В чем польза от центров школ

В чем польза от центров школ thumbnail

Смена политического строя принесла идеи для реформирования отечественного образования. В 1988 году молодой педагог Евгений Сковин. Предложил школу нового типа под названием «Объединение школьных модулей».

Этот проект был успешно опробован на экспериментальных площадках и утверждён на заседании диссертационного совета Российской Академии образования в 1995 году. Проект Сковина – это прототип современных образовательных центров, которые во многом отличаются от традиционных государственных.


Что такое образовательный центр?

Сковин Е.В. предполагал собрать в едином комплексе передовые методы преподавания, конечно, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные центры верны канонам автора и представляют собой единое образовательное учреждение, предлагающее реализацию:

  • Общеобразовательной дошкольной и школьной программ обучения
  • Дополнительной общеобразовательной программы
  • Программы профориентации учащихся
  • Внешкольной программы

Кроме этого:

  • Развитие творческого потенциала учеников
  • Морально-волевое тонизирование детей
  • Общую гуманизацию процесса образования

Иными словами, образовательный центр берёт на себя обязанности дошкольного учебного заведения и школы (от начальной до старшей) но с обязательным индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Обязательно соблюдается преемственность и непрерывность обучения (от 3 до 17 лет) с учётом актуальных явлений в обществе.

Что такое образовательный центр

Преимущества ОЦ в образовательном процессе

Сущность образовательных центров заключается в подготовке высокодуховного гражданина мира, который является носителем, а в последующем и хранителем культурного наследия, национальной идентичности. Такой гражданин гпонимает проблемы общества, уважает и признаёт закон. Дисциплина и самоконтроль проецируется на каждое действие, что непременно приводит к успеху.

Преимущества ОЦ в образовательном процессе

Не трудно заметить, что основные концепции образовательных центров не являются застывшими постулатами, утверждёнными единожды в каком-то законе. ОЦ постоянно развиваются и готовят человека к изменениям в обществе, побуждают к постоянному самообразованию, а также планомерно подводят к выбору профессиональной карьеры, в которой учащийся наверняка добьётся высоких результатов.

«Возможность» является прекрасной демонстрацией эволюции классической школы в передовой образовательный центр. Это частная школа для детей с непрерывным учебным процессом, берущим своё начало в дошкольном возрасте ученика. Основные принципы центра, отработанные годами, красноречивы и показательны:

  • Лидерство (не по пути принижения остальных, а по пути степенного роста над собой)
  • Поощрение лучших (да, талантливые и успешные ученики поощряются, но это мотивирует остальных на достижение персональных целей)
  • Обязательный синтез науки, искусства и спорта («в здоровом теле – здоровый дух»)
  • Расширение кругозора (огромный масштаб познавательной внешкольной деятельности)
  • Объединение опыта и открытость (под крышей образовательного центра собираются только лучшие педагоги, готовые к постоянному диалогу со своими подопечными)

Ученики образовательного центра

Трудно не согласиться с высказыванием – «будущее как возможность превращается в действительность лишь в той мере, в какой оно было подготовлено всей прошлой деятельностью». Общество требует перемен, и образовательные центры уже начали их воплощение. 

Источник

Школьные годы полезные

Школа! Как быстро пролетают школьные годы… Кто-то вспоминает о них с теплотой и ностальгией, кто-то наоборот, — пытается быстрей выкинуть из памяти время проведённое там. Но, как-бы мы к ней не относились, ясно одно: школа — это одна из важных ступеней во взрослую жизнь.

Порой мы даже не задумываемся, что приобрели в школе, а ведь это очень обширный багаж: в котором и знания, и дружба, и первая любовь, и первое предательство.

Чтобы школьные годы не прошли зря, а только с пользой для вас, нужно осознать всю важность своего пребывания там, нужно видеть её практическую пользу.

Развивай заинтересованность

В чём польза от учебы в школе? Она поможет приобрести мудрость, а с хорошим школьным образованием ты всегда как с надежными «друзьями».

Среди них:

Мыслительные способности. Школа поможет развить то, что называется «мудростью и разумом». Приобретая их, человек учится решать свои проблемы, а не надеяться, что его всегда будут выручать другие.

Социальные навыки. Общение с разными людьми в школе дает возможность усовершенствовать такие качества, как сострадание, взаимопонимание, а также терпимость, уважение к другим и умение сочувствовать. Ведь все это очень пригодится во взрослой жизни!

Практическая польза. Школа способна научить правильному отношению к труду, а это поможет тебе найти и не потерять работу. Чем больше расширяешь познания об окружающем мире, тем лучше понимаешь себя и принципы, по которым живешь. Имея твердые убеждения, ты сможешь отстаивать свои взгляды, проявляя уважение к другим.

Подведем итог. Поскольку без образования не обойтись, не стоит зацикливаться на том, как тебе не нравится школа. Вместо этого лучше развить к ней интерес, поразмышляв над вышеприведенными аргументами. Возможно, у тебя найдутся и другие аргументы.

Будь организованным. Немного усилий, потраченных на то, чтобы стать организованным, окупятся с лихвой: у тебя будет больше времени, меньше беспокойств и лучше успеваемость.

Представь, что ты заходишь в магазин за какой-то конкретной вещью, но все товары лежат вразброс, в полном беспорядке. Сколько времени потребуется, что-бы найти нужную тебе вещь? Не проще ли, если все разложено по полочкам и везде есть надписи, где какой товар? К учебе в школе можно применить тот же подход. Каким образом?

Составь план. Приучите себя составлять план для всех своих дел: домашних заданий, экзаменов и разных встреч. Это поможет вам видеть главное и все успевать.

Совет: Составь список дел в блокноте либо сделай заметку в телефоне или каком-то другом электронном устройстве.

Не откладывай на потом. Легко сказать: «Сделаю после». Лучше приступать к де­лам сразу — особенно к урокам.

Совет: Запланируй делать уроки как только приходишь домой, прежде чем включишь телевизор или начнешь зани­маться чем-то другим интересным.

Держи в порядке школьные принадлеж­ности. Бывало ли, что ты приходил в класс и обнаруживал, что забыл тетрадь, ручку или книги? Но можно избежать такой не­приятности. Как? Всегда собирайте школьную сумку заранее.

Совет: Держи свою школьную сумку или рюкзак в чистоте и порядке, чтобы все мо­жно было легко найти.

Подведем итог. Организованность помо­жет не нервничать, ничего не забывать, не опаздывать и не чувствовать, что на важ­ные дела не хватает времени.

Читайте также:  Польза холодного душа по утрам

Ну что, попробуешь начать? Определи какую-то одну область, в которой тебе не мешает стать более организованным. За­тем посоветуйся с друзьями и родителями, как можно в этом улучшиться.

Проси помощи. Поддержка других очень важна. И не только в школьные годы, но и в дальнейшей взрослой жизни. Кто мог бы помочь тебе достичь успехов в учебе? Это могут быть кто угодно: родители, дедушка с бабушкой, другие родственники, или друзья.

Совет: Для начала спроси маму или папу, как они справлялись с предметом, который тебе дается с трудом. Если у них были хорошие успехи, можно попросить их о помощи.

Учителя. Большинство учителей будут рады узнать, что какой-то ученик искренне хочет учиться лучше, и с удовольствием ему помогут.

Совет: Просто скажи учителю: «Мне трудно дается этот предмет, но я хочу подтянуться. Что бы вы посоветовали?»

Зрелые друзья. Возможно, тебе мог бы помочь хороший друг семьи. Такая поддержка имеет двойную пользу. Во-первых, ты получишь нужную помощь. Во-вторых, ты научишься при необходимости полагаться на поддержку других, а это пригодится тебе во взрослой жизни. Запомни: в большинстве случаев успех —  это результат усилий многих, а не одного.

Совет: Спроси родителей, кто из зрелых друзей мог бы тебе помочь.

Подведем итог. Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощи. Ну что, попробуешь начать? Выбери двух — трех человек, которым тебе хоте­лось бы подражать. Мог бы кто-нибудь из них помочь тебе в учебе?

Поддерживай свое здоровье

От состояния здоровья зависит успеваемость в школе и качество жизни. Продолжительность нашей жизни напрямую зависит от нашего здоровья, поэтому о нем нужно заботиться. Как же поддерживать его в порядке?

Отдых. Если человек постоянно недосыпает, то у него усталый вид, притупляется мышление, появляется вялость и может даже развиться депрессия. Достаточный же сон придает бодрости и энергии. От него зависит физический рост, работа мозга и иммунной системы, а также эмоциональное здоровье. И для этого нужно всего-то хорошо выспаться!

Совет: По возможности старайся ложиться спать в одно и то же время.

Питание. Подростки быстро растут. Например, с 10 до 17 лет у большинства мальчиков вес мышечной массы тела увеличивается вдвое. Девочки тоже быстро вырастают, а для роста требуется строительный материал и энергия. Поэтому предоставь своему организму необходимое питание.

Совет: Обязательно завтракай. Если ты «подзаправишься» перед уроками, это улучшит концентрацию внимания и кратковременную память.

Физическая активность. Упражнения помогают укрепить мышцы и кости, иметь хорошую фигуру, повысить выносливость, умственные способности и иммунитет, а также снимают стресс и улучшают настроение. Кроме того, физическая активность доставляет удовольствие, ведь есть так много интерес­ных игр и занятий!

Подведем итог. Достаточный сон, сбалан­сированное питание и умеренная физиче­ская активность помогут твоему организму слаженно работать. А это, в свою очередь, повысит твою успеваемость в школе.

Ну что, попробуешь начать? Регулярно за­нимайся физкультурой. В течение месяца понаблюдай за тем, сколько ты спишь и как питаешься. Подумай, в чем тебе стоит улуч­шиться.

Поставь перед собой цель

Учеба в школе обретает смысл и становится интереснее, когда ты знаешь, что тебе даст образование. Учиться в школе без цели — все равно что бежать дистанцию, у которой нет финишной черты. Цель поможет тебе сосредоточиться на главном и подготовиться к взрослой трудовой жизни. Как поставить перед собой цель?

Спроси себя: «Как я собираюсь зарабатывать на жизнь?» Не откладывай на потом ответ на этот вопрос. Подумай об этом уже сейчас. Зачем? Вот пример. Перед тем как отправиться в путешествие, тебе бы сначала пришлось решить, куда поехать. Затем бы ты посмотрел на карту, чтобы определить наилучший маршрут. То же самое и с учебой в школе. Подумай о том, какую профессию выбрать. А затем реши, как достичь своей цели.

Предостережение. Нередко у молодых людей есть лишь одна заветная мечта, — например, стать музыкантом. Ни о чем другом они и думать не хотят. Но какой подход был бы более благоразумен?

  1. Подумай, какие у тебя есть способности. Например, нравится ли тебе сфера обслуживания? А может ты хороший механик? Любишь ли ты считать? Или что-то ремонтировать? Разбираешься ли в финансах?
  2. Какие у тебя есть варианты. В чем раскрываются твои способности? Не зацикливайся на единственной «профессии своей мечты», лучше обдумай несколько вариантов. Подходи к вопросу практически. Например, если ты решишь переехать, будет ли в другой местности спрос на профессию, которую ты изберешь? Не нужно ли будет влезать в большие долги, чтобы выучиться?
  3. Обдумай свои возможности. Когда сде­лаешь выбор, исследуй рынок труда там, где ты живешь. Знаешь ли ты, куда мож­но устроиться на работу? Если да, то при­нимает ли эта компания учеников? Есть ли там курсы профессиональной подго­товки?

Совет: Поговори с родителями, учите­лями и зрелыми друзьями. Поищи инфор­мацию в местной газете или Интернете.

Подведем итог. Цель поможет тебе оп­ределиться в жизни и знать, зачем ты учишься.

Ну что, попробуешь начать? Пока ты еще учишься в школе, подумай над тремя вышеприведенными советами. Запиши свои цели и обсуди их с родителями.

 Что могут сделать родители?

В некоторых школах далеко не идеальные условия для учебы. Что вы можете сделать, чтобы ваши дети, несмотря на трудности, извлекли наибольшую пользу из обучения? Вот некоторые советы.

Проявляйте инициативу. Вместо того что-бы сосредоточиваться на проблемах, решить которые не в вашей власти, подумайте о том, что вы можете сделать.

Если вашему ребенку не дается какой-то предмет или он не справляется с нагрузкой в школе, попробуйте вместе найти разные пути решения проблемы. Например, нужно ли создать дома удобное рабочее место для ребенка? А может быть помочь ему составить график, чтобы он успевал делать самое главное? Или ему требуется помощь репетитора? Можно также посоветоваться с классным руководителем и другими учителями, ведь они ваши союзники, а не враги.

Читайте также:  Корень солодки польза и вред для детей

Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не упускал из виду цель обучения. Образование призвано помочь ребенку вырасти всесторонне развитым, ответственным человеком. Его главной целью не должно стать обогащение. Исследования показывают, что многие молодые люди преследуют в обучении именно эту цель — разбогатеть.

Пусть ваш ребенок учится, преодолевая трудности. Многие учителя сетуют, что с родителями бывает еще труднее, чем с деть­ми. Иногда мама или папа спешат вмешать­ся и выразить протест, когда у ребенка воз­никают проблемы в учебе или он плохо справился с контрольной.

Учителя считают: «Спасая» детей от трудностей, такие ро­дители оказывают своим чадам медвежью услугу, они мешают им «приобре­тать свой собственный опыт, принимать решения, падать и подниматься, исправляя свои ошибки. Ес­ли родители слишком активно вмешивают­ся, чтобы решать проблемы своих детей, а дети сами ничего для этого не делают, роди­тели становятся сильнее, а дети — слабее. И тогда в самостоятельной жизни дети уже не смогут справляться с трудностями.

Сохраняйте благоразумие, планируя, как долго детям учиться. Как уже упоминалось ранее, образование поможет вашим детям стать ответственными людьми, но как много надо учиться, чтобы достичь этой цели?

Не думайте, что достойный уровень жиз­ни обязательно предполагает университет­ское образование. Есть и другие варианты, требующие меньших затрат. Порой чело­век, владеющий каким-то ремеслом, зара­батывает не хуже, чем выпускник универси­тета.

Подведем итог. Сегодня школы далеки от совершенства, и дети подчас сталкиваются с такими проблемами, о которых еще не­сколько десятилетий назад никто не слы­шал. И все же ваш ребенок может добить­ся успеха в школе, если вы его поддержите!

Образование призвано помочь ребенку вырасти всесторонне развитым, ответственным человеком.

Источник

Раньше детей дошкольного возраста отдавали в детские сады, но в последние годы все большее распространение получают детские развивающие центры. Что же это за заведения, и чем они занимаются?

Детский развивающий центр – это частная коммерческая или некоммерческая организация, которая помогает детям адаптироваться к социуму, подготовиться к школе, получить необходимые знания и навыки. Детские центры ориентированы на детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из таких организаций является Детский Центр «Солнечный Город», который принимает на обучение даже малышей возрастом до года.

Что дает ребенку посещение детского развивающего центра?

В детских центрах малыш получает возможность интересно проводить свободное время, приобретая навыки общения со сверстниками и взрослыми и приучаясь к самостоятельности. Здесь он знакомится с другими детьми, приобретает первых друзей, учится правильно вести себя в коллективе. Большим преимуществом таких организаций перед детскими садами является то, что учебные группы очень маленькие (примерно 6 – 8 человек), и это позволяет педагогам уделять достаточно времени каждому ребенку. В развивающих центрах практикуется индивидуальный подход к детям, что дает возможность выявить у малыша способности к рисованию, музыке, танцам, пению или другим видам искусства. Поскольку каждый ребенок индивидуален в своем развитии, опытные педагоги развивающих центров подберут наиболее подходящую программу занятий для каждого.

Какие занятия проводятся в детских центрах?

Учебная программа детских развивающих организаций довольно обширна, и ориентирована на детей разного возраста. С малышами проводятся занятия по развитию мелкой моторики, речи, мышления. Дети постарше занимаются творчеством – рисованием, лепкой, изготовлением поделок, а также учатся читать, писать, изучают математику, иностранный язык, основы этикета и другие предметы. Занятия музыкой, вокалом, хореографией тоже входят в программу обучения.

Физическая культура также является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Как правило, умственная деятельность, чередуется с физической (физкультминутками, подвижными играми), что позволяет детям меньше уставать и лучше усваивать информацию. Занятия проходят в веселой, непринужденной обстановке, отсутствует строгая дисциплина, как в детском саду. Помимо учебных занятий, в развивающих центрах практикуется проведение детских утренников, конкурсов, викторин.

Как правило, в развивающих центрах работает логопед. Многие дети имеют некоторые дефекты речи, которые желательно устранить до поступления в школу. Занятия с логопедом помогут эффективно справиться с этой задачей. Кроме того, в центрах имеется практикующий детский или семейный психолог. Родители могут записаться на консультацию и получить квалифицированную помощь в решении какой-либо проблемы, а также задать специалисту все интересующие вопросы, касающиеся воспитания ребенка.

Занятия в детских развивающих центрах проходят в ненавязчивой, игровой форме. Это позволяет малышам весело и с пользой проводить свободное время в окружении сверстников, познавая окружающий мир и получая новые знания.

10.06.2016

Расскажите об этом друзьям →

Источник

В российских школах начался новый учебный год. Первый звонок, букеты гладиолусов, белые банты — 1 сентября сохранило свои основные атрибуты и выглядит практически так же, как и 10-20 лет назад. И все же сегодняшние первоклассники приходят в совершенно иную школу — «школу будущего», и она весьма сильно отличается от той среды, в которой учились их родители и старшие братья и сестры.

В 2016 году в Москве был запущен проект под названием «Московская электронная школа» (МЭШ), направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды во всех столичных школах. В 2017 году во всех школах Москвы были введены единый электронный журнал и дневник. А к концу 2018 года практически все школы были оснащены интерактивными панелями, серверами, ноутбуками для учителей и подключены к высокоскоростному интернету и локальным сетям через Wi-Fi.

Вместо набитых учебниками портфелей — один легкий планшет или ноутбук, вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты, а вместо обычной меловой доски — многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном. Звучит, как школа мечты, не правда ли? Однако далеко не все так радужно. В то время как одни говорят, что будущее наступило, и наши дети, вступив в эпоху цифровых технологий, почерпнут из нее все лучшее, другие с опаской смотрят на обилие гаджетов, которое окружает сегодняшних школьников, и задаются вопросом: как это отразится на еще не окрепшем детском организме?

В первую очередь беспокойство родителей и учителей вызывают интерактивные панели, которыми с этого года оборудованы почти все московские школы. Интерактивная доска выполняет множество полезных функций: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео— и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока. Но какое воздействие эти доски будут оказывать на здоровье, если использовать их каждый день? Также ряд опасений вызывает повсеместное подключение школ к сети WiFi. Так, в 2017 году в Исландии прошла Международная конференция «Дети, время экрана и беспроводное излучение», где 130 ученых из 26 стран призвали запретить использование беспроводных сетей в учреждениях для детей из-за того, что не установлен безопасный уровень электромагнитных полей радиочастотного диапазона.

Читайте также:  Сорняки в огороде польза или вред

О плюсах и минусах цифровой школы мы поговорили с двумя экспертами, мнения которых разделились.

«Зрительная нагрузка стала более агрессивной»

Так, доктор медицинских наук Марина Степанова, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ НМИЦ Минздрава России, убеждена: чрезмерное использование электронных средств в школах может нанести вред здоровью детей и педагогов. Однако обосновать это с научной точки зрения пока не представляется возможным: недостаточно данных, признается Степанова.

«Интерактивные доски сейчас достаточно энергично модифицируются, поэтому те доски, по которым уже есть какие-то наработанные научные данные (проводились исследования об их влиянии на здоровье школьников и учителей, разработаны нормативы в части того, чтобы ограничивать непрерывное использование этой доски для детей с учетом их возраста) сейчас уже начинают в какой-то степени устаревать, — объяснила Степанова. — Новые технические возможности и новые модификации досок требуют таких же исследований и даже, может быть, более развернутого наблюдения. Конечно, пока нельзя сказать, что интерактивные доски у нас введены повсеместно. Но, в частности, в московских школах их появление связано с тем, что в столице действует система «Московская электронная школа». Она предполагает оснащение школ интерактивными панелями, которые совершенно по-другому передают изображение и не всегда рационально используются. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда поступают активные жалобы не только от детей, но даже от учителей, которым приходится в течение всего учебного дня активно использовать эти доски. Исследования в этой области начаты, но нельзя сказать, что сегодня мы располагаем обстоятельными данными о том, как регламентировать использование этих досок в школах». Несколько лет назад НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводил исследования в классе, где используются панельные доски. «Педагог заканчивала рабочий день вся в слезах — это реакция на работу с цифровой доской», — вспоминает Марина Степанова.

Ее слова позволяют сделать вывод, что использование доски все-таки не проходит бесследно для зрения человека. В течение всего учебного дня смотреть на светящийся экран — серьезная нагрузка на глаза даже для взрослого, не говоря уже о ребенке.

Сегодня перед учеными стоит задача: обосновать такие требования, которые бы обеспечивали удобное считывание информации с интерактивных панелей, говорит Марина Исааковна. Необходимо установить четкие нормы: размер и характер шрифта, минимальные размеры изображения, которое подается на экраны, чтобы информацию было одинаково удобно воспринимать и с первой, и с последней парты.

«Есть еще одна большая проблема: к сожалению, у нас нет культуры использования интерактивных досок. Их надо отключать, когда они не используются, переводить в спящий режим — это, к сожалению, мы встречаем редко. Это еще и следствие того, что нет соответствующего инструктажа учителей на эту тему, чтобы они формировали на доске такой контент, который был бы читаем всеми без напряжения. Вопросов остается еще достаточно много», — признается Степанова.

Она также отметила, что одним из самых распространенных заболеваний среди школьников, связанных с учебным процессом, продолжает оставаться близорукость.

«Структура так называемых школьно обусловленных патологий не меняется в последнее годы. Но мы провели наблюдение: наши специалисты в течение десяти лет, то есть на протяжении всего периода обучения в школе, отслеживали состояние здоровья группы детей. И этот мониторинг показал, что очень резкими темпами возрастает именно показатели нарушения зрения у учащихся. Конечно, мы это связываем не только со школой, а вообще с тем, что детство сейчас у нас погружено в гаджеты. Но, безусловно, зрительная нагрузка в школе тоже не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Ее характер меняется: она становится более агрессивной. Ребят ведь тоже никто не учит, как правильно использовать гаджеты, как надо профилактировать нарушения зрения, особенно если к этому уже есть показания», — заключила собеседница «МИР 24».

Преодоление «цифрового разрыва»

Тем временем кандидат психологических наук, врио директора «Психологический институт Российской академии образования», доцент НИУ ВШЭ Павел Сергоманов смотрит на ситуацию с бо́льшим оптимизмом. Он убежден: цифровизация поможет решить три главных школьных проблемы. Во-первых, проблему плохой успеваемости, в частности, у детей с особенностями восприятия, поскольку современные технологии позволят адаптировать образовательные программы под детей с разным уровнем развития. Во-вторых, проблему низкой заинтересованности в учебе: практика показывает, что работа с цифровыми устройствами делает учебный процесс для школьников более увлекательным. И, наконец, в-третьих, по мнению Сергоманова, единая электронная база данных избавит (а во многих регионах уже избавила) педагогов от бюрократической волокиты, начиная от заполнения журнала и заканчивая составлением всевозможных отчетов. При этом Сергоманов, впрочем, согласился с тем, что влияние интерактивных досок и прочих гаджетов на здоровье школьников и учителей необходимо всесторонне изучать.

«За зрение, безусловно, нужно переживать. Нужно требовать сертификацию и проводить исследования. Но содержательно вопрос не столько в досках, сколько в программном обеспечении и, что самое главное — в том, как учитель с этим работает. Если учителю это, как минимум, облегчает жизнь, то это уже неплохо. Ведь мы же знаем, что есть «цифровой разрыв» между учителями и детьми. Поэтому все, что работает на преодоление разрыва — это хорошо. Еще важнее, насколько такой софт решает учебные задачи, реализует познавательные потребности и интересы детей», –отметил Сергоманов. Вопрос высоких технологий и их вторжения в мир детства раздирает общество на две части. С одной стороны, мы становимся все ближе к «школе будущего», где учебный процесс максимально удобен и продуктивен, с другой — совсем недавно в России обсуждалась обратная инициатива: отбирать у детей гаджеты при входе в класс. Что примечательно, в пользу этой идеи неоднократно высказывалась министр просвещения РФ, бывшая глава Минобра Ольга Васильева.

Фото: Рогулин Дмитрий/ТАСС

«Вопрос действительно противоречивый, потому что как вы личную вещь отберете у ребенка, как сможете ограничить ее использование, если он вам скажет, что использует ее в учебных целях? — рассуждает Сергоманов. — Ограничения должны быть разумными. Нужно договариваться. Во многих странах есть программа BYOD (Bring your own device — «принеси свое собственное устройство»), которая позволяет ребенку принести в школу свой девайс под требования школы и подключиться к школьной сети. Нужно искать в том числе технические и регулирующие решения, которые помогут детям лучше учиться.

Однако замечу, что и с обновлением программ здесь возникает вопрос. Например, существуют редакторы и «решатели» формул и уравнений: наводишь смартфон на формулу, и он тебе выдает решение, с подробными объяснениями, с вариантами и т.п. И в этой ситуации вам уже непонятно, кто решает — ребенок или гаджет. При этом мы понимаем, что это неизбежно наступающее будущее.

Это, как говорит академик Алексей Семенов, цифровые инструменты повседневности. Они уже почти повсеместно. Дети нам справедливо скажут: «А зачем нам напрягаться, если можно взять девайс и получить решение? Какой толк в том, что вы нам задаете эти старые задачки с нахождением дискриминанта?». И они по-своему правы. Если принять это, а не прятаться, то это значит, что учителю нужно перестраивать урок, нужно менять содержание заданий и методику, стандарты преподавания и еще массу всего. Поэтому я думаю, что нужно искать реально интересные решения, создавать экспериментальные площадки и изучать, как дети и учителя справляются с новыми вызовами, насколько им безопасно, комфортно и интересно».

Сергоманов напомнил, что наряду с приверженцами технологий сегодня в мире есть и те, кто продвигает обратный социальный тренд — своеобразный технологический дауншифтинг. Но, конечно, отказ от цифровых благ цивилизации практикует меньшинство. Поэтому лучшее, что мы можем делать — это учиться использовать технологии правильно.

«Важно, чтобы мы относились к технологиям рефлексивно, то есть понимали, где они уместны, а где неуместны, и также стимулировали к этому детей — осмысленно относиться к применению. Нужно в том числе учить их отказу от технологий, потому что в технологиях также есть компоненты психологической зависимости. Мы становимся зависимыми от различных устройств и с этим нужно справляться, не допускать их деструктивного влияния на наши возможности полноценно жить, любить и работать», — заключил эксперт.

Источник