Упорные ежедневные занятия конечно приносят пользу
Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2
ВАРИАНТ 22Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)В 1799 году Алессандро Вольта обнаружил, что электрический ток появляется не только в процессе трения или в атмосфере, но и при химическом взаимодействии некоторых веществ. (2) Год спустя учёный соорудил вольтов столб из двух десятков пар медных и цинковых кружков, разделённых суконками, смоченными солёной водой, и опыты показали, что в проволоке, соединяющей концы столба, появляется довольно сильный электрический ток. (3)<…> была создана первая в мире электрическая батарея, опыты с которой Вольта демонстрировал в Лондоне и Париже.
1)Первая в мире электрическая батарея была создана благодаря опытам Вольта, обнаружившего, что электрический ток появляется при химическом взаимодействии некоторых веществ.
2)В 1800 году Вольта соорудил вольтов столб из двух десятков пар медных и цинковых кружков, разделённых суконками, смоченными солёной водой, и опыты показали, что в проволоке, соединяющей концы столба, появляется довольно сильный электрический ток.
3)Представление о том, что электрический ток появляется не только в процессе трения или в атмосфере, сложилось у людей в 1799 году.
4)Первые опыты с электрической батареей были продемонстрированы итальянским учёным Алессандро Вольта в Лондоне и Париже.
5)Опыты, проведённые Алессандро Вольта, позволили сделать вывод о том, что электрический ток появляется при химическом взаимодействии некоторых веществ, и благодаря этому открытию была создана первая в мире электрическая батарея.
Ответ:
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Зато / Несмотря на это, / Так / Вопреки этому / Даже
Ответ:_____________________________.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в к(^тнрд$ приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1)Обладающий значительной мощностью; мощный. С. удар. Сильная машина.
2)Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
3)Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.
4) Талантливый, обладающий знаниями; сведущий, знающий, умелый в чём-л. С. физик. С. ученик.
Ответ:_____________________________.
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
досУг / намЕрение / начАл / принятА / красИвее
Ответ:_____________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Проведённый СРАВНИМЫЙ анализ показал, что многие межвидовые различия рассматриваемых объектов можно объяснить на основе одного или двух принципов.
В БЫЛЫЕ времена в этих краях можно было услышать восхитительные соловьиные трели.
Ходьба — самый простой и ЭФФЕКТИВНЫЙ вид физических упражнений, способствующих снижению лишнего веса.
СЛОВЕСНАЯ дуэль двух популярных телеведущих, состоявшаяся в прямом эфире, не могла не вызвать интерес со стороны зрительской аудитории.
На сооружение, например, одного только фрегата «Полтава», строившегося под руководством Петра I, было затрачено около 3000 ОТБОРНЫХ стволов.
Ответ:_____________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПОЛУТОРА часов / пара ТУФЕЛЬ / замечательные ДОКТОРА / густым ШАМПУНЕМ ЕХАЙ вперёд
Ответ:_____________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) И.Н. Крамской был одним из самых образованных и глубокомыслящих художников своего времени, эти качества и определили решение портрета Л.Н. Толстого, создавшего величайшее творение — роман-эпопею «Война и мир».
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) По окончанию обучения в этом высшем учебном заведении будет выдаваться диплом европейского образца, на основании которого можно официально работать во многих странах мира.
B)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3) Максимилиану Волошину принадлежит ряд статей, опубликованные в газетах под общей рубрикой «Лики творчества».
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) Надо ли говорить о том, как важно развивать в людях чувство красоты, потребность в ней, ведь недаром величайший писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский утверждал, что «красота спасёт мир».
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто берёт на себя смелость выводить исторические закономерности, опираясь лишь на собственные представления о языке того или иного народа, может ввести читателей в заблуждение.
6) Демонстрируя произвольную программу, в полной мере проявляется артистизм гимнаста.
7) Цель популяризаторов — не только объяснить, растолковать какое-либо явление непосвященным с максимальной доступностью, но и представить наиболее объективный взгляд на это явление.
8) Максим Горький говорил, чтец «прежде чем начать писать, я задаю вопрос: что хочу написать, как написать и для чего написать».
9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своею правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
ставив пропущенную букву.
оз..рённый / соб..рательный / фр..гмент / прик..сновение / запор..шить (снегом)
Ответ:_____________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
н..дкусил, нед..жарил / под..тожил, по..грал / бе..конечный, ра..бил
по..бородок, о..блеск / пр..дорожный, пр..лёг
Ответ:_____________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
отчётл..вый / усидч..вый / застёг..вать / обидч..вый / продл..вать
Ответ:_____________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е:
выскоч..шь / распил..шь / колебл..мый / обкле..шь / пророч..вший
Ответ:_____________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В станках, предназначенных для быстрого изготовления больших тиражей, есть специальный механизм, в котором огромный рулон бумаги вращается и постепенно разматывается, и (НЕ)ПРЕРЫВНАЯ длинная бумажная лента движется и проходит между двух цилиндров, печатающих на ней текст сразу с двух сторон.
У разных людей реакция организма на одно и то же лекарство может быть далеко (НЕ)ОДИНАКОВОЙ.
Оригинальные, ранее (НЕ)НАПЕЧАТАННЫЕ работы могут быть опубликованы в журнале «Асимметрия».
Николай Анастасов всегда был (НЕ)ОБЫКНОВЕННЫМ рассказчиком, которого можно слушать с интересом лишь некоторое время, а рассказчиком уникальным, способным понастоящему увлечь своими историями слушателей.
Юбилей — (НЕ)ТОЛЬКО радостное событие, это повод вспомнить историю, подвести итоги и наметить новые цели.
Ответ:_____________________________.
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения и координация движений (ПО)МЕРЕ приближения времени старта у хорошо тренированных спортсменов становятся лучше, (ПРИ)ЧЁМ изменения этих показателей происходят согласованно.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, ЧТО(БЫ) затрачивать на него меньше усилий.
В начале XX века в России основу социальной структуры (ПО)ПРЕЖНЕМУ составляли сословия — замкнутые группы людей, наделённые определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству; (ЗА)ЧАСТУЮ наследственным в России был и род занятий.
Рано утром путешественники двинулись (В)ПЕРЁД, предполагая без остановки ехать до самого Хорезма и, пополнив запасы воды и продуктов, выйти (НА)ВСТРЕЧУ каравану, которому ещё трое суток нужно было идти до оазиса.
Невзирая на суровые условия, женщины-химики работали (ПО)СВОЕМУ увлечённо, (ПО)ЭТОМУ нередко даже забывали об опасности.
Ответ:_____________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Картины И.И. Шишкина часто встречают зрителя освещё(1)ой солнцем опушкой, убегающим в глубь леса серебря(2)ым ручьём, исхоже(3)ой дорогой или полевой тропинкой, протопта(4)ой в густой траве.
Ответ:_____________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Во взгляде Новикова легко прочитать высокий ум твёрдую волю неустрашимость в отстаивании своих принципов.
2)А.К. Саврасов любил скромную русскую природу и видел не Только глазами но и всей душой едва заметную перемену в её состоянии.
3)Архитектору приходилось следить за ремонтом здания построением и перестроением производить разнообразные закупки.
4) От пустой и бесцельной жизни человек становится смешным и жалким.
5) Пушистый снег покрывал землю и всё вокруг становилось молодым и радостным.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На одежде князя Куракина (1) сшитой из золотой парчи (2) лежат (3) переливаясь разноцветным шёлком (4) орденские ленты.
Ответ:_____________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Упорные ежедневные занятия (1) конечно (2) приносят пользу. Даже не самые способные ученики (3) несомненно (4) добьются успеха в овладении знаниями при условии систематического труда.
Ответ:_____________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для заполнения полей можно использовать указанные в подсказке символы (1) увидеть (2) которые (3) можно (4) при наведении указателя мыши на знак вопроса рядом с полем.
Ответ:_____________________________.
19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Книги (1) которые рассказывают о жизни и судьбе человека (2) позволяют нам составить довольно полное представление об этом человеке (3) но (4) как бы ни был хорош словесный портрет (5) он не в силах заменить портрета живописного.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Один раз в жизни мне довелось оказаться настоящим мошенником.
(2)Мы были на практике в чужом городе, на большом авиационном заводе. (3)Шла вторая весна войны, и, надо полагать, авиационному заводу хватало забот помимо того, чтобы уделять время обучению желторотых практикантов.
(4)И тут подтвердилась древняя мудрость: праздность — мать всех пороков. (5)Если бы мы, отстояв свою смену, усталые, пусть даже трижды голодные, приходили в заводскую столовую вместе с рабочими, обедали, разговаривая о нашей же работе и чувствуя себя с ними на равной ноге, нам, я уверен, и в голову не пришло бы сделать то, что мы сделали однажды.(6)Известно, что подростки, юноши — самый прожорливый народ. (7)С завтраком и обедом мы справлялись очень быстро, а ужинать нам, увы, не приходилось вовсе.
(8)И вот как-то после обеда Яшка Звонарёв вынул из кармана измятый талончик — такой же, по каким нам выдавали хлеб.
— (9)На полу подобрал. (10)Таких из одного листа тысячу нарезать можно. (11)Однако в этой бумажке двести граммов хлеба! (12)И знаете что… (13)У нас будет куча хлеба, братцы!
(14)С этими словами Яшка нарисовал на ладони чернилами: «13 июня 1942 года» и приложил к бумаге. (15)На бумаге обозначились цифры и буквы. (16)Но были они бледные, а кроме того, читались наоборот.
(17)И тут Генка Серов, ничего не говоря, вышел и пропадал около двух часов. (18)Появился он загадочно сияющий и положил на стол приспособление, которым в кинотеатрах ставят на билеты число, месяц и год. (19)С помощью этого приспособления мы напечатали целую гору талончиков, неотличимых от тех, которые нам выдавали в заводской столовой. (20)Когда мы пришли в столовую, Яшка обвёл нас тревожным взглядом.
— (21)Рискуем? (22)Потом не жалеть.
— (23)Клади, — ответил за всех Генка Серов.
(24)Подавалыцица — черноглазая, бледная, худая девушка — смахнула все наши талончики к себе на поднос и исчезла. (25)Мы переглянулись, и каждый, наверное, в лице другого прочитал тревогу. (26)Нет, мы не думали о том, с кого спросится за четыре килограмма хлеба, которые мы сейчас получим: с этой черноглазой полупрозрачной девушки или с раздатчицы, пожилой женщины с какой-то устойчивой усталостью в глазах. (27)Не думали мы и о том, что, может быть, этого хлеба не хватит рабочим, отстоявшим у станка по двенадцать часов. (28)Но зато впервые мы задумались о том, что будет с нами самими, если нас неожиданно разоблачат.
(29)Я вдруг явственно увидел, что нас немедленно исключат из техникума. (30)Мало того, нас, конечно, по законам военного времени, будут судить. (31)Много не дадут, но даже одного года в лагерях достаточно для того, чтобы поломалась и на десятки лет вперёд вылетела из колеи вся жизнь.
(32)Вот движения девушки замедлились. (33)Она снова начала перебирать все бумажки. (34) Раздатчица, пожилая, усталая женщина, вместе с ней наклонилась над бумажками. (35)Девушка кивнула головой в нашу сторону, и раздатчица нашла нас глазами и долго смотрела на нас, как бы обдумывая. (36) Женщины на раздаче о чём-то поговорили и перестали глядеть в нашу сторону.(37)Как теперь всё будет дальше? (38)Наверно, раздатчица сейчас уйдёт куда-нибудь в задние комнаты и позвонит по телефону. (39)Ну точно! (40)Раздатчица вытерла руки полотенцем и ушла. (41)Вместо неё на раздаче появилась подмена — другая, тоже пожилая и тоже усталая женщина. (42)А черног-ддзая как ни в чём не бывало ставит на большой деревянный поднос тарелки с супом и кашей, а также тарелку с хлебом. (43)Хлеба на тарелке восемьсот граммов. (44)А на дне, под аккуратными чёрными ломтиками, лежат наши талончики.
(45)Прежняя раздатчица снова появилась в окне. (46)Но мы не смотрим в её сторону. (47)Нам стыдно. (48)Мы, обжигаясь, не разбирая вкуса, съедаем гороховый суп, обжигаясь, глотаем безвкусную саговую кашу…
(49)Только сейчас, спустя много лет, я подумал о том, что мы ушли тогда из столовой, не сказав спасибо ни черноглазой девушке-подавалыцице, ни пожилой женщине на раздаче, с безнадёжно усталыми, военного времени глазами. (По В. Солоухину)
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) русский писатель и поэт, видный представитель «деревейской прозы».
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)На авиационном заводе, несмотря на военное время, серьёзно занимались обучением практикантов.
2) Фальшивые талончики были изготовлены по общему согласию товарищей.
3)Если бы женщины, работавшие в столовой, не скрыли факт мошенничества практикантов, ребят исключили бы из техникума и осудили.
4)Участвуя в мошенничестве, практиканты сначала не думали о том, что с ними будет, если их обман будет раскрыт.
5)Когда обман практикантов обнаружился, они испытали чувство досады.
Ответ:_____________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 4-5 содержится рассуждение.
2)Предложения 17-18 содержат повествование.
3)Предложение 28 объясняет содержание предложения 25.
4)В предложениях 32-33 представлено рассуждение.
Ответ:_____________________________.
23. Среди предложений 37-44 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
24. «Размышляя о том, что однажды произошло в жизни рассказчика, автор пытается найти наиболее точные и выразительные языковые средства, помогающие читателю составить представление о персонажах, а также понять причины происшедшего. Это, прежде всего, троп — (А)___(«желторотых практикантов» в предложении 3, «полупрозрачной девушки» в предложении 26) и такое лексическое средство, как (Б)___(«на равной ноге», «ив голову не пришло бы» в предложении 5)». Напряжённость момента, в который практиканты принимали окончательное решение стать участниками мошенничества, помогает передать такая форма речи, как (В)___(предложения 21—23), а их состояние после разоблачения — синтаксическое средство — (Г)___(в предложении 48)».
Список терминов:
1)анафора
2)сравнение
3)диалектизм
4)фразеологизм
5)парцелляция
6)вводные слова
7)ряд однородных членов
8)диалог
9)эпитет
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстра- ции из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.