В чем польза речевых игр

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Значение речевых игр в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с недостатками в речевом развитии могут возникать и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

Особенно необходимо развивать речь детей в игре и формировать речевое общение в группах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Речевые игры – это разновидность игр с правилами. Речевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие речевой игры: задача → игровая задача → игровые действия → правила игры → результат. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Через речевую игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть пассивность и безынициативность. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. Так же в процессе игры появляется удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и навыков и их развитие. Кроме того, игра позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.

 Педагог является и участником, и руководителем игры. Он обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давление, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Наблюдая за действиями речевой игры, при необходимости оказываю индивидуальную помощь тем детям, которые испытывают затруднения в ходе игры, напоминая о правилах игры. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей.

Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих,  они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, Словестные игры помогают детям расширять знания о различных предметах и явлениях.

При планировании словесных игр необходимо учитывать, что в младшей и средней группах игры должны быть направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Игры, в которые вы можете поиграть с детьми:

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Один – много».  Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».

«Назови ласково». Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Лови и бросай, и цвета называй». Цель: согласование существительных и прилагательных. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Примеры: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.

Игры на формирования звуковой культуры речи

 «Стучалочка, звуки я сказать хочу и по мячику стучу». 
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА ЭЭЭЭ О ОО ООО У УУ УУУ.

«Интонационное выделение слова». Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке. Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой . Например: са-са – идет ЛИСА.

Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений.

«Отгадай-ка». Цель: Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».

«Магазин». Цель: Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.) «Радио». Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

Читайте также:  Польза рыбы для человека и природы

«Что это за птица (зверь)?» Цель: Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам». «Да-нет».Цель: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» – «Нет». «На стене?» – «Нет. «На полке?» – «Да». «Он стеклянный?» – «Да». «Это ваза?». – «Да». Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

«Похож – не похож». Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».

«Кто больше заметит небылиц?». Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного.

Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить.

К.И. Чуковский «Путаница».

«Придумай небылицу». Цель: Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать. Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» – «Стол» «Каменный» – «Дом».

«Кто больше?» Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Что кому нужно?» Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

«Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» – ответы детей.

«Вершки – корешки». Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). «Морковь» – (ответ «Корешки»). «Помидор» – «Вершки».

«Назови три предмета». Цель: Упражнять детей в классификации предметов. «Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)

«Охотник». Цель: Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.

«Звери, птицы, рыбы». Цель: Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Кто больше назовет предметов?» Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.) «Кто вырастил зерно?» (хлебороб). «Кто выпекает хлеб?» (пекарь).

Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

«Испорченный телефон». Цель: Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.

«Краски». Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет – уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.

«Где мы были, мы не скажем». Цель: Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).

«Наоборот». Цель: Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).

«Когда это бывает?». Цель: Уточнить и углубить знания о временах года. «Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры – предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта.

С уверенностью можно сказать, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие – врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря.

При словарной работе с детьми необходимо применять игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). С этой целью могут проводиться вечера-досуги «Отгадай загадку». Дети не только могут отгадывать новые загадки, но могут подготовить заранее вместе с родителями для таких вечеров свои загадки.

Со словесными играми родителей можно знакомить через информационные стенды, индивидуальные беседы, на собраниях, открытых показах. Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка; ведь дети,  как правило, невнимательны, часто отвлекаются. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективности речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.

Читайте также:  Вред и польза компьютера исследовательская работа

При использовании на занятиях речевых игр и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом является положительным результатом. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания,

Источник

Развивать речь ребёнка можно в увлекательной форме.

Фото: pixabay.com

Продолжаем собирать творческие игры, которые когда-то предложил детям всего мира итальянский писатель Джанни Родари. В прошлых статьях я вспоминала игры со сказками (ссылка в конце статьи), сегодня рассказ об играх со словами.

Речевые игры с детьми

Эти игры не требуют предварительной подготовки. Вы можете играть на прогулке с ребёнком, во время ожидания очереди к врачу, в поездке и так далее. Конечно, не забывайте, что игра – процесс обоюдный, поэтому вам, уважаемый родитель (мама, папа, бабушка, дедушка), тоже придётся играть. Постоять в стороне не получится!

Произвольная приставка

Словотворчество – отличный способ развития фантазии. Дети любят придумывать новые слова. Иногда мы над этим смеёмся (по-доброму, конечно), иногда сразу объясняем, что это неправильный вариант, так не говорят. А ведь можно превратить это в весёлую и полезную игру!

Как играть: добавляем к слову новую приставку или заменяем существующую приставку на другую. Замена может казаться абсурдной, глупой, невозможной, но в этом и заключается суть игры: не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Пусть ребёнок придумает небольшую историю, связанную с новым словом.

Как это выглядит: «Непушка» – пушка, которая не стреляет. Её специально создали жители двух соседних стран и поставили на границе, чтобы показать свои дружеские намерения.

«Тринокль» – особый бинокль, придуманный для инопланетян с тремя глазами.

«Микрожираф» – редкая порода животных, которые могут уместиться на ладошке. Животные домашние, живут в горшках с комнатными растениями.

«Антиутюг» – приспособление, которое мнёт вещи. Антиутюг по ночам используют коварные гномы, когда находят разбросанную по квартире одежду.

В чём польза игры: развивает речь, будит фантазию, стимулирует речевую свободу, учит думать.

Фото: pixabay.com

Бином фантазии

Как играть: берутся 2 слова (существительные), по смыслу никак не связанные друг с другом. Ребёнок должен «поиграть» со словами, составить несколько словосочетаний и придумать небольшую историю с одним из словосочетаний. Надо объяснить ребёнку, что удобно использовать предлоги (в, на, от, из, над, под и так далее). Конечно, можно использовать и беспредложные конструкции.

Как это выглядит: «бегемот», «мороженое». Возможные словосочетания: «бегемот из мороженого», «бегемот на мороженом», «бегемот с мороженым», «мороженое-бегемот», «мороженое на бегемоте» и так далее.

История («бегемот на мороженом»): однажды бегемот, который мечтал путешествовать, отправился в далёкое плаванье и заплыл в Северный Ледовитый океан. Бегемот очень устал и решил отдохнуть на льдине. И вдруг оказалось, что это не льдина, а брикет мороженого! Бегемот плыл на мороженом и питался им. Однако очень замёрз. Неизвестно, что бы с ним было дальше, если бы он не вернулся в любимую Африку.

В чём польза игры: развивает речь, воображение, помогает по-новому взглянуть на привычные слова.

Дорогие взрослые! Играйте с детьми в полезные игры. Это не только развивает и ваших детей, и вас, но и помогает наладить контакт. Пусть в вашей семье звучат не только вопросы «ты поел?» и «что тебе купить?».

Читайте статьи “Поиграем в сказку (№2): развивающие речевые игры, интересные детям и полезные родителям.

“Поиграем в сказку: творческие речевые игры с ребёнком (по Джанни Родари).

“5 игр в слова на прогулке с ребёнком”.

Источник

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые  ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба-Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд и т.д. особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы найдете их на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.

В чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Читайте также:  Труд это вред или польза и вред

Выступая в самых разных ролях, – бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы-Яги, – ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом -играть.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Ели в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике -грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке -низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми.

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, сто рублей!

Аты-баты, заходите,

Выпьем чаю

поскорей!

Дети маршируют.

Прикладываютправую руку к голове – «отдают честь».

Маршируют.

Указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар».

Маршируют.

Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».

Маршируют.

Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар».

Маршируют.

Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед – вопросительная интонация.

Маршируют.

Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».

Маршируют.

Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация.

Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».

Соединяют большой и указательный пальцы правой руки  – над «блюдцем» держат «чашечку». 

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи,

Ели булки,

Калачи.

Бабка Ёжка прилетела,

Все бараночки поела,

Нам остался лишь батон,

Кто не съел,

Тот вышел вон!

Слегка расставляют ноги и сгибают их в

коленях, опираются  руками в бедра –

«сидят на печке».

Выставляют правую руку в сторону –

«держат на ладони булку».

Выставляют левую руку в сторону –

«держат на ладони калач».

Расставляют слегка ноги, пружинят  –

«сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат

помело», левой кистью руки выполняют

круговые движения в воздухе – «ветерок от

полета».

Соединяют большие и указательные пальцы

рук в колечки – «бараночки», говорят с

обидой в голосе – «забрали наши

бараночки».

Вытягивают руки перед собой – «держат

длинный батон», говорят с сожалением в

голосе.

Кладут обе руки на живот.

Выставляют  в  сторону  левую  руку,

указательным пальцем указывают на

«выход». 

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу.

Каша пшенная с дымком,

Каша пшенная с дымком,

С хлебом,

С маслом,

С молоком.

Взяли мы большие ложки,

Съели все до самой крошки!

Вот какая каша

У бабушки Наташи

Соединяют ладони перед собой – делают

«тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.

Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок».

Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».

Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».

Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук ~ «кружка».

Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – «две ложки».

Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», понося «ложки» ко рту.

Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.

Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

Речевая игра «Барабек»

(из английского фольклора, пер. К. Чуковского)

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек

И корову,

И быка,

И кривого мясника,

И телегу,

И дугу,

И метлу,

И кочергу,

Скушал церковь,

Скушал дом,

Скушал кузню с кузнецом,

А потом и говорит:

  • У меня живот болит!!!

Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят,

переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.

Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст

с удивленной интонацией.

Приставляют указательные пальцы к голове – «рога»,

говорят низким голосом.

Убираю руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка

наклонив голову, – «упрямый бык».

Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник».

Слегка расставив  ноги,   опираются  о  колени руками,

локти в стороны — «сидят на телеге».

Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, – «дуга».

Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в

ней «метла».

Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают

резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть

сгибают – «кочерга в печи».

Стоят прямо, один кулак обнимает другой,  большие

пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это «свеча»,

голову наклоняют вниз, смотрят на «свечку», произнося

текст серьезно и негромко – «мы в церкви».

Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики

пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома».

Двумя  руками   берут   воображаемый  молот,   широко

замахнувшись говоря активно, энергично, в ритме

движений.

Разводят руки в стороны.

Берут  живот двумя  руками, сгибаются   и   говорят

тоненьким голосом, жалостливо.

Источник