Сбор в пользу государства в древнем египте 5 класс

Сбор в пользу государства в древнем египте 5 класс thumbnail

Слайд 1

Давайте повторим 1. Кто такой фараон? Владыка всего Египта 2.Как называется столица Египта? Мемфис 3.Как называется тростник в Египте, из которого делали материал для письма? Вера в сверхъестественные существа 4.Что такое религия для египтян? Папирус 5.Что должны были платить земледельцы? Налоги 6.Что такое налоги? Сбор в пользу государства 7.Как называлось то место, где река Нил делилась на несколько рукавов? Дельта 8.Как называли царских советников? Вельможи

Слайд 2

Давайте повторим 9.Что египтяне строили для того, чтобы отделить одно поле от другого? Насыпи 10.Что египтяне строили для орошения полей, куда Нил не попадал? Шадуфы 11.Как называли самый простой вид торговлей Обмен

Слайд 3

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ(ФАРАОНЫ, ЧИНОВНИКИ) Древний мир 5 класс Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

Слайд 4

План урока Фараон Жрецы Вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож Писцы Чиновники Воины Ремесленники и земледельцы Рабы

Слайд 5

. Чем отличалась жизнь вельможи от жизни земледельцев и ремесленников? Проблема урока

Слайд 6

Фараон Вельможи Писцы Войско Ремесленники Земледельцы Рабы Население Египта – владыка Египта – царские советники – грамотные люди -охрана фараона и страны -люди, которые занимаются земледелием (обрабатывают поля) – бесправныелюди -люди, которые занимаются ремеслом, изготовлением посуды, оружий, украшений Жрецы Чиновники

Слайд 7

1.Фараон Фараон не обладал ограниченной властью. Египтяне поклонялись к нему как к Богу. Символ власти: плеть и посох

Слайд 8

2.Жрецы Были самыми образованными людьми. Обладали познаниями во многих науках. Совершали религиозные обряды, составляли календари и толковали сны. Главной обязанностью жрецов – надо было научиться писать и читать, знать богов, обряды и мифы.

Слайд 9

3.Вельможи Наиболее знатные и богатые люди, царские советники. Правители номов (областей). Составляли свиту фараона. Вершили суд, руководили строительством каналов, собирали налоги в казну государства. Работа с учебником на стр.42-46

Слайд 10

О чём могут рассказать гробницы вельмож Для вельможи еще при его жизни строили каменную гробницу , стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Стены художники расписывали красочными картинами, на которых изображали природу Египта, полевые работы, охоту на зверей и птиц, военные отряды, сражения. Вход в гробницу вельможи

Слайд 11

О чём могут рассказать гробницы вельмож В Древнем Египте кладбища городов или «царство мёртвых» находилось на западе, на окраине Ливийской пустыни.

Слайд 12

В усадьбе вельможи Вельможа жил в большом и красивом доме, построенном из сырцового кирпича. Рядом с домом находился пруд и фруктовый сад, спасавший от изнурительной жары. При виллах имелись собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, различные мастерские.

Слайд 13

В усадьбе вельможи За обедом вельможе и гостям подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, пирожки с финиками и мёдом, молоко. Пирующие брали пищу руками с невысокого столика на одной ножке. Руки пачкались, поэтому слуги подносили не только еду и напитки, но также тазы и полотенца для омовения рук.

Источник

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Тема: Государство на берегах Нила

Признаки цивилизации

Признаки государства Государства появлялись там, где главным занятием было земледелие.

Успешно люди занимались земледелием возле больших рек.

Проблемный вопрос. Почему Геродот называл Египет «даром Нила»?

Страна Египет

Где? – Северо-Восточная Африка, река Нил.

Что? – Папирус – тростник.

– Пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.

– Река Нил течет на север, впадая в Средиземное море, разделялся на несколько рукавов, образующих треугольник – дельту.

– Оазисы – островки зелени в пустыне.

– Египет – стран, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

Характеристика географического положения Египта и его природных условий – опорные слова: Северо-Восточная Африка, пустыня, Нил, папирус, дикие животные, пороги, дельта, оазисы, Египет, разливы Нила, ил, земледелие.

Разливы Нила

Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню.

Центральная Африка —- истоки Нила — начало лета — проливные дожди, тает снег на вершинах гор — потоки воды несут с собой ил (частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород) — в Ниле прибывает вода — в ноябре Нил возвращается в свои берега — на полях остается влага и плодородный ил — время для земледелия.

Объединение Египта

Как и когда? Было около 40 небольших государств—Правители государств непрерывно воевали друг с другом. —Выделились два больших царства: Южное и Северное. —Царь Южного Египта носил белую корону.—Царь Северного Египта – корону красного цвета. —Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный Египет: образовалось единое государство. —Правитель Египта – фараон.—Столица Древнего Египта – Мемфис.

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Древнеегипетское общество

(устройство общества, жители Египта)

сын бога Солнца

(Амона-Ра) на земле

военачальники

Вельможи

царские советники

совершали религиозные обряды

Жрецы

служители богов

в руках у них листки для записей и тростинка для письма

Чиновники-писцы

собирали налоги

защита государства,

оборона от внешних врагов

Воины

захват чужих территорий

свободные люди,

платили налоги

Земледельцы (крестьяне) и ремесленники

трудились на полях, на строительстве, в мастерских

«живые убитые»

Рабы

зависимые люди

Земледелие в Древнем Египте

  • Огромного труда требовало орошение полей.

  • Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы и строили земляные насыпи.

  • При помощи шадуфов поливали сады и огороды.

Сельскохозяйственные работы – орошение полей, пахота, сев, жатва, обмолот зерна.

Ремесленные специальности существовавшие в Древнем Египте

Скульптор, медник, каменщик (каменотёс), брадобрей, ткач, сандальщик, горшечник, строитель

Дом простого египтянина построен из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка.

Словарь

Шадуф – приспособление для подъема воды из реки или колодца в Древнем Египте.

Налоги — это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, изготовленной продукцией) зависимым населением государству//или сбор в пользу государства//

Амулет – особый предмет для защиты от злых духов.

Обмен (меновая торговля) – самый простой вид торговли.

Тема: Жизнь египетского вельможи

ВОПРОС – ОТВЕТ

  1. Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (Учёные-египтологи берут информациюо жизни вельмож на стенах гробниц. На стенах сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

  2. Что приказывал изображать вельможа на стенах своей гробницы? (Вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, жену, детей,  имущество).

  3. О чём свидетельствуют рисунки и рельефы в гробнице вельможи? Почему изображения и предметы в гробнице вельможи повествовали об их прежней жизни, о милостях фараона?

(Рисунки и рельефы, предметы в гробнице вельможи свидетельствуют о существовании у древних египтян веры в загробную жизнь и в то, что всё изображенное оживет в «стране мёртвых» и вельможа займёт такое же положение, которое было у него в земной жизни).

  1. В каких условиях жил вельможа? (Вельможа жил в богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц).

  2. Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (По поручению царя (фараона) вельможа распоряжался работами в царских каменоломнях, вершил суд и расправу, следил, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона, возглавлял военный поход, носил царские сандалии.

  • Вельможа не платил налоги.

  • К службе и быту вельможи относится:

  1. Усадьба (богатый дом, земельные угодья, ремесленные мастерские).

  2. Должности: «носитель царских сандалий», «начальник работ», «заведующий царским виноградником»…

Читайте также:  Обезжиренный творог польза и калорийность

Словарь

Рельеф – выпуклое изображение на камне // или – выпуклое изображение на твёрдой поверхности.

Вельможаэто знатный и богатый египтянин.

Тема: Военные походы фараонов

Египетское войско

Лучники

Вооружение – лук и стрелы

  • Начинали бой (1)

  • Копейщики (3)

  • Вооружение – копья, топорики, кинжалы, щиты, иногда мечи

  • Колесницы шли на прорыв (2)

  • Преследовали отступающего противника (4)

  • На колеснице находились: возничий (возница) и стрелок

(* – порядок принятия участия в бое)

Работа с картой

Внимательно посмотрите на легенду карты.

  • Каким условным знаком обозначены завоевательные походы египетских фараонов? (Стрелочками).

  • На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию).

  • Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины).

  • Кто из фараонов захватил город Мегиддо? (Тутмос III).

  • До какой реки в Азии была отодвинута граница Египта после завоевательных походов? (Река Евфрат).

Военные походы фараонов

Главные цели походов фараонов

  1. Расширение территории государства.

  2. Укрепление власти фараона.

  3. Захват военной добычи: рабов, драгоценных металлов (золота, серебра, меди), скота, шерстяных тканей, ценной древесины.

  • Металл, из которого изготавливалось оружие в Древнем Египте – бронза.

  • Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III.

Результаты походов египетских фараонов

  1. Обогащение фараона и вельмож.

  2. Бедственное положение земледельцев и ремесленников.

  3. Захват пленных и превращение их в рабов. Победитель становился господином жизни и смерти пленника.

  4. Фараоны часто не доверяли египетским воинам и набирали наёмное войско из чужеземцев.

Пленники считались главной добычей на войне. Они становились рабами, то есть полностью принадлежали господину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.

Словарь

Бронза– сплав меди и олова.

Наёмное войско – войско, состоящее из чужеземцев и служившее за плату.

Живые-убитые – так называли рабов в Древнем Египте.

Тема: Религия древних Египтян

Словарь

Храм – жилище богов.

Жрецы –  служители богов.

Религия – вера в сверхъестественное (богов, духов).

Мумия – бальзамированное тело усопшего.

Саркофаг – гроб, украшенный рисунками и  надписями.

Пирамида – гробница фараона.

·        Миф об Амоне и Апопе объясняет смену дня и ночи.

·        Миф об Осирисе  и Исиде объясняет смену времён года.

·        Первые из семи семи чудес света – древнеегипетские пирамиды.

·        Самая высокая пирамида – пирамида  фараона Хеопса.

·        Храм и статуи богов одновременно относятся и к религии, и к искусству древних египтян.

·        Фараон Аменхотеп  IV  провел религиозную реформу – он хотел подорвать могущество жрецов: – главным богом стал Атон (изображался в виде солнечного диска), фараон сменил своё имя на  имя Эхнатон, столицей стал город Ахетатон.

Боги древних египтян  и их функции

Имя божества

Функции

Амон

бог Солнца

Апоп

бог Тьмы

Нут

богиня Неба

Бастед

покровительница женщин и их красоты

Гор

покровитель земных фараонов

Маат

богиня правды

Исида

богиня – защитница жён и матерей

Геб

бог земли

Тот

бог мудрости, научил людей читать и писать

Сет

бог пустыни и песчаных бурь

Осирис

сначала царь Египта; научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб;  затем царь и судья в «стране мёртвых»

Анубис

бог «страны мёртвых», сопровождает усопшего на суд Осириса (распорядитель в «стране мёртвых»)

Тема: Искусство Древнего Египта

Словарь

Обелиск – высокий остроконечный столб (каменная «игла фараона»).

Колонна – высокий столб, опора в здании.

Сфинкс – скульптура с телом льва и головой человека.

Храм – жилище бога.

Пирамида – гробница фараона.

Древнеегипетские пирамиды – одно из семи чудес света Древнего мира.

·        К искусству относятся: храм, статуя (бога, фараона, вельможи…).

·        Самая высокая пирамида – пирамида  Хеопса была построена около  2600 года до н.э.

·        Только одну гробницу археологи нашли нетронутой – пирамиду Тутанхамона.

Правила создания статуй в Древнем Египте:

– вельможа восседает так: ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, а другая – к коленям;

– фараонов, вельмож, богов изображали без движения.

Правила изображения людей на рельефе в Древнем Египте:

– верхняя часть тела выглядит так, будто мы смотрим на человека спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку;

– голова повёрнута к нам боком;

– глаз изображён  так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо.

Статуя в гробнице должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её узнала и вселилась в неё.

Тема: Письменность и знания древних египтян

Словарь

Иероглифы – знаки письма в Древнем Египте // «священные письмена».

Папирус – материал для письма в Древнем Египте.

Свиток – свёрнутый в трубочку папирус.

– К письменности древних египтян относится: папирус, иероглиф (иероглиф «идти», «хлеб» и другие).

– Гласные звуки иероглифами не передавались.

– Одним и тем же иероглифом могло обозначаться целое слово или один согласный звук.

– Один значок мог обозначать несколько согласных звуков.

– Перед словом ставился значок-определитель, который подсказывал смысл слова.

– Французский учёный Шампольон  доказал, что иероглифы – это знаки письма и расшифровал надписи иероглифами.

Для школ в Древнем Египте было характерно:

– школы были открыты при храмах;

– учителями в школах были жрецы;

– выпускники школ становились жрецами и писцами;

– в школах изучали письмо, занимались математикой, астрономией.

·        На папирусе писали тонкой тростинкой.

* В пенале было два углубления для чёрной и красной краски. В горшочке – вода для разведения краски.

·        Красным цветом выделяли начало новой мысли.

Достижения (открытия) древних египтян:

изготавливали бальзамировочные составы,  научились варить стекло;

– первыми описали мозг; знали несколько сот растений; проводили хирургические операции;

– египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали день начала разлива Нила;

– водяные часы;

– астрономические наблюдения;

– установление продолжительности года в 365 суток.

Исторический диктант по теме «Древний Египет»

1. Одна из самых больших рек в мире.

2. Высокий тростник.

3. Каменистые преграды на дне реки.

4. Несколько рукавов реки Нил  образуют треугольник – …

5. Островок зелени.

6. Страна, которая располагалась на б. Нила от 1 порога до Средиземного моря.

7. Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.

8. В дельте Нила располагался…

9. Выпуклое изображение на камне.

10. Объединение Египта произошло примерно за…

11. Повелитель Египта.

12. Мемфис – это…

13. Царские советники, военачальники – это…

14. Плата в казну, которую собирали писцы.

15. Огромного труда в Египте требовало …

16. Для орошения полей копали …, при помощи … поливали сады.

17. Горшечники, сандальщики, ткачи, столяры – это…

18. При жизни вельможи для него строили каменную…

19. Сплав меди и олова.

20. Лишь ремесленники и крестьяне могли стать колесничими (да/нет).

21. Южнее Египта находилась страна…

22. Самые крупные завоевания совершил фараон …

23. Войско чужеземцев – …

24. Жилища богов – это…

25. Вера в сверхъестественные существа (богов, духов) – это…

Читайте также:  Белый хлеб польза и вред для здоровья

26. Бальзамированное тело умершего – это…

27. У него голова птицы ибиса с большим клювом.

28. Богиня правды у древних египтян.

29. Царь и судья в «стране мёртвых».

30. Бог земли у древних египтян. 

31. Гробница фараона.

32. Самая высокая пирамида – …

33. Скульптура с телом льва и головой человека.

34. «Иглы фараонов».

35. Юный фараон, чья гробница была нетронута грабителями.

36. «Священные письмена» в Древнем Египте.

37. Первоначально египетские иероглифы были похожи на …

38. … звуки иероглифы не передавали.

39. В пенале ученика египетской школы было два углубления: для … и…

40. Для измерения времени древние египтяне употребляли …часы.

41. Древние египтяне установили продолжительность года в … суток.

Источник

Автор: Мышко Ольга Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №1 гор.Гвардейска им.И.Прокопенко
Населённый пункт: город Гвардейск Калининградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: История древнего мира
Дата публикации: 13.10.2019
Раздел: среднее образование

История Древнего мира. 5 класс

Тема: Религия древних египтян.

Цели урока:

1.

Рассказать

учащимся

об

особенностях

мировоззрения

древневосточного

человека.

2.

Продолжить

формирование

умений

анализировать

исторические

факты

на

элементарном

уровне.

Формировать

несложные

выводы,

пересказывать

содержание текста учебника.

3.

Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию

древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию

существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном

наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком

неразрывной

связи

человека

с

природой

подвести

учащихся

к

осознанию

необходимости

бережного

отношения

к

ней,

как

основного

условия

сохранения нашей цивилизации.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Учебное оборудование: учебник,карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия»,

презентация «Религия древних египтян».

Основные факты и понятия

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным

богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов;

общественное

сознание

древнего

общества,

способ

самовыражения

тогдашнего

человеческого

общества.

Это

наиболее

ранняя

форма

духовной

культуры

человечества,

в

которой

соединены

зачатки

знаний,

элементы

верований,

политических взглядов и т. д.

Мифология

это

своеобразная

форма

проявления

мировоззрения

древнего

общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах,

представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является

вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых

магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать

желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или

чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.

Актуализация

опорных

знаний

учащихся

по

теме

«Военные

походы

фараонов».

1. Подготовка устного ответа по карточке.

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для

того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско

фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого

оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница,

которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили

все

ценное,

а

главное

рабов.

Таким

образом,

фараоны,

вельможи

в

походах

обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

– Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках

пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 –

повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 –

вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

1.

Работа с классом по карте.

– Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

В

какие

страны

совершали

походы

фараон

Тутмос

III

со

своим

войском?

(Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)

4. Беседа по вопросу.

Почему

говорят,

что

военные

походы

фараонов

постепенно

приводили

к

ослаблению

царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки

земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2.

Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью,

своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются

на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак,

мы

выяснили,

что

военные

походы

фараонов

обогащали

их

и

их

ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно,

что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из

камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах

гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие

погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а

значит, были религиозные верования.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних

египтян?

IV. Изучение новой темы

План

1) Боги древних египтян.

2) Погребальные обряды египтян.

3) Религиозные верования древних египтян.

4) Религия и власть фараона.

На доске написана тема урока.

1.

Рассказ учителя.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно

верованиям

египтян,

различные

силы

природы

находились

в

подчинении

у

различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который

также

считался

хранителем

фараона.

Большое

значение

придавалось

и

богу

подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому

богу.

Боги

изображались

в

виде

животных

или

людей

с

головами

животных.

Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что

является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень

удивляло

греков,

попадавших

в

Древний

Египет.

Греческий

историк

Плутарх,

объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали

страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов

древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия

сохранила черты глубочайшей древности.

2. Работа с текстом учебника.

– Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.

– Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

– Заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Бог солнца

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли

4. Нут

Богиня неба

5. Тот

Бог мудрости

6. Бастет

Покровительница женщин и их красоты

Читайте также:  Пыльца пчелы польза или вред

3. Работа с текстом учебника.

– Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.

– Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

4. Рассказ учителя.

В

храмах,

посвященных

богам,

устраивались

богослужения

в

их

честь.

Правители

щедро

одаривали

храмы,

особенно

после

успешных

завоевательных

походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей

жрецов

являлось

исполнение

ритуалов.

Так,

во

время

церемоний

они

пели

различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб –

отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело

умершего

бальзамировали

натирали

специальными

мазями.

Затем

мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики –

саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых

друг

в

друга.

Верхним

саркофагам

придавались

черты

умершего.

Саркофаг

помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для

вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда

строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые

для

жизни

в

загробном

мире.

Чтобы

гробницу

не

обокрали

вход

в

нее

замуровывали, а внутри строили ловушки.

5. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли:

«Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон

позволил поцеловать свою сандалию.

– О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и

государственной

властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а

могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон

(его

сын)

царь

среди

людей.

Между

религией

и

государственной

властью

существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной

власти в Египте.)

6. Рассказ учителя.

Жреческое

сословие

в

Египте

всегда

находилось

в

тесном

единении

с

государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию,

вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим

уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную

обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от

положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь,

которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.

Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был

также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили

жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры

тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью

одежды

высших

сословий,

и

до

окончательного

падения

древнеегипетского

государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние,

освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом

внешнего

превращения,

с

помощью

которого

человек

хотел

указать,

а

затем

и

получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ

переходной стадии.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято

называть клиром, главной целью которого было “обслуживание” того или иного

божества.

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

– Дайте определение понятию «религия».

– Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

Какая

связь

существует

между

религией

и

государственной

властью?

(Религия–опора государственной властью).

– Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам

идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном

из них жреца?

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

1.

Прочитать §10 учебника.

2.

Подготовить

ответ

на

вопрос

«Какие

боги

и

религиозные

верования

существовали у древних египтян?».

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов

Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы

были

результаты

походов

для

фараона,

военачальника

и

рядовых

воинов?

Сделай вывод.

Карточка №2

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Карточка №2

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший