Тренинг личностного роста польза или вред

Тренинг личностного роста польза или вред thumbnail
Фото Getty Images

Последние 20 лет в России популярны тренинги личностного роста. Как измерить их эффективность?

Тренинги зародились в 1950-х годах в США и начинались со встреч групп анонимных алкоголиков и невротиков. Принципы проведения тренингов личностного роста были заложены при работе с зависимыми и эмоционально неустойчивыми людьми. Первые успехи в группах стали привлекать большее число участников, и со временем тренинги стали популярны среди широких слоев общества.

Разновидностей тренингов личностного роста очень много, хотя общепризнанной классификации нет, а критерии результативности часто размыты. Например, тренеры обещают повысить самооценку, раскрепостить, развить харизму и так далее. Объективно оценить тренинг по этим критериям невозможно, а эмоциональный всплеск от заданий только создает дополнительные трудности. Качество тренинга могут показать только реальные изменений жизни в лучшую сторону.

Большинство программ разрабатываются под среднестатистического человека, который, по мнению основоположника менеджмента Фредерика Тейлора, глуп, ленив и жаден. Быстрый результат при минимальных усилиях – то, что нужно для целевого клиента. Развиваться каждый день сложная задача, а вот потратить пять дней в году вполне по силам. Секретные знания, которые можно получить только на тренинге, еще больше подогревают интерес. Врачи экономически не заинтересованы в полном выздоровлении пациента, а тренеры в эффективном развитии клиента.

После привлечения клиента, его необходимо удержать. Самый простой способ – создать эмоциональную зависимость от тренера или группы. Для этого используются следующие методы:

1. Эмоциональная раскачка. Участника тренинга всеми силами стараются столкнуть в эмоциональную яму при помощи воспоминаний самых тяжелых ситуаций в жизни. Задача упрощается, если удалось довести до слез. После того как участник коснулся эмоционального дна, тренер сообщает ему, что он супер, молодец и может все. Потом опять в яму и на вершину. От таких эмоциональных качелей человек испытывает невероятную эйфорию и подъем сил.

2. Движение сквозь страх. Участника тренинга просят выполнить максимально дискомфортное задание. Например, просить милостыню, взять еду у случайных людей в кафе т.д. У среднестатистического человека подобные задания вызовут сильнейший страх, который может достигать по своей интенсивности страха смерти. В таких стрессовых ситуациях организм считает, что существует реальная угроза жизни и, чтобы снизить риск болевого шока, вырабатываются обезболивающие вещества, в том числе эндорфины. Критическая ситуация проходит, организм цел и невредим. Эндорфины связываются с опиоидными рецепторами, и человек испытывает фантастические эмоции. По этой же причине люди подсаживаются на экстремальные виды спорта, поэтому правильнее называть их не адреналиновыми наркоманами, а эндорфиновыми.

3. Ослабление центра критики. Тренинги обычно проводятся в течение нескольких дней с утра до вечера. Участники весь день выполняют задание тренера. Со временем организм устает, центр критики постепенно отключается, тренер получает доступ к подсознанию участников, куда направляет психологические установки. А вот что именно будет заложено в голову участников, решает сам тренер.

После тренинга человек ощущает эйфорию и колоссальный прилив сил. Но постепенно запал проходит, повседневные дела накрывают с головой. В обычной жизни ярких, зажигательных событий не так много. Подсознание требует эмоций и постепенно человек подсаживается на безрезультатные, но эмоциональные тренинги, и завлекает свое окружение туда же. Решить свои проблемы по итогам тренинга удается единицам, для остальных в лучшем случае ничего не поменяется. Но будут и те, чья психика пострадает — в результате эмоциональной раскачки и эндорфиновых манипуляций полезные программы подсознания будут скорректированы в деструктивную сторону, а вредные усугублены: появляются неврозы, депрессия, панические расстройства.

Часто в рекламе тренингов заявляют об избавлении от фобий – это обман. Рассмотрим, как устраняет фобию психотерапевт, который просит клиента подумать о проблеме, выявляет неприятное чувство в теле. Он находит критический инцидент в прошлом (например, при полете 20 лет назад самолет попал в зону турбулентности), ставший источником проблемы и выявляет, каких эмоциональных ресурсов не хватает. Далее перерабатывается критический инцидент, устраняется это неприятное чувство, интегрируются эмоциональные ресурсы и фобия исчезает. На тренингах первичные критические инциденты не перерабатываются, а без этого полностью избавиться от тревоги и страха сложно.

К тренингам, где размыты критерии результативности, а эмоциональная составляющая доминирует над смысловой, стоит отнестись с осторожностью. В Японии для совершенствования деятельности компании применяют концепции: Kaizen и Kairyo. Первая фокусируется на непрерывном ежедневном улучшении с минимальными затратами. Вторая – на глобальном краткосрочном улучшении с существенными затратами. Практика показывает, что в конкурентной борьбе доминируют компании, делающие основной упор на первый подход (Kaizen), например, автомобилестроительная корпорация Toyota. В реальной жизни все точно так же — помните, невозможно при помощи тренингов кардинально перестроить свою жизнь, тогда как непрерывная работа над собой способна привести к нужному результату.

Источник

После курсов в психушку

Тренинги личностного роста заманивают в свои сети всё больше адептов. Обещают научить всех быть лидерами, эффективно справляться с житейскими невзгодами и добиваться поставленных целей. Но на деле своими не всегда конструктивными методами наносят психике людей серьёзный вред.

Следственный отдел по Ленинскому району Астрахани начал проверку в отношении руководителя тренингового центра «Игра Жизни» Константина Эктова.

Следователи установили, что тренинговый центр «Игра жизни» проводил занятия по повышению лидерских качеств, приняв за основу американскую систему «Лайфспринг», признанную не только в США, но и во многих странах Европы деструктивным психокультом.

В результате посещения таких тренингов жительница Астрахани попала в психиатрическую больницу, где ей был установлен диагноз «шизоаффективное расстройство, маниакальный тип».

Тренинг личностного роста польза или вредО том, как отличить качественный тренинг от деструктивного психокульта, а главное, как помочь близким, попавшим в его сети, АиФ.ru рассказала психолог, руководитель центра психологического консультирования «СоДействие» Анна Хныкина.

— Сейчас много разных курсов, некоторые позиционируют себя как программы или тренинги личностного роста. Несут ли они в себе какую-то опасность?

— Стоило бы в первую очередь упомянуть, что групповая работа является психотерапевтической. То есть, проводить групповую работу с изменением сознания, методами воздействия на психику может и должен только человек с дипломом психолога или врача-психиатра, а также с дополнительным образованием по психотерапии, желательно психоаналитического направления и обязательно с клинической практикой! Наличие лидерских качеств и прочитанная литература в любом объёме не даёт права чему-либо учить в принципе, тем более вести психо-группы, если этому человек специально не учился. 

Тренинг личностного роста польза или вредНа тренингах выдаются сомнительные задания. Фото: социальная сеть

Самую большую опасность несут в себе ведущие подобных «курсов». Не имея в своём опыте клинической практики и супервизии (когда за твоей работой наблюдают более опытные старшие коллеги), не понимая, как устроены психические защиты человека, такой ведущий рискует ввести участника в психотический припадок. Причём это может произойти даже с человеком, у которого раньше подобного не наблюдалось. 

Читайте также:  Польза и вред простейших в жизни человека

— По каким признакам человек может понять, что перед ним деструктивный тренинг, психокульт?

— В среде профессиональных психологов в принципе отсутствует такое понятие, как «тренинг личностного роста». Я хочу сказать именно, что хорошо образованные настоящие психологи вряд ли будут продавать свои услуги под таким названием. Оно себя уже зарекомендовало как «пиратское», «дурной тон». 

Тренинг личностного роста польза или вред

Среди основных признаков деструктивного тренинга можно выделить следующие:

  • Сомнительная реклама

На курсы с сомнительной репутацией часто зазывают призывами и обещаниями конкретных материальных результатов, ссылаясь на уже достигнутые успехи лично тренером или его уже «обучившимися» подопечными. В традиционной психотерапевтической среде не приняты продажи в том виде, в котором мы с вами привыкли. Результатами и достижениями никто «не меряется». Также важно, что сам специалист не хвалится своими достижениями. Есть даже поговорка такая: «Чтобы лечить шизофрению, не нужно быть шизофреником». 

  • Вовлечение

Требование привести с собой других людей — тоже признак заинтересованности не в вашем результате. Вообще, надо бы отметить, что настоящие психологические группы проходят в очень небольшом количестве, не более 20 человек, обычно же — до 10. 

В настоящей психотерапии всегда есть правило «СТОП!» — любой участник в любой момент имеет право покинуть группу. Любой и в любое! 

  • Психологическое давление

И, конечно, любые формы давления категорически неприемлемы. Любые формы унижения, принуждения, оскорбления — категорически недопустимы. Помните, что в психотерапевтической среде всегда царит принимающая атмосфера — нет плохого и хорошего, нет диагнозов и оценок. Нет какого-то конкретного результата, который кто-то кому-то должен. Любой результат — ваш внутренний. Речь всегда идёт исключительно о внутренних процессах, о чувствах и переживаниях, за которые никто не вправе вас осуждать или подгонять их под некое «должно быть». 

К участникам тренинга применяют психологическое давление, вынуждая, к примеру, переодеваться в бомжей и проституток

К участникам тренинга применяют психологическое давление, вынуждая, к примеру, переодеваться в бомжей и проституток. Фото: социальная сеть

Вас должен насторожить ЛЮБОЙ душевный ДИСКОМФОРТ. Если вам некомфортно, вы должны иметь возможность сказать это в группе. Если вам некомфортно в группе, но у вас не получается по каким-то причинам сказать об этом (а причины всегда внутренние), значит, эту группу вам лучше бы покинуть, доработав эту ситуацию индивидуально с психологом. 

Тренинг личностного роста польза или вред

— Что делать людям, близкие которых оказались втянуты в такой тренинг? Как их оттуда вернуть?

— Попадают в такие группы люди, склонные к зависимости. Люди, верящие обещаниям, те, кто привык к давлению, манипуляциям и т. д. Это те самые люди, кто привык, что всегда есть кто-то главнее, умнее и сильнее, кто решит за него, научит, как жить, защитит. Вот лишь некоторые советы, которые можно дать в подобной ситуации.

Разговаривайте. Говорите о том, что происходит с вашим родственником — просто объективно рассказывайте о последствиях его «тренинга». Ведь по какой-то причине этот человек уже сделал свой странный выбор? Что-то в его судьбе привело его туда? 

Отвлекайте. Заинтересовывайте его, увлеките, предложите альтернативу — возможно, изменится его круг интересов. Но ни в коем случае не давите. 

Соберите семейный совет. Пожалуй, самый радикальный способ — собраться всем друзьям и родным и беседовать, по очереди приводя примеры того, что жизнь «под воздействием» на самом деле рушится, а не улучшается. Беседовать до тех пор, пока человек не согласится. Этот метод — интервенция. Он используется в наркологии, когда под окнами стоит машина, которая увозит в центр реабилитации человека после того, как получают согласие на лечение.

Источник

В последнее время появилось много статей о вреде тренингов «Личностного роста». Давайте рассмотрим эту ситуацию с разных сторон, что же происходит на самом деле.

Печально наблюдать рассуждения человека, который не является специалистом в сфере формирования личности. Человека, который никакого отношения к тренингам «Личностного роста» не имеет и занимается исключительно технологиями продаж, «1С: бухгалтерией», подбором персонала, т.п. Дать оценку «о пользе и вреде» может только специалист, профессионал в этой области, а иначе это из рубрики «Я где-то слышал…».

И главное, рассуждая о вреде тренингов «Личностного роста», практически никто не раскрывает само понятие «Личности», кого, какого человека можно назвать Личностью. Ведь только после введения данного определения можно будет говорить, а что, собственно, стоит за самим понятием «Формирование Личности» и что несут данные тренинги – пользу или вред.

Личность – это человек Сильный, Совершенный, Достойный, Благородный. Человек, который воплощает в себе все лучшие черты характера. Соответственно, развитие личности – это целенаправленное изменение человека к лучшему. Структура Личности определяется целями, которые перед собой ставит человек, его личными качествами и убеждениями – во что он верит. Исходя из этого, можно сказать, что развитие Личности это осознанное устранение недостатков и формирование достоинств. Коль так, возникает вопрос: кому от этого будет хуже?

Например: человек прощается с вредной привычкой, а значит, будет меньше болеть, проживёт лет на 20 дольше – разве это плохо? Начинает заниматься спортом – эффективность деятельности, энергетический заряд, здоровье улучшается в два-три раза. Перестает хамить и быть эгоистом ─ огромное число проблем «уходит» из его жизни автоматически. Освобождение от страха позволит его состоянию и поведению вместо позорных – стать достойными, и то, что раньше было недоступным, становится – доступным.

И наоборот. О чем говорит статистика? На самом деле, человека губят пороки, вредные привычки, бесцельность, другое. Вдумайтесь в эти ужасающие цифры: от курения и наркомании в России умирают сотни тысяч в год! При таком положении, за 50 лет почти 25 миллионов человек умрут только от курения – практически, каждый седьмой! Это в несколько раз больше, чем от всех войн, фактически – это геноцид народа.

Без целей, по самой примитивной схеме – «дом – работа – быт» – живут 97% людей. Отсюда, в основном, удручающие показатели по психическим расстройствам, апатии, депрессиям, самоубийствам. И корни этих проблем лежат в сфере духовности, вернее, бездуховности – в отсутствии четких позитивных убеждений, четких жизненных целей и принципов. Когда не сам человек (его воля и разум) управляет собой, а его нерешенные вопросы. В этой связи следует отметить, что именно высококачественные, долговременные программы по формированию личности направлены на устранение этих проблем.

Читайте также:  О пользе лечения лекарственными травами

Кто и почему критикует тренинги личностного роста.

Оправдывать свое неразвитие и нежелание изменяться «вредом» тренингов личностного роста проще простого. И, по крайней мере, смешно выглядят рассуждения человека о вреде тренингов личностного роста, мотивы которого очевидны – поливать грязью чужое, для того чтобы «пропиарить» своё. Но, как говорят римляне, «первый вопрос, какой нужно задать о совершенном преступлении: кому это выгодно?» В данном случае ответ очевиден: к сожалению, так происходит, когда продвигают профессиональные тренинги, формирующие те или иные профессиональные навыки.

Тренинги и тренеры бывают разные, и недобросовестность одного – не должна ложиться пятном на других. Ошибочно обобщать и делать заключение о вреде всех тренингов личностного роста, основываясь на единичном примере. Действительно, нужно очень тщательно подходить к выбору тренингов (что является основой программы, какие результаты уже получены другими людьми после данного тренинга) и тренера.

Без развития и самосовершенствования человека ждет обыденность и «колея». На самом деле, это выбор человека между жизнью, судьбой, наполненной яркими событиями, настоящими делами, надежными, преданными друзьями – и обыденностью и скукой.

Всегда проще на новое непонятное повесить ярлык – «вредно». Так удобнее и спокойнее, и при этом не нужно задавать вопросов и разбираться в сути:
•«Личность» – это кто?
•какие основные характеристики Личности?
•кто и почему Личностью не является?
•структура Личности: убеждения, самооценка, цели, т.д.;
•ступени личностного роста: от тех, кто полностью махнул на себя рукой и катится вниз, до тех, кто достигает самых высоких вершин;
•классификация школ развития по полноте целей, по позитивности реализуемых ценностей, продолжительности обучения, т.е. по возможным результатам, эффективности, скорости развития, сложности решаемых задач и многое другое.

Данная сфера не менее сложная, чем кибернетика. Поэтому и выводы в ней может делать только профессионал, который в этом разбирается и понимает, о чем говорит.

История и современное общество.

Печально – не печально, но необходимо признать, что подавляющее большинство наших современников, в принципе, личностями не являются.

Для примера обратимся к истории. Норма для каждого спартанца – это супер высокая физическая подготовка и служение своему отечеству: «Никто не может нас лишить права сражаться в мире за родину». Это же можно сказать и о рыцарях, и об аристократах всех стран, достигавших в свое время значимых результатов.

А что мы имеем в современном мире? И как выглядит Украина в глазах мирового сообщества? Судите сами:
•36% украинцев курят (по данным ВОЗ, это выше среднего показателя по Европейскому региону), причем, средний возраст курильщиков снижается и на сегодняшний день составляет 16 лет;
•20% украинцев не отказывают себе в чрезмерном употреблении или злоупотреблении алкоголем (среди европейских стран по уровню смертности от злоупотребления алкоголем, включая алкогольный психоз, Украина занимает второе место, уступая первенство лишь Эстонии);
•по уровню смертности от наркотиков, согласно ежегодному отчету ООН, Украина также занимает лидирующие позиции, войдя в число стран, где эти показатели являются одними из самых высоких в Европе (на миллион жителей в возрасте от 15 до 64 лет приходится более 100 смертей от наркотиков);
•количество суицидов в стране – на одном уровне с числом ДТП. Самоубийства занимают третье место после смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По данным Главного управления статистики, в прошлом году в Украине покончили с жизнью более 10 тысяч людей. Причем сегодня сводят счеты с жизнью не только от неразделенной любви, смертельной обиды или жуткого одиночества. Убивают себя из-за хронической безработицы, краха надежд, отсутствия перспектив и… просто от того, что «жизнь не удалась».

И этот печальный список, а приведенные цифры и факты свидетельствуют, что он более чем печальный, можно еще и еще продолжать. Хотя и так очевидно, проблема приобрела такие масштабы, что оставаться равнодушным – непозволительная роскошь.

Основы Личности.

Что дает человеку шансы в жизни уверенно идти к высоким целям, иметь друзей надежных, преданных и многое другое:
•Убеждения. Для достойного, жизнь – уникальная возможность, используй эту возможность по максимуму, насладись и достигни максимальных результатов.
•Знания. Как достигать всех возможных целей. Знания – это возможности этого мира и пути к их достижению.
•Самооценка. Вера в себя и свои силы: «Я верю, я смогу, я рожден для достойной судьбы!», «Дорогу осилит идущий!», «Я изменяю себя к лучшему, поэтому любые цели достижимы!», многое другое. ◦Цели – лучшие из возможных.
◦Развитие – все составляющие внутреннего мира, от убеждений до внешних проявлений.
◦Самореализация – на предел возможного, достойными методами.
◦Взаимоотношения – друзья надежные и преданные, семья – доверие, личная жизнь – доверие и самые высокие чувства.
◦Образ жизни – в жизни должно быть все (все успевать, никуда не спешить): занятия, тренинги личностного роста регулярно, спорт, творческие студии, мероприятия, увлечения, друзья, отдых. Темпоритм жизни максимально высокий, насыщенный, интересный, т.д.
◦Качества – видеть и ценить в себе, в этом мире все достойное, быть благодарным.

Эмоции и управление собой – это, прежде всего, покой, отсутствие внутренних проблем или контроль над ними. Должен быть свет – то есть доброжелательность, сияние, свет в глазах, легкая улыбка, огонь в сердце, удовлетворенность, др.

Богатство души: обращаться к лучшему в каждом человеке, от этого выигрывает целое, раскрывать сердца. Далее: имидж, этика поведения, внешние проявления – мимика, взгляд, улыбка, манера, осанка, привычки, т.д. У такого человека есть все шансы на успех.

С другой стороны, если ты таков, то не важно, что происходит вокруг, и не важно, что ты делаешь – у тебя в душе покой, свет, ты наслаждаешься жизнью, просто живешь в этом состоянии. Не мир окружающий и обстоятельства определяют, что ты чувствуешь, а твой выбор и твоя воля вызывают то состояние, которое тебе нужно здесь и сейчас.

Читайте также:  Польза от общения с дельфином

И прямо противоположная картина – человек недостойный, слабый.

Его убеждения: мир ужасен, опасен, страшен, переполнен проблемами, все зла желают, шансов нет, что-либо изменить невозможно. Самооценка: «Я плохой, я рожден, чтобы страдать, измениться не могу, т.д.». Качества: нацеленность видеть все плохое в себе и в этом мире; как следствие, вызывают соответствующие реакции убегания, защиты или нападения (агрессия). Цели: полное отсутствие или позорные, ничтожные, такие, о которых честно вслух не скажешь. Как показали исследования, только 3% людей, и не более, ставят цели и прописывают их, при этом большая часть из них касается исключительно карьеры.

Большинство людей живут бесцельно, все, ради чего они живут – выживание, интимные удовольствия и продолжение рода. Взаимоотношения для них – не роскошь общения, а «лишь бы были». Эмоции – мягко говоря, изяществом не блещут. Поэтому и устойчивая репутация граждан России и Украины – «алкоголики, хамы, грубияны и воры» – к сожалению, имеет под собой все основания. По статистике, половина граждан Украины не улыбается вообще, а вторая половина, в массе своей, не чаще двух раз в день.
По всем остальным вопросам картина аналогичная.

Формирование личности в истории.

Если обратиться к истории, то основой всех выдающихся достижений всех великих стран и империй было как раз целенаправленное формирование человека как Личности. Это занимало примерно половину всего учебного времени, причем в течение десяти–пятнадцати и даже двадцати лет, начиная с пяти- или семилетнего возраста. И во многих случаях продолжалось всю жизнь, если брать духовно-рыцарские ордена, если брать элиту общества, тех, кто творил историю, кто вошёл в историю.

«Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск». (Никколо Макиавелли. Государь)

«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». (Платон)

«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи». (Аристотель)

А там, где этого не было, где вопросам воспитания не уделялось должного внимания, в полном объёме, там история дает нам другие примеры – та же Древняя Русь, когда множество удельных княжеств воевали друг с другом, когда брат убивал брата, приглашал врагов, чтобы расправиться с друзьями. В Европе каждый третий король умирал не своей смертью.

В то же время, в Португалии за тысячу лет не было ни одного покушения на короля.

Страны, на которых пишется история, они и дали самые высокие достижения этому миру: Древняя Греция, и практически все великие империи: Римская империя, Византия, Португалия, Испания, Великобритания, Россия, сюда же можно отнести и духовно-рыцарские ордена. Что их объединяет в данной случае? Четкое понимание – люди решают все: не будет кадров, надежных, преданных, высокоэффективных – не будет достижений. Именно поэтому все великие правители ставили на первое место не профессионализм, а личные качества.

Служить другим и делать добро – в этом видели высший смысл жизни философы древности. «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим», «Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью». (Аристотель)

Так в чем же суть формирования Личности?

Прежде всего, это:
1) формирование убеждений: во что верить, как относиться к Богу, стране, императору, к другу, семье;
2) формирование личных качеств: честность, преданность, высочайшее чувство долга, честь, ответственность, др.;
3) формирование навыков владения собой: этика, имидж, поведение на балах, обращение к даме и т.д.;
4) первоклассная физическая подготовка;
5) творчество: танцы – чтобы заслужить право быть на балу, человек должен был знать минимум 34 танца (заметьте, не три-четыре, а 34!), вокал, театр. В кадетских корпусах России детей обучали творчеству, искусству. Если человек не может что-то сыграть на сцене, пережить, скажем так, в тренировочных ситуациях, он не сможет это сделать хорошо и в жизни. Не будет понимания, он не готов, нет ни слов, ни подходящих эмоций.

Каким образом это реализовывалось на практике?

Как уже говорилось, время подготовки, как правило, это десятки лет. Скажем, в Спарте с пяти лет – начало обучения, в тридцать три года – ты становишься гражданином, если проходишь все испытания, а это 10-20 лет. В остальных случаях примерно аналогично. При этом половина учебного времени отводится именно формированию человека как личности.

Второе, это изучение законов, уставов и формирование правильного отношения к ним, а именно: быть способным выполнить все их требования.

Третье. Формирование личных качеств, каким необходимо соответствовать, чтобы поведением своим быть примером для других: ты должен быть «абсолютно достойным человеком, воином – абсолютно бесстрашным в бою и безупречным в мирной жизни», «ты должен быть тонким знатоком этикета и обладателем изысканных манер». Обязательна физическая подготовка с детства, для безупречных манер и необходимой осанки.

В конечном итоге, как жизнь прожить не напрасно, как ставить и достигать цели, как верить в себя и свои силы. Как зажигать огонь в своем сердце и воодушевлять других. Как достигать успеха и счастья.

Сейчас всем этим вопросам в системе образования уделяется ноль часов учебного времени. Многие эти вопросы целенаправленно не изучаются и не финансируются. Общество об этом, по большому счету, молчит (общество – это государство), а государство, если и говорит, иногда, то практически ничего не делает.

Люди, в подавляющей своей массе, абсолютно не знают, как это было в истории. Не уважают ни историю, ни ее героев, не понимают, не ценят. А ведь это – именно то, что формировало достойного человека и приносило государству Величие и Славу.

Макарова Л.Е. – член-корреспондент Международной кадровой академии,
бизнес-тренер, руководитель Симферопольского филиала системы акад. Миание М.Ю.

https://kfl.crimea.ua/o-vrede-i-pol-ze-treningov-lichnostnogo-rosta/

Источник