Соловьев с м история россии с древнейших времен общественная польза

Соловьев с м история россии с древнейших времен общественная польза thumbnail

«Исто́рия Росси́и с древне́йших времён» — фундаментальный труд Сергея Соловьёва в 29 томах, издававшийся с 1851 по 1879 годы.

Общие сведения[править | править код]

Труд «Истории России с древнейших времён»[1] стал главным делом жизни С. М. Соловьёва. Публикация проходила с 1851 по 1879 годы и составила 29 томов, собранных первоначально в 6 книг. Последний том вышел уже после смерти автора, заканчиваясь описанием Кючук-Кайнарджийского мира России с Турцией, заключённом в 1775 г. Изложение материалов основано на фактических данных (начиная с XVII в. преимущественно архивных)[2].

С точки зрения фактической полноты изложения событий русской истории, «История России с древнейших времен» наиболее полное хранилище таких фактов. Она содержит обзор событий на протяжении двадцати трех столетий, начинаясь свидетельствами о теперешней европейской России Геродота, то есть с V века до н. э. Ни один из русских историков не охватывал такого огромного хронологического пространства[3].

Работа С. Соловьёва явилась как бы противовесом «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, которая к середине XIX века практически получила статус официальной[4].

Некоторые особенности[править | править код]

С. Соловьёв рассматривал историю не как перечень завоеваний и смены государей. Он полагал общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо»[2]. Государство, являясь продуктом общественной жизни, есть общество в своём развитии: одно невозможно без последствий отделить от другого. По этой причине С. Соловьёв полагал главным, решающим с точки зрения исторического движение, внутренние процессы развития — ход колонизации, возникновение новых городов, изменение взглядов власть имущих на собственность и характер своей власти[4].

По мнению С. Соловьёва, от Рюрика и до наших дней русский историк имеет дело с единым цельным организмом, что обязывает его «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, а соединять их, следить за связью явлений, за непосредственной преемственностью форм; не разделять начал, а рассматривать их во взаимодействии, стараясь объяснять каждое явление внутренними причинами, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию»[1]:Предисловие.

Вклад в российскую историографию[править | править код]

В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв обособил и исследовал такие важные моменты российской истории, как:

  • деление русской истории на эпохи обусловленное внутренними связями её явлений;
  • влияние природных условий территории (заимствованное у К. Риттера) на исторические судьбы русского народа;
  • значение этнографического состава русского государства;
  • характер русской колонизации и её направление;
  • теория родового быта (заимствованная у Г. Эверса), связанная с новым, оригинальным взглядом на период уделов, постепенный переход этого быта в быт государственный, последовательное превращение племён в княжества, а княжеств — в единое государственное целое;
  • теория новых княжеских городов, объясняющая факт возвышения княжеской собственности и зарождение нового порядка на севере;
  • выяснение особенностей новгородского строя, как выросшего на чисто туземной почве;
  • сведение почти к нулю политического значения монгольского ига;
  • государственная централизация как процесс тесно связанный с борьбой против нашествия монголов;
  • историческая преемственность суздальских князей XII—XIII вв. и московских XIV—XV веков;
  • преемственность идеи в поколении Даниловичей, тип «бесстрастных ликов» и основные условия возвышения Москвы (географическое положение Москвы и её области, личная политика князей, характер населения, содействие духовенства, неразвитость самостоятельной жизни в городах северо-восточной Руси, отсутствие сильных областных привязанностей, отсутствие препятствий со стороны дружинного элемента, слабость Литвы);
  • характер Ивана Грозного, в связи с условиями его воспитания;
  • политический смысл опричнины, как борьбы Ивана Грозного против «удельных» стремлений боярства — проведение начал государственности, в ущерб старой дружинной «воле»;
  • преемственная связь между стремлениями Ивана Грозного продвинуться к морю и политическими задачами Петра Великого;
  • должное внимание к истории Западной Руси;
  • поступательное движение русского народа на Восток и роль России в жизни азиатских народов;
  • взаимные отношения Московского государства и Малороссии;
  • значение Смутного времени, как борьбы государственных и антигосударственных элементов, и вместе с тем как исходной точки последующего преобразовательного движения;
  • связь эпохи первых Романовых с временами Петра Великого;
  • историческое значение Петра Великого: отсутствие какого-либо разрыва с московским периодом, естественность и необходимость реформы, тесная связь между эпохами допетровской и послепетровской;
  • немецкое влияние при преемниках Петра Великого;
  • значение елизаветинского царствования, как основы последующего, екатерининского;
  • значение екатерининского царствования (впервые введены в рамки как преувеличенные восхваления, так и обрисовка теневых сторон личности и государственной деятельности императрицы);
  • применение сравнительно-исторического метода: события русской истории у Соловьёва связаны аналогиями из истории западноевропейских народов, славянских и германо-романских, так как русский народ, оставаясь цельным и единым организмом, в то же время сам является частью другого, более общего организма — европейского.

Основные темы изложения[править | править код]

Том первый[править | править код]

  • Глава 1.

Природа Русской государственной области и её влияние на историю. Равнинность страны. Соседство её с Среднею Азией. Столкновение кочевников с оседлым народонаселением. Периоды борьбы между ними. Козаки. Племена славянские и финские. Славянская колонизация. Значение рек на великой равнине. Четыре главные части древней России. Озерная область Новгородская. Область Западной Двины. Литва. Область Днепра. Область Верхней Волги. Путь распространения русских владений. Область Дона. Влияние природы на характер народный.

  • Глава 2.

Постепенное распространение сведений о Северо-Восточной Европе в древности. Быт народов, здесь обитавших. Скифы. Агафирсы. Невры. Андрофаги. Меланхлены. Будины. Гелоны. Тавры. Сарматы. Бастарны. Аланы. Греческие колонии на северном берегу Понта. Торговля. Характер азиатского движения.

  • Глава 3.

Славянское племя. Его движение. Венеды Тацита. Анты и сербы. Движение славянских племен, по русскому начальному летописцу. Родовой быт славян. Города. Нравы и обычаи. Гостеприимство. Обращение с пленными. Брак. Погребение. Жилища. Образ ведения войны. Религия. Финское племя. Литовское племя. Ятвяги. Готское движение. Гунны. Авары. Козары. Варяги. Русь.

  • Глава 4.

Призвание варягов-руси северными племенами славянскими и финскими. Следствия этого явления. Обзор состояния европейских народов, преимущественно славянских, в половине IX века.

  • Глава 5.

Предания о Рюрике, об Аскольде и Дире. Олег, его движение на юг, поселение в Киеве. Строение городов, дани, подчинение племен. Греческий поход. Договор Олега с греками. Смерть Олега, значение его в памяти народной. Предание об Игоре. Походы на Константинополь. Договор с греками. Печенеги. Смерть Игоря, его характер в преданиях. Свенельд. Походы руссов на Востоке.

  • Глава 6.

Правление Ольги. Месть древлянам. Значение предания об этой мести. Характер Ольги в предании. Её уставы. Принятие христианства Ольгою. Характер сына её Святослава. Его походы на вятичей и хозаров. Святослав в Дунайской Болгарии. — Печенеги под Киевом. Смерть Ольги. Распоряжение Святослава относительно сыновей. Возвращение его в Болгарию. Война с греками. Смерть Святослава. Характер его в предании. Усобица между сыновьями Святослава. Владимир в Киеве. Усиление язычества. Буйство варягов, уход их в Грецию. (946—980)

  • Глава 7. Владимир Святой. Ярослав I

Несостоятельность язычества. Известие о принятии христианства Владимиром. Распространение христианства на Руси при Владимире. Средства к утверждению христианства. Влияние духовенства. Войны Владимира. Первое столкновение с западными славянами. Борьба с печенегами. Смерть Владимира, его характер. Усобица между сыновьями Владимира. Утверждение Ярослава в Киеве. Отношения к Скандинавии и Польше. Последняя греческая война. Борьба с печенегами. Внутренняя деятельность Ярослава. (980—1054)

  • Глава 8. Внутреннее состояние русского общества в первый период его существования

Значение князя. Дружина, её отношение к князю и к земле. Бояре, мужи, гриди, огнищане, тиуны, отроки. Городовые и сельские полки. Тысяцкий. Способы ведения войны. Городское и сельское народонаселение. Рабы. Русская Правда. Нравы эпохи. Обычаи. Занятие жителей. Состояние религии. Монашество. Управление и материальные средства церкви. Грамотность. Песни. Определение степени норманского влияния.

Том второй[править | править код]

  • Глава 1. О княжеских отношениях вообще

Завещание Ярослава I. Нераздельность рода. Значение старшего в роде, или великого князя. Права на старшинство. Потеря этих прав. Отчина. Отношение волости младшего князя к старшему.

Читайте также:  Исследовательская работа чай вред или польза

  • Глава 2. События при жизни сыновей Ярослава I. (1054—1093)

Линии Рюрикова рода, Изяславичи и Ярославичи. Распоряжения последних насчет своих волостей. Движения Ростислава Владимировича и гибель его. Движения Всеслава полоцкого и плен его. Нашествие половцев. Поражение Ярославичей. Восстание киевлян и бегство великого князя Изяслава из Киева. Возвращение его и вторичное изгнание. Вторичное возвращение Изяслава и смерть его в битве против обделенных племянников. Характер первых усобиц. Княжение Всеволода Ярославича в Киеве. Новые движения обделенных князей. Усобицы на Волыни. Борьба с Всеславом полоцким. Смерть великого князя Всеволода Ярославича. Печальное состояние Руси. Борьба с половцами, торками, финскими и литовскими племенами, болгарами, поляками. Дружина Ярославичей.

  • Глава 3. События при внуках Ярослава I. (1093—1125)

Прежние причины усобиц. Характер Владимира Мономаха. Он уступает старшинство Святополку Изяславичу. Характер последнего. Нашествие половцев. Олег Святославич в Чернигове. Борьба с ним Святополка и Владимира. Неудача Олега на севере. Послание Мономаха к Олегу. Съезд князей в Любече и прекращение борьбы на востоке. Новая усобица на западе вследствие ослепления Василька Ростиславича. Прекращение её на Витичевском съезде. Распоряжение насчет Новгорода Великого. Судьба Ярослава Ярополковича, племянника великого князя. События в Полоцком княжестве. Войны с половцами. Борьба с другими соседними варварами. Связь с Венгриею. Смерть великого князя Святополка. Киевляне избирают Мономаха в князья себе. Война с минским князем Глебом и с волынским Ярославом. Отношение к грекам и половцам. Смерть Мономаха. Дружина при внуках Ярослава I.

  • Глава 4. События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого. (1125—1157)
  • Глава 5. События от смерти Юрия Владимировича до взятия Киева войсками Андрея Боголюбского. (1157—1169)
  • Глава 6. От взятия Киева войсками Боголюбского до смерти Мстислава Мстиславовича Торопецкого. (1169—1228)

Том третий[править | править код]

  • Глава 1. Внутреннее состояние русского общества от смерти Ярослава I до смерти Мстислава торопецкого(1054—1228)
  • Глава 2. От смерти Мстислава торопецкого до опустошения Руси татарами (1228—1240)
  • Глава 3. От Батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александра Невского (1240—1276)
  • Глава 4. Борьба между сыновьями Александра Невского (1276—1304)
  • Глава 5. Борьба между Москвою и Тверью до кончины великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1304—1341)
  • Глава 6. События в княжение сыновей Иоанна Калиты (1341—1362)
  • Глава 7. Княжение Димитрия Иоанновича Донского (1362—1389)

Том четвёртый[править | править код]

  • Глава 1. Княжение Василия Димитриевича (1389—1425)
  • Глава 2. Княжение Василия Васильевича Тёмного (1425—1462)
  • Глава 3. Внутреннее состояние русского общества от кончины князя Мстислава Мстиславовича Торопецкого до кончины великого князя Василия Васильевича Тёмного (1228—1462)

Том пятый[править | править код]

  • I Часть
  • Глава 1. Новгород Великий
  • Глава 2. София Палеолог
  • Глава 3. Восток

Подчинение Казани. Завоевание Перми. Югорские князья платят дань в Москву; утверждение русских на Печоре; переход за Уральские горы. Нашествия хана Золотой Орды Ахмата. Поведение Иоанна во время второго нашествия Ахмата. Послание к нему Вассиана, архиепископа Ростовского. Отступление Ахмата от Угры. Гибель Ахмата в степях. Крымская орда. Союз Иоанна с крымским ханом Менгли-Гиреем; крымцы дорушивают Золотую Орду. Первые сношения России с Турциею. Сношения с тюменцами, ногаями, Хорасаном и Грузией.

  • Глава 4. Литва
  • Глава 5. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна III
  • II Часть
  • Глава 1. Псков

Война с Казанью. Война с Литвою. Глинский. Смерть короля Александра. Глинский вооружается против преемника его, Сигизмунда, и вступает в службу к московскому великому князю. Вечный мир между Василием и Сигизмундом. Вражда у Василия с Крымом. Дела ливонские. Падение Пскова.

  • Глава 2. Смоленск

Возобновление войны с Литвою. Взятие Смоленска. Измена Глинского. Поражение русских у Орши. Сигизмунд не пользуется победою. Сигизмунд подущает крымцев к нападению на русские владения. Союз Василия с Альбрехтом Бранденбургским. Посредничество императора Максимилиана. Посольство Герберштейна. Союз Казани и Крыма против Москвы. Нашествие Магмет-Гирея. Перемирие с Литвою. Войны с Казанью. Сношения с Крымом, Швециею, городами ганзейскими, Даниею, Римом, Турциею. Присоединение Рязани, княжества Северского и удела Волоцкого.

  • Глава 3. Дела внутренние

Том шестой[править | править код]

  • Глава 1. Правление великой княгини Елены
  • Глава 2. Правление боярское
  • Глава 3. Казань, Астрахань, Ливония
  • Глава 4. Опричнина
  • Глава 5. Полоцк
  • Глава 6. Стефан Баторий
  • Глава 7. Строгановы и Ермак

Том седьмой[править | править код]

  • Глава 1. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна IV
  • Глава 2-5. Царствование Феодора Иоанновича

Том восьмой[править | править код]

  • Глава 1-2. Царствование Бориса Годунова.
  • Глава 3. Царствование Лжедмитрия
  • Глава 4-6. Царствование Василия Ивановича Шуйского
  • Глава 7-8. Междуцарствование

Том девятый[править | править код]

  • Глава 1-4. Царствование Михаила Феодоровича. 1613—1645 г.
  • Глава 5. Внутреннее состояние Московского государства в царствование Михаила Феодоровича

Том десятый[править | править код]

  • Глава 1. Состояние Западной России в конце XVI и в первой половине XVII века
  • Глава 2-4. Царствование Алексея Михайловича

Том одиннадцатый[править | править код]

  • Глава 1-5. Продолжение царствования Алексея Михайловича

Том двенадцатый[править | править код]

  • Глава 1-5. Продолжение царствования Алексея Михайловича.

Том тринадцатый[править | править код]

  • Глава 1. Россия перед эпохой преобразования
  • Глава 2. Царствование Феодора Алексеевича
  • Глава 3. Московская смута 1682 года

Том четырнадцатый[править | править код]

  • Глава 1. Правление царевны Софии
  • Глава 2. Падение Софии; деятельность царя Петра до первого Азовского похода
  • Глава 3. Окончание двоевластия. Царствование Петра I Алексеевича
  • Глава 4. Продолжение царствования Петра I Алексеевича

Том пятнадцатый[править | править код]

  • Глава 1-5. Царствование Петра I Алексеевича.

Том шестнадцатый[править | править код]

  • Глава 1-5. Царствование Петра I Алексеевича.

Том семнадцатый[править | править код]

  • Глава 1-5. Царствование Петра I Алексеевича.

Том восемнадцатый[править | править код]

  • Глава 1-3. Царствование императора Петра Великого
  • Глава 4. Царствование императрицы Екатерины I Алексеевны

Том девятнадцатый[править | править код]

  • Глава 1. Окончание царствования императрицы Екатерины I Алексеевны
  • Глава 2. Царствование императора Петра II Алексеевича
  • Глава 3. Царствование императрицы Анны Иоановны

Том двадцатый[править | править код]

  • Глава 1-4. Царствование императрицы Анны Иоановны

Том двадцать первый[править | править код]

  • Глава 1. Брауншвейгская фамилия
  • Глава 2-4. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1741—1744 год

Том двадцать второй[править | править код]

  • Глава 1-4. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1745—1748 год
  • Глава 5. Образованность в России в первые семь лет царствования Елисаветы

Том двадцать третий[править | править код]

  • Глава 1-6. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1749—1755 год

Том двадцать четвёртый[править | править код]

  • Глава 1-6. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1756—1761 год

Том двадцать пятый[править | править код]

  • Глава 1. Царствование императора Петра III Феодоровича. 25 декабря 1761 — 28 июня 1762 года
  • Глава 2-3. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1762—1763 год

Том двадцать шестой[править | править код]

  • Глава 1-2. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1764—1765 год
  • Глава 3. Просвещение в России от основания Московского университета до смерти Ломоносова. 1755—1765 годы

Том двадцать седьмой[править | править код]

  • Глава 1-3. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1766—1768 год

Том двадцать восьмой[править | править код]

  • Глава 1-4. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1768—1772 год

Том двадцать девятый[править | править код]

  • Глава 1-2. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1773—1775 год

Турецкие и польские дела в 1773 и 1774 годах. Отношения к другим европейским державам за то же время. Внутреннее состояние России во время первой турецкой войны.

Критика[править | править код]

Основные упрёки критики касаются того, что, в ущерб фактам периферийной жизни, изложение преимущественно освещает жизнь центра — рост его государственности и объединяющей деятельности. При этом составные части повествования не всегда соразмерны своему значению, порой соединены чисто механически и догматичны. Кроме того, по изложению «История России» С. Соловьева очень утомительна не только для обыкновенного читателя, но и для специалиста. В иных томах её изложение переходит в простой пересказ летописи (в допетровских периодах) и в выписку из архивных документов (за ХVІІІ-й век)[3].

Читайте также:  Улитки хелены польза от них

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Безобразов П. В. С. М. Соловьев. Его жизнь и учебно-литературная деятельность, СПБ, 1894
  • Ключевский В. О. С. М. Соловьев, Соч., т. 7, М., 1959
  • Пресняков А. Е. С. М. Соловьев в его влиянии на развитие русской историографии, в кн.: Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. Сб. ст., М. — Л., 1963
  • Ефимов А. В. С. М. Соловьев как историк международных отношений, в кн.: История и историки, М., 1966

Ссылки[править | править код]

  • «История России с древнейших времен» на сайте «Руниверс»
  • «История России с древнейших времен» (в 29 томах) в Интернет-издательстве

Источник

Серге́й Миха́йлович Соловьёв (5 (17) мая 1820, Москва — 4 (16) октября 1879, Москва) — русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник. Впервые применил термин «Киевская Русь».

Биография[править | править код]

Родился в семье протоиерея, законоучителя Московского коммерческого училища Михаила Васильевича Соловьёва (1791—1861); мать, Е. И. Шатрова, была дочерью мелкого чиновника, выслужившего дворянство, и племянницей епископа Авраама (Шумилина). До 13 лет Закону Божьему и древним языкам учился у отца, будучи с 8 лет записан в Московское духовное училище с оговоркой, что по светским предметам ученик будет получать знания в коммерческом училище, а экзамены сдавать в духовном. Религиозное воспитание проявилось в том, какое значение в исторической жизни народов он придавал религии вообще и, в применении к России, православию в частности.

В 1838 году он окончил, с серебряной медалью, 1-ю Московскую гимназию, в которой учился с 3-го класса (1833—1838), и поступил на 1-е отделение (историко-филологическое) философского факультета Московского университета (впоследствии — историко-филологический факультет). В университете русскую историю, излюбленный Соловьёвым предмет, читал М. П. Погодин; но лекции профессора — пересказы «Истории государства Российского» Карамзина, не удовлетворяли его. Интерес он проявлял к лекциям Т. Н. Грановского, читавшего курс истории Средних веков. Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. В этот период Соловьёв некоторое время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом», но, как сам он отметил: «отвлечённость была не по мне, я родился историком». Книга Эверса «Древнейшее право Руссов», излагавшая взгляд на родовое устройство древних русских племён, составила, по словам самого Соловьёва, «эпоху в его умственной жизни, ибо Карамзин наделял одними фактами, ударял только на чувство», а «Эверс ударил на мысль, заставил думать над русской историей».

В 1842 году он окончил университетский курс и уехал на два года за границу, в качестве домашнего учителя в семье графа С. Г. Строганова — платные уроки русского языка он давал в московских дворянских домах уже с 1838 года. Это дало Соловьёву возможность слушать профессоров в Берлине, Гейдельберге и Париже; в Праге познакомился с Ганкой, Палацким и Шафариком.

В 1844 году вернулся в Москву, в 1845 году защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к Московским великим князьям» и занял в Московском университете, в должности адъюнкта, кафедру русской истории, остававшуюся вакантной после ухода Погодина. Работа о Новгороде сразу выдвинула Соловьёва как крупную научную силу с оригинальным умом и самостоятельными воззрениями на ход русской исторической жизни; Грановский отмечал: «Мы все вступили на кафедры учениками, а Соловьев вступил уже мастером своей науки». Следующая работа С. М. Соловьёва, оконченная летом 1846 года, — «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» (М., 1847) доставила ему степень доктора исторических наук, политэкономии и статистики и должность экстраординарного профессора. В 1850 году он был утверждён в звании ординарного профессора Московского университета.

В 1851 году вышел первый том его 29-томной «Истории России с древнейших времен».

В 1856—1869 годах С. М. Соловьёв был деканом историко-филологического факультета Московского университета; с 1871 года состоял ректором университета, принципиально и твёрдо отстаивая интересы науки и принципы университетской автономии. В 1877 году, когда появилось открытое письмо тридцати пяти учёных против намечавшихся реформ, он принял решение заявить о своей отставке с поста ректора; также оставил профессуру и числился в университете «сторонним преподавателем». Б. Н. Чичерин писал в это время: «Катков и Толстой с их клевретами выжили наконец из университета и этого достойного, всеми уважаемого и крайне умеренного человека. Честность и наука были опасным знаменем, от которого надобно было отделаться всеми силами».

Заслуженный профессор Московского университета (1859)[1].

В 1878 году он был избран почётным членом Московского университета. В мае 1879 году оставил службу; возглавил Московское общество истории и древностей Российских.

Кроме деятельности в московском университете он преподавал русскую историю членам императорской семьи, в том числе великому князю Александру Александровичу (будущий Александр III). В 1860-х годах С. М. Соловьев был инспектором Московского Николаевского института, а в 1870-х — директором Оружейной палаты.

Памятник на могиле С.М.Соловьева в Новодевичьем монастыре

Был награждён многими орденами высших степеней, в том числе орденом Белого Орла.

Сергей Михайлович Соловьев скончался 4 октября 1879 года. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Семья[править | править код]

Жена: Поликсена Владимировна, урождённая Романова. У них родились 12 детей, четверо из которых умерли в раннем детстве.

Дети:

  • Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849—1903) — романист, автор исторических романов и хроник.
  • Вера Сергеевна Соловьёва (1850—1921).
  • Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) — философ, поэт, публицист, литературный критик.
  • Михаил Сергеевич Соловьёв (1862—1903).
  • Мария Сергеевна Соловьёва (1863—1919) — детская писательница и мемуаристка, жена историка Павла Безобразова.
  • Поликсена Сергеевна (1867—1924) — поэтесса и художница.

Преподавательская деятельность[править | править код]

Кафедру русской истории в Московском университете Соловьёв занимал (за исключением небольшого перерыва) в течение более 30 лет (1845—1879).

В лице Соловьёва Московский университет имел всегда горячего поборника научных интересов, свободы преподавания и автономии университетского строя. Выросший в эпоху напряжённой борьбы славянофилов и западников, Соловьёв навсегда сохранил чуткость и отзывчивость к явлениям современной ему политической и общественной жизни. Даже в чисто научных трудах, при всей объективности и соблюдении строго критических приёмов, Соловьёв обыкновенно всегда стоял на почве живой действительности; его научность никогда не носила отвлечённого кабинетного характера.

Примыкая к западникам, Соловьёв не чуждался, однако, славянофилов, с которыми его сближали одинаковые воззрения на религию и вера в историческое призвание русского народа. Идеалом Соловьёва была твёрдая самодержавная власть в тесном союзе с лучшими силами народа.

Огромная начитанность, глубина и разносторонность знания, широта мысли, спокойный ум и цельность миросозерцания составляли отличительные черты Соловьёва как учёного; они же обуславливали и характер его университетского преподавания.

Как лектор он не блистал красноречием; речь его была деловой, сжатой, точной. Его тщательно продуманные мысли вызывали слушателей на размышление.

Он именно говорил, а не читал, и говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками <…> Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било ни на чувства, ни на воображение, но оно заставляло размышлять. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размысляющий вслух в своём кабинете <…> Соловьёв давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов взгляд на ход русской истории <…> Обобщая факты, Соловьёв стройной мозаикой вводил в их изложение общие исторические идеи, их объяснявшие. Он не давал слушателю ни одного крупного факта, не озарив его светом этих идей. Слушатель чувствовал ежеминутно, что поток изображаемой перед ним жизни катится по руслу исторической логики; ни одно явление не смущало его мысли своей неожиданностью или случайностью. В его глазах историческая жизнь не только двигалась, но и размышляла, сама оправдывала своё движение. Курс Соловьёва, излагая факты местной истории, оказывал сильное методическое влияние, будил и складывал историческое мышление. Настойчиво говорил и повторял Соловьёв, где нужно, о связи явлений, о последовательности исторического развития, об общих его законах, о том, что называл он необычным словом — историчностью. (Василий Ключевский.)
Читайте также:  Перемолотая овсянка с кефиром польза

«История России с древнейших времён»[править | править код]

Убедившись, что русское общество не имеет истории, удовлетворяющей научным требованиям времени, когда русская историография уже вышла из карамзинского периода, перестав главную задачу свою видеть в одном только изображении деятельности государей и смены правительственных форм, Соловьёв, почувствовав в себе силы дать таковую, принялся за неё, видя в ней свой общественный долг.

Над «Историей России с древнейших времён» Соловьёв неустанно работал 30 лет. Первый том её появился в 1851 году — на подготовку его ушло более трёх лет; но с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й том, вышел в 1879 году, уже после смерти автора. Следующее издание «Истории России» — в 6 больших томах (7-й том — указатель; 2-е изд., СПб., 1897).

С точки зрения фактической полноты изложения событий русской истории, преимущественно внешних, «История России с древнейших времен» есть наиболее полное хранилище таких фактов. Ни один из русских историков, ни до Соловьёва, ни после него, в своих попытках изложить весь ход русской истории, не обнимал огромного хронологического пространства: на протяжении двадцати трех столетий — с V века до нашей эры.

По изложению «История России» Соловьёва утомительна не только для обыкновенного читателя, но и для специалиста. Часто её изложение переходит в простой пересказ летописи (в допетровских периодах) и в выписку из архивных документов (за ХVІІІ век). Общие же рассуждения автора, которые он иногда предпосылает историческому повествованию, или же сопровождает ими изложение целого периода или эпохи русской исторической жизни, бросая взгляд на пройденный им исторический путь, — такие рассуждения остаются незамеченными обыкновенным читателем, поскольку тонут в обилии подробного фактического изложения. Среди этих рассуждений: о влиянии природных условий северо-восточной Европы на характер истории России; объяснение влияния христианства на славяноруссов; различие в общественных основах и в ходе истории юга России и северо-восточной Руси; о значении монгольского завоевания и возвышения Москвы; о значении эпохи с Иоанна III до Смутного времени и Смутной эпохи; «канун» реформ Петра Bеликого и сами эти реформы и о их дальнейшей исторической судьбе при его преемниках.

Преобладающая роль государственного начала в русской истории подчёркивалась и раньше Соловьёва, но им впервые было указано истинное взаимодействие этого начала и элементов общественных. Соловьёв преемственность правительственных форм показывал в самой тесной связи с обществом и с теми переменами, какие вносила в его жизнь эта преемственность; и в то же время он не мог противопоставлять, подобно славянофилам, «государство» «земле», ограничиваясь проявлениями одного только «духа» народа. Одинаково необходим был в его глазах генезис и государственного, и общественного быта. В логической связи с такой постановкой задачи находилось другое основное воззрение Соловьёва, заимствованное у Эверса и развитое им в стройное учение о родовом быте. Постепенный переход этого быта в быт государственный, последовательное превращение племён в княжества, а княжеств — в единое государственное целое — вот, по мнению Соловьёва, основной смысл русской истории. Это требовало от историка «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию»[2]. Прежние деления на эпохи, основанные на внешних признаках, лишённые внутренней связи, потеряли свой смысл; их заменили стадии развития. В истории России Соловьёв установил четыре крупных раздела:

  1. Господство родового строя — от Рюрика до Андрея Боголюбского
  2. От Андрея Боголюбского до начала XVII века
  3. Вступление России в систему европейских государств — от первых Романовых до середины XVIII века
  4. Новый период России

Оценивая роль личности в истории, Соловьёв считал неуместными, при изображении деятельности какого-либо исторического лица, «как чрезмерные похвалы, так и неумеренные порицания». Неисторичным он считал, когда «деятельность одного исторического лица отрывалась от исторической деятельности целого народа; в жизнь народа вводилась сверхъестественная сила, действовавшая по своему произволу…».

«История России с древнейших времён» была доведена до 1774 года. Будучи эпохой в развитии русской историографии, труд Соловьёва определил известное направление, создал многочисленную школу. По определению профессора В. И. Герье, «История» Соловьёва есть национальная история: впервые исторический материал, необходимый для такого труда, был собран и исследован с надлежащей полнотой, с соблюдением строго научных приёмов, применительно к требованиям современного исторического знания: источник всегда на первом плане, трезвая правда и объективная истина одни руководят пером автора. Монументальный труд Соловьёва впервые схватил существенные черты и форму исторического развития нации. В натуре Соловьёва «глубоко коренились три великие инстинкта русского народа, без которых этот народ не имел бы истории, — его политический, религиозный и культурный инстинкты, выразившиеся в преданности государству, в привязанности к церкви и в потребности просвещения»; это и помогло Соловьёву за внешней оболочкой явлений вскрыть духовные силы, их определившие.

Другие труды[править | править код]

До известной степени продолжением «Истории России» могут служить две других книги Соловьёва:

  • «История падения Польши» (М., 1863. — 369 с.);
  • «Император Александр Первый. Политика, Дипломатия» (СПб., 1877. — 560 с.).

Соловьёв написал ещё «Учебную книгу русской истории» (1-е изд. 1859; 10-е изд. 1900), применительно к гимназическому курсу, и «Общедоступные чтения о русской истории» (М., 1874; 2-е изд., М., 1882), примененные к уровню народной аудитории, но выходящие из тех же начал, как и главный труд Соловьёва.

«Публичные чтения о Петре Великом» (М., 1872) — блестящая характеристика преобразовательной эпохи.

Из сочинений Соловьёва по русской историографии:

  • «Писатели русской истории XVIII в.» («Архив ист.-юрид. свед. Калачева», 1855, кн. II, пол. 1);
  • «Г. Ф. Миллер» («Современник», 1854, т. 94);
  • «М. Т. Каченовский» («Биогр. словарь профессоров Моск. унив.», ч. II);
  • «Н. М. Карамзин и его литературная деятельность: История государства российского» («Отечественные записки» 1853—1856, тт. 90, 92, 94, 99, 100, 105);
  • «А. Л. Шлёцер» («Русский вестник», 1856, № 8).

По всеобщей истории:

  • «Наблюдения над исторической жизнью народов» («Вестник Европы», 1868—1876) — попытка уловить смысл исторической жизни и наметить общий ход её развития, начиная с древнейших народов Востока (доведено до начала X века)
  • и «Курс новой истории» (М., 1869—1873; 2 изд., 1898).

Свой метод и задачи русской историографии Соловьёв изложил в статье: «Шлецер и антиисторическое направление» («Русский вестник», 1857. — апрель, Кн. 2). Весьма незначительная часть статей Соловьёва (между ними «Публичные чтения о Петре Великом» и «Наблюдения») вошла в издание «Сочинений С. М. Сол