Социальные сети для детей польза или вред
Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего возраста. Самое популярное увлечение на сегодняшний день – социальные сети. Практически все молодые люди, дети, их родители и даже бабушки и дедушки имеют свои странички в той или иной социальной сети. Насколько все-таки полезно такое занятие, что больше оно приносит – вред или пользу?
Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего возраста. Самое популярное увлечение на сегодняшний день – социальные сети. Практически все молодые люди, дети, их родители и даже бабушки и дедушки имеют свои странички в той или иной социальной сети. Насколько все-таки полезно такое занятие, что больше оно приносит – вред или пользу?
ПОЛЬЗА↑
Не владеть компьютерной грамотностью в наше время, – все равно, что в прошлом веке не уметь читать. В современном мире интернет предлагает безграничные возможности для творческого развития. Огромное количество развивающих игр, обучающих программ, с помощью которых можно научиться рисовать, снимать и монтировать кино, выучить иностранный язык, прочитать любую книгу, послушать музыку посетить любой музей, в интернете можно получить ответы практически на все вопросы. Можно общаться с друзьями из других городов и стран и находить новых по интересам. Социальные сети помогают знакомиться, находить друзей, обсуждать новости и события. Уехав далеко друг от друга, люди в любой момент могут поговорить или спросить совета.
Социальные сети помогают найти одноклассников и однокурсников, возобновить общение, поздравить с праздниками, назначить встречу.
Ребенок с детства приучается легко находить нужную информацию, в будущем эти навыки помогут ему легко находить занятия по интересам, учебные заведения, работу и место отдыха.
ВРЕД↑
Чрезмерное увлечение социальной сетью таит в себе и определенную опасность. Виртуальное общение иногда заменяет собой реальные взаимоотношения с людьми, оно способно погрузить ребенка в ирреальный мир, вытеснив желание жить обычной жизнью, не связанной с компьютером.
В интернете существует много мошенников, непорядочных людей, родителям следует учить ребенка виртуальному общению.
КАКИЕ ОПАСНОСТИ МОГУТ ПОДСТЕРЕГАТЬ РЕБЕНКА?↑
Физическое здоровье↑
Длительное пребывание за компьютером особенно вредно для детского организма. Врачи советуют ограничивать время работы с компьютером для дошкольника до 30-40 минут в день и до часа в день для младших и средних школьников. Если ребенок имеет проблемы со зрением или другие противопоказания по здоровью, то вопрос о времени работы с компьютером нужно решать совместно со специалистом.
Психологическое здоровье↑
Погружение в виртуальный мир может вызвать болезненное привыкание у ребенка с его возбудимой и только формирующейся психикой. Очень важно, чтобы общение ребенка не ограничивалось только социальной сетью.
Опасное общение↑
Объясните ребенку, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Если от знакомого человека приходят странные сообщения, нужно, не отвечая, сообщить родителям. Аккаунты взламываются и могут использоваться для спамерской рекламы или порнографии. Нельзя сообщать о себе никакой личной информации в свободном доступе. Выберите вместе с ребенком какой-нибудь ник и нейтральный не вызывающий аватар. Следует объяснить, что не стоит делать свои личные странички достоянием всего интернета, а ограничиться группой друзей, которых знаешь лично, нельзя сообщать информацию о родителях: полное имя, где они работают и свой настоящий адрес. Не следует встречаться с виртуальными друзьями в реальной жизни, как бы они этого ни хотели, друг может оказаться не тем, за кого он себя выдает.
Нежелательная информация↑
В социальной сети всегда есть риск натолкнуться на вредную информацию, призывающую к употреблению наркотиков, суициду, информацию о псевдорелигиозных и мистических действах, сектах, мошеннические и порнографические ресурсы. Обычно вся эта опасная информация может быть отсечена соответствующими программами и антивирусами. Но с маленькими детьми-дошкольниками и младшими школьниками во время нахождения в сети должны находиться рядом родители. Детям необходимо рассказать о том, что не стоит доверять сразу всему, о чем он узнал из сети.
Угроза мошенничества↑
В сети можно столкнуться с различными услугами, которые предлагаются после оплаты СМС на короткий номер. Чаще всего это обычное мошенничество. Нужно заранее предупредить ребенка о такой возможности. Отправка СМС на короткие номера должна быть под строжайшим запретом. Если это необходимо для покупки некоторых артефактов для игры, это должно быть всегда согласовано с родителями. Обьясните также, что принимать файлы от незнакомых людей, открывать сомнительные ссылки не следует, потому что в результате этого можно заразить компьютер вирусами.
Как помочь ребенку?↑
Постройте с детьми доверительные отношения. Ребенок должен понимать, что встречи в реальности с виртуальным другом надо избегать не по той причине, что родители будут ругаться, а потому, что это действительно опасно. Расскажите примеры из реальности.
Поставьте на компьютер хороший антивирус с возможностью настройки родительского контроля.
Найдите время, чтобы посидеть с ребенком за компьютером. Взрослые должны помочь ребенку научиться ориентироваться в потоке информации, безопасно общаться и извлекать максимум пользы от сети интернет.
Согласно статистике, в России около 10 млн активных пользователей Интернета — дети до 14 лет. И практически у каждого из них есть аккаунты в соцсетях. Все уже настолько привыкли, что информацию о возможной опасности, исходящей от этих развлекательных онлайн-площадок, пропускают мимо ушей. Прислушиваться к ней начинают лишь в тот момент, когда беда уже на пороге и предпринимать что-либо поздно.
Ответственность за это несут в первую очередь родители. Чтобы избежать неприятностей, они должны знать, чем опасны социальные сети для детей и предпринимать меры по предотвращению несчастья.
В чем опасность?
Деньги развращают душу
В социальных сетях много соблазнов, которые стоят реальных денег. Подарить подарок, продолжить онлайн-игру, купить набор блестящих стикеров — всё это является неотъемлемой частью виртуальной жизни. Неокрепшая детская психика не может выдержать такого натиска. Те, кто идут и просят у родителей, получают чаще всего отказ. Это разжигает желание взять запретный плод ещё больше. В такие моменты, во-первых, страдает нервная система из-за переживаний; во-вторых, появляются комплексы неполноценности из-за финансовой несостоятельности; в-третьих, формируется неправильное отношение к деньгам. Самое страшное последствие — воровство. Не дали? — Возьму сам!
Судьбоносная информация
Мало кто предполагает, что влияние социальных сетей на детей и подростков настолько велико, что через несколько лет может сказаться на их дальнейшей судьбе. В 13-14 лет в их аккаунтах чего только нет, причём большая часть постов и фотографий продиктована возрастным максимализмом и психологическим кризисом. Вульгарность, причастность к различным неформальным группировкам, демонстрация десяти серёжек в одном ухе и забитые татуировками руки — негативизм присутствует в каждом пятом профиле.
Со временем человек переступает порог юношеской зрелости, гормональный фон и психика восстанавливаются. Он заканчивает университет и пытается устроиться на престижную работу. Менеджер по набору персонала находит его в социальных сетях, пролистывает аккаунт год за годом назад… А вдруг найденная информация отрицательно скажется на репутации фирмы? Конечно, отказывая в работе, истинную причину не озвучат, но итог будет один. Сейчас многие руководители мониторят данные о своих настоящих и потенциальных сотрудниках через Интернет.
Интерес для преступников
- Невольная «реклама»
Дети часто не умеют фильтровать информацию, которую они публикуют в своих аккаунтах, не понимая, что некоторые размещённые ими через социальные сети данные приманивают опасных преступников. Это могут быть фотографии с отдыха за границей всей семьёй, по которым вор сделает вывод, что квартира (адрес нетрудно узнать по геолокационным отметкам в том же профиле) пустует и её можно «брать». Или грустный пост о том, как девочка не может дождаться папу возле школы или на остановке. Значит, она поздно вечером куда-то ходит одна и в определённый момент времени остаётся без присмотра взрослых. Может возникнуть угроза для её жизни.
- Манипулирование
Родители также должны знать, что в социальных сетях нередко происходит склонение детей к преступлениям. Взрослые втираются к ним в доверие, выявляют через «душевные разговоры» слабые места и начинают давить и манипулировать. Чаще всего обманным способом узнают какую-нибудь тайну подростка или выпрашивают достаточно откровенные фотографии, а затем шантажируют. Большинство выполняет то, что от них требуют. Чаще всего подстрекают на воровство: взять у родителей деньги и каким-либо способом передать мошеннику.
Нехорошее общение
Обычно родители смотрят на общение детей в социальных сетях сквозь пальцы: переписывается с друзьями — молодец, развивает коммуникабельность. И совершенно зря.
- Общение с посторонними
Никогда нельзя быть уверенными, что ребёнок общается с друзьями. Он может показать вам переписку с каким-нибудь Гусём Лапчатым с расплывчатой аватаркой и сказать, что это его одноклассник (смешной ник себе специально придумал), а на самом деле это будет 40-летний шизофреник. Запомните: в большинстве случаев общение в социальных сетях со взрослыми незнакомцами заканчивается трагедией. Это может быть преступник, сектант, педофил, просто психически больной человек, представитель неформальной группировки или нетрадиционной ориентации. Они могут заложить в голову подростка опасные мысли, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.
- Общение со сверстниками
Даже общение со сверстниками в социальных сетях, кажущееся родителям совершенно безобидным, может быть опасным. Во-первых, пытаясь казаться «крутыми» друг перед другом, они могут материться, обзываться, хвастаться несуществующими подвигами, обсуждать запретные темы, перенимать друг у друга нехорошие привычки. Это отрицательно сказывается на формирующемся характере.
Во-вторых, аккаунты с отфотошопленными фотографиями, снимками с заграничного отдыха, открытой демонстрацией личной в жизни (начиная чуть ли не с 12 лет!) вызывают чувство зависти. Особенно у тех, кто всего этого не имеют. Как следствие — комплексы, злость и обида на весь мир.
В-третьих, дети часто проживают в социальных сетях целую жизнь: ссорятся, мирятся, влюбляются, дружат, ненавидят. Происходит подмена реальности виртуальным миром. Это приводит к обеднению эмоций и неумению общаться в школе и дома.
Троллинг
Троллинг — одно из самых опасных последствий для детской психики. Это провокационные сообщения и комментарии, подстрекательство к чему-то плохому и постыдному, клевета, издевательства, оскорбления и обзывания. Этим занимаются как анонимные пользователи с фейковыми аккаунтами, так и реальные, которые даже не скрывают своей циничности. Среди последних могут оказаться одноклассники или знакомые ребёнка, желающие его унизить. Но чаще всего это психически больные люди.
Подростки очень болезненно воспринимают любую критику в свой адрес в силу возрастного кризиса и нестабильного гормонального фона. Поэтому, когда они видят на своей страничке злые, обидные комментарии, они выходят из себя. Кто-то нервно начинает удалять их, другие вступают в перепалку с троллем, третьи срывают злость на окружающих. Это может сломать детскую психику. Оскорбительные слова воспринимаются всерьёз, появляются комплексы, формируются зажимы и неправильные паттерны поведения.
Троллинг недаром называют одним из самых опасных последствий социальных сетей. Известны случаи, когда он приводил к детским и подростковым самоубийствам.
Смертельные игры
Синий кит, Тихий дом, Беги или умри, Разбуди меня в 4.20, Я в игре, Исчезни на 24 часа — так называемые группы смерти в социальных сетях не просто отрицательно влияют на детей. В итоге они приводят к гибели. И если из-за троллинга только самые впечатлительные подростки могут решиться на суицид, то здесь к этому ведут целенаправленно, шаг за шагом, и поэтому погибает гораздо большее количество школьников.
- Манипулирование и шантаж
Сначала ребёнок вступает в сообщество, кажущееся ему интересным. Затем его вовлекают якобы в игру, в которой нужно выполнять различные задания. На самом деле им искусно манипулируют. Каждое поручение сопровождается подстрекательствами: «слабо?», «сделай это ради родителей», «ты это можешь», «уже 999 человек сделало это — стань тысячным» и т. д. В некоторых группах смерти открыто шантажируют и угрожают: «Не сделаешь это — твои родители умрут». Уже одни только формулировки опасны для психики. Дети начинают нервничать, переживать, не находить себе места. Их захлёстывает волна депрессии и отчаяния. И рассказать никому нельзя, так как это одно из правил игры.
- Смертельно опасные задания
Не менее опасны и сами задания, которые не только расшатывают психику ребёнка, но и угрожают его здоровью и жизни. Например, вырезать лезвием на руке слово (фразу, рисунок). Или перебежать дорогу в неположенном месте прямо перед мчащимся автомобилем. Или уйти из дома и спрятаться так, чтобы тебя не нашли в течение суток. Каждое выполнение задания должно быть зафиксировано на камеру — фото или видео. Под тонким давлением дети делают всё, что говорит куратор. Они становятся психически зависимыми от игры, впадают в депрессию, их сковывает страх. И тут им приходит последнее задание: шагнуть с крыши, броситься под поезд, вскрыть вены.
Дети, вовлечённые в игры смерти в социальных сетях, получают опасную психологическую травму. Им требуется обязательная помощь психотерапевта, внимание и забота родителей. Реабилитация может длиться несколько лет.
Зависимость
Ну и, наконец, самое распространённое опасное последствие социальных сетей для психики ребёнка — зависимость от них. Её признаки:
- есть активные аккаунты, посещаемые ежедневно, в более чем 3 соцсетях;
- большая часть времени проводится в них;
- утро начинается и день заканчивается пролистыванием ленты;
- жалобы на то, что кто-то не лайкнул его пост или фото;
- постоянные разговоры только о социальных сетях;
- ежедневное размещение по несколько селфи.
Ребёнок начинает нервничать, если по какой-то причине не может войти в свой аккаунт в течение долгого времени. Его это раздражает, он может начать плакать, кричать. Такое состояние лечится только у психотерапевта.
Как избежать опасности?
Чтобы обеспечить ребенку безопасность в социальных сетях, познакомьте его прежде всего с правилами поведения в Интернете:
- писать собеседнику лишь то, что сможешь сказать ему прямо в глаза;
- не публиковать на страничке подробную и личную информацию о себе, своём доме, своей семье;
- не оскорблять, не унижать, не обижать других;
- не общаться с незнакомцами, анонимными пользователями, фейками;
- уметь отклонять предложения о видеочатах, созвонах, обмене любыми данными;
- не входить в странные, необычные, подозрительные группы и сообщества;
- по возможности не пользоваться платными услугами;
- не вступать в перепалки с обидчиками и троллями.
Эта информация должна активно распространяться среди детей, чтобы они были осведомлены, что их может подстерегать в безобидных на первый взгляд социальных сетях. Договоритесь с ними, что вы им доверяете и никогда не будете заходить в личные переписки, но и они должны вам пообещать, что ничего запретного не будут совершать. Помимо этого, родителям всё-таки не лишним будет подстраховаться:
- завести аккаунты в тех же социальных сетях, подписаться на ребёнка и отслеживать, что он постит и комментирует, какие фотографии размещает, кого добавляет в друзья, какую музыку слушает;
- время от времени делать дружеские (не категоричные!) замечания (фотография слишком личная, пост чересчур мрачный, комментарий получился грубоватым и т. д.);
- иногда давайте немного денег (от 100 рублей в месяц никто не обеднеет), чтобы он приобрёл те самые стикеры или отправил подарок кому-то из друзей.
Как оторвать ребёнка от социальных сетей в случае зависимости:
- проводить с ним больше времени: ходить всей семьёй в походы, кино, на прогулки, путешествовать;
- увлечь чем-нибудь интересным и полезным: чтением, коллекционированием, спортом, наукой;
- приглашать его друзей домой, устраивать для них праздники (дни рождения, окончание учебного года, хэллоуин);
- привлекать к помощи по дому: просить (а не требовать!) сходить в магазин, посидеть с младшей сестрёнкой, убраться, помыть посуду;
- разговаривать по душам;
- говорить о своей любви, заботиться, доверять, дать почувствовать, что ребёнок нужен вам.
Социальные сети для современных подростков — опасная паутина, которая цепко держит, связывает и парализует психику, негативно сказываясь на характере и системе ценностей, развращая душу. Чтобы уберечь их от неё, будьте максимально близки со своим ребёнком, чтобы он доверял вам больше, чем фейковым анонимным пользователям.
Вам также может быть интересно:
Польза и вред интернета для дошкольников
Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего возраста. Самое популярное увлечение на сегодняшний день – социальные сети. Практически все молодые люди, дети, их родители и даже бабушки и дедушки имеют свои странички в той или иной социальной сети. Насколько все-таки полезно такое занятие, что больше оно приносит – вред или пользу?
ПОЛЬЗА↑
Не владеть компьютерной грамотностью в наше время, – все равно, что в прошлом веке не уметь читать. В современном мире интернет предлагает безграничные возможности для творческого развития. Огромное количество развивающих игр, обучающих программ, с помощью которых можно научиться рисовать, снимать и монтировать кино, выучить иностранный язык, прочитать любую книгу, послушать музыку посетить любой музей, в интернете можно получить ответы практически на все вопросы. Можно общаться с друзьями из других городов и стран и находить новых по интересам. Социальные сети помогают знакомиться, находить друзей, обсуждать новости и события. Уехав далеко друг от друга, люди в любой момент могут поговорить или спросить совета.
Социальные сети помогают найти одноклассников и однокурсников, возобновить общение, поздравить с праздниками, назначить встречу.
Ребенок с детства приучается легко находить нужную информацию, в будущем эти навыки помогут ему легко находить занятия по интересам, учебные заведения, работу и место отдыха.
ВРЕД↑
Чрезмерное увлечение социальной сетью таит в себе и определенную опасность. Виртуальное общение иногда заменяет собой реальные взаимоотношения с людьми, оно способно погрузить ребенка в ирреальный мир, вытеснив желание жить обычной жизнью, не связанной с компьютером.
В интернете существует много мошенников, непорядочных людей, родителям следует учить ребенка виртуальному общению.
КАКИЕ ОПАСНОСТИ МОГУТ ПОДСТЕРЕГАТЬ РЕБЕНКА?↑
Физическое здоровье↑
Длительное пребывание за компьютером особенно вредно для детского организма. Врачи советуют ограничивать время работы с компьютером для дошкольника до 30-40 минут в день и до часа в день для младших и средних школьников. Если ребенок имеет проблемы со зрением или другие противопоказания по здоровью, то вопрос о времени работы с компьютером нужно решать совместно со специалистом.
Психологическое здоровье↑
Погружение в виртуальный мир может вызвать болезненное привыкание у ребенка с его возбудимой и только формирующейся психикой. Очень важно, чтобы общение ребенка не ограничивалось только социальной сетью.
Опасное общение↑
Объясните ребенку, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Если от знакомого человека приходят странные сообщения, нужно, не отвечая, сообщить родителям. Аккаунты взламываются и могут использоваться для спамерской рекламы или порнографии. Нельзя сообщать о себе никакой личной информации в свободном доступе. Выберите вместе с ребенком какой-нибудь ник и нейтральный не вызывающий аватар. Следует объяснить, что не стоит делать свои личные странички достоянием всего интернета, а ограничиться группой друзей, которых знаешь лично, нельзя сообщать информацию о родителях: полное имя, где они работают и свой настоящий адрес. Не следует встречаться с виртуальными друзьями в реальной жизни, как бы они этого ни хотели, друг может оказаться не тем, за кого он себя выдает.
Нежелательная информация↑
В социальной сети всегда есть риск натолкнуться на вредную информацию, призывающую к употреблению наркотиков, суициду, информацию о псевдорелигиозных и мистических действах, сектах, мошеннические и порнографические ресурсы. Обычно вся эта опасная информация может быть отсечена соответствующими программами и антивирусами. Но с маленькими детьми-дошкольниками и младшими школьниками во время нахождения в сети должны находиться рядом родители. Детям необходимо рассказать о том, что не стоит доверять сразу всему, о чем он узнал из сети.
Угроза мошенничества↑
В сети можно столкнуться с различными услугами, которые предлагаются после оплаты СМС на короткий номер. Чаще всего это обычное мошенничество. Нужно заранее предупредить ребенка о такой возможности. Отправка СМС на короткие номера должна быть под строжайшим запретом. Если это необходимо для покупки некоторых артефактов для игры, это должно быть всегда согласовано с родителями. Обьясните также, что принимать файлы от незнакомых людей, открывать сомнительные ссылки не следует, потому что в результате этого можно заразить компьютер вирусами.
Как помочь ребенку?↑
Постройте с детьми доверительные отношения. Ребенок должен понимать, что встречи в реальности с виртуальным другом надо избегать не по той причине, что родители будут ругаться, а потому, что это действительно опасно. Расскажите примеры из реальности.
Поставьте на компьютер хороший антивирус с возможностью настройки родительского контроля.
Найдите время, чтобы посидеть с ребенком за компьютером. Взрослые должны помочь ребенку научиться ориентироваться в потоке информации, безопасно общаться и извлекать максимум пользы от сети интернет.