Сильный ветер также вредит деревьям, который постоянно дует в одном направлении, изменяя внешний облик дерева.

Источник

-Умеете задавать вопросы? Молодцы!!!

-А теперь «обстрел вопросами» ДА/НЕТ

1. Имеет ли ветер цвет?

2. Может ли земля жить без ветра?

3. Ветер может быть чистым?

4. Верно ли что при ветре дышится лучше?

5. Ветер загрязняет природу?

6. Изменяется ли температура воздуха при ветре?

Актуализация знаний. Постановка цели урока.

– О чем пойдет речь на уроке?

-Что вы знаете о ветре?

Ты уже знаешь, что воздух постоянно движется.

Выйдя из дома на улицу, сразу ощущаешь ветер.

Иногда ветер чуть заметен, а иногда дует с большой силой.

Учащиеся определяют цель, которую нужно достичь к концу урока.

-Что бы вы хотели узнать ещё о ветре?

Ответы детей

Откуда берется ветер?

Для чего он нужен?

Какой бывает ветер?

Кому приносит пользу ветер? …

• Ты узнаешь, какое имеет значение ветер на Земле.

• Сможешь приводить примеры пользы и вреда ветра.

Какие бывают ветры? Ураган, Смерч, Вьюга …

Звучит музыка Дети выполняют задание под музыку:

• Покрутились вокруг себя, так чтобы мы увидели какой вы ветер!!!

• Закрутились …

Деление ребят на группы

Каким вы ветром почувствовали себя?

1. Ветром буря ( шарик, песок тетрадь)

2. Ураганом

3. Смерчем

4. Вьюгой ( снежинки и фен)

Работа по группам

1.Задание: Используя разный источник информации (словарь, планшет, текст, энциклопедию)

Подготовьте информацию о видах ветра.

Это одно из самых разрушительных явлений природы: проходя по поверхности земли, он выворачивает с корнями деревья, срывает крыши домов, обрушивает опоры линий электропередач и связи. Может существовать в течение нескольких дней, ослабевая и вновь набирая силу.

(Г) Эксперимент «Ураган своими руками».

Учитель предлагает обсудить в группе вопрос «Как образуется ураган?», выдвинуть гипотезу и провести эксперимент по плану.

• Возьми отрезок веревки длиной 100 см.

• Привяжи к его концу мягкую игрушку.

• Встань на безопасное расстояние.

• Раскрути веревку у себя над головой.

• Что ты ощущаешь, когда начинаешь крутить веревку все быстрее?

– Подтвердилась ли в ходе эксперимента ваша гипотеза?

Информация, которые примерно найдут учащиеся:

Смерч Иногда ветер закручивается в столб, который в свою воронку, как гигантский пылесос, втягивает все, что попадается на пути. Это явление называется смерч. Особенно часты смерчи в Северной Америке. Там их еще называют торнадо. Вспомни историю девочки Элли, чей домик торнадо перенес в Волшебную страну Оз.

(Г) Эксперимент «Смерч в бутылке».

Учитель предлагает провести эксперимент по плану:

• Возьми прозрачную пластиковую бутылку.

• Вылей в бутылку одну чайную ложку прозрачного жидкого мыла.

• Скатай из алюминиевой фольги 5 маленьких шариков и брось в бутылку.

• Наполни бутылку водой.

• Добавь пару капель синего пищевого красителя.

• Покрути бутылку.

– Что ты увидел в бутылке?

– Как с помощью этого эксперимента можно объяснить другу, как образуется смерч?

Т.Б. Как нужно вести себя, если получено сообщение о сильном ветре. мозговой штурм по вопросу.

(Не выходить на улицу; если находишься на улице, то не становиться под деревьями, под вывесками, так как повышается вероятность их падения.)

Записываю ответы учащихся на доске.

Акцент на внимание о важности соблюдения правил техники безопасности.

2.Задание: Составление коллажа

Вывод: ??? Ветер может быть разный.

Как вы думаете, ветер приносит только вред или пользу?

Работа в группе: составьте коллаж 

Вывод: Если бы не было ветра, то дождь шел бы в одном месте, где возникали тучи. Например, над океанами, где влаги более чем достаточно, не прекращались бы ливни, а над материками не выпадало бы ни капли дождя. Это ветер приносит живительную влагу с океанов на сушу. Именно ветер уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. С древних времен люди использовали энергию ветра для морских путешествий и для помола зерна. Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем. Один из таких грозных ветров – ураган. 

 Дескриптор

Привести примеры вреда ветра,

Привести пример пользы ветра.

Сделать вывод: 

Фиксируют результаты проведенного исследования в виде диаграмм

Оценивание в группе стикером Метод Погадаева Т.

Чьё выступление понравилось больше всего, приклейте стикер  

3.Задание:

Создай модель

-Откуда дует ветер?

Как это можно узнать?

С помощью чего можно определить направление ветра? (Флюгера)

Исследование: Инструкция по проведению исследования:

1. На пластиковый стакан нанести маркером обозначения сторон горизонта: Ю, З, С, В.

2. Сделать отверстие точно в середине дна стакана. В этом отверстии разместить карандаш с ластиком на конце.

3. Из цветной бумаги вырезать треугольник и четырехугольник.

4. Треугольник и четырехугольник прикрепить к двум концам трубки. 5. С помощью канцелярского гвоздя прикрепить пластиковую трубку к концу карандаша с ластиком.

6. Испытать модель с помощью вентилятора или фена.

7. С помощью изготовленной модели определить направление струи воздуха.

8. Записать результаты исследования.

9. Сделать вывод.

В результате исследования учащиеся сделают вывод, что направление ветра можно определить по флюгеру. Напомните, что модель является представлением полученного результата.

Вывод: – Что у нас получилось? Флюгер Для чего он нужен? … Защита каждой команды. -Какое мы с вами сделали открытие? (мы научились делать флюгер и определять направление ветра.)  

Просмотр видео: Откуда берется ветер 

Вывод:    

Источник

ПОЛЬЗА И ВРЕД ВЕТРА

Какую роль играет ветер в жизни деревьев? Приносит пользу или причиняет вред? На эти вопросы не так легко ответить. Роль ветра в жизни деревьев многообразна и в разных случаях проявляется по-разному.

Начнем хотя бы с опыления. Как известно, многие наши лиственные деревья опыляются с помощью ветра. Именно потоки воздуха переносят мельчайшие пылинки от мужских цветков к женским. Это дает возможность созреть семенам, способствует размножению. Среди деревьев, которые опыляются ветром, можно назвать березу, осину, ольху, дуб. Пыльца этих деревьев очень легкая, сухая, далеко разносится по воздуху. Ее обычно образуется много. Особенно обильна пыльца у березы. В то время, когда пылит это дерево, тонкий желтый порошок хорошо заметен на листьях трав, на крышах домов, на земле.

Галлы на листьях дуба
Галлы на листьях дуба

Хвойные деревья (сосна, ель и др.) тоже опыляются ветром. Но у них пыльца образуется не в цветках, а в мужских колосках. В остальном же есть много сходства с лиственными деревьями. Пыльца тоже очень обильна, такая же легкая и сухая, отдельные пылинки чрезвычайно малы. Правда, пылинки сосны и ели отличаются по внешнему виду от пылинок лиственных деревьев: по бокам каждой из них имеются два вздутия, заполненные воздухом. Но эти подробности видны только тогда, когда мы рассматриваем пылинки под микроскопом. Если же смотреть невооруженным глазом, никаких отличий не увидим. Пыльца нам кажется тонким желтым порошком, а отдельные пылинки совершенно неразличимы.

Ветвь сосны с шишкой
Ветвь сосны с шишкой

Итак, ветер играет важную роль в опылении деревьев – как лиственных, так и хвойных. Роль его в данном случае безусловно положительная.

То же самое можно сказать и в отношении распространения семян и плодов. Именно ветер разносит их, причем нередко на довольно большое расстояние от материнского дерева. И это тоже хорошо. Особенно далеко улетают семена-пушинки осины, тополя, ив. Несколько ближе – мельчайшие плоды-чешуйки березы. Крылатые семена хвойных деревьев тоже подхватывает ветер, но они далеко не распространяются. Порывы ветра уносят от материнского дерева крылатые плоды клена, ясеня, вяза, ильма. Словом, многие наши древесные породы пользуются услугами ветра при рассеивании своих плодов и семян. Ветер помогает деревьям расселяться, захватывать новые территории.

Теперь о том, как ветер вредит деревьям. Здесь тоже есть о чем рассказать. Особенно велик вред, который причиняет ураган. Это – настоящее бедствие для леса. Одни деревья ураган валит, другие ломает. Наверное, многие видели крупные ели, поваленные сильным ветром. Ствол лежит на земле в несколько наклонном положении, а корни вместе с прилипшей землей напоминают гигантскую плоскую шляпку гриба. Нередко можно видеть такие же поваленные березы. Ветровалу особенно подвержены те деревья, толстые корни которых распространяются во все стороны близ поверхности почвы и не проникают в глубину. Это бывает обычно тогда, когда почва переувлажнена.

Сосну, осину ураган чаще всего ломает. Страдает от поломки даже дуб с его крепкой древесиной. Когда пройдет особенно сильный ураган, оказываются сломанными старые толстые дубы. Правда, такое явление можно наблюдать только на небольшой площади, на узкой полосе, вдоль которой прошла буря. Ветровал и бурелом – самые обычные явления в жизни леса. Особенно страдают от них ельники.

Неблагоприятное влияние ветра проявляется и в другом. Раскачивая дерево из стороны в сторону, ветер препятствует нормальному прохождению по стволу растворов питательных веществ. Когда дерево наклоняется в одну и другую стороны, становятся более узкими те микроскопические канальцы, по которым проходят растворы. Пропускная способность их резко уменьшается. Вследствие этого дерево растет медленнее, хуже.

Влияние ветра на деревья этим не ограничивается. Сильный ветер, который постоянно дует в одном направлении, изменяет внешний облик дерева. Крона его становится похожей на флаг, так как все ветви растут только в одну сторону. С противоположной стороны ветвей нет. Так получается потому, что почки на наветренной стороне погибают от иссушения и не могут распуститься. Деревья с флагообразной кроной можно видеть на вершинах гребней гор. Именно здесь ветер дует почти все время в одном направлении.

Источник

-Умеете задавать вопросы? Молодцы!!!

-А теперь «обстрел вопросами» ДА/НЕТ

1. Имеет ли ветер цвет?

2. Может ли земля жить без ветра?

3. Ветер может быть чистым?

4. Верно ли что при ветре дышится лучше?

5. Ветер загрязняет природу?

6. Изменяется ли температура воздуха при ветре?

Актуализация знаний. Постановка цели урока.

– О чем пойдет речь на уроке?

-Что вы знаете о ветре?

Ты уже знаешь, что воздух постоянно движется.

Выйдя из дома на улицу, сразу ощущаешь ветер.

Иногда ветер чуть заметен, а иногда дует с большой силой.

Учащиеся определяют цель, которую нужно достичь к концу урока.

-Что бы вы хотели узнать ещё о ветре?

Ответы детей

Откуда берется ветер?

Для чего он нужен?

Какой бывает ветер?

Кому приносит пользу ветер? …

• Ты узнаешь, какое имеет значение ветер на Земле.

• Сможешь приводить примеры пользы и вреда ветра.

Какие бывают ветры? Ураган, Смерч, Вьюга …

Звучит музыка Дети выполняют задание под музыку:

• Покрутились вокруг себя, так чтобы мы увидели какой вы ветер!!!

• Закрутились …

Деление ребят на группы

Каким вы ветром почувствовали себя?

1. Ветром буря ( шарик, песок тетрадь)

2. Ураганом

3. Смерчем

4. Вьюгой ( снежинки и фен)

Работа по группам

1.Задание: Используя разный источник информации (словарь, планшет, текст, энциклопедию)

Подготовьте информацию о видах ветра.

Это одно из самых разрушительных явлений природы: проходя по поверхности земли, он выворачивает с корнями деревья, срывает крыши домов, обрушивает опоры линий электропередач и связи. Может существовать в течение нескольких дней, ослабевая и вновь набирая силу.

(Г) Эксперимент «Ураган своими руками».

Учитель предлагает обсудить в группе вопрос «Как образуется ураган?», выдвинуть гипотезу и провести эксперимент по плану.

• Возьми отрезок веревки длиной 100 см.

• Привяжи к его концу мягкую игрушку.

• Встань на безопасное расстояние.

• Раскрути веревку у себя над головой.

• Что ты ощущаешь, когда начинаешь крутить веревку все быстрее?

– Подтвердилась ли в ходе эксперимента ваша гипотеза?

Информация, которые примерно найдут учащиеся:

Смерч Иногда ветер закручивается в столб, который в свою воронку, как гигантский пылесос, втягивает все, что попадается на пути. Это явление называется смерч. Особенно часты смерчи в Северной Америке. Там их еще называют торнадо. Вспомни историю девочки Элли, чей домик торнадо перенес в Волшебную страну Оз.

(Г) Эксперимент «Смерч в бутылке».

Учитель предлагает провести эксперимент по плану:

• Возьми прозрачную пластиковую бутылку.

• Вылей в бутылку одну чайную ложку прозрачного жидкого мыла.

• Скатай из алюминиевой фольги 5 маленьких шариков и брось в бутылку.

• Наполни бутылку водой.

• Добавь пару капель синего пищевого красителя.

• Покрути бутылку.

– Что ты увидел в бутылке?

– Как с помощью этого эксперимента можно объяснить другу, как образуется смерч?

Т.Б. Как нужно вести себя, если получено сообщение о сильном ветре. мозговой штурм по вопросу.

(Не выходить на улицу; если находишься на улице, то не становиться под деревьями, под вывесками, так как повышается вероятность их падения.)

Записываю ответы учащихся на доске.

Акцент на внимание о важности соблюдения правил техники безопасности.

2.Задание: Составление коллажа

Вывод: ??? Ветер может быть разный.

Как вы думаете, ветер приносит только вред или пользу?

Работа в группе: составьте коллаж 

Вывод: Если бы не было ветра, то дождь шел бы в одном месте, где возникали тучи. Например, над океанами, где влаги более чем достаточно, не прекращались бы ливни, а над материками не выпадало бы ни капли дождя. Это ветер приносит живительную влагу с океанов на сушу. Именно ветер уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. С древних времен люди использовали энергию ветра для морских путешествий и для помола зерна. Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем. Один из таких грозных ветров – ураган. 

 Дескриптор

Привести примеры вреда ветра,

Привести пример пользы ветра.

Сделать вывод: 

Фиксируют результаты проведенного исследования в виде диаграмм

Оценивание в группе стикером Метод Погадаева Т.

Чьё выступление понравилось больше всего, приклейте стикер  

3.Задание:

Создай модель

-Откуда дует ветер?

Как это можно узнать?

С помощью чего можно определить направление ветра? (Флюгера)

Исследование: Инструкция по проведению исследования:

1. На пластиковый стакан нанести маркером обозначения сторон горизонта: Ю, З, С, В.

2. Сделать отверстие точно в середине дна стакана. В этом отверстии разместить карандаш с ластиком на конце.

3. Из цветной бумаги вырезать треугольник и четырехугольник.

4. Треугольник и четырехугольник прикрепить к двум концам трубки. 5. С помощью канцелярского гвоздя прикрепить пластиковую трубку к концу карандаша с ластиком.

6. Испытать модель с помощью вентилятора или фена.

7. С помощью изготовленной модели определить направление струи воздуха.

8. Записать результаты исследования.

9. Сделать вывод.

В результате исследования учащиеся сделают вывод, что направление ветра можно определить по флюгеру. Напомните, что модель является представлением полученного результата.

Вывод: – Что у нас получилось? Флюгер Для чего он нужен? … Защита каждой команды. -Какое мы с вами сделали открытие? (мы научились делать флюгер и определять направление ветра.)  

Просмотр видео: Откуда берется ветер 

Вывод:    

Источник