Стихи о пользе учения знаний
Знания в карман ты не положишь,
И в магазине ты купить не сможешь.
Знания умом добыть всегда сумей,
Вовремя всё сделать только ты успей.
*****
Знаний много не бывает,
И об этом каждый знает.
Учимся порой всю жизнь,
К знаниям всегда — всегда стремись.
*****
Знания пусть распускаются, словно цветы,
И их в букет побольше собирай же ты.
Они тебе помогут в жизни, пригодятся,
Просто так они не залежатся.
*****
Саки! Познание — священное вино,
Не знавших знания лишать его грешно,
Незнающий живет и трудится бесцельно.
Познание как цель живущим суждено.
Омар Хайям
*****
Знание — сила, давно доказали.
Как? Вы, простите, об этом не знали?
Вот ведь досада, ну как же вы жили?
Знаниям вас никогда не учили?
*****
Всегда в полёте знаний стая
И ни исчезнуть, ни истлеть
Не может мудрость вековая,
Но из сознанья улететь,
Из мыслей целых поколений
Способно знание вполне,
Да только тленье и забвенье
И угасание на дне
Ему ни чуть не угрожает.
К тем, кто не только лишь желает,
А ищет вечных знаний след,
Они придут, чтоб дать ответ
На все возможные вопросы.
Шнайдер Дмитрий
*****
Знания всю жизнь даются,
И надолго в голове же остаются.
Ими только пользуйтесь умело,
И идите к цели очень смело.
*****
Великие, что знанья стяг взметнули,
Светилами поэзии сверкнули,
И те из мглы не вырвались ночной:
Нам сказку рассказали — и уснули.
Омар Хайям
*****
Знания скорей к себе зовите,
А когда дают — быстрей берите.
С ними будет легче жить,
Родине своей служить.
*****
Вот уж тают снега,
Шумно потоки бегут,
Скоро и лес и луга
В новой красе зацветут.
В небе сине и светло
Солнышку скажем: «Привет!»
Солнце дает нам тепло,
Солнце приносит нам свет.
Праздник весны засиял,
Пусть же и в сердце твоем
Всё, что из книг ты узнал,
Ясным засветит лучом.
Солнышком правды согрет,
Возненавидишь ты зло:
Знание приносит нам свет,
Знание приносит тепло.
Водовозов В.
*****
Знания как воздух нужны человеку,
Без них в жизни никуда!
Ничем другим не заткнуть прореху,
От незнанья, господа!
*****
Знанья лишними не бывают никогда,
Хоть как бы быстро не бежали все года.
Берите их в свою корзину жизни больше,
Чтобы успех искрился ваш подольше.
*****
В знании сила, писатель сказал,
Должны мы с ним согласиться,
Ведь, если не знаешь чего-то,
Тогда не нужно этим хвалиться.
Английский учу я, чтоб книжки читать,
Шекспира в оригинале,
Чтоб Льюиса Кэрролла расшифровать,
Чтоб песни АВВА понятными стали.
Знание – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знанию есть,
Мы можем этим гордиться.
Ведь только знание делает нас
Свободными и сильными,
Нельзя жажду к знаниям нам терять,
Незнание – есть бессилие!
Весь смысл нашей жизни —
В усилии больше познать,
И покорить неизвестность!
— Как долго должны мы предмет
изучать, чтоб стать эрудитами?
— Вечность!
Olgamaria
*****
Знания носить не тяжело,
Жить же с ними и прекрасно, и легко.
Потому стремись побольше их собрать,
Чтобы в жизни больше знать.
*****
Учись! Прошу, чтоб светоч знанья
Твой путь житейский озарил,
Любя добро, без колебанья
Для пользы родины ты жил.
Учись! Лишь в знаньи только – сила!
И повторит тебе отец
Всего, что тех гнело и било,
Кто были родины светила,
И счастья даст тебе венец!
Белоусов В.
*****
Знания способны жизнь преобразить,
Многих моментально удивить.
Я желаю всем побольше их иметь,
Чтобы в жизни всем вам преуспеть.
*****
Знания важны для всех чрезмерны,
С ними будете необыкновенны.
Пожелаю их побольше вам в «дорогу» взять,
В жизни чаще — чаще применять.
*****
Двенадцать змей шуршат в песках…
Небесный шар зажат в тисках
двух чёрных скал –
двух мёртвых рук…
Что я искал – со мною, друг.
Здесь камень есть горяч и нем,
что бродит ночью при Луне,
и след глубокий сохраня,
зовёт Пустыня в путь меня…
Со мною каждый говорит,
кто был сожжён и кто горит…
И лишь молчит
кто был врагом… —
он в измерении другом.
Чтоб умирая вспоминать,
живущий вынужден спешить…
Здесь надо ЖИТЬ
затем, чтоб знать.
Там надо ЗНАТЬ
затем, чтоб жить.
Мальчевский Владимир
*****
Знания полезны везде и всегда,
Без знаний в этом мире просто никуда.
И дату им же посвящаем
Первый осенний день встречаем.
Кто в школу тут идет, кто на работу,
Все окружены уже заботой.
Все знать хотят что-то новое,
Уже получат это в скором все.
А мы пока вас мило поздравляем,
Учиться хорошо всем пожелаем!
*****
Познание — великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь
открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
Пусть долог путь, но идущий
дойдет —
В страну познанья дух его ведет.
Искаков Б.
*****
Морили прежде в розницу,
Но развивались знания.
Мы, может, очень поздние,
А, может, слишком ранние.
Сидел писец в Освенциме,
Считал не хуже робота —
От матерей с младенцами
Волос на сколько добыто.
Уж сожжены все родичи,
Канаты все проверены,
И вдруг пустая лодочка
Оторвалась от берега,
Без виз, да и без физики,
Пренебрегая воздухом,
Она к тому приблизилась,
Что называла звёздами.
Когда была искомая
И был искомый около,
Когда ещё весомая
Ему дарила локоны.
Одна звезда мне нравится.
Давно такое видано,
Она и не красавица,
Но очень безобидная.
Там не снует история,
Там мысль ещё не роздана,
И видят инфузории
То, что зовём мы звёздами.
Лети, моя любимая!
Так вот оно, бессмертие, —
Не высчитать, не вымолвить,
Само собою вертится.
Эренбург Илья
*****
И первый крик новорождённого —
то радость появления на свет,
от суеты пока что отрешённого,
не ведающего предстоящих бед.
Путь далёкий впереди познаний
пройти придётся не без помощи
окружающих, их верного участия.
Но в знаниях такая сила, мощь —
без них на свете не проживёшь.
Познаний путь через препятствия,
встретить придётся их в судьбе,
следуя к знаниям, запомнить правила
необходимо, и если их соблюсти,
до истины великой можно дойти.
Первое — не создай себе кумира,
запомни, равны все люди в мире,
не стоит ни на кого равняться —
поможешь душе своей подняться
над мира суетой, и признаться,
что ты на свете один такой,
ты индивидуум, неповторимый —
свободой дорожи своей в эфире.
Второе правило — твори добро,
через него достигнешь ты того,
что приведёт тебя к прозрению,
откроешь в себе третье зрение —
через добро путь проще к знаниям,
и не страшны будут препятствия.
И третье — оно в твоём терпении,
что необходимо будет приложить
на пути к познанию, и везение
к тебе не применёт уже придти,
так силы все свои ты собери,
вперёд иди, исключая негатив.
Четвёртое — врагов определи,
которые препятствуют идти —
не явные, что для тебя открыты,
гораздо хуже, что находятся в тени,
не думай, что ты у них в чести,
если дифирамбы тебе поют они.
Честнее те, тебя что критикуют,
ведь тем они лишь помогают
достигнуть совершенства твоего,
не бойся их — скорей наоборот,
скажи спасибо им, иди вперёд.
Знаниями, что тобой получены,
непременно с другими поделись,
тогда они имеют смысл и силу,
если к другому могут перейти.
А если знаний недостаточно,
лучшее из дел будет мирских
взять их от людей других.
Лишь не отнесись предвзято
к советам, что здесь даны,
ведь не бывает знаний много,
так познавай, учись, делись.
И если мудрость высшая дана,
её другим необходимо передать,
не зря тебе открылись небеса —
теперь не смеешь ты молчать.
Мудрость знаниями получена —
человек мудр тем, что знает.
— — — — — — — —
К чему же мудрость дана мудрецу —
ему молчание как раз и не к лицу,
знаниям его всего лишь грош цена,
если он ими не делится сполна.
Линдвест Татьяна
Наталья Попова
Стихи о том, как важно учиться
Скоро 1 сентября – день Знаний! И Новый – учебный год!
Илл. внучки, А. Ромадиной, для стихотворения, размещается с её согласия
***
Меня не надо занимать –
Я научился рисовать!
И буду целый день подряд
Я занят, пусть не говорят,
•
Что нужен глаз да глаз за мной,
Что я не вырасту большой,
Пока не научусь я сам
Искать дела карандашам.
•
Вот здесь я нарисую дом,
И папу с мамой в доме том.
Где я? Играю я в саду
Или к Алёшке побегу.
•
Рисую – плавать мы пойдём
На берег речки, а потом
Мы будем тут же загорать
Или в песке начнём играть.
•
Потом нас мама позовёт
И уговаривать начнёт,
Что нужно есть и отдыхать,
Но я спрошу: «А рисовать?
•
Когда я буду рисовать?
Я должен столько показать!
Смотри, там поле за селом,
Туда отправлюсь я бегом
•
И соберу большой букет,
И нарисую твой портрет,
Где с васильками ты сидишь,
С улыбкой на меня глядишь!»
•
И подмигнёт тут мама мне:
«Какой ты, сын, большой уже!
Тебя не надо развлекать –
Ты научился рисовать!»
© Свидетельство о публикации №117082506236
Это стихотворение очень легко можно инсценировать, используя рисунки, которые будет тут же как бы рисовать рассказчик, можно разыграть и по ролям, с мамой. Получится маленькая сценка.
Следующее стихотворение тоже успешно можно разыграть, используя предметы, о которых говорится в нём.
Как стать грамотеем
Не буду больше приставать
я с просьбой сказки почитать.
А просто сам возьму тетрадь
и буду буквы изучать.
•
Передо мной лежит альбом.
Картинок интересных в нём
и сосчитать я не могу.
Начну, наверно, с буквы «Ю».
•
С «ю» начинается «юла»,
её сестрёнка забрала,
Но я внесу её в тетрадь
и буду букву твёрдо знать!
•
Потом возьмусь за букву «О» –
в альбоме обруч, конь, пальто.
Мне букву «О» писать легко,
похожа «О» на колесо.
•
Так рассмотрю я весь альбом
и буду буквы знать притом.
В тетради целый алфавит,
теперь – читать мне предстоит!
© Свидетельство о публикации №117082506287
Дорогие коллеги, сентябрь открывает новый учебный год, и тут же, 8-го числа, продолжает его Днём всемирной грамотности, объявленным ЮНЕСКО в 1966 году. У меня этот праздник стойко ассоциируется с книгой, потому что не может быть, на мой скромный взгляд, грамотным человек, не любящий книг. Понимаю, это утверждение может быть спорным, как и образование человека не говорит о его культуре. У каждого свой взгляд на эти вещи. Я же хочу выразить свою боль в преддверие и Дня Знаний, и Дня всемирной грамотности! И очень надеюсь, что вы разделите мою точку зрения и поддержите меня!
***
В один погожий летний день
я шла бульваром знойным, шумным.
Тёк воздух, мне хотелось в тень,
но всё вокруг казалось чудным.
•
И вдруг внимание привлёк
звон детских голосов счастливых:
«Смотрите, что я приволок,
я – победитель в перспективе!»
•
И вижу – дети тащат груз –
листы, газеты, папки, книги.
«Ну, ладно, я уже сдаюсь!» –
В ответ раздались тут же крики!
•
Остолбенела я в момент,
Что делают тут эти дети?
Как жуткий кадр из кинолент,
В сырьё отправят книги эти?
•
В переработку попадут
Ахматова, Перро, и Бунин,
А для веселья отберут
Те комиксы, что накануне
•
Им предложили «почитать»!
Не знала, что «читать» их надо!
И мне хотелось закричать:
«Остановите клоунаду!
•
В переработку их нельзя,
Они – опора и надежда,
Вам книги – верные друзья,
А для души – покров одежды».
•
Так говорила детям я,
Они примолкли, устыдились…
•
О, как хочу, чтоб мысль моя
В тех детских душах укрепилась!
© Свидетельство о публикации №117082506004
Со скорым днём Знаний, друзья! Пусть этот новый учебный год принесёт всем радость, удовлетворение от работы, интересные планы и творческие свершения. Пусть уважают вас родители и начальство, пусть неуклонно растёт ваше благополучие! С праздником, коллеги!
Не случайно оно и зовется зазубренным. С 5-го класса помню, что у пчелы
жало зазубренное, а у осы – гладкое. Поэтому пчела подыхает, единожды
всласть ужалив тебя. Но вот ради чего старались наши учителя, убеждая
учить наизусть стихи?
Сколько
раз ни отвечал на этот вопрос, а он волнует и волновал многих. Вот и
сейчас наткнулся на воспоминания англичанина Патрика Л. Фермора,
филолога-классика, который в 1934 году, восемнадцатилетним юношей,
отправился пешком из Оксфорда через всю Европу в Стамбул. В одиночку. В
конце путешествия он составил длинный список стихотворений (да и кусков
прозы), которые декламировал сам себе, пока стирал подошвы своих
башмаков. От Гомера и Алкея до Шекспира и Поля Валери, все то, что
запоминалось с 5 до 18 лет, всплывало в сознании путешественника так,
словно это сам пейзаж, или портал собора, или случайный взгляд
встречного-поперечного снова и снова писали для Фермора то, что тот
однажды выучил наизусть.
Это
– хорошо знакомое чувство. Из людей, которых я знал и любил, особенно
двое заразили меня таким отношением к стихам. Иосиф Львович Гринберг был
литературным критиком. Он обладал так называемой феноменальной памятью:
раз взглянув на текст, запоминал его навсегда. Но этого мало. Он мог
вызвать его в нужном месте и даже прочитать в обратном порядке и целыми
кусками, и отдельными знаками.
Эту его способность однажды обыграл в
юбилейном очерке о Гринберге другой критик – Лев Аннинский. Немного
уколов Гринберга, Аннинский назвал свою статью о собрате по перу
«Яицикафину». Если прочитать наоборот, получается «унификация». И в
самом деле, разве заучивание наизусть стихов, пусть даже и канонических,
лучших, прекраснейших стихов, не унифицирует сознание целых поколений?
Пусть и по самой высокой планке?
Ну
да, мы ведь беспрерывно цитируем, даже когда говорим самые простые
вещи. И без «иицикафину» мы бы попросту не понимали друг друга. Так что
пусть лучше будем цитировать Пушкина, чем кого-нибудь еще.
И все-таки
зараза принудительного цитирования стихов в тот самый миг, когда под них
начинает подлаживаться сама так называемая действительность,
прицепилась крепко, прицепилась навсегда. Не знаю, сколько тысяч раз,
наблюдая, как падают сумерки, я декламировал Николая Заболоцкого «Когда
минует день, и освещение природа выбирает не сама…» А когда попадал под
дождь и ветер ломал зонтик, сколько раз повторял его же стихи «Мой
зонтик рвется, точно птица, и вырывается, треща…»
А
вдова Иосифа Львовича, Лариса Владимировна, когда я говорил молодой
жене, что все ее просьбы едва ли выполнимы, цитировала: «Сколько просьб у
любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает…»
Если
бы жив был мой другой старший друг – Виктор Моисеевич Смирин,
замечательный историк, переводчик, знаток поэзии, он обязательно
вспомнил бы вот какую историю. Дело было под Прагой, мы страшно
продрогли в замке Карлштайн и спускались с крутой горки. Не знаю, что на
меня нашло, но я вдруг прочитал начало стихотворения Ходасевича «Что ж,
от озноба и простуды Горячий грог или коньяк. Здесь музыка и звон
посуды И лиловатый полумрак…» Смирин шел чуть впереди и вдруг
остановился как вкопанный. Поравнявшись с ним, я понял, в чем дело: за
поворотом было питейное заведение, и на грифельной доске мелом были
написаны два слова и две цифры: Грог – 6, кажется, крон; коньяк – 9,
кажется, крон. Смирин в ответ часто цитировал свою любимую поэтессу –
Ольгу Седакову, особенно нравились ему стихи про «светлочерного кота». А
от меня требовал медленного чтения Фета. Светлочерный кот Седаковой
рифмовался с тем хрестоматийным котом, который «поет, глаза прищуря». И
оба мы, уже далеко не дети, были в эти минуты тем самым мальчиком,
который «дремлет на ковре» у Фета.
К
чему я все это говорю? А вот к чему. Все эти воспоминания и раздумья о
смысле заучивания стихов наизусть разом, одним ударом вернулись в
память, когда я прочитал в книге Фермора эпизод его фронтовой молодости.
Высадившись во главе британского разведотряда на Крите, молодой майор
Фермор оказывается в греческом партизанском отряде, взявшем в плен
генерала вермахта. Как-то под вечер, пишет Фермор, генерал пробормотал
себе под нос полтора латинских стиха Горация…
«А я знал продолжение и тут же ответил генералу полным текстом “Оды к Талиарху”. Вот они в переводе Афанасия Фета:
Ты видишь, как Соракт от снега побелел:
Леса под инеем с повисшими ветвями
Едва не ломятся, и ток оцепенел
От злого холода меж сонными брегами.
На очаге огонь широкий разведя,
Ты стужу прогони веселою пирушкой,
И пей, о Талиарх, подвалов не щадя,
Четырехлетнее вино сабинской кружкой.
А впрочем, на богов бессмертных положись:
В тот час, когда они ветрам повелевают
Не бороздить морей, не дрогнет кипарис,
И старых ясеней вершины замолкают.
Что завтра принесет — не спрашивай!
Лови Минуты счастия душою благородной:
Не бегай, юноша, веселия любви,
Для сердца сладостной, и пляски хороводной.
Пока от седины угрюмой ты далек,
Теперь еще твое, по прихоти желанья,
Все: поле Марсово и площадь, в вечерок
Любовь при шепоте условного свиданья,
И в темном уголке красотки молодой
Предатель звонкий смех, и вовремя проворно
Похищенный у ней с руки залог немой
Иль с тонкого перста, упрямого притворно.
“Ах вот как, господин майор!” – сказал генерал, дослушав до конца».
На чей-то вкус, признаемся, все это как-то и пафосно, и банально, и даже
почти вульгарно – заставлять Горация работать коллективной совестью
европейцев. И все-таки что-то кроме ненависти и вражды возникло в этот
самый момент, решивший, что людям, стоявшим рядом возле Иды – места, где
когда-то появился на свет Зевс, – жить дальше, а не убивать друг друга.
Бывают,
конечно, и ужасные моменты, когда стихи цитируются до того неуместно,
до того не вовремя, как это случилось некоторое время назад со мной,
когда, по неосторожности, отмечая с бывшей ученицей, взрослой дамой и
даже матерью малолетних детей, ее академические успехи, я возьми и
процитируй все того же любимого Ходасевича: «Что верно, то верно: нельзя
же силком Девчонку тащить на кровать! Ей надо сначала стихи почитать,
Потом угостить вином!» О ужас, думал я, еще механически дочитывая
опасные строки. Что она должна подумать обо мне?! Да ладно тебе,
дурачина! – отвечал мне внутренний голос. – Вино-то вы пить начали до
чтения стихов, поэтому никакой опасности неверного истолкования как
самого стихотворения, так и твоей, так сказать, педагогической
стратегии, нет и быть не может. Потрясенный, я даже и не вспомню теперь,
чем дело кончилось.
Потому что главное все-таки, чтобы не кончались стихи.
Стихи русских поэтов про об учебе, про школу, университет и прочие учебные заведения.
Школа
Сергей Михалков
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
На школьном утреннике
Агния Барто
Клоун – на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко –
И слышится хохот.
Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун – первоклассница!
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась
Эта девица:
– Мне неохота
От смеха давиться!
Девочки шепчутся:
– Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.
Новая вариация на старую тему
Алексей Жемчужников
Послание к публицисту ретроградной печати
1
Положим — ты умен; допустим даже — гений;
Коль мало этого, решим,
Что ты в суждениях своих — непогрешим;
Но мы-то, прочие,— ведь также не без мнений;
И худо ль мыслим, хорошо ль —
Ты наши мнения нам высказать дозволь.
Друг друга выслушав, поспорим и посудим,
Как образованным приличествует людям.
Одерживать, меж тем, победы любишь ты,
Нам просто зажимая рты.
Так спорить, может быть, легко, но неучтиво,
Да и к тому ж едва ль умно.
Я знаю: приобресть у нас немудрено
Привычки дерзости кичливой.
Твоя наставница — московская печать,
Себя провозгласив главой газетной знати,
Учила от нее брезгливо отличать
«Разбойников пера, мошенников печати».
Я знаю: ты пленен тем в жизни наших дней,
Что ни одной черты в ней резкой не откроешь…
Я вспомнил скромную природу нашу: в ней
Бывает вечером спокойствие такое ж.
Недвижный пруд заснул под отблеском зари;
Порой лишь зарябит поверхность круг случайный,
Да изредка со дна всплывают пузыри —
Немые вестники какой-то жизни тайной,
Всплывут и лопнут, и опять —
Как мертвая, тиха темнеющая гладь.
Тебя смиренностью такой же привлекают
Скрижали бледные доверчивой души:
На них что хочешь, то пиши,—
Всё с благодарностью покорной принимают…
Не верь, не верь себе, мечтатель зрелых лет1
И бойся с жизнию расплаты!
…
Песня студентов-археологов
Владимир Высоцкий
Наш Федя с детства связан был с землею –
Домой таскал и щебень и гранит…
Однажды он домой принес такое,
Что мама с папой плакали навзрыд.
Студентом Федя очень был настроен
Поднять археологию на щит –
Он в институт притаскивал такое,
Что мы кругом все плакали навзрыд.
Привез он как-то с практики
Два ржавый экспонатика
И утверждал, что это – древний клад.
Потом однажды в Элисте
Нашел вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат.
Диплом писал про древние святыни,
О скифах, о языческих богах.
При этом так ругался по-латыни,
Что скифы эти корчились в гробах.
Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.
Он жизнь решил закончить холостую
И стал бороться за семейный быт.
“Я,- говорил,- жену найду такую –
От зависти заплачете навзрыд!”
Он все углы облазил – и
В Европе был, и в Азии,-
И вскоре раскопал свой идеал.
Но идеал связать не мог
В археологии двух строк,-
И Федя его снова закопал.
Гимн школе
Владимир Высоцкий
Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!
Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!
Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!
Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся – все, где учитель –
Сам в чем-то еще ученик!
Школьник
Николай Некрасов
– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!