В чем польза местного самоуправления в обществе

В чем польза местного самоуправления в обществе thumbnail

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах – местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой – добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. 1

Источник

Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества. Решение задач, стоящих перед органами местного самоуправления решать очень сложно, поэтому в статье приведены примеры реализации данной проблемы.

Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.

Местное самоуправление (система организации) – это деятельность граждан, направленная на правильное решение вопросов местного значения на определенной территории, на основе законодательных актов[1].

Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества.

Субъектом и объектом местного самоуправления являются граждане, которые входят в организацию данного вида власти, причем происходит совпадение объекта с субъектом. Это значит, что с одной стороны объектом, а с другой стороны субъектом является сама организация органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления играют немаловажную роль, так как их деятельность направлена на улучшение жизни граждан на территориях областей, на которых они зарегистрированы. Поддерживают порядок в обществе, решают определенные задачи.

Рассмотрим главные задачи органов местного самоуправления на примере Омской области:

  • решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей;
  • решение вопросов хозяйственных дел путем референдума, то есть решение проблем путем голосования населения;
  • решение проблем с занятностью населения, то есть проблема безработицы;
  • проблемы транспортной сети, это означает обеспечение населения муниципальным транспортом и реализация плана ремонта дорог;
  • формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.
Читайте также:  Польза чая из сушеных яблок

Целью местного самоуправления является: поэтапное решение вопросов населения, проживающих на территории области.

Рассмотрим как реализуются данные вопросы:

  • решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей – означает обеспечить население всеми необходимыми потребностями (медицинская помощь и др.);
  • решение вопросов хозяйственных дел путем референдума – то есть голосующие население самостоятельно выбирает желаемое в сфере недвижимости;
  • проблема безработицы – это проблема, связанная с экономическим показателем, которая выражена в отсутствии рабочих мест на предприятиях области;
  • проблемы транспортной сети – ремонт дорог и обеспечение транспортными средствами передвижения.

Проблема безработицы является одной из самой главных задач, так как решать ее нужно в первую очередь. Дело в том, что население является безработным, и отсюда возникает множество противоречий, дискуссий и недовольства со стороны населения. Решить ее можно только благодаря контролю и обязательного вмешательства властных органов. Для этого и создают биржи труда, на которых в настоящее время зарегистрированы трудоспособное население.

Местный референдум (голосование населения) – используется по наиболее важным и значимым вопросам, требующих множества мнений граждан[2].

Таким образом, действия органов местного самоуправления главным образом направлены на охрану жизни и здоровья населения, а также на поддержание порядок в обществе.

Не стоит забывать о том, что местное самоуправление является подсистемой центральной власти, поэтому какая бы задача не стояла перед органами местного самоуправления, выполнение которой невозможно без обязательного вмешательства и контроля центральных властей.

Управление – это очень сложный процесс, который направлен на достижение поставленной цели.

Поэтому добиться цели, которая поставлена перед местным самоуправлением очень трудно, но возможно. Для этого необходимо, чтобы управленцы(муниципальные служащие) не просто умели решать вопросы местного значения, но и умели планировать это в будущем.

И еще нужно отметить о том, чтобы реализовать поставленные задачи необходимо правильно подобрать методы и подходы для реализации задач в действие. При этом это должны делать не только органы местного самоуправления, но и население которое нуждается в каких-либо потребностях. Потому как это в первую очередь делается для самого населения.

Для современного общества присуща характеристика быстрого и безотказного властями выполнения и решения проблем в очень короткий срок, но стоит понимать, что быстро, ни чего не решается по многим причинам. И в пример можно привести одну настоящую глобальную проблему общества – это ремонт дорог в Омской области.

Дело в том, что ремонт дорог это дело затяжное, и на это много требуется времени и средств местного бюджета Омской области. И если перед органами местного самоуправления стоит вопрос о решении данной проблемы, то она обязательно будет реализована в ближайшее время.

Проанализировав задачи, стоящие перед органами местного самоуправления можно сделать вывод о том, что деятельность органов местного самоуправления направлена исключительно на удовлетворение потребностей населения, на их благосостояние в обществе[3,4]. Органы местного самоуправления играют важную роль в жизни всего общества, которая заключается в поддержании порядка на территории, действующего органа. Важной стороной управления муниципальными служащими является создание условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Источник

Тезисы выступления на международной научно-практической конференции «Земские учреждения и местное самоуправление: история и современность».

Местное самоуправление является первым уровнем власти и важной формой самоорганизации граждан, обеспечивающей самостоятельное решение вопросов местного значения.

Поэтому в Общественной палате Российской Федерации местное самоуправление традиционно рассматривается в качестве основополагающего института гражданского общества. Местное самоуправление ближе и теснее всего соприкасается с людьми, это своеобразная «приемная» высшей государственной власти. Большинство жизненно важных для граждан решений реализуются через органы управления и самоуправления на местах.

В ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления сказано: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Институт местного самоуправления как никакой другой способен стать важным механизмом повышения гражданской активности и социально-политической ответственности граждан. Участие в местном самоуправлении развивает самодеятельность и предприимчивость. Когда местное самоуправление эффективно, даже в отдаленных поселениях общественная жизнь становится привлекательной, способствует развитию территорий.

Как известно, сам термин «самоуправление» появился в России в середине XIX века, но начала общественного самоуправления существовали со времен Древней Руси. Можно вспомнить вечевую демократию, слободское самоуправление, крестьянское общинное самоуправление, мощные корни во многих регионах России имело казачье самоуправление.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное Александром II 1 января 1864 г., учреждало органы местного самоуправления, которые строились на основе выборов представителей (гласных) из числа местных жителей. В реформе были закреплены принятые в то время принципы представительства: выборность и сменяемость всех гласных, зависимость избирательного права от имущественного ценза и сословной принадлежности. В учреждении института земства встретились инициатива власти, желавшей усовершенствовать систему управления, понизить бюрократическое давление на граждан, и стремление значительной части общества участвовать в управлении местным хозяйством. Для своего времени это был прорыв к гражданскому обществу.

Читайте также:  Пища кислая и щелочная польза для организма

Земства – самобытный российский институт местного самоуправления. В их ведение были переданы вопросы, относящиеся «к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и уезда», в том числе содержание дорог, благоустройство населенных пунктов, устройство санитарной и ветеринарной части, благотворительность.

Деятельность земств осуществлялась преимущественно в сельской местности, где на первый план вышло развитие социальной инфраструктуры: расширение сети образовательных и медицинских учреждений, привлечение в них специалистов. К началу XX вв. была создана система земской начальной школы, лучшей по качеству начального образования для крестьян. В нее входило около 50 тысяч школ, образование в школах было бесплатным. Земства организовывали ремесленно-промышленные и учебно-показательные мастерские, сельскохозяйственные школы. В области здравоохранения была создана общественная медицина – уникальное явление в мировой практике. Земства впервые реализовали идею врачебного участка, которая впоследствии получила международное признание. По инициативе земских учреждений в России появились первые летние оздоровительные лагеря для детей.

Проблемы местного самоуправления занимали одно из основных мест в программе реформ выдающегося российского государственного деятеля, реформатора П.А. Столыпина. Он был уверен, что передача большей ответственности в руки местного самоуправления будет способствовать становлению активной и независимой личности. Столыпин видел в самоуправляющейся общине основу всего общественного строя страны. «Наше местное управление, – говорил он, – должно быть построено по той же системе, как и в других благоустроенных государствах. Посмотрите на Францию и Германию. Везде одно и то же. Внизу основой всего – самоуправляющаяся ячейка – сельская община, коммуна, на которую возложены многие обязанности и государственные, как-то: дела полицейские, дела по воинской повинности… Нечто аналогичное необходимо создать и в России. Пока же государственная власть объединяется у нас лишь в губернии в лице губернатора».

Сегодня в нашей стране продолжается активный поиск новых форм организации местного самоуправления, которые бы способствовали росту гражданской активности, эффективному решению местных проблем, разумно дополняли систему институтов государственной власти. Знание принципов организации и деятельности органов земского самоуправления приобретает в этом свете не только познавательную, но и определенную практическую значимость.

Общественная палата Российской Федерации с момента своего создания уделяет большое внимание развитию местного самоуправления. В 2006 году, в первый год создания Палаты, состоялось пленарное заседание «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации», где был представлен доклад о реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В 2008 г. также на пленарном заседании Палаты был представлен доклад «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития». В каждом своем ежегодном докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации Общественная палата традиционно дает свою оценку состояния институтов местного самоуправления.

К основным проблемам развития местного самоуправления в России можно отнести:

1. Недостаточное финансирование местных бюджетов, которое не позволяет поддерживать инициативы граждан и достойно выполнять прописанные в законе обязательства. Это приводит к зависимости муниципалитетов от вышестоящих уровней власти, отрицательно влияет на качество жизни граждан и их социальное самочувствие. Перечень налогов, поступающих в муниципальные бюджеты, слабо зависит от развития экономической активности на территории и редко стимулирует местные власти к поддержке малого бизнеса и производств. Действующее законодательство предусматривает такую процедуру как самообложение граждан, однако на практике она почти не работает. Проявлением активного участия граждан в жизни местных сообществ можно считать деятельность в ряде территорий фондов местных сообществ, которые аккумулируют денежные средства для решения местных задач.

Стоит отметить, что земские органы имели право взимать с гражданского населения налоги, которые назывались земскими сборами и носили исключительно местный характер. Лечение в земских медицинских учреждениях, к примеру, также было платным. Важным источником доходов была финансовая помощь общественных организаций и частных лиц, имевшая, как правило, целевое назначение. В итоге деятельность земств строилась на основе самофинансирования. В 1911 г. земские сборы составили 6,6% от государственных доходов. В отдельных губерниях соотношение земских сборов и доходов казны могло составлять даже 1 к 4. Многие земства обрели финансовую самостоятельность и имели возможности для реализации собственных проектов. Более 50% земского бюджета шло на народное образование и здравоохранение, которые не относились к обязательным статьям расхода. Сметы доходов и расходов публиковались на страницах «Губернских ведомостей». Крестьяне знали, какая часть налогов идет земствам, и стремились в той или иной форме их контролировать.

2. С принятием ряда отраслевых федеральных законов сегодня происходит наделение органов местной власти государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления финансовых ресурсов. К примеру, с 2013 г. муниципальные власти несут ответственность за межнациональное согласие на своей территории.

Читайте также:  Гимнастика ниши польза и вред

Можно отметить, что во избежание конфликтов и дублирования своей работы между структурами земского самоуправления разных уровней в Положении 1864 года был предусмотрен критерий отнесения предметов ведения к компетенции уездных и губернских органов. Между губернаторами и земствами сложилось определенное разделение труда, при котором губернаторский надзор за земскими школами и больницами был формальным. Дееспособность земств обеспечивалась прежде всего их самоуправлением. Несмотря на достаточно жесткий контроль со стороны государственной администрации, земства сами выбирали руководящие органы, определяли направление своей деятельности, подбирали и обучали кадры.

3. Эксперты говорят о низком уровне общественной инициативы на местах, показателем чего является снижение явки на местных выборах. Известно, что безынициативность населения в конечном итоге превращает местное самоуправление в управление – один из уровней власти, при этом неэффективный и несамостоятельный. Результаты исследований показывают, что между уровнем общественной активности жителей и показателями уровня и качества жизни населения существует прямая связь. В регионах с более высоким уровнем общественной активности наблюдаются и более высокие значения Индекса развития человеческого потенциала (учитывается в ежегодных отчетах ООН).

Как показывают многочисленные исследования, уровень гражданской активности в российском обществе не сильно уступает показателям, к примеру, западноевропейских стран. Среди граждан немало тех, кто хотел бы приносить пользу, заниматься общественно значимыми проектами на уровне своего дома, микрорайона, посёлка. Но до настоящего времени не создана удобная инфраструктура для такой самореализации, граждане часто не обладают инструментами для влияния на принятие решений. Большинство механизмов общественного участия, определенных законодательством (референдумы, собрания, конференции, сходы, публичные слушания, опросы граждан, правотворческая инициатива) остаются невостребованными или превращаются из формы народного волеизъявления в его имитацию. Много вопросов вызывает процедура проведения общественных слушаний: как правило, гражданам предлагается рассмотреть уже готовый проект.

Одновременно различные интернет-форумы, социальные сети открывают новые возможности для самоорганизации и обсуждения локальных проблем. Замечено, что именно на форумах местных сообществ аккумулируются наиболее актуальные сведения о состоянии дел на местах.

4. Важную роль во взаимодействии граждан и муниципалитетов в последние годы играют муниципальные общественные советы и местные общественные палаты. Они наделены определенными совещательными и контролирующими функциями. Это новая для России форма общественного представительства, по сути новое явление в российской истории.

В качестве другой важной формы самоорганизации граждан в последние годы выступает территориальное общественное самоуправление. ТОСы отличаются многообразием форм: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населённый пункт, не являющийся поселением и др. В настоящее время подобные формы самоорганизации населения развиваются примерно в 20% муниципалитетах.

Общественная палата предлагает ряд мер по усовершенствованию системы местного самоуправления, в том числе:

•    усиление общественного контроля, в том числе нормативное закрепление на федеральном уровне процедур проведения независимой общественной экспертизы и механизмов её финансирования, усовершенствование института территориального общественного самоуправления.

•    нормативное закрепление стандартов открытости органов местного самоуправления: сегодня такие стандарты принимаются на федеральном уровне, и уже разработаны рекомендации для региональных органов власти, нужно обязать муниципалитеты массово внедрять принципы открытости и для этого оказать местным органам власти методическую помощь в их внедрении;

•    развитие системы муниципальных общественных советов, уже созданных практически в каждом муниципалитете. Одной из функций общественных советов могло бы быть проведение общественной экспертизы муниципальных правовых актов. В этом случае советы будут развивать институт правотворческой инициативы граждан. Вероятно, пришло время законодательно закрепить муниципальные общественные советы в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве одной из форм гражданского участия, конкретизировав их статус, функции, процедуры взаимодействия с представительным органом муниципального образования.

•    организация информационно-методической поддержки активного населения и жилищного просвещения граждан. Помощь в этой работе могут оказать профильные некоммерческие организации.

Сейчас, как и 150 лет назад, в местной жизни многое определяют отдельные активные граждане, готовые взять на себя ответственность и сорганизовать местных жителей. Стоит еще раз присмотреться к опыту земств, которые давали для такой самоорганизации широкие возможности. Как отмечал П.А.Столыпин, «…в России до Петра Великого, так и в послепетровской России местные силы всегда несли служебные государственные повинности. Ведь сословия и те никогда не брали примера с запада, не боролись с центральной властью, а всегда служили ее целям. Поэтому наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в этих русских национальных началах. Каковы они? В развитии земщины, в развитии, конечно, самоуправления, передачи ему части государственных обязанностей, государственного тягла и в создании на низах крепких людей земли, которые были бы связаны с государственной властью. Вот наш идеал местного самоуправления…».

Источник