В чем польза газированных напитков

ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ?!

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хамидуллин Э.Д. 1

1МБОУ “СОШ № 179 с УИОП” г.Казани

Шакирова Г.Ф. 1

1МБОУ “СОШ № 179 с УИОП”

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Здоровый образ жизни является основой для развития разных сторон жизни. Ведь наши успехи зачастую зависят от нашего образа жизни, от правильного питания. Чтобы человек мог жить, учиться и работать, и быть успешным, а его организм расти и развиваться, необходимо соблюдать правила здорового питания.

В первую очередь о нашем здоровье и правильном питании думают наши родители, поэтому и хотят, чтобы мы ели натуральные продукты и пили полезные напитки. Многие дети любят пить газированные напитки. А родители не разрешают их пить. Но так ли это вредно или можно изредка употреблять газировку? Газированная вода очень популярна во всем мире, повсеместная реклама предлагает разнообразную газировку. Мы пьем газировку, не задумываясь какой вред она наносит организму. Шипучие веселые пузырьки, наполняя стакан с разноцветными напитками, так и манят нас в жаркий день попробовать их на вкус. Да и реклама настоятельно приглашает пить и пробовать прохладительные напитки разных производителей. Врачи, к тому же, советуют для пользы здоровью употреблять не менее семи стаканов жидкости в день. А чем газировка не жидкость? И в жаркие дни лета она с прилавков магазина буквально разлетается. Поэтому предо мной была поставлена следующая цель: изучить влияние газированных напитков на здоровье человека, а именно детей.

В ходе моего исследования были поставлены задачи:

– изучить историю возникновения газированных напитков;

– исследовать состав газированной воды;

– узнать, как влияет газированная вода на здоровье;

– выяснить пользу газированной воды.

Актуальность темы связана с необходимостью сохранения здоровья детей и правильной организации его питания. Ведь правильное питание, действительно, важно и необходимо.

Объектом исследования стали газированные напитки и их влияние на здоровье человека.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к здоровому и правильному питанию. Также материалы моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира и на классных часах на тему о влиянии правильного питания на формирование здорового образа жизни.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. История возникновения газированной воды

Газированная вода или газировка – это прохладительный напиток из минеральной или обычной ароматизированной воды, насыщенной углекислым газом. Существует три вида газированной воды по уровню насыщения углекислым газом: слабогазированная, среднегазированная и сильногазированная.

Газированную воду изобрел английский химик Джозеф Пристли в 1767 г. Он проводил различные эксперименты с газом, который выделяется при брожении в чанах пивоваренного завода. Затем шведский химик Торберн Улаф Бергман в 1770 году изобрел прибор, с помощью которого можно было производить газировку в достаточно больших количествах. Этот прибор получил название сатуратор, от латинского слова saturo — насыщать. Но в 1783 г. промышленное производство начал Якоб Швепп, который и создал торговую марку Schweppes. Швепп для удешевления производства стал применять для газирования обычную пищевую соду, и газированную воду стали называть «содовая».

С тех пор многое изменилось, и на сегодняшний день имеется огромное количество газированных напитков с разным содержанием их составляющих и под разными торговыми марками: Coca-Cola, Fanta, Pepsi, Sprite. И если верить статистике, за последнее десятилетие, производство и употребление газированных напитков выросло как минимум в три раза.

Но в нашей стране газированные напитки создавали на основе настойки лимона и яблочного сока, и они назывались лимонадом. Самыми популярными напитками в нашей стране были: Лимонад, Ситро, Буратино, Дюшес, Колокольчик, Тархун, Байкал, Крем-сода. Например, Тархун изобрел в 1887 году тифлисский аптекарь Митрофан Лагидзе. В его состав входили газированная вода, лимонная кислота, сахар и экстракта эстрагона. А Байкал создавался как конкурентный напиток Кока-колы и был создан в 1973 году. В его состав входили: экстракты зверобоя и корня солодки, масла эвкалипта, лимона и лимонная кислота. Напитки продавались в стеклянных бутылках или в розлив, которые выдавались из автоматов газированной воды. Автоматы газированной воды можно было встретить на каждом шагу любого города нашей страны.

§2. Из чего состоит газировка? Как она влияет на здоровье?

Я решил изучить состав газированной воды на примере Кока-колы, Спрайта и Фанты и узнать полезные они для здоровья или нет.

Изучив этикетку выяснил, что в состав входит:

Состав

Кока-кола

Спрайт

Фанта

Очищенная газированная вода

Сахар

Краситель карамель

  

Регулятор кислотности ортофосфорная кислота

  

Регулятор кислотности лимонная кислота

 

Натуральные ароматизаторы

Краситель бета-каротин

  

Аскорбиновая кислота

 

Кофеин

  

Как же они влияют на здоровье человека?

Углекислый газ – по составу углекислый газ не вреден, но он вызывает отрыжку, вздутие живота, газы.

Сахар – отрицательно влияет на работу поджелудочной железы и эндокринной системы человека и может вызвать ожирение у детей и взрослых, сахарный диабет.

Красители и ароматизаторы – вызывают аллергические реакции, разрушают эмаль зубов, что приводит к кариесу.

Кофеин — вещество, вызывающее зависимость, а у детей — нарушающее развитие психоэмоциональной сферы. В одном стакане Coca-Cola кофеина столько же, сколько в чашке крепко заваренного чая. У детей такое количество кофеина может вызвать тахикардию и дрожь в руках. А если ребенок выпьет два или три стакана? Что касается сахара, в 1,5 литрах Coca-Cola содержится 40 (!) чайных ложек сахара. В поллитровой бутылке — суточная норма сахара для ребенка.

Основными консервантами являются лимонная или ортофосфорная кислота.

Лимонная кислота (Е330) – воздействует на эмаль зубов и может вызвать кариес.

Ортофосфорная кислота (Е338) — пищевая добавка, регулятор кислотности. Часто используется вместо лимонной кислоты, так как стоит в 2-3 раза дешевле.Может неблагоприятно действовать на эмаль зубов. Приводит к нарушению обмена кальция, может способствовать деминерализации костной ткани (кальций “вымывается” из костей).

Coca-Cola, как и любой другой сладкий газированный напиток, может стать причиной заболеваний желудка, сахарного диабета и, в первую очередь, ожирения. Вопрос в количестве. Если взрослый человек выпьет маленькую бутылку сладкой газировки 1-2 раза в неделю, ничего страшного с ним не случится. А если это ребенок, и он пьет колу каждый день, проблемы со здоровьем ему обеспечены” (см.Приложение на с.11)

§3. Польза газированной воды

О пользе газированной воды люди знали и использовали с древнейших времен. В то время люди использовали воду из природных источников только в лечебных целях. Она применялась как для употребления внутрь, так и в качестве основы для приготовления лечебных ванн. Существенную пользу организму человека может принести лишь природная газированная вода. Газированная вода в охлажденном виде лучше утоляет жажду, чем обычная вода. Она назначается при пониженном уровне кислотности для улучшения выработки желудочного сока. Газированная природная вода улучшает функционирование лимфатической, нервной и сердечно-сосудистой систем, усиливает аппетит, повышает гемоглобин, улучшает пищеварение. Байкал, Дюшес, Тархун – газированные напитки, содержащие экстракты целебных трав. Эстрагон в Тархуне и Дюшесе оказывает противосудорожное действие, улучшает пищеварение и повышает аппетит. Грушевый настой в Дюшесе отлично утоляет жажду, а также обладает мочегонным действием.

§4. Как правильно выбрать газировку.

Выбирая напитки необходимо запомнить несколько рекомендаций:

1. Обратить внимание на название напитка и не брать «Напиток на ароматизаторах».

2. Лучше покупать напитки неярких естественных цветов – большая вероятность использования естественного красителя.

3. Напитки, содержащие сахар, полезнее напитков на подсластителях.

4. Напитки, содержащие «ноль калорий» не могут быть на основе сахара, они содержат подсластители.

5. Напитки с подсластителями не рекомендуется хранить без холодильника и их нельзя нагревать.

6. Ни в коем случае не следует употреблять напитки с истекшим сроком годности. Помимо вреда аспартама (заменителя сахара), сама полиэтиленовая бутылка может выделять вредные вещества.

7. Стеклянная бутылка, безопаснее полиэтиленовой, хоть и считается непрактичной.

Изучив статистику, я выяснил, что средний американец выпивает 180 литров газированной воды в год, средний россиянин – 50 литров, средний китаец – 20 литров воды в год.

§5. Опрос среди сверстников.

В ходе работы над своим исследованием, я решил провести опрос среди сверстников. Были предложены следующие вопросы:

  1. Любите ли вы газировку?

  2. Какую газированную воду вы пьете?

  3. Какие еще напитки вы любите пить?

  4. Влияет ли реклама на выбор вашего напитка?

  5. Как вы думаете полезна ли газированная вода?

В опросе участвовало 32 человека. Большинство детей в нашем классе 23человека – не любят газированные напитки и только 9 из опрошенных любят газировку (см.Приложение на с.12).

К наиболее популярным напиткам относят Кока-колу -12 опрошенных, Буратино -10 человек, Спрайт – 9 человек, Фанту – 2 человека.

Участники опроса также предпочитают пить соки, компот, чай, воду.

Влияет ли реклама на выбор напитка положительно ответили 6 опрошенных и отрицательно 26 человек. 31 человек считают, что газировка вредна для здоровья, потому что она содержит консерванты, красители, сахар, газы и вызывает различные отклонения в здоровье. Меня порадовало, что большинство детей не употребляют напитки с консервантами.

§6. Мои опыты

Но я решил провести и свои опыты с газированными напитками. Были проведены следующие опыты:

1.Пробы с куриной скорлупой.

Я использовал минеральную воду, Фанту и Кока-колу и положил в стаканы куриные яйца. (см. Приложение на с.13)

Наблюдения: через двое суток скорлупа в стакане с Кока-колой стала темно-коричневого цвета и мягкой. Скорлупа в стакане с Фантой – не изменилась по цвету, но тоже стала мягкой на ощупь. Скорлупа в стакане с минеральной водой совсем не изменилась.

Вывод: таким образом газированная вода марки «Coca-Cola» и содержит красители, которые окрашивают яичную скорлупу, разрушают кальций и поэтому она вредна для наших зубов (см. Приложения на с.13)

2.Пробы с накипью на чайнике.

В чайнике была накипь. Я налил «Спрайт» в чайник с накипью и прокипятил его.

Наблюдения: накипь в чайнике исчезла, чайник стал чистым.

Вывод: газированная вода «Спрайт» удаляет накипь и значит она имеет кислую среду. Кислота очень вредна для здоровья человека.

Таким образом, чрезмерное употребление газированных напитков приводит к разрушению детского организма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь мы знаем, что газированные напитки, которые продаются в магазине, вредны для здоровья. Они не утоляют жажду, хотя мы покупаем их именно для этого.

Состав напитков оказывает губительное действие на здоровье: разрушаются зубы, становятся хрупкими кости, может возникнуть ожирение, аллергия, заболевания желудка, кофеиновая зависимость.

Поэтому для утоления жажды лучше использовать морсы, минеральную воду, очищенную питьевую воду, соки (см.Приложение на с.14)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.https// ru.wikipedia.org/wiki/Газированная_вода

2.Источник: https://www.neboleem.net/gazirovannaja-voda.php

ПРИЛОЖЕНИЯ

Просмотров работы: 688

Источник

Ïðîôèëàêòèêà êîðîíàâèðóñà

Íàø îðãàíèçì íà 60% ñîñòîèò èç âîäû. Äëÿ ïîääåðæàíèÿ âîäíîãî ðàâíîâåñèÿ ìû ïüåì êàæäûé äåíü. Êòî-òî ïðåäïî÷èòàåò êîôå, êòî-òî ÷àé, ïèâî, ñîêè, ãàçèðîâêó. Îñíîâó ëþáîãî íàïèòêà ñîñòàâëÿåò âîäà. Ïîìèìî âîäû â íàïèòêàõ ñîäåðæàòñÿ äðóãèå âåùåñòâà, îêàçûâàþùèå âîçäåéñòâèå íà íàø îðãàíèçì. Ýòî âîçäåéñòâèå ìîæåò áûòü ïîëîæèòåëüíûì èëè îòðèöàòåëüíûì, â çàâèñèìîñòè îò ðåãóëÿðíîñòè è îáúåìîâ óïîòðåáëåíèÿ òîãî èëè èíîãî íàïèòêà.

Âçðîñëîìó çäîðîâîìó ÷åëîâåêó íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ãàçèðîâàííîé âîäû íå ïîâðåäèò. Íî ÷àñòîå óïîòðåáëåíèå áîëüøèõ êîëè÷åñòâ ñëàäêîé ãàçèðîâàííîé âîäû ìîæåò íåáëàãîïðèÿòíî îòðàçèòüñÿ íà çäîðîâüå.

Ó êàæäîãî ãàçèðîâàííîãî íàïèòêà åñòü ñâîÿ êèñëî-ñëàäêàÿ îñíîâà. Ãðóáî ãîâîðÿ, â íåì ñîäåðæèòñÿ êàêîå-òî êîëè÷åñòâî ñàõàðà (ëèáî åãî çàìåíèòåëÿ) è êèñëîòû. Ñàõàð – ýòî ÷èñòûé óãëåâîä. Îäèí ãðàìì ñàõàðà âûäåëÿåò 3,85 êèëîêàëîðèè. Ó ïåïñè-êîëû – 57,74 êêàë â 100 ìë, ó êîêà-êîëû – 42 êêàë â 100ìë. Ìîæíî ïîäñ÷èòàòü, ñêîëüêî êóñî÷êîâ ñàõàðà ñîäåðæèòñÿ â áàíêå åìêîñòüþ 0,33 ë òîãî èëè èíîãî íàïèòêà.  ïåïñè-êîëå – 8 êóñêîâ ñàõàðà, â êîêà-êîëå – 6,5, â “Ñàÿíàõ” – 5,5, â “Øâåïñ áèòåð ëèìîí” – 4 êóñêà ñàõàðà.

Ëåãêî óñâàèâàåìûå êàëîðèè, êîòîðûìè áîãàòû ãàçèðîâàííûå íàïèòêè, “îáìàíûâàþò” ìîçã. Îíè êàê áû “ïðîñêàêèâàþò íåçàìå÷åííûìè” è óìåíüøàþò ÷óâñòâî ãîëîäà íà ñòîëü íåçíà÷èòåëüíîå âðåìÿ, ÷òî ïðàêòè÷åñêè íå ñêàçûâàþòñÿ íà êîëè÷åñòâå ïèùè, êîòîðîå ÷åëîâåê ñúåäàåò çàòåì. Íî “ëåãêèå êàëîðèè”, êîòîðûå ïîñòóïèëè â îðãàíèçì, âñå ðàâíî óòèëèçèðóþòñÿ, ïðåèìóùåñòâåííî – â æèð. Ïîýòîìó ÷ðåçìåðíîå óâëå÷åíèå ñëàäêîé ãàçèðîâàííîé âîäîé ìîæåò óâåëè÷èâàòü âåðîÿòíîñòü îæèðåíèÿ è ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Ëþäÿì, èìåþùèì ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê îæèðåíèþ è ñàõàðíîìó äèàáåòó, ñòîèò ïèòü îáëåã÷åííóþ âîäó – îíà èçãîòîâëåíà ñ ïðèìåíåíèåì ïîäñëàñòèòåëÿ.  ïîïóëÿðíûõ íàïèòêàõ ñ “íóëåâîé êàëîðèéíîñòüþ” ñàõàð çàìåíåí èñêóññòâåííûìè ïîäñëàñòèòåëÿìè, êîòîðûå ïðàêòè÷åñêè íå óñâàèâàþòñÿ îðãàíèçìîì. Êàëîðèé âû ñ òàêèì íàïèòêîì íå ïîëó÷èòå.

Ñàìûé èçâåñòíûé ïîäñëàñòèòåëè – àñïàðòàì (íóòðàñâèò). Àñïàðòàì – ýòî áåëîê. Ó íåêîòîðûõ ëþäåé íà ýòîò áåëîê ìîæåò âîçíèêàòü àëëåðãèÿ. Äðóãèå ïîäñëàñòèòåëè: ñàõàðèí, ñóíåò (àöåñóëüôàò êàëèÿ), öèêëîìàò. Ó íàïèòêîâ ñ ïîäñëàñòèòåëÿìè ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü î÷åíü íèçêàÿ, ïðàêòè÷åñêè íà íóëå.

Ñàõàð è ïîäñëàñòèòåëè, ñîäåðæàùèåñÿ â íàïèòêàõ, îñòàâëÿþò ñëàäêîå ïîñëåâêóñèå, íå ñïîñîáñòâóþùåå óòîëåíèþ æàæäû.

Íàèáîëåå ÷àñòî â ãàçèðîâàííûõ íàïèòêàõ ïðèìåíÿþò ëèìîííóþ, ÿáëî÷íóþ êèñëîòû. Ðåæå – îðòîôîñôîðíóþ êèñëîòó. Êàëüöèåâûå ñîëè îðòîôîñôîðíîé êèñëîòû ðàñòâîðèìû ëó÷øå, ÷åì êàëüöèåâûå ñîëè äðóãèõ ïðèìåíÿåìûõ â íàïèòêàõ êèñëîò. Ïîýòîìó ó ëþäåé, ïüþùèõ íàïèòêè, ñîäåðæàùèå îðòîôîñôîðíóþ êèñëîòó, êàëüöèé âûìûâàåòñÿ èç êîñòåé ëó÷øå.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ýòî ìîæåò ïðèâîäèòü ê îñëàáëåíèþ êîñòíîé òêàíè, êîñòè ëåã÷å ëîìàþòñÿ.

Èíîãäà âìåñòî íàçâàíèÿ êèñëîòû ïèøóò öèôðîâîé êîä. Êèñëîòà ëèìîííàÿ – Å330, îðòîôîñôîðíàÿ – Å338.

Îáÿçàòåëüíî â ëþáîé ãàçèðîâàííîé âîäå åñòü óãëåêèñëûé ãàç. Ñàì ïî ñåáå îí áåçâðåäåí (åãî èñïîëüçóþò äëÿ ëó÷øåé ñîõðàííîñòè íàïèòêà), íî åãî ïðèñóòñòâèå â âîäå âîçáóæäàåò æåëóäî÷íóþ ñåêðåöèþ, ïîâûøàåò êèñëîòíîñòü æåëóäî÷íîãî ñîêà è ïðîâîöèðóåò ìåòåîðèçì – îáèëüíîå âûäåëåíèå ãàçîâ. Ëþäÿì ñ ÿçâåííîé áîëåçíüþ, ãàñòðèòîì ñ ïîâûøåííîé êèñëîòíîñòüþ è ðÿäîì äðóãèõ çàáîëåâàíèé æåëóäêà è êèøå÷íèêà, ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ëþáîé ãàçèðîâàííîé âîäû, ãàç èç áóòûëêè íóæíî âûïóñêàòü ïóòåì âñòðÿõèâàíèÿ. Òîæå ñàìîå êàñàåòñÿ è ìèíåðàëüíîé âîäû. Äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ â ëå÷åáíûõ öåëÿõ èç íåå ðåêîìåíäóåòñÿ âûïóñòèòü ãàç.

Ñëàäêèå ãàçèðîâàííûå íàïèòêè ïðîâîöèðóåò ðàê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû

Ñîòðóäíèêè Óíèâåðñèòåòà Ìèííåñîòû (ÑØÀ) íà ïðîòÿæåíèè ÷åòûðíàäöàòè ëåò íàáëþäàëè çà 60 524 ìóæ÷èíàìè è æåíùèíàìè â Ñèíãàïóðå. Çà ýòî âðåìÿ ðàê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ðàçâèëñÿ ó 140 ÷åëîâåê. Âûïèâàâøèå äâå è áîëåå áàíêè ñëàäêèõ ïðîõëàäèòåëüíûõ íàïèòêîâ â íåäåëþ (â ñðåäíåì ïî ïÿòü áàíîê çà 7 äíåé) çàáîëåâàëè îíêîíåäóãîì íà 87% ÷àùå.

Ïðè ýòîì íèêàêîé ñâÿçè ìåæäó óïîòðåáëåíèåì ôðóêòîâûõ ñîêîâ è ðàçâèòèåì ðàêà îáíàðóæåíî íå áûëî. Íåãàòèâíîå âëèÿíèå îêàçûâàåò òîëüêî ãàçèðîâêà! Ó÷åíûå îáúÿñíÿþò ýòî òàê: â êîëå è ïîäîáíûõ åé íàïèòêàõ ñîäåðæèòñÿ î÷åíü ìíîãî ñàõàðà, èç-çà ÷åãî â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå óâåëè÷èâàåòñÿ âûðàáîòêà èíñóëèíà. Ýòî è ïðîâîöèðóåò ðàê. Êðîìå òîãî, ëþáèòåëè ãàçèðîâàííûõ íàïèòêîâ îáû÷íî ïèòàþòñÿ õóæå ïðî÷èõ, è ýòî òîæå ìîæåò ïëîõî âëèÿòü íà ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó.

Ñëàäêèå ãàçèðîâàííûå íàïèòêè óáèâàþò ñåðäöå

Âñå ìû óæå ñòî ðàç ñëûøàëè, ÷òî çäîðîâîå ïèòàíèå äîëæíî ñîïðîâîæäàòüñÿ íå ãàçèðîâàííûìè íàïèòêàìè ñ êðàñèòåëÿìè, êîíñåðâàíòàìè, àðîìàòèçàòîðàìè è ïðî÷åé õèìèåé, à ÷èñòîé ïèòüåâîé âîäîé èëè çåë¸íûì ÷àåì. Âîò òîëüêî ñëåäóåì ëè ìû ýòîìó ïðàâèëó?

Âîçìîæíî, ðåçóëüòàòû íåäàâíåãî èññëåäîâàíèÿ àìåðèêàíñêèõ ó÷¸íûõ çàñòàâÿò ëþáèòåëåé ãàçèðîâêè ïîäóìàòü åù¸ ðàç, ïðåæäå ÷åì êëàñòü áóòûëêó ñ «øèïó÷êîé» â òåëåæêó ñóïåðìàðêåòà.

Êàðäèîëîãè íàïîìèíàþò, ÷òî ñëàäêàÿ ãàçèðîâêà íå ÿâëÿåòñÿ çäîðîâûì âûáîðîì è å¸ ïîòðåáëåíèå äîëæíî áûòü ñâåäåíî ê ìèíèìóìó. Ïðè÷¸ì âðåäíûì äëÿ ñåðäöà ïèòü¸ì ìåäèêè íàçûâàþò êàê êîëó ñ êîôåèíîì è ñàõàðîñîäåðæàùèå ãàçèðîâàííûå íàïèòêè, òàê è íåãàçèðîâàííûå êàëîðèéíûå íàïèòêè è ôðóêòîâûå ñîêè, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ïîäñëàñòèòåëè, ïðèðîäíûå èëè èñêóññòâåííûå àðîìàòèçàòîðû. Èññëåäîâàòåëè îòìå÷àþò, ÷òî çà ïîñëåäíèå 30 ëåò ÷àñòîòà óïîòðåáëåíèÿ òàêèõ íàïèòêîâ óâåëè÷èëàñü áîëåå ÷åì â äâà ðàçà, îñîáåííî ñðåäè ïîäðîñòêîâ è ìîëîä¸æè.

Ñëàäêèå ãàçèðîâàííûå íàïèòêè ðàçðóøàþò çóáû

×àñòîå óïîòðåáëåíèå ñëàäêèõ ãàçèðîâàííûõ íàïèòêîâ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò ðèñê îñòàòüñÿ áåç çóáîâ, óòâåðæäàþò ñïåöèàëèñòû Àêàäåìèè îáùåé ñòîìàòîëîãèè.

Ëèìîííàÿ êèñëîòà, ñîäåðæàùàÿñÿ â ôðóêòîâîé ãàçèðîâàííîé âîäå, ïðèâîäèò ê ýðîçèè çóáíîé ýìàëè è, â ñëåäñòâèè, ê âûïàäåíèþ çóáà.

Ïîýòîìó ñïåöèàëèñòû ñîâåòóþò îòêàçàòüñÿ îò óïîòðåáëåíèÿ òàêèõ íàïèòêîâ è çàìåíèòü èõ îáû÷íûì ÷àåì è ñîêàìè.

 õîäå èññëåäîâàíèÿ ñïåöèàëèñòû ñðàâíèëè âëèÿíèå íà çóáíóþ ýìàëü ÷åðíîãî è çåëåíîãî ÷àåâ, ñîäîâîé è àïåëüñèíîâîãî ñîêà. Ðåçóëüòàòû îêàçàëèñü òàêîâûìè: ÷àé, â îòëè÷èå îò ãàçèðîâêè è ñîêà, íå ðàçðóøàë ýìàëü; çåëåíûé ÷àé îêàçàëñÿ ïîëåçíåå ÷åðíîãî – â íåì ñîäåðæèòñÿ áîëüøå ïðèðîäíûõ ôëàâîíîèäîâ, îáëàäàþùèõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè ñâîéñòâàìè.

Íî ïèòü åãî âðà÷è ñîâåòóþò áåç ìîëîêà, ëèìîíà è ñàõàðà, ïîòîìó êàê ýòè ïðîäóêòû ïîíèæàþò ïîëåçíûå ñâîéñòâà ÷àÿ.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê óïîòðåáëåíèþ ãàçèðîâàííîé âîäû

Ëþäÿì ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè (àëëåðãèÿ, èçáûòî÷íûé âåñ, ãàñòðèò, ÿçâåííàÿ áîëåçíü, êîëèò è äð.), ãàçèðîâàííûå ñëàäêèå íàïèòêè óïîòðåáëÿòü â áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ íå ðåêîìåíäóåòñÿ.

Äåòÿì ìëàäøå 3 ëåò æåëàòåëüíî ñëàäêèå ãàçèðîâàííûå íàïèòêè íå äàâàòü.

Àëüòåðíàòèâà ãàçèðîâàííûì íàïèòêàì

Åñëè âû ïëàíèðóåòå âûåçä çà ãîðîä, íå ïîëåíèòåñü ïðèãîòîâèòü êîêòåéëü: ÷èñòàÿ âîäà (èëè ëþáàÿ ìèíåðàëêà, òîëüêî íå ëå÷åáíàÿ) – 1,5 ë, ñîê öèòðóñîâîãî ïëîäà (ëèìîíà, àïåëüñèíà), ùåïîòêà ñîëè, ùåïîòêà ñàõàðà. Ïîëó÷èòñÿ íàïèòîê ñ åëå çàìåòíûì êèñëîâàòûì âêóñîì, êîòîðûé õîðîøî óòîëÿåò æàæäó è ïîääåðæèâàåò îðãàíèçì.

Ñîêè áîëåå ïîëåçíû, ÷åì ãàçèðîâàííûå âîäû. Íàèáîëåå ïîëåçíû ñâåæåâûæàòûå ñîêè. Îíè ñîäåðæàò âñå âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû, à òàêæå êëåò÷àòêó è äðóãèå áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûå âåùåñòâà, êîòîðûå ñîäåðæèò è ñâåæèé ôðóêò èëè îâîù. Ñîêè íàøåìó îðãàíèçìó óñâîèòü ïðîùå, ÷åì ôðóêò èëè îâîù. Ê ñîæàëåíèþ, âîçìîæíîñòü ïèòü ñâåæåïðèãîòîâëåííûå ñîêè åñòü íå ó âñåõ. Òîãäà ñòîèòü îáðàòèòü âíèìàíèå íà êîíñåðâèðîâàííûå ñîêè.  ïðîöåññå ïðîìûøëåííîé îáðàáîòêè ñîêîâ ÷àñòü âèòàìèíîâ, è ïðåæäå âñåãî àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà, ðàçðóøàþòñÿ. Íî â áîëüøèíñòâî ñîêîâ ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà âñå óòåðÿííûå âèòàìèíû ââîäÿòñÿ äîïîëíèòåëüíî. Åñëè ïðîäîëæèòü ðàçãîâîð î ïîëåçíûõ âåùåñòâàõ, òî â ñîêàõ åñòü è êàëèé, è æåëåçî.  íèõ ñîäåðæàòñÿ è òàêèå âàæíûå âåùåñòâà, êàê îðãàíè÷åñêèå êèñëîòû. Âñå ýòî è ñîñòàâëÿåò âñåì èçâåñòíóþ ïîëüçó ñîêîâ. Êðîìå òîãî, â ðÿäå ñëó÷àåâ ñîê ñëóæèò õîðîøèì ïîäñïîðüåì äëÿ ñòèìóëÿöèè àïïåòèòà. Ê òîìó æå, îí äîñòàòî÷íî ïèòàòåëåí, â íåì ìíîãî óãëåâîäîâ, â îñíîâíîì ñàõàðîâ ôðóêòîâ è ÿãîä.  ñîêè, ïðåäíàçíà÷åííûå ñïåöèàëüíî äëÿ äåòñêîãî ïèòàíèÿ, çàïðåùåíî äîáàâëÿòü êàêèå-ëèáî êîíñåðâàíòû, êðîìå ëèìîííîé êèñëîòû. Íàèáîëåå ïîëåçíû ñîêè ñ ìÿêîòüþ. Îíè ñîäåðæàò áîëüøå ïîëåçíûõ âåùåñòâ.

Ïîìèìî íàòóðàëüíûõ ñîêîâ, âñòðå÷àþòñÿ åùå íåêòàðû. Íåêòàð – ýòî ñîêè, ðàçáàâëåííûå âîäîé è ïîäñëàùåííûå ñàõàðîì. Ñîäåðæàíèå âèòàìèíîâ, ìèíåðàëîâ è ïðî÷èõ ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ â íèõ ïîìåíüøå, ÷åì â ñîêàõ, íî ðàçðûâ â èõ êîëè÷åñòâàõ íå ñòîëü ñóùåñòâåíåí.

È â ñîêè è â íåêòàðû äîáàâëÿþò ñàõàð. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî íåêîòîðûå ñîêè áåç ñàõàðà òðóäíî ïèòü èç-çà âêóñà (íàïðèìåð, ëèìîííûé èëè ãðåéïôðóòîâûé).

Ñîêè îáëàäàþò ëå÷åáíûì äåéñòâèåì. Íî äëÿ äîñòèæåíèÿ ýôôåêòà âçðîñëîìó ÷åëîâåêó íåîáõîäèìî óïîòðåáëÿòü åæåäíåâíî 3 ñòàêàíà ñîêà. Äåòÿì ìëàäøå 3 ëåò ðåêîìåíäóåòñÿ óïîòðåáëÿòü ïî 1 ñòàêàíó ñîêà â äåíü, ðàçâîäÿ åãî âîäîé. Ëó÷øå íå óïîòðåáëÿòü ñîêè ñî âñåìè áëþäàìè ïîäðÿä è ñ ìèíåðàëüíîé âîäîé. Ïðè õðîíè÷åñêîì çàáîëåâàíèè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ âûïèòûå âî âðåìÿ è ïîñëå åäû ñîêè ìîãóò óñèëèòü áðîæåíèå â êèøå÷íèêå è ñïðîâîöèðîâàòü îáîñòðåíèå áîëåçíè. ×àùå ïðè ïîíèæåííîé è íîðìàëüíîé êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî ñîêè ïüþò çà 30-40 ìèíóò äî åäû, à ïðè èçáûòî÷íîì îáðàçîâàíèè ñîëÿíîé êèñëîòû â æåëóäêå – ÷åðåç ÷àñ-ïîëòîðà ïîñëå åäû.

Íåóìåðåííîãî ïîòðåáëåíèÿ ñîêà âîçðàñòàåò íàãðóçêà íà ïî÷êè, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê îòåêàì. Ê òîìó æå, ñîêè íå ëèøåíû “õèìèè”. Íåêîòîðûå ïðîèçâîäèòåëè ìîãóò äîáàâëÿòü â ñîêè êðàñèòåëè è êîíñåðâàíòû, èíîãäà íå ñîîáùàÿ îá ýòîì íà óïàêîâêå. Ýòè âåùåñòâà ìîãóò âûçûâàòü àëëåðãèþ.

Ìèíåðàëüíûå âîäû, òàêæå êàê è ñîêè, îáëàäàþò ëå÷åáíûì äåéñòâèåì. Ýêñïåðòû Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ ñ÷èòàþò èñêóññòâåííûå è íàòóðàëüíûå ìèíåðàëüíûå âîäû ðàâíîöåííûìè. Íî ïðè îäíîì óñëîâèè: åñëè ìèíåðàëèçàöèÿ âîäû ïðîâîäèòñÿ íà õîðîøåì îáîðóäîâàíèè, ñ íîðìàëüíûì ðàñòâîðåíèåì ñîëåé è êà÷åñòâåííîé óãëåêèñëîòîé. Óíèâåðñàëüíîãî ñîâåòà îòíîñèòåëüíî êîëè÷åñòâà âûïèâàåìîé âîäû íå ñóùåñòâóåò. Âñå çàâèñèò îò äèàãíîçà è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé. Ïðè ïðèåìå ëå÷åáíûõ ìèíåðàëüíûõ âîä, êàê è â ñëó÷àå ñ îáû÷íûìè ëåêàðñòâàìè, âîçìîæíà ïåðåäîçèðîâêà. Ïîýòîìó ïåðåä òåì, êàê íà÷àòü ïðèåì ëå÷åáíûõ ìèíåðàëüíûõ âîä æåëàòåëüíî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñ âðà÷îì.

Âûáèðàÿ íàïèòîê, íå ïîëåíèòåñü èçó÷èòü ýòèêåòêó, íà íåé äîëæíû áûòü óêàçàíû èíãðåäèåíòû. Îòäàéòå ïðåäïî÷òåíèå íàïèòêàì, èçãîòîâëåííûì íà íàòóðàëüíîé îñíîâå.

«11» àïðåëÿ 2011 ãîäà

 ðåäàêöèþ ãàçåòû«Ñåâåðíàÿ Ïàíîðàìà» («Âåñòíèê Çàïîëÿðüÿ»)

Источник