Сельские жители которые несли повинности в пользу князя

Какими правами в обществе они обладали?

Анонимный вопрос  ·  13 ноября 2018

13,3 K

Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

В чём отличие «смерда» от «людина» в Древнерусском Государстве?

В XI веке началась кодификация права Древнерусского государства. К тому времени на Руси уже сложились феодальные отношения и различные классы общества. Собственно, поэтому и потребовалась кодификация права, поскольку обычное право (око за око и т.д.) уже не удовлетворяло интересам усложнившегося феодального общества.

Точную разницу в правовом положении установить сложно, ведь составители древнерусских правд при составлении кодексов сразу переходили к сути. Для них не было нужны отдельные статьи с описанием правового статуса и отличий – они просто пользовались этими словами, точно зная, кто смерд, а кто людин.

Мы же можем лишь по контексту понять смысл этих слов. Так вот “людин” – это форма единственного числа от слова “люди”. А люди – свободные полноправные члены общины. Община – это коллектив, связанный круговой порукой, общими обязательствами. Важно, что слово “людин” употребляется вместе с названиями других полноправных сословий, например “аще будет болярин или людин или варягъ”.

Слово же “смерд” в “Русской правде” упоминается в контексте зависимого сословия, например, “если смерд умрет, то наследство князю” или “если смерд мучает смерда без княжеского повеления”. По контексту видно, что смерды – свободные, но зависимые от князя люди. По сути это первые крепостные.

Также надо упомянуть, что вира за убийство людина – 40 гривен. А за убийство смерда такое же, как и за холопа – полностью лишённого прав раба – “за смерда и холопа 5 гривен,а за робу – 6 гривен”. Отличие в 8 раз.

Прочитать ещё 8 ответов

Чем различались главные причины централизации в Европе и на Руси?

Путешествую по миру, вожу мотоцикл, пробавляюсь дауншифтингом в Болгарии.

На Руси, в отличие от европейских стран, основная причина заключалась не в экономических предпосылках (рост материального производства, развитие товарно-денежных отношений, разрушение натурального хозяйства как основы экономики), а борьба за освобождение от Золотой Орды, которую возглавляло Московское княжество.

Прочитать ещё 1 ответ

Можно ли сегодня отличить потомков дворян от крестьянских потомков по каким-либо приметам или привычкам?

Если бы мы жили в начале XX века это ещё было бы возможно, но на текущий момент нет.

Ликвидация сословий, лишение дворян их привилегий, всеобщее единое образование, открытая культура – всё это выровняло привычки крестьян и дворян, их язык, а гены крестьян и дворян перемешались.

Как уже верно отметили, вероятность того, что среди ваших предков были дворяне есть, но, скорее всего, большинство из них были крестьянами. И этим стоит гордится.

Прочитать ещё 3 ответа

Каковы были причины феодальной раздробленности на Руси?

Разбираюсь во многих областях знаний, а где не разбираюсь – там разберусь!

Причин несколько, но основные можно выделить:

  1. Рост владений отдельных феодалов, хоть их владения и считались мелкими, но по факту зачастую они не уступали по силе и богатству центральному правителю. И этот момент давал возможность ставить свои интересы выше интересов правителя.

  2. Невозможность поддерживать постоянную и быструю связь со всеми своими территориями. Известно, что правители того времени контролировали ситуацию на местах приезжая лично, а это очень низкая мобильность для власти и как следствие из за этого в большем авторитете была «местная» власть.

  3. Слабые экономические связи, торговля поддерживалась на маленьких расстояниях, а значит и политического единства подкрепленного материальной базы практически не существовало.

  4. Сила влияния городов росла, но только поблизости.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

Разбираемся ниже.

Вы только что успешно прошли этот тест. Вы большие молодцы, если захотели пойти дальше и узнать развернутые ответы на вопросы теста.

Начнем!????

Ярослав Мудрый — один из самых успешных князей на киевском престоле. Хоть и взошел на него кровавым путем (об этом я писала здесь).

Что он успел сделать для внешней и внутренней политики Древней Руси. На главных тезисах остановлюсь кратко.

1) Время правления князя — расцвет Древнерусского государства. Стремясь укрепить порядок и законность в государстве, Ярослав положил начало созданию письменного свода законов, который получил название «Правда Ярослава» или «Русская Правда»

Правильный ответ на 1 вопрос теста — 1016 г. Именно этой датой ознаменовывается начало подготовки законов на Руси.

2) Годы правления Ярослава Мудрого — 1019 — 1054 гг

Поэтому на 2 вопрос теста о том, какое из событий произошло раньше всех, необходимо было ответить — призвание варягов.

По датам это: Призвание варягов — 862 г., начало правления Ярослава Мудрого — 1019 г., начало правления княгини Ольги — 945 г., а создание «Русской правды» — 1016 г.

3) При Ярославе Мудром сложились более четкие правила управления государством. Он больше не был «первым среди равных» князей, а полноправным правителем государства — великим киевским князем.

При нем сложилась и закрепилась официально следующая статусная модель общества:

Во главе государства — князь

Ниже статусом — дружина, которая делилась на старшую и младшую. В старшую входили бояре, а в младшую — купцы, верхушка духовенства и члены местного самоуправления.

Средний слой населения состоял из:

Люди — свободные землевладельцы, объединенные в общину

Смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя

Закупы — разорившиеся общинники. Как только выплачивали долг. становились свободными.

Рядовичи — люди, которые заключили договор — ряд с господином и соглашались работать и жить у него на определенных условиях.

В низший слой населения входили холопы (челядь) — бесправный слой. Работали на князя и владельцев вотчин. Холопство передавалось по наследству.

На 5 вопрос теста необходимо было ответить «вотчина», поскольку поместьем владеть начали намного позже и не бояре, а помещики. Барщина — это специальный налог, который будет взиматься с людей уже в царское время. А «вотчина» — это земельный удел, который мог передаваться по наследству, а также часто выступал в качестве подарка князя своей дружине.

На 6 вопрос необходимо было ответить «рядовичи», поскольку казаки, дьяки и вотчинники — термины более поздних периодов становления российской государственности.

4) «Правда Ярослава» предусматривала строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т.д. Однако сохранила пережитки родового строя, в частности, право кровной мести родственников за убитого человека.

Главной особенностью документа стало закрепление равного положения всех слоев государства перед законом. Это правильный ответ на 7 вопрос теста.

5) Как развивалась внешняя политика при Ярославе Мудром?

Укреплялись южные рубежи, строились первые города-крепости; в 1036 году — были полностью разгромлены печенеги. Их набеги прекратились; мирные договоры были заключены с поляками и византийцами. Сын Ярослава женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Именно при Ярославе формируется древнерусская народность, складывается русский язык. Народ перестал отождествлять себя с определенным племенем и стал звать себя «русским»

Главная причина расцвета Древней Руси — это окончательная победа над печенегами. Русь переживала свои «тучные» времена. Это ответ на 8 вопрос теста.

Напишите в комментариях, нравятся ли вам подобные разборы или лучше делать отдельные статьи без привязки к тесту.

Мне правда важно ваше мнение. Спасибо!

Источник

Какими правами в обществе они обладали?

Анонимный вопрос  ·  13 ноября 2018

12,7 K

Смерды — крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи — крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы — должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название — челядь) — люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои — это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные — платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные — принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные — по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко?

Всего в Положении 207 пунктов.

Вот самые основные:

  1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

  2. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

  3. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <…>

  4. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны

  5. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

Как и по каким критериям во времена рекрутской повинности происходил выбор крестьянина-новобранца, которого отправляли от общины на службу?

Рекруты выбирались общиной, то есть не происходило выбора рекрута со стороны армейских офицеров, но они были обязаны принимать «кого отдатчики в отдачу объявят и поставят». А крестьяне-общинники часто старались сдать в рекруты буйных и вообще бесполезных для общины людей. Это значит, что старались также не отдавать в рекруты, например, единственного мужчину в семье, а учитывать и такие факторы. Однако зачастую рекрутов просто выбирал помещик, редко считавшийся с интересами своих крестьян. Кажется, подобные моменты — попытки возвращения из рекрутчины несправедливо затянутых в неё, освещались, в частности, Некрасовым.

Прочитать ещё 1 ответ

На каких языках говорили князья Киевской Руси (конкретно по персоналиям)?

Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель

Вообще, странный вопрос. Точных данных по этому поводу нет, так что, я дальше буду фантазировать. Не дублируйте это в своих контрольных работах по истории, ленивые школьники!

Рёрик, Хёльги и Ингварр — вероятно, говорили на одном из древнескандинавских диалектов, поскольку со славянами едва ли пересекались настолько плотно, чтобы подхватить язык, а в греческом и латыни, например, не нуждались.

Ольга, вероятно, знала греческий или латынь, в добавок к какому-то скандинавскому, поскольку приняла христианство (=читала либо слушала проповеди) и как-то общалась с византийским императором. Я склоняюсь к греческому. Могла знать славянский, но это не точно.

Святослав и Владимир уже должны были говорить на киевском диалекте восточно-славянского языка, а также должны были знать вышеупомянутый скандинавский язык для общения с дружиной. Могли также знать греческий, поскольку поддерживали контакты с Византией.

Ярослав, судя по обладанию легендарной библиотекой и прозвищу «тесть Европы», был либо полиглотом, либо имел солидный корпус толмачей. Если склоняться к первому варианту, то он должен был знать, как минимум, киевский диалект восточнославянского, ставший в конце его правления койне на Руси, некий скандинавский (вероятно, древненорвежский), греческий и латынь.

Изяслав-Дмитрий, кроме славянского, точно знал латынь, поскольку состоял в переписке с папой римским и использовал в отношении себя титул «Demetrius, rex Ruzenorum«.

Всеволод Ярославович, инфа сотка, знал также греческий, латынь, шведский (и/или норвежский) и немецкий.

Про Святополка Изяславовича не известно толком ничего. Подозреваю, что он владел славянским, греческим и латынью.

Владимир Мономах точно владел славянским разговорным, старославянским книжным и греческим, из которого тягал модные словечки типа «архонт Русии». Поскольку, в целом, он был человеком крайне образованным и тяготеющим к знаниям, на этих трех языках он не ограничивался и, вероятно, владел латынью и какими-то германскими языками.

Мстислав-Гаральд-Теодор, также владел двумя славянскими языками и, судя по его внешнеполитическим контактам, как минимум, латынью в придачу.

Дальше идет адская чехарда из множества князей, которые правят буквально по 2-3 года, а многие — еще меньше, хаотично меняются и не ведут внешней политики, потому едва ли кого-то интересуют. Скорее всего, кроме устного киевского диалекта, они владели также книжным старославянским, греческим и/или латынью, но это не точно.

Прочитать ещё 7 ответов

Как в середине 19 века происходил переход из сословия в сословие?

Являюсь специалистом по темам — политология, социология, история. Увлекаюсь как…

Насколько я знаю, из дворянского сословия (если речь о наследуемом дворянстве) особого выхода не было, только через лишение состояния (или гражданскую казнь), но тогда человек автоматически оказывался в статусе человека вне сословия (на время наказания), позже же жил либо как мещанин, либо как крестьянин. Дети духовенства могли стать разночинцами, то есть людьми без определенного статуса, если отказывались идти по духовной линии и принимать сан или теми же мещанами. Стать мещанином можно было, проживая в городе и имея там собственность, занимаясь ремеслами или мелкой торговлей и платя подать (предоставляя рекрутов), взнос в купеческую гильдию делал человека членом купеческого сословия. Вообще, кстати, духовенство иликазачество не имела собственно говоря «сословных» прав. Они имели преференции только пока служили (если были священниками или казаками) и если оказывались лишены сана или изгнаны из реестра, то превращались опять-таки в мещан или крестьян. Дети ненаследуемых дворян тоже дворянами не становились, соответственно у них тоже был выбор. Вообще сер. 19 века — это уже время, когда шел по сути распад сословного общества, количество «разрядов» населения увеличивалось, перегородки рушились, их приходилось поддерживать искусственно, законодательным путём.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Тест по Древней Руси и Феодальной раздробленности на Руси

Новгород был феодальной республикой. В чём это выражалось?

1. власть сохранялась за вече;

2. Новгород выбирал князя на княжество;

3. новгородское население делилось на граждан и не граждан;

2. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:

1. сбора налогов;

2. объявлять войну и заключать мир;

3. вершить суд;

4. верны все ответы.

3. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе:

1. со старшими дружинниками и боярами;

2. с окольничими и думными дьяками;

3. с думными дворянами и дьяками;

4. с купцами.

4. Боярская дума в древней Руси — это:

1. городское самоуправление;

2. совещательный орган при князе;

3. законодательный орган;

4. прообраз парламента.

5. Определите причины феодальной раздробленности на Руси:

1. слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства;

2. была создана система обороны страны и бояре не нуждались в помощи великого князя;

3. города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение;

4. верны все ответы.

6. Каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

1. Русь потеряла свою независимость;

2. произошёл спад экономического развития;

3. начались междоусобные войны;

4. произошёл расцвет Руси.

7. К единению князей призывал автор:

1. “Моление Даниила Заточника”;

2. “Слова о полку Игореве”;

3. “Сказание о погибели Русской земли”;

4. Былины об Илье Муромце.

1. Даты 862 г., 882 г. связаны:

1. с ключевыми событиями образования Древнерусского государства

2. с борьбой Древней Руси с хазарами

3. с княжением Ярослава Мудрого

4. с походами Владимира Мономаха

2. 988 год — это год:

1. призвания на Русь варягов

2. крещения Руси

3. объединения Киева и Новгорода

4. битвы на реке Калке

Какое из событий произошло позже всех других?

1. восстание древлян

2. крещение Руси

3. призвание варягов

4. объединение Киева и Новгорода

Какое из событий произошло позже всех остальных?

1. крещение Руси

2. Невская битва

3. Куликовская битва

4. призвание варягов

5. Княжение Ярослава Мудрого относится:

1. к XI в.

2. к VIII в.

3. к XIII в.

4. к XIX в.

6. Любечский съезд князей, принявший решение: «Каждый да держит отчину свою», — состоялся:

1. в 1097 г.

2. в 988 г.

3. в 1240 г.

4. в 1223 г.

Проверяем знание фактов

Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.?

1. Рюрик

2. Святослав

3. Олег

4. Ярослав Мудрый

2. Слова летописца: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул» — обращены к князю:

1. Святославу

2. Олегу

3. Владимиру Мономаху

4. Игорю

3. Храм Св. Софии был возведен в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1. печенегов

2. монголо-татар

3. шведов

4. немцев

4. Создание первого письменного свода законов Древней Руси — Русской Правды — связано с именем князя:

1. Юрия Долгорукого

2. Александра Невского

3. Ярослава Мудрого

4. Олега Вещего

5. К памятникам зодчества Древней Руси IX— XII вв. относятся:

1. Десятинная церковь в Киеве

2. Троице-Сергиев монастырь

3. храм Василия Блаженного

4. храм Святой Софии в Киеве и Новгороде

6. «…Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» — этими словами начиналась (лось):

1. «Задонщина»

2. «Повесть временных лет»

3. «Поучение детям»

4. «Слово о полку Игореве»

7. Установите соответствие между именами князей и связанными с ними событиями:

Ярослав Мудрый
Владимир Святославич
Олег
Владимир Мономах
объединение Киева и Новгорода
разгром половцев
крещение Руси
составление Русской Правды

Применяем основные понятия и термины

1. Полюдьем в древности называли:

1. походы в Византию

2. походы против кочевников-степняков

3. форму взимания дани с подвластного населения

4. сход общинников

2. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1. холопами

2. смердами

3. рядовичами

4. закупами

3. Община у восточных славян называлась:

1. вервью

2. вирой

3. полюдьем

4. пожилым

4. Свод законов Древней Руси — это:

1. Русская Правда

2. Судебник

3. «Домострой»

4. Стоглав

5. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1. волхвами

2. посадниками

3. рекрутами

4. смердами

Источник

Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.

В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.

Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.

Правовой статус крестьян

Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.

Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.

Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.

На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.

Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.

Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.

Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».

Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.

Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.

Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.

Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.

В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.

Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.

Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.

Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.

Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).

Виды крестьянских повинностей

Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.

Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).

Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.

Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,

«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».

Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».

Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.

———————————-

Понравилась статья?

  • Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
  • Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.

Источник

Источник