У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете thumbnail
Философия Менделеева

“У научного изучения предметов, — говорит Менделеев в примечаниях к своим “Основам Химии”, — две основных или конечных цели: предвидение и польза… Торжество научных предсказаний имело бы очень малое для людей значение, если бы оно не вело под конец к прямой общей пользе. Научные предсказания, основываясь на изучении, дают в обладание людское такие уверенности, при помощи которых можно направлять естество вещей в желаемую сторону”. И далее Менделеев осторожно прибавляет: “Религиозные и философские понятия живут и развиваются уже многие тысячелетия, а те понятия, которыми руководится точно-предсказывающая наука, возродились всего лишь

несколько столетий и успели охватить лишь очень немногое. Химия же вошла в состав таких наук всего лишь разве два столетия. Впереди, наверное, предстоит от таких наук много-много и предсказаний и пользы”.

Эти осторожные, “намекающие” слова очень знаменательны в устах Менделеева. Полускрытый смысл их явно направлен против религии и спекулятивной философии. Менделеев противопоставляет им науку. Религиозные идеи, — говорит он, — господствовали тысячелетия, но проку от этого не так уж много; а вот глядите, что в короткий срок дала наука, и судите по этому о будущих ее благах. Таков несомненный смысл этой фразы, включенной Менделеевым в одно из примечаний, мельчайшим шрифтом напечатанное на 405-й странице его “Основ Химии”. Очень осторожен был Дмитрий Иванович и ссориться с официальным общественным мнением не собирался!

Химия есть школа революционной мысли. Не потому, что существует химия взрывчатых веществ. Взрывчатые вещества далеко не всегда революционны. А потому, что химия есть, прежде всего, наука о превращении вещества. Химия опасна для всяких абсолютов, для консервативного мышления в неподвижных категориях.

И очень поучительно, что, под несомненным давлением консервативного общественного внушения, Менделеев в великом процессе химических превращений отстаивал начало устойчивости и неизменности. Великий ученый с замечательным упорством настаивал на неизменяемости химических элементов и их непревращаемости друг в друга. Ему нужны были надежные точки опоры. Он говорил: “Я — Дмитрий Иванович, а вы — Иван Петрович. У каждого своя индивидуальность — так же, как и у элементов”.

Менделеев неоднократно с пренебрежением отзывался о диалектике. Под этим именем он понимал не диалектику Гегеля или Маркса, а поверхностное искусство игры понятиями, отчасти софистику, отчасти схоластику. Научная диалектика охватывает общие методы мышления, которые отражают законы развития. Одним из таких законов является переход количества в качество. Химия насквозь пронизана этим законом. На нем построена целиком периодическая система Менделеева, которая из количественной разницы атомных весов выводит качественную разницу элементов. Именно под этим углом зрения Энгельс оценил открытие

Менделеевым новых элементов. В своем наброске “Общий характер диалектики как науки” Энгельс писал: “Менделеев показал, что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов и предсказал приблизительным образом его удельный и атомный веса и его атомный объем. Менделеев, применяя бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить на-ряду с открытием Леверрье, вычислившего орбиту еще неизвестной планеты, Нептуна”. (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 2-я, стр. 227.)

Логика периодической системы, хотя и перестроенной в дальнейшем, оказалась сильнее консервативных ограничений, которые хотел в нее внести ее собственный творец. Родство элементов между собою и их взаимопревращаемость можно считать эмпирически доказанными с того момента, как при помощи радиоактивных веществ удалось подвергнуть разрушению атомы. Через периодическую систему Менделеева, через химию радиоактивных веществ диалектика празднует свою самую замечательную победу!

Законченной философской системы у Менделеева не было. Он ее, пожалуй, и не хотел, потому что она привела бы его неизбежно к столкновению с его собственными консервативными привычками и симпатиями.

В самых основных вопросах познания у Менделеева слышится двойственность. Так, он как бы склоняется к агностикам, заявляя, что “сущность” вещества для нас непостижима, ибо “чужда нашему сознанию и духу” (!) (Д. Менделеев, “Основы Химии”, стр. 406). Но тут же он дает великолепную формулу познания, которая одним мановением смахивает агностицизм: “люди, постепенно изучая вещество, — говорит Менделеев в том же самом примечании, — им овладевают, точнее и точнее делают в отношении к нему предсказания, оправдываемые действительностью, шире и чаще пользуются им для своих потребностей, и нет повода видеть где-либо грань познанию и обладанию веществом”. Совершенно очевидно, если грани познанию и обладанию веществом нет, то нет и непознаваемой “сущности”. Познание, которое дает возможность предвидеть все возможные изменения

вещества и дает силу эти изменения вызывать, такое познание исчерпывает именно сущность материи. Так называемая непостижимая “сущность” есть лишь обобщенный образ нашей неосведомленности о веществе. Это псевдоним нашего невежества. Дуалистическое разграничение непознаваемой материи и ее познаваемых свойств очень похоже на анекдотическое определение золотого кольца как дырки, окруженной драгоценным металлом: совершенно очевидно, что если мы познаем драгоценный металл явлений и научимся им управлять, то дырка сущности останется для нас совершенно безразличной, и мы охотно ее подарим архаическим философам и богословам.

Источник

Слайд 1

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

У научного изучения предметов две основных и конечных цели: предвидение и польза.
Д. И. Менделеев

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА И ВЛАГИ НА ЗЕМЛЕ.
ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ

Слайд 2

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

Система наук о закономерностях организации ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ и её компонентов для научного обоснования, территориального размещения общества, рационального природопользования и прогноза

Читайте также:  Когда потрясение идет в пользу

ГЕОГРАФИЯ

Слайд 3

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ

Радиус Земли – 6371 км (6378 – экваториальный, 6357 – полярный)

Земля сплюснута у полюсов из-за вращения вокруг своей оси

На экваторе вес предметов приблизительно на 0,5% меньше, чем на полюсе.

Сфероид – элипсоид вращения

Слайд 4

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ

ГЕОИД – «нечто подобное Земле» – геометрическое тело, ограниченное поверхностью, всюду перпендикулярной отвесной линии гравитационного

1873 г. Иоган Листинг

Слайд 5

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ ОСИ

Земля вращается с запада на восток
Следствия:
Солнце для наблюдателя восходит на востоке, заходит на западе;
Наличие часовых поясов;
Смена дня и ночи;
Наличие силы Кориолиса – отклоняющей силы при движении вдоль меридиана: в СЕВЕРНОМ полушарии направлена ВПРАВО, в ЮЖНОМ – ВЛЕВО.
Сплюснутость Земли у полюсов;
Суточная цикличность (периодичность) многих процессов.

Слайд 6

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА

Главное следствие – смена времен года!

Слайд 7

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

КРУГОВОРОТ В ЛИТОСФЕРЕ

Слайд 8

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

КРУГОВОРОТ В ТРОПОСФЕРЕ

Три фактора
Шарообразность планеты
Вращение вокруг оси
Неоднородность подстилающей поверхности

Слайд 9

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

КРУГОВОРОТ В ГИДРОСФЕРЕ

Слайд 10

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

КРУГОВОРОТЫ В БИОСФЕРЕ

Слайд 11

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА

Слайд 15

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Качественно новое образование, функционирующее и развивающееся как единое целое образующих ее компонентов (элементов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы)

Целостность географической оболочки достигается за счетов круговоротов вещества и энергии.
Причины движения вещества и энергии в круговоротах –«внутренняя» и «внешняя» энергия и форма Земли.

ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА:
ЦЕЛОСТНОСТЬ,
РАЗНОМАСШТАБНАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ,
РИТМИЧНОСТЬ

В процессе круговоротов солнечная и внутренняя энергия преобразуются в энергию химических связей, тепловую и механическую

Слайд 16

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), вся гидросфера и биосфера, а также антропосфера — проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией.

Слайд 17

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

Верхнюю границу географической оболочки проводят в стратосфере, несколько ниже слоя максимальной концентрации озона на высоте примерно 25 км. Для этой пограничной части атмосферы характерно основное свойство ГО — взаимопроникновение компонентов, а также выражен основной закон оболочки — закон географической зональности.

Этот закон отражает разделение суши и океанов на природные зоны, закономерно повторяющихся в обоих полушариях, смена зон обусловлена главным образом характером распределения энергии Солнца по широтам и неравномерностью увлажнения. Нижнюю границу географической оболочки проводят в верхней части литосферы (500—800 м.)

Слайд 18

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

Целостность (единство) обусловлена тесной взаимосвязью слагающих компонентов. Изменение одного компонента приводит к изменению других.

Ритмичность — повторяемость природных явлений, суточный годовой.

Высотная поясность — закономерная смена природных условий с подъемом в горы. Обусловленная изменением климата с высотой, понижением температуры воздуха, его плотности, давления, возрастанием солнечной радиации, а также облачности и годовой суммы осадков.

Географическая оболочка является объектом исследования географии и её отраслевых наук.

Слайд 19

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

НЕОДНОРОДНОСТЬ (МОЗАИЧНОСТЬ) ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Слайд 20

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ

Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам

Слайд 21

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ

Слайд 22

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

Тепло

Влага

Биологическая продуктивность

Атмосферное давление

Слайд 23

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

Часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы.

Это — климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир. Климатические условия (температура, увлажнение, цикличность их изменений) являются определяющими факторами.

Природные зоны названы по присущему им типу растительности — их наиболее яркой географической особенности. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов. Природные зоны — одна из ступеней физико-географического районирования

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Слайд 24

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Современное состояние

Слайд 25

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

25 тыс. лет назад

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Слайд 26

У научного изучения предметов две основные или конечные цели предвидение и польза как вы понимаете

Текст слайда:

125 тыс. лет назад

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Источник

Êàê
ìû óæå ãîâîðèëè ,
ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ ìîæíî äî
áåñêîíå÷íîñòè . Ïîñòåïåííî
íàóêà ðåøèò áîëüøèíñòâî èëè
äàæå âñå ñóùåñòâóþùèå ñåãîäíÿ
ïðîáëåìû .

Ìíîãèå
ëþäè , êàê ðàç íàîáîðîò , âèäÿò â
íàóêå ãëàâíóþ îïàñíîñòü . Îíè
îáðàùàþò âíèìàíèå , âî-ïåðâûõ ,
íà òî , ÷òî íàóêà ïîêà áåññèëüíà
ðåøèòü ðÿä ñåðü¸çíûõ ïðîáëåì ,
à âî-âòîðûõ ,÷òî íàóêà ñàìà
íåìàëî ïðîáëåì è ïîðîäèëà .

×òî
êàñàåòñÿ íåñïîñîáíîñòè íàóêè
ðåøèòü ðÿä ñåðü¸çíûõ âîïðîñîâ
ñåãîäíÿ , òî îíà ðåøèò èõ çàâòðà
, õîòÿ áåçóñëîâíî òóò æå
âîçíèêíóò âîïðîñû íîâûå .
Îäíàêî ðåøàòü íîâûå âîïðîñû
áóäåò óæå áîëåå ðàçâèòîå è
çàùèùåííîå ÷åëîâå÷åñòâî .

Åñëè
æå ãîâîðèòü î òîì , ÷òî ñàìà
íàóêà ñîçäà¸ò ïðîáëåìû , òî
çäåñü íåîáõîäèìî îáðàòèòü
âíèìàíèå íà äâà îáñòîÿòåëüñòâà
.

Âî-ïåðâûõ
, åñëè íîâîå èçîáðåòåíèå
ñîçäà¸ò ïðîáëåì , óñëîâíî
ãîâîðÿ , íà ðóáëü , òî ðåøàåò èõ
íà 10 èëè 100 ðóáëåé . Íàïðèìåð ,
ñîçäàíèå àòîìíûõ
ýëåêòðîñòàíöèé ïðèâåëî ê
ãèáåëè ïî ðàçíûì äàííûì îò
íåñêîëüêèõ ñîòåí , äî
íåñêîëüêèõ òûñÿ÷ ÷åëîâåê ;
âêëþ÷àÿ æåðòâ ×åðíîáûëüñêîé
ñòàíöèè . Îäíàêî èçâåñòíî , ÷òî
áîëåå âûñîêèé óðîâåíü æèçíè
ïðèâîäèò ê ñîõðàíåíèþ è
ñáåðåæåíèþ îãðîìíîãî
êîëè÷åñòâà ëþäåé . Îò áîëåå
âûñîêîãî óðîâíÿ æèçíè òîëüêî
äåòñêàÿ ñìåðòíîñòü ñíèæàåòñÿ â
äåñÿòêè ðàç . Î÷åâèäíî , ÷òî
àòîìíàÿ ýíåðãèÿ ïîìîãëà â
îáùåìèðîâîì ìàñøòàáå
ñîõðàíèòü ìèëëèîíû
÷åëîâå÷åñêèõ æèçíåé .

Áûâàåò
èíîãäà , ÷òî ëå÷åíèå
àíòèáèîòèêàìè ó ìàëåíüêèõ
äåòåé ïðèâîäèò ê òÿæ¸ëûì
ïîáî÷íûì ýôôåêòàì , òàêèì êàê
ãëóõîòà , íàïðèìåð . Íî ýòè æå
àíòèáèîòèêè ïîìîãàþò ñïàñòè
äåòåé , êîòîðûå áåç íèõ óìèðàëè
áû .

Âî-âòîðûõ
, íàó÷íûìè äîñòèæåíèÿìè èíîãäà
ïîëüçóþòñÿ íåäîáðîñîâåñòíûå
èëè áåçãðàìîòíûå ëþäè . Îäíàêî
âñ¸ òà æå íàóêà ñî âðåìåíåì
ðåøèò è ïðîáëåìó ÷åëîâå÷åñêîãî
ôàêòîðà .

Èòàê
, åñëè íàó÷íûé ïðîãðåññ
ñîçäà¸ò äîïîëíèòåëüíûå
ïðîáëåìû , òî ýòî ïðîèñõîäèò ïî
êàêèì-òî ïðè÷èíàì , à çíà÷èò ,
ýòè ïðè÷èíû ìîæíî ïîíÿòü è
óñòðàíèòü . Çàäà÷à íàóêè íå
ïðîñòî ÷òî-òî èçîáðåòàòü , à
óëó÷øàòü â æèçíè ÷åëîâåêà âñ¸ ,
÷òî ìîæíî óëó÷øèòü
. Åù¸
Ìåíäåëååâ ñêàçàë ïî ýòîìó
ïîâîäó : “Ó íàó÷íîãî èçó÷åíèÿ
ïðåäìåòîâ åñòü äâå îñíîâíûå
èëè êîíå÷íûå öåëè : ïðåäâèäåíèå
è ïîëüçà”.

Îäíà
èç ãëàâíûõ ïðîáëåì
íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà
çàêëþ÷àåòñÿ â òîì , ÷òî îí áûë
íàïðàâëåí â îñíîâíîì íà
èçó÷åíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå
îêðóæàþùåãî ìèðà . Ïðè ýòîì ñàì
÷åëîâåê îñòàâàëñÿ â ñòîðîíå .
Íå ñïîñîáíîñòü íàóêè ïîëíîñòüþ
îáúÿñíèòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà è
÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà , à
òàêæå îòñóòñòâèå
íðàâñòâåííîãî ïðîãðåññà , è
ïîðîæäàëî ïåññèìèñòè÷åñêèå
íàñòðîåíèÿ . È ïðàâäà , âñåãî çà
íåñêîëüêî ñòîëåòèé
ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ òåõíèêè ,
÷åëîâå÷åñòâî ïðîøëî ïóòü îò
êàìåííîãî òîïîðà äî êîìïüþòåðà
è êîñìè÷åñêîé ðàêåòû .
×åëîâå÷åñêàÿ æå íàòóðà è
÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî
îñòàëèñü íåèçìåííûìè .
Ïî-âèäèìîìó , óæå 21 âåê ñîâåðøèò
â ýòîì âîïðîñå ðåâîëþöèþ .

Èçâåñòíî
, ÷òî â ÷åëîâå÷åñêîì îðãàíèçìå
ìíîãèå òûñÿ÷è ãåíîâ .  íà÷àëå 21
âåêà ó÷¸íûå îáåùàþò ïîëíîñòüþ
îòêðûòü âñå èç íèõ . Ýòî ïîìîæåò
íå òîëüêî ïîíÿòü ÷åëîâåêà , íî
ïðè íåîáõîäèìîñòè è èçìåíÿòü
åãî .  ÷àñòíîñòè ìîæíî áóäåò
íàó÷èòüñÿ ìåíÿòü õàðàêòåð
÷åëîâåêà , çíà÷èòåëüíî
ïîâûøàòü åãî óìñòâåííûå
ñïîñîáíîñòè , áåç ÷åãî
íðàâñòâåííîãî ïðîãðåññà â
îáùåñòâå íå áóäåò . Êîíå÷íî ýòî
äåëî äàë¸êîãî áóäóùåãî , íî
ïðèíöèïèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü äà
è íåîáõîäèìîñòü ýòîãî î÷åâèäíà
. Òðàíñ ãåííûå , òî åñòü
èñêóññòâåííî èçìåí¸ííûå
æèâîòíûå óæå ñóùåñòâóþò è
ðàçâèâàþòñÿ íîðìàëüíî .

Íåéòðàëèçóÿ
íåíóæíûå ãåíû è äîáàâëÿÿ
íåîáõîäèìûå , ìîæíî áóäåò
ðåøèòü ïðîáëåìó ëèö ñ
àíòèîáùåñòâåííûì ïîâåäåíèåì .
Õîòÿ âîçìîæíî áóäóò íàéäåíû è
áîëåå ïðîñòûå ñïîñîáû
èçìåíåíèÿ õàðàêòåðà ÷åëîâåêà .
Ìîæåò áûòü ëþäè íàó÷àòñÿ
íåéòðàëèçîâûâàòü íåíóæíûå
çîíû ìîçãà è ñòèìóëèðîâàòü
íåîáõîäèìûå . Íàïðèìåð ,
ðîññèéñêèå ó÷¸íûå óæå íà÷àëè
ëå÷èòü íàðêîìàíèþ ñ ïîìîùüþ
çàìîðàæèâàíèÿ òåõ îòäåëîâ
ìîçãà , êîòîðûå îòâå÷àþò çà
ïðèâûêàíèå ê íàðêîòèêàì .
Ïî-âèäèìîìó , ñî âðåìåíåì ,
âîîáùå âñåõ ëþäåé ìîæíî áóäåò
ñäåëàòü ïîðÿäî÷íûìè.

Çäåñü
ìîæåò âîçíèêíóòü îäèí âîïðîñ .
Âåäü ïðèðîäà ñïåöèàëüíî , â
ïðîòèâîâåñ õîðîøèì ëþäÿì ,
ñîçäà¸ò ïëîõèõ . Ïëîõèå ëþäè
êàê áû äåðæàò â òîíóñå õîðîøèõ .
Åñëè æå âñå ëþäè ñòàíóò
õîðîøèìè , è áîðüáà â îáùåñòâå
èñ÷åçíåò , òî íå ïðèâåä¸ò ëè ýòî
ê åãî îñëàáëåíèþ . Ïî-âèäèìîìó
íåò , òàê êàê ëþäÿì âñ¸ ðàâíî
ïðèä¸òñÿ áîðîòüñÿ ñ îêðóæàþùåé
ñðåäîé è ñ ðàçëè÷íûìè
êîíêóðåíòàìè .

Âòîðîå
ðåâîëþöèîííîå èçìåíåíèå áóäåò
çàêëþ÷àòüñÿ â òîì , ÷òî ëþäè
íàó÷àòñÿ íå ñòàðåòü , à çíà÷èò
íå óìèðàòü îò ñòàðîñòè
.

Òàê ,
àìåðèêàíñêèå ó÷¸íûå çàÿâèëè ,
÷òî èìè ðàñêðûò ìåõàíèçì
ñòàðåíèÿ . Èçâåñòíî , ÷òî êëåòêè
íàøåãî îðãàíèçìà äîëæíû
ïîñòîÿííî îáíîâëÿòüñÿ . Îäíàêî
îáíîâèòüñÿ îíè ìîãóò
îãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî ðàç .
Ïðîèñõîäèò ýòî îò òîãî , ÷òî äëÿ
ñâîåãî îáíîâëåíèÿ îíè
èñïîëüçóþò ñïåöèàëüíîå
âåùåñòâî (òåëîìåðàçà) , êîòîðîå
íàõîäèòñÿ â êëåòêàõ òàêæå â
îãðàíè÷åííîì êîëè÷åñòâå .
Êîãäà äàííîå âåùåñòâî
çàêàí÷èâàåòñÿ , òî êëåòêè
òåðÿþò âîçìîæíîñòü ê
îáíîâëåíèþ è îðãàíèçì ïîãèáàåò
. Ó÷¸íûì íå òîëüêî óäàëîñü
îáíàðóæèòü ýòî âåùåñòâî , íî è
ïîëó÷èòü åãî èñêóññòâåííûì
ïóò¸ì .

Äàëåå
îíè íà÷àëè ýêñïåðèìåíò . Âçÿëè
îòäåëüíûå êëåòêè îðãàíèçìà è
íà÷àëè îáðàáàòûâàòü èõ
ðàñòâîðîì ñ óêàçàííûì
âåùåñòâîì . Íà ìîìåíò ñîîáùåíèÿ
êëåòêè ïðîæèëè äîëüøå îáû÷íîãî
íà 30 % . Ñïåöèàëèñòû
ïðåäïîëàãàþò , ÷òî óæå â íà÷àëå
21-ãî âåêà ìîæåò ïîÿâèòüñÿ
ëåêàðñòâî , êîòîðîå ïîçâîëèò
ëþäÿì íå ñòàðåòü . Êîíå÷íî
âîçìîæíî , ÷òî ïîäîáíûå
óòâåðæäåíèÿ ñëèøêîì
îïòèìèñòè÷íû , îäíàêî
ñîâåðøåííî ÿñíî , ÷òî ñî
âðåìåíåì ëþäè äåéñòâèòåëüíî
ïåðåñòàíóò óìèðàòü îò ñòàðîñòè
.

Î÷åâèäíî
òàêæå , ÷òî íàóêà ïîçâîëÿåò âñ¸
âðåìÿ ñîêðàùàòü êîëè÷åñòâî
íåèçëå÷èìûõ áîëåçíåé , à ñî
âðåìåíåì áîëåçíè è âîâñå óéäóò
â íåáûòè¸ , òàê êàê áóäóò
îáíàðóæèâàòüñÿ è
ëèêâèäèðîâàòüñÿ , íå óñïåâ
òîëêîì ïðîÿâèòüñÿ .

Î÷åíü
ñèëüíî ñäåðæèâàåò ïðîãðåññ
íåñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà
óñâàèâàòü èíôîðìàöèþ
çíà÷èòåëüíî áûñòðåå , ÷åì
ñåãîäíÿ . Íàïðèìåð , ïðèõîäèòñÿ
òðàòèòü íå îäèí äåíü äëÿ òîãî ,
÷òîáû ïðî÷èòàòü îäíó êíèãó .
×àñòî èç âñåé êíèãè óäà¸òñÿ
ïî÷åðïíóòü ëèøü íåñêîëüêî
íîâûõ ìûñëåé . Òàêèì îáðàçîì çà
âñþ ñâîþ æèçíü ÷åëîâåê ïðîñòî
ôèçè÷åñêè íå ìîæåò óñâîèòü
ñêîëü-íèáóäü ñåðü¸çíûé îáú¸ì
èíôîðìàöèè . Íàñêîëüêî áûñòðåå
ìîãëè áû ðàçâèâàòüñÿ ëþäè ,
åñëè áû èìåëè âîçìîæíîñòü
ìàêñèìàëüíî áûñòðî óñâàèâàòü
ëþáîé îáú¸ì èíôîðìàöèè . À ýòè
ñàìûå îáú¸ìû âñ¸ óâåëè÷èâàþòñÿ
!

Êîíå÷íî
íåêîòîðûå èçîáðåòåíèÿ ìîãóò
÷óòü óëó÷øèòü äåëî . Íàïðèìåð ,
ñóùåñòâóþò ìåòîäèêè îáó÷àþùèå
ñêîðî÷òåíèþ . Ìîæíî òàêæå
çàíîñèòü çâóêîâóþ èíôîðìàöèþ
íà àóäèîêàññåòû , äèñêè è
äðóãèå íîñèòåëè , à çàòåì
ïðîñëóøèâàòü , êîãäà íåò
âðåìåíè èëè âîçìîæíîñòè ÷èòàòü
. Íî âñ¸ ýòî ïðèíöèïèàëüíî íå
ìåíÿåò äåëà .

Ó÷¸íûìè
áûë ïîñòàâëåí ýêñïåðèìåíò .
Ãðóïïó ìûøåé ïóãàëè ðåçêèì
çâóêîì . Êàæäûé ðàç ìûøè
åñòåñòâåííî âçäðàãèâàëè , òî
åñòü ïóãàëèñü . Îäíàêî íà 10-ûé
äåíü îíè ïðèâûêëè è ïóãàòüñÿ
ïåðåñòàëè . Çàòåì ýêñòðàêò
ìîçãà , ïðèó÷åííûõ ê ðåçêîìó
çâóêó ìûøåé , ââåëè â îðãàíèçì ê
êðûñàì . Êàê ýòî íå óäèâèòåëüíî
, íî êðûñû , ïîëó÷èâøèå ýêñòðàêò
, ïåðåñòàëè ïóãàòüñÿ ðåçêîãî
çâóêà ÷åðåç 2 – 3 äíÿ , à òå ÷òî íå
ïîëó÷àëè ýêñòðàêòà ïðîäîëæàëè
ïóãàòüñÿ 10 è áîëåå äíåé .

Âïðî÷åì
óäèâèòåëüíî ýòî òîëüêî íà
ïåðâûé âçãëÿä . Âåäü ëþáîé
íàâûê , ëþáîå çíàíèå ó æèâîãî
îðãàíèçìà èìååò êàêóþ-òî
ìàòåðèàëüíóþ îñíîâó . Òàê ,
÷åëîâåê çàïîìèíàåò êàêèå-ëèáî
äâèæåíèÿ áëàãîäàðÿ òîìó , ÷òî â
êëåòêàõ åãî ìîçãà ïîÿâëÿþòñÿ
ñîîòâåòñòâóþùèå äàííîìó
äâèæåíèþ ñëîæíûå ìîëåêóëû . Óæå
óäàëîñü íå òîëüêî îáíàðóæèòü ,
íî è ñèíòåçèðîâàòü íåêîòîðûå
èç òàêèõ ìîëåêóë , êîòîðûå
ó÷¸íûìè îòíåñåíû ê
îëèãîïåïòèäàì . Î÷åâèäíî , ÷òî
âñåìè ñâîèìè çíàíèÿìè ìû
îáÿçàíû íàëè÷èþ ó ñåáÿ â ìîçãó
îïðåäåë¸ííûõ ìîëåêóë . Ëþáîìó ,
èçâåñòíîìó íàì ôàêòó
,ïî-âèäèìîìó, òîæå
ñîîòâåòñòâóåò îäíà èëè ãðóïïà
ñïåöèàëüíûõ ìîëåêóë . Êîíå÷íî
æå ðàíî èëè ïîçäíî âñå ýòè
ìîëåêóëû áóäóò èçó÷åíû è
ñèíòåçèðîâàíû . À ðàç òàê , òî
îòêðûâàåòñÿ ïðîñòî
ôàíòàñòè÷åñêàÿ ïåðñïåêòèâà .
Âîçìîæíî , â êàêîì-òî î÷åíü
äàë¸êîì áóäóùåì , ëþäè íàó÷àòñÿ
ñ ïîìîùüþ èíúåêöèè ââîäèòü â
ñåáÿ îãðîìíåéøåå êîëè÷åñòâî
èíôîðìàöèè . Êîíå÷íî ñåãîäíÿ
ýòî ñìàõèâàåò íà ñóìàñøåäøóþ
ôàíòàçèþ , îäíàêî åñëè ÷òî-ëèáî
âîçìîæíî òåîðåòè÷åñêè , òî ðàíî
èëè ïîçäíî îíî ìîæåò
îñóùåñòâèòüñÿ íà ïðàêòèêå .

Èòàê
, â íåêîòîðîì áóäóùåì íà
ñìåíó áèîëîãè÷åñêîé ýâîëþöèè
ïðèä¸ò ýâîëþöèÿ
èíòåëëåêòóàëüíàÿ , òî åñòü
÷åëîâåê ñàì íà÷í¸ò èçìåíÿòü
ñåáÿ â íóæíîì íàïðàâëåíèè .
Ìîùíåéøèìè
íàó÷íî-òåõíè÷åñêèìè
äîñòèæåíèÿìè áóäåò
ðàñïîðÿæàòüñÿ áîëåå
ñîâåðøåííîå ÷åëîâå÷åñòâî

.

Â
áóäóùåì ïðîèçîéäóò
ðåâîëþöèîííûå èçìåíåíèÿ â
ýêîëîãè÷åñêîé îáñòàíîâêå .
Èñïîëüçîâàíèå òåðìîÿäåðíîé
ýíåðãèè , à òàêæå ýíåðãèè
âîäîðîäà íàäîëãî îáåñïå÷àò
÷åëîâå÷åñòâî ñîâåðøåííî ”
÷èñòîé ” ýíåðãèåé . Íà
ïîäõîäå è íîâûå ïîêîëåíèÿ
àòîìíûõ ýëåêòðîñòàíöèé ,
êîòîðûå ïðèíöèïèàëüíî
áåçîïàñíû . Òàêæå áóäóò
èçîáðåòåíû ýêîëîãè÷åñêè
÷èñòûå òåõíîëîãèè äëÿ
ïðîìûøëåííîñòè . Åñëè æå
âñ¸-òàêè ïîÿâèòñÿ
íåîáõîäèìîñòü â ” ãðÿçíûõ
” ïðîèçâîäñòâàõ , òî îíè
áóäóò âûíåñåíû íà äðóãèå
ïëàíåòû èëè ïðåæäå âñåãî íà
Ëóíó . Íàøà Çåìëÿ ñòàíåò
ñîâåðøåííî ÷èñòîé è áåçîïàñíîé
.

Ðîáîòû
, óïðàâëÿåìûå ýëåêòðîíèêîé ,
âîçüìóò íà ñåáÿ âñþ òÿæ¸ëóþ è
òðóäî¸ìêóþ ðàáîòó . Ëþäÿì
îñòàíåòñÿ ëèøü äóìàòü è
çàíèìàòüñÿ òâîð÷åñòâîì èëè
ñïîðòîì . Ñî âðåìåíåì
èñêóññòâåííûé èíòåëëåêò è
äóìàòü áóäåò óñïåøíåå ÷åëîâåêà
.

Ïðåäñòàâüòå
, ÷òî ÷åëîâåêó ïîòðåáîâàëîñü
ñäåëàòü êàêóþ-ëèáî ïîêóïêó . Îí
ïîäõîäèò ê äîìàøíåìó
êîìïüþòåðó , à òîò ïðè âèäå
õîçÿèíà àâòîìàòè÷åñêè
âêëþ÷àåòñÿ . ×åëîâåê ïðîñòî
ïðîèçíîñèò , òî ÷òî îí õî÷åò
ïðèîáðåñòè . Èñïîëüçóÿ
èíäèâèäóàëüíûå õàðàêòåðèñòèêè
ãîëîñà èëè âíåøíîñòè ÷åëîâåêà ,
êîìïüþòåð ïîñûëàåò ñèãíàë íà
ñíÿòèå ñî ñ÷¸òà ýòîãî ÷åëîâåêà
äåíåæíîé ñóììû è ïîñûëàåò
îïëà÷åííûé çàêàç íà
ðîáîòèçèðîâàííóþ ôàáðèêó . Òàì
ìîìåíòàëüíî èçãîòàâëèâàåòñÿ ,
ñ ó÷¸òîì ëþáûõ çàïðîñîâ ,
èçäåëèå è , âîçìîæíî , ïî
ïîäçåìíûì êîììóíèêàöèÿì
îòïðàâëÿåòñÿ ê çàêàç÷èêó íà
äîì . Òàêèì îáðàçîì ðàçðàáîòêà ,
èçãîòîâëåíèå , îïëàòà è
äîñòàâêà èçäåëèÿ ñîâåðøàþòñÿ ñ
ïîìîùüþ ýëåêòðîíèêè è ðîáîòîâ
áåç åäèíîãî âìåøàòåëüñòâà
÷åëîâåêà . Òîëüêî çàêàç÷èê
ôîðìóëèðóåò , ÷òî îí õî÷åò
êóïèòü .

Ëþáîå
îáùåíèå è ïîëó÷åíèå ëþáîé
èíôîðìàöèè òàêæå
îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç
âñåìèðíóþ êîìïüþòåðíóþ ñåòü . Ó
áîëüøèíñòâà ëþäåé è ðàáî÷åå
ìåñòî áóäåò íàõîäèòüñÿ äîìà ó
êîìïüþòåðà .

Ìîæåò
âîçíèêíóòü âîïðîñ : åñëè äëÿ
ëþäåé ðàáîòû âñ¸ ìåíüøå , à
ñâîáîäíîãî âðåìåíè è
óäîâîëüñòâèé âñ¸ áîëüøå íå
äåãðàäèðóåò ëè ÷åëîâå÷åñòâî ?
Êîíå÷íî íåò , íî íå ïîòîìó , ÷òî
ýòî â ïðèíöèïå íå âîçìîæíî , à
ïîòîìó , ÷òî íàóêà äàñò îòâåò íà
òî , êàê ëþäÿì ïîääåðæèâàòü
ñåáÿ â òîíóñå . Âåäü íå ñåêðåò ,
÷òî ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ó
ñîâðåìåííèêîâ â äåñÿòêè ðàç
íèæå , ÷åì ó íàøèõ äàë¸êèõ
ïðåäêîâ . Â òî æå âðåìÿ ëþáîé ,
êòî õî÷åò äåðæàòü ñåáÿ â ôîðìå ,
ìîæåò çàíèìàòüñÿ íà
ñïåöèàëüíûõ òðåíàæ¸ðàõ . Òàêæå
è â áóäóùåì , åñëè ïîíàäîáèòñÿ ,
ïîÿâÿòñÿ ñàìûå ðàçíûå , â òîì
÷èñëå è óìñòâåííûå òðåíàæ¸ðû .

 òî
æå âðåìÿ åù¸ î÷åíü íå ñêîðî , à
ìîæåò áûòü è íèêîãäà íå
ñëó÷èòñÿ , ÷òî ëþäè îñòàíóòñÿ
áåç ðàáîòû . Â áëèæàéøåì
áóäóùåì íà âåäóùèå ðîëè âûéäóò
ïðîôåññèè òàê èëè èíà÷å
ñâÿçàííûå ñ èíôîðìàöèåé . Îáú¸ì
èíôîðìàöèè ðàñò¸ò íåáûâàëûìè
òåìïàìè . Òàê , çà 1985 ã
êîëè÷åñòâî ïóáëèêàöèé
ïðåâûñèëî âñ¸ îïóáëèêîâàííîå
çà âðåìÿ ñ ýïîõè Âîçðîæäåíèÿ ïî
1976 ã , ò. å. çà 500 ëåò . Î÷åâèäíî ,
÷òî ïðîèçâîäñòâî êàê òàêîâîå
èìååò âñ¸ ìåíüøåå çíà÷åíèå .
Ïðåæäå ÷åì ÷òî-ëèáî
ïðîèçâîäèòü , íåîáõîäèìî
ïðàâèëüíî îöåíèòü îáñòàíîâêó .
 ïðîòèâíîì ñëó÷àå òåáÿ
îáîéäóò ëó÷øå èíôîðìèðîâàííûå
êîíêóðåíòû , è òû ” ïðîãîðèøü
” . Îòñþäà ïðåóñïåâàòü áóäóò
òîëüêî òå ãîñóäàðñòâà è
îðãàíèçàöèè , êîòîðûå ëó÷øå
äðóãèõ äîáûâàþò , ïåðåäàþò ,
îáðàáàòûâàþò è íàêàïëèâàþò
èíôîðìàöèþ . Íà ñìåíó âûðàæåíèþ
ýêîëîãè÷åñêè ãðÿçíûå
òåõíîëîãèè ìîæåò ïðèéòè
âûðàæåíèå èíôîðìàöèîííî
ãðÿçíûå òåõíîëîãèè ; áîðüáà ñ
èíôîðìàöèîííûì çàãðÿçíåíèåì
ñðåäû è ò. ï.

Ïîâûøàåòñÿ
ðîëü ñîâðåìåííûõ óïðàâëÿþùèõ ,
êîòîðûì íàäî óìåòü
îðèåíòèðîâàòüñÿ â ïîñòîÿííî
ìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ . Îò íèõ
òðåáóåòñÿ íå ïðîñòî õîðîøåå
îáðàçîâàíèå , à ñïîñîáíîñòü
ïîíèìàòü îñíîâíûå
çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ
÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà .
Õîðîøèé óïðàâëÿþùèé äîëæåí
õîòü íåìíîãî áûòü è õîðîøèì
ôèëîñîôîì .

Âîçðàñòàåò
è ðîëü “óçêèõ”
ñïåöèàëèñòîâ , îòëè÷íî
ðàçáèðàþùèõñÿ â êàêîé-òî
îòäåëüíîé îáëàñòè . Ðàçëè÷íîãî
ðîäà ýêñïåðòû , ñîâåòíèêè ,
àíàëèòèêè áóäóò öåíèòüñÿ âñ¸
áîëüøå .


Ó÷èòüñÿ , ó÷èòüñÿ è ó÷èòüñÿ ”
– ýòè ñëîâà êëàññèêà ñòàíîâÿòñÿ
âñ¸ àêòóàëüíåå .

Íà
ñìåíó ðàáî÷èì è èíæåíåðàì
,ïî-âèäèìîìó, ïðèäóò íåáîëüøèå
ïî ÷èñëåííîñòè áðèãàäû
ñîñòîÿùèå èç èíæèíåðîâ-ðàáî÷èõ
. Èìåííî òàêèå áðèãàäû áóäóò
ñàìè è ðàçðàáàòûâàòü è
ïðîèçâîäèòü ïîñòîÿííî
îáíîâëÿþùèåñÿ è íåáîëüøèå
ïàðòèè èçäåëèé . Ïðîìûøëåííûå
ïðåäïðèÿòèÿ íà÷íóò ðàáîòàòü ïî
ïðèíöèïó àòåëüå äëÿ ïîøèâà
îäåæäû .

Âàæíåéøåå
çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò áèîëîãèÿ
è ìåäèöèíà . Ìû óæå ãîâîðèëè ,
÷òî èìåííî áèîëîãàì ïðåäñòîèò
ðåøàòü ïðîáëåìû ñâÿçàííûå ñ
ëèêâèäàöèåé áîëåçíåé è
ñòàðåíèÿ . Áèîëîãàì íàäî
çàíèìàòüñÿ è ãåíàìè , ÷òîáû
êîãäà-íèáóäü èçìåíèòü ê
ëó÷øåìó ÷åëîâå÷åñêóþ íàòóðó .
Êàê ïðîêîðìèòü
óâåëè÷èâàþùååñÿ íàñåëåíèå ñ
ïîìîùüþ áîëåå ïðîäóêòèâíûõ
ïîðîä æèâîòíûõ è ñîðòîâ
ðàñòåíèé òàêæå îòâåòÿò áèîëîãè
.

Áîëüøîå
çíà÷åíèå áóäóò ïðèîáðåòàòü
ïðîôåññèè ñâÿçàííûå ñ
÷åëîâå÷åñêèì îáùåíèåì è
îñîáåííî âîñïèòàíèåì
ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ . Ýòî
ïðîôåññèè ïñèõîëîãîâ è ðàçíîãî
ðîäà ïðåïîäàâàòåëåé .

Âñ¸
áîëüøå áóäåò ïðîôåññèé òàê èëè
èíà÷å ñâÿçàííûõ ñ òâîð÷åñòâîì .
Ìíîãèå ëþäè ñòàíóò çàíèìàòüñÿ
íàóêàìè , èñêóññòâîì , ñïîðòîì è
ò. ï.

Ïîâûøàþùèéñÿ
óðîâåíü æèçíè óâåëè÷èò
ïîòðåáíîñòè â ðàáîòíèêàõ ñôåðû
óñëóã ñâÿçàííûõ ñî çäîðîâûì
îáðàçîì æèçíè , äîñóãîì è
ðàçâëå÷åíèÿìè . Ïîÿâèòñÿ
ïîâûøåííûé ñïðîñ íà
äîìðàáîòíèö , íÿíü è ò. ï.

Ïîñêîëüêó
â áóäóùåì óìåðåòü ìîæíî áóäåò
òîëüêî â ðåçóëüòàòå
íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ , òî
óâåëè÷èòñÿ ñïðîñ íà âñ¸ ñàìîå
áåçîïàñíîå . Ëþäè íà÷íóò
ñòðîèòü ìàêñèìàëüíî
áåçîïàñíûå æèëèùà , ñðåäñòâà
ïåðåäâèæåíèÿ è ò. ï .

Òàêèì
îáðàçîì , ïðè ïðàâèëüíîé
îðãàíèçàöèè îáùåñòâà , â
áëèæàéøåå âðåìÿ ðàáîòû õâàòèò
âñåì æåëàþùèì .

Óâåëè÷èâàþùååñÿ
íàñåëåíèå ìîæåò ïðèâåñòè ê
ïðîáëåìàì ñâÿçàííûì ñ
ïåðåíàñåëåíèåì Çåìëè . Íà÷í¸ò
âîçíèêàòü äåôèöèò íå òîëüêî
ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ , íî è
òåððèòîðèè . Ïîïûòêè
îãðàíè÷èòü ðîæäàåìîñòü ìîãóò
íå äàòü æåëàåìîãî ýôôåêòà .
Âîçìîæíî , ÷òî ëþäÿì ïðèä¸òñÿ
íå îêðóæàþùóþ ñðåäó
ïðèñïîñàáëèâàòü ê ñåáå , à ñåáÿ
ïðèñïîñàáëèâàòü ê îêðóæàþùåé
ïðèðîäå . Íå èñêëþ÷åíî
ñîçíàòåëüíîå óìåíüøåíèå
ðàçìåðîâ òåëà ÷åëîâåêà è
èçìåíåíèå ïðèíöèïîâ ïèòàíèÿ .
Îäíàêî âîçìîæíî è ïðîñòî
ïåðåñåëåíèå íà äðóãèå ïëàíåòû .
Íàïðèìåð , óæå ñåãîäíÿ ó÷¸íûå
ìíîãèõ ?