Слушать велика ведь бывает польза от учения книжного
В книге пересказаны древнерусские православные повести, предания, притчи и сказания о реально живших в древности людях (о князьях, царях, святых), о реальных событиях древнерусской истории и о вымышленных героях.
Спорное добро. На счёт доброты книги вопрос спорный. Называть языческих богов бездушными, тёмными, бессмысленными и ненавистными, а языческие обычаи благопротивными — это не очень по-доброму и не очень достойно. Налицо нетерпимость к другой религии. В повести о святом Георгии Победоносце у змея подломились колени, он покорился Георгию, но Георгий всё равно отрубил голову чудищу. А как же прощение и доброта? Особенно за покорность?.. Также довольно точными словами авторы наделяют одних «хорошими», других — «плохими». Святополк — бесчестный, убил младших сводных братьев. А то что его дядя Владимир (приёмный отец) тоже братоубийца (убил родного брата, родного отца Святополка), так ничего, Владимир «хороший».
Полезность книги состоит в знакомстве с некоторыми рассказами из истории России. Каждый рассказ повествует о некотором Святом либо об известной легенде. Можно найти и что-то воспитательное. Наиболее явно воспитательный момент освящён в первом пересказе «Поучения» Владимира Мономаха, который наставлял почитать старых, быть гостеприимным, писал, что лень — мать всего дурного, и другое.
Читать книгу нужно осознанно, анализируя судьбу реальных людей, причинно-следственные связи. Нужно пытаться предполагать другой исход, как избежать смерти, где больше проявить прощения и доброты.
Для примера, возьмём пересказ о некотором Данииле. В этом пересказе поднят вопрос о том, что богатый человек всеми уважаем, а бедняк — презираем и ненавидим. Тема интересная, достойна дискуссии. Как раскрыта эта тема в пересказе? Даниил просит у князя хлеб подать, одеяло зимой и прочее. Он пишет, что не богатство и внешность ценны, а ум-разум и мысль. Он просит одарить мудрых людей и отнять богатство у глупых. При этом Даниил прямо возносит себя над всеми, особенно над богатыми людьми. И посему, видимо, дайте ему за это горсть злата. Даниил обозвал советчиков князя глупыми. Пишет, что богатая невеста ему, Даниилу, не нужна, ибо непременно она будет злой. В чём же Даниил умён? Неизвестно. Даниил себя обозначил «знатоком» из-за чтения тонны книг. Не бывал он за морем, не было у него учителей. Всё сам — вот и умный. На мой взгляд, это пример типичного попрошайки, а не разумного человека. Коли умный такой, чего бедный? Ума не хватает научиться ремеслу, чтобы прокормить свой большой рот и одеть себя зимой? Даже жену себе взять не может и обеспечить! Ему богатую да добрую подавай. Хамство и наглость. Об ответе князя в пересказе умолчали.
Есть ещё, например, такое противоречие:
А Ярослав принял в княжение всю землю Русскую, и с тех пор прекратились усобицы и распри на Русской земле.
Неправда это. И в следующей же повести усобицы и распри очевидны меж князьями. Они враждовали между собой и не помогали друг другу.
Иллюстрации в издании хорошие, красивые. Но некоторые не соответствуют тексту. Например, в иллюстрации к повести о Георгии Победоносце царевна оказалась привязана к дереву. Хотя в повествовании она добровольно осталась одна и даже могла уйти. Или в предпоследнем рассказе у князя Петра слуга по тексту юн, а на иллюстрациях (не одной даже) слуга изображён старым.
Тем не менее, читать книгу было приятно и интересно. А также легко и быстро. Книга очень красивая и даже качественная. Некоторые пересказы запали в душу, очень понравились. А некоторые были уже известны (либо просто не понравились). Впечатление среднее, больше положительное.
Книга известного египтолога И. С. Кацнельсона рассказывает об истории открытия в начале XX века английским археологом Говардом Картером гробницы египетского фараона Тутанхамона. Она содержит обстоятельную характеристику времени Тутанхамона, описание самой гробницы и найденных в ней предметов, часть…
Юрий Александрович Бычков — искусствовед (член Союза Художников), драматург (член Союза Театральных Деятелей), заслуженный работник культуры РФ, действительный член Международной Академии Наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЕБ), член Международной Академии Наук о природе и обществе…
В этой книге Н.П. Старостин, один из создателей общества «Спартак» и на протяжении многих лет руководитель московской футбольной команды, рассказывает о своей жизни в спорте. Повествование об истории становления и развития отечественного футбола идет на фоне общих событий, происходящих в стране….
Роман «На Индию при Петре I» не издававшийся с начала века, раскрывает переломные моменты русской истории XVIII века.
История княжны Таракановой — это всего лишь один из эпизодов екатерининской эпохи, но эпизод значимый. Годы царствования Екатерины II — «золотой век» в истории России. Это время удивительных человеческих судеб: невероятных взлетов и падений. Фавориты и самозванцы, авантюристы всех мастей оказались…
Историческое повествование о выдающемся военном деятеле России начала XIX века, талантливом ученике великих русских полководцев А.В.Суворова и М.И.Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года генерале Алексее Петровиче Ермолове. Автор Олег Михайлов, лауреат премии Министерства обороны СССР,…
В древнейшей дошедшей до нас летописи — «Повести временных лет» написано: «Велика ведь бывает польза от учения книжного… Книги — это реки», наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах неизмеримая глубина, ими в печали утешаемся…” Это издание даёт обширный материал о древнерусской…
Имя Николая Гейнце – видного русского писателя середины прошлого века, автора ряда исторических романов об истории России сравнительно мало известно отечественному читателю.От множества современных и более поздних писателей, пишущих на ту же тему, его отличает глубокое проникновение в суть…
В основе этого романа — реальный эпизод из истории крестовых походов. Июль 1191-го; английские и французские крестоносцы уже больше года находятся на Святой Земле. Между предводителями воинства Христова Ричардом I Львиное Сердце и Филиппом II растут противоречия из-за притязаний на титул Короля…
Данная книга во многом уникальна. Впервые открывается неизвестная страница – участие моряков-тихоокеанцев в битве за Орел. В источниках – в осномном материалы Центрального архива Министерства обороны РФ. Впервые в исторической литературе на примере отдельных подразделений и соединений представлены…
“Смутное время”, несмотря на спорность некоторых выводов и оценок, и по сей день остается повествованием об одной из самых загадочных и страшных эпох в российской истории, непревзойденным по количеству малоизвестного и фактического материала и психологической достоверности портретов…
Вряд ли в истории России было другое время, породившее столько преданий и легенд, как годы царствования Екатерины II. Была ли эта эпоха особой или просто мы, вглядываясь в прошлое, невольно поддаемся очарованию «безумного и мудрого» восемнадцатого столетия? Даже люди того времени кажутся…
Автор — бывший президент Украины, делится своими взглядами на историю Украины, на события XX века и последних лет, излагает свою точку зрения, почему Украина не может быть Россией, о различиях в украинском и русском национальных характерах, о разных взглядах на культурно-историческое прошлое и…
Евсевий Кесарийский (Памфил) (около 260–339). Евсевий родился в Палестине, получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии. Изучал труды Платона, Филона Александрийского, особенно повлияло на него учение Оригена. Прозвище «Памфил», а точнее «Памфилов», он получил из-за дружбы с неким…
В сборник вошли материалы (воспоминания, статьи и очерки политических деятелей, писателей, ученых, публицистов, юристов, документы) о преступной деятельности, аресте, суде и казни Л.П.Берии, одной из самых влиятельных и темных фигур сталинского правления, многие годы возглавлявшего репрессивный…
3-я книга «Истории России» Г.В. Вернадского, посвященная периоду монголо-татарского нашествия, анализу его воздействия на последующие судьбы развития России. На базе широкого диапазона источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.
В романе-хронике рассказывается об одном из интереснейших периодов истории России — правлении императора Павла I, романтической и в то же время драматической жизни первых русских поселенцев на Аляске (Русской Америке), их контактах с местными жителями.
Это второй роман Аниты Мейсон, после исторического бестселлера «Иллюзионист», вошедшего в шорт-лист Букеровской премии, — роман о всепобеждающей страсти и той цене, которой может даться эта победа. Особенно если эта страсть — к полету, вы — женщина, а место действия — гитлеровская Германия…
«Ангел…
Самородка Меншикова природа наградила талантами полководца и великолепного организатора. В частной жизни он был заботливым главой семьи. Но наряду с этим он обладал беспредельной алчностью и необузданным тщеславием. Судьба непременного участника и исполнителя важнейших начинаний Петра I…
Несчастный сын Великого Петра не относится к числу выдающихся деятелей русской истории. Однако его трагическая судьба — он умер, не выдержав пыток, в застенках Петропавловской крепости — ярко высвечивает и характер его отца, царя-преобразователя Петра I, и нравы той жестокой эпохи, в которую ему…
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: „Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.
В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.
В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.
В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!
В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата: „Я пойду с ними». И высадился к ним с корабля, и сказал: „Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной». И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.
В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: „Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти». И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.
В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде.
В год 6554 (1046).
В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру.
В год 6556 (1048).
В год 6557 (1049).
В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.
В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов.
А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: „Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Благословил его и отпустил, сказав ему: „Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: „Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь Ярослав, – приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве.
Антоний же прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: „Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал – да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы». И так сказал им: „Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой горе, так как и прежде уже привык жить в уединении». И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен с братией к Антонию и сказали ему: „Отец! Умножилась братия, и не можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы мы церковку вне пещеры». И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и сказали: „Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь». Антоний же сказал с радостью: „Благословен Бог во всем, и молитва святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами». И, сказав это, послал одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: „Князь мой! Вот Бог умножает братию, а местечко малo: дал бы нам гору ту, что над пещерою». Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом, келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали: „Поставь нам игумена». Он же сказал им: „Кого хотите?». Они же ответили: „Кого хочет Бог и ты». И сказал им: „Кто из вас больше Феодосия – послушного, кроткого, смиренного, – да будет он вам игумен». Братия же рада была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, – и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем – как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего к нему, – пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия скажем после.