В чем польза игры на духовых

В чем польза игры на духовых thumbnail

О пользе игры на духовых инструментах, или Здоровьесберегающие технологии при обучении музыканта-духовика

Духовые музыкальные инструменты – семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи.

Духовые инструменты – инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.

Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают не только систему дыхания, но и в целом весь организм. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов.     

      По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей, а в последние годы положение ещё более усугубилось, увеличилась частота заболеваний астмой и тяжесть её протекания. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет, увеличилось в 2 раза.
       Астма может появиться у ребенка в любом возрасте, но у большинства детей первые симптомы заболевания проявляются в возрасте до 5 лет, что является важным сигналом для каждого родителя, ведь именно в этом возрасте можно оказать «первую помощь» вашему малышу и облегчить его последующую жизнь. Не стоит недооценивать тот факт, что музыкальный инструмент может быть помощником в этом деле! Оказывается, правильно выбранный музыкальный инструмент может оказать огромное влияние на здоровье растущего организма и способствовать укреплению и оздоровлению его дыхательной системы.
      Страдающим астмой или частыми простудными заболеваниями дыхательной системы особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах, как флейта, кларнет, саксофон, труба и прочие, а для детей с четырех лет – блокфлейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их.

      То, что играть на духовых музыкальных инструментах действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако  следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».
      Обучения игре на блокфлейте можно начинать примерно с 4 лет. Этот инструмент имеет множество преимуществ.  Он развивает моторику, дыхательную систему, воображение (через поиск новых способов извлечения звуков), а главное приучает ребенка к музыке и терпению. Игра на блокфлейте в каждом откроет творческую музыкальную одаренность и разовьет вкус к прекрасному. Кроме этого, тут всегда нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно следит преподаватель. Известны многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий.       

       По словам директора НИИ пульмонологии, главного пульмонолога России, академика Александра Чучалина – занятия флейтой рекомендуются при бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни, аллергических поражениях верхних дыхательных путей, аллергических заболеваниях кожи, остеохондрозе и функциональных нарушениях ЦНС, психастении, алкоголизме, наркомании, нарушении иммунитета и гормонального баланса, нейроэндокринных синдромах климактерического периода, нарушении потенции, расстройств менструального цикла и многих других. Кроме того, игра на флейте положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию, лечит координационные нарушения, нарушения слуха, гипер- и гиподинамию.
      Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на духовом музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребёнка.

Е.А. Кузнецова,

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Духовые инструменты»

Источник

Автор: Трояновский Борис Юрьевич
Должность: педагог по классу флейта,блок-флейта.
Учебное заведение: ГБОУДОД им.Александрова.
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка.(эссе.)
Тема: “Влияние и польза игры на флейте и других духовых инструментах на дыхательную систему человека”.
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Влияние и польза

игры на флейте и других

духовых инструментах

на дыхательную систему человека.
Музыкальное образование – одно из непременных условий
всесторонне развитой личности,
ПОЭТОМУ

МНОГИЕ
родители мечтают
отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового
учебного года родители активно записывают своих чад в
разнообразные студии и школы.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок
будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого
решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на
здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера.
Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный
момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта
мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте
инструменты более универсальные.
Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему
послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать,
как на нихиграют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес
к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности
выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот
или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье

вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития
дыхания, чем занятия на духовых инструментах.
Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы
занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой,
кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти
занятия сопряжены с работой над профессиональным
исполнительским дыханием, которая помогает бороться с
симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!
Духовые музыкальные инструменты – семейство музыкальных
инструментов, у которых источником звука является столб
заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в
значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в
инструмент воздушной струи.
Духовые инструменты – инструменты универсальных
возможностей. Они используются везде: в симфонических,
джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах,
в коллективах авангардных направлений современной музыки.
В музыкальных школах – целое «созвездие» инструментов, на
которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти
инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре.
Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они
укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно
рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной
астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых
инструментах, мальчики могут получить специальность для службы
в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в
ВУЗах страны.
Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах
существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на
саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок

достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая
акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет
уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине.
Многие родители приводят своих детей в школу именно для
улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и
гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно
занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям
учиться играть было значительно интереснее, чем надувать
воздушные шарики, как советуют врачи.
То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает
и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук:
«При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое,
саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха.
Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным
единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в
организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед
тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и
противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при
эмфиземе (патологическом увеличении объема легких),
повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на
некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при
врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана
«тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы,
так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».
Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет
ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба,
валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться
на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для
всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты,
мелодии и, что самое главное , развивается дыхание! Знаю многие

случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием
ребенка через пару-тройку лет занятий.
Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева,
которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и
последующей обструкцией воздушного потока вследствие
воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем
могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная
инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух,
табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом
обструкция воздушных путей носит динамичный характер и
улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения.
Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски.
Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ
удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных
ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик-
аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На
случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные
упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно
австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы
-игрой на духовых музыкальных инструментах.
Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной
играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте
австралийских аборигенов. Исследование, проведенное
сотрудниками Университета Южного Квинсленда — Австралия,
показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают
дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.
В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на
протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на
диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные
функции значительно улучшились. По словам ученых, этому

способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание,
необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента.
Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной
до трех метров, сердцевина которого выедена термитами.
Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском.
Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями
тотемов племени.

Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития

апноэ сна.
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца
играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные – нет.
Специалисты проверили функцию легких участников. Также
добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки
риска развития апноэ сна, пишет The Times of India.
Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не
лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако,
согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у
участников, которые играли на духовых инструментах, оказался
ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что
у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен
мышечный тонус в верхних дыхательных путях.
Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах
– хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У
занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают
области мозга, связанные с восприятием речи.

Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща
разная специализация. Мозг человека функционально разделен на
два полушария, соединенных т.н. “мозолистым телом”, то есть,

своеобразным “информационным мостом”, соединяющим части
мозга.
Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой,
данный “мост” гипертрофируется, другими словами- увеличивается
При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере
примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов,
помогающих информации циркулировать в пределах мозга).
Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего
мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между
ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах
приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок
становится умнее, развивается образное мышление. И он может
затем работать в разных областях человеческих знаний.
Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет
на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние
человека.
Список литературы:
1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г.,
247 с.
2. Усов Ю. А. «Методика обучения игре на трубе», изд-во
«Москва», 1982г., 354с.
3.

Галыгина Дарья Александровна.

Источник

Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.

Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.

Саксофон

Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.

Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.

Флейта

Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.

Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.

Гитара

Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне – попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).

Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).

Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.

А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!

Источник