Велика ведь бывает польза от учения книжного отрывок

Велика ведь бывает польза от учения книжного отрывок thumbnail

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: „Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.

В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.

В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.

В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.

В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.

В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!

В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата: „Я пойду с ними». И высадился к ним с корабля, и сказал: „Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной». И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.

В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: „Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти». И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.

В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде.

В год 6554 (1046).

В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру.

В год 6556 (1048).

В год 6557 (1049).

В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.

В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов.

А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: „Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Благословил его и отпустил, сказав ему: „Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: „Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь Ярослав, – приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве.

Антоний же прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: „Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал – да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы». И так сказал им: „Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой горе, так как и прежде уже привык жить в уединении». И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен с братией к Антонию и сказали ему: „Отец! Умножилась братия, и не можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы мы церковку вне пещеры». И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и сказали: „Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь». Антоний же сказал с радостью: „Благословен Бог во всем, и молитва святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами». И, сказав это, послал одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: „Князь мой! Вот Бог умножает братию, а местечко малo: дал бы нам гору ту, что над пещерою». Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом, келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали: „Поставь нам игумена». Он же сказал им: „Кого хотите?». Они же ответили: „Кого хочет Бог и ты». И сказал им: „Кто из вас больше Феодосия – послушного, кроткого, смиренного, – да будет он вам игумен». Братия же рада была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, – и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем – как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего к нему, – пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия скажем после.

Источник

Учебник для 7 класса

Литература

   
   

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.

Но вот в тихих кельях1 монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература.

«В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен для нее в XIX веке».

Литература древней Руси

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов2, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь3 киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный4 оформляли оклад5.

О «Повестях временных лет»

«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» — сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.

«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.)» записи устных рассказов, договоры…»

«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

(Отрывок из «Повести временных лет»)

Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…

[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]

Вопросы и задания

  1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
  2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
  3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

1 Кёлья — комната монаха в монастыре.

2 Литературовед — специалист, изучающий науку о художественной литературе.

3 Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).

4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.

5 Оклад — металлические покрытия на иконе, книге.

Источник

Урок 5. «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре Февронии Муромских», «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре Февронии Муромских», «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг»
1. Появление книг на Руси
2. Идейное содержание ранних произведений Древней Руси
3. Жанровое своеобразие древнерусской литературы
4. «Повесть временных лет»
5. Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг
6. Нравственное завещание Владимира Мономах
7. Духовный портрет героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Что же такое древнерусская литература?
На этом уроке
Вам предстоит узнать много нового о литературе древних веков, об авторах древнерусских текстов, о литературных героях.
Вы научитесь различать жанры литературы Древней Руси; определять черты характера и духовный облик литературных персонажей.
Вы сможете определять идейное содержание произведений, различать произведения разных жанров, создавать собственные произведения, подражая древнерусским авторам.
Словарь:
Летопись — повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Летописный свод — летопись более сложного состава, включающая в себя множество летописных слоёв.
Повесть – рассказ о конкретных важных исторических событиях.
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни. В узком смысле -церковная проповедь , в широком же – дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям.
Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.
Житие? — (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Основное содержание урока
Какую роль играет древнерусская литература в становлении всей последующей литературы? Ответом на этот вопрос могут стать слова Д.С. Лихачева – выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля, знатока древности:
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Прошлое должно служить современности»
Долгие годы из уст в уста из поколения в поколение передавались легенды сказки, были и былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество – это родник, из которого люди черпают опыт своих предков. В то давнее время люди не знали, книг.
Появление письменности на Руси совпало с принятием христианства, произошло это во второй половине X века.
Книга на Руси создавалась очень долго, писалась медленно, читателей у нее было немного – в основном это были князья и монахи.
Самая древняя из рукописных книг – «Остромирово Евангелие»- появилась на свет в середине XI века. «Остромирово Евангелие» можно назвать шедевром книжного искусства, содержит 294 листа отличного пергамента.
Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.
Летописный свод – летопись более сложного состава, включающая в себя множество летописных слоев.
Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором, который является создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».
Главная целью литературы Древней Руси – это сохранение памяти о важных исторических событиях, но немаловажным было через произведения показать людям, как подобает жить истинному христианину. Поэтому произведения делились на определённые жанры. Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями. Жанры древнерусской литературы различны и среди них:
Поучение – беседа о духовных ценностях.
Житие? – рассказ о духовных подвигах и добрых делах святых.
Слово – образец торжественного красноречия по какому-либо поводу.
Хождение – рассказ о путешествиях в иные страны.
Послание — письменное обращение богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству.
Повесть – рассказ о конкретных важных исторических событиях.
Летопись – рассказы о важнейших исторических событиях. Они располагались по годам. Каждый рассказ начинался со слов «В лето …» – отсюда и «летопись».
В летописях летописцы писали о возникновении Руси, о борьбе с внешними врагами; о русской истории, о борьбе князей за престол.
Заглавие летописи – «Повесть временных лет» – можно было бы перевести на современный язык как «повествование о годах времени» или «рассказ о минувших годах».
Есть у этого памятника более торжественное и длинное название:
«Се повести времяньных леть, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».
В современном переводе название звучит так:
«Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля».
Язык «Повести временных лет» свидетельствует об очень высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.
В летописях, как и в русских былинах, воспевается богатырская сила, доблесть русских воинов, подвиги наших предков. «Не погубите землю отцов своих и дедов», – эти слова часто повторяются в летописи.
Со страниц «Повести …» летописцы, как живые, беседуют с нами, советуют, предостерегают, учат нас, заставляют размышлять.
Перед вами фрагмент из «Повести временных лет» о пользе книг. Попробуем его перевести на современный нам язык.
«О пользе книг»
Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…
Возможный перевод: Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и учат покаянию, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Великая мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…
В многовековой Древнерусской литературе есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими.
Одно из таких произведений – «Поучение» Владимира Мономаха, которое входит в «Повесть временных лет». Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси. Вот как о нем сказал известный русский поэт Василий Жуковский:
Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой;
За ним вослед летали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой.
От русских русских кровь текла.
Губил половчанин без страха.
Лежали грады кучей праха,
И Русь бедою поросла…
Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.
Князь с ранних лет стоял на страже земли Русской: спасал от набегов половцев и всеми силами старался примирить враждовавших друг с другом русских князей. Он не раз призывал князей прекратить междоусобицы, не проливать кровь понапрасну, а объединиться для борьбы с врагами. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет.
Вот как вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того самого дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести чашу из сердолика, из которой пил кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю и наречь его Мономахом и царём всея Руси».
“Поучение” Владимира Мономаха, написанное примерно в 1116 году, сохранилось в единственном списке.
Поучение состоит из 3-х частей:
Первая часть – его автобиография.
Вторая часть – “Рассказ Мономаха о своей жизни”.
Третья часть – письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.
Жанр поучения имеет трехчастную структуру:
а) вступление (смиренная просьба автора не посмеяться над пишущим);
б) назидательная часть:
– хвала Богу за все
– изложение наставления;
в) концовка.
Всё «Поучение» пронизано христианским взглядом на мир, оно излучает свет, добро. Владимир Мономах побуждает читателей творить добро, быть милосердным, терпеливым. Любовь и милость для него – самые главные добродетели. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, потому что автор призывает следовать вечным человеческим ценностям:
… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.
… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.
… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
… напоите и накормите просящего…
… убогих не забывайте и подавайте сироте…
… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
… соблюдайте свое слово…
… Гордости не имейте в сердце и в уме.
… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
… Не пропустите человека, не приветив его.
… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека
Настоящим гимном любви стала другое произведение древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем (фамилия его неизвестна). Автор повести – псковский священник – занимался литературным творчеством, затем он стал настоятелем дворцового Собора Спас на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в монахи, приняв имя Еразм.
Сама повесть написана на основе легенды о мудрой крестьянской девушке, вылечившей князя Петра от гниющих язв, которые он получил от убитого им змия. За свое спасение она попросила его взять ее в жены. Но бояре невзлюбили Февронию из-за ее происхождения и всячески вредили супругам. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и сейчас, находится неподалеку от рязанского села Солотча, откуда родом была Феврония.
«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации (канонизация – причисление к числу святых) Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.
Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых. Герой житийной повести в своей жизни во всем следует Христу.
Их жизнеописание — это история отношений мужа и жены, которые сумели преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, показав идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемьсот лет назад, актуальны и по сей день. Д.С. Лихачев писал: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».
Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию, воспевающему «союз любви, мудрый брак», известны всему миру.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.
Структура жития:
1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
2. Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.
3. Заключение – похвала святому.
Автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола — носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей.
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, сказки, основной же формой является житие.
Нельзя не согласиться с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни».
Основные выводы:
Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание читателей религиозно-нравственные понятия.
Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек
Произведения древнерусской литературы – это мир нравственных устоев, мудрых советов. Читая древнерусскую литературу, мы познаем свое прошлое, проникаемся уважением к нашим предкам. Несмотря на далеко шагнувший прогресс, высокие моральные качества и нравственные устои Древней Руси оказываются неизменными на протяжении огромного количества веков.
Литература:
• Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классах: Практическая методика: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
• Журнал “Воспитание школьников”, № 10, 2008 г.
• Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
• Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. — М.: ООО «ТИД «Русское слово—РС», 2000.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Что такое древнерусская литература?
1. Период русской литературы с XI по XVII век.
2. Вся литература Руси до возникновения письменности
3. Церковная литература.
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Определите, к какому историческому периоду и событиям относится задание.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из исторического материала, объяснить и подтвердить каждую позиции знаниями.
4. Затем выберите единственно верный ответ, и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Вписывание
Впишите в предложение недостающее слово.
Жанр «Поучение» имеет ____________ структуру.
Вписать пропущенную информацию.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала весь текст, уловите его общее содержание, смысл, последовательность.
3. Для этого задания важно сразу определить, о жанре какого исторического периода литературы идет речь, что вы знаете о жанрах этого периода.
4. Далее внимательно прочитайте четвертый фрагмент текста. Определите главный смысл. Структура предложения сразу показывает, какое продолжение и дополнение фактического характера логично и необходимо для заполнения пропуска.
5. Впишите недостающее слово в пропуск и прочитайте еще раз предложение — проверьте себя.

Источник