В чем польза муниципального служащего

В чем польза муниципального служащего thumbnail

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;

г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);

д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ)

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 21-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Источник

Каждый российский город имеет свой орган местного самоуправления. Именно там и находятся муниципальные служащие. Что именно представляет собой муниципальная служба? Об этом будет рассказано в данной статье.

“Муниципальная служба” – что это такое?

Муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления, а конкретнее, в аппаратах исполнительных или представительных органов. Любая муниципальная должность имеет несколько подвидов.

Стоит выделить основные признаки рассматриваемой трудовой деятельности. К ним относятся:

  • Публичность. Это один из основных и известнейших признаков службы в муниципальных органах. Каждый человек способен в любое время наблюдать за работой рассматриваемых служащих.
  • Политика замещения должностей муниципальной службы, не являющихся выборными.
  • Подчинение муниципальному образованию.
  • Деятельность осуществляется на постоянной основе.

Положение о муниципальной должности

Любая муниципальная должность основывается на так называемом положении о муниципальных должностях (точнее – “Положение о муниципальной службе”).

муниципальная должность

Именно в этом документе прописаны все основные моменты, необходимые для качественного осуществления трудовой деятельности. Здесь закрепляются следующие принципы:

  • в приоритете права и свободы человека и гражданина;
  • все граждане РФ имеют абсолютно равный доступ к службе, являющейся муниципальной;
  • закрепляются понятия стабильности, профессионализма, доступности, компетентности и внепартийности;
  • гарантирована правовая защита всех служащих в муниципальных органах.

Таким образом, положение о муниципальных должностях содержит в себе все основные рабочие моменты. Их вполне достаточно для грамотного и качественного осуществления своих рабочих функций рассматриваемыми служащими.

О социальных функциях муниципальной службы

Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

замещает муниципальные должности

Выделить здесь можно следующее:

  • постоянная поддержка слоев и групп населения, считающихся в обществе социально незащищенными;
  • своевременное осуществление социального прогнозирования;
  • работы по снятию любой формы напряженности в обществе;
  • работы по поддержанию стабильности в разных общественных сферах;
  • работы по профессиональному управлению разного рода ресурсами.

Муниципальная должность не может быть получена просто так. Более того, не так просто на этой должности удержаться. Необходимо постоянно совершенствоваться и усиленно работать. В частности, муниципальный служащий обязан:

  • постоянно осваивать технологии управления;
  • уметь грамотно сотрудничать с разными государственными и негосударственными органами;
  • подтверждать или повышать уровень своей квалификации.

Классификация муниципальных должностей

Названное выше положение закрепляет в муниципальной службе определенную градацию должностей.

должности муниципальных служащих

Что это за система, чем отличается эта квалификация? Об этом и будет рассказано далее.

В основу муниципальной службы положен очень важный принцип: служащий в рассматриваемой сфере замещает муниципальные должности, не являющиеся выборными. При этом все имеющиеся должности подразделяются на те, которые:

  • замещаются путем оформления трудового договора;
  • замещаются путем принятия решения выборным органом местного самоуправления в отношении служащих, избранных в данный орган выборным путем;
  • замещаются путем муниципальных выборов.

Стоит рассказать и об иной квалификации. Так, все муниципальные должности делятся на:

  • младшие;
  • старшие;
  • ведущие;
  • главные;
  • высшие.

Что запрещено муниципальному служащему?

Муниципальная должность всегда считалась невероятно сложной, трудной, а потому и очень ответственной. Поэтому существует ряд запретов для людей, которые трудятся в рассматриваемой сфере. Что это за запреты?

должности муниципального образования

Муниципальному служащему запрещено:

  • вести любую форму предпринимательской деятельности;
  • действовать от имени третьих лиц в органах местного самоуправления;
  • принимать, будучи в служебном положении, различные подарки или вознаграждения от любых физических или юридических лиц;
  • использовать казенное имущество, производить с ним различные действия (за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей);
  • разглашать посторонним лицам служебные тайны, ценные рабочие сведения и т. д.;
  • допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т. д.

Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

Обязанности муниципального служащего

муниципальные государственные должности

Все они прописаны в специальном трудовом положении. Вот лишь некоторые, самые основные обязанности представителей рассматриваемой сферы:

  • добросовестное и качественное исполнение всех необходимых функций;
  • обеспечение абсолютно беспристрастного и равного отношения к любым физическим или юридическим лицам; бесконфликтность и уравновешенность в разного рода отношениях;
  • соблюдение не собственных личных интересов, а интересов организации;
  • проявление корректности и уважения в обращении с любыми лицами;
  • проявление уважения и толерантности к традициям, обычаям и культурным элементам народов России;
  • недопущение конфликтных ситуаций, обязательное принятие мер по их устранению.

Должности муниципальных служащих бывают самыми различными. Каждый представитель рассматриваемой сферы наделен рядом индивидуальных функций. Однако все обязанности, представленные выше, распространяются абсолютно на всех лиц, задействованных в сфере муниципального управления.

О правах муниципального служащего

Любое работающее лицо имеет ряд профессиональных прав. Не исключением являются и лица, трудящиеся в муниципальных органах.

положение о муниципальных должностях

Какими именно правами обладают люди, занимающие муниципальные государственные должности? Специальное положение, о котором речь шла выше, прописывает, что рассматриваемые лица имеют право:

  • знакомиться с любыми видами документации, так или иначе регулирующими работу, права и ответственность рассматриваемых служащих;
  • на своевременную, соответствующую всем нормам оплату труда;
  • на обеспечение комфортных условий труда (согласно Трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам);
  • на полный оплачиваемый отдых;
  • на получение всей необходимой информации, документации или других элементов, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности;
  • на повышение рабочей квалификации;
  • на создание профсоюзов;
  • на социальные гарантии.

Таким образом, права муниципальных служащих практически ничем не отличаются от прав обычных рабочих. По сути, представители рассматриваемой сферы и есть самые обыкновенные рабочие лица, трудящиеся на благо общества. Они наделены таким же спектром прав, как и все остальные работающие граждане.

Об ответственности муниципального служащего

Права муниципальных служащих мало чем отличаются от прав обычных трудящихся лиц. А что можно сказать об ответственности? В этом случае все куда сложнее и даже интереснее. Ведь представители рассматриваемой сферы несут куда большую ответственность за все свои действия.

замещения должностей муниципальной службы

Зависит здесь все и от уровня квалификации и возложенных на человека полномочий. Немаловажную роль играет и стаж. В целом любые должности муниципального образования не так уж и просто занять, а тем более удержать. На простого служащего оказывает давление как простой народ, так и начальство. Работа в органах муниципального самоуправления является невероятно сложной и ответственной.

Источник

Лариса Приходько, начальник отдела по организационной и кадровой работе внутригородского муниципального образования «Орехово-Борисово Южное» в городе Москве

Если человек хочет стать муниципальным служащим именно ради денег, вряд ли он у нас надолго задержится. Ключевое слово в нашей работе – служба. Люди, которые приходят на работу в муниципалитет, должны быть готовы служить, а это ненормированный рабочий день, иногда работа в выходные дни, праздники…

– Лариса Владиславовна, расскажите, пожалуйста, о структуре органов местного самоуправления. Какие вопросы входят в сферу их ответственности?

– В структуру органов местного самоуправления входят муниципальное собрание и муниципалитет.

Муниципальное собрание – это орган представительной власти. Депутатов муниципального собрания выбирает население.

Муниципалитет является исполнительно-распорядительным органом, он претворяет в жизнь решения муниципального собрания. Кроме этого муниципалитет наделен тремя государственными полномочиями: опека и попечительство, работа с неблагополучными детьми (для чего создана комиссия по делам несовершеннолетних), организация спортивных и досуговых мероприятий.

– Вы работаете муниципальным служащим десять лет. С чего вы начинали?

– В органы опеки и попечительства я пришла на должность ведущего специалиста. Изначально эти вопросы входили в сферу ответственности управы – органа региональной исполнительной власти города Москвы, а сейчас ими занимаются органы местного управления.

По профессии я педагог-психолог дошкольного образования, позже прошла переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В силу большого опыта организационной работы и хорошего знания делопроизводства и мне предложили новое для меня направление – освоить кадровую работу.

– Как происходит подбор персонала в муниципалитете?

– Есть два пути. Первый – через кадровый резерв, который мы формируем. Второй – отбор соискателей на конкурсной основе. Надо сказать, муниципальные должности имеют четкую градацию: специалисты первой категории (младшая группа должностей), главные и ведущие специалисты (старшая группа), руководители отделов и консультанты (ведущая группа), заместитель руководителя (главная группа) и руководитель муниципалитета (высшая группа).

Должности младшей группы не требуют от соискателя опыта и стажа работы, но обязательно надо иметь среднее профессиональное образование. Человек с высшим образованием и опытом работы может претендовать на должности старшей группы и выше.

В зависимости от направления деятельности к кандидату предъявляются дополнительные требования. Например, если человек хочет работать в органах опеки и попечительства, ему необходим, конечно, жизненный опыт. Будет плюсом, если у кандидата есть высшее педагогическое или юридическое образование. В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работают люди с высшим педагогическим и юридическим образованием.

– То есть предпочтение вы отдаете кандидатам с высшим педагогическим или юридическим образованием….

– Можно так сказать, но специфика нашей работы диктует свои правила. Нет института, который готовил бы специалистов для органов опеки и попечительства или для комиссии по делам несовершеннолетних. Люди, имея высшее образование, многому учатся в процессе работы – в частности общению с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Организаторами спортивных и досуговых мероприятий часто становятся учащиеся разных колледжей и активные жители района. Главное, чтобы у человека было желание работать, организаторские способности. Немаловажно, если есть какие-то увлечения в данной сфере. Если человек, к примеру, очень любит футбол, ему будет интересно организовать матч для детей на спортивной площадке. Такая работа для многих является хорошей подработкой на время учебы или как общественная нагрузка к основной трудовой деятельности.

Конечно, у нас есть сотрудники и с профильным образованием. Студенты, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», часто приходят к нам на практику. Мы никогда не отказываем. После получения диплома они остаются работать в муниципалитете специалистами первой категории. Это начальная ступень, в дальнейшем человек может претендовать на более высокую должность.

– Как формируется кадровый резерв?

– Объявление о наборе в кадровый резерв ежегодно вывешивается на сайте муниципалитета, а также печатается в районной газете. Чтобы пополнить собою резерв, необходимо пройти собеседование и тестирование. Зачисление идет по количеству набранных баллов. На каждую должность, предусмотренную штатным расписанием, мы можем взять в резерв не более двух-трех человек.

Примерные вопросы теста находятся на официальном сайте муниципалитета в разделе «Муниципальная служба – кадровый резерв». Собеседование с кандидатом проводится на знание правовых актов, Конституции и законов Российской Федерации. Важно, чтобы человек понимал, о чем его спрашивают. Мы обращаем внимание также на то, какие у кандидата интересы, что он видит в данной работе, чего хочет добиться.

– Специалисты первой категории – люди молодые. Что привлекает молодежь в работе муниципального служащего?

– Во-первых, муниципальная служба дает молодому специалисту возможность получить необходимый опыт (делопроизводство, навыки общения) и стаж работы. Многие наши сотрудники за 3 – 5 лет делают успешную карьеру. Сейчас они работают в Счетной палате РФ, в Департаменте здравоохранения Москвы и др.

Во-вторых, стабильность и надежность. Оплата труда невысокая, но зарплата выплачивается регулярно и без задержек. В коммерческих организациях так бывает не всегда.

Муниципальный служащий раз в пять лет проходит повышение квалификации, получает льготы, предусмотренные Трудовым кодексом, социальные гарантии. По результатам работы у нас предусмотрены ежеквартальные премии. Для многих важно, что есть возможность совместить работу и учебу. Но главное – это, конечно, получение опыта, необходимых знаний. Для молодого специалиста работа муниципального служащего – хороший трамплин для дальнейшей карьеры.

– То есть муниципальная служба сейчас востребована?

– Да, но в то же время у людей много разочарований. Это связано, прежде всего, с ожиданием больших зарплат. Есть определенный миф, что на госслужбе можно заработать много денег, а это далеко не так. Существует также ошибочное мнение, что муниципальный служащий может заработать коррупционным путем. Сейчас в связи с активным противодействием коррупции каждый год весь руководящий состав сдает сведения о своих доходах, доходов супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Вся информация проверяется.

Если человек пришел ради денег, вряд ли он у нас надолго задержится. Ключевое слово в нашей работе – служба. Люди, которые приходят на работу в муниципалитет, должны быть готовы служить, а это ненормированный рабочий день, иногда работа в выходные дни, праздники…

– Важная часть работы муниципального служащего – общение с населением, то есть людьми, разными по характеру, темпераменту, воспитанию: в чем залог успеха для взаимопонимания со всеми и с каждым?

– Главное – реагировать на все спокойно и уметь слушать и слышать того, кто к тебе обращается, как правило, за помощью. Иногда, правда, люди приходят со своей проблемой не для того, чтобы ее решить, а чтобы просто выговориться. Наша работа требует человеческого участия к каждому. Нужно быть готовым по возможности помочь.

– Вы сейчас занимаете руководящую должность. Есть ли секреты, как добиться от подчиненных максимального результата?

– В первую очередь необходим контроль. Если я даю задание, то обязана проконтролировать его выполнение. В нашем муниципалитете работают сейчас 32 человека, и без четко выстроенной иерархии управления было бы сложно за всем уследить. Когда где-то происходит сбой, на оперативных совещаниях с начальниками отделов мы выясняем, кто на каком уровне недоработал. Я могу сказать, что всегда открыта для диалога со своими подчиненными, и если они задают вопросы или им что-то непонятно, всегда отвечу и помогу.

– Что для вас главное, а что самое трудное в работе?

– Самое главное – это терпение и желание помочь другим. Не должно быть безразличия к проблемам населения. Я считаю, что категорически нельзя «отфутболивать» людей. Своих сотрудников я учу: «Выслушай, прими заявление и вовремя ответь по существу заданных вопросов. Если человек не может найти нужный телефон, зайди сама в Интернет, найди все необходимые контакты, обеспечь информацией – это не сложно».

Работа с населением интересна и одновременно трудна. Во-первых, есть люди, которые любят скандалить или сбрасывать на других свои проблемы. Им не нужно решение, они просто получают таким способом энергию. Во-вторых, когда ты сопереживаешь человеку, то частично берешь его проблему на себя. Здесь главное эмоционально не выгореть, а для этого надо уметь отвлекаться.

– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать муниципальным служащим?

– Иметь желание общаться с людьми, слушать их, стремиться учиться чему-то новому, проявлять инициативу, быть интересующимся человеком. Я работаю десять лет, и мне до сих пор интересна моя работа, потому что всегда что-то меняется, появляются новые задачи, которые нужно решать. Я считаю, что если есть желание работать и развиваться, остальное придет с опытом.

Беседовала Анастасия Чумак

Источник