Вред и польза шлаковых отвалов

Вред и польза шлаковых отвалов thumbnail

Страница 1 из 2

1

2

Вперёд >

  1. asic

    Регистрация:
    07.04.11
    Сообщения:

    16

    Благодарности:
    1

    asic

    Участник

    Регистрация:
    07.04.11
    Сообщения:
    16
    Благодарности:
    1
    Адрес:

    Тверь

    Дорога из шлака

    Подскажите, есть ли у кого-то опыт подсыпки (ремонта) грунтовой дороги шлаком. Сосед хочет завести 20т на 500м дороги, а я боюсь будет только хуже…

  2. v. pchelin

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:

    1.594

    Благодарности:
    396

    v. pchelin

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:
    1.594
    Благодарности:
    396
    Адрес:

    Черноголовка

    Шлак экологически один из самых вредных материалов. Под калёсами машин он преврашается в пыль которой Вам придётся дышать. Несмотря на дешевизну я-бы сделал всё, что-бы этого не допустить.

  3. Десс

    Регистрация:
    08.01.11
    Сообщения:

    1.035

    Благодарности:
    866

    Десс

    Живу здесь

    Регистрация:
    08.01.11
    Сообщения:
    1.035
    Благодарности:
    866
    Адрес:

    Россия

    Смотря какой шлак. Если угольный, пойдет. Тем более 40 кг на метр, это только ямы засыпать, и то очень мало. С грунтом смешается, шлак будет не найти.

  4. mad-max

    Регистрация:
    07.06.10
    Сообщения:

    1.429

    Благодарности:
    3.027

    mad-max

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.06.10
    Сообщения:
    1.429
    Благодарности:
    3.027
    Адрес:

    Донецк

    В Донецкой области богатой на металлургические заводы – это основной способ сделать из грунтовки пусть и не асфальт, но более менее нормальные подъездные пути за относительно разумные деньги.
    У нас не только дороги из него делают но и шлакоблок, мой дом например из такого построен, не жалуюсь.
    Как правило эффект от шлака присутсвует если толщина шлака не менее 150-200 мм. У металлургического отвального шлака (не путать с гранулированным доменным шлаком) есть одна хорошая особенность, после укладки через какой то период он под воздействием осадков или зимы схватывается и превращается в монолит.Давненько таких глупостей не читал. Сразу видно человек живет в экологически чистом районе.
    Отвальный шлак (черной металлургии, не цветной) это многокомпонентный оксидный расплав, состоит из СаО – 35-45%, SiO2 -15-20%, MgO до 10% и Al2O3 -5-8%. Больше прочесть можно сдесь https://www.bibliotekar.ru/spravochnik-110-stroitelnye-materialy/6.htm
    Вред от шлака примерно такой же как и от вулканических масс, поскольку получаются они одинаковым способом. По поводу пыли – так вредна любая пыль, только через 6 месяцев дорога из отвального шлака уже пылить практически не будет, монолитом она станет через это время. Вам прямая дорога в Гринпис и выкиньте из дома ДСП, ОСБ, лаки краски и т. д. и т. п.
    Раз даете людям такие категоричные советы значит в вопросе экологии разбираетесь, надо быть последовательным и идти до конца.

    P. S. автору темы стоит начать все таки с выяснения вопроса – какой шлак собирается завозить его сосед. Если отвальный металлургический шлак, то ничего страшного, если шлак цветной металлургии или угольный шлак тогда стоит протестовать .

    Последнее редактирование модератором: 21.11.17

  5. v. pchelin

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:

    1.594

    Благодарности:
    396

    v. pchelin

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:
    1.594
    Благодарности:
    396
    Адрес:

    Черноголовка

    Так-как автор темы живёт в Твери, а там насколько я знаю металлургического производства нет, то шлак является продуктом сжигания угля в кательной. О таком шлаке я и писал. У нас председатель кооператива несколько лет назад завёз немного такого шлака на часть дороги. У кого под окнами его высыпали в ямки очень “благодарят” председателя.

  6. Андрей Павловец

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:

    4.329

    Благодарности:
    478

    Андрей Павловец

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:
    4.329
    Благодарности:
    478
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    У нас в садоводстве сделали несколько лет назад такую глупость или просто “освоили” денежки (в котельных только спасибо скажут за вывоз шлака)-насыпали центральную дорогу шлаком (думаю, что это отходы котельных)-как бы его не укатывали, как бы не поливал его дождь, в монолит он не свалялся и все лето пылил ЧЕРНОЙ пылью! Нас спасала лесополоса в 100м и то, когда ветер дул в нашем направлении, было ощущение. что где то что то горит! И деревья вдоль дороги были черными! И говорили, что мальчик отдыхавший с бабушкой на даче, заболел какой то легочной болезнью!

  7. OlegN

    Регистрация:
    12.01.07
    Сообщения:

    16.365

    Благодарности:
    13.573

    OlegN

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.01.07
    Сообщения:
    16.365
    Благодарности:
    13.573
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    Не разу не видел ужасов описанных противниками методов. Шлак используется для отсыпки дорог давно. Если у кого есть фото всех неприятностей посьба выложить в сеть.
    Ещё одно хотелось бы напомнить. Это радиационный фон от гранита. Запах нагретого температурой битумного асфальта.
    Если есть желание, то всегда можно найти в любом деле плохие качества. Производителей шлакоблоков нужно просто сажать, а кочегаров поить молоком.

  8. Андрей Павловец

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:

    4.329

    Благодарности:
    478

    Андрей Павловец

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:
    4.329
    Благодарности:
    478
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    Разговор только про пыль, которой в изобилии будет в сухую погоду а водителей ездить со скоростью 10км/час не заставишь!

  9. OlegN

    Регистрация:
    12.01.07
    Сообщения:

    16.365

    Благодарности:
    13.573

    OlegN

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.01.07
    Сообщения:
    16.365
    Благодарности:
    13.573
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    Пыль будет в воздухе при езде по любой дороге (асфальт не берём). Глина даёт особостойкую пыль. Потом носоглотку можно промывать сутками.

  10. Андрей Павловец

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:

    4.329

    Благодарности:
    478

    Андрей Павловец

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:
    4.329
    Благодарности:
    478
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    Всё едино из гравия разных фракций и ПГСа лучше строить дорогу а про асфальт, даже при его “фоне” летом и говорить не буду. Даже песчаная пыль не такая летучая. А глиной зачем дороги отсыпать? И грязь и пучение сезонное ?

  11. asic

    Регистрация:
    07.04.11
    Сообщения:

    16

    Благодарности:
    1

    asic

    Участник

    Регистрация:
    07.04.11
    Сообщения:
    16
    Благодарности:
    1
    Адрес:

    Тверь

    Все верно шлак из котельной. Носиться по дороге вряд ли кто будет, она внутри СНТ – всего 500м+перекрестки+дети+живность…
    А кроме пыли есть еще минусы? Я смотрю как сосед отсыпал у своего дома (год назад), так он до сих пор “жидковат”, по моему если по нему ездить постоянно будет хуже глины…

  12. Андрей Павловец

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:

    4.329

    Благодарности:
    478

    Андрей Павловец

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.04.11
    Сообщения:
    4.329
    Благодарности:
    478
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    Даже гранитный отсев, при его “фоне” гораздо лучше шлака!

  13. v. pchelin

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:

    1.594

    Благодарности:
    396

    v. pchelin

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:
    1.594
    Благодарности:
    396
    Адрес:

    Черноголовка

    Есть желание сыпать-сыпьте. Вас предупреждают о последствиях. Кстати в городе откуда я родом в 50-60годы прошлого века построили несколько крупноблочных домов. Кто не знает это не панельки а дома из шлакоблоков большого размера, примерно как ФБСки. Через неиколько лет у живущих там детей, а это мои ровесники, резко выросло количество лёгочных заболеваний, об онкологии в то время вообще не говорили.У нас так-же внутри, никто не нососится. Но этот шлак превратился в чёрную пыль. У моего участка не сыпали, он крайний в кооперативе. Пыль носит ветер. Я житель экологически неплохого района Подмосковья. Но и я хочу на даче дышать чистым воздухом. У нас в кооперативе. много москвичей которые убегоют от смока на природу. Зачем ещё и тут травить себя.

  14. OlegN

    Регистрация:
    12.01.07
    Сообщения:

    16.365

    Благодарности:
    13.573

    OlegN

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.01.07
    Сообщения:
    16.365
    Благодарности:
    13.573
    Адрес:

    Санкт-Петербург

    У вас все родственники в этих домах? Почему вы говорите о заболеваниях во множественном числе?
    Этого в принципе быть не может. Разве что шлак насыпать на ж/б плиты. В случаи если насыпать его на мягкий грунт, его просто вдавливаетв поверхность. Не хотите пыли на дороге-поливайте.
    Это, простите, фобии. Правильно сказали, с такими мыслями нужно в Гринпис. На защиту маленьких “шифончиков” и “дермантинчиков”. Любая солнечная активность приносит больше вреда организму, чем пылевые частицы.
    Радиация не заметна, видимо это то самое, что нужно…

  15. v. pchelin

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:

    1.594

    Благодарности:
    396

    v. pchelin

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.09.09
    Сообщения:
    1.594
    Благодарности:
    396
    Адрес:

    Черноголовка

    Вообще-то я писал ровесники, а не родственники. Среди них было много моих однокласников и друзей. По поводу превращения угольного шлака в пыль писал кроме меня и Андрей Павловец.
    Кстати наткнулся, почитайте.
    https://www.new-garbage.com/?id=10233

Страница 1 из 2

1

2

Вперёд >

Источник

Вред и польза шлаковых отвалов

Одним из наиболее опасных источников загрязнения природной среды являются техногенные минеральные образования (ТМО), формирующиеся в результате промышленной деятельности человека. Ежегодно мировая промышленность извлекает из недр Земли около 10 миллиардов тонн твердых веществ, 70% которых в последствии становятся отходами при производстве промышленной продукции. Расчёты показывают, что на территории России и стран СНГ запасы шлаковых отвалов достигают более 500 млн. тонн [1].

Наиболее остро проблема обращения с отходами производства проявляется именно в последнее время. Всё возрастающий интерес к ней в научной среде вызывается двумя основными факторами: в первую очередь усиливающимся дефицитом природных источников полезных для индустрии элементов, поэтому, ТМО представляют интерес как потенциальные источники природных ресурсов. Во вторую очередь, всё большее число учёных начинают обращать внимание на ТМО, как на комплексный источник загрязнения геосферы [2,3], следовательно, возникает необходимость в предотвращении загрязнения природной среды и во внедрении путей реабилитации.

Основная масса техногенных минеральных образований формируется в районах с развитой горноперерабатывающей и добывающей промышленностью. Одним из таких районов является город Карабаш Челябинской области, где в результате деятельности медеплавильного комбината ЗАО “КарабашМедь”, формируется огромное количество твёрдых отходов, складирующихся в отвалы металлургических шлаков. Общее количество медных шлаков составляет 20 млн. тонн. Шлаковые отвалы создают экологические проблемы, связанные с отчуждением земельных отводов, запыленностью, процессами естественного выщелачивания.

Целью данной работы является: моделирование процесса гидрогенного загрязнения окружающей среды от техногенных минеральных образований.

Для определения уровня загрязнения окружающей среды от металлургического шлака был смоделирован процесс гидролиза отвальной массы.

Воздух в районе исследования содержит в своём составе сернистый ангидрид (SO2) в концентрациях значительно превышающих фоновую, это связано с аэропромвыбросами Карабашского ГМК. Атмосферные осадки, проходя через толщу загрязнённого приземистого слоя атмосферы, взаимодействуют с SO2, в результате образуется серная кислота. В итоге на отвальную массу попадает дождевая вода с исходной концентрацией H2SO4 приблизительно равной – 0,0001н. Поэтому в качестве реагента для взаимодействия со шлаком использовалась серная кислота  концентрацией: 0,0001н. Масса подверженного выщелачиванию шлака составляет 267г.

Для моделирования процесса ускоренного гидролиза отвальной массы во времени, использовалась серная кислота в концентрациях превышающих исходную в: 10, 100, и 1000 раз. Это делалось, в первую очередь, для наиболее полного изучения миграции из шлака химических элементов, и во вторую очередь для сравнения полученных данных с результатами анализа элюатов представленных концентрацией H2SO4 эквивалентной дождевой воде.

Время взаимодействия серной кислоты со шлаком было определено в 14 дней, после чего брался элюат и шлак заливался вновь серной кислотой для снятия следующей пробы. Время в 14 дней было определено с учётом коэффициента фильтрации шлака, равному 3,3 м/сут.. Так как высота отвальной массы 32 м., то в течении 10 дней теоретически, кислота образовавшаяся на поверхности отвала, достигнет его основания, но с учётом наличия в отвальной массе различных литологических и геохимических барьеров, теоретическое время было увеличено до 14 суток. Итого было сделано по 13 промывок из 4 различных вариантов. Так же для выявления определяющей роли серной кислоты в процессе гидролиза шлака, было сделано 4 промывки отвальной массы дистиллированной водой, данные по анализу которых представлены в табл.1.

Таблица – 1. Содержание тяжелых металлов в элюате с дистиллированной водой, мг/л

CdCuPb
чистая H2O для отмывки0,0000670,0130,0041
1 промывка0,0191,00,014
2 промывка0,00960,370,011
3 промывка0,00830,310,00028
4 промывка0,001480,2290,000101
ПДКвр0,00110,03

Как видно, при действии на отвал дистиллированной водой, содержание тяжёлых металлов незначительно. Но, всё-таки, наблюдается некоторое превышение ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (далее –  ПДК) по Cd и Pb. Вода слабо действует на силикатную матрицу, поэтому наличие ТМ в элюатах объясняется растворением веществ образующихся при выплавке металла. Выхода магния и железа при обработке отвальной массы дистиллированной водой не обнаружено, или же оно незначительно и выходит за границы определения. Следовательно, первичным фактором определяющим гидролиз отвальной массы, является серная кислота, содержащаяся в дождевой воде.

Результаты гидролиза шлака серной кислотой в различных концентрациях представлены в виде сводной таблицы, обобщающей выход исследуемых компонентов за всё время исследования (182 дня) и показывающий средний показатель значения pH (табл. 2).

Таблица – 2. Результаты химического анализа элюатов.

 

концентрация H2SO4

 

pH

Выход исследуемых компонентов из шлака, мг.
CaMgFePbCdCu
0,1н3,7530,266451,8898212,80,836660,059742,779
0,01н4,1148,29319,08317,8190,473120,0323374,715
0,001н4,664,261848,5870,40,123160,01895,245
0,0001н5,434,036923,810100,114070,0162570,615

На растворимость веществ, прямое влияние имеет значение энергии Гиббса (ΔG°f298.15). Численное значение ΔG показывает, как глубоко идет процесс растворения: чем отрицательнее ΔG, тем образуется более устойчивые соединения. Следовательно, можно связать энергию Гиббса и интенсивность выщелачивания элементов из шлака. Так, в процессе гидролиза отвальной массы наблюдается наибольший выход кальция (в 0,1н растворе 530,266 мг), значение ΔG°f298.15 для силиката кальция составляет: -1543,937 кДж/моль. Значение ΔG°f298.15 для силикатов магния, железа, меди, кадмия и свинца соответственно равны: -1462,098; -1117,546; -1112,245; -1106,253;       -1053,259 кДж/моль. Выход магния, железа, меди, кадмия и свинца соответственно обратно пропорционален увеличению энергии Гиббса: 451,889мг; 212,8мг; 2,779мг; 0,05974мг и 0,83666мг. Видно, что изложенная выше закономерность нарушается в отношении свинца и кадмия, это объясняется гораздо более большим содержанием свинца в шлаке, чем кадмия.

Что бы более детально оценить возможный уровень воздействия техногенного образования на окружающую среду, был произведён расчёт общего выхода ТМ из шлака. Оценка производилась для элюата  представленного 0,0001н серной кислотой и элюата концентрированнее в 1000 раз. Всего за 182 дня исследования из шлака выщелаченно: 0,0001н кислотой: 0,1407 мг свинца, 0,6147 мг меди и 0,016257 мг кадмия; 0,1н кислотой: 0,83666 мг свинца, 2,779 мг меди и 0,05974 мг кадмия. Масса подверженного выщелачиванию шлака составляет 267г, а общая масса отвалов составляет порядка 20млн. тонн, следовательно количество элементов мигрирующих из отвалов вследствие гидрогенного загрязнения составляет порядком несколько тонн. Результаты по общему выходу элементов представлены в табл.3.

Вся масса выделившихся химических элементов из шлака в смоделированном процессе гидролиза, даёт нам представление о степени их воздействия на сопряжённые с отвалом системы. Общий выход металлов из отвальной массы, если взять за наиболее приближенную к реальным условиям обработку шлака серной кислотой концентрацией эквивалентной дождевой воде, за 182 дня составляет: 10,539 т свинца, 1,2818 т кадмия и 46,045 т меди.

Таблица – 3. Общий выход ТМ из отвалов

концентрация H2SO4масса шлака подверженного выщелачи-ванию, гвынос ТМ из шлака, мгобщая масса отвал-ов, млн. тобщий вынос ТМ из отвальной массы, т
 

Pb

 

Cd

 

Cu

 

Pb

 

Cd

 

Cu

0,1н2670,83660,05972,7792062,6714,47208,17
0,0001н2670,14070,016250,61472010,5391,2146,045

Можно резюмировать, что наблюдаемый выход потенциально опасных соединений из шлака, в созданной модели, вполне может соответствовать реальному загрязнению окружающей среды. Отсюда возникает необходимость в более детальном исследовании данной проблемы и выявлению возможных путей реабилитации.

Источник