Список литературы о пользе чтения

То, что чтение полезно, многими воспринимается как аксиома, однако в этом утверждении немало белых пятен. Во-первых, оно вовсе не так уж и очевидно, ведь измерить «полезность» чтения очень непросто. Большинство выводов о благотворном влиянии чтения на человека на самом деле основаны на теоретических предположениях, чем реальных научных исследованиях. Недоверчивые граждане в свою очередь замечают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Находятся даже люди, утверждающие, что чтение не только не полезно, а наоборот — может принести вред, так как «отрывает» человека от действительности, погружая в воображаемые миры, и тем самым делает его менее социально приспособленным. Так что польза чтения отнюдь не очевидна.

Второй важный вопрос, это качество прочитанного. Интуитивно мы предполагаем, что прочтение полного собрания сочинений Дарьи Донцовой принесет вам меньшую пользу, чем самый коротенький рассказ Чехова. Но подтвердить это оказывается ещё сложнее, чем с чтением вообще. В этой заметке мы постарались собрать воедино последние исследования ученых, касающиеся той пользы, которую приносит людям чтение именно художественной литературы. Подборка составлена по материалам СМИ,  выбраны только те материалы, где есть указание на организацию, проводившую исследование, и хоть какое-то описание экспериментальной методики.

Матвеева, Екатерина: Полиглот по собственному желанию

Начнем с поэзии. Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.

Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания.

Мариупольская, Виктория: Чтобы вы гордились детьми, а дети — вами

Специалисты из Оксфордского университета также использовали МРТ и выяснили, что при чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.

А в 2008 году исследователи из Университета Дьюка выяснили, что чтение может быть использовано при лечении от ожирения. Они обследовали 30 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, страдавших ожирением. Одним из них предложили прочитать роман «Спасительное озеро» — о девочке с избытком веса и низкой самооценкой, которая пытается похудеть. Вторая группа читала книгу, где такого персонажа не было, а третья вообще ничего не читала. В результате снижение индекса массы тела в первой группе почти в два раза превысило результаты второй и третьей групп. Ученые связали это с влиянием чтения на мотивацию девочек. Польза чтения специфической литературы подтверждалась и в других исследованиях.

Миваки, Ингмар: Тот, кто не спит

Коллектив ученых (преимущественно из Франции) под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene) сравнивал активность мозга (с помощью всё того же МРТ) неграмотных людей, людей, научившихся читать в зрелом возрасте и «обычных», грамотных с детства. Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров. Но не только это характеризует работу „грамотного мозга“ — даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.

Читайте также:  Настой шиповника польза и вред детям

Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.

Колядина, Елена: Цветочный крест. Потешная ракета

Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.

Теперь перейдем к несколько неожиданным исследованиям. Вопреки распространенному мнению, сотрудники университета Тулузы доказали, что читать во время еды не только не вредно, а наоборот — полезно! У тех людей, которые не расстаются с книгой за столом, пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.

Ученые Нюрбергской академии нравственного и физического здоровья пришли к ещё боле экзотическому выводу. Оказывается, полезно читать в туалете. Особенно тем, кто страдает запорами. Текст отвлекает читателя от собственных переживаний, а захватывающий сюжет благоприятно влияет на сокращение стенок кишечника, поэтому исследователи рекомендуют оставлять в туалете детективы и шпионские романы.

Гайдук, Николай: Волхитка

Но вне конкуренции оказались сексологи из лаборатории эякуляторной патологии при госпитале святого Патрика. Эти ребята установили, что определенную пользу может принести чтение.. да, во время секса! Оказалось, что чтение математических книг во время соития способствует продлению полового акта. Я, по правде сказать, не рискну воспользоваться этим ценным советом, но если кто-то попробует — пишите в комментариях, что получилось.

Ну а самую большую пользу от чтения выявили вовсе не ученые, а полицейские Новосибирска. В феврале прошлого года в городе произошел такой инцидент. Давний «приятель» девушки, видимо решил насильно вернуть её расположение и угрожая пистолетом пытался затащить в свой автомобиль. Друг девушки, оказавшийся поблизости, решил помешать и получил пулю прямо в грудь. Однако, пуля застряла в страницах книги, лежавшей в нагрудном кармане парня, который в результате отделался ушибом.

На этом мы заканчиваем наш и без того затянувшийся экскурс в науку. Надеюсь, что теперь вам будет что сказать на вопрос: «Чем вообще полезно, твоё чтение?» Ведь польза чтения – научно доказанный факт.

Источник: bookmix

Источник

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.
Ф. Бекон

Читать, чтобы мыслить и рассуждать – это очень важно для психического развития человека, коммуникации, умения понимать не только других людей, но и самого себя. Почему же читающих книги критически мало? По последним исследованиям данного вопроса по-настоящему читающих книги всего 3-4%, население прирастает, а читающих так же мало. Наверное, самый простой ответ – нехватка времени или просто не привита любовь к чтению с детства. Да и информацию любую можно найти в интернете в считанные секунды, в том числе и прочитать книгу, не тратя время на библиотеки и деньги на покупку книг.

На мой взгляд, основная причина нежелания читать книги лежит в непонимании той пользы, которую приносит чтение именно книг, а не книг по интернету.

В чём польза чтения книг?

  1. Чтение книг – это не только получение нужной информации или получение удовольствия, но и наше психическое и интеллектуальное развитие. Оно заставляет мозг человека трудиться, обрабатывать полученную информацию, устанавливая нейронные связи, иными словами – учиться, а значит развиваться. Чем больше человек читает полезных книг, тем развитее головной мозг.
  2. Но не всякое чтение приносит пользу. Бульварная литература знакомит вас с сюжетом, но не заставляет глубоко мыслить, рассуждать, переживать эмоции, фантазировать. Поверхностная литература – это всего лишь переключение вашего внимания, но не развитие. Поэтому к выбору книг нужно подходить избирательно.
  3. Чтение книг развивает мышление, тренирует память и логику. Во время чтения вы мысленно представляете себе героев, фантазируете, устанавливаете логические связи, рассуждаете. Читая классику, устанавливаете связи с современной жизнью, возможно, находите ответы на собственные вопросы, пополняете свой жизненный опыт.
  4. Читая, вы развиваете и обогащаете свой словарный запас, что позволяет вам грамотно говорить и формулировать собственные мысли, а при общении с другими людьми это очень важно. Грамотность и эрудиция человека не зависит от его внешности и манер, а от того, что и как он говорит. Эрудированные люди – это сильные и уверенные в себе люди, что сказывается на их самооценке.
  5. Психологи и психотерапевты при депрессивных состояниях человека или полученных стрессах, что довольно часто происходит, рекомендуют библиотерапию. В зависимости от психологических проблем, от которых страдает человек, подбирается список необходимой литературы или текстов для чтения с последующим обсуждением. У человека меняется образ мыслей, он по-другому смотрит на свою проблему, используя книжный опыт. Это помогает не меньше лекарственных препаратов.
  6. Чтение книг формирует в человеке понимание морально-этических норм общества, помогает психической адаптации человека в окружении других людей.
  7. Необходимо прививать интерес к чтению детей с раннего возраста.Чтение очень важно для формирования и развития ребёнка. Если до 10 лет ребёнок не полюбил читать книги, то впоследствии вряд ли вы сможете что-то изменить. Эту тему я уже обсуждала ранее. Результаты ЕГЭ по русскому языку последних лет ярко доказывают, что наши дети не умеют и не любят читать, рассуждать, правильно излагать свои мысли, грамотно писать.
    Список литературы о пользе чтения
  8. Чтобы чтение книг приносило пользу, нужно уметь правильно читать: не механическое прочтение текста, а чтение внимательное, с последующим анализом и осмыслением прочитанного («Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.»  Я. А. Каменский).
Читайте также:  Аргументы в пользу непознаваемости мира

Чтение книг важно и необходимо для человека, если он хочет быть интеллектуально и культурно развитой и эрудированной личностью.

Навигация по записям

Источник

Читательская культура – это составная часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений и чувств читателя, предусматривающий осознанный выбор тематики чтения, его системность с целью полноценного и глубокого восприятия и усвоения литературного текста.

Среди причин, повлекших развитие негативной тенденции развития чтения, можно выделить следующие факторы объективного и субъективного характера, такие как снижение экономического и морально-культурного уровня жизни общества; засилья масс-медийной культуры; захвата современной молодежи компьютерными технологиями и Интернетом; перегрузки учебных программ, а отсюда отсутствие у учащихся свободного времени для чтения; отсутствие комплексной программы развития читательской культуры личности.

Общение с книгой помогает ученику овладеть определенной суммой знаний, усвоить опыт предыдущих поколений, привлекает к культурным ценностям народа. Поддержка и руководство чтения – это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности общества.

Учебное заведение, педагог, классный руководитель, библиотекарь должны обеспечить духовное развитие и саморазвитие личности.

Большую роль в этом процессе играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно-библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой, справочным аппаратом, развитие познавательных интересов – приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей.

Привлечение учащихся к чтению книг осуществляется как в учебной, так и во внеклассной их деятельности, на специально организованных занятиях. Научить умению читать самостоятельно, осмыслено одна из приоритетных задач педагогов и библиотекарей, ее решению способствует их мастерство привлекать детей к книге, овладевать искусством литературного чтения, закреплять читательские навыки, расширять диапазон читательской компетентности.

Этому способствуют литературные игры, викторины, сказки-эстафеты, исторические марафоны, музыкальные ринги, брейн-ринги и другие формы, которые позволяют привлечь учащихся к активной творчески-воспроизводящей деятельности.

Особенность клубов, кружков в библиотеке заключается в том, что они стимулируют и активизируют чтения подростков, самостоятельность их работы с книгой.

На разных исторических этапах осуществлялось понимание социального статуса, роли и значения библиотек в общественной жизни. Третье тысячелетие называют информационным. И все изменения, происходящие в настоящее время в обществе, непосредственно сказываются на деятельности детских библиотек.

1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос.Биб-ка. – М .: Пашков Дом , 2007. – 1300 с

2. Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. – 1999. – № 3 – С.75 – 82

3. Бурбан В. Книга и молодежь. Взгляд в третье тысячелетие … [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.zerkalo -nedeli.com/nn/show/274/25439/. – Загл. с экрана.

4. Громова О.К. Роль школьных библиотек в развитии грамотности и чтения детей. – Режим доступа: https://library.ntu-kpi.kiev.ua/html/arhiv/arh177/tom2/section2/Doc109.HTML – 11k

Читайте также:  Золотые кольца польза и вред

5. Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова / / Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30 – 32

6. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные предпочтения современных подростков: итоги исследования / Новосибирская обл. детская библиотека;сост. А.И.Харитонова. – Новосибирск , 2001 – 19с. (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru).

7. Дзюба Н. Детское чтение глазами библиотекаря // Мир детских библиотек. – 2003. – режим доступа https://www.chl.kiev.ua/UKR/magazin/Svit_n5/dzyba.htm – 20.63 Кб

8. Иванова Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография. – М.: МГУКИ, 2002 – 253 с.

9. Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / / Начальная школа. – 2000. – № 2 – С. 28 – 34

10. Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина / / Этносфера. – 2008. -№ 11 – С. 4 – 6

11. Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образование. – 2004. – № 3 – С.10 – 15

12. Леонтьева В. Вытеснит ли Экранная культура книжную? / В. Леонтьева // Высш.образование в России. – 2005. – № 9 – С. 88-92.

13. Мокина, М. Чтение – основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. – 2008. -№ 12 – С. 21 – 22

14. Педагогика детства. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: Введение. Статья С. Ф. Егорова. – М.: Карапуз, 2000 – 256 с.

15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б. М. Бим-Бад, Македон: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М .: Большая Российская Энциклопедия, 2002 – 528 с.

16. Перова М. Первые шаги – вместе / М. Перова / / Библиотека. – 2000. – № 1 – С. 45 – 46

17. Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / / Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 33 – 38

18. Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. – М.: МГИК, 1992 – 222 с.

19. Полякова Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников / Т. И. Полякова / / Российская ассоциация чтения. – СПб., 2006 – Вып.3. – С. 1 -2. (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru).

20. Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Русская школьная библиотечная ассоциация. – М .: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008 – 136 с.

21. Светловская М. М. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. – М .: Академия, 2001. – 282 с.

22. Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа. – 2003. – № 1 – С. 11 -18

23. Тимофеева И. М. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. М. Тимофеева; ред. М. М. Мазняк. – СПб: Рос. нац.б-ка, 2000 – 512 с. (Режим доступа в сети: http: // www. Rnb. Ru).

24. Тихомирова И. И. За детское чтение берутся родители / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 6 – 17

25. Тихомирова И. И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 32 – 37

26. Урман Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман / / Школа. – 2003. – № 3 – С.41 – 42

27. Чаликова Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова / / Встреча . – 2007. – № 2 – С. 6 – 9.

28. Чернышева Л.В. Кризис детского чтения – это общемировая проблема / Л. В. Чернышева / / Школа: день за днем. – 2006. – № 7 – С.7 – 9 (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru)

29. Чудинова В. П. Информационный потенциал личности / В. П. Чудинова / / Библиотека. – 2007. – № 1 – С.37.

30. Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина / / Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С.29 – 31

Источник