В чем практическая польза философии

Андрей Глинка  ·  13 мая 2019

16,0 K

Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и явлений. Блог…  ·  factroom.ru

Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.

В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».

Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?

Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.

Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.

Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и… Читать далее

Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.

В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования

Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не… Читать далее

Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее

Если кто–то думает, что изучении философии начинается с изучения трудов Сократа или Пифагора и т.д. то я считаю это большой ошибкой.Первые философские труды находятся в народных сказках, сказаниях в анекдотах,в пословицах. Каждая книга которую вы читаете или изучаете—это философия!!! В этом мире все,что вы делаете—это философия. Будь она… Читать далее

Изучать флософию и быть философом это два больших понятий. Что такое изучать—это получать информацию от автора который познал эту информацию.Вы ее не познаете, а изучаете и конечно ваш кругозор расширается.Я думаю,что в этом ее польза, но не более того!!! “Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания—это прошлое. Мудрость—это будущее”!!!… Читать далее

Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее

С чего начать изучать философию? Что почитать на эту тему?

кандидат философских наук, Центр социально-политических исследований “Новый Град”  ·  elkin-andrey.ru

Предварительно стоит заметить, что умышленно заужу область вопроса и под «философией» буду понимать западноевропейскую философию, так как, строго говоря, на современном этапе развития этой “дисциплины” часто как «философию» изучают и многие другие практики (в основном восточные, но и не только).

Теперь по сути вопроса.

«Проблема» философии в том, что в процессе понимания, что же она изучает, раскрывая ее «предмет» в узконаучном смысле слова, вы, собственно, и «изучите» философию. Ибо смысл философии раскрывается через «историю» философии, корпус философских систем, который имел место в ходе развития, в нашем случае, западноевропейской мысли.

В этом смысле ответ на вопрос «с чего начать?» будет очевиден – с «начала», с первых философских построений досократиков и двигаться к современным системам. Здесь работает стандартный подход – берем приемлемый учебник (например, Антисери и Реале «Западная философия от истоков до наших дней» или «История философии» под ред. Н. Мотрошиловой) и, естественно, в зависимости от изучаемого мыслителя – его тексты (от Диалогов Платона до наших современников) и изучаем.

Однако здесь есть сложный момент, так как, начав читать философские тексты с первых мыслителей, вы уже должны быть как бы погружены в определенное понимание – как «изучать», улавливать и следовать за мыслью, например, Аристотеля, Фомы Аквинского или Гегеля, то есть уже иметь хоть какие-то «зацепки» – уже со-переживать при рефлексировании, изучая всех этих мыслителей. Иными словами, нужно хотя бы минимально «настроить» инструмент, чтобы начать играть.

Выражаясь «поэтическим» языком Мераба Мамардашвили («Как я понимаю философию»), вы должны при такой настройке «зажечься», тогда вы сможете изучать бесконечные корпусы философских систем отдельных мыслителей и «гореть» мыслью вместе с ними. В этом смысле, можете как раз и начать изучение философии с указанного труда Мамардашвили, чтобы понять, как можно «зажечься» философией.

Более академическую предварительную «настройку» вам могут дать труды мыслителей, которые попытались без пересказывания всей истории философии очертить предмет философии в своих, специально посвященных этому, отдельных трудах. Таких работ много.

Попробуйте начать, например, с двух текстов – «Что такое философия» Ортега-и-Гассета и «Что такое философия» Делеза и Гваттари. Тексты не самые сложные, но и не простые. Но, так как вы хотите заняться именно философией, то они и смогут погрузить вас в определенный «дискурс», а также широкими мазками показать и что для этих авторов вообще есть философия, а также, что она до сих пор для каждого (даже на примере указанных философов – Мамардашвили, Ортега-и-Гассет, Делез, Гваттари) разная и это «нормально».

Прочитать ещё 6 ответов

Какие книги по философии вы бы посоветовали начинающему?

Мы – соседи с землёй.  ·  ya.ru

Здравствуйте!

Соглашусь с предыдущим комментатором: начинать все же стоит с Бертрана Рассела, так как в его книгах содержится необходимая база для последующего изучения философии.

В качестве иных вариантов могу предложить:

  • 1) Пол Клейнман “Философия. Краткий курс”. В этой книге собраны основные течения и школы философии. Кроме того, содержится большое количество интересных фактов и наблюдений мыслителей.
  • 2) Губин “Философия”. Здесь изложены основные понятия, используемые в философии, направления современной философии и достижения в познании общества. Огромным плюсом является то, что весь материал объяснен “на пальцах”.
  • 3) Зотов, Миронов, Разин “Философия”. Этот учебник познакомит вас с историей философской мысли, а также основными проблемами в развитии науки в современности.

Всего вам доброго!

Прочитать ещё 2 ответа

Хочу изучить философию с момента её зарождения. Какие книги посоветуете?

Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…

Я против самостоятельного изучения философии. Это можно допустить только в исключительных случаях, когда склонность очевидна и непреодолима, а возможности заниматься с преподавателями нет. Во-первых, вы ничего не поймёте. Во-вторых, вам будет казаться, будто вы что-то поняли, а это не так. В-третьих, занятия философией требуют предельно устойчивой психики, а она есть не у всех. Можно просто сойти с ума, подобные случаи я лично наблюдал. Будьте осторожны и лучше обращайтесь к профессионалам.

Прочитать ещё 1 ответ

Философия – это наука или словоблудие?

Здравствуйте.

Философия – это и не наука, и не словоблудие. Это рациональная форма мировоззрения. Если празднослов считает себя философом, он может себя и ученым считать. Настоящий философ или решает имеющиеся вопросы о проблемах жизни, или хотя бы умеет их грамотно поставить. А показная научность не дает пользы. Можно сказать, философия есть метанаука или пронаука. Благодаря философии наука стала организованной теорией, подтверждаемой экспериментами. До философии, вместо науки, были лишь частные знания по разным вопросам.

Философию можно сравнить с рассудительностью и благоразумием. Без этого трудно быть ученым, да и в жизни благоразумие необходимо. И те хорошие принципы, которым следует человек, если он это делает осознанно, и составляют его личную философию, которая помогает ему по жизни.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Алексей Киренко

Мастер

(1244)

9 лет назад

Да? ! Я только теперь задумался, что в философии развивается логика. Хотя, если посудить логически, Философия ведь не даёт практических ответов, она, как наука, порождает всё новые вопросы. Может в этом её смысл?

Олег

Искусственный Интеллект

(278262)

9 лет назад

если ты философски логически правильно оцениваешь внешие условия. . свои способности. . то ты не сделаешь ошибок. . и достигнешь успеха.
Каждые выдающиеся бизнесмены прежде всего хорошие философы. .
или рассуждая логически. . ты будешь уже чувствовать нелогичные высказывания. . и тебя будет невозможно обмануть.. .
кто обманывает. . он говорит красиво. . заманивает. . но не логично. .
потому что его алчность. . игнорирует логику. . обманывая он попросту завышает преукрашивает. .
а это не логично. . и с помощью философии это легко понять. . как дважды два четыре. .
Также я понимаю философия должна быть связана с любовью и милосердием к ближнему. . т. е. философия должна приносить пользу многим людям. . в этом её коренное преимущество перед другими науками.

yurmas

Оракул

(60211)

9 лет назад

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД

Всё выглядит так, будто наука постоянно продвигается вперёд, а философия неизменно проигрывает. Но это только потому, что философия берёт на себя трудную и опасную задачу – заниматься недоступными для научных методов проблемами, как-то: добро и зло, красота и уродство, порядок и свобода, жизнь и смерть; но как только познаваемая область выдаёт знания, достаточные для точного формулирования, её называют наукой. Любая наука начинается как философия и заканчивается как искусство; она возникает как гипотеза и приходит к достижениям. Философия есть гипотетическая интерпретация неизвестного или неточно известного; она – авангард, осаждающий истину. Наука – это покорённая территория, а у неё в тылу находятся те безопасные области, в которых знания и искусство строят наш несовершенный и чудесный мир. Кажется, будто философия застыла в недоумении; но это оттого только, что она отставляет плоды побед своим дочерям-наукам, а сама переходит, в божественном неудовлетворении, к неопределённому и неисследованному.

Должны ли философы становиться технарями? Наука – это аналитическое описание, философия – синтетическая интерпретация. Наука желает приводить целое к частям, организмы к органам, туманное – к известному. Она не интересуется ценностью или идеальным состоянием вещей, как и их полным и окончательным смыслом; ей достаточно показать их насущную реальность и действие, она ограничивает свой взгляд единственно природой и процессом вещей, как они есть. Учёный беспристрастен, как Природа в стихотворении Тургенева: он равно интересуется и блошиной лапкой, и творческими муками гения. Но философу недостаточно простого описания факта; он хочет определить его отношение к опыту в целом, и посредством этого установить его значение и ценность; он сочетает вещи в синтезе интерпретации; он стремится вновь собрать – и лучше, чем прежде – эту огромную вселенную-часы, которую дотошный учёный аналитически разобрал. Наука говорит нам, как исцелять и как убивать; она сокращает смертность в розницу, а затем убивает нас оптом на войне; но только мудрость – желание, скоординированное в свете всего опыта – может сказать нам, когда исцелять и когда убивать. Наблюдать процессы и наращивать средства – это наука; обсуждать и координировать цели – это философия; и поскольку в наше время средства и инструменты намного превосходят интерпретацию и синтез идеалов и целей, наша жизнь полна шума и суеты, не означающих ничего. Ибо факт безотносительно желания есть ничто; он неполон, если не соотнесён с целью и с целым. Наука без философии, факты без перспектив и оценок не спасут нас от хаоса и отчаяния. Наука даёт нам знания, но мудрость способна принести только философия.

Уилл Дюрант

Источник

Просмотры:
1 545

Олег Варухин

Когда человек занимается философией, знакомые попроще обычно интересуются, какая практическая польза от философии. От одного профессионального философа я услышал такой ответ: никакой, но если это не будет делаться, что-то важное не произойдёт. То есть человек, разбирающийся в философии, находит в ней что-то нужное, лежащее за пределами практической пользы. Можно было бы считать, что философские вопросы просто интересны, и ей занимаются чисто для удовольствия. Но при этом зачем-то государство финансирует эту работу. Причём в развитых странах неплохо так финансирует. Зачем?

Следует обратить внимание на то, что не только философия, но и вообще фундаментальные науки не приносят практической пользы. Зарплата философов явно меньше денег, потраченных на строительство Большого Адронного Коллайдера, в то время как никакой практической пользы от знания того, существует ли Бозон Хиггса, человечество не имеет. Это знание имеет ценность само по себе, вне зависимости от того, принесёт ли оно какую-нибудь пользу.

Ценность философии в том, что она позволяет понять, что практическая польза не является универсальным мерилом какой бы то ни было деятельности. О чём говорит стереотипный образ философа? Невозмутимый мудрец, который все неприятности переносит рассудительно и спокойно. По-философски.

Идея ценности практической пользы, по сути, вообще является порождением стяжательства. Античные философы идеалом считали досуг, позволяющий заняться прекрасным. Практическая польза является инструментом достижения досуга, но не ценностью сама по себе. А вот прекрасное — это выход на нечеловекоразмерный абсолют. Цель чего бы то ни было лежит вне этого. Цель человека — вне его. Но практическая польза как ценность помещает цель внутрь человеческого бытия и загоняет человечество в ловушку. То, что для решения многих глобальных проблем человечества требуется нравственное перерождение человека, давно уже стало общим местом. Но в реальности ничего не меняется. Производители стремятся произвести и сбыть как можно больше, придумывается идеология морального старения, чтобы работоспособные изделия теряли свою актуальность до момента физического износа, в океане плавают огромные острова мусора, оставшегося от перепроизводства продукции, природные ресурсы истощаются, экология ухудшается, международные отношения — сплошная грызня и лицемерие.

Главная проблема в том, что дискурс, приводящий ко всем этим проблемам, тактически является более выигрышным. У сторонника прекрасного мало шансов в борьбе со сторонниками практически полезного. Но при этом, как говорил Владимир Красно Солнышко, именно красота спасёт мир.

Попытка извлечь практическую пользу из прекрасного приводит к тому, что люди подменяют прекрасное полезным. Они занимаются тем, что формально является прекрасным, но они уже включены в бесконечный конгломерат желающих машин. Точно так же и Христос обращал внимание на то, что люди, внешне соблюдая заповеди, остаются порочными в душе, и говорил о том, что спасутся только подлинно праведные. Он со своими учениками сам нарушал многие еврейские ритуальные запреты, чтобы показать, что не в запретах дело, а в человеческом сердце.

Но и христианская церковь на практике пошла путём фарисеев, с которыми боролся Христос. Вырождение функции церкви как носителя прекрасного в человеке наглядно обобщено в фильме «Левиафан». Церковные иерархи призывают чиновника, который по уши в крови, отжать для строительства храма землю у слабого человека. И ведь они же прагматики, они не гнушаются вести дела с чиновником-убийцей, главное, что от этого союза церковь получит практическую пользу. Пришедший после Христа Магомет уже учёл опыт того, что христианское учение о внутренней чистоте, которая важнее, чем соблюдение ритуалов, на практике не даёт заявленных результатов, и вернулся к более архаической схеме регламентирования жизни жёсткими правилами поведения.

Между прочим, уже в Новом Завете апостол Павел много писал про искривлённость человеческой природы, из-за которой человек не может не грешить. Ценностность практической пользы — один из модусов этого искривления.

Другой крупной попыткой приучить людей к прекрасному были оперы Вагнера. Композитор был достаточно непрактичным человеком и бо́льшую часть жизни провёл в огромных долгах. Но он очень серьёзно относился к своему искусству. Он посвящал его просвещённым монархам, каковым был его главный благодетель король Людвиг Баварский. И даже Отто фон Бисмарк, будучи непримиримым идейным противником этого политика, признавал, что со временем человечество поймёт, что его правление, направленное на создание прекрасного, не было глупостью. В конечном итоге и байройтский театр, построенный специально для исполнения вагнеровских опер, и роскошный замок Нойшванштайн принесли Баварии большие доходы. То есть практическую пользу. Но важно, что ни Вагнер, ни Людвиг Баварский не ставили этот вопрос во главу угла. Они создавали прекрасное, тратя на это все доступные ресурсы. Не для того, чтобы оно потом стало полезным, а просто для того, чтобы это было.

Но в наше время байройтский театр стал экспериментальной площадкой для самовыражения режиссёров, которые ставят оперы Вагнера не так, как он предписывал, а осовремененно. При жизни сам Вагнер крайне негативно относился к вольностям в интерпретации его сюжетов, да и сами осовремененные постановки редко бывают талантливыми, недаром есть даже словечко «режопера» для обозначения бездарного самовыражения эпатажных режиссёров, дорвавшихся до оперной сцены.

Ну а Гитлер, вдохновлённый Вагнером на развязывание кровавой бойни, — очередное общее место. Вагнер, который своим искусством хотел сделать мир лучше, точно так же попал в мельничные жернова стяжательства, и его произведения стали служить практической пользе для импресарио-скандалистов или амбициозного фюрера.

Окончание войны, которую развязали вдохновлённые Вагнером нацисты, сопровождалось появлением нового учения, призванного, по задумке автора, спасти мир — айкидо. Парадоксальное боевое искусство, отрицающее агрессию. Важна не его прикладная эффективность, а то, что по словам основателя, это — лекарство для больного мира. То есть вид деятельности, занимаясь которым, можно сделать себя лучше, избавиться от, выражаясь языком апостола Павла, искривления человеческой природы.

И что мы видим в результате? Кто-то критикует айкидо за низкую прикладную эффективность, видя практическую пользу боевого искусства в применении его на улице или в соревновательных боях. Не найдя в айкидо этого воплощения практической пользы, искривлённая человеческая природа стала искать её в так называемом бакланстве. Недобросовестные мастера стали позиционировать айкидо как самое смертельное искусство, избегая проверки реальностью, чтобы привлечь людей в свою организацию, чтобы получать деньги за тренировки и экзамены на степени, теша свою алчность и тщеславие. По задумке основателя, запрет на соревнования по айкидо должен был избавить его от тщеславия, но на практике получилось наоборот. Айкидоки меряются поясами, крутостью своих сэнсеев. В российской айки-среде притчей во языцех стало поведение камчатских мастеров Ёсинкан айкидо. При очевидно неплохом техническом уровне в айкидо, эти люди не способны за поясами увидеть личность.

Свинья (в данном случае — грех человеческий) везде грязь найдёт. Не случайно одно из моих любимых мест в Библии — это слова апостола Павла «но грех, взяв повод от заповеди, произвёл во мне всякое пожелание». Даже такая вещь, как заповедь, направленная на увеличение нравственности, становится источником идей, как можно нагрешить. После этого гонка за практической пользой как модус искривления уничтожила христианство, гуманистический проект Вагнера и айкидо. Форма есть, но вместо любви к ближнему христиане ходят в церковь совершать ритуал, вместо свободного творчества человека, которого технологии избавили от рутины, вагнерианцы принесли Холокост и режоперу, вместо духа единения и сотрудничества айкидо стало плацдармом тщеславия и алчности. А всё потому, что эти течения были вписаны в дискурс практической пользы, хотя изначально ему противостояли.

Если мне задают вопрос «какая практическая польза от…» — говорить с таким человеком не о чем. Вот вопрос «есть ли практическая польза от…» — вполне правомерный. Он допускает, что есть вещи, от которых нет практической пользы и не должно быть. Конечно, для прекрасного нужен хозяйственный базис, и в рамках него необходим прагматизм. Но жизнь без прекрасного пуста и ничтожна, и к нему нельзя подходить с хозяйственными критериями. Искать практическую пользу в христианстве — значит вымаливать у Бога в православном храме дешёвый кафель. Искать практическую пользу в занятиях оперным искусством — значит скатиться в формат модного мюзикла, который легче продать. Искать практическую пользу в айкидо — значит пополнять ряды фуфлоданов, умеющих только стричь бабло с учеников, которые повелись на разговоры о смертельности айкидо.

Если вы ходите в церковь — делайте это с любовью к Богу и к ближнему, а не формально. Если вы любите музыку Вагнера — постарайтесь учиться у героев его опер светлому и доброму, а не тому, чему научился Гитлер. Если вы занимаетесь айкидо — относитесь к нему максимально серьёзно, ваши техники должны безупречно работать, даже если они слишком сложны для применения на улице или соревнованиях.

Для счастья достаточно Библии, коллекции дисков Вагнера и додзё айкидо в пределах доступности, вовсе не обязательно ездить на Порше, одеваться по последней моде и засорять окружающую среду продуктами своего неумеренного потребления.

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Источник