В 18 19 вв подушной податью называлась повинность в пользу

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – пря­мой лич­ный на­лог.

Взи­ма­лась в Древ­нем Ри­ме  в пе­ри­од рес­пуб­ли­ки и прин­ци­па­та с жи­те­лей рим­ских про­вин­ций, а в эпо­ху до­ми­на­та, пос­ле про­ве­де­ния все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 289-290 годов, – со всех городских жи­те­лей. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя су­щест­во­ва­ла в Западной Ев­ро­пе: пе­рио­ди­чес­ки вво­ди­лась в Анг­лии в XIV и XVI века; в ви­де ка­пи­та­ции (от латинского caput – го­ло­ва) взи­ма­лась во Фран­ции в 1695-1699 годы и 1704 – конец XVIII века. Ана­лог подушной подати с не­му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния в Ха­ли­фа­те и Ос­ман­ской им­пе­рии – джи­зия. В Рос­сии сме­ни­ла сис­те­му под­вор­но­го об­ло­же­ния. Вве­де­на ца­рём Пет­ром I в Ев­ропейской Рос­сии и Си­бири Пла­ка­том о сбо­ре по­душ­ных де­нег от 26.6(7.7).1724 года с це­лью обес­пе­чить со­дер­жа­ние но­вой ре­гу­ляр­ной ар­мии; со вре­ме­нем бы­ла рас­про­стра­не­на на Сло­бод­скую (1765), Ле­во­бе­реж­ную (1783) и Пра­во­бе­реж­ную (1795) Ук­раи­ну, При­бал­ти­ку (1783), а так­же на вновь при­сое­ди­нён­ные тер­ри­то­рии.

Подушной податью бы­ли об­ло­же­ны все ка­те­го­рии кре­сть­ян (по­ме­щи­чьи, государственные, двор­цо­вые, мо­на­стыр­ские, позд­нее – удель­ные), по­сад­ские лю­ди, раз­но­чин­цы, а так­же од­но­двор­цы и дво­ро­вые лю­ди, ко­то­рые до вве­де­ния подушной подати не не­сли тяг­ла в поль­зу го­су­дар­ст­ва, с 1775 года – ме­щан­ст­во. От уп­ла­ты подушной подати бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны дво­рян­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ка­за­чест­во, с 1775 года – фор­ми­ро­вав­ше­еся ку­пе­че­ст­во (за­ме­не­на сбо­ром с объ­яв­лен­но­го ка­пи­та­ла), с 1863 года – ме­щан­ст­во (кро­ме Си­би­ри; для не­го подушная подать за­ме­не­на на­ло­гом с городского не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва). Со­сло­вия, пла­тив­шие подушную подать, на­зы­ва­лись «по­дат­ны­ми» (около 90% от об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в Ев­ропейской Рос­сии в середине XIX века).

Для под­го­тов­ки к вве­де­нию подушной подати по ука­зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про­из­ве­де­на пе­ре­пись на­се­ле­ния муж­ско­го по­ла, под­ле­жав­ше­го об­ло­же­нию (вы­яви­ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы – про­вер­ка её ре­зуль­та­тов (ре­ви­зия), ко­то­рая уч­ла 5,4 миллионов ре­виз­ских душ. Не­по­сред­ст­вен­ная от­вет­ст­вен­ность за взи­ма­ние подушной подати воз­ла­га­лась у государственных кре­сть­ян на об­щи­ну по прин­ци­пу кру­го­вой по­ру­ки, в по­ме­щичь­их име­ни­ях – на по­ме­щи­ка, в го­ро­дах – на ор­га­ны по­сад­ско­го (ме­щан­ско­го) са­мо­управ­ле­ния и городскую ад­ми­ни­ст­ра­цию. Ве­ли­чи­на подушной подати за­ко­ном ус­та­нав­ли­ва­лась в рав­ном раз­ме­ре с ка­ж­дой ре­виз­ской ду­ши, не­за­ви­си­мо от воз­рас­та, но об­щи­на и ме­щан­ское об­ще­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ли рас­клад­ку подушной подати в со­от­вет­ст­вии с тяг­лы­ми воз­мож­но­стя­ми ка­ж­до­го дво­ра (хо­зяй­ст­ва); при рас­клад­ке по­да­ти в по­ме­щичь­их име­ни­ях, как пра­ви­ло, так­же учи­ты­ва­лось бла­го­сос­тоя­ние отдельных дво­ров. Об­щая сум­ма по­да­ти, ко­то­рую еже­год­но вы­пла­чи­ва­ли кре­сть­ян­ская об­щи­на или ме­щан­ское об­ще­ст­во, рас­счи­ты­ва­лась ис­хо­дя из за­фик­си­ро­ван­но­го фис­каль­ны­ми до­ку­мен­та­ми (ре­виз­ски­ми сказ­ка­ми) чис­ла ре­виз­ских душ и ос­та­ва­лась не­из­мен­ной вплоть до сле­дую­щей ре­ви­зии. Из­ме­не­ния, про­ис­хо­див­шие в ес­те­ст­вен­ном со­ста­ве на­се­ле­ния ме­ж­ду ре­ви­зия­ми, не учи­ты­ва­лись, в свя­зи с чем по­дат­ное об­ло­же­ние бы­ло не­рав­но­мер­ным. В ме­ст­но­стях, где в си­лу к.-л. при­чин на­се­ле­ние со­кра­ща­лось, по­дат­ная тя­го­та воз­рас­та­ла и, на­про­тив, умень­ша­лась там, где про­ис­хо­дил при­рост муж­ско­го на­се­ле­ния.

Пер­во­на­чаль­ный раз­мер подушной подати был ус­та­нов­лен пу­тём де­ле­ния сум­мы, не­об­хо­ди­мой для со­дер­жа­ния ар­мии, на чис­ло на­ло­го­пла­тель­щи­ков. В 1724 году подушная подать оп­ре­де­ле­на в 74 копейки. С 1725 года для кре­сть­ян подушная подать со­став­ля­ла 70 копеек, для по­дат­но­го городского на­се­ле­ния – 80 копеек (кро­ме это­го, по­ме­щи­чьи кре­сть­я­не пла­ти­ли об­рок или не­сли бар­щи­ну, государственные кре­сть­я­не и городское на­се­ле­ние бы­ли об­ло­же­ны до­пол­нительным об­роч­ным сбо­ром в поль­зу го­су­дар­ст­ва в раз­ме­ре 40 копеек с ре­виз­ской ду­ши). До 1782 года ста­ро­об­ряд­цы пла­ти­ли двой­ной по­душ­ный ок­лад (один шёл в до­ход го­су­дар­ст­ва, дру­гой по­сту­пал Русской пра­во­слав­ной церк­ви), по­ло­ви­ной по­душ­но­го ок­ла­да бы­ли об­ло­же­ны и жен­щи­ны в ста­ро­об­рядческих об­щи­нах (за ис­клю­че­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рые жи­ли в при­гра­нич­ной по­ло­се, что­бы не про­во­ци­ро­вать их бег­ст­во из стра­ны). В 1740-1750-е годы 70-ко­пе­еч­ный ок­лад не­од­но­крат­но сни­жал­ся на отдельные го­ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе­ри­од пра­ви­тель­ст­во уве­ли­чи­ва­ло кос­вен­ные на­ло­ги (та­мо­жен­ные сбо­ры, по­сту­п­ле­ния от вин­ной мо­но­по­лии и другие). С начала 1760-х годов, ко­гда воз­мож­но­сти уси­ле­ния кос­вен­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния бы­ли ис­чер­па­ны, подушная подать воз­рас­та­ла, к 1798 году со­ста­ви­ла 1 рубль 26 копеек для по­ме­щичь­их кре­сть­ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре­сть­ян и близ­ких к ним ка­те­го­рий и 2 рублей для ме­щан (вклю­чая об­роч­ный сбор). С учё­том па­де­ния кур­са ас­сиг­на­ций, боль­ших во­енных рас­хо­дов по­душ­ный ок­лад в 1810 году уве­ли­чен до 2 рублей для кре­сть­ян и до 5 рублей для ме­щан, к 1818 году – до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со­от­вет­ст­вен­но. В 1839 году, с на­ча­лом де­неж­ной ре­фор­мы министерства фи­нан­сов Е.Ф. Кан­кри­на, по­душ­ный ок­лад пе­ре­ло­жен на се­реб­ро (для кре­сть­ян со­ста­вил 95 копеек, для ме­щан – 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве­ли­чен, но вме­сто урав­ни­тель­но­го об­ло­же­ния ре­виз­ских душ по­душ­ные ок­ла­ды бы­ли диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по отдельным ме­ст­но­стям, со­ста­вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве­де­ние подушной подати при­ве­ло к зна­чительному рос­ту государственных до­хо­дов, по­ступ­ле­ния от неё со­став­ля­ли 54,1% государственных до­хо­дов в 1724, 52,7% – в 1749 году, 34,6% – в 1758 году, 57,1% – в 1785 году. В даль­ней­шем роль подушной подати сни­жа­лась за счёт рос­та кос­вен­ных на­ло­гов и вве­де­ния но­вых пря­мых на­ло­гов – с городских не­дви­жи­мых иму­ществ (1863), государственного по­зе­мель­но­го на­ло­га (1875). К 1881 году подушная подать со­став­ля­ла око­ло по­ло­ви­ны всех пря­мых на­ло­гов, а те, в свою оче­редь, да­ва­ли 18% государственных до­хо­дов.

Не­об­хо­ди­мость обес­пе­чить ис­прав­ную уп­ла­ту подушной подати ста­ла од­ной из при­чин вве­де­ния пас­порт­ной сис­те­мы. На про­тяже­нии всей ис­то­рии подушной подати её сбор со­про­во­ж­дал­ся зна­чительными не­до­бо­ра­ми. Так, к 1740-м году об­щая сум­ма не­дои­мок до­стигла 5 миллионов рублей. Вла­сти, с од­ной сторо­ны, не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли жё­ст­кие ме­ры по их взы­ска­нию, с дру­гой – пе­рио­ди­че­ски про­ща­ли их из-за не­воз­мож­но­сти взы­скать пол­но­стью по при­чи­не сла­бо­сти бю­ро­кра­тического ап­па­ра­та и ра­зо­ре­ния кре­сть­ян­ских хо­зяйств (осо­бен­но ха­рак­тер­но­го для 1-й половине XVIII века).

Со­глас­но Пла­ка­ту 1724 года, сбор подушной подати осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ским ко­мис­са­ром (вы­би­рал­ся дво­ря­на­ми ди­ст­рик­тов – во­енно-администртивных ок­ру­гов) со­вме­ст­но со штаб-офи­це­ра­ми и под на­блю­де­ни­ем ко­ман­ди­ра пол­ка (в 1727-1730 годы зем­ские ко­мис­са­ры и штаб-офи­це­ры под­чи­ня­лись про­винциальным вое­во­дам). С 1736 года сбор был пе­ре­дан уезд­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, ко­то­рая со­би­ра­ла подушную подать при со­дей­ст­вии «офи­це­ров у по­душ­но­го сбо­ра». По­сле гу­берн­ской ре­фор­мы 1775 года им за­ни­ма­лись ка­зён­ные па­ла­ты. В XVIII веке сбо­ром подушной подати ве­да­ли как во­ен­ные (Во­ен­ная кол­ле­гия, Ге­не­раль­ный кригс-ко­мис­са­ри­ат), так и гра­ж­дан­ские (Ка­мер-кол­ле­гия и ряд других) центральные уч­ре­ж­де­ния под кон­тро­лем Се­на­та, в XIX веке – Министерство фи­нан­сов, а так­же МВД, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ло кон­троль за дея­тель­но­стью гу­берн­ско­го на­чаль­ст­ва по взы­ска­нию не­дои­мок.

Читайте также:  Рецепт тыквенный сок польза и вред

Пра­ви­тель­ст­во не раз офи­ци­аль­но при­зна­ва­ло не­дос­тат­ки по­душ­ной сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (1727, 1810, 1832). Ко­мис­сия для пе­ре­смот­ра сис­те­мы по­да­тей и сбо­ров при Министерстве фи­нан­сов в 1859 году при­шла к вы­во­ду, что «без со­вер­шен­ной от­ме­ны по­душ­ной сис­те­мы нель­зя дос­тиг­нуть су­ще­ст­вен­но­го улуч­ше­ния в уст­рой­ст­ве пря­мых по­да­тей». Подушная подать в Ев­ропейской Рос­сии по­сте­пен­но от­ме­не­на императором Алек­сан­дром III. По ука­зу от 18(30).5.1882 года пре­кра­ти­лось с началом 1883 года взи­ма­ние подушной подати с без­зе­мель­ных кре­сть­ян, бывших дво­ро­вых лю­дей и с кре­сть­ян, по­лу­чив­ших в хо­де кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года зе­мель­ный на­дел в раз­ме­ре 1/4 от выс­шей нор­мы (так называемых кре­сть­ян-дар­ст­вен­ни­ков). За­ко­ном от 14(26).5.1883 года раз­мер подушной подати по­ни­жен, а для бывших фаб­рич­ных и за­вод­ских кре­сть­ян она от­ме­не­на. За­ко­ном от 28.5(9.6).1885 года взи­ма­ние подушной подати пре­кра­ще­но с началом 1886 года с боль­шин­ст­ва кре­сть­ян, а с началом 1887 года – со всех бывших по­дат­ных со­сло­вий, кро­ме жи­те­лей Си­би­ри, где подушная подать за­ко­ном от 18(30).1.1898 года уп­разд­не­на с началом 1899 года. От­ме­на подушной подати бы­ла ком­пен­си­ро­ва­на рос­том по­зе­мель­но­го на­ло­га, на­ло­га с городских не­дви­жи­мых иму­ществ, на­ло­гов за пра­во тор­гов­ли и про­мы­слов, уве­ли­че­ни­ем ак­ци­за со спир­та, а так­же об­роч­ной по­да­ти с бывших государственных кре­сть­ян с по­сле­дую­щим её пре­об­ра­зо­ва­ни­ем в вы­куп­ные пла­те­жи.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Пензенского государственного педагогического университета

им.

13 мая 2012 года

Сайт факультета – ist.

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий.

Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 12 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или последовательности цифр).

Часть 3 состоит из 6 заданий с развернутым ответом.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А21) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1. Как называлась в Древней Руси доля члена княжеского рода в родовом владении?

1) удел

2) поместье

3) барщина

4) вотчина

A2. Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1) Иван Калита и Ярослав Мудрый

2) Андрей Рублев и Александр Невский

3) Дмитрий Донской и Мамай

4) Владимир Мономах и хан Ахмат

A3. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идет речь.

«А великодержавный князь… достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».

1) патриархе Филарете

2) патриархе Никоне

3) Сергии Радонежском

4) Иосифе Волоцком

A4. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1) рассылаемые царем указы

2) органы центрального управления

3) решения Земского собора

4) распоряжения Боярской думы

А5. Что из названного произошло в XVII в.?

1) крестьянская война под руководством Е. Пугачева

2) Медный бунт

3) Семилетняя война

4) Северная война

A6. Историческое полотно «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные

1) с дворцовыми переворотами

2) с Северной войной

3) со стрелецкими бунтами

4) с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

A7. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1) ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3) освобождение дворян от обязательной военной службы

4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

A8. В XVIII – XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу

1) помещика

2) государства

3) церкви

4) общины

А9. Прочтите отрывок из воспоминаний офицера неприятельской армии и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Было принято решение о том, что нам придется двинуться вперед и начать наступление на Москву, от которой нас отделяло расстояние в двадцать дней походного марша. Среди <французов>, кто особенно горячо выступал против немедленного марша на Москву, назывались имена генерала Коленкура и генерала Мутона…, обер-гофмаршал двора Дюрок неоднократно пытался отговорить <Наполеона> от осуществления этого проекта. Но все его попытки, натолкнувшись на волю императора, оказались бесполезными.

Мы шли по направлению к Смоленску. Русские только что эвакуировали его… Мы вошли в город при свете пламени пожаров, но они были ничто по сравнению с тем, что ожидало нас в Москве».

1) 1812 г.

2) 1814 г.

3) 1825 г.

4) 1831 г.

A10. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I?

1) 1818 г.

2) 1826 г.

3) 1856 г.

4) 1877 г.

A11. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования

1) Николая I

2) Николая II

3) Александра II

4) Александра III

А12. Состоявшийся в 1878 г. Берлинский конгресс закрепил результаты

Читайте также:  Грязевые ванны польза и противопоказания

1) Семилетней войны

2) Отечественной войны

3) русско-японской войны

4) русско-турецкой войны

A13. «Могучей кучкой» в середине XIX века называлось объединение, созданное

1) композиторами для развития национальной музыкальной школы

2) историками для сбора и публикации документов по русской истории

3) художниками для организации своих выставок

4) театральными деятелями для организации гастролей за границей

А14. Как называлась политическая партия, представители которой заняли большинство мест в I Государственной Думе?

1) эсеры

2) кадеты

3) анархисты

4) октябристы

А15. Прочтите отрывок из телеграммы, адресованной Николаю II, и укажите год, к которому относятся описанные события.

«Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок. На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом. Повелите немедленно призвать новую власть… Прикажите вновь созвать законодательные палаты… Государь, не медлите. Если революционное движение перебросится в армию, победят немцы, и гибель России, а с ней и династии будет неминуема. От имени всей России прошу Ваше Величество об исполнении изложенного. Завтра может быть уже поздно. Председатель Государственной думы Родзянко».

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1914 г.

4) 1917 г.

A16. Коллективизацию в СССР характеризует

1) создание системы крупных агрогородов

2) объединение индивидуальных крестьянских хозяйств

3) развитие фермерского хозяйства

4) возрождение крестьянской общины

А17. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нем говорится.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем плотнее они охватывали город, тем ограниченнее становились возможности для тактического маневра как средства преодоления сопротивления противника. Сужение фронта к тому же облегчало оборонявшимся задачу переброски внутренних ресурсов на оказавшийся под угрозой сектор обороны. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов».

1) Харьков

2) Севастополь

3) Сталинград

4) Ленинград

A18. Что было одной из причин возврата к довоенному варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной войны?

1) осложнение международной обстановки, начало «холодной войны»

2) задача приоритетного развития сельского хозяйства

3) активизация национальных движений во всех республиках СССР

4) многочисленные выступления рабочих

A19. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

1) осуждение культа личности Сталина

2) построение за двадцать лет коммунистического общества

3) введение принципа разделения властей

4) построение в СССР развитого социализма

A20. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда он был принят.

«Содружество Независимых Государств в составе республик Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, и также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

1) 1985 г.

2) 1991 г.

3) 1993 г.

4) 1998 г.

A21. Что из названного стало одной из важнейших задач федеральной власти в России в начале XXI в.?

1) образование новых субъектов федерации

2) создание системы судебной власти

3) подготовка новой редакции Конституции РФ

4) приведение регионального законодательства в соответствии с общероссийским

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр и букв. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1.

В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) митрополит Иларион

Б) патриарх Никон

В) патриарх Филарет

Г) Иосиф Волоцкий

Ответ:____________________________.

В2. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕРМИНЫ

А) детинец

Б) тризна

В) секуляризация

Г) «семибоярщина»

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) правительство России, образованное после свержения В. Шуйского

2) укрепление внутри города вокруг княжеского дворца

3) языческий обряд, посвященный поминовению

4) круг соратников Ивана IV

5) обращение церковной собственности в светскую

В3. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) Указ о единонаследии

2) кондиции

3) аракчеевщина

4) Табель о рангах

5) подушная подать

6) кабинет министров

В4. Установите соотношение между именами деятелей науки XIX в. и областью знаний, к ним относящейся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А)

Б)

В)

Г)

1) медицинские исследования

2) проблемы органической химии

3) изучение иммунитета

4) неевклидова геометрия

5) географические исследования

В5. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Николая I? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) Крымская война

2) введение подушной подати

3) создание первых министерств

4) Ленский расстрел

5) строительство Царскосельской железной дороги

6) замена ассигнаций кредитными билетами

В6. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности в таблицу.

1) вступление СССР в Лигу наций

2) введение войск ОВД в Чехословакию

3) отмена 6-й статьи Конституции

4) отречение Николая II

5) Брестский мир

В7. Какие три из перечисленных черт характеризуют политику «военного коммунизма»? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) создание трудовых армий

2) введение продразверстки

3) концессии

4) национализация промышленности

5) индустриализация

6) гласность

В8. Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940-е – 1950-е гг. постами, ролью в политике: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Читайте также:  Польза листьев хрена для организма человека

ФАМИЛИИ

А)

Б)

В)

Г)

Посты, роль в политике

1) руководитель МГБ и МВД, куратор «атомного» проекта

2) руководитель Госплана СССР, участник экономической дискуссии 1951 г.

3) председатель Совета министров СССР, сменивший на этом посту

4) Один из наиболее влиятельных политиков, курировавший идеологию в ЦК ВКП (б)

5) Инициатор создания агрогородов, целинной эпопеи, насаждения посевов кукурузы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В9. Прочтите отрывок из Закона СССР и напишите название периода, когда этот закон был принят.

«Референдум СССР проводится на основе следующих принципов: участие в референдуме является свободным; голосование является добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; …каждый участник референдума обладает одним голосом. При проведении референдума обеспечивается гласность, в том числе при подсчете голосов, участие общественности».

Ответ: ___________________________.

В10. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в.

Петрашевцы, выкупные платежи, контрреформы, семибоярщина, промышленный переворот, кредитные билеты.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ: __________________________.

В11. Напишите пропущенное слово.

Социально-экономическая политика Советского государства в условиях Гражданской войны (), отражавшая представления о возможностях социалистического строительства путем быстрого насильственного вытеснения капиталистических элементов, называется ______________________ .

Ответ: ___________________________.

В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участник (-и)

«Кровавое воскресенье»

_______________ (А)

_______________ (Б)

Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»

_______________ (В)

,

Николай II

___________________ (Г)

14 июня 1905 г.

Г. Вакуленчук,

А. Матюшенко

____________________ (Д)

27 апреля 1906 г.

__________________ (Е)

1) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

2) январь 1905 г.

3) Г. Гапон

4) Г. Распутин

5) Цусимское морское сражение

6)

7) Созыв Государственной Думы

8) Утверждение «Основных государственных законов Российской империи»

9) октябрь 1905 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги современного отечественного историка.

«В апреле… на первом после похорон Черненко пленуме ЦК КПСС (он) изложил стратегический замысел весьма обширных реформ. Ключевым словом реформаторской стратегии стало “ускорение”, которое тут же было подхвачено партийной пропагандой и средствами массовой информации, стало повторяться ими как заклинание. “Ускорять” по (его мнению) нужно было все и вся: и развитие средств производства, и социальную сферу, и деятельность партийных органов, но, главное, научно-технический прогресс. Несколько позднее к стратегическим понятиям были добавлены такие как “гласность” и “перестройка”. Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей “сверху донизу”, а перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения все того же ускорения общественного развития. Постепенно, однако, когда выявилось, что “ускорения” не происходит, упор стал делаться на “перестройку”, и именно это слово оказалось символом (его) курса. <…>»

C1. Назовите фамилию нового руководителя СССР, хронологические рамки и название периода его пребывания у власти.

C2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех положений, раскрывающих «стратегический замысел обширных реформ».

СЗ. Назовите не менее двух причин перехода от «ускорения» к «перестройке», названных автором и известных вам из курса истории.

С4. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманистами и антинорманистами начались еще в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).

С5. Ниже приведены две точки зрения на возможные пути развития СССР после окончания Великой Отечественной войны:

1. СССР мог развиваться по демократическому пути, реальной была возможность отказа от авторитарного режима уже в 1940-х гг.

2. После войны позиции авторитарного режима в СССР только укрепились, демократизация сталинской системы была невозможной.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет.

1) Владимир Мономах

2) Елизавета Петровна

3) .

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.

Ответы

Вариант 1

Часть 1

1) 1

2) 3

3) 3

4) 2

5) 2

6) 1

7) 4

8) 2

9) 1

10) 2

11) 3

12) 4

13) 1

14) 2

15) 4

16) 2

17) 3

18) 1

19) 4

20) 2

21) 4

Часть 2

В1.

В2.

В3.

В4.

В5.

В6.

В7.

В8.

В9.

Перестройка

В10.

семибоярщина

В11.

военный коммунизм

В12.

Часть 3

С1. Горбачев. . Перестройка

С2. ускорение социально-экономического развития (развитие средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса); гласность как критика недостатков; перестройка хозяйственных и политических механизмов.

С3. Замедление темпов экономического роста; растущее отставание от США; финансовые проблемы; падение эффективности общественного производства.

С.4. Варяги этнически норманны / славяне. Их роль в образовании государства велика / мала. Факт призвания носил добровольную / насильственную форму. К моменту призвания варягов у славян не существовало государства / государство уже существовало.

С5.

1. рост международного авторитета СССР; относительная безопасность, отсутствие военной угрозы извне; принятие сбалансированного 4-го пятилетнего плана; изменения названия армии, правительства.

2. победа в войне укрепляет политический режим в оценках массового сознания; рост национального самосознание становится угрозой для режима; автономность отдельных социальных групп, рост их самостоятельности (генералитет и пр.); начало холодной войны.

Источник