Сделай свой выбор в пользу жизни классный час

            Классный час «ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ЖИЗНИ»

Цели: способствовать формированию знаний о вреде наркомании;

            способствовать росту самосознания и самооценки подростков.

Оформление:

          «Если мы не разрушим наступление наркотиков, то наркотики разрушат нас»

          «Мы выбираем жизнь!»

          « Жизни – да, наркотикам – нет!»

          «Кто волю свою теряет, тот заживо умирает»

                                           Ход мероприятия:

(на фоне тревожной музыки) – Вольфганг Амадей Моцарт

1.Он хотел научиться, как птица летать,

   Все Вселенную разом хотел он объять,

   Он хотел, как и все, научиться любить,

   Он хотел для любимой единственным быть.

2.Только слишком беспечно и слишком легко

    В свою вену иглу он вонзил глубоко.

    Взять от жизни  не смог он, увы, ничего.

    Под могильной плитою мечтанья его.

3. Дорогие ребята! Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания.

4. Еще недавно вести о ней доходили до нас из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман  заражает за год пятерых.

5. Наркомания – болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим

    средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред.

6. Основным мотивом, толкающим молодежь к наркотическому дурману, является любопытство и подражание.

7. Иногда  к употреблению наркотиков приучают и принуждают старшие товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем.

8. Существует представление: если принять наркотик всего один раз, в этом нет ничего ужасного. Это опасное заблуждение.

9. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости.

10. У подростка появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.

11.Облик человека, постоянно принимающего наркотическое зелье, далек от

      привлекательности: гнилые зубы, преждевременное облысение, желтушно – серая кожа, лицо с ранними морщинами – типичный портрет наркомана.

12. Прием наркотика обязательно приводит к изменению психики человека. Человек становится грубым, равнодушным к окружающим, жестоким, трудным в общении.

13. Через определенное время наступает такой момент, когда жизнь без наркотиков

      становится невозможной.

14. Даже одного приема достаточно, чтобы стать зависимым. Помните об этом!

15. Мучительная зависимость от наркотиков толкает человека на все – обман, воровство и

      даже убийство, лишь бы добыть наркотик.

16. Тот из скатившихся вниз, кто воровать не может, становится подопытным кроликом. На

      нем испытывают неизвестный препарат, не зная, каким будет его действие.

17.Он  принимает  первым – либо погибает, либо выживает. Это страшно, но все же даром.

18.Среди наркоманов часто встречаются случаи одного из серьезнейших заболеваний нашего времени – СПИДА.

19. Наркоманы губят не только себя и своих близких, но и будущее потомство, так как их дети рождаются с глубокими психическими и физическими уродствами.

20. Те, кто употребляют наркотики, чаще всего умирают молодыми. Даже до среднего возраста эти люди не доживают.

21. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не было бы зафиксировано случая употребления наркотиков или их распространения. Уже сегодня в России насчитывается до 4 миллионов наркоманов.

22. Наркомания в России продолжает «молодеть». По последним данным, более 60% наркоманов – люди в возрасте 18 – 30 лет и почти 20%  – школьники.

23.Ты хотел быть похожим на очень крутого,

      Ты не думал, что это для жизни угроза.

      А теперь в словаре твоем только три слова:

      Шприц, наркотик и доза.

24. В этом не было, в общем – то, умысла злого,

      Травка первая пахла, как дивная роза.

      А теперь в словаре твоем только три слова:

      Шприц, наркотик и доза.

25. Тошнота не дает подниматься с колен.

      Как страшны твое тело, нелепая поза!

      И тебя получили в пожизненный плен

      Шприц, наркотик и доза.

26. Где поэзия, где же обещанный рай?

      Лишь страдания, боль наступают упрямо.

      Мой сыночек, прошу тебя, не умирай!

      Шприц, наркотики, МАМА…

27.При употреблении наркотиков начинает разлагаться печень, изменяют свою работу почки и вслед за ними начинают разрушаться все органы , делая человека, употребляющего наркотики инвалидом на всю жизнь.

28. Наркотики вызывают предраковые процессы в легких, атрофию мозга, разрушается кровь, идет общая деградация личности.

29. Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на самые обычные вопросы.

30. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни…

31. Есть люди, которые хотят, чтобы ты стал наркоманом. Они не показывают своих лиц, не рассказывают о своих планах, но их посыльные с наркотиками могут быть рядом.

32. Они могут играть на твоем любопытстве или чувстве товарищества, они могут оказаться рядом, когда тебе тяжело.

33. Они могут угрожать тебе. У них много способов склонить человека к наркотикам.

34. Твоя беда должна стать их прибылью, твоя нищета обеспечит им красивую жизнь.

35. Сегодня ты независим от них, но они ждут, что ты оступишься, и тогда ты будешь в их власти, ты станешь их рабом.

36. Природа создала все, чтобы ты был счастлив: деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву и нас, людей, – красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья и в его душе не должно быть места для злого духа и низменного порока.

37. Ваша жизнь и ваше здоровье зависят от вас. Каждый из вас является

      хозяином своей жизни и своего здоровья.

38. « Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех». В.В. Путин.

39. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, ни окружающие  вас люди. Ваше здоровье – только в ваших руках.

40. Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное  – они лишают человека жизни!

41. Гражданский долг каждого из нас включиться в борьбу против наступления дурманящей отравы. Чтобы никогда не увидеть на руках детей следы ядовитого жала шприца.

42. В ком воля есть и сильный дух,

      Тот победит любой недуг.

      Болезнь отступит перед гордым,

      Перед бесстрашным, непокорным.

43. Мы говорим сегодня:

      Нет – наркотикам!

      Нет – преждевременной старости, раннему уходу из жизни!

44. Мы говорим сегодня:

      Да – солнцу и звездам!

      Да – цветам и любимым!

      Да – друзьям и близким!

      Да – радости и свету!

Просмотр презентации и видеофильма о наркомании.

Список использованной литературы:

И.Г. Ураков  «Наркомания: мифы и действительность»

Н.Н. Исмуков  «Без наркотиков»

Н.Б.Коростелёв «От А до Я»

Энциклопедия «Я познаю мир – Медицина»

Интернет – сайты:

https://slovari.yandex.ru/:   книги/БСЭ/Наркомания/

https://rsmu.ru/5300.html: Цитаты известных людей о здоровом образе жизни, вреде алкоголя, наркотиков и курения.

https://russlav.ru/index.html:  Наркотики, алкоголизм, курение – сайт RusSlav – все о вреде наркотиков, вред алкоголя, вред табакокурения.

Источник

Открытый урок – тренинг на тему

«Сделай выбор в пользу своей жизни».

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, только последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным; методом профилактической работы являются тренинговые занятия.

Читайте также:  Льняная мука польза для кожи

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи:

1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

2. Изменение отношения детей к наркомании;

3. Умение сказать “Нет” наркотикам;

4. Формирование устойчивой мотивации к сохранению здоровья.

Тип учебного занятия: комбинированный

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный, продуктивный, метод мотивации и стимулирования, рефлексия.

Методическое обеспечение занятия: распечатка слов для цитаты.

Оборудование: плакат с рисунком дерева, ручки 17 штук, мячик, чистые листы.

Подготовительная работа:

1. Работа с литературой.

2. Работа с Интернет сайтами.

3. Подбор иллюстраций.

4. Подготовка рисунка.

5. Написание конспекта.

6.Распечатка слов для цитаты.

Литература:

1.Коваль, И. Учимся мыслить. / И.Коваль – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 286 с.

2.Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.

3.Карандашев, В.А. Развивай логическое мышление. / В.А. Карандашев. – М.: Образование, 1993. – 47 с.

Ход работы.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много говорили о вреде потребления психоактивных веществ, как они влияют на здоровье и жизнь человека, а сегодня мы проведем тренинг на тему: «Сделай выбор в пользу своей жизни». Этот тренинг посвящен профилактике потребления наркотиков. Наша цель сегодня – это повысить свой информационный уровень, который касается этой проблемы; научиться делать правильный выбор в жизни, а также выражать свой отказ от употребления психоактивных веществ. На предыдущих занятиях, вы ответили на многие вопросы, связанные с наркоманией, давайте вспомним еще раз о том, что же такое наркотики и как они влияют на человека?(ответы детей)

Хорошо, вижу, что прошлые занятия не прошли напрасно, теперь переходим к нашему занятию. Для начала мы с вами проведем игру «Ассоциация».

игра «Ассоциация».

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Я буду называть слово, и кидать кому-то из вас мячик, ваша задача назвать ассоциацию к этому слову, которое приходит вам на ум.

«Алкоголизм», «сигареты», «наркотики», «наркомания», «зависимость» (ответы детей).

Мы видим, что ни чего хорошего с этими словами не связано, поэтому для сохранения своего здоровье нужно уметь говорить твердое «НЕТ», если вам кто-нибудь предложит попробовать психоактивные вещества.

Давайте ответим с вами на несколько вопросов:

– как вы считаете, насколько наркомания опасна, для подростков и молодежи?

– если эта проблема не будет решена в ближайшее время, как она повлияет на общество в целом?

– знаете ли вы людей, которые погибли от передозировки?

– как вы думаете, на сколько, быстро наркомания и потребление ПАВ распространяется в стране?

Сейчас я попрошу выйти ко мне одного человека, для проведение следующего упражнения.

Упражнение «Пирамида».

Твоя задача пригласить к себе двух человек, хорошо. Теперь каждый из вас должен выбрать еще по два человека из группы, ну и вы выберите себе по два человека.

Вот так быстро наркомания распространяется, и некоторые люди сами не понимают, как попадают в этот омут, уходя в него с головой. Пробуя наркотики, почему-то все верят, что они этого не коснуться и смогут удержаться от этой напасти, но это не так. Вам нужно поделится на две команды. Каждой команде я даю слова, из которой вы должны сложить цитату, кто справился, тот поднимает руку.

Ваша задача сложить из слов цитату: “Прием наркотиков – всегда полет, но в конце – всегда падение”.

Молодцы, все справились.

Как вы считаете, от кого зависит, начнет человек принимать наркотики и психоактивные вещества или нет? (ответы детей)

Решение вести здоровый образ жизни или нет принимать, конечно же, вам, каждому из вас, поэтому вы должны знать как можно больше о последствиях употребления психоактивных веществ.

Упражнение Дерево.

Сейчас, 1 команда в течение 3х минут пишет причины, почему люди начинают употреблять наркотики (за компанию, одиночество, конфликты, любопытство и т.д.)

А вторая команда в это время пишет последствия потребления ( одиночество, проблемы в семье, потеря друзей, интереса к чему – либо, тюрьма, болезни, проблема с психикой, смерть и т.д). Молодцы, теперь вы должны приклеить листочки на наше дерево. Причины потребления вы клеите на корни, а последствия на крону. Посмотрите, что у нас получилось. Не очень приятное зрелище.

Анализ: Любая зависимость приводит к печальным и страшным последствиям. Неужели каждый человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких. Скорее всего, нет, почему же тогда он делает такой выбор (ответы детей).

Сейчас мы с вами проведем игру «17 палочек»

Игра «17 палочек»

Каждая команда должна выбрать одного человека, который будет со мной играть, этот человек, может принимать решение сам, а может прислушиваться к команде, в течение игры вы можете меняться.

Каждой команде я даю по 100 баллов, если вы выигрываете меня, то я даю вам 20 баллов, если проигрываете, забираю 10. Думаю справедливо. А главное вы всегда можете сказать стоп. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

Условия игры. Я играю по очереди с каждым отдельно. Перед нами лежат 17 палочек, за один раз вы можете забирать 1, 2 или 3 палочки. Начнем с первой команды.

Для ведущего: Игра заканчивается, когда все скажут «стоп», а до этого ведущий предлагает играть еще партию, до окончательного «НЕТ» всей команды.

Вывод: Обратите внимание, вы хотели набрать больше очков, но всегда проигрывали, а победили те, кто смог остановится, а если бы вы совсем не начинали играть, то победа была бы в ваших руках. Так же и с наркотиками: наркотики – это игра, выбор стоит только за тобой, лучше не пробуй их, и выиграешь.

Почему вы все сказали, нет, вы ведь не знали, в чем заключается эта игра?

Все дело в том, что если человек пробует психоактивные вещества, он втягивается, так же как вы сейчас втянулись в эту игру, не заметно, вы хотели получить то, что вам обещали.

Я знала принцип игры и поэтому выигрывала. Те, кто распространяет наркотики, тоже знают о последствиях, но продолжают играть в эту игру, в которой чаще всего человек проигрывает. У вас всегда есть выбор сказать «Да» или ответить «Нет», но прежде чем дать ответ помните о том, что все кто отвечает ДА обречены на поражение. В игре под названием наркотики выиграть не возможно.

Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет?

Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

Игра “Марионетки”

Вы должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель “кукловодов” – перевести “куклу” от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет “куклу”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают “кукловоды”. Очень важно, чтобы на месте “куклы” побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли “куклы”?

Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?

Читайте также:  Мармелад польза и вред видео

Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. А так же не зная того можно попасть в неприятную ситуацию. Для следующего упражнения мне нужен один доброволец.

Упражнение ШПРИЦ

Представьте, что у меня в руках шприц с наркотиком. Возьми, пожалуйста (доброволец) и отойди в дальний угол. Держишь? Не уронишь? Хорошо держишь. За ответ «ДА» тебе дадут 5 лет в колонии общего режима, за хранения. Ладно, давай обратно мне, при движении еще несколько лет за транспортировку. Дай мне, пожалуйста, вот еще несколько лет за передачу наркотиков. Таким образом, вас могут подставить сколько угодно раз.

Положить шприц на стол. Ну а теперь приступим к упражнению, передай мне, пожалуйста, шприц. При передаче повторить, что это уголовно наказуемо. Что вы поняли из данного упражнения? (ответы детей)

Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное “Нет”.

Игра “Отказ”

Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

Одноклассник предлагает попробовать наркотик “за компанию”.

Одноклассник просит достать для него наркотик.

Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

Рефлексия:

Что запомнилось на занятии?

Что нового узнали?

Что понравилось, что не понравилось?

Заключение:

Наркотики – дорога в никуда, надеюсь, на этом занятии вы поняли, что это пагубный путь.

1 шаг – прием наркотиков;

2 шаг – втягивание в процесс, употребление более сильных наркотиков;

3 шаг – зависимость, в последствие болезни, продажа имущества;

4 шаг – продажа себя в наркобизнес за дозу, распространение наркотиков, втягивание других, только бы самому добыть дозу.

Не делайте глупости, о которых потом будите жалеть, сделай выбор в пользу своей жизни!

Спасибо! До свидания!

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР  № 5»

Классный час

тема: «Жизнь по собственному выбору»

Воспитатель:

Иваничкина Надежда

Фёдоровна

2019

тема: «Жизнь по собственному выбору»

        Актуальность: данное занятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее обучающихся. При этом придаётся значение нравственного характера  выбора в аспекте формирования будущего. Формирование временной перспективы является актуальной задачей юношеского возраста, поэтому изучение данной темы может помочь ребятам оценить события своей жизни, осознать необходимость оказания  самостоятельного влияния на её ход.

Цель: отработка обучающихся  навыка преодоления препятствий на пути к достижению цели в процессе их жизненного пути

Задачи:

– изучение понятия «цель», «выбор», «право», «обязанность»

– развитие умения анализировать свои личные качества

– развитие умения структурировать время и управлять им

– развитие ценности жизни и интереса к жизни у обучающихся

– научить оценивать поступки по шкале «хорошо» и «плохо»

Направление: здоровый образ жизни

Возраст учащихся: студенты 2 курса, группа 22, МОГР

Форма проведения: тренинг

Методы: ролевая игра, беседа, убеждение, коллективное мнение

Средства организации занятия: компьютер

Продолжительность занятия: 45 минут

Материал: конспект занятия, презентация занятия, мел, цветные смайлики из бумаги, листы бумаги формата А4 на каждого участника, ручка

Ход классного часа

Ритуал приветствия

«Подари улыбку»

Цель:

создание позитивного эмоционального настроя на занятие

На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой ребята обмениваются картинками.)

2. Упражнение «А что дальше»

Цель:

 – осознание личной  цели в жизни и возможных вариантов её достижения.

Нарисуйте линию времени.  Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. (Ведущий раздаёт каждому по листу бумаги и предлагает изобразить линию времени). Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив  временные промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?».  У каждого из вас есть 3-4 минуты, чтобы рассказать об этом своему соседу. Основная задача – составить программу ваших действий на ближайший период.

Информационный материал

 Цель – это то, что мы хотим получить, образ желаемого результата (при желании озвучивается цель обучающиеся)

– Теперь обсудим ваши перспективные цели и ваши шаги на пути их достижения.

3. Беседа. Факторы, препятствующие достижению цели

Обучающиеся называют возможные варианты, а психолог фиксирует их на доске.

Возможные варианты:

– лень

– нехватка времени

– занятость

– усталость

– вредные привычки

– невозможность отказать человеку

–  сказать «Нет!», когда тебе что-то предлагают

Вывод: человек живёт в среде, где он может подчиняться внешним факторам или искать пути разрешения ситуации, искать выходы. В любом случае в жизни человек всегда делает выбор.

Информационный материал. Выбор – это отбор, предпочтение, одно из двух, альтернатива, дилемма (словарь Ожегова). Выбор основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах.

– Как вредные привычки могут помешать достижению цели?

4. Ролевая игра

Цель: 

 – формировать у подростка  осознанную позицию в отношении вредных привычек и выработать у него навыки аргументированной защиты

Выбирается один человек, которому нужно достичь цель (она поставлена самим учеником в начале занятия). На доске написано слово «цель». Между учащимся и целью стоят вредные привычки – обучающийся, которые  выполняют свою роль («наркотик», «сигарета», «пиво», «энергетические напитки», «компьютер», «беседа в аське»).  Обучающийся  старается пробиться сквозь них к цели, но «вредные привычки» не дают это ему сделать. Каждая из «привычек» говорит от имени своей роли о том, как она будет мешать главному герою, а он должен придумать способ справиться с ней. Каждый из студентов со своей позиции приводит аргументы.

Информационный материал.

     Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем  не задумывается над тем, читать лежа — это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.

Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг).  Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Также определённый вред здоровью и формированию личности человека наносит и стремление часто играть в компьютерные игры, общение on-line. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает.

5. Упражнение «Я должен или выбираю»

Цель:

 – формирование у обучающихся представления о необходимости оказывать влияние на развитие собственной жизни и развитие навыка дифференциации необходимости выполнения действий

Информационный материал:

      – Мы часто слышим от других людей слово «должен». Настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, обстоятельства, морально-нравственные устои. Очень часто какая-то часть нашей личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя её.

Читайте также:  Масло в косметологии польза и вред

Он говорит себе «Я  должен быть гордым» – и не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом. «Я должен быть самостоятельным» и ни за что не пойдёт к родителям, чтобы попросить совета. «Я должен затянуться иначе он не будут со мной дружить» и начинает пробовать курить или пробовать дозу наркотика. «Я должен учиться» – будет ходить на учёбу как на каторгу. Если человек в основном руководствуется «должен» – это значит, что настоящий хозяин положения не он сам, а какие-то  посторонние авторитеты. Эти авторитетные «должен» могут совсем не соответствовать ситуации. Часто они бывают просто сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней тусовке во дворе,  среди сверстников,  то вами руководит «тусовка». Если вы идёте  в школу только ради того, что вы должны идти в школу, то вами руководит школа. Если вы считаете, что ваши друзья всегда правы и вы делаете то, что они вам предлагают, то вами руководят друзья. И в том и другом случае бывает, что решение принято не вами.

Давайте посмотрим, что из этих «долженствований» человек действительно должен, а что ему навязали искусственно.

Утверждение

Какое желание, потребность скрывается за этими словами

Моя ценность

Право

Я должен поболтать с другом в «аське»

сообщение информации

общение

право полноценное общение

Я должен учиться

получение образование

стать грамотным

право быть образованным человеком

Я должен принести денег своему другу, иначе его будут ругать родители

желание помочь другу

общение с другом

право высказать своё мнение

Информационный материал.

Что такое обязанность?

 Обязанность – долг, необходимость. Какие обязанности есть у человека? (должностные, служебные, юридические)

А какие права есть у человека? (быть здоровым, грамотным, иметь своё мнение и выражать его приемлемыми способами и т.д.). Право – это совокупность правил, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми.

Что делать с искусственно навязанными обязанностями? Какие права при этом нарушаются?

Главное в этом случае разобраться чего вы хотите на самом деле, что для вас действительно важно и ценно. Выбор основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах. Выпишите в третьей колонке ценности, которые затрагивают эти ситуации. Что в этих случаях выбирает человек, и какие права человека нарушают эти утверждения?

А что же делать с тем, что человек действительно должен делать, но в настоящий момент ему не хочется это делать?

Всякий раз, когда человек что-то должен может превратить в хочу.

Нам кажется, что мы можем только подчиняться и восставать. Если мы подчиняемся – остаётся чувство обиды. Если восстаём – неприязнь и также обида. Оба способа реагирования толкают нас к какой-то мести.

Если мы сами проявляем отношение к той или иной ситуации – мы проявляем волю. Для этого надо сознательно сосредоточиться на наилучшей мотивации для данного дела или каких-либо действиях.

Замените утверждение, вынуждающее вас на что-либо на утверждение, содержащее личный выбор.

Мать разозлится, если я не пойду с ней

Я хочу доставить радость матери, пойдя с ней

Я должна выгладить бельё на всю семью

Я выглажу бельё для всей семьи, чтобы моя семья была опрятно одета

Я должен работать в саду

Это прекрасный способ почувствовать себя взрослым

Переход от «Я должен» к «Я хочу», означает, что вам будет легче бороться со своими «долгами», возложенными на вас другими. Быть может в настоящий момент у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, всё – равно занимаетесь ими, то почему бы не выработать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытывать положительные эмоции и удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить скучный день в день достижений.

Влияние личности быстро начинает расти, когда желание и действительность начинают совпадать. Бессильное, серое существование, превращается  в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору.

Психофизическая разгрузка: (снимает утомляемость — стимулирует работу памяти)

Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад.

Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом.  

6. Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее»

Цель:

формирование представления о своих личных качествах

На стул, расположенный так, чтобы все его видели, приглашается доброволец. Остальные некоторое время разглядывают его и ловят впечатления возникающие при этом. Затем группа по очереди делится впечатлениями, которые  вызвал у них игрок, сидящий на стуле.

Сначала участники сообщают человеку, сидящему на стуле, каким был этот человек в раннем детстве.

Затем группа сообщает человеку, сидящему на «горячем стуле»  свои догадки и предположения относительно того, каков этот участник  вне занятий в данной группе, каков он в кружке, дома, как его воспринимают там люди.

Наконец, группа сообщает сидящему «на горячем стуле» игроку что, по их мнению, ждёт этого человека в будущем, каким он будет через 10 лет, каким он сам желает стать, чего он хочет добиться.

Человек, сидящий на стуле, ничего не отвечает группе, но отмечает про себя совпадения в ответах участников со своими, отмечает интересную информацию.

После того, как группа высказалась, слово предоставляется подростку, занимавшему «горячее место». Он вправе комментировать высказывания или не отвечать на них.

7. Упражнение «Круг нашей жизни»

Цель:

задуматься о своей жизни и о жизни людей рядом с вами

Педагогг чертит  на доске большой круг и предлагает задание: это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре части пунктирными линиями.

В каждой четверти шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит на:

– школу

– сон

– друзей

– домашнее задание

– семью

– одиночество

– работу по дому

– на всё остальное

Глядя на круг своей жизни, задайте себе следующие вопросы:

– Доволен ли тем, как проходит день?

– Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы вы изменить в этом круге?

– Что легко, а что сложно изменить в вашей жизни?

– Что не хватило для верного отображения вашей жизни?

– Почему мы всё-таки ждём и стремимся к изменениям?

8. Упражнение «Машина времени»

Цель:

 формирование ответственности за выбор в жизни, развитие навыка представлять результат своего действия

Психолог предлагает подросткам поговорить о их жизни и подумать, что можно было бы сделать иначе. Просит детей представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, которое им бы хотелось изменить. Группе предлагается зарисовать это событие, как оно бы могло произойти. Ребята включают и действия, которые они могли бы совершить для другого исхода событий.

Обсуждение.

Сначала каждый подросток рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем они рассказывают, как они изменили это прошлое. Эмпатия вызывается путём стимулирования понимания участниками мотивов, по которым каждый участник предпочёл бы измененное событие или опыт.

Дети побуждаются к тому, чтобы посоветовать друг другу пути изменения прошлого.

9. Рефлексия

– Что нового узнали на занятии?

– Какое упражнение вам принесло пользу? Какую?

– Что хотелось бы пожелать на следующее занятие (себе, ведущему, группе)

Ожидаемый результат занятия:  осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации

Используемая литература

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.  

2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1994.

Источник