Сочинение на тему красота и польза

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>> Как соотносятся красота и польза
Как соотносятся красота и польза
Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.
Античный философ Сократ (V в. до н. э.) считал красивым то, что наилучшим образом соответствует своему назначению. На основании этого утверждения он, не отличаясь привлекательной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказывал, что необычайно красив. «Большие уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы».
И в последующие эпохи люди поразному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.
В эпоху барокко искусство отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые формы искусства.
В «Высокой мессе» И.-С. Баха драматургия основана на раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробуждают величие духа и устремленность к активному действию.
Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в обычной жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.
Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыкаленном, озвученном быте. Легкая, развлекательная музыка стала основой музыкального рациона, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке относится шлягер — модная песенка танцевального характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания.
Однокоренной глагол «schlagen» имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту самого действа: исполнение такой музыки опирается, как правило, на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора штампов.
Музыка представляет все разнообразие Вселенной, воплощенное в бесконечных сочетаниях звуков. Каждый слушает ту музыку, которая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека — это своеобразное зеркало, но отражается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание.
В жизни происходит преувеличение утилитарной значимости музыки, ее прикладной функции, при которой эстетические, художественные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка используется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздоровлять человека.
Издавна музыка понимается как средство управления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности. Музыка объединяет в себе две крайности, которые легко делаются самостоятельными по отношению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.
• Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах?
• Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содержания которых является повседневная жизнь.
• Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?
• Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит».
Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.
Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Искусство для 8 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.
Разработка – Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Радует сердце, душу и глаз
Жизнь, красота и прохлада.
Бог сотворил этот мир для нас.
Что еще нам для счастья надо!
Все в природе придумано мудро. Об этом позаботился Творец. Мы можем не только наблюдать, как соотносится красота и польза вокруг нас, а еще и участвовать в их гармонизации.
Внешняя красота или внутренний мир. Что важнее?
У каждого, зависимо от стати, положения, профессии, возраста, свое представление о красоте. Ее идеалы менялись вместе с эпохами, и у каждой национальности они свои.
Естественная красота дарована человеку от рождения. И его задача – хранить этот дар, поддерживать, развивать.
Внешность бывает обманчива. Ее можно подкорректировать с помощью косметики, одежды, украшений. Человек рождается, расцветает, набирается сил, плодоносит, наслаждается своими плодами и потихоньку увязает, чтобы перейти в иной мир. Приходит время, когда человек задумывается о своей жизни и вечных ценностях, о том, как соотносится красота и польза в его жизни.
Душу человека невозможно замаскировать. Ее можно развить или загубить. Внутренний мир проявляется через поступки и действия, отношение к людям и жизни. Больше всего ценятся доброта, отзывчивость, надежность, оптимизм и позитив. Невозможно быть абсолютно счастливым, если жизнь не приносит пользы. След от добрых дел останется даже после смерти.
Красота и польза вокруг нас
Во все времена люди стремились украсить свое жилище, сделав его уютным и комфортным. Менялись века, стили, мода, но ценности оставались прежними.
Древнеримский архитектор Витрувий утверждал, что в основе архитектуры лежат главные составляющие, гармоничность который зависит от того, как соотносится красота и польза,и прочность творения важна не меньше этого.
Наскальные рисунки в пещерах оставили представление о первобытных ценностях. Для них были важны еда, вода, жилье, занятия и очаг.
Жизнь человека невозможна без огня и воды, на которые можно смотреть часами. Значит, это безупречная красота.
Гармония в искусстве
Красота и польза в искусстве обрели приверженцев в разных стилях. К этой теме обращался Максим Рыльский в стихотворении «Розы и виноград».
Мы любим труд, что к творчеству дорога.
И музыку, что нас возносит в небеса.
Для счастья нужно два крыла – немного:
Красота и польза – розы и виноградная лоза.
Максим Горький видел смысл жизни в красоте и стремлении к высокой цели.
В своем творчестве к теме красоты прибегал и Федор Достоевский. Устами его персонажей глаголет истина, что отражает мысли творца. В каждом человеке природой заложена красота. Если не научиться ею управлять во благо, она нивелируется.
Разные стили и направления по-своему изображали то, как соотносится красота и польза. Люди настолько заняты своими проблемами, что не замечают ничего вокруг, зло и грехи закрывают им глаза. Достоевский называл красоту страшной и таинственной силой, которая под воздействием обстоятельств может быть разрушающей. Его фраза «Красота спасет мир» оправдана только тогда, когда красота приносит пользу, существует во благо.
Человек – главное творение Господа. Творчество человека – это зеркало, которое отражает его внутренний мир. Писатели, художники, музыканты, архитекторы разных времен пытались отобразить свое видение красоты в произведениях. Их жизнь прошла с пользой для общества, они оставили свои отпечатки красоты в истории для многих поколений. А что останется после нас?
Как соотносится красота и польза на
примере памятников архитектуры.
Есть ли в красоте какая-то
польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает
ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще
чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда
лаконична и красива по начертанию.
Если строго разграничить
искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия
искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не
существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления
интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой
техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная
жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое
взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
Во все времена искусство давало
возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем
представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших
дней.
Красота для древних народов не
была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени
способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое,
сильное, стремительное.
И в последующие эпохи люди по-
разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские
художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди. Их
грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники
того же времени радовались тихому домашнему уюту.
В эпоху барокко искусство
отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный
внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба
противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной
покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые
формы искусства.
Сцены заурядных или даже
трагических событий, которые в обычной жизни далеки от представлении о
прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их
польза в том, что они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию,
помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего
мира и тем самым приобщиться к творчеству.
Одним из самых
полезных для жизни человека искусств является архитектура.
Архитектура(лат.
architectura)
– искусство
проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную
среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей,
доставляющее эстетическое наслаждение.
Если сравнивать архитектуру с
другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь
музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире
— ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения
архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг;
«отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями
архитектуры.
С древнейших времен человек
научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы,
которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов
образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами,
огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому
русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от
выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».
Планировка и строительство
городов — это одна из областей архитектуры, она получила название
«градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи
Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.
В Античности на укрепленном холме
строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь —
политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди
располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.
Каждый средневековый город ограждали могучими каменными
стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной
крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами
означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города,
заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы,
город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский
город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного
ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло
эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих
такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе… И возлюбив место то и
помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).
Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное
место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. — кремль). Он был
внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после
падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие,
монументальные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план
древней Москвы.
Центром западноевропейского города был кафедральный собор.
Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь.
Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок
располагался за городской чертой.
Экономическим и стратегическим центром восточного
средневекового города была площадь, на которой строилось медресе — высшая
школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились
минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в
архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть —
караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам
разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света,
в военное время перемещались воины.
В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной
традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался
какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.
Выдающийся архитектор XVI в. Палладио Андреа писал:
“…В каждой постройке должны быть соблюдены… три вещи, без которых ни
одно здание не может заслужить одобрения: это польза и удобство, долговечность,
красота.
Говорить об
архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и
смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой
классической формулы зодчества. Сменяются эпохи, архитектурные стили,
изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества
остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться
произведением архитектуры.
Прочность является непременным условием для сооружений, так
как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу.
От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение зданий и
сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть
столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.
Польза и красота –
тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков
искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают
противоположные точки зрения.
“Красота возникает на основе пользы”,-утверждают
одни.
“Красота рождается на основе бесполезного”,-
возражают другие.
Вот несколько
высказываний сторонников первой точки зрения.
“Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для
того, чтобы ими любоваться”,-
считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон.
“Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет
красивой”,- утверждал французский
историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк.
“То, что хорошо функционирует, также хорошо
выглядит”,- провозгласил в начале
XX в. немецкий архитектор Б. Тауг.
Вот противоположная
точка зрения.
“По-настоящему прекрасным является только то, что
ничему не служит”,- утверждал
французский писатель XIX в. Т. Готье.
В самом дело, разве гигантский размер и геометрия пирамид
Египта, абсолютно но нужные для захоронения одного человека (даже фараона), не
придают им необыкновенную выразительность?
Разве ряд колонн, окружающий собственно здание (целлу)
древнегреческого храма и являющийся чистейшей декорацией, не придает этому
сооружению скульптурную пластичность и особое изящество?
Разве восьмиколонный портик фасада Большого театра в Москве, шпиль Петропавловской крепости в Ленинграде и колоннада собора Святого Петра
в Риме – все эти функционально бесполезные элементы – не придают перечисленным сооружениям
прекрасный неповторимый облик?
Итак, две противоположные точки зрения. А где жe истина?