Судебная практика в пользу инвалидов

Судебная практика в пользу инвалидов thumbnail

Решения судов, основанные на применении нормы статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ст. 5.42 КОАП РФ. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости перейти 

  • 1.

    Решение № 12-1100/2019 от 26 ноября 2019 г. по делу № 12-1100/2019

    Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) – Административное

    …исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга, от 19 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении … Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга Миронова П.Н., … года рождения, уроженца г. … Оренбургской области, имеющего …

  • 2.

    Решение № 12-197/2019 от 5 ноября 2019 г. по делу № 12-197/2019

    Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) – Административное

    …должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи …

  • 3.

    Постановление № 4А-524/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 4А-524/2019

    Саратовский областной суд (Саратовская область) – Административные правонарушения

    …привлечении начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Саратовской области Осетинской О.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    установил:
    постановлением мирового судьи судебного участка №3 Вольского района Саратовской области от 04 сентября 2018 года начальник межрайонной инспекции Федеральной …

  • 4.

    Решение № 12-1534/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 12-1534/2019

    Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) – Административные правонарушения

    …мирового судьи судебного участка № 46 г.Якутска от 23.07.2019 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении бизнес-партнера по управлению персоналом Якутского отделения №8603 Публичного акционерного общества «Сбербанк России» Карадчиной Ксении Георгиевны, суд
    УСТАНОВИЛ:

  • 5.

    Решение № 12-379/2019 от 26 августа 2019 г. по делу № 12-379/2019

    Волжский районный суд г. Саратова (Саратовская область) – Административные правонарушения

    …ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ,
    установил:
    постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – индивидуальный предприниматель ФИО1 или ИП …

  • 6.

    Решение № 12-366/2019 от 15 августа 2019 г. по делу № 12-366/2019

    Волжский районный суд г. Саратова (Саратовская область) – Административные правонарушения

    …ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ,
    установил:
    постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – индивидуальный предприниматель ФИО1 или ИП …

  • 7.

    Решение № 12-271/2019 от 15 августа 2019 г. по делу № 12-271/2019

    Центральный районный суд г. Новокузнецка (Кемеровская область) – Административные правонарушения

    …А. А. на постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КРФобАП,
    УСТАНОВИЛ:
    ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым должностное лицо – …

  • 8.

    Решение № 12-364/2019 от 14 августа 2019 г. по делу № 12-364/2019

    Волжский районный суд г. Саратова (Саратовская область) – Административные правонарушения

    …ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ,
    установил:
    постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – индивидуальный предприниматель ФИО1 или ИП …

  • 9.

    Решение № 12-136/2019 от 29 июля 2019 г. по делу № 12-136/2019

    Ленинский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) – Административные правонарушения

    …постановление мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска от 30.04.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в отношении директора ММАУ «ИТ-Центр» Тирских Ю.С.,
    УСТАНОВИЛ:
    Постановлением мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска от 30.04….

  • 10.

    Постановление № 4А-337/2019 от 19 июля 2019 г. по делу № 4А-337/2019

    Костромской областной суд (Костромская область) – Административные правонарушения

    …Костромы от 23 мая 2019 года, вынесенное в отношении директора ООО «» Смирновой А.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ,
    установил :
    21 марта 2019 года в отношении директора ООО «» Смирновой А.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5….

    Читайте также:  Беложилковый молочай комнатный вред и польза
  • Источник

    • Главная
    • Правовые ресурсы
    • “Горячие” документы
    • Постановление Конституционного Суда от 26.02.2018 N 10-П “По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой”

    Постановление Конституционного Суда от 26.02.2018 N 10-П “По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой”

    Конституционный суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, статей 1102 и 1109 ГК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, в случае если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

    Конституционный суд указал, в частности, следующее.

    Пенсионное обеспечение, а также предоставление мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, способствующих преодолению, замещению (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, осуществляются на основе признания лица инвалидом в порядке, предусмотренном законодательством, что предполагает проведение медико-социальной экспертизы. Проведение такой экспертизы составляет обязанность уполномоченной организации – учреждения медико-социальной экспертизы, от ошибок которого, в частности формально-процедурного характера, допущенных в том числе на стадии получения необходимых документов для проведения освидетельствования и не влияющих на результат оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, не должен страдать гражданин, которому была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности, при условии отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (противоправности). Иное приводило бы к сугубо формальному подходу в разрешении данного вопроса вопреки сути защищаемого права и, как следствие, к непропорциональному его ограничению в нарушение требований равенства и справедливости.

    Гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.

    Учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения о признании или непризнании лица инвалидом, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, – безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

    Хотя получение гражданином указанных сумм при отсутствии для этого законных оснований либо в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан – участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, обусловленные выявлением лишь формальных (процедурных) нарушений порядка признания гражданина инвалидом, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, – при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица – приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

    Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы по существу вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

    Читайте также:  Мультики для детей с пользой для них

    Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия.

    Перейти в текст документа »

    Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам – в системе КонсультантПлюс.

    Зарегистрируйся и получи пробный доступ

    Дата публикации на сайте: 27.02.2018

    Поделиться ссылкой:

    Источник

    • Главная
    • Статьи
    • Кадры
    • Прием на работу

    83819 марта 2019

    Практически в каждой организации работают сотрудники-инвалиды. Мы разберем проблемы, которые возникают у работодателей: с какого момента предоставлять льготы, когда исполнять программу реабилитации, как переводить, увольнять инвалидов, а также расскажем, как складывается судебная практика в делах о дискриминации таких работников.

    • С чем сталкивается работодатель, если сотрудник-инвалид:
    • С какого момента предоставлять льготы
    • Исполнение программы реабилитации или абилитации
    • Перевод, отстранение и увольнение по медицинским показаниям
    • Обвинение работодателя в дискриминации

    Подсказка: можно ли уволить сотрудника, которому присвоена инвалидность >>

    Проблема № 1. С какого момента предоставлять льготы

    Работники-инвалиды имеют право на льготы: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, налоговый вычет. На практике возникают ситуации, когда работник предоставляет справку об инвалидности, выданную некоторое время назад, и требует предоставить льготы с момента установления инвалидности. Возникает вопрос: с какого момента предоставлять льготы — с даты предоставления справки или установления инвалидности? Полагаем, что с момента предоставления документов, подтверждающих инвалидность, а именно:

    •  справки с указанием группы инвалидности;
    •  индивидуальной программы реабилитации или абилитации (постановление Правительства от 20.02.2006 № 95).

    Иные документы, например трудовая книжка с записью об увольнении с предыдущего места работы по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК, не могут подтверждать инвалидность (апелляционное определение Ярославского областного суда от 24.04.2014 по делу № 33–2408/2014).

    Суды поддерживают работодателей и поясняют, что до предоставления справки или индивидуальной программы реабилитации работодатель не может знать об инвалидности работника и предоставлять ему льготы. Требовать документы, не предусмотренные ст. 65 ТК, при приеме на работу работодатель не вправе. Соответственно, работник сам решает, предоставлять ли документы об инвалидности. Если он не приносит их, работодатель не должен предоставлять ему льготы (апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33–636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33–8284/15).

    Совет. Чтобы избежать споров о моменте, с которого работнику-инвалиду необходимо предоставлять льготы, фиксируйте в документах, когда работник принес справку или программу реабилитации.

    Проблема № 2. Исполнение программы реабилитации или абилитации

    Основной документ, на основании которого работодатель определяет условия труда инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 ФЗ, далее — Закон № 181; приказ Минтруда от 13.06.2017 № 486н).

    Работник принес программу. Если работник обращается к работодателю с программой реабилитации или абилитации, работодатель обязан предоставить работнику условия труда в соответствии с ней.

    • Судебная практика
    • Сотрудник предоставил копию лицевой стороны справки об инвалидности, на основании которой ему установили сокращенную рабочую неделю и удлиненный отпуск. При этом сотрудник продолжил трудиться по должности в нормальных условиях труда, поскольку противопоказаний для этого не было. Через несколько лет работодатель запросил у сотрудника полную версию справки. Оказалось, что ему разрешена только надомная работа. Поскольку работодатель не мог ее предложить, сотрудника уволили по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК. Несмотря на аргументы сотрудника о том, что он работал в прежних условиях несколько лет, суд признал увольнение законным: работодатель не мог допустить продолжения работником работы в прежних условиях (апелляционное определение Московского городского суда от 06.03.2018 по делу № 33–8812/2018).

    Несмотря на то что работодатель выиграл данное дело, он понес временные и денежные издержки. Этого можно было избежать, если бы работодатель сразу надлежащим образом проверил справку. Поэтому внимательно изучайте предоставляемые работниками документы об установлении инвалидности и рекомендуемых условиях труда.

    Работник отказался от программы. Условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или справке об инвалидности нужно предоставлять, только если работник об этом заявляет. Инвалид может отказаться от программы реабилитации полностью или в части (ч. 5 ст. 11 Закона № 181). В этом случае работодатель не должен ее соблюдать (апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2014 по делу № 33–42779/2014).

    Совет. Во избежание споров с работниками о предоставлении льгот фиксируйте в отдельном документе, например в заявлении работника, факт его отказа от программы реабилитации. В случае конфликта сможете подтвердить, что не должны были соблюдать условия программы.

    Читайте также:  Жесткие линзы и их польза

    Проблема № 3. Перевод, отстранение и увольнение по медицинским показаниям

    Когда после установления инвалидности работник не может продолжать работу по должности, работодатель переводит, отстраняет или увольняет его. Что именно и в какой последовательности необходимо сделать, мы показали в пошаговом алгоритме.

    Суды возлагают на работодателей обязанность по выяснению фактической возможности продолжения работы инвалидом. Работодатели проигрывают дела о признании незаконным увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК, когда не выясняют такую возможность.

    • Судебная практика
    • ВТЭК установила работнице инвалидность и рекомендовала работу в специальных условиях. Работодатель неоднократно обращался в бюро МСЭ за разъяснениями о том, какие именно условия нужно создать. Ответа работодатель не получил и предложил работнице предоставить документ с описанием требований к рабочему месту и условиям труда. Работница этого не сделала, от перевода отказалась. В связи с этим работодатель уволил ее по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК. Мосгорсуд пояснил, что увольнение незаконно: работодатель не установил возможность продолжения работы с учетом рекомендаций ИПР. В частности, по мнению суда, в данной ситуации работодатель мог, однако не проверил возможность обеспечения работницы работой по прежней должности, но с меньшим объемом (апелляционное определение Московского городского суда от 06.07.2015 по делу № 33–15057).

    Совет. При решении вопроса об увольнении по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК внимательно проверяйте возможность продолжения сотрудником работы в подходящих ему условиях.

    Проблема № 4. Обвинение работодателя в дискриминации

    Споры о дискриминации работодателями инвалидов нередки. Обвинения при этом не всегда обоснованны: работники считают дискриминацией любое нарушение их прав, а часто заявляют о ней и в случаях, когда работодатель действует в соответствии с законом.

    Четких критериев, по которым суд может установить дискриминацию, нет. На данный момент судебная практика на стороне работодателей: споров, в которых бы суд установил дискриминацию, нет.

    В основном суды рассматривают четыре группы споров о дискриминации инвалидов.

    При приеме на работу. На одну должность могут претендовать два человека: кандидат, не являющийся инвалидом, и инвалид. Если должность не квотируемая, работодатель не обязан отдавать предпочтение инвалиду. Как и в ситуации, когда на квотируемую должность претендуют два кандидата-инвалида, работодатель выбирает того, кто имеет более подходящие деловые качества.

    • Судебная практика
    • На вакантную квотируемую должность претендовали два кандидата-инвалида. Соискатель, которого не приняли, обжаловал отказ, посчитав его дискриминационным и необоснованным. В суде работодатель отверг обвинения. Компания оценила обоих кандидатов: изучила анкеты, учла их деловые качества, предыдущий опыт работы в компании. Другой кандидат характеризовался как дисциплинированный, с хорошими коммуникативными навыками и знанием необходимых программ. Соискатель, которому отказали, был конфликтным, а работа продавца требует терпимости и вежливости. Суд признаков дискриминации не установил, в иске отказал (апелляционное определение Самарского областного суда от 08.08.2017 по делу № 33–10118/2017).

    При отстранении от работы или переводе. Отстранение от работы или увольнение работника-инвалида, когда он не может продолжать работу по медицинским показаниям, нельзя считать дискриминацией. Само по себе это не может рассматриваться как нарушение права работника на труд, так как данные действия работодатель производит в интересах работника и безопасности рабочего процесса в целом. Отстранение в этом случае направлено на охрану здоровья работника и выступает гарантией права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, и о дискриминации не свидетельствует (апелляционное определение Московского городского суда от 06.10.2016 № 33–39573/2016).

    При сокращении. При сокращении численности исследуют преимущественное право работников на оставление на работе. Инвалидность такого права не дает. Суды указывают, что обязанность по организации занятости инвалидов в соответствии с квотой возлагается на работодателей при приеме на работу и не предоставляет инвалиду преимущественного права на оставление на работе при сокращении. Исключение — инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества (ст. 179 ТК).

    Судебная практика в пользу инвалидов Как создать резерв предстоящих расходов на социальную защиту инвалидов в налоговом учете?

    При выплате премии. В отношении премий позиция судов неизменна: выплата премии — право, а не обязанность работодателя. При заявлении о дискриминации при выплате зарплаты суд проверяет, получает ли работник зарплату в размере, закрепленном трудовым договором, и в установленные в компании дни выплаты. К исследованию размеров зарплат в целом по организации суд не переходит.

    Дорогой коллега, а вы знаете, что ВТБ Банк позволяет юрлицам проводить операции прямо из бухгалтерской программы
    и оплачивать платежки до 23:00?

    Откройте счет на специальных условиях — закажите звонок прямо сейчас!

    Узнать подробности у специалиста

    Дорогой коллега, успейте подписаться на «Главбух» за 8888 руб! Акция действует до 30 июня

    Узнать больше

    По вопросам подписки на журнал “Главбух” звоните 8 (800) 505-87-17.

    Судебная практика в пользу инвалидов

    Статьи по теме в электронном журнале

    Судебная практика в пользу инвалидов

    ИздаетСудебная практика в пользу инвалидов

    Судебная практика в пользу инвалидов

    Источник