Статьи из журнала польза интернета

Уже не первый год сохраняют актуальность активные споры о том, приносит ли интернет пользу людям и наносит ли он вред здоровью человека?

В наше время интернет – это неотъемлемая часть жизни общества. Многие люди не могут обойтись без интернета ни дня, и если вдруг интернет-сигнал по каким-то причинам пропадает, они чувствуют себя абсолютно некомфортно.

Можно привести следующие статистические данные:

• 85% взрослых людей используют интернет;

• Интернет используют 95% подростков;

• Каждый 7-й человек имеет аккаунт в социальной сети facebook;

• По состоянию на 2016 год порядка 3 млрд.людей в мире используют Интернет;

• Если бы Интернет был отдельной страной, эта страна по уровню экономике находилась бы впереди Германии.

Положительные стороны использования Интернета заключаются в следующем.

Определённо, интернет – серьёзное достижение науки и техники. Всемирная сеть даёт возможность смотреть любое кино, с помощью интернета можно найти ответ на любой заинтересовавший человека вопрос, найти нужную информацию, следить за мировыми новостями, узнавать много нового. Это даёт возможность развивать свою личность и повышать эрудицию.

Интернет«стирает» территориальные и иные границы. Он позволяет заводить новые знакомства, общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, некоторые люди даже встречают там свою любовь и находят будущих спутников жизни.

Всемирная сеть даёт возможность улучшить своё образование – многие люди с помощью интернета изучают иностранные языки, проходят разные тренинги, курсы и т.д. Интернет позволяет даже найти высокооплачиваемую работу, являясь неплохим источником доходов. Сегодня многие профессии имеют непосредственную связь с интернетом.

Однако интернет имеет и негативные стороны для человека.

Ни для кого ни секрет, что интернет вызывает зависимость и становится для некоторых людей нужным почти как вода, еда и воздух. В ряде стран зависимость от интернета считается фактически национальным бедствием.

Следующая проблема – вред интернета для здоровья человека. Так, люди, проводящие много времени за компьютером, часто испытывают проблемы со зрением и опорно-двигательной системой.

Кроме того, на просторах интернета присутствует огромное число мошенников, ворующих частную информацию пользователей и пользующихся ей во вред людям. Впрочем, если человек использует всемирную сеть рационально, посещает только полезные интернет-ресурсы и регулирует время пребывания за компьютером, то в этом случае пользы от интернета будет больше, чем вреда.

Следует отметить, что для детей интернет куда опаснее, чем для взрослых. Хотя и есть несомненные плюсы – общение с друзьями, чтение учебной и художественной литературы, просмотр познавательных фильмов, вред всемирной сети для детей заключается в следующем.

Во-первых, многие дети используют интернет для выполнения школьных домашних заданий, находя там решение задач и ответы, не напрягая собственный интеллект. Во-вторых, что куда хуже, интернет наполнен информацией, очень вредной для детской психики – такой, как насилие, нецензурная лексика, убийство, порнография, призывы к самоубийству и т.д. Кроме того, дети часто настолько погружаются в виртуальный мир (помимо поиска информации в интернете, современные дети часто очень сильно увлекаются онлайн-играми), что реальный мир и живые люди становятся для них неинтересными.

В-третьих, интернет-зависимость формируется у детей куда быстрее, чем у взрослых. Здоровье детей также страдает – постоянное пребывание за компьютером приводит к ожирению, нарушению зрения, проблемам со сном.

В целом, решение проблем взаимодействия детей с интернетом должно лежать на плечах их родителей – они должны объяснять детям, что полезно смотреть в интернете, а что – нежелательно, и следить за тем, сколько времени их дети проводят за компьютером.

Интернет – полезная и нужная человеку вещь, главное – не забывать о возможном его вреде и пользоваться всемирной сетью с умом.

Источник

 ñòàòüå äàíî ïîíÿòèå èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè, ðàñêðûâàåòñÿ ñèìïòîìàòèêà, ìåõàíèçìû ôîðìèðîâàíèÿ è äèíàìèêà ðàçâèòèÿ. Îïèñûâàþòñÿ àêòóàëüíûå íàïðàâëåíèÿ èçó÷åíèÿ ôåíîìåíà.
 ñîâðåìåííîì ìèðå àêòèâíî íàáèðàåò îáîðîòû ïîâñåìåñòíàÿ êîìïüþòåðèçàöèÿ è «èíòåðíåòèçàöèÿ» îáùåñòâà. Âìåñòå ñ ýòèì âîçðàñòàåò êîëè÷åñòâî ëþäåé, ïðîâîäÿùèõ â èíòåðíåòå áîëüøîå êîëè÷åñòâî âðåìåíè. Ñ ïîìîùüþ èíòåðíåòà ìíîãèå ëþäè èùóò íåîáõîäèìóþ èíôîðìàöèþ, ïîêóïàþò òîâàðû, îáùàþòñÿ ñ ëþäüìè èç ðàçíûõ ÷àñòåé ñâåòà, ðåàëèçóþò ñâîè èãðîâûå è äàæå ñåêñóàëüíûå ïðèñòðàñòèÿ. Òàêàÿ ìíîãîôóíêöèîíàëüíîñòü ñåòè Èíòåðíåò äåëàåò å¸ î÷åíü ïðèòÿãàòåëüíîé äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ è èìååò ìíîæåñòâî ïîëîæèòåëüíûõ ñòîðîí. Îäíàêî èíòåðíåò ïðèâíîñèò â íàøó æèçíü íå òîëüêî ïîëîæèòåëüíûå ýôôåêòû, íî è îïðåäåëåííûå íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ, ê êîòîðûì ìîæíî îòíåñòè èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü. Äëÿ ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà âîïðîñû íåãàòèâíîãî âëèÿíèÿ ñåòè Èíòåðíåò ÿâëÿþòñÿ êðàéíå àêòóàëüíûìè â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïî âñåìó ìèðó íåóêëîííî âîçðàñòàåò êîëè÷åñòâî èíòåðíåò-çàâèñèìûõ ëþäåé. Ñòðåìèòåëüíîå âîçðàñòàíèå êîëè÷åñòâà èíòåðíåò-çàâèñèìûõ îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî ó ÷åòâåðòè ïîëüçîâàòåëåé Èíòåðíåòà çàâèñèìîñòü ôîðìèðóåòñÿ óæå ïîñëå ïîëóãîäà åãî àêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ. Ñ äàëüíåéøèì óâåëè÷åíèåì ïðîäîëæèòåëüíîñòè àêòèâíîãî ïîëüçîâàíèÿ Èíòåðíåòîì ðàñòåò è ïðîöåíò èíòåðíåò-çàâèñèìûõ[8, 9].
Õîòÿ òåðìèíîëîãèÿ ïðîáëåìû èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè íå ÿâëÿåòñÿ äî êîíöà óñòîÿâøåéñÿ, â íàñòîÿùåå âðåìÿ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ðàññìàòðèâàþò êàê íàâÿç÷èâóþ ïîòðåáíîñòü â èñïîëüçîâàíèè Èíòåðíåòà, ñîïðîâîæäàþùóþñÿ ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèåé è âûðàæåííûìè ïñèõîëîãè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè. Îíà ñóùåñòâóåò â òàêèõ ôîðìàõ, êàê íàâÿç÷èâûé âåá-ñåðôèíã; ïðèñòðàñòèå ê âèðòóàëüíîìó îáùåíèþ è âèðòóàëüíûì çíàêîìñòâàì, ïîñòîÿííîå ó÷àñòèå â ÷àòàõ, âåá-ôîðóìàõ; èãðîâàÿ çàâèñèìîñòü; íàâÿç÷èâàÿ ôèíàíñîâàÿ ïîòðåáíîñòü – èãðà ïî ñåòè â àçàðòíûå èãðû, íåíóæíûå ïîêóïêè â èíòåðíåò-ìàãàçèíàõ èëè ïîñòîÿííûå ó÷àñòèÿ â èíòåðíåò-àóêöèîíàõ; ïðèñòðàñòèå ê ïðîñìîòðó ôèëüìîâ ÷åðåç èíòåðíåò; êèáåðñåêñóàëüíàÿ çàâèñèìîñòü – íàâÿç÷èâîå âëå÷åíèå ê ïîñåùåíèþ ïîðíîñàéòîâ [2].
Ðîäîíà÷àëüíèêàìè èçó÷åíèÿ ïðîáëåìû èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè ñ÷èòàþòñÿ êëèíè÷åñêèé ïñèõîëîã Ê.ßíã è ïñèõèàòð È.Ãîëüäáåðã. Âïåðâûå òåðìèí «èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü» áûë ïðåäëîæåí È. Ãîëüäáåðãîì. Ïîä ýòèì òåðìèíîì àâòîð ïîíèìàë ïîâåäåí÷åñêîå ðàññòðîéñòâî â ðåçóëüòàòå ÷ðåçìåðíîãî èñïîëüçîâàíèÿ Èíòåðíåòà è êîìïüþòåðà, îêàçûâàþùåå íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå íà áûòîâóþ, ó÷åáíóþ, ñîöèàëüíóþ, ðàáî÷óþ, ñåìåéíóþ, ôèíàíñîâóþ ñôåðó äåÿòåëüíîñòè è ïñèõèêó ÷åëîâåêà. È.Ãîëüäáåðã òàêæå ïðåäëîæèë íàáîð äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ äëÿ îïðåäåëåíèÿ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè, ïîñòðîåííûé íà îñíîâå ïðèçíàêîâ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðèñòðàñòèÿ ê ãåìáëèíãó (àçàðòíûì èãðàì)[6].
 ñâîèõ èññëåäîâàíèÿõ Ê.ßíã âûäåëèëà òðè îñíîâíûõ ñòàäèè ôîðìèðîâàíèÿ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè. Âî âðåìÿ ïåðâîé ñòàäèè ïðîèñõîäèò çíàêîìñòâî ïîëüçîâàòåëÿ ñ ñåòüþ Èíòåðíåò è çàèíòåðåñîâàííîñòü å¸ âîçìîæíîñòÿìè. Íà âòîðîé ñòàäèè Èíòåðíåò íà÷èíàåò çàìåùàòü çíà÷èìûå ñôåðû æèçíè ÷åëîâåêà. Íà òðåòüåé ñòàäèè ìîæíî ãîâîðèòü îá èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè ñî âñåìè âûøåîïèñàííûìè ñèìïòîìàìè. Èçó÷àÿ âëèÿíèå ðîëåâûõ êîìïüþòåðíûõ èãð, êàê îäíîãî èç âèäîâ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè À.Ã. Øìåëåâ âûäåëÿåò ÷åòâåðòóþ ñòàäèþ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè è çàâèñèìîñòè îò êîìïüþòåðà, íå õàðàêòåðíóþ äëÿ äðóãèõ âèäîâ çàâèñèìîñòåé, à èìåííî ñòàäèþ «ïðèâÿçàííîñòè». Äàííàÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ïðîèñõîäèò óãàñàíèå èãðîâîé àêòèâíîñòè ÷åëîâåêà.  îòíîøåíèè êîìïüþòåðà ïîëüçîâàòåëü íà÷èíàåò ñîáëþäàòü íåêóþ «äèñòàíöèþ», íî äî êîíöà èçáàâèòüñÿ îò ïðèâÿçàííîñòè ê êîìïüþòåðíûì èãðàì îí íå ñïîñîáåí. Ýòî ñàìàÿ äëèòåëüíàÿ èç âñåõ ñòàäèé, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîòåêàòü â òå÷åíèå âñåé æèçíè ÷åëîâåêà.
Îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè âîçíèêíîâåíèÿ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè, ïî ìíåíèþ Ê. ßíã, ÿâëÿþòñÿ: íàâÿç÷èâîå ñòðåìëåíèå ïîñòîÿííî ïðîâåðÿòü ýëåêòðîííóþ ïî÷òó; ïðåäâêóøåíèå ñëåäóþùåãî ñåàíñà âûõîäà â Èíòåðíåò; óâåëè÷åíèå âðåìåíè, ïðîâîäèìîãî â îíëàéí; æàëîáû îêðóæàþùèõ íà ïðîâåäåíèå ÷åëîâåêîì ñëèøêîì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âðåìåíè â Èíòåðíåòå; óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà äåíåæíûõ ñðåäñòâ, ðàñõîäóåìûõ íà Èíòåðíåò; æàëîáû îêðóæàþùèõ íà áîëüøèå ðàñõîäû íà Èíòåðíåò.
Ñèìïòîìàòèêà èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè àêòèâíî èçó÷àåòñÿ è ðÿäîì äðóãèõ àâòîðîâ. Äîêòîð Ì. Îðçàê , èçó÷àÿ ñèìïòîìû èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè, ïîäåëèëà èõ íà ïñèõîëîãè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå. Ê ïñèõîëîãè÷åñêèì ñèìïòîìàì îòíîñÿòñÿ âûðàæåííîå ïîâûøåíèå íàñòðîåíèÿ ïðè ðàáîòå çà êîìïüþòåðîì; ñòðåìëåíèå ïðîâîäèòü çà ðàáîòîé â Èíòåðíåòå ïîñòîÿííî óâåëè÷èâàþùèåñÿ îòðåçêè âðåìåíè è íåñïîñîáíîñòü ñïëàíèðîâàòü âðåìÿ îêîí÷àíèÿ êîíêðåòíîãî ñåàíñà ðàáîòû; ñêëîííîñòü ïðåíåáðåãàòü ðàáîòîé, ó÷åáîé è ñëóæåáíûìè îáÿçàííîñòÿìè; íåñïîñîáíîñòü è íåæåëàíèå îòâëå÷üñÿ îò ðàáîòû â Èíòåðíåòå; ïîíèæåíèå íàñòðîåíèÿ è ðàçäðàæåíèå, âîçíèêàþùèå ïðè âûíóæäåííûõ îòâëå÷åíèÿõ, è íàâÿç÷èâûå ìûñëè îá Èíòåðíåòå â òàêèå ïåðèîäû; ãîòîâíîñòü ëãàòü äðóçüÿì è ÷ëåíàì ñåìüè, ïðåóìåíüøàÿ äëèòåëüíîñòü è ÷àñòîòó ðàáîòû â Èíòåðíåòå. Ê ôèçè÷åñêèì ñèìïòîìàì îòíîñèòñÿ ñèíäðîì êàðïàëüíîãî êàíàëà (ñäàâëèâàíèå ñðåäèííîãî íåðâà â çàïÿñòíîì êàíàëå, ñâÿçàííîå ñ äëèòåëüíûì ïåðåíàïðÿæåíèåì ìûøö, ñîïðîâîæäàþùååñÿ îíåìåíèåì ïàëüöåâ è ñëàáîñòüþ êèñòè), èçìåíåíèå ðåæèìà ñíà-áîäðñòâîâàíèÿ, ñóõîñòü â ãëàçàõ, ãîëîâíûå áîëè, áîëè â ñïèíå.
Ñðåäè çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ ïîïóëÿðíûì ÿâëÿåòñÿ ðàçäåëåíèå èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè íà ñïåöèôè÷åñêîå ïàòîëîãè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå Èíòåðíåòà è ãåíåðàëèçîâàííîå ïàòîëîãè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå Èíòåðíåòà.  ïåðâîì ñëó÷àå çàâèñèìîñòü ôîðìèðóåòñÿ îò êàêîé-ëèáî îäíîé ôóíêöèè èíòåðíåòà (îíëàéíîâûå ñåêñóàëüíûå ñëóæáû, îíëàéíîâûå àóêöèîíû, îíëàéíîâàÿ ïðîäàæà àêöèé, îíëàéíîâûé ãåìáëèíã). Âî âòîðîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î íåñïåöèàëèçèðîâàííîì, ìíîãîöåëåâîì èçáûòî÷íîì ïîëüçîâàíèè Èíòåðíåòîì. Ýòà ôîðìà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðîâåäåíèå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âðåìåíè â ñåòè áåç ÿñíîé öåëè (îáùåíèå â ÷àòàõ, çàâèñèìîñòü îò ýëåêòðîííîé ïî÷òû), ò. å. â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñâÿçàíà ñ ñîöèàëüíûìè àñïåêòàìè Èíòåðíåòà.
 îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî çàâèñèìîñòü ôîðìèðóåòñÿ ÷åðåç ñäâèã ìîòèâà íà öåëü äåÿòåëüíîñòè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî èíñòðóìåíòàëüíûå ïðåäìåòû ñàìè ïî ñåáå ñòàíîâÿòñÿ ìîòèâàìè äåÿòåëüíîñòè. Îäíàêî ïñèõîëîãè äî ñèõ ïîð íå èìåþò åäèíîãî ìíåíèÿ î òîì, êàêèå óñëîâèÿ îáúåêòèâíîé è ñóáúåêòèâíîé ðåàëüíîñòè âûçûâàþò ñáîé ñèñòåìû ìîòèâîâ ÷åëîâåêà, â ðåçóëüòàòå ÷åãî èíòåðíåò, ïåðâîíà÷àëüíî èñïîëüçóåìûé êàê èíñòðóìåíò äîñòèæåíèÿ öåëåé, ïðèîáðåòàåò ñîáñòâåííóþ ïîáóäèòåëüíóþ ñèëó[1].
Ïî ìíåíèþ Í. À. Íîñîâà, ÿâëåíèå ñìåùåíèÿ öåëåé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò äëÿ âîñïîëíåíèÿ íåäîñòàþùèõ ñôåð æèçíè ëè÷íîñòè ÷åðåç èëëþçîðíîå óäîâëåòâîðåíèå îñíîâíûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà çà ñ÷åò êîíñòðóèðîâàíèÿ â âèðòóàëüíîé ðåàëüíîñòè íîâîé ëè÷íîñòè. Ñìåùåíèå öåëè èç ðåàëüíîé æèçíè ÷åëîâåêà â âèðòóàëüíóþ äîñòèãàåòñÿ áëàãîäàðÿ âîçìîæíîñòè ñîêðûòèÿ â ñåòè Èíòåðíåò ëþáîãî ïðîÿâëåíèÿ æèçíè, ðåàëèçóþùåéñÿ âñëåäñòâèå âîçìîæíîñòè èçìåíåíèÿ ïîëà, ñîêðûòèÿ ñâîåãî ðåàëüíîãî èìåíè, ðåàëüíûõ ïåðåæèâàíèé, ýìîöèé è äåìîíñòðàöèè îòñóòñòâóþùèõ ïåðåæèâàíèé; âîçìîæíîñòè èçìåíåíèÿ ðîëè ïóòåì ñîçäàíèÿ âèðòóàëüíîé ëè÷íîñòè è êîíñòðóèðîâàíèÿ íîâîé ðåàëüíîñòè. Òàêèì îáðàçîì, Í.À. Íîñîâ ðàññìàòðèâàåò èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü êàê îäíó èç ôîðì èëëþçîðíî-êîìïåíñàòîðíîãî ïîâåäåíèÿ.
 ïðåäñòàâëåíèè Ê. ßíã, çàâèñèìîñòü îò Èíòåðíåòà âîçíèêàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü êàê ïðîÿâëåíèå ýñêåéïèçìà – áåãñòâà â âèðòóàëüíóþ ðåàëüíîñòü ëþäåé ñ íèçêîé ñàìîîöåíêîé, òðåâîæíûõ, ñêëîííûõ ê äåïðåññèè, îùóùàþùèõ ñâîþ íåçàùèùåííîñòü, îäèíîêèõ èëè íå ïîíÿòûõ áëèçêèìè, òÿãîòÿùèõñÿ ñâîåé ðàáîòîé, ó÷åáîé èëè ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì.  ñïèñîê ïðè÷èí ôîðìèðîâàíèÿ èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè òàêæå âõîäèò ñòðåìëåíèå ê ïîèñêó íîâèçíû, ñòðåìëåíèå ê ïîñòîÿííîé ñòèìóëÿöèè ÷óâñòâ, âîçìîæíîñòü âûãîâîðèòüñÿ, æåëàíèå áûòü ýìïàòèéíî ïîíÿòûì è ïðèíÿòûì, æåëàíèå îñâîáîäèòüñÿ îò îñòðîãî ïåðåæèâàíèÿ íåïðèÿòíîñòåé â ðåàëüíîé æèçíè, ïîëó÷èòü ïîääåðæêó è îäîáðåíèå.
Íåêîòîðûå àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî â ôîðìèðîâàíèè èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè ìèêðîñîöèàëüíûå ôàêòîðû ÿâëÿþòñÿ äîìèíèðóþùèìè. Ñðåäè íèõ – íåóäîâëåòâîðåííîñòü ôèíàíñîâûì ïîëîæåíèåì, íàëè÷èå àêàäåìè÷åñêèõ è ìåæëè÷íîñòíûõ ïðîáëåì, íåäîâîëüñòâî ñåìüåé è îïûò íåäàâíèõ ñòðåññîâûõ ñîáûòèé. Ïî äàííûì X.Huang è ñîàâò., ïîäðîñòêè, çëîóïîòðåáëÿþùèå êîìïüþòåðîì, îáû÷íî îöåíèâàëè ðîäèòåëüñêèå, â îñîáåííîñòè ìàòåðèíñêèå, ìåòîäû âîñïèòàíèÿ êàê ëèøåííûå ýìîöèîíàëüíîãî òåïëà, ñî ñêëîííîñòüþ ê îòâåðæåíèþ è íàêàçàíèþ.  òåîðèÿõ òàêîãî ðîäà ïîäðîáíî îïèñàíî âëèÿíèå áëèæàéøåãî îêðóæåíèÿ è ìàëûõ ãðóïï íà ôîðìèðîâàíèå ó ñóáúåêòà çàâèñèìîñòè, îäíàêî íåðåøåííûì îñòàåòñÿ âîïðîñ âëèÿíèÿ ìàêðîñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ (ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà îòíîñèòåëüíî ïðîáëåìû, êóëüòóðà è äð.).
Ñâîå îáúÿñíåíèå ôåíîìåíà èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè èìååòñÿ è â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé êîíöåïöèè. Ö.Ï. Êîðîëåíêî è Í.Â. Äìèòðèåâà óêàçûâàþò íà óíèêàëüíóþ âîçìîæíîñòü äèíàìè÷íîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ñóáúåêòîì è îáúåêòîì çàâèñèìîñòè. Âàæíûìè àñïåêòàìè òàêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, óñèëèâàþùèìè ïñèõîàêòèâíûé ýôôåêò âèðòóàëüíîé ðåàëüíîñòè, àâòîðû ñ÷èòàþò èñïîëüçîâàíèå àðõåòèïíûõ ñþæåòîâ è îáðàçîâ (íàïðèìåð, àðõåòèïà Ãåðîÿ, Ñòàðîãî Ìóäðåöà, Âåëèêîé Ìàòåðè, Çâåðÿ è äð.), à òàêæå ïðèìåíåíèå â êîìïüþòåðíûõ ïðîãðàììàõ îïðåäåëåííûõ çðèòåëüíûõ ýôôåêòîâ, ôèãóð, ðèòìîâ, öâåòà. Ïðè ýòîì èíòåðíåò-çàâèñèìûé íå òîëüêî ïðîâîäèò âñå áîëüøå âðåìåíè â êîìïüþòåðíîì ìèôîëîãè÷åñêîì ìèðå, íî è, ïîïàäàÿ ïîä âëèÿíèå àðõåòèïîâ, íà÷èíàåò ïðîåöèðîâàòü âèðòóàëüíûé îïûò íà ñèòóàöèè, ñîáûòèÿ, ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ â ðåàëüíîñòè.  õîäå ïîäîáíîãî ïåðåíîñà ñóáúåêò «îòáðàñûâàåò» ñâîå ïðåæíåå, îñíîâàííîå íà âûíóæäåííûõ êîìïðîìèññàõ, «ß», êîòîðîå ñòàíîâèòñÿ äëÿ íåãî íåíóæíûì, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ è çàêðåïëåíèþ èëëþçèè îáùåíèÿ ñ ðåàëüíûì ìèðîì è ïðèâîäèò ê âîçðàñòàþùåé ñîöèàëüíîé èçîëÿöèè è äåçàäàïòàöèè. Ïî ìíåíèþ Ö.Ï. Êîðîëåíêî è Í.Â. Äìèòðèåâîé, îäíèì èç âàæíåéøèõ îòëè÷èé ÊÇ îò áîëüøèíñòâà àääèêöèé ÿâëÿåòñÿ ïðàêòè÷åñêè ïîëíîå îòñóòñòâèå áîðüáû ìîòèâîâ. Áîëåå òîãî, îòáðàñûâàíèå «ß» ïðîèñõîäèò àâòîìàòè÷åñêè – áåç êàêèõ-ëèáî òåðçàíèé – è âîñïðèíèìàåòñÿ çàâèñèìûì êàê îñâîáîæäåíèå. Àâòîðû ñïðàâåäëèâî îòìå÷àþò, ÷òî ýòà îñîáåííîñòü ñîçäàåò ñåðüåçíûå ïðåïÿòñòâèÿ íà ïóòè ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ êîððåêöèè. Ìû âèäèì, ÷òî â ðàìêàõ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé êîíöåïöèè õîðîøî èçó÷åí ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ èãðîâîé èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè. Îäíàêî äàííàÿ òåîðèÿ íå ïîäõîäèò äëÿ îïèñàíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ çàâèñèìîñòè ó èíòåðíåò-òðóäîãîëèêîâ, èíòåðíåò-ïîêóïàòåëåé è èíòåðíåò-àääèêòîâ îòíîøåíèé â ñèëó îòñóòñòâèÿ àðõåòèïíûõ ñþæåòîâ è îáðàçîâ â äàííûõ îáëàñòÿõ èíòåðíåò-ïðîñòðàíñòâà.
Ñîãëàñíî ñîöèî-êóëüòóðíîé êîíöåïöèè ìîòèâû âèðòóàëüíîãî ãðóïïèðîâàíèÿ è âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ÷ëåíàìè Èíòåðíåò-ñîîáùåñòâ ïîä÷èíåíû òåì æå çàêîíàì, êîòîðûå äåéñòâóþò â ðåàëüíîì ìèðå, à Èíòåðíåò ëèøü ïðåäëàãàåò áîëåå øèðîêèå âîçìîæíîñòè âûáîðà îáúåêòîâ âçàèìîäåéñòâèÿ. Èñõîäÿ èç ýòîãî, âèðòóàëüíîå ïðîñòðàíñòâî ðàññìàòðèâàåòñÿ íå êàê ñóððîãàò îáúåêòèâíîé äåéñòâèòåëüíîñòè, à êàê åãî ÷àñòü, ïðè÷åì ÷ðåçâû÷àéíî âàæíàÿ äëÿ ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà. Òàêèì îáðàçîì, ÿâëåíèå, íàçûâàåìîå «çàâèñèìîñòüþ» îò êîìïüþòåðà, ðàññìàòðèâàåòñÿ íå êàê ïñèõè÷åñêîå èëè ïîâåäåí÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, à êàê ãëîáàëüíûé ñîöèî-êóëüòóðíûé ôåíîìåí, ñóòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî «óõîä» â âèðòóàëüíóþ ðåàëüíîñòü, ñêîëüêî ðàñøèðåíèå çà ñ÷åò íåå íàøåé ïðèâû÷íîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Äàííàÿ òåîðèÿ, ïî ñóòè, îòðèöàåò áîëåçíåííóþ ïðèðîäó èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè, ÷òî ïðîòèâîðå÷èò áîëüøèíñòâó ïñèõîëîãè÷åñêèõ êîíöåïöèé èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè. [7, 5].
Îáîáùàÿ âûøåñêàçàííîå, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ñðåäè ó÷åíûõ íåò åäèíñòâà â îáúÿñíåíèè ôåíîìåíà èíòåðíåò çàâèñèìîñòè, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìû âèäèì ÿâíûå ïðîòèâîðå÷èÿ. Âìåñòå ñ îòñóòñòâèåì åäèíñòâà ïîíèìàíèÿ ïðîáëåìû, íàáëþäàåòñÿ ñèòóàöèÿ íåäîñòàòêà äîñòîâåðíûõ ýìïèðè÷åñêèõ äàííûõ îòíîñèòåëüíî óñëîâèé, â êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ñäâèã ìîòèâà íà öåëü, è ñâÿçåé èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè ñ äðóãèìè ïñèõîëîãè÷åñêèìè êàòåãîðèÿìè. Íà äàííûé ìîìåíò óäàëîñü óñòàíîâèòü ëèøü òî, ÷òî èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü íå êîððåëèðóåò ñ òàêèìè êàòåãîðèÿìè êàê ñàìîýôôåêòèâíîñòü (óâåðåííîñòü ÷åëîâåêà â òîì, ÷òî îí ìîæåò îñóùåñòâèòü íåêîòîðûå êîíêðåòíûå äåéñòâèÿ) è ïñèõîñîöèàëüíàÿ çðåëîñòü â ïîíèìàíèè Ý. Ýðèêñîíà. Òàêæå âûÿâëåíî, ÷òî ñðåäè èíòåðíåò-çàâèñèìûõ îòìå÷àåòñÿ áîëåå âûñîêèé óðîâåíü àôôåêòèâíûõ íàðóøåíèé ñ ïðåîáëàäàíèåì äåïðåññèè. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé ëèö ñ ïðèçíàêàìè èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè ïîêàçàëè, ÷òî ñðåäè èíòåðíåò-çàâèñèìûõ ïðåîáëàäàþò ëþäè ñ øèçîèäíîé è èñòåðîèäíîé àêöåíòóàöèåé õàðàêòåðà [6, 4].
Ïðîàíàëèçèðîâàâ ïðåäñòàâëåíèÿ î ôåíîìåíå èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî íà äàííûé ìîìåíò íåò åäèíîãî ìíåíèÿ îòíîñèòåëüíî ïðîáëåìû èíòåðíåò çàâèñèìîñòè. Ñîîòâåòñòâåííî, èç-çà íåäîñòàòêà äàííûõ è îòñóòñòâèÿ åäèíîãî ïîíèìàíèÿ ôåíîìåíà òàêæå íåëüçÿ ñäåëàòü äîñòîâåðíûå âûâîäû îòíîñèòåëüíî ôàêòîðîâ, êîòîðûå âûçûâàþò ñäâèã ìîòèâàöèè â ñòîðîíó èíòåðíåòà. Òàêæå îñòàåòñÿ íåðåøåííûì âîïðîñ ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè èíòåðíåò-çàâèñèìûì, à ýòî â ñâîþ î÷åðåäü, îçíà÷àåò, ÷òî è âîïðîñ ïðîôèëàêòèêè èíòåðíåò çàâèñèìîñòè ÿâëÿåòñÿ îòêðûòûì [3].

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
1. Àêîïîâ, À.Þ. Ñâîáîäà îò çàâèñèìîñòè. Ñîöèàëüíûå áîëåçíè ëè÷íîñòè / À.Þ. Àêîïîâ . – ÑÏá. : Ðå÷ü, 2008 . – 224 ñ.
2. Àïåíîê, Ð. Ñ. Èññëåäîâàíèå ñîçàâèñèìîñòè è èíòåðíåò-çàâèñèìîñòè ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ / Ð.Ñ. Àïåíîê // Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèå ÿâëåíèÿ è ïðîöåññû. – 2015. – ¹11. – Ñ.225-229
3. Áåëîáðûêèíà Î.À., Ëÿäñêàÿ À.Â., Ðóöêèõ À.Ñ. Òåíäåíöèÿ ðàçâèòèÿ çàâèñèìîñòè îò âèðòóàëüíîé ðåàëüíîñòè ó ñîâðåìåííûõ øêîëüíèêîâ//Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè â îáðàçîâàíèè: Ñáîðíèê äîêëàäîâ ìåæðåãèîíàëüíîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè.  2-õ ÷. Íîâîñèáèðñê: ÍÃÈ, 2003. ×. 2. Ñ. 22-25.
4. Âîéñêóíñêèé, À. Å. (2004) Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû çàâèñèìîñòè îò Èíòåðíåòà / A.E. Âîéñêóíñêèé // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ò. 25. – ¹ 1. – Ñ. 90−100.
5. Äðåïà, M.È. Èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü êàê îáúåêò íàó÷íîé ðåôëåêñèè â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè / Ì.È. Äðåïà // Çíàíèå. Ïîíèìàíèå. Óìåíèå. – 2009. – ¹2. – Ñ.189-193
6. Ðóêîâîäñòâî ïî àääèêòîëîãèè / Â. Ä. Ìåíäåëåâè÷ [è äð.]; ïîä îáù. ðåä. Â.Ä. Ìåíäåëåâè÷à. – ÑÏá.: Ðå÷ü, 2007.-768 ñ.
7. Ñîëäàòêèí, Â. À. Êîíöåïöèè ôîðìèðîâàíèÿ êîìïüþòåðíîé çàâèñèìîñòè / Â.À. Ñîëäàòêèí, À.Â. Äüÿ÷åíêî, Ä. ×. Ìàâàíè // Ñîöèàëüíàÿ è êëèíè÷åñêàÿ ïñèõèàòðèÿ. 2013. ¹3. Ñ.104-110
8. Øàòàëèíà, Ì. À. Àíàëèç ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ôîðìèðîâàíèå Èíòåðíåò-àääèêöèè / Ì.À. Øàòàëèíà // Âåñòíèê Êîñòðîìñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà. Ñåðèÿ: Ïåäàãîãèêà. Ïñèõîëîãèÿ. Ñîöèîêèíåòèêà. – 2009. – ¹1. – Ñ.188-192
9. ßíã, Ê. Ñ. Äèàãíîç – Èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü /Ê.Ñ. ßíã // Ìèð Èíòåðíåò. -2000. – ¹2. – Ñ. 24-29.

Àñàä÷åâ Âëàäèñëàâ Âëàäèìèðîâè÷ – ñòóäåíò 3 êóðñà ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè ÃðÃÓ èì. ß. Êóïàëû.

Источник

Библиографическое описание:


Сериева, М. М. Интернет-зависимость / М. М. Сериева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 831-833. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36819/ (дата обращения: 06.07.2020).



What makes young people to move away from an active lifestyle and spend hours on the Internet? What exactly attracts them online, what sites they visit? Why is Internet addiction manifests itself in a kind of escape from reality, in which the process of navigation through the network «delaying» the subject so that it is not able to fully function in the real world.

The relevance of this topic is, is that Internet addiction — a problem of the modern society as well as the rapid spread of new information technologies is becoming one of the attributes of modernity.

Key words: internet addiction, time, social network

Стремительное развитие современного общества с возникновением новых технологий и новых возможностей неизбежно приводит к возникновению новых проблем и болезней общества. Одной из таких болезней является неуклонно распространяющаяся интернет-зависимость.

Одно из главных достижений современного общество — это интернет-революция. А одним из самым огромным подарком человечеству от всемирной паутины – это возможность общение без границ. Технологии требует от человека более глубоких знаний и умений работать с большими объемами информации. Если раньше главным источником информации для человека было общение, живое общество, собеседник, то теперь любой из нас может вполне узнать жизнь, практически находясь в изоляции. Таким образом, широкое использование интернета способно коренным образом изменить окружающую действительность: не только уничтожить ту часть современной культуры, морали, политики и науки, которая базируется на «статусе» как основе человеческих отношений, но и трансформировать восприятие времени и пространства.

Интернет зависимыми становятся люди, которые пользуются интернет-пространством для получения того, что в реальном мире получить намного сложнее. Это может быть, например, социальное одобрение, признание и поддержка окружающих.

В качестве основных причин появления «интернет-зависимость» можно выделить следующие:

− Возможность доступа к любой интересующей информации;

− Возможность воплощения любого нового Я-образа, не ограниченного практически ничем (в интернете можно быть кем-угодно);

− Простота нахождения собеседника (в интернете с легкостью можно отыскать собеседника, отказаться от него, найти другого и т. д.);

Таким людям присуще такие черты поведения, как: пренебрежительное отношение к своему здоровью (явное сокращение продолжительности сна или пренебрежение к собственной гигиене), склонность откладывать или вообще забывать обо всех важных делах, необходимость отвлечься от интернета вызывает резкое раздражение, бурное нежелание выходить из интернета даже на короткое время.

В интернете можно найти всю полезную информацию, но вряд ли вся эта информация является полезной. Можно найти ответы на все вопросы в интернете. Таким образом можно сказать, что происходит деградация личности, человек не развиваться, он тупеет. Также социальные сети оказывают плохое влияние на человека, который тратит на них практически все свое время. Это такие социальные сети, как: вконтакте, одноклассники, фейсбук, инстаграм. Вместо того, чтобы заняться полезным делом, человек попусту тратит свое время, зависая на этих сайтах. Интернет, конечно, является не плохим средством для упорядочивания и хранения информации, но человек из-за интернета попросту стал ленивым. Интернет-зависимость – это сознательный уход человека из реальности или поиск альтернативной, другой жизни. Но нельзя сказать, что жизнь в киберпространстве — это плохо. Есть много примеров, когда человек, не имеющий возможности до конца реализовать себя в обычной жизни, находит своё призвание, делает свою жизнь значимой посредством интернета.

И связи с этим возникает вопрос: могут ли человек и общество взаимно игнорировать друг друга?

С появлением интернета и различных бытовых удобств у нас снижается потребность быть на людях.

Если перенестись на несколько век назад, то тогда не было средств массовой информации, все новости предавались из уст в уста. С появлением радио и телефона круг общения расширился. Важные события в мире стали появляться за считанные часы. Т. е. когда интернета раньше еще не было, люди искали себе занятия, которые, как ни странно, приносили пользу как им самим, так и окружающим.

Таким образом можно выделить плюсы и минусы интернета. Плюсы в том, что можно узнать что-то новое общаясь с разными людьми. Общение в интернете дает человеку возможность реализовать себя в чем-либо, а также позволяет получить людям с ограниченными возможностями полноценное образование, найти работу.

Минусы состоят в том, что при частом общении в социальных сетях люди приобретают зависимость. Это может распространятся не только на молодежь, но и на людей более солидного возраста. При появлении интернета человек стал меньше думать и мыслить логически. А зачем? Ведь можно просто зайти в любую поисковую систему, написать запрос и все готово.

Связь между личностью и обществом не исчезла, а просто трансформировалась. Интернет-зависимость может легко обезличить человека. Ничто и никогда не заменит человеку ценности его настоящих ощущений, чувств и жажды жизни.

Самое важное – это четко разделять и понимать реальную и виртуальную жизнь. Что будет с обществом через 20 лет, если люди перестанут общаться друг с другом в реальности, а только будут общаться онлайн, через интернет.

Для это человек должен сам выбирать себе то, что ему действительно нужно, а не в пустую тратить время, ведь времени в жизни может оказаться на самом деле очень мало, нужно успеть сделать все, чтобы остаться в памяти, в истории народа. А также возможность экономить свое собственное время таким способом не позволяет выделить его для чего-то более важного: общения с семьей, поход в парк, отдых с друзьями.

Важно не злоупотреблять всеми этими преимуществами, которыми обладает всемирная паутина и рационально их использовать.

Основные термины (генерируются автоматически): интернет, возможность, всемирная паутина, жизнь, общество.

Источник