В чем польза матери терезы
Мать Тереза сильно любима церковью. Все те, кто превозносят ее заслуги, уверены: она посвятила свою жизнь служению беднейшим жителям в трущобах Калькутты, которые терпели нищету и лишения. Она терпела все, не жаловалась на судьбу и не просила никакой награды взамен. Ее любили миллионы, а для высокопоставленных личностей и знаменитостей являлась советчицей.
Но все эти рассказы — официальная версия. Но часто бывает так, что благочестивые слова используются лишь с одной целью: скрыть бесчеловечность и постыдность чьей-то жизни или же каких-то событий. А Мать Тереза — это яркий пример такого сокрытия.
Приходясь другом диктаторам и преступникам, она нередко посещала их и давала свою оценку. Тереза была знакома с Дювалье, Жан-Клод и Мишель, теми, которые правили Гаити. Гаити же считалось полицейским государством с 1971 года, пока правителей не свергли путем народного восстания. Данные властители разграбили страну, украли большие суммы из государственной казны. Мать Тереза же лично посетила их и назвала подобное правление положительным для беднейших слоев населения. Несколько недель подряд после ее приезда по телевидению показывали выступление благодетельницы. Также она была на могиле жесткого диктатора коммунистов Энвера Ходжи, который занимался подавлением религии в ее родной Албании.
Еще одним другом Терезы был Чарльз Китинг, являвшийся консервативным фундаметолистом-католиком, работавшим в комиссии по борьбе с порнографией во время правления Никсона. Китинг прославился гораздо позднее из-за своего скандала с ссудно-сберегательной экспертизой, где его признали виновным в мошенничестве, рэкете и заговоре. Данная схема подразумевала обман клиентов путем покупки абсолютно бесполезных облигаций, на чем они теряли свои сбережения. Китинг пожертвовал Терезе 1,25 млн. $, а она направила просьбу в суд, чтобы его помиловали.
Прокурор же оказался более справедливым: он прислал ответное письмо, где отметил, что мало того, что Китинг — попросту мошенник, так и его деньги, которые он пожертвовал Терезе, должны быть возвращены обманутым людям. На это письмо от Матери Терезы так и не последовало ответа.
Ложные заявления Терезы о невиновности наивности помогали ей маскировать правые политические взгляды. Говоря о своих аполитичных интересах, она раз за разом обманывала общественность. Как представитель правых консерваторов, она агитировала людей против абортов, контрацепции и разводов.
В 1989 Международная организация здравоохранения присудила Терезе награду, она выступила с речью, где назвала СПИД справедливым наказанием за неправильное сексуальное поведение. Когда ее удостоили Нобелевской премии, она заявила: аборты — самая большая проблема в мире. А на открытой мессе в Ирландии она заявила: «Давайте пообещаем Божьей Матери, которая так сильно любит Ирландию, что мы никогда не допустим в этой стране ни одного аборта. И никаких противозачаточных средств.» А позднее ею была проведена кампания против легализации разводов.
Она вообще не связывала перенаселение и нищету, объясняя это тем, что Бог всегда позаботится. Все бесплатные клиники Терезы могли оказать лишь примитивную и бессистемную помощь, а иногда и вовсе антисанитарную и опасную. Хотя сумма пожертвований, которые приходились на ее долю, была огромна. Несколько волонтеров заявляли: помощь умирающим была недостаточной. Такое состояние клиник у Терезы было преднамеренным, несмотря на миллионы долларов пожертвований.
Многие добровольцы и врачи были в шоке от всего, что увидели в клиниках Терезы. Дабы определить диагноз, не проводили никакие исследования, также не было и современного оборудования. Умирающим от рака не давали ничего, кроме аспирина. А иглы от шприцов мыли и использовали повторно.
Самое главное, что подобные условия не были следствием плохого финансирования. Многомиллионные пожертвования просто скрывались на банковских счетах, одновременно с этим добровольцев заставляли просить все больше и больше средств у жертвующих. На те деньги, что получала Мать Тереза реально было осуществить постройку нескольких хорошо устроенных больниц. Сама же Тереза, когда ей понадобилась помощь врачей, отыскада для себя самые передовые технологии на западе.
Есть и фраза, подтверждающая лицемерность Терезы:
«Я думаю, что это очень красиво для бедных, принять их долю, и разделить страдания вместе с Христом. Я думаю, что миру очень помогает страдание бедных людей.»
Широкой огласке подлежала версия, что Тереза старалась облегчить людям страдания, на самом же деле она считала, что страдания — это выгода. Больные люди, якобы могли стать ближе к Богу через свои страдания. Страдания, по версии Терезы, не зло, а благословение. И его нужно восхвалять, а не пытаться облегчить.
Еще более удивительным является тот факт, что Тереза заставляла крестить умирающих втихаря. То есть больные мусульмане или индусы не могли понять, что их крестили. Так она обращала в свою религию множество людей.
Ïî÷èòàë ðàçîáëà÷àþùóþ ñòàòüþ ïðî ìàòü Òåðåçó. Êàê è ìíîãèå, èñïîëüçîâàë å¸ èìÿ â êà÷åñòâå äîáðîãî-íàðèöàòåëüíîãî, à òóò òàêàÿ ÷åðíóõà âûëåçëà, àæ òîøíî. Ïðîâåðèë êîå-÷òî, íåáîëüøîé ôàêò÷åê íà ñêîðóþ ðóêó: òàê ëè îíà ñòðàøíà, êàê å¸ ìàëþþò?
Âèäåëè ïîäîáíûå ñòàòåéêè ïðî Ãàãàðèíà, Êîðîë¸âà èëè Àðìñòðîíãà? Ïðîòèâ Àëåêñàíäðà Ôëåììèíãà è åãî ïåíèöèëëèíà? Âîò-âîò, èíîé ðàç ÷èòàòü ïðîòèâíî, à ñòèëü «ãîðÿ÷èõ ôàêòîâ» âåäü ïîõîæ.
Òàê ÷òî ïðî ìàòü Òåðåçó? ×åñòíî íå çíàþ, íå ìîãó îïðåäåëèòüñÿ. Ìîæåò, è ìðàçü òà åù¸: ñïîðíî âñ¸ ýòî. Íî ÷òî ñòàòüÿ æåëòóøíàÿ è îäíîáîêàÿ, ýòî áåç âàðèàíòîâ.
1. Â å¸ Äoìàõ äëÿ óìèpaíèÿ áûëî çaïðåùåíî äàâàòü îáåçáîëèâàþùèå cpeäñòâa, à áoëüíûå yìèðàëè ïî÷òè ÷òî îò ëþáûõ áoëåçíeé…
Ëîãè÷íî, ÷òî â Äîìàõ äëÿ óìèðàíèÿ áîëüíûå óìèðàþò. Õîñïèñû âåäü. Òî, ÷òî îáåçáîëèâàþùèå áûëè ïîä çàïðåòîì ïî ìíå, ýòî óæàñíî. Íî ÷òî óìèðàþùèå óìèðàþò ýòî ëîãè÷íî.
2. Ÿ îòåö áûë ÿðûì aëáàíñêèì íàöèîíàëèñòîì, ñîñòîÿâøèì â ïîäïîëüíîé îðãaíèçàöèè, öåëüþ êîòîðîé áûëî î÷èùåíèå Ñêîïü¸ îò ñåpáîâ è ïðèñîåäèíåíèå åãî ê Àëáàíèè.
Ïîçíàâàòåëüíî, íàâåðíîå. Íî ïî ìíå, ýòî îòêðîâåííîå êîïàíèå â ãðÿçíîì áåëüå, äà è ïîìåð å¸ îòåö, êîãäà åé áûëî 9 ëåò. Ñëåãêà ïîãóãëèâ, ïðèìåðíî ïîíèìàþ, ÷òî àëáàíöåâ-íåíàöèîíàëèñòîâ â òå ãîäû òàì òîëêîì íå ñóùåñòâîâàëî. Íàêîíåö, ïðî ((õì ) ìàòü ìàòåðè Òåðåçû íå ñêàçàíî âîîáùå íè÷åãî, à æåíùèíà ïî ñâîåìó ïðèìå÷àòåëüíàÿ: çàáîòèëàñü î ñèðîòàõ, ïîìîãàëà áåäíûì, âñ¸ òàêîå. Íî ÷åðíóõà ïðî îòöà-íàöèîíàëèñòà âåäü èíòåðåñíåå, äà?
3. Ïîä ó÷ðåæäåíèå, êîòîðîå ñàìà ìàòü Òåðåçà íàçâàëà Äîì äëÿ óìèðàþùèõ, ìýðèÿ âûäåëèëà åé â 1948 ãîäó áûâøèé õðàì èíäèéñêîé áîãèíè Êàëè.
Äà õîòü çäàíèå ìîðãà! Êàêàÿ ðàçíèöà-òî? Íî ôàêò âåäü æàðåíûé, ñèìâîëè÷íûé! Êàëè, êñòàòè, õîòü è ñ÷èòàåòñÿ êóëüòîâîé áîãèíåé ñìåðòè è ïðî÷èõ ãàäîñòåé, îíà åù¸ è óíè÷òîæèòåëüíèöà äåìîíîâ, äà è âîîáùå ó ìíîãîðóêîé äàìû áûëè äåñÿòêè èïîñòàñåé, êàê è ó äðóãèõ ìåñòíûõ áîãîâ.
4. Êàïåëüíèö íå õâàòàëî, èãëû èñïîëüçîâàëèñü ìíîãîêðàòíî. Ìîíàõèíè ïðîìûâàëè èõ â õîëîäíîé âîäå. Íà ìîé âîïðîñ: ïî÷åìó îíè íå äåëàþò èõ äåçèíôåêöèþ â êèïÿòêå, ìíå îòâåòèëè, ÷òî ýòî íå íóæíî è íà ýòî íåò âðåìåíè.
À äëÿ ÷åãî äåçèíôèöèðîâàòü èãëû äëÿ óìèðàþùèõ, â óñëîâèÿõ ãëóáîêîé àíòèñàíèòàðèè è íåõâàòêè âñåãî? Íàïîìíèëî ñòàðûé àíåêäîò: ïî÷åìó, ïåðåä êàçíüþ ëîá ðàññòðåëèâàåìûõ ìàæóò çåë¸íêîé? ×òîáû ïóëÿ, ïðîáèâàÿ ÷åðåï, íå çàíåñëà èíôåêöèþ â ìîçã.
5. ïàöèåíòû òîæå áûëè îáðèòû íàãîëî.
Çàùèòà îò âøåé â óñëîâèÿõ ëþòîé àíòèñàíèòàðèè õîñïèñîâ, âñ¸ ëîãè÷íî. Ïî÷åìó ýòî ïðåïîäíîñèòñÿ, êàê íå÷òî ðàäèêàëüíî íåïðèåìëåìîå?
6. Êîãäà æå ñàìîé ìàòåðè Òåðåçå ïîíàäîáèëàñü ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü, îíà íå ñòàëà ïîëüçîâàòüñÿ óñëóãàìè ñâîèõ ìåäó÷ðåæäåíèé, à îòïðàâèëàñü ëå÷èòüñÿ â îäíó èç ñàìûõ äîðîãîñòîÿùèõ êëèíèê â ìèðå
Ÿ ìåäó÷ðåæäåíèÿ ïðåäíàçíà÷àëèñü äëÿ óìèðàþùèõ. Ëîãè÷íî, ÷òî ëå÷èòüñÿ îíà îòïðàâèëàñü â äðóãîå ìåñòî òóäà, ãäå ëå÷àò íå-óìèðàþùèõ.
7. Íåíàâèäåëà îíà è ôåìèíèçì
À âîò ýòî íå òàê óæ ïëîõî 🙂
8. ñàìà îíà âî âðåìÿ ñâîèõ ìíîãî÷èñëåííûõ ïóòåøåñòâèé ïî ìèðó ïðåäïî÷èòàëà ïåðåäâèãàòüñÿ â ïåðñîíàëüíûõ ñàìîë¸òàõ è âåðòîë¸òàõ
Íå, à â ÷¸ì åé åù¸ ïåðåäâèãàòüñÿ, îñîáåííî â óñëîâèÿõ áåäñòâèé, ðàçðóøåíèé, ýïèäåìèé, îòñóòñòâèÿ ðåãóëÿðíîãî òðàíñïîðòíîãî ñîîáùåíèÿ?
9. Ïîëó÷åíèå Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ìèðà ïðåïîäíîñèòñÿ êàê íå÷òî ïîçîðíîå. Äà, áûëè ñðåäè ëàóðåàòîâ è ïðîòèâîðå÷èâûå ëè÷íîñòè. Íî áûëè è ïðåêðàñíûå, ñòîÿùèå ëþäè. Íàíñåí âîí, ïðèòîì ñîâñåì íå çà ãåîãðàôè÷åñêèå îòêðûòèÿ. Ïîòðÿñàþùèé àíòèôàøèñò Êàðë ôîí Îñåöêèé.
10. Ñàìûé ìîùíûé ñêàíäàë, ñâÿçàííûé ñ ðàñõîäîâàíèåì ïîæåðòâîâàíèé, ïîëó÷åííûõ Àãíåñ Áîÿäæèó, ïðîèçîø¸ë â 1991 ãîäó, êîãäà íåìåöêèé æóðíàë Stern íà îñíîâå äîêóìåíòîâ îïóáëèêîâàë èíôîðìàöèþ î òîì, ÷òî òîëüêî 7% ïîæåðòâîâàíèé èä¸ò íà ëå÷åíèå áîëüíûõ.
Ïëîõî, êîíå÷íî. Äà ÷òî òàì – îòêðîâåííî ïîçîðíî. Íî òóò åñòü ëþòûå ïåðåä¸ðãèâàíèÿ ôàêòîâ è êðèâîé ïåðåâîä. Ðå÷ü ïðî 7% øëà èìåííî î ïåðèîäå 1991 ãîäà. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî â äðóãèå ãîäà âñ¸ áûëî çíà÷èòåëüíî ëó÷øå, à èìåííî òîò ãîä ïîëó÷èëñÿ äåéñòâèòåëüíî ôèíàíñîâî ëåâûì.
11. «Òàê, â 1981 ãîäó îíà ïîñåòèëà Ãàèòè, ãäå ïðàâèë Æàí-Êëîä Äþâàëüå, ïîëó÷èâøèé âëàñòü ïîñëå ñìåðòè îòöà-äèêòàòîðà. Êàçàëîñü, ÷òî õîðîøåãî ìîæíî ñêàçàòü î ñèòóàöèè â ñàìîé áåäíîé ñòðàíå Çàïàäíîãî ïîëóøàðèÿ è îäíîé èç áåäíåéøèõ â ìèðå, ãäå ïðîöâåòàþò êîððóïöèÿ è áîëåçíè»
Ÿ êîíòîðà, ïëîõà îíà èëè õîðîøà, áûëà îäíîé èç î÷åíü íåìíîãèõ, êòî äåëàë â ýòîé ñòðàíå õîòü ÷òî-òî, íå áîÿñü çàìàðàòü ðóêè.
***
À «ïðîòèâîðå÷èâûå çàïîâåäè» – çàìå÷àòåëüíàÿ øòóêà.
1. Ëþäè áûâàþò íåðàçóìíû, íåëîãè÷íû è ýãîèñòè÷íû âñå ðàâíî ïðîùàéòå èõ.
2. Åñëè âû ïðîÿâèëè äîáðîòó, à ëþäè îáâèíèëè âàñ â òàéíûõ ëè÷íûõ ïîáóæäåíèÿõ âñå ðàâíî ïðîÿâëÿéòå äîáðîòó.
3. Åñëè âû äîáèëèñü óñïåõà, òî ó âàñ ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ìíîæåñòâî ìíèìûõ äðóçåé è íàñòîÿùèõ âðàãîâ âñå ðàâíî äîáèâàéòåñü óñïåõà.
4. Åñëè âû ÷åñòíû è îòêðîâåííû, òî ëþäè ìîãóò âàñ îáìàíûâàòü âñå ðàâíî áóäüòå ÷åñòíû è îòêðîâåííû.
5. Òî, ÷òî âû ñòðîèëè ãîäàìè, ìîæåò áûòü ðàçðóøåíî â îäíî÷àñüå âñå ðàâíî ïðîäîëæàéòå ñòðîèòü.
6. Åñëè âû îáðåëè áåçìÿòåæíîå ñ÷àñòüå, òî âàì ìîãóò çàâèäîâàòü âñå ðàâíî áóäüòå ñ÷àñòëèâû.
7. Äîáðî, êîòîðîå âû ñîòâîðèëè ñåãîäíÿ, ëþäè ïîçàáóäóò çàâòðà âñå ðàâíî òâîðèòå äîáðî.
8. Äåëèòåñü ñ ëþäüìè ñàìûì ëó÷øèì èç òîãî, ÷òî ó âàñ åñòü, è èì ýòîãî íèêîãäà íå áóäåò äîñòàòî÷íî âñå ðàâíî ïðîäîëæàéòå äåëèòüñÿ ñ íèìè ñàìûì ëó÷øèì.  êîíöå êîíöîâ, âû óáåäèòåñü, ÷òî âñå ýòî áûëî ìåæäó Áîãîì è âàìè è íèêîãäà íå áûëî ìåæäó âàìè è íèìè.
9. Íåâàæíî, êòî è ÷òî ãîâîðèò î âàñ ïðèíèìàéòå âñå ñ óëûáêîé è ïðîäîëæàéòå äåëàòü ñâîå äåëî.
***
 ëþáîì ñëó÷àå, ñ÷èòàþ ðåëèãèîçíûõ ôàíàòèêîâ… ôàíàòèêàìè. Ìîíàõèíè è äðóãèå áîëåçíûå, ñîçíàòåëüíî îòêàçûâàþùèåñÿ îò õîðîøèõ øòóê – ýòî ñòðàííî è íåïðèåìëåìî äëÿ ìåíÿ. Îòêàç îò îáåçáîëèâàþùèõ â õîñïèñàõ – ëþòûé áðåä íà ãðàíè ñ ïðåñòóïëåíèåì. À âîò ìàññîâîå ñîçäàíèå õîñïèñîâ, äàæå ñàìûõ ïëîõèõ, à òåì áîëåå â áåäíåéøèõ ñòðàíàõ ìèðà – òî ïîäâèã.
В 2020 году человечество отметит 110-летие со дня рождения матери Терезы. Меж тем потомки до сих пор не разобрались во всем, что было намешано в этой загадочной женщине, чье имя — символ самопожертвования и сочувствия — давно стало нарицательным.
Встреча в камере
Мать Тереза была ростом 150 см и весила 45 кг. Всегда — от поездок в нищие кварталы до королевских приемов и вручения Нобелевской премии — она носила индийское сари за 1 доллар и сандалии на босу ногу. Неприметнее некуда, но, по воспоминаниям тех, кто с ней встречался, она магнетически действовала что на аристократов, что на отъявленных преступников.
Одно из самых необычных воспоминаний о благотворительнице оставил американский заключенный Майкл Хантер, которого приговорили к смертной казни. «Охранник нам сказал, что сегодня приедет мать Тереза, — рассказывал позже Хантер. — „Я не соскучился по этой крошке, — ответил я с циничной ухмылкой. — Если она появится, пусть зайдет ко мне в спортзал. Может, я заброшу ее в кольцо“. Я вышел из камеры и направился в спортзал. А по ту сторону заграждения стояла хрупкая женщина, которой на вид было лет сто. Да, это была мать Тереза».
Встреча все изменила. «Вы должны понять, что в общем-то я покойник, — продолжает Хантер. — Мне не нужно соблюдать условности, я могу нарушать любые правила и говорить то, что мне хочется. Хуже мне все равно уже не будет. Но я только посмотрел на эту женщину, которую многие считают святой, и просто потерял дар речи. Ее мудрые, все понимающие глаза лучились невероятной энергией и теплом. Она улыбнулась, благословила медальон с изображением Девы Марии и протянула его мне. Я бы не подошел по своей воле к решетке, чтобы встретиться с мэром, губернатором, президентом или папой римским. Да я бы просто послал их подальше. Но когда я стоял напротив этой женщины, все, что я смог выдавить из себя, было: „Спасибо, мать Тереза“».
Бутон цветка
Самая влиятельная женщина католической церкви, как называли мать Терезу, родилась в 1910 году в македонском городе Скопье в обеспеченной албанской семье торговца различными товарами. «У меня было счастливое детство», — вспоминала позже сама Тереза, которая до монашеского пострига носила имя Агнес Бояджиу.
В семье было трое детей, Агнес — младшая. Ее старший брат Лазарь вспоминал, что в детстве Агнес была маленькой розовой толстушкой, к тому же очень смешливой. Поэтому дома ее называли Гонджа, что в переводе с албанского означает «бутон цветка».
Отец семейства был активистом албанского освободительного движения, выступавшим за присоединение Скопье к Албании. Мать — ревностной католичкой, которая часто брала младшую дочь на службу. Когда Агнес было 9 лет, ее отец умер — как считается, был убит за свою деятельность. Жизнь семьи резко поменялась. В 18 лет, услышав, как священник зачитывает письма от миссионеров из Индии о сложностях, бедности и болезнях в этой стране, впечатлительная девушка приняла решение отправиться туда с католической миссией.
Маленькая монахиня
Хрупкую девочку из богатой семьи поначалу никто не воспринял всерьез. Но вскоре информация о ней стала выходить за пределы обители, где она жила.
Тереза всю жизнь вставала в 4:40. Однажды ночью в монастырь забрались воры — только Тереза не испугалась и прогнала их. В другой раз сестры шли по дороге, когда путь им преградил разъяренный бык. Тереза практически выступила в роли тореро, как вспоминали ее подруги.
Однажды девушка увидела заживо гниющую, еле живую женщину, вокруг которой уже кружили полчища крыс. «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах, — вспоминала сама Тереза. — Я убежала и стала молиться. Потом вернулась. Я к ней прикоснулась, вымыла ее, помогла. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак».
На первом этаже дома одного из прихожан Тереза разместила свой первый благотворительный офис — начало ее знаменитого Ордена милосердия, который позже помогал нищим, больным, умирающим по всему миру. Благословения она просила не один месяц. В конце концов архиепископ Перьер не устоял. Как никто не мог устоять перед энергией этой женщины.
Цифра
3–5 млрд долларов, по разным оценкам, собрала пожертвованиями мать Тереза для католической церкви.
«Если Тереза — святая, то я — Иисус Христос!»
Мать Тереза дружила с принцессой Дианой и Индирой Ганди. Встречалась с преступниками и принимала пожертвования от кровавых диктаторов. Ее ругали, но Тереза объясняла, что в каждом человеке видит частичку Иисуса.
Столько критики, сколько досталось матери Терезе при жизни и после смерти, не выпадало ни на одного из католиков. «Если мать Тереза — святая, то я — Иисус Христос», — заявил итальянский мафиози-убийца Бруско.
Но знаменитая монашка сама давала поводы не считать себя ангелом. Как вспоминают ее знакомые, иногда не могла сдержаться, чтобы тонко не съязвить. Как-то раз Маргарет Тэтчер, громко пообещав большую поддержку, на деле выделила довольно скромную сумму. Мать Тереза на одном из высоких приемов «отомстила», воскликнув: «Люблю Англию! Одна леди — Дарчер? Дечер? — даже помогла мне купить несколько табуретов для больницы».
Ее тонкое чувство юмора отмечали многие. Сама Тереза хитро отшучивалась: «Боюсь, Христу досталась легкомысленная невеста».
Ее душу терзал дьявол
Но самые взрывные факты биографии католички открылись уже после ее смерти, когда были опубликованы дневники женщины и ее письма к духовникам. Такой Терезы не знал никто. Оказалось, в душе служительницы церкви, которую все помнили со смиренным выражением лица, бушевали нешуточные страсти.
«Все внутри меня холодно, как лед», «небеса закрыты», «нет веры», «не могу молиться», «темная, холодная и пустая реальность», «тьма такая, какую и описать невозможно», «одиночество», «сухость», «ум, сердце, все слепо», — писала мать Тереза. Иногда она даже договаривалась до сомнений в существовании Бога, называя Христа «Тот, Кто отсутствует».
Ватикан разъяснял, что периоды подобной богооставленности в католицизме называются «темной ночью» души и считаются одной из стадий духовного роста. Незадолго до смерти Тереза по настоянию архиепископа Калькутты Генри Себастьяна д’Сауза прошла через обряд экзорцизма — изгнания дьявола, который, как полагали священники, мучил женщину.
Женщина-улыбка, как называли Терезу, последние годы жила с кардиостимулятором. Она скончалась в возрасте 87 лет от второго инфаркта.
Открывшиеся после смерти факты отодвинули вопрос о канонизации матери Терезы, которую еще при жизни стали называть святой. К лику святых монахиню причислили только в 2016 году.
«Если я когда-нибудь стану святой, — шутила в своем стиле Тереза еще при жизни, — буду то и дело сбегать с небес, чтобы нести свет тем, кто во мраке».
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Кстати
Основанный матерью Терезой Орден милосердия начинался с 12 человек, а сейчас имеет 4300 сестер, 400 отделений в 111 странах мира.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №09-2019 под заголовком «Несвятая святая».
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ США РОНАЛЬД РЕЙГАН С СУПРУГОЙ НЭНСИ ВРУЧАЮТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНИЦЕ «МЕДАЛЬ СВОБОДЫ» (1985 Г.). ФОТО НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА США
Святая считала страдания бедняков «красивыми»
– Ну, прямо мать Тереза! – говорим мы о человеке, готовом помочь любому, даже если у самого в карманах ветер гуляет. И лишь немногие знают, что женщина, обретшая мировую славу бескорыстной благотворительницы, на деле была религиозной фанатичкой, лишенной сострадания и принципов.
Миссионерская позиция
Нищета, болезни, катастрофы – мать Тереза засветилась при всех мало-мальски значимых событиях. Шептала слова утешения, кормила с ложечки, призывала молиться. Вот только реальной помощи не было.
Дома для умирающих, организованные Терезой, волонтер Мэри Лоудон сравнивала с нацистскими концлагерями.
– Раскладушки, матрасы на полу или гамаки, в которых больные лежат вперемешку, – описывала обстановку Мэри. – Все обриты наголо (для индийских женщин это сродни позору), многие связаны. Страдания «облегчают» с помощью аспирина. Иглы от шприцов и капельниц промываются в холодной воде и используются повторно. Многих можно было спасти, отправив в больницу или просто вколов антибиотики, но этого не делалось.
Слова Мэри подтверждали такие же добровольцы приютов ордена «Сестры миссионерки любви». Профессиональных медиков в учреждения матери Терезы не принимали. Те, кто побывал там с проверкой, ужасались антисанитарии, но их возмущенный голос тонул в море хвалебных речей в адрес «святой женщины».
– Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте, – увещевала Тереза, запрещая обезболивание.
Главной задачей сотрудников было уговорить больных принять католическую веру. Умирающих крестили без спроса: мокрая тряпка на лоб, молитва – все, он католик.
Увещевая страждущих, Тереза внушала им: «Вы страдаете, как Христос на кресте. Иисус должен целовать вас». Однажды ей кто-то возразил: «Так скажите ему, чтобы он перестал меня целовать». Добрая бабушка оставила реплику без ответа
Помощь не для всех
– 26 июля 1963 года в Скопье случилось землетрясение. Более тысячи человек погибли, три четверти зданий было разрушено. Мать Тереза благословила сотрудников американского военного госпиталя, отбывавших в столицу Македонии, однако из своего фонда не выделила родному городу ни копейки. Американцы пробыли в разрушенном Скопье 15 дней. Десять из них ушли на установку и демонтаж госпиталя. Пять – на фотосессии. К слову, 500 советских военных инженеров отработали тогда в Македонии полгода.
– Мать Тереза уверяла, что ее организация ежедневно кормит в Калькутте более тысячи человек. По словам Арупа Чаттерджи – врача, расследовавшего деятельность матери Терезы, суповых кухонь было всего три, и накормить они могли максимум сто человек. Причем баланду выдавали лишь тем, у кого имелись продуктовые карточки. Нехристианам получить их было невозможно. Лгала «святая» и о количестве школ для пяти тысяч бедных детей – она была всего одна для сотни ребятишек. И о том, что волонтеры подбирают немощных на улицах и отвозят в приюты. На деле никто никого не подбирал, а машины скорой помощи, подаренные ордену, использовались для передвижения монахинь. Говорят, обнаружились также документы о продаже детей из приюта, но дело быстро замяли.
– В 1984 году на химическом заводе американской компании «Юнион карбайд», расположенном в индийском городе Бхопал, взорвался чан с ядовитыми веществами объемом 60 тысяч литров. 4 тысячи человек погибли сразу, 21 тысяча умерли в течение нескольких дней. Пострадали почти 600 тысяч – катастрофа, сравнимая с чернобыльской. Мать Тереза срочно приехала в город и объяснила жителям: это божье наказание, потому надо смириться и молиться. Ей удалось остановить акции против компании. Руководство «Юнион карбайд» через несколько лет выплатило пострадавшим и родственникам жертв почти полмиллиарда долларов. Ни один американский сотрудник не ответил за аварию – посадили семерых местных. А фонд матери Терезы получил на счет кругленькую сумму.
Кстати, посещение матерью Терезой армянского Спитака после землетрясения 1988 года широко освещалось в прессе. Но упоминаний о том, что пострадавшим помогли материально, нет.
И еще. В 1993-м землетрясение в индийской провинции Латур унесло жизни 8 тысяч человек. Пять миллионов оказались на улице. Дома им построили другие организации, а вот позировала на их фоне мать Тереза, не отправившая пострадавшим ни гроша.
Большая жизнь
26 августа 1910 года, Скопье. В состоятельной семье албанских католиков Бояджиу родилась девочка – Агнес Годже.
1919 год. Убит глава семейства Никола Бояджиу – националист, выступавший за очищение Скопье от славян, то есть сербов, македонцев и болгар, и присоединение города к Албании.
В юности миссионерка носила имя Агнес ГОДЖЕ (справа)
1928 год. Агнес окончила сербскую гимназию и уехала в Ирландию, где поступила в монашеский орден «Сестры Лорето». Она никогда больше не будет разговаривать на родном языке, посещая Югославию, станет общаться через переводчика.
1931 год. Девушка принимает постриг и берет имя Тереза. Ее направляют в Калькутту преподавать в женской школе Святой Марии.
1946 год. Терезе якобы является Иисус Христос. Он велит ей бросить школу, надеть сари и идти помогать беднякам. Впрочем, мать Тереза много раз путалась в «показаниях»: рассказывала, например, что Бог регулярно ей являлся с пяти лет.
1948 год. Власти Калькутты отдают Терезе бывший храм богини Кали. Отныне здесь будет Дом для умирающих. Персонал набирают из учрежденного монахиней ордена «Сестры миссионерки любви».
1969 год. ВВС снимает документальный фильм о матери Терезе. Пиар сделает свое дело: храмы ордена организуют в 121 стране мира, число монахинь вырастет до 5 тысяч, волонтеров – до 40 тысяч. Терезу станут воспринимать как святую.
1979 год. Матери Терезе присуждают Нобелевскую премию мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
С Папой Римским ИОАННОМ ПАВЛОМ II
1997 год. 13 марта мать Тереза сняла с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. 5 сентября она скончалась. Почти сразу католическая церковь начала процедуру причисления к лику блаженных, после которой следует канонизация. Хотя, по правилам, эта процедура может быть начата не ранее пяти лет со дня смерти.
2016 год. На площади Святого Петра в Риме в присутствии 120 тысяч человек, включая 1,5 тысячи итальянских бомжей, Папа Римский Франциск канонизировал мать Терезу.
Деньги не пахнут
Всемирная слава приносила деньги. Но происхождение звонкой монеты благотворительницу мало интересовало.
$1,5 миллиона подарил Терезе Жан-Клод Дювалье – президент Гаити, диктатор.
– Нигде я не видела такой близости между бедняками и главой государства, – лицемерно заявила мать Тереза, словно не замечая нищеты и болезней в одной из беднейших стран мира. Ее приезд обошелся властям в $1 миллион.
Пополнился счет ордена после визита Терезы в Албанию. Она мило пообщалась с лидером страны коммунистом Рамизом Алией, а затем возложила венок на могилу его предшественника Энвера Ходжи, который закрыл все храмы, священнослужителей казнил или заточил в тюрьмы.
Британский медиамагнат Роберт Максвелл украл из пенсионного фонда своих сотрудников $600 миллионов и часть из них отправил матери Терезе.
Американский бизнесмен Чарльз Киттинг, также присвоивший деньги вкладчиков фонда, отщипнул «святой» $1,25 из своих $252 миллионов. Когда его посадили, Тереза попросила о снисхождении. Прокурор Пол Терли предложил ей вернуть украденные деньги их владельцам. На этом переписка оборвалась.
Заведя дружбу с Индирой Ганди, Тереза добилась, чтобы ее монашеский орден освободили от проверок. Журналистам, задававшим неудобные вопросы о расходовании средств, советовала поговорить с Богом. Незадолго до ее смерти всплыли документы, из которых следовало, что на благотворительность шло около семи процентов пожертвований. Остальное, в том числе, Нобелевская премия Терезы, отправлялось в Банк Ватикана в Риме и тратилось на нужды католической церкви.
Вообще против, но иногда за
Мать Тереза, как и положено католичке, выступала против абортов и разводов. Но когда дело касалось людей, с которыми она дружила и от которых могла получить куш, ее позиция менялась. Она поддержала Индиру Ганди в насильственной стерилизации бедняков и назвала решение принцессы Дианы о разводе с Чарльзом единственно правильным, раз из семьи ушла любовь.
Святая Тереза и принцесса ДИАНА сошлись во взглядах на развод: когда очень хочется, то можно
Средства контрацепции Тереза также требовала запретить. Аргумент, что они защищают не только от зачатия, но и от некоторых болезней, не принимала.
– СПИД – справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение, – утверждала она.
Ни в чем себе не отказывала
Передвигаться по миру мать Тереза предпочитала на частных самолетах или первым классом. Причем нередко перелет ей оплачивали сами авиакомпании.
Проблемы со здоровьем решать в своих центрах Тереза не хотела, предпочитая клиники США, Италии и Индии. Заявила, что не может себе позволить операцию по удалению катаракты за $6,5 тысяч в клинике Сент Фрэнсис в Питтсбурге, а через год прооперировалась в Нью-Йоркском медицинском центре – еще дороже. Во время операций на сердце Тереза ни разу не отказалась от обезболивающего, дабы пострадать, как Иисус. Последние месяцы жизни провела в комнате, напичканной современным оборудованием.
Из дневника матери Терезы, обнародованного в 2007 году: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет».
Чудеса в решете
Причислить человека к лику святых католическая церковь может, если он совершил чудо. Сначала таковым пытались объявить исчезновение злокачественного 17-сантиметрового новообразования в желудке у индианки Моники Бесры. Якобы в годовщину смерти матери Терезы сестра женщины приложила к животу больной медальон, которым касались тела будущей святой в день похорон. Помолилась, и вскоре опухоль рассосалась. Но супруг исцелившейся признал: у жены был не рак, а киста яичника, и справились с ней врачи. Объявление Терезы святой отложили.
Пока преподобный Брайан Колодийчук не отыскал новое чудо. Житель Бразилии Марсилио Хаддата Андрино страдал от рака мозга. Его жена Фернанда молилась матери Терезе, и все прошло. Медики в этой истории не участвовали, так что подтвердить или опровергнуть ее было невозможно.
Журналист ВВС Малколм Маггеридж, делавший фильм о Терезе, рассказывал: дескать, в Доме для умирающих не было электричества, но съемки удались, поскольку появился божественный свет. Слова оператора Кена Макмиллана о том, что это просто новая пленка для ночных съемок, никто не услышал.
Только цифра
По разным оценкам мать Тереза «заработала» для католической церкви от трех до пяти миллиардов долларов.
Полякова Анна для eg.ru