Сообщение на тему пользы истории

Сообщение на тему пользы истории thumbnail

В ЧЕМ ПОЛЬЗА ИСТОРИИ?

При рассмотрении данного вопроса, необходимо различить целый ряд ключевых определений, которые по-моему мнению являются особенно важными в определении мнения и личного ответа по поставленному вопросу.

Что является основным смыслом истории как исследования? Является ли история точной наукой? Если история не является точной наукой, то в чем ее главное отличие? Зачем и кому необходимо ее изучать? И наконец, Какая же польза от истории и может ли быть от нее вред? С этими необходимо разобраться, прежде всего, чтобы понять для себя, какое из направлений истории более импонирует мне и как мне встроить собственное отношение в истории как к науке. история исследование проблемный наука

По поводу первого моего вопроса, который я собираюсь для себя прояснить, целесообразно прибегнуть к определению, данному Ф.Ницше, он изначально прибегает к цитированию Гетте: «мне… ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности». Потом вводит собственное дополнение: «… она (история) нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь постольку история служит жизни, поскольку мы согласны ей служить…»

Основываясь на данном определении можно сказать что основная цель истории – это служение для построение собственной правильной жизни, построение своей жизни с учетом ошибок, ориентирами на незыблемые ценности, для ведения правильной деятельности, способной принести хорошие плоды в виде своего результата. Можно сделать вывод о том, что если мы сами не будем опирать на те знания, что предоставила нам история, анализировать, запоминать и искоренять ошибки, также анализировать, запоминать хорошее, приобретать его для себя, и воспроизводить в отношении нашего времени и нашей жизни, то сама история нам тогда ничем не сможет оказаться полезной. Пока мы будем черпать полезную информацию из истории, история будет нам ее предоставлять и тем самым “служить” нам, а мы в свою очередь изучением и усвоением данной информации, будем “служить” истории.

Может ли история квалифицироваться как точная наука? Для получения ответа и разъяснения, нам необходимо снова обратиться к труду Ф. Ницше, где он подробно излагает суть самой истории, и то, можно ли ее называть точной наукой : “история принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и, наконец, как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении”

Отсюда ставиться предельно ясно, что история никак не может являться одной из точных наук, так как ее деление на определенные отведение, характеризует психологическое состояние того человека, которому больше подходит тот или иной вид истории. Само происхождение истории, связанно с психологической предрасположенностью человека к запоминанию произошедших событий. Это в свою очередь и отвечает на еще один, поставленный мною вопрос об отличии истории от точных наук. Тут ясно, что самое основное ее отличие выражается в ее происхождении, в ее зависимости от психологических запросов человека и соответствия им. Историю Ф.Ницше подразделяет на три вида, каждый из которых соответствует определенным запросам человека. Первый это история монументальная, необходима тем, кто нуждается в образе подражания и находится в режиме постоянного противостояния, польза от такого типа заключается, прежде всего “что, то великое, что некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно”, что придает дополнительный заряд силы духа и является существенной помощью в преодолении определенных трудностей. Единственное негативное последствие такого типа истории может заключатся лишь в том, что она может иметь должную эффективность, но эта эффективность не будет иметь по своим истокам никакого пересечения с произошедшей или происходящей реальностью. В этом и является вред от истории, при слишком фанатичном ее следовании и слишком громкой опоре, возникает потеря реальности фактов, которая в свою очередь, может дезинформировать и нанести несоизмеримый вред людям, относящимся к тому или иному народу. Следующим типом истории подразумевается антикварная история, в основании своем, подразумевающая, своеобразную “прививку” уважительного отношения к своему прошлому и прошлому своего рода, государства, народности и пр. Воспитание и развитие патриотизма, любви к всему “своему”. Такой вид имеет большую важность и поэтому должен сохраняться, независимо от прерогатив времени. Развитием своим эта история обязана следующему ее подвиду. Критическая история, характеризовал ее Ф.Ницше в полной мере : ” человек должен обладать и от времени до времени пользоваться силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше; этой цели достигает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает последнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему приговор…”. Причем справедливость этого самого приговора далек не постоянна, ведь подобного рода приговоры выносятся, как говорится самим течением жизни, что само по себе является еще одним доказательством, в пользу истории как науки, не относящийся к точным.

Читайте также:  Горячая вода на ночь польза

Теперь наконец, определимся, в чем же состоит польза и вред истории?

Здесь нам опять же необходимо воспользоваться утверждением Ф.Ницше: история исследование наука

“Историческое чувство, когда оно властвует безудержно и доходит до своих крайних выводов, подрывает будущее, разрушая иллюзии и отнимая у окружающих нас вещей их атмосферу, в которой они только и могут жить” То есть основной вред от истории заключается в том, что при безудержном доминировании того самого “исторического чувства” происходит ломка образовавшихся иллюзий, которые способствуют более выраженному осознанию народа как единого целого и потери национального самосознания определенной народности. Тут же и ярко видна польза истории – порождение мифов, способствующих поднятию этого самосознания народа как чего-то важнейшего и величайшего во всем мире, создание той самой необходимой атмосферности для процветания, сплоченности и самоуверенности людей в себе и своем незыблемом будущем.

Итак, я могу теперь точно определить сове собственное отношение к истории, основываясь на ее пользе, также основываясь на том, какой вред она может принести. Грамотное отношение в изучении и следовании истории поможет сохранять чувство гордости, патриотизма, любви к своему народу. Но с одним утверждением Ф. Ницше я все же никак не могу согласиться, он считает историю искусством, это по моему мнению совсем не так, здесь можно привести определение В.Ф. Коломийцева:

“Осуществляемая исследователем «историческая реконструкция» требует от него известного воображения, что сближает его труд с писательским, но в любом случае история допускает лишь домысел, а не вымысел. Необходимым компонентом исторического метода является правильно понятая интуиция, – не идеалистически трактуемая врожденная способность познания, а приобретенное чутье исследователя, угадывающего истину на основе большого собственного опыта и фактических знаний” Из этого следует, что в истории возможен домысел, но никак не возможен полный ее вымысел, с потерей от реальности произошедшего и происходящего, что уже может нанести вред. Естественно создание мифов необходимо, но эти мифы должны иметь под собой твердую историческую почву, и основываться лишь на предположениях, а не полной выдумке. Соответственно саму историю назвать искусством никак нельзя. Но и в категорию точных наук ее отнести было бы крайне ошибочным, по моему мнению, решением. Ведь в истории помимо четких фактов, дат, описания и схем происходящих событий, все равно присутствует доля автора, ведь каждый очевидец тех или иных событий, видит их по-разному, также по-разному может их и трактовать, причем трактовка может отличаться не только игрой воображения того, кто стал свидетелем определенного исторического события, но и того, кто эту информацию воспринял, переработал и трактовал в своем видении происходящего.

Список литературы

  • 1. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни /Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
  • 2. Коломийцев В.Ф. Методология истории.
  • 3. Данто А. Ницше как философ. М., 2000.
  • 4. Философия истории: Учеб. пособие /Под ред. Панарина А.С. – М., 2001.

Источник

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

зачем нужна история

Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.

Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.

Учимся на ошибках

зачем нужно изучать историю

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Перенимаем опыт

зачем нужно знать историю

Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Читайте также:  Восковая моль польза и вред

Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

Общее развитие

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

Воспитать патриотов

зачем знать историю

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами – задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

зачем нам история

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание – не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Источник

Для чего человеку нужна история? Как должен быть написан
современный учебник и чем полезен Борис Акунин? Почему новый
фильм о Екатерине II бьет рейтинги просмотров и какую роль играет
история в системе образования — об этом и многом другом нашему
корреспонденту рассказал научный руководитель Института всеобщей
истории, глава новообразованного УМО укрупненной группы
специальностей «Истории и археология» академик РАН
Александр Оганович Чубарьян.

— Традиционно общественное сознание причисляет к наукам
те, что относятся к естественным и точным. К сожалению,
ей же часто следует логика государственного финансирования.
Скажите, а что вообще может дать простому человеку
история?

— Процесс не настолько однозначный. С одной стороны, то, про что
Вы сказали. — правда. Но одновременно среди широких слоев
населения происходит бум интереса к истории. Он сейчас
наблюдается по всему миру, в том числе и в нашей стране.

Читайте также:  Чернозем для огорода польза и вред

Интерес к истории пробудился, потому что люди ищут в ней ответы
на вопросы сегодняшней жизни, аналогии с сегодняшним днем. Плюс —
история — главная формирующая дисциплина для мировоззрения и
воспитания, в широком смысле, патриотизма и гражданственности.

Сегодня история, наряду с литературой и обществознанием, — это
главный предмет в школе, который формирует представление людей о
своей стране, своей идентичности. Руководство нашей страны очень
высоко оценивает значение истории, но, к сожалению, в реальной
практике происходит явная недооценка всего гуманитарного знания,
в том числе, и истории.

— Примеры каких исторических событий Вы могли бы привести
как основу для формирования патриотизма?

— Возьмем прошедший год. Семьдесят лет победы в Великой
Отечественной войне — об этом и говорить нечего. Но еще было
двести лет победы в Отечественной войне 1812 года, — событие,
которое также вызвало всплеск интереса к истории. Юбилей
образования древнерусского государства — событие, интерес к
которому возрос в том числе и благодаря вмешательству Церкви.

Это все факторы общенационального интереса, которые можно и нужно
использовать для патриотического воспитания. Мы даже
порекомендовали проводить в школах специальные уроки на эти темы.
Или, например, первого сентября прошлого года школы начинали с
урока о Первой мировой войне.

— А какие качества, помимо патриотизма, воспитывает
история?

— Гражданственность. Это значит — терпимость людей друг к другу,
отрицание насилия. Уважение к людям другой расы и другой
национальности. Это важнейшие качества, помимо отношения к своей
стране.

— Сейчас, поскольку люди застали некоторый пересмотр
исторических концепций, часто можно встретить суждение: «История
— всего лишь оправдание текущей политики».

— Это было всегда. К сожалению, история связана и с политикой, и
с идеологией, как следствие того, что многие политики пытаются
использовать историю. Она стала как бы заложницей политических
спекуляций. Это есть, но этому нужно противостоять.

— Где при написании учебных пособий проходит граница
здравого смысла между изложением фактографии и ее
интерпретацией?

— Каждый автор находит такие границы самостоятельно. Когда-то
один крупный английский специалист по нашей стране написал:
«Историй столько, сколько историков». Дело в том, что фактов
миллионы, и все они пропущены через голову создателя учебника.
Это, конечно, преувеличение, но некий элемент здравого смысла в
нем есть.

Несколько лет назад я был на заседании Совета Европы, где
обсуждалось, каким должен быть европейский учебник. Было две
точки зрения: одна заключалась в том, что он должен дать факты, а
вторая — что он должен научить людей мыслить, оценивать события,
сравнивать. Я был очень доволен — подавляющее большинство
присутствовавших высказались за второе.

— Вы могли бы привести примеры отечественных пособий с
таким подходом — по российской и всеобщей истории.

— Здесь очень многое зависит от учителя. Учебник сейчас иногда
даже неглавное средство. Очень многие дети имеют представление о
фактах через интернет. Но мы рекомендовали авторам, чтоб в новых
учебниках было больше материалов для самостоятельного осмысления.

Поэтому я, например, очень за, если в учебнике написано: «Есть
такая точка зрения, а есть — другая». И чтобы учитель выяснял
позицию детей по тем или иным вопросам.

— А как Вы относитесь ко всевозможным
научно-популяризаторским мероприятиям? Например, выставка в
Манеже была в этом году посвящена истории

XX века.

— Я считаю, что всякая популяризация полезна. Даже историческая
беллетристика, которую многие ругают, и я со многими в этом
вопросе не согласен. Если она не формирует у человека
отрицательных гражданских качеств, она полезна.

Например, романы Акунина, о которых мы иногда спорим. Это всегда
было, и это побуждает интерес к истории. Сейчас руководители
телевидения говорят мне: «Новый фильм про Екатерину Вторую имеет
колоссальный рейтинг». Просто потому, что людям интересно, что
было в то время. И чем больше про это рассказывать, тем
интереснее.

— А если авторы или устроители подобных мероприятий
недобросовестны?

— Вот это плохо. Конечно, если это художественный вымысел, он
имеет право на существование. Но при этом надо иметь такт,
какое-то общее понимание истории и понимание своей
ответственности за массовое сознание.

— А еще сейчас в книжных магазинах лежит масса книг по
альтернативной истории.

— Я противник такого подхода. Факты, если они были, от них же
никуда не денешься. Но важно научить молодое поколение: в истории
всегда был выбор: события могли пойти либо так, либо так. Кстати,
это важно, потому что в нашей сегодняшней жизни тоже выбор.

Сейчас столетие русской революции. Вот ответьте на вопрос: «Что
было бы, если бы не было Ленина?» Может быть, не было бы всей
этой линии развития — это возможная вещь. Это, конечно, гипотеза.
Но как раз именно такой подход заставляет молодых не просто
смотреть на факты, а размышлять.

Источник