Стихи о пользе учения знаний

Стихи о пользе учения знаний thumbnail

Знания в карман ты не положишь,
И в магазине ты купить не сможешь.
Знания умом добыть всегда сумей,
Вовремя всё сделать только ты успей.

*****

Знаний много не бывает,
И об этом каждый знает.
Учимся порой всю жизнь,
К знаниям всегда — всегда стремись.

*****

Знания пусть распускаются, словно цветы,
И их в букет побольше собирай же ты.
Они тебе помогут в жизни, пригодятся,
Просто так они не залежатся.

*****

Саки! Познание — священное вино,
Не знавших знания лишать его грешно,
Незнающий живет и трудится бесцельно.
Познание как цель живущим суждено.

Омар Хайям

*****

Знание — сила, давно доказали.
Как? Вы, простите, об этом не знали?
Вот ведь досада, ну как же вы жили?
Знаниям вас никогда не учили?

*****

Всегда в полёте знаний стая
И ни исчезнуть, ни истлеть
Не может мудрость вековая,
Но из сознанья улететь,
Из мыслей целых поколений
Способно знание вполне,
Да только тленье и забвенье
И угасание на дне
Ему ни чуть не угрожает.
К тем, кто не только лишь желает,
А ищет вечных знаний след,
Они придут, чтоб дать ответ
На все возможные вопросы.

Шнайдер Дмитрий

*****

Знания всю жизнь даются,
И надолго в голове же остаются.
Ими только пользуйтесь умело,
И идите к цели очень смело.

*****

Великие, что знанья стяг взметнули,
Светилами поэзии сверкнули,
И те из мглы не вырвались ночной:
Нам сказку рассказали — и уснули.

Омар Хайям

*****

Знания скорей к себе зовите,
А когда дают — быстрей берите.
С ними будет легче жить,
Родине своей служить.

*****

Вот уж тают снега,
Шумно потоки бегут,
Скоро и лес и луга
В новой красе зацветут.

В небе сине и светло
Солнышку скажем: «Привет!»
Солнце дает нам тепло,
Солнце приносит нам свет.

Праздник весны засиял,
Пусть же и в сердце твоем
Всё, что из книг ты узнал,
Ясным засветит лучом.

Солнышком правды согрет,
Возненавидишь ты зло:
Знание приносит нам свет,
Знание приносит тепло.

Водовозов В.

*****

Знания как воздух нужны человеку,
Без них в жизни никуда!
Ничем другим не заткнуть прореху,
От незнанья, господа!

*****

Знанья лишними не бывают никогда,
Хоть как бы быстро не бежали все года.
Берите их в свою корзину жизни больше,
Чтобы успех искрился ваш подольше.

*****

В знании сила, писатель сказал,
Должны мы с ним согласиться,
Ведь, если не знаешь чего-то,
Тогда не нужно этим хвалиться.

Английский учу я, чтоб книжки читать,
Шекспира в оригинале,
Чтоб Льюиса Кэрролла расшифровать,
Чтоб песни АВВА понятными стали.

Знание – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знанию есть,
Мы можем этим гордиться.

Ведь только знание делает нас
Свободными и сильными,
Нельзя жажду к знаниям нам терять,
Незнание – есть бессилие!

Весь смысл нашей жизни —
В усилии больше познать,
И покорить неизвестность!
— Как долго должны мы предмет
изучать, чтоб стать эрудитами?
— Вечность!

Olgamaria

*****

Знания носить не тяжело,
Жить же с ними и прекрасно, и легко.
Потому стремись побольше их собрать,
Чтобы в жизни больше знать.

*****

Учись! Прошу, чтоб светоч знанья
Твой путь житейский озарил,
Любя добро, без колебанья
Для пользы родины ты жил.

Учись! Лишь в знаньи только – сила!
И повторит тебе отец
Всего, что тех гнело и било,
Кто были родины светила,
И счастья даст тебе венец!

Белоусов В.

*****

Знания способны жизнь преобразить,
Многих моментально удивить.
Я желаю всем побольше их иметь,
Чтобы в жизни всем вам преуспеть.

*****

Знания важны для всех чрезмерны,
С ними будете необыкновенны.
Пожелаю их побольше вам в «дорогу» взять,
В жизни чаще — чаще применять.

*****

Двенадцать змей шуршат в песках…
Небесный шар зажат в тисках
двух чёрных скал –
двух мёртвых рук…
Что я искал – со мною, друг.

Здесь камень есть горяч и нем,
что бродит ночью при Луне,
и след глубокий сохраня,
зовёт Пустыня в путь меня…

Со мною каждый говорит,
кто был сожжён и кто горит…
И лишь молчит
кто был врагом… —
он в измерении другом.

Чтоб умирая вспоминать,
живущий вынужден спешить…

Здесь надо ЖИТЬ
затем, чтоб знать.
Там надо ЗНАТЬ
затем, чтоб жить.

Мальчевский Владимир

*****

Знания полезны везде и всегда,
Без знаний в этом мире просто никуда.
И дату им же посвящаем
Первый осенний день встречаем.
Кто в школу тут идет, кто на работу,
Все окружены уже заботой.
Все знать хотят что-то новое,
Уже получат это в скором все.
А мы пока вас мило поздравляем,
Учиться хорошо всем пожелаем!

*****

Познание — великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь
открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
Пусть долог путь, но идущий
дойдет —
В страну познанья дух его ведет.

Искаков Б.

*****

Морили прежде в розницу,
Но развивались знания.
Мы, может, очень поздние,
А, может, слишком ранние.

Сидел писец в Освенциме,
Считал не хуже робота —
От матерей с младенцами
Волос на сколько добыто.

Уж сожжены все родичи,
Канаты все проверены,
И вдруг пустая лодочка
Оторвалась от берега,
Без виз, да и без физики,
Пренебрегая воздухом,
Она к тому приблизилась,
Что называла звёздами.

Когда была искомая
И был искомый около,
Когда ещё весомая
Ему дарила локоны.
Одна звезда мне нравится.
Давно такое видано,
Она и не красавица,
Но очень безобидная.

Там не снует история,
Там мысль ещё не роздана,
И видят инфузории
То, что зовём мы звёздами.

Лети, моя любимая!
Так вот оно, бессмертие, —
Не высчитать, не вымолвить,
Само собою вертится.

Эренбург Илья

*****

И первый крик новорождённого —
то радость появления на свет,
от суеты пока что отрешённого,
не ведающего предстоящих бед.
Путь далёкий впереди познаний
пройти придётся не без помощи
окружающих, их верного участия.
Но в знаниях такая сила, мощь —
без них на свете не проживёшь.
Познаний путь через препятствия,
встретить придётся их в судьбе,
следуя к знаниям, запомнить правила
необходимо, и если их соблюсти,
до истины великой можно дойти.

Читайте также:  Масло из семени льна польза

Первое — не создай себе кумира,
запомни, равны все люди в мире,
не стоит ни на кого равняться —
поможешь душе своей подняться
над мира суетой, и признаться,
что ты на свете один такой,
ты индивидуум, неповторимый —
свободой дорожи своей в эфире.

Второе правило — твори добро,
через него достигнешь ты того,
что приведёт тебя к прозрению,
откроешь в себе третье зрение —
через добро путь проще к знаниям,
и не страшны будут препятствия.

И третье — оно в твоём терпении,
что необходимо будет приложить
на пути к познанию, и везение
к тебе не применёт уже придти,
так силы все свои ты собери,
вперёд иди, исключая негатив.

Четвёртое — врагов определи,
которые препятствуют идти —
не явные, что для тебя открыты,
гораздо хуже, что находятся в тени,
не думай, что ты у них в чести,
если дифирамбы тебе поют они.
Честнее те, тебя что критикуют,
ведь тем они лишь помогают
достигнуть совершенства твоего,
не бойся их — скорей наоборот,
скажи спасибо им, иди вперёд.

Знаниями, что тобой получены,
непременно с другими поделись,
тогда они имеют смысл и силу,
если к другому могут перейти.
А если знаний недостаточно,
лучшее из дел будет мирских
взять их от людей других.
Лишь не отнесись предвзято
к советам, что здесь даны,
ведь не бывает знаний много,
так познавай, учись, делись.

И если мудрость высшая дана,
её другим необходимо передать,
не зря тебе открылись небеса —
теперь не смеешь ты молчать.

Мудрость знаниями получена —
человек мудр тем, что знает.

— — — — — — — —

К чему же мудрость дана мудрецу —
ему молчание как раз и не к лицу,
знаниям его всего лишь грош цена,
если он ими не делится сполна.

Линдвест Татьяна

Источник

Наталья Попова
Стихи о том, как важно учиться

Скоро 1 сентября – день Знаний! И Новый – учебный год!

Стихи о том, как важно учиться

Илл. внучки, А. Ромадиной, для стихотворения, размещается с её согласия

***

Меня не надо занимать –

Я научился рисовать!

И буду целый день подряд

Я занят, пусть не говорят,

Что нужен глаз да глаз за мной,

Что я не вырасту большой,

Пока не научусь я сам

Искать дела карандашам.

Вот здесь я нарисую дом,

И папу с мамой в доме том.

Где я? Играю я в саду

Или к Алёшке побегу.

Рисую – плавать мы пойдём

На берег речки, а потом

Мы будем тут же загорать

Или в песке начнём играть.

Потом нас мама позовёт

И уговаривать начнёт,

Что нужно есть и отдыхать,

Но я спрошу: «А рисовать?

Когда я буду рисовать?

Я должен столько показать!

Смотри, там поле за селом,

Туда отправлюсь я бегом

И соберу большой букет,

И нарисую твой портрет,

Где с васильками ты сидишь,

С улыбкой на меня глядишь!»

И подмигнёт тут мама мне:

«Какой ты, сын, большой уже!

Тебя не надо развлекать –

Ты научился рисовать!»

© Свидетельство о публикации №117082506236

Это стихотворение очень легко можно инсценировать, используя рисунки, которые будет тут же как бы рисовать рассказчик, можно разыграть и по ролям, с мамой. Получится маленькая сценка.

Следующее стихотворение тоже успешно можно разыграть, используя предметы, о которых говорится в нём.

Как стать грамотеем

Не буду больше приставать

я с просьбой сказки почитать.

А просто сам возьму тетрадь

и буду буквы изучать.

Передо мной лежит альбом.

Картинок интересных в нём

и сосчитать я не могу.

Начну, наверно, с буквы «Ю».

С «ю» начинается «юла»,

её сестрёнка забрала,

Но я внесу её в тетрадь

и буду букву твёрдо знать!

Потом возьмусь за букву «О» –

в альбоме обруч, конь, пальто.

Мне букву «О» писать легко,

похожа «О» на колесо.

Так рассмотрю я весь альбом

и буду буквы знать притом.

В тетради целый алфавит,

теперь – читать мне предстоит!

© Свидетельство о публикации №117082506287

Дорогие коллеги, сентябрь открывает новый учебный год, и тут же, 8-го числа, продолжает его Днём всемирной грамотности, объявленным ЮНЕСКО в 1966 году. У меня этот праздник стойко ассоциируется с книгой, потому что не может быть, на мой скромный взгляд, грамотным человек, не любящий книг. Понимаю, это утверждение может быть спорным, как и образование человека не говорит о его культуре. У каждого свой взгляд на эти вещи. Я же хочу выразить свою боль в преддверие и Дня Знаний, и Дня всемирной грамотности! И очень надеюсь, что вы разделите мою точку зрения и поддержите меня!

Стихи о пользе учения знаний

***

В один погожий летний день

я шла бульваром знойным, шумным.

Тёк воздух, мне хотелось в тень,

но всё вокруг казалось чудным.

И вдруг внимание привлёк

звон детских голосов счастливых:

«Смотрите, что я приволок,

я – победитель в перспективе!»

И вижу – дети тащат груз –

листы, газеты, папки, книги.

«Ну, ладно, я уже сдаюсь!» –

В ответ раздались тут же крики!

Остолбенела я в момент,

Что делают тут эти дети?

Как жуткий кадр из кинолент,

В сырьё отправят книги эти?

В переработку попадут

Ахматова, Перро, и Бунин,

А для веселья отберут

Те комиксы, что накануне

Им предложили «почитать»!

Не знала, что «читать» их надо!

И мне хотелось закричать:

«Остановите клоунаду!

В переработку их нельзя,

Они – опора и надежда,

Вам книги – верные друзья,

А для души – покров одежды».

Так говорила детям я,

Они примолкли, устыдились…

О, как хочу, чтоб мысль моя

В тех детских душах укрепилась!

© Свидетельство о публикации №117082506004

Со скорым днём Знаний, друзья! Пусть этот новый учебный год принесёт всем радость, удовлетворение от работы, интересные планы и творческие свершения. Пусть уважают вас родители и начальство, пусть неуклонно растёт ваше благополучие! С праздником, коллеги!

Источник

Не случайно оно и зовется зазубренным. С 5-го класса помню, что у пчелы
жало зазубренное, а у осы – гладкое. Поэтому пчела подыхает, единожды
всласть ужалив тебя. Но вот ради чего старались наши учителя, убеждая
учить наизусть стихи?

Читайте также:  Молочай польза или вред растения

Сколько
раз ни отвечал на этот вопрос, а он волнует и волновал многих. Вот и
сейчас наткнулся на воспоминания англичанина Патрика Л. Фермора,
филолога-классика, который в 1934 году, восемнадцатилетним юношей,
отправился пешком из Оксфорда через всю Европу в Стамбул. В одиночку. В
конце путешествия он составил длинный список стихотворений (да и кусков
прозы), которые декламировал сам себе, пока стирал подошвы своих
башмаков. От Гомера и Алкея до Шекспира и Поля Валери, все то, что
запоминалось с 5 до 18 лет, всплывало в сознании путешественника так,
словно это сам пейзаж, или портал собора, или случайный взгляд
встречного-поперечного снова и снова писали для Фермора то, что тот
однажды выучил наизусть.

Это
– хорошо знакомое чувство. Из людей, которых я знал и любил, особенно
двое заразили меня таким отношением к стихам. Иосиф Львович Гринберг был
литературным критиком. Он обладал так называемой феноменальной памятью:
раз взглянув на текст, запоминал его навсегда. Но этого мало. Он мог
вызвать его в нужном месте и даже прочитать в обратном порядке и целыми
кусками, и отдельными знаками.

Эту его способность однажды обыграл в
юбилейном очерке о Гринберге другой критик – Лев Аннинский. Немного
уколов Гринберга, Аннинский назвал свою статью о собрате по перу
«Яицикафину». Если прочитать наоборот, получается «унификация». И в
самом деле, разве заучивание наизусть стихов, пусть даже и канонических,
лучших, прекраснейших стихов, не унифицирует сознание целых поколений?
Пусть и по самой высокой планке?

Ну
да, мы ведь беспрерывно цитируем, даже когда говорим самые простые
вещи. И без «иицикафину» мы бы попросту не понимали друг друга. Так что
пусть лучше будем цитировать Пушкина, чем кого-нибудь еще.

И все-таки
зараза принудительного цитирования стихов в тот самый миг, когда под них
начинает подлаживаться сама так называемая действительность,
прицепилась крепко, прицепилась навсегда. Не знаю, сколько тысяч раз,
наблюдая, как падают сумерки, я декламировал Николая Заболоцкого «Когда
минует день, и освещение природа выбирает не сама…» А когда попадал под
дождь и ветер ломал зонтик, сколько раз повторял его же стихи «Мой
зонтик рвется, точно птица, и вырывается, треща…»

А
вдова Иосифа Львовича, Лариса Владимировна, когда я говорил молодой
жене, что все ее просьбы едва ли выполнимы, цитировала: «Сколько просьб у
любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает…»

Если
бы жив был мой другой старший друг – Виктор Моисеевич Смирин,
замечательный историк, переводчик, знаток поэзии, он обязательно
вспомнил бы вот какую историю. Дело было под Прагой, мы страшно
продрогли в замке Карлштайн и спускались с крутой горки. Не знаю, что на
меня нашло, но я вдруг прочитал начало стихотворения Ходасевича «Что ж,
от озноба и простуды Горячий грог или коньяк. Здесь музыка и звон
посуды И лиловатый полумрак…» Смирин шел чуть впереди и вдруг
остановился как вкопанный. Поравнявшись с ним, я понял, в чем дело: за
поворотом было питейное заведение, и на грифельной доске мелом были
написаны два слова и две цифры: Грог – 6, кажется, крон; коньяк – 9,
кажется, крон. Смирин в ответ часто цитировал свою любимую поэтессу –
Ольгу Седакову, особенно нравились ему стихи про «светлочерного кота». А
от меня требовал медленного чтения Фета. Светлочерный кот Седаковой
рифмовался с тем хрестоматийным котом, который «поет, глаза прищуря». И
оба мы, уже далеко не дети, были в эти минуты тем самым мальчиком,
который «дремлет на ковре» у Фета.

К
чему я все это говорю? А вот к чему. Все эти воспоминания и раздумья о
смысле заучивания стихов наизусть разом, одним ударом вернулись в
память, когда я прочитал в книге Фермора эпизод его фронтовой молодости.
Высадившись во главе британского разведотряда на Крите, молодой майор
Фермор оказывается в греческом партизанском отряде, взявшем в плен
генерала вермахта. Как-то под вечер, пишет Фермор, генерал пробормотал
себе под нос полтора латинских стиха Горация…

«А я знал продолжение и тут же ответил генералу полным текстом “Оды к Талиарху”. Вот они в переводе Афанасия Фета:

Ты видишь, как Соракт от снега побелел:
Леса под инеем с повисшими ветвями
Едва не ломятся, и ток оцепенел
От злого холода меж сонными брегами.

На очаге огонь широкий разведя,
Ты стужу прогони веселою пирушкой,
И пей, о Талиарх, подвалов не щадя,
Четырехлетнее вино сабинской кружкой.

А впрочем, на богов бессмертных положись:
В тот час, когда они ветрам повелевают
Не бороздить морей, не дрогнет кипарис,
И старых ясеней вершины замолкают.

Что завтра принесет — не спрашивай!
Лови Минуты счастия душою благородной:
Не бегай, юноша, веселия любви,
Для сердца сладостной, и пляски хороводной.

Пока от седины угрюмой ты далек,
Теперь еще твое, по прихоти желанья,
Все: поле Марсово и площадь, в вечерок
Любовь при шепоте условного свиданья,

И в темном уголке красотки молодой
Предатель звонкий смех, и вовремя проворно
Похищенный у ней с руки залог немой
Иль с тонкого перста, упрямого притворно.

“Ах вот как, господин майор!” – сказал генерал, дослушав до конца».
На чей-то вкус, признаемся, все это как-то и пафосно, и банально, и даже
почти вульгарно – заставлять Горация работать коллективной совестью
европейцев. И все-таки что-то кроме ненависти и вражды возникло в этот
самый момент, решивший, что людям, стоявшим рядом возле Иды – места, где
когда-то появился на свет Зевс, – жить дальше, а не убивать друг друга.

Бывают,
конечно, и ужасные моменты, когда стихи цитируются до того неуместно,
до того не вовремя, как это случилось некоторое время назад со мной,
когда, по неосторожности, отмечая с бывшей ученицей, взрослой дамой и
даже матерью малолетних детей, ее академические успехи, я возьми и
процитируй все того же любимого Ходасевича: «Что верно, то верно: нельзя
же силком Девчонку тащить на кровать! Ей надо сначала стихи почитать,
Потом угостить вином!» О ужас, думал я, еще механически дочитывая
опасные строки. Что она должна подумать обо мне?! Да ладно тебе,
дурачина! – отвечал мне внутренний голос. – Вино-то вы пить начали до
чтения стихов, поэтому никакой опасности неверного истолкования как
самого стихотворения, так и твоей, так сказать, педагогической
стратегии, нет и быть не может. Потрясенный, я даже и не вспомню теперь,
чем дело кончилось.

Читайте также:  Вред и польза рижского бальзама

Потому что главное все-таки, чтобы не кончались стихи.

Источник

Стихи русских поэтов про об учебе, про школу, университет и прочие учебные заведения.

Школа
Сергей Михалков

То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.

Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.

Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,

Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.

И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?

Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?

Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.

Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,

О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!

На школьном утреннике
Агния Барто

Клоун – на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко –
И слышится хохот.

Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун – первоклассница!
Ну и потеха!

Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.

Что-то нахохлилась
Эта девица:
– Мне неохота
От смеха давиться!

Девочки шепчутся:
– Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.

Новая вариация на старую тему
Алексей Жемчужников

Послание к публицисту ретроградной печати

1

Положим — ты умен; допустим даже — гений;
Коль мало этого, решим,
Что ты в суждениях своих — непогрешим;
Но мы-то, прочие,— ведь также не без мнений;
И худо ль мыслим, хорошо ль —
Ты наши мнения нам высказать дозволь.
Друг друга выслушав, поспорим и посудим,
Как образованным приличествует людям.
Одерживать, меж тем, победы любишь ты,
Нам просто зажимая рты.
Так спорить, может быть, легко, но неучтиво,
Да и к тому ж едва ль умно.
Я знаю: приобресть у нас немудрено
Привычки дерзости кичливой.
Твоя наставница — московская печать,
Себя провозгласив главой газетной знати,
Учила от нее брезгливо отличать
«Разбойников пера, мошенников печати».
Я знаю: ты пленен тем в жизни наших дней,
Что ни одной черты в ней резкой не откроешь…
Я вспомнил скромную природу нашу: в ней
Бывает вечером спокойствие такое ж.
Недвижный пруд заснул под отблеском зари;
Порой лишь зарябит поверхность круг случайный,
Да изредка со дна всплывают пузыри —
Немые вестники какой-то жизни тайной,
Всплывут и лопнут, и опять —
Как мертвая, тиха темнеющая гладь.
Тебя смиренностью такой же привлекают
Скрижали бледные доверчивой души:
На них что хочешь, то пиши,—
Всё с благодарностью покорной принимают…
Не верь, не верь себе, мечтатель зрелых лет1
И бойся с жизнию расплаты!

Песня студентов-археологов
Владимир Высоцкий

Наш Федя с детства связан был с землею –
Домой таскал и щебень и гранит…
Однажды он домой принес такое,
Что мама с папой плакали навзрыд.

Студентом Федя очень был настроен
Поднять археологию на щит –
Он в институт притаскивал такое,
Что мы кругом все плакали навзрыд.

Привез он как-то с практики
Два ржавый экспонатика
И утверждал, что это – древний клад.
Потом однажды в Элисте
Нашел вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат.

Диплом писал про древние святыни,
О скифах, о языческих богах.
При этом так ругался по-латыни,
Что скифы эти корчились в гробах.

Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.

Он жизнь решил закончить холостую
И стал бороться за семейный быт.
“Я,- говорил,- жену найду такую –
От зависти заплачете навзрыд!”

Он все углы облазил – и
В Европе был, и в Азии,-
И вскоре раскопал свой идеал.
Но идеал связать не мог
В археологии двух строк,-
И Федя его снова закопал.

Гимн школе
Владимир Высоцкий

Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!

Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!

Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!

Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся – все, где учитель –
Сам в чем-то еще ученик!

Школьник
Николай Некрасов

– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Источник