В чем ломоносов видит пользу от своего труда и потому

В чем ломоносов видит пользу от своего труда и потому thumbnail

Титульный лист «Риторики» М. В. Ломоносова.

По возвращении в Петербург из Германии Ломоносов очень скоро стал известен как авторитетный учёный и начал добиваться присвоения профессорского звания. Но чтобы стать профессором Академии, необходимо было иметь значительные труды по нескольким наукам, и Ломоносов обратился к вопросам филологии. Занимаясь в основном естественными науками, он одновременно изучал и вопросы словесности, совершенствовал свои познания греческого, латинского языков и даже писал стихи и оды царственным особам на латыни. Именно благодаря литературному таланту Ломоносов быстро получил должность адъюнкта.

Интерес к словесности появился у Ломоносова ещё до отъезда в Германию. В январе 1736 года он покупает только что вышедшую в свет книгу Василия Кирилловича Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Русское стихосложение до начала XVIII века строилось на силлабической основе, соразмерной по числу слогов в строке, а ударения в ней не фиксировались, что на слух воспринималось плохо. Тредиаковский предложил силлабо-тоническую систему с чередованием слогов сильных, с ударением, и слабых, безударных. На её основе он ввёл понятия ямба и хорея, причём считал возможным употребление только длинных стихотворных размеров — хореев с женскими окончаниями. Полемика по этой теме затронула всех любителей словесности, среди которых был и ещё совсем молодой Ломоносов. Экземпляр «Нового и краткого способа», купленный Ломоносовым, сохранился. Он весь испещрён заметками, в основном полемического характера.

В 1743—1744 годы Ломоносов заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к риторике, на пользу любителям красноречия сочинённое». В первом её разделе он излагает свою теорию идей применительно к русскому языкознанию (интересно, что это одно из самых глубоких своих произведений Ломоносов написал, находясь под арестом с 28 мая 1743 года по 18 января 1744 года в наказание за грубое отношение к профессорам). В начале января 1744 года он переписывает набело первый вариант «Краткого руководства…», а через три года заканчивает второй, расширенный и переработанный, вариант.

Язык любого народа — живая, постоянно развивающаяся система, которую нужно периодически осмысливать, не ломая её и не подстраивая под модные лингвистические направления и течения. Системное понимание языка чрезвычайно важно, ибо это понимание открывает огромные возможности для самых способных интеллектуалов — его пользователей. Вот такую системную инвентаризацию русского языка и предпринял М. В. Ломоносов.

В то время церковно-книжный строй речи перемежался оборотами письменного и разговорного русского языка, иностранные слова чередовались с казённым языком чиновников, просторечием, старославянскими и малопонятными словами. Появление теоретического труда, разрешающего все названные проблемы, отвечало реально назревшим потребностям русского общества.

Ломоносов сделал русский язык глубоко понятным для любителей красноречия, писателей, поэтов, литераторов. Изучавшаяся во всех учебных заведениях России «Риторика» Ломоносова, как и его «Российская грамматика», изданная в 1755 году, способствовала появлению великой русской литературы.

«Краткое руководство к риторике…» быстро разошлось, и уже через два года комиссар Академии по книжной торговле рапортовал в канцелярию о том, что купцы-книготорговцы ломоносовскую книгу «беспрестанно спрашивают». 26 ноября 1750 года канцелярия постановила издать «Риторику» вторично в количестве 1200 экземпляров, то есть вдвое бóльшим тиражом. Впрочем, дело затянулось, и 23 января 1756 года уже сам Ломоносов рапортовал в канцелярию: «Понеже многие охотники почти ежедневно спрашивают и желают иметь у себя изданной мной в свет “Риторики” первого тома, который ныне в Академической книжной лавке за употреблением в продажу уже давно не имеется, того ради сим представляю, дабы канцелярия Академии наук благоволила приказать оной “Риторики” ещё потребное число для удовольствия охотников вновь напечатать». Канцелярия ответила прямым отказом, благо предлог имелся: «Понеже в типографию много книг давно печатанием зачато, токмо ещё и поныне не окончены, того ради приказали: пока оные зачатые книги окончены не будут, печатанием той “Риторики” обождать». Но уже начал работать Московский университет, детище Ломоносова, куда тот и переправил «Риторику». Она вошла в состав второго тома его «Разных сочинений в стихах и в прозе», вышедшего в 1759 году. У него появилось посвящение великому князю Петру Фёдоровичу, отсутствовавшее в издании 1748 года. В посвящении Ломоносов чётко определил просветительскую, организующую сверхзадачу своего капитального сочинения: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по её могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадёжен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались».

Потребность в очищении и системном представлении русского языка и теории русского языка как самостоятельной научно обоснованной системы, показывающей всё его богатство и возможности, реально выразилась в высоком спросе читателей на ломоносовское произведение: «Однако и нового издания “Риторики” оказалось недостаточно». Наконец и академическая канцелярия (после неоднократных напоминаний того же комиссара по книжной торговле, что «Риторики» в продаже нет и что её «многие желают») в мае 1764 года постановила переиздать ломоносовское руководство. С печатанием не торопились: только в январе 1765 года наборщики занялись «Риторикой», и лишь к первому апреля (за три дня до смерти Ломоносова) её тираж, 1200 экземпляров, был полностью отпечатан. Все эти три прижизненных издания разошлись очень быстро, их явно не хватало. «Многие охотники» переписывали «Риторику» для себя от руки (труд немалый и кропотливый — в книге около 11 печатных листов). Именно вне Академии «Риторика» нашла своего внимательного и благодарного читателя (на что, кстати, и рассчитывал Ломоносов). И это неудивительно. Читательский успех «Риторики» ясно показывал, что предпринятый Ломоносовым труд по упорядочению синтаксиса и лексического строя русского литературного языка, его попечение о «довольстве пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей», его забота о собирании и организации живых сил языка самым непосредственным образом отвечали одной из острейших потребностей тогдашнего общественно-культурного развития. Понимая, что новая русская литература находится «ещё во младенчестве своего возраста», Ломоносов строил своё сочинение не только как свод общих рекомендаций начинающим ораторам, но и как собрание образцовых произведений ораторского искусства, публикуя отрывки из древних авторов и собственных произведений. В сущности, это была первая в России хрестоматия по мировой литературе.

Источник

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый энциклопедист

19 ноября 1711 года родился Михаил Ломоносов, первый русский ученый-энциклопедист, физик, химик, астроном, лингвист, поэт и художник. Его вклад в российскую науку и культуру неоценим. Предлагаем вашему вниманию 9 самых важных открытий великого ученого

1. Курпускулярная теория строения вещества, «коловратное» движение

Ломоносов одним из первых утверждал, что все вещества состоят из корпускул – молекул, которые, в свою очередь, состоят из других элементов – атомов. Но важнее, что русский ученый первым высказал мысль о внутреннем вращательном («коловратном») движении частиц, что приблизило его представление о строении материи к современному понятию.

«Нельзя назвать такую большую скорость движения, чтобы мысленно нельзя было представить себе другую, еще большую. Это по справедливости относится, конечно, и к теплотворному движению; …Наоборот, то же самое движение может настолько уменьшиться, что тело достигает, наконец, состояния совершенного покоя, и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя степень холода, которая должна состоять в полном прекращении вращательного движения частиц».

( М.В. Ломоносов. «О причине теплоты и холода»)

2. Теория сохранения вещества

С корпускулярной теорией и молекулярно-кинетическими взглядами Ломоносова напрямую связано его понимание закона сохранения вещества и силы (или движения). Принцип сохранения силы (или движения) для него стал начальной аксиомой в рассмотрении им аргументов в обосновании молекулярного теплового движения.

«Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движения; но сообщить часть движения оно не может иначе, как теряя точно такую же часть».

(М.В. Ломоносов. «О действии химических растворителей вообще»)

“…Сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает”.

(М.В. Ломоносов. «Рассуждение о твердости и жидкости тел»)

3. Новая наука – физическая химия

Ломоносова можно считать родоначальником новой науки – физической химии. Программу новой науки ученый наметил, обратившись к изучению растворов.

«Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».

(М.В. Ломоносов. «Введение в истинную физическую химию»)

4. Наука о стекле

Во времена Ломоносова стеклоделие считалось ремеслом, исключающим научные методы. Михайло Ломоносов и его соратник Дмитрий Виноградов (создатель русского фарфора) первыми заявили о необходимости знания химии для производства стекла. По настоянию Ломоносова была создана лаборатория по изучению стекла – первая научная лаборатория в России. Свои теоретические изыскания ученый применил на практике, создавая потрясающей красоты мозаичные полотна. Ломоносов также написал уникальное поэтическое произведение, посвященное стеклу, – «Письмо о пользе Стекла Ивану Ивановичу Шувалову»:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…»

Мозаичный портрет Петра I, набранный Ломоносовым

5. Открытие атмосферы планеты Венера

Наблюдая в мае 1761 года прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов обнаружил наличие у этой планеты атмосферы.

«При выступлении Венеры из Солнца, когда передний её край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края».

(М. В. Ломоносов. «Явление Венеры на Солнце…»)

6. Теория электричества и метеорология

Занимаясь изучением такого явления как грозы и грозовые облака, Ломоносов пишет научный труд, посвященный общей теории электричества. Исследователь утверждает о тождественности атмосферного и искусственного электричества.

«Двояким искусством электрическая сила в телах возбуждается: трением и теплотою, что физикам довольно известно. Явления и законы, которые электрическою силою в недре натуры рожденною производятся, совершенно сходствуют с теми, которые показывают искусством учиненные опыты. Но как натура в произвождении многообразных дел тщива и расточительна, а в причинах их скупа и бережлива, и сверх того те же и одинакие действия тем же одним причинам приписывать должно, того ради нет сомнения, что натуральной в воздухе электрической силы суть те же причины, то есть трение или теплота, разно или совокупно».

(М.В. Ломоносов «Теории электричества, изложенной математически»)

7. Первая русская риторика

Труд Ломоносова «Риторика», написанный в 1748 году, стал первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей лучшие произведения словесности. Пособия Ломоносова были первыми в России общедоступными руководствами по красноречию.

«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речами представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить.»

(М.В. Ломоносов. «Риторика»)

8. Грамматика и теория стиля

Ломоносов изучал русский язык и был его популяризатором (многие его научные труды написаны на русском языке, а не на латыни, как было принято в XVIII веке). Его книга «Российская грамматика» впервые четко излагает основы и нормы русского языка, в ней ученый излагает понятия о частях речи, правописании и произношении. Михаил Ломоносов также разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей».

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

(М.В. Ломоносов. «Российская грамматика»)

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков».

(М.В. Ломоносов. «Российская грамматика»)

9. Новаторство в поэзии

Ломоносов был реформатором и в поэзии. Именно он создал стройную систему русского стихосложения – силлабо-тоническую, установив метр. Стихотворные опыты Ломоносова были восприняты другими русскими поэтами как образцовые, многие строки его стихов стали крылатыми:

«Науки юношей питают

Отраду старым подают»

(М.В. Ломоносов. «Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны»)

«Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно».

(М.В. Ломоносов. «Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны»)

Источник

 Èñòîðèè Ðîññèè ìîíàðõè÷åñêîé ýòî ñëîâî óïîòðåáëÿëîñü èñêëþ÷èòåëüíî ñ ïîçèöèé öåíçóðíîé ðóãàíè ïî îòíîøåíèþ ê òðåáîâàíèÿì ñòðîãî ñëåäîâàòü áóêâå çàêîíà/èíñòðóêöèè/ðàñïîðÿæåíèÿ. Ïðè óïîìèíàíèè äàííîãî òåðìèíà â ìûñëÿõ ó ìíîãèõ ñðàçó æå âîçíèêàåò ëèáî îáðàç êîðîëÿ Ïðóññèè Ôðèäðèõà II Âåëèêîãî èç äèíàñòèè Ãîãåíöîëëåðíîâ, ëèáî ðîññèéñêèé èìïåðàòîð Ïàâåë Ïåòðîâè÷, êîòîðûé ñîáñòâåííî ýòó ñàìóþ «ïðóññà÷èíó» ó íàñ è ââåë.

Ïàâåë Ïåòðîâè÷

×òî æå ñîáîé ïðåäñòàâëÿåò ïðèâåðæåíåö «ïðóññêèõ ïîðÿäêîâ»? ×àùå âñåãî – ýòî òåñíûé ìóíäèð â îáòÿæêó ñ ãóñòî íàïóäðåííûì ïàðèêîì, îãðàíè÷åííîñòü èíòåðåñîâ, êðîìå òåõ ÷òî íàïðÿìóþ îòíîñÿòñÿ ê ñëóæáå, ïðåêëîíåíèå ïåðåä òåì ÷òî íàïèñàíî íà áóìàãå. Åñòü ñòàðûé àíåêäîò, êàê îäèí ïàâëîâñêèé ñëóæàêà ïðèåõàë â äîì âûñîêîðîäíîé äàìû, è…. Ïîìûë åé ãîëîâó. «Èçâèíèòå, ìàäàì, – îïðàâäûâàëñÿ îí, – Åãî Âåëè÷åñòâî ìíå ïðèêàçàë ïðèåõàòü è óñòðîèòü âàì ãîëîâîìîéêó, à ÿ âåäü ÷åëîâåê âîåííûé è îáÿçàí ïðèêàçû âûïîëíÿòü!». Ñêàçêà, êîíå÷íî, à åñëè è áûëü, òî êðàéíå ïðåóâåëè÷åííàÿ, íî ñóòü òîãî, êàê íàøå îáùåñòâî âîñïðèíèìàëî ïîäîáíîå, îòðàæåíà íåïëîõî!

À âîò äðóãîé ïðèìåð, íî óæå èç Ïðóññèè: êîãäà êðîíïðèíö Ôðèäðèõ ñèäåë â òþðüìå è îæèäàë ïðèãîâîðà ïî òàêèì ñòàòüÿì êàê «èçìåíà ðîäèíå», è «äåçåðòèðñòâî», òî ðàç â äåíü 2 îôèöåðà ïðóññêîé àðìèè ïðîâîäèëè ó íåãî â êàìåðå îáûñê. ×òî òóò íåîáû÷íîãî? Äà, ñîáñíî, íè÷åãî! Êðîìå òîãî, ÷òî òîãäà åù¸ íàñëåäíèê ïðåñòîëà áûë ÷åëîâåêîì òîíêîé äóøåâíîé îðãàíèçàöèè è äîâåðÿë ñâîè ìûñëè áóìàãå (õðàíåíèå êîòîðîé åìó áûëî çàïðåùåíî), êîþ îí âìåñòå ñ ÷åðíèëàìè ïðÿòàë â ñòîëå. È îôèöåðû òàê è íå ñìîãëè èõ îáíàðóæèòü. Ïî÷åìó? Äà âñå ïðîñòî: ó íèõ íå áûëî ïðèêàçà ïðîâåðÿòü ïèñüìåííûé ñòîë.

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Ôðèäðèõ Âåëèêèé â ìîëîäîñòè

Îêíà – äà, îñìàòðèâàëè, ñòåíû îñìàòðèâàëè, ïîë ïðîâåðÿëè, à âîò ïðî ïèñüìåííûé ñòîë ïðèêàç íè÷åãî íå ãîâîðèë, è, ñëåäîâàòåëüíî, îñìîòð ïèñüìåííîãî ñòîëà – ýòî ïðåâûøåíèå äîëæíîñòíûõ ïîëíîìî÷èé/ñâîåâîëèå, çà êîòîðûå ìîæåò ãðîçèòü òðèáóíàë (ïîäðîáíåå î äåòñòâå è þíîñòè Ôðèäðèõà II òóò).

Ðîäîíà÷àëüíèêîì ýòîãî ÿâëåíèÿ íåêîòîðûìè îøèáî÷íî ñ÷èòàåòñÿ Ôðèäðèõ Âåëèêèé, íî íà ñàìîì äåëå òàêîâûì ÿâëÿëñÿ åãî îòåö – êîðîëü Ïðóññèè è óáåæäåííûé ïðîòåñòàíò Ôðèäðèõ Âèëüãåëüì I. Ëè÷íîñòü, êñòàòè, ëåãåíäàðíàÿ, õîòü íûíå è ïî÷òè çàáûòàÿ. Íàä ýòèì «ïåðöåì» ñìåÿëàñü âñÿ Åâðîïà: äåñêàòü, äóáîëîì, îãðàíè÷åííûé, ïñèõîïàò, òèðàí….

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Ôðèäðèõ Âèëüãåëüì I

Òàê ëè ýòî áûëî? Ïîïðîáóþ êîå-÷òî ñêàçàòü â çàùèòó ýòîãî ÷åëîâåêà. Äà, ýíöèêëîïåäè÷åñêèìè çíàíèÿìè ýòîò êîðîëü íå áëèñòàë. Äà, îí áûë íå òåîðåòèê, à ïðàêòèê. Äà, áûë î÷åíü ðåëèãèîçåí, ýòî ñóùàÿ ïðàâäà. Òåì íå ìåíåå, æåíó ñâîþ, êðàñîòîþ è óòîí÷åííîñòüþ íå îáëàäàâøåé, îí óâàæàë, ëþáîâíèö íå çàâîäèë, èáî âåðíî ñ÷èòàë, ÷òî íå ìîæåò äðóãàÿ æåíùèíà äàòü áîëüøå òîãî, ÷òî òåáå äàñò ñîáñòâåííàÿ çàêîííàÿ æåíà (ñâÿùåííûå óçû áðàêà, è âñå òàêîå!). Ýòî, áðàòöû, íå ïðîòåñòàíòñêàÿ ëîãèêà, ýòî óæå íàøè îáùåõðèñòèàíñêèå öåííîñòè, òàê-òî! Äëÿ åâðîïåéñêèõ ìîíàðõî⠖ ðåäêîñòü, èáî â ìíîãî÷èñëåííûõ ãåðìàíñêèõ êíÿæåñòâàõ äàæå ñàìûé ìàëûé êóðôþðñò ñ÷èòàë ïðàâèëîì õîðîøåãî òîíà æèòü íå òîëüêî ñåìåéíîé æèçíüþ. Åäâà Ôðèäðèõ-Âèëüãåëüì I âçîøåë íà ïðåñòîë, êàê ñðàçó æå èíèöèèðîâàë ïðîâåðêó íà ïðåäìåò öåëåâîãî ðàñõîäîâàíèÿ êîðîëåâñêèõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ, ÷òî, â èòîãå, âûëèëîñü â ïîêàçàòåëüíûé óãîëîâíûé ïðîöåññ íàä ïðîâîðîâàâøèìèñÿ äîëæíîñòíûìè ëèöàìè.

Îïîñëÿ ýòîãî, ñåé öàðü-áàòþøêà íà÷àë óðàâíèâàòü â ïðàâàõ ñâîèõ ïîääàííûõ, ïðîâîäèë ïîëèòèêó âåðîòåðïèìîñòè, êîòîðóþ ñîâñåì íå ñòîèò ïóòàòü ñ ñîâðåìåííîé ïîëèòèêîé ìóëüòèêóëüòóðàëèçìà. Íåò! Íè â êîåì ñëó÷àå! Òóò óæå ëîãèêà «ïðîäâèíóòîãî» ãîñóäàðñòâåííèêà: «êàêàÿ ìíå ðàçíèöà, êàêîìó Áîãó ìîëèòñÿ ìîé ïîääàííûé, åñëè îí òðóäèòñÿ íà áëàãî ìîåãî êîðîëåâñòâà, íåñåò âñå óñòàíîâëåííûå çàêîíîì îáÿçàííîñòè, è ñ÷èòàåò ìîþ Ïðóññèþ ñâîåé ðîäèíîé? Äà ïëåâàòü ÿ õîòåë! Íå, êàêèå ýòî åù¸ ïîñîáèÿ? Ñâèõíóëèñü ïîòîìêè ìîèõ âåðíîïîääàííûõ, â 21ì âåêå, ÷òî ëè???? Ìíå áåçäåëüíèêè è ëîáîòðÿñû íå íóæíû… Õîòÿ, ÿ æ àðìèåé çàíÿòüñÿ âïëîòíóþ ðåøèë! Äà, ÒÎ×ÍÎ! Ëàäíî, íè÷åãî ñòðàøíîãî, ïóñòü è áåçäåëüíèêè ïðèåçæàþò!  XVIII ñòîëåòèè ìû ñìîæåì íàéòè è èì ïðèìåíåíèå!»

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Ïðèìåíåíèå ëåíòÿåâ è áåçäåëüíèêîâ â Ïðóññèè XVIII âåêà

Èòàê, î ÷åì ÿ ãîâîðèë, êîãäà èìåë â âèäó óðàâíåíèå â ïðàâàõ? Äà î ðåôîðìå ïðóññêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, ðåçóëüòàòîì êîòîðîãî ïðàâîñóäèå â Ïðóññèè äîëæíî áûëî áûòü ïîñòàâëåíî íà ïðîìûøëåííûé ïîòîê, ò.å. íå âàæíî êòî òû – äâîðÿíèí, àðèñòîêðàò, êðåñòüÿíèí, ðåìåñëåííèê, ÷èíîâíèê, áóðæóà, çàêîí îäèí íà âñåõ, è áóäü ëþáåçåí! Êîðîëü Ôðèäðèõ Âèëüãåëüì, êàê ïðàêòèê, âèäåë, ÷òî òîëüêî ïðè íàëàæåííîé ðàáîòå ìåõàíèçìà ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ ìàøèíà ìîæåò ôóíêöèîíèðîâàòü ïîëíîöåííî. Íå ïîñëåäíþþ ðîëü âî âñåõ åãî íà÷èíàíèÿõ èãðàëè îáùåõðèñòèàíñêèå öåííîñòè.

Ïîõîæ îí íà èäèîòà, ñêàæèòå ìíå?

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Ôðèäðèõ Âèëüãåëüì ïîñåùàåò øêîëó

Êñòàòè, åãî ñûí, Ôðèäðèõ Âåëèêèé, ïðîäîëæèò äåëî îòöà â ÷àñòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ çàêîíîäàòåëüñòâà, çàùèòû ïðàâ ëè÷íîñòè è ñîáñòâåííîñòè, è óêðåïëåíèÿ àâòîðèòåòà ñóäåáíîé âëàñòè.

Ïðîòåñòàíòñêàÿ ëîãèêà, îñíîâàííàÿ íà òðóäîëþáèè â ýòîé æèçíè, òàêæå äàâàëà ñâîè ïëîäû â äåëå ïðîöâåòàíèÿ êîðîëåâñòâà è ïîâûøåíèÿ áëàãîñîñòîÿíèÿ ïîääàííûõ. Âñå äîëæíû áûëè ðàáîòàòü! Ñ ýòèì, êñòàòè, ñâÿçàí îäèí èñòîðè÷åñêèé àíåêäîò: ëþáèë êîðîëü ïðîãóëèâàòüñÿ ïî ñòîëèöå ñâîåé ñòðàíû, è ëþáîâàòüñÿ òåì êàê åãî âåðíîïîääàííûå òðóäÿòñÿ âî áëàãî Îòå÷åñòâà. È íåìöû óñèëåííî äåëàëè âèä, ÷òî ó íèõ ìíîãî äåë, à êòî-òî ñòàðàëñÿ îáõîäèòü êàðåòó êîðîëÿ èëè åãî êðóïíóþ ôèãóðó ñîñåäíèìè äâîðàìè è óëèöàìè, èáî «íå áóäè ëèõî». Òàê âîò, ïîïàëñÿ Ôðèäðèõó Âèëüãåëüìó îäèí äåðçêèé: ñòîÿë ïðàçäíî ïîñðåäè óëèöû è íè÷åãî íå äåëàë. Åñòåñòâåííî, ñóðîâîìó Ãîãåíöîëëåðíó ýòî íåìíîãî íå ïîíðàâèëîñü, è îí, ïîäîéäÿ ê ñåìó õàìó, ïîèíòåðåñîâàëñÿ, îò÷åãî ýòî ñîëíöå åù¸ òàê âûñîêî, à òû äàæå ñïèíû íå ñîãíóë?

«Òàê ñòåêîëüùèê ÿ, âàøå âåëè÷åñòâî, – îòâåòèë äåðçêèé, ñíÿâ øëÿïó è ïîêëîíèâøèñü, – íåòó ó ìåíÿ ðàáîòû ñåãîäíÿ, âñå ñòåêëà öåëû!» – êîðîëü îãëÿíóëñÿ, äà, äåéñòâèòåëüíî, âñ¸ âîêðóã ñèÿåò è ñâåðêàåò. Òîãäà, ìîíàðõ, âçÿâ â ðóêè òðîñòü, è ðàñêîëîòèâ ñòåêëà íà âñåõ ïåðâûõ ýòàæàõ ðÿäîì ðàñïîëîæåííûõ äîìîâ, îòâåòèë ñâîåìó ïîääàííîìó: «Êàê òâîé êîðîëü, ÿ ïîçàáîòèëñÿ î òîì, ÷òî áû òû íà ñåãîäíÿ èìåë ðàáîòó, à âìåñòå ñ íåé è õëåá íàñóùíûé, î êîòîðîì ìû ïðîñèì Ãîñïîäà íà êàæäûé äåíü» – è, ñåâ â êàðåòó, âåëè÷àâî óäàëèëñÿ. Ñìåøíî? À çíàåòå, ÷òî-òî â ýòîì åñòü: îí íå äàë åìó äåíåã, íå ïîèíòåðåñîâàëñÿ òåì, åñòü ëè ó íåãî æåíà/äåòè, ÷åì îí èõ áóäåò êîðìèòü. Êîðîëü ïîñ÷èòàë, ÷òî òîëüêî òðóä, âîçìîæíîñòü çàðàáàòûâàòü, à íå ìèëîñòûíÿ/ïîäàÿíèå áóäóò ïîëåçíåé â äàííîì ñëó÷àå. Íåìåöêèé ïðîòåñòàíòèçì, êàêîé îí åñòü!

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Êðåñòüÿíñêèé òðóä óâàæàåì. Êîðîëü ïîäòâåðæäàåò!

Åñòü äðóãàÿ, íå ìåíåå èíòåðåñíàÿ èñòîðèÿ, íî â ýòîò ðàç ìîíàðõó ïîïàëèñü äâå ïðàçäíî ãóëÿþùèå â ðàáî÷åå âðåìÿ æåíùèíû. Íà âîïðîñ «Âû ÷åãî ýòî?» áûë äàí îòâåò, ÷òî îíè, äåñêàòü, äâîðÿíêè è èì ìîæíî. Ôðèäðèõ Âèëüãåëüì ñõîäèë â áëèæàéøèé äîì, âûíåñ îòòóäà äâå ìåòëû, è ñî ñëîâàìè «Ìåñòè îò âîò ýòîé ïàðàäíîé, è äî ñåãîäíÿøíåãî âå÷åðà» — ñ òåì æå äîñòîèíñòâîì óåõàë.

Àðìèÿ…. Â å¸ ðàçâèòèè îí áûë âñåöåëî çàèíòåðåñîâàí, ïîñêîëüêó Ïðóññèÿ, õîòü è ìàëåíüêîå êîðîëåâñòâî, íî îêðóæåíà áûëà íå ñîâñåì íàäåæíûìè ñîñåäÿìè è óìåíèå ïîñòîÿòü çà ñåáÿ èãðàëî íåìàëîâàæíóþ ðîëü â ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ. Îäíàêî, ïîâòîðþñü, Ïðóññèÿ, âñå æå, ãîñóäàðñòâî ïî òåððèòîðèè íå òàêîå óæ è áîëüøîå, è âñå ïîääàííûå íàïåðå÷åò, è êàæäûé çàíèìàåò ñâîþ íèøó. Ïîñåìó, áûëà ââåäåíà ïðàêòèêà, ïðîäîëæåííàÿ, êñòàòè, ïîòîì åãî ñûíîì, Ôðèäðèõîì Âåëèêèì, ìàññîâîãî ïðèâëå÷åíèè èíîñòðàíöåâ íà âîåííóþ ñëóæáó â êà÷åñòâå ðÿäîâûõ ñîëäàò. Î ÷¸ì ÿ? Óñòðàèâàéòåñü ïîóäîáíåå! Ïîñêîëüêó ýòà ñòàòüÿ íå î êîíêðåòíî êîðîëå Ôðèäðèõå Âèëüãåëüìå I, à áîëüøå î «ïðóññà÷èíå» XVIII âåêà, òî ÿ ïîïûòàþñü ýòî ïîêàçàòü íåìíîãî, ïðàâäà, íàìåøàâ ñîáûòèÿ.

Èòàê, ãîä ãäå-òî 1728-1758, íå âàæíî. Åù¸ íå âñòðåòèëèñü, íî óæå ñèäÿò ïîä îäíîé êðûøåé â ðàçíûõ êîíöàõ êàêîé-íèòü íåáëàãîíàäåæíîé çàáåãàëîâêè, íàïðèìåð, ñòóäåíò-íåäîó÷êà (ëîáîòðÿñ), óïðàâëÿþùèé ñðåäíåé ðóêè (íå ñîâñåì ýôôåêòèâíûé ìåíåäæåð) èç êàêîé-íèòü Áàâàðèè ïðîåçäîì â Ïðóññèè, è, äîïóñòèì, êðåñòüÿíñêèé ñûí èç ïðèãðàíè÷íîé ê Ïðóññèè îáëàñòè Âåñòôàëèè, ïðèåõàâøèé ê êóìó íà êðåñòèíû/èìåíèíû/ñâàäüáó. Ñèäÿò, çíà÷èò, îíè òðîå, ñòðåññ ñíèìàþò: ñòóäåíò – îò ïðîãóëÿííûõ ëåêöèé, óïðàâëÿþùèé – îò çàêëþ÷åííîé ñäåëêè, à êðåñòüÿíèí – îò ðîäñòâåííûõ ïîñèäåëîê. ×òî-òî èì ãðóñòíî ïüåòñÿ, äà è ñêó÷íî. È òóò â êàáàê ââàëèâàþòñÿ êàêèå-òî êðàéíå âåñåëûå ðåáÿòà, ïåñíè ïîþò, øóòêóþò ïî ïîëíîé, è òðîå íàøèõ ãåðîåâ ñàìè òîãî íå çàìå÷àþò, êàê îêàçûâàþòñÿ â îäíîé êîìïàíèè, ãäå ïðè òîì íàëèâàþò è íå ñïðàøèâàþò «ïî ñêîêà ñêèäûâàòüñÿ íàäî». Õîçÿèí, êàê-òî èçìåíèâøèéñÿ â ëèöå, äî òîãî íà ýòèõ òðîèõ âíèìàíèÿ íå îáðàùàâøèé, íà÷èíàåò âäðóã êðóòèòüñÿ âîêðóã ÷åñòíîé êàìïàíèè, ñïðàøèâàòü, íå æåëàþò ëè åù¸ êòî ÷åãî? Òðîå íàøèõ çíàêîìûõ äîõîäÿò äî êîíäèöèè, è íà÷èíàþòñÿ çàäóøåâíûå áåñåäû….

«Îõ, êàê ìåíÿ òÿãîòèò ìîÿ ó÷åáà, – íà÷èíàåò ïëàêàòü ñòóäåíò, – â ýòîì óíèâåðñèòåòñêîì êëîïîâíèêå, êðîìå êàê òóõëîãî âîçäóõà àóäèòîðèé, è íå äûøèòñÿ íè÷åì….»

«Äà ÷òî òû, – âîçðàæàåò åìó íå ñîâñåì ýôôåêòèâíûé ìåíåäæåð, – à âîò ìîé ñêóïåðäÿé-íàíèìàòåëü ïëàòèò ïôåíèíã, íî òðåáóåò íà òàëåð!»

«À ÿ æèâó ïîëíîöåííîé æèçíüþ ñêîòíèêà, – âñòðåâàåò êðåñòüÿíñêèé ñûí, – íàñ ó îòöà åù¸ 10 áðàòüåâ, è êóäà ìíå äåâàòüñÿ, êàê áûòü, è êàê æèòü…. Êîìó ÿ òàêîé áåñïðèäàííèê-òî íóæåí?». Ìãíîâåíüå òèøèíû ïðåðûâàåòñÿ âåñåëûì ñìåõîì.

«Äà, áðàòöû, – îòâå÷àåò ñàìûé ãîâîðëèâûé èç ÷åñòíîé êîìïàíèè óãîùàâøèõ, – íåëåãêî âàì, ñîâñåì íåëåãêî, íî âûõîä âñåãäà åñòü!» – òðîå óæå ïî÷òè äðóçåé íåäîâåð÷èâî ñìîòðÿò, à îí ïðîäîëæàåò: «Åñòü, åñòü, äðóçüÿ! Âîò òû, ñòóäåíò, – îáðàùàåòñÿ îí ê ïåðâîìó, íàëèâàÿ âñåì òðîèì â êðóæêè – æàëóåøüñÿ íà çàòõëîñòü àóäèòîðèé, òàê ÿ òåáå ñêàæó, ÷òî â ïðóññêîé àðìèè íà ïëàöó âîçäóõ ñâåæ è âåñåë! Òû, äîðîãîé òîðãîâåö, – îáðàùàåòñÿ îí êî âòîðîìó, – æàëóåøüñÿ íà íåñïðàâåäëèâîñòü òâîåãî õîçÿèíà, à ÿ òåáå ãîâîðþ, ÷òî íà êîðîëåâñêîé âîåííîé ñëóæáå òåáå ùåäðî îïëàòÿò âñå òâîè èçäåðæêè, âñ¸ ÷òî òû íàðàáîòàåøü ñâåðõó, áóäåò âîçíàãðàæäåíî êîðîëåì. Íó è, íàêîíåö, òû, äîðîãîé äðóã, – îáðàùàåòñÿ îí óæå ê êðåñòüÿíñêîìó ñûíó, – æàëóåøüñÿ íà òî ÷òî ó òåáÿ íè÷åãî íåò, è ïðîñâåòîâ â æèçíè íèêàêèõ íå âèäèòñÿ, íî ÿ äàþ òåáå ñëîâî, ÷òî ñòàâ ñîëäàòîì Åãî Âåëè÷åñòâà, òû ìîæåøü äîñòèãíóòü òàêèõ âûñîò, ÷òî òâîè îòåö è áðàòüÿ, ðîþùèåñÿ â çåìëå, áóäóò âñþ îñòàëüíóþ ñâîþ æèçíü çàâèäîâàòü, ÷òî ýòî òû, à íå îíè ïîïàëè â ìóøêåòåðñêèé ïîëê Åãî Âåëè÷åñòâà êîðîëÿ Ïðóññèè… Âûïüåì æå çà íà÷àëî íîâîé æèçíè, è çà òðîèõ àðìåéñêèõ íîâîáðàíöåâ!».

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Òî ñàìîå ìåñòî, ãäå âîçäóõ ñâåæ è âåñåë.

Îäíàêî, ïðîèñõîäèò íåëîâêîñòü: ñòóäåíò, îêàçûâàåòñÿ, èç Ðîññèè, óïðàâëÿþùèé – èç Áàâàðèè, à êðåñòüÿíèí – èç Âåñòôàëèè.

«Óóóó, íàøëè ïðîáëåìó, – ñìåÿñü ãîâîðèò çàâîäèëà êîìïàíèè, ñíîâà íàëèâàÿ â êðóæêè êðåïêîå âèíî, – íàøåìó êîðîëþ ãëóáîêî áåçðàçëè÷íî êòî âû òàêèå, è îòêóäà. Ëèøü áû, êàê ãîâîðèòñÿ, ÷åëîâåê áûë õîðîøèé!» – è ïîñëå ýòèõ ñëîâ ñíà÷àëà îòðóáàåòñÿ êðåñòüÿíèí, ïîòîì ìåëêèé áóðæóà, è òîëüêî ðóññêèé ñòóäåíò ïàäàåò íà âûõîäå èç çàâåäåíèÿ.

Ïðîáóæäåíèå áûëî áîëåçíåííûì. Ïîä âîïëè óíòåð-îôèöåðà, äåðóùåãî ãëîòêó î âåðíîñòè ñîëäàòñêîìó äîëãó, è ëè÷íî Åãî Âåëè÷åñòâó, øàòàþùåéñÿ ïîõîäêîé, íàøè ãåðîè èäóò ê óìûâàëüíèêó, òîëêîì åù¸ íå ñîîáðàæàÿ, ÷òî æå òóò ïðîèñõîäèò, è áóäòî ÷åðåç ìãíîâåíèå âèäÿò, ÷òî ðàçäåòû äîãîëà, èõ áðåþò è ìîþò, îäåâàþò â òåñíî ñèäÿùóþ ôîðìó, è âûãîíÿþò íà ïëàö, ãäå «îãíåäûøàùàÿ» êîìïàíèÿ ñ ïåðâîãî æå äíÿ ñâîåãî ïðåáûâàíèÿ íà÷èíàåò îòðàáàòûâàòü ñòðîåâîé øàã, òîíêîñòè íîøåíèÿ ìóíäèðà, à òàêæå ðóæåéíûå ïðèåìû. Îíè ñ óäèâëåíèåì âûÿñíÿþò, ÷òî æèçíü èõ òåïåðü ñòðîãî ðåãëàìåíòèðîâàíà, è ïîêèíóòü ñòðîé âîçìîæíî òîëüêî âïåðåä íîãàìè, à â ñëó÷àå äåçåðòèðñòâà «îòâàëÿòñÿ» íîñ è óøè.

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

 òàêîé âîò áëóäíÿê âïèñàëèñü òðîå íàøèõ çíàêîìûõ

Ñèñòåìàòè÷åñêè êàæäûé èç íèõ ïîäâåðãàåòñÿ äèñöèïëèíàðíûì íàêàçàíèÿì, â çàâèñèìîñòè îò ïðîñòóïêà: óðîíèë ïàòðîí ïðè çàðÿæàíèè – ïîðêà, íå äåðæèøü ñòðîåâîé øà㠖 ïîðêà, íå óìååøü ïðàâèëüíî îñàíêó äåðæàòü – íà íåñêîëüêî ÷àñîâ â ñïåöèàëüíûé ñòàíîê ïîñòàâÿò, à åñëè îôèöåðó ïîêàæåòñÿ, ÷òî òû ïðîÿâèë íåóâàæåíèå ê ÷èíó, òî è ñêâîçü ñòðîé ïðîãíàòü ìîãóò. Ñëàáûì óòåøåíèåì ñëóæèò òî, ÷òî âñå ýòî äåëàåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ Óñòàâîì, íå áîëüøå, ÍÎ è íå ìåíüøå! Îäíà ðàäîñòü: êîðìåæêà, âðîäå, íè÷åãî – êàøà ñ ìÿñîì, õëåáóøåê, äàæå ïèâî èíîãäà íàëèâàþò! Òêàíü, ïðàâäà, ó ìóíäèðîâ äðÿííîâàòàÿ, êîæó íàòèðàåò äî êðîâè, à ìåñòàìè ðâåòñÿ, íî âûäà÷à «êîìïëåêòóþùèõ» òîæå ðåãëàìåíòèðîâàíà, êàê è îáóâè, êîòîðàÿ, ê ñëîâó, âñåãäà äîëæíà ñèÿòü çåðêàëüíûì áëåñêîì. À åñëè îíà ñèÿòü íå áóäåò, òî äîáðûé åôðåéòîð/êàïðàë/ôåëüäôåáåëü ïî-òîâàðèùåñêè øëåïíåò òåáÿ ïàëêîé ïî ñïèíå. Íå ëåãêà, â îáùåì, æèçíü â ïðóññêîé ïåõîòå! Åù¸ áû! Òóäà, ïîìèìî èíîñòðàíöåâ, â òîì ÷èñëå, è óãîëîâíûõ ïðåñòóïíèêîâ ñëóæèòü îòïðàâëÿëè, â êà÷åñòâå íàêàçàíèÿ!

Çàòî ïîãðàáèòü ðàçðåøàþò. Ïðàâäà, òîëüêî íà âîéíå!  ìèðíîå âðåìÿ ñèäèøü òû â êàçàðìå áåçâûëàçíî. Åñëè ñëó÷àåòñÿ êàêîé-òî ìàðø, òî ãäå óãîäíî, íî òîëüêî íå ÷åðåç ëåñ, ÷òî áû íå áûëî ó ñîëäàò äóðíûõ ìûñëåé î ïîáåãå, à åñëè è ïðèõîäèòñÿ èäòè ÷åðåç ëåñ, òî òîëüêî â ñîïðîâîæäåíèè êàâàëåðèéñêèõ ðàçúåçäîâ. Êñòàòè, ÷òî â êàâàëåðèè, ÷òî â àðòèëëåðèè ñëóæàò, â îñíîâíîì, ïðóññàêè, è ïîòîìó îòíîøåíèÿ ó ïåõîòû ñ äðóãèìè ðîäàìè âîéñê äàëåêî íå òîâàðèùåñêèå!

Îá îòöå «ïðóññà÷èíû» è åù¸ êîå î ÷åì. Cat_cat, Äëèííîïîñò, Èñòîðèÿ, Ëèãà èñòîðèêîâ, Ïðóññèÿ, Ìîíàðõèÿ, Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ

Çíàêîìüòåñü: ðÿäîâîé ïðóññêîãî ïåõîòíîãî ïîëêà àðìèè Åãî Êîðîëåâñêîãî Âåëè÷åñòâà Ìèõåëü Ëîìîíîñîâ

Âìåñòå ñ òåì, ñëåäóåò îòìåòèòü ýêîíîìè÷åñêóþ ïîëüçó îò òàêèõ øàãîâ: ñâîå, ðîäíîå êðåñòüÿíñòâî, è ðåìåñëåííèêè îñòàâàëèñü ïðè ñâîèõ äåëàõ: ñåÿëè, ïàõàëè, ïðîèçâîäèëè, êîðî÷å, â òî âðåìÿ êàê çàùèòîé Ðîäèíû çàíèìàëèñü, â îñíîâíîì, ñîâåðøåííî ïðèøëûå ëþäè. Îäíàêî, ñîëäàòñêèì èíâàëèäàì è âåòåðàíàì ïîëàãàëàñü êîðîëåâñêàÿ ïåíñèÿ. Òàê ÷òî òóò íåëüçÿ ãîâîðèòü î òîì, ÷òî åñëè òû «âûáûë èç ñòðîÿ» ïî óâàæèòåëüíûì ïðè÷èíàì, òî òû – îòðàáîòàííûé ìàòåðèàë, è íèêîìó íå íóæåí. Íåò, êîíå÷íî æå! Ðóññêèé, áàâàðåö, è âåñòôàëåö, ïîñòóïèâ íà ïðóññêóþ êîðîëåâñêóþ ñëóæáó, àâòîìàòè÷åñêè ñòàíîâèëèñü ðàâíîïðàâíûìè ïîääàííûìè Åãî Âåëè÷åñòâà êîðîëÿ Ïðóññèè, íî ñ îãîâîðêàìè â ÷àñòè îñîáåííîñòè íåñåíèÿ âîèíñêîé ñëóæáû.

Êîðî÷å ãîâîðÿ, íà æèçíåííûõ ïðèìåðàõ ÿ ïîïûòàëñÿ ïîêàçàòü ÷òî æå ýòî òàêîå çà ÿâëåíèå áûëî, «ïðóññà÷èíà», è òàê ëè îíà âðåäîíîñíà ñ òî÷êè çðåíèÿ êàê ëè÷íîñòè å¸ îñíîâîïîëîæíèêà, òàê è òîãî êàêèå ïðè÷èíû ñïîñîáñòâîâàëè å¸ ïîÿâëåíèþ.

Äà, ÿâëåíèå äëÿ, íàïðèìåð, Ðîññèè – î÷åíü ñòðîãîå. Îíî áûëî «íîðìàëüíî» â Ïðóññèè è îòâå÷àëî ìåíòàëèòåòó å¸ íàñåëåíèÿ, â òîì ÷èñëå ñîãëàñíî èõ âåðîèñïîâåäàíèþ.

Íà ïîëÿõ ñðàæåíèé Ñåìèëåòíåé âîéíû, åñëè ñóäèòü î ïðîòèâîñòîÿíèè ðóññêîé àðìèè è ïðóññêîé, ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïðóññêàÿ «ðåãëàìåíòèðîâàííàÿ ñòðîãîñòü» íå óñòîÿëà ïåðåä íàïîðîì «ðóññêîãî áîåâîãî òîâàðèùåñòâà».

ß èñêðåííå ñîìíåâàþñü, ÷òî èìïåðàòîð Ïàâåë ââîäèë ïðóññêèå ïîðÿäêè â Ðîññèè òîëüêî ëèøü îò ñâîåãî ñàìîäóðñòâà. Âñïîìíèì õîòÿ áû çàøêàëèâàþùèé óðîâåíü êîððóïöèè ïðè ìàòóøêå Åêàòåðèíå â ðàçëè÷íûõ âåäîìñòâàõ. Áåçóñëîâíî, Ïàâåë Ïåòðîâè÷ áûë çíàêîì ñ ïðóññêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì, ñ ðàáîòîé ïðóññêèõ ãðàæäàíñêèõ ÷èíîâíèêîâ, è âèäåë òî êàê ðàáîòàþò ãîñóäàðñòâåííûå ñëóæàùèå â Ðîññèè. Èìåííî ýòî è ñïîäâèãëî åãî íà òàêîé øàã, êàê ÷àñòè÷íîå çàèìñòâîâàíèå ïîäîáíîãî ñåáå. Îí ïðàâèë âñåãî íè÷åãî, íî çà òå 4 ãîäà õîòÿ áû ÿùèê îáðàùåíèé âåðíîïîääàííûõ ñòîèò óæå íåìàëî! Äðóãîé âîïðîñ, ÷òî âñå òî, ÷òî áûëî âîçìîæíûì äëÿ íåìöåâ, íå ñîâñåì ïîäõîäèëî ê ðîññèéñêèì ðåàëèÿì.

Ðóññêèé öàðü ïûòàëñÿ áîðîòüñÿ ñ íàøèì ðîññèéñêèì ïðîèçâîëîì íåìåöêèìè ìåòîäàìè, è ýòî, óâû, ñòîèëî åìó æèçíè.

Àâòîð: Õàíäîãà Äìèòðèé

Ëè÷íûé òåã àâòîðà â ÂÊ — #õàíäîãà@catx2

Îãëàâëåíèå Cat_Cat

Источник