В чем польза таблиц шульте

В чем польза таблиц шульте thumbnail

Для успешного обучения в начальной школе дети должны уметь концентрировать свое внимание и анализировать полученную от педагога информацию. Эти способности следует постоянно тренировать и совершенствовать. А для того, чтобы педагог мог понять, нужна ли ученику коррекция этих аспектов, он может провести простой тест, именуемый «Таблица Шульте». Упражнения для детей из этой методики несложные, но очень эффективные.

таблица Шульте

В чем суть таблиц Шульте?

Таблица Шульте, а точнее, их комплекс, – это психодиагностика, с помощью которой психолог, педагог или родитель может исследовать устойчивость внимания ребенка, его объема и умения распределять это внимание между объектами. Методика также позволяет понять, насколько эффективна самостоятельная работа школьника. Более того, упражнение способствует развитию периферического (другими словами, бокового) зрения, что крайне важно для овладения скорочтением.

Каждая таблица этой методики – разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Миру эта система известна со второй половины ХХ века. Таблица представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором вразброс написаны цифры. Стандартная картинка – плотный лист размером 60х60 см, разделенный на 25 квадратиков, в каждом из которых вписана цифра от 1 до 25. Исходя из задачи теста, младший школьник должен назвать и показать (если удобно – зачеркнуть карандашом) все цифры в правильном порядке. Выполнять упражнение можно в онлайн-режиме, а можно скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для регулярных занятий дома.

Методика помогает:

  • понять, насколько устойчиво внимание ребенка;
  • удостовериться в эффективности самостоятельной роботы;
  • исследовать психическую устойчивость школьника;
  • увеличить объем внимания;
  • улучшить скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • адекватно оценивать полученные знания;
  • быстро, прочно, а главное продуктивно освоить учебный материал.

Таблица Шульте помогает в тренировке, расширении и развитии периферического зрения. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить необходимые информационные части текста, следовательно, читать он будет быстрее.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте?

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник или младший школьник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект. Дальнейшая диагностика проводится так:

  1. Ребенок держит таблицу, смотрит на нее в течение 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.
  2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.
  3. Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 25 по порядку, не раздумывая долго над своими действиями.
  4. Каждую цифру нужно назвать вслух.
  5. Тест можно повторить несколько раз, используя новые карточки.

Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.

Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. Для младших школьников идеальным вариантом считаются таблицы размером 5х5. Как только  будут заметны первые успехи в улучшении ориентации в изображенных элементах, размер таблиц можно увеличить до 6х6, 7х7 и 8х8.

Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности

Для детей 1-4 классов использовать таблицы, в которых более 25 ячеек, нерационально. Следует начать с малого: квадрат 3х3 или прямоугольник 3х5 вполне подойдут. При этом задачу можно усложнить: попросить назвать цифры не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.  

Для усиления эффективности таблиц их можно немного видоизменить. Так, допускается окрашивание части цифр в красный цвет, а другой части – в черный. Тогда задача школьнику будет меняться:

  1. Следует показать все красные цифры.
  2. Показать все черные цифры.
  3. Назвать красные цифры, используя прямой счет.
  4. Назвать черные цифры, используя обратный счет.

Таким образом, школьник будет играть, а не заниматься скучным делом. Можно использовать другие вариации таблиц, тогда ребенку будет легче приобщиться к регулярным занятиям на тренажерах.

Интерпретация результатов тестов с таблицами Шульте и их обработка

Чтобы вычислить эффективность работы с таблицами Шульте, используют следующую формулу:

ЭР = (т1+…т5)/5.

Т1, т2, т3, т4, т5 – время обработки таблиц №1, №2, №3, №4 и №5 соответственно. Цифра 5 – количество обработанных таблиц. ЭР вычисляется с учетом возраста младшего школьника. Результат зависит от балла: чем он выше, тем результат лучше).

Возраст (года)5 баллов4 балла3 балла2 балла1 балл
660-5661-7071-8081-90От 91
755-5156-6566-7576-85От 86
850-4651-6061-7071-80От 81
946-4146-5556-6566-75От 76
1040-3641-5051-6061-70От 71
1135-3136-4546-5556-65От 66
От 1230-131-3536-4546-55От 56

Степень врабатываемости в процесс (то, насколько быстро ребенок включается в работу) вычисляют так:

Вр = т1/ЭР.

Важно: для этого вычисления берется время, потраченное на вычисление именно первой таблицы. Результат определения Вр может быть выше единицы (младший школьник очень трудно вникает в процесс и долго в него включается) и меньше единицы (что говорит о высоком уровне Вр).

Не лишним будет определить показатель психической устойчивости, то есть способность школьника концентрироваться на конкретной задаче – ПУ:

ПУ = т4/ЭР.

Для расчётов берется время, потраченное именно на занятие с четвертой таблицей. Если показатель в результате меньше единицы, значит, школьник характеризуется сильной устойчивостью психики. Если он выше единицы, значит, ребенок плохо концентрируется на поставленных задачах.

В чем польза таблиц шульте

Вам могут быть интересны темы:

Достоинством методики Шульте является простота теста и легкость обработки данных. Тем не менее, с помощью этого тренажера можно научить ребенка быстро читать и хорошо ориентироваться в информационном поле. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение. Главное для взрослых – четко следовать методике проведения теста и правильно интерпретировать результаты. И помнить, что положение цифр на карточке нужно постоянно менять, ведь дети очень быстро запоминают их местоположение в таблице.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

Наверняка на нашем сайте вы видели, что в основе тренажеров Викиум лежат научные разработки известных ученых. Одна из них — Таблицы Шульте. Что это такое? Почему они так важны для развития мозга? Мы расскажем!

Начнем, пожалуй, с определения. В таблице Шульте случайным образом располагаются буквы или цифры. Задача: как можно скорее отыскать эти значения в определенном порядке. Разумеется, на результаты влияет и скорость поиска, и количество правильных ответов. Наиболее часто встречаются таблицы квадратного вида, с пятью строками и столбцами. В числовом варианте размещается 25 цифр в случайном порядке. Задача человека, который работает с ней: за короткое время найти все числа от 1 до 25.

Немного истории

Как вообще появилась методика? Своим происхождением эта техника обязана немецкому психотерапевту Вальтеру Шульте. С 1962 по 1972 годы он практиковал как профессор в области психиатрии в Тюбингене. Изначально методика применялась в качестве психодиагностической пробы во время экспериментов по исследованию свойств человеческого внимания.

Эффективно ли решение Таблиц Шульте?

Через методику специалисты отслеживали работоспособность и скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда. Однако, после публикации данного метода, он приобрел популярность в более широких кругах психиатров и психотерапевтов. В ходе исследований была доказана высокая эффективность занятий для развития памяти, внимания, и интеллекта, в целом. При регулярном решении подобных задач, вне зависимости от возраста (заниматься может как школьник, так и взрослый), улучшается объемное внимание. Все дело в самой методике: когда символы воспринимаются сразу все вместе, а отыскиваются последовательно. Впоследствии их стали активно использовать во всевозможных курсах по развитию скорочтения и для расширения поля зрения, в целом.

В работах некоторых специалистов в области психиатрии и психологии внимание уделено и им.  Состояние человека, который занимается поиском символов схоже с состоянием, которое достигается во время сеанса медитации. А подобные состояния позволяют не только “перезагрузить голову”. Они положительно сказываются на всех областях нашего мозга.

Часто можно встретить случаи, когда таблицы Шульте являлись частью курсов по НЛП. Но как связаны Нейролингвистическое Программирование и эти задачи? Сознание перестраивается. Оно переключается от критического и избирательного восприятия к некоему апатичному состоянию, тем самым повышая способность мозга решать последовательные логические задачи.

Как эффективно работать с таблицами Шульте?

Чтобы рассказать о том, как быстрее решать задачи, составленные по этой методике, мы подберем максимально часто встречающуюся таблицу с числами от 1 до 25. Итак, найдите такое изображение и распечатайте его. Что делать дальше? Прочитайте все числа от 1 до 25 беззвучно, про себя. Найдите центральную точку изображения, чтобы вам было видно каждое из чисел. Таким способом будет достигаться максимальная тренировка периферического зрения. Если это необходимо, отодвиньте от себя таблицу на такое расстояние, чтобы видеть все ее ячейки вам было максимально комфортно. Как правило, достаточно оказывается расстояния от 40 до 50 сантиметров.

Занимаясь по методике, в первую очередь, вы тренируете и развиваете свои зрительные навыки. Какие выводы из этого нужно сделать? Все просто. Не ориентируйтесь на показатели скорости. Уделите внимание тому, насколько качественно вы выполняете упражнение. А качественным выполнение можно назвать только в том случае, если движение ваших зрачков от угла до угла — минимально.

Да, в первые разы выполнять упражнение, постоянно контролируя движение своих глаз, и перенося фокус: сложно. Однако с каждым новым практическим занятием вам будет становиться проще.

Как часто нужно заниматься таблицами Шульте, чтобы развивать навыки?

В развитии навыков внимания, памяти, мышления, одним из главных составляющих является не только усердие, но и периодичность. Посвящать время выполнению упражнения необходимо регулярно. Оптимальной считается периодичность 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. В таком режиме необходимо заниматься хотя бы 2-3 недели, пока навыки активно развиваются и закрепляются. Впоследствии количество упражнений можно сократить.  Поддерживать полученные навыки и развивать их далее, тоже очень важно.

Еще один важный момент, который касается занятий: если вы почувствовали, что ваши глаза начинают очень сильно уставать, то обязательно сделайте перерыв в 20-30 минут. Такой эффект может наблюдаться у людей, чье периферическое зрение недостаточно развито. Однако, благодаря регулярным тренировкам, развить его оказывается достаточно просто.

Какие существуют таблицы Шульте?

Со временем, помимо каноничной версии, психологи создали еще массу вариантов. Например, ячейки раскрашивают в красно-черной гамме. В некоторых задачах содержится не только числовая информация, а комбинации чисел и букв. Современные таблицы Шульте нередко вообще оказываются без чисел и без букв, и вместо них пользователю предстоит искать предметы в определенном порядке.

Часть тренажеров на Викиум также была разработана, опираясь на эту методику.

Какие тренажеры на Викиум основаны на таблицах Шульте?

Эта методика положена в основу следующих тренажеров: Клик-Клик, Найди число, Близнецы, Матрицы памяти, Запомни порядок, Мозаика, Поле зрения, Скорость чтения.

Источник

Таблицы Шу́льте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.

Разработаны первоначально как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте.

Пример[править | править код]

201316917
7101484
152411623
22251821
12213195

Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25. (При воспроизведении таблиц Шульте на компьютерных мониторах необходимо их масштабирование в соответствии с размером экрана.)

4188XI2512XIX
IV23I15IX3XIV
XX13XXIIVIXVII175
XXXIV9XXIII1II21
14XIIIIII19XXIV11
XVI202XVXVIII16XII
246VII10VIII722

Вариант таблицы Шульте-Платонова. В зависимости от методики и выявляемых отклонений подсчёт производится отдельно арабских и римских цифр в прямом или обратном порядке, либо их сочетание (1, XXIV, 2, XXIII, … 24, I, 25).

4188325126
123191514318
81351716175
231291012221
1442119202411
132027151611
2469102722
6-г7-с4-р4-а25-м11-и7-к
18-ц9-ж2-п24-а10-н18-м9-т
23-ч14-л6-и22-г15-б22-х8-б
20-я13-у2-д12-л16-т24-д23-з
10-я17-з16-ш5-п19-х1-о20-н
8-в19-ц17-к21-ф5-р15-ф14-ж
3-ч12-ю3-с21-в11-е13-о1-у
106202231413
45172523911
15822228123
191074191816
121113218211
2493520217
614161171524

Варианты таблиц Шульте-Горбова.

Обследование внимания[править | править код]

В психологии таблицы Шульте и их модификации (с арабо-римскими цифрами Шульте-Платонова, двухцветная Шульте-Горбова (цифры, фон клеток и их сочетание)[1][2][3]) используются для обследования отвлечения, переключения, распределения, сосредоточения внимания обследуемого[4][5][6][7]. Позволяет выявить работоспособность (врабатываемость, истощаемость), наличие или отсутствие расстройств внимания[8][9][10][11]. Также позволяет развивать внимание и волю[12][13].

Как пример, при обследовании работоспособности (эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость) по методике Козыревой А. Ю., тест проводится на 5 таблицах Шульте 5×5 с разным расположением цифр на каждой, в результатах оценивается количество допущенных ошибок (пропущенных цифр), время потраченное на нахождение каждой последующей цифры в таблице, время потраченное на прохождение каждой таблицы, динамику допускаемых ошибок и времени потраченного обследуемым в ходе обследования[2].

Тренировка скорочтения[править | править код]

  • Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается.
  • Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без про́пусков, с максимальной быстротой, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.
  • Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день.
  • По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6×6, 7×7, 8×8, соответственно увеличивая и размер квадрата.

Тони Бьюзен отмечал, что в компьютерных программах, когда на цифру указываешь курсором, глаза непроизвольно следуют за ним. Это не способствует расширению поля восприятия. Поэтому к компьютерным вариантам таблиц надо относиться с осторожностью. [источник не указан 598 дней]

Примечания[править | править код]

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология / Учебник для вузов, 2-е изд., испр. // М.: Академия. — 2007. — 320 с. ISBN 978-5-7695-3668-7 (Стр. 123—134).
  2. 1 2 Чернобай А. Д., Федотова Ю. Ю. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / Практические указания к курсу «Психология и педагогика» для студентов морских и психологических специальностей // Владивосток: Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского. — 2005. — 53 с. (Стр. 23-29)
  3. Римский С. А., Римская Р. Р. Альманах психологических тестов / 3-е изд. // М.: КСП. — 1996. — 398 с. ISBN 5-88694-019-7 (Стр. 117—118).
  4. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / Обработка управления вниманием. Состояние успешной работы // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. — 2002. — 176 с. ISBN 5-305-00045-9.
  5. ↑ Гигиена труда и профессиональные заболевания / Выпуски 1-12 // М.: Медгиз. — 1980. (С. 30-31).
  6. ↑ Вопросы психологии / Выпуски 5-6 // М.: Школа-Пресс. — 2007. (Стр. 89-90).
  7. Дрягалова Е. А., Касатова Е. Н. Диагностический комплекс оценки психофизиологического статуса обучающихся в процессе профессионального самоопределения / УДК 159.9.072.5 // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-3. ISSN 2070-7428.
  8. Ведехина С. А. Клиническая психология / Глава 23. Методики применяемые для исследования внимания // М.: Эксмо. — 2008. — 32 с. ISBN 978-5-699-26985-3.
  9. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем: в культуре, образовании, науке, в норме и патологии // Томск: ТГУ. — 2004. — 460 с. (С. 36-42).
  10. ↑ Вестник Московского университета: Серия 14 — Психология / № 1 // М.: МГУ. — 1986. (Стр. 46-47).
  11. Сердюк А. М., Полька Н. С., Сергета И. В. Психогигиена детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями // Винница: Нова Книга. — 2012. — 336 с. ISBN 978-966-382-425-3 (Стр. 57-58, 120).
  12. Мельников И. В. Методы спецслужб / Таблица Шульте // М.: «Илья Мельников». — 2000. — 513 с. ISBN 9785457421325.
  13. Мазуркевич В. С. Психология водительского мастерства // Минск: Колорград. — 2018. — 140 с. ISBN 978-985-596-018-9.

Литература[править | править код]

  • Зиганов М. А. Скорочтение. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с.
  • Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать»

Ссылки[править | править код]

  • Интерактивные таблицы Шульте онлайн-тренажер
  • Динамически генерируемые таблицы Шульте онлайн
  • Веб-демонстрация

Источник

Эффект от работы с таблицами

Эффект от работы с таблицами Шульте

Переоценить ценность эффекта таблиц Шульте достаточно сложно. На первый взгляд может показаться, что в этих упражнениях нет ничего особенного. Не надо ничего запоминать, не надо ничего считать, думать и так далее. Сиди себе, да находи цифирки.

Да, вроде не сложно, но те из вас, кто уже попробовал поработать с таблицами, столкнулись с самым первым «неудобством». Достаточно непросто удержать взгляд на центральном квадрате. Глаза сами собой двигаются в разных направлениях, чтобы разыскать нужное число.

Вот это и есть основная сложность, и основная ценность данного упражнения.

Не глаза должны руководить нашим сознанием, а сознание должно уметь влиять на работу глаз.

Да, да, вот такая хитрость.

Если уж вы решили научиться управлять своей головой, то, «командный пункт» должен быть один – ваше сознание.

С непривычки, при первых шагах, глаза будут совершать кучу ненужных движений. Вы так привыкли. Нас никто не учил оптимизировать свой взгляд. В школах об этом не знают, учат только читать, а вот воспринимать информацию быстрее, этому внимание не уделяется.

То же самое и с запоминанием. Задавать домашнее задание, это дело привычное. Помните, надо выучить то-то и то-то. А вот как учить, как сделать затраченное время минимальным, как управлять процессом запоминания? Об этом говорить не принято. Зубри и всё.

Каждый из нас прекрасно помнит эти свои моменты из школьной и институтской жизни. Сколько времени было потрачено на зубрёжку. Да, удавалось выучить нужный текст, но, через некоторое время это всё забывалось значительно быстрее.

Вот такой «эффективный и продуктивный» процесс предлагают нам в школе. Но, не будем углубляться в обсуждение недостатков такого подхода. Наша задача, не ждать, пока внедрят новые способы освоения информации, наша задача поискать способы поддержания деятельности нашего сознания в хорошей, рабочей форме. А, при желании, и вывести его работу на другой, более эффективный уровень.

Итак, основная сложность – умение удержать взгляд на центральной клеточке. Привычка хаотично двигать глазами настолько прочно утвердилась в наших головах, что иногда начинает казаться, что какой-то цифры вообще нет. И, чтобы в этом убедиться, надо «обязательно» просмотреть все клеточки прямым взглядом.

Это, своего рода, хитрость, проверка на вшивость. Решается этот вопрос довольно быстро – клеточек 25 и цифр 25, так что всё на месте, не сомневайтесь.

И ещё один момент.

Когда вы учитесь смотреть на все клеточки сразу, происходит расфокусировка взгляда. Одно дело – смотреть на предмет, и четко видеть его часть, и совсем другое дело – смотреть, как бы сквозь предмет. Видеть и его, и всё что вокруг.

Те, кто водит автомобиль, прекрасно знают, что без этого умения передвигаться в современном городе довольно непросто. Надо одновременно видеть, что происходит впереди, знать, что происходит сзади, плюс к этому видеть, что творится справа и слева, а ещё, желательно, уметь предвидеть то, как будет развиваться ситуация дальше. Тут, без умения расфокусировать взгляд не обойтись. Представьте, какое количество информации приходится обрабатывать хорошему водителю на дороге.

Расфокусировка выводит восприятие информации на совсем другой уровень. Количество увеличивается в разы. При правильном подходе, можно научиться воспринимать целую страницу текста примерно за 2 – 3 секунды. Информация, как бы вливается в нашу голову.

Но это уже более высокое, но, совсем не недостижимое умение, было бы желание. Примерно за год, полтора тренировок можно приучить своё сознание к такому режиму. Но, повторяю, это для тех, кто решил работать над этим вопросом. Мы же, пока осваиваем обыкновенную гимнастику для ума.

Меняется качество восприятия, автоматически меняется и качество усвоения. Это взаимосвязанные процессы. А это прямая дорога к хорошей памяти, хорошему запоминанию.

Целый ряд ученых пытаются сформулировать то, что происходит в этот момент в головном мозге. То что изменения происходят, приборы фиксируют, а вот какие, тут точки зрения разные. Кто-то говорит, что активизируются лобные доли, улучшается кровообращение. Кто-то говорит, что активизируется цепочка между восприятием и запоминанием. Я не акцентирую на этом ни своё, ни ваше внимание, будет желание, найдёте самую разную информацию.

Важно, что это работает, и не несёт в себе побочные негативные эффекты, никаких ненужных последствий.

Таблицы Шульте, это лишь один из первых шагов в деле изменения своего мышления. Освоив это упражнение, можно, при желании, двигаться дальше. Есть и другие, не менее интересные и эффективные технологии.

Дальше можно прочитать о том, как надо работать с таблицами Шульте.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Подписка на обновления сайта Учимся жить правильно

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ:

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями в соцсетях:

Похожие статьи

zheleznii-venik-3
nastojashii-myzhchina-1
zdorovii-rebenok-1
planka-1
beriozka-1
arkani-taro

Прежде чем высказать своё мнение, подумайте, будет ли ваше действие полезно другим.

comments powered by

Источник