Сбор в пользу государства по истории

Сбор в пользу государства по истории thumbnail

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Читайте также:

История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи

История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник

«Пошлины взяты, а товар утонул»
Владимир Даль. Пословицы русского народа

Пошлиной в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были именно таможенные сборы.

Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).

Изначально сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта практика сложилась задолго до появления первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные сообщества (племена, роды), предоставлявшие путешественникам возможности мирно проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных поселениях, где взималась пошлина за въезд. Во многом зарождение пошлинных сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному процессу: повсеместно сложились одинаковые «договорные» отношения между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием в чужой стране надо платить.

Но каким образом появились государственные пошлины? Первые государства были мало отличимы от военной дружины, сплоченной вокруг лидера. Поэтому, начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дело в том, что источником дохода военной дружины служили трофеи, а также дань и прямой грабеж, которым подвергались побеждённые народы. Формировать свою казну за счёт пошлинных сборов с торговцев в те далекие времена было невозможно в силу неразвитости экономики и технических средств. Объемы торговли были невелики, границы очень условны, а «запереть их на замок» ни у кого не хватило бы средств и сил.

Постепенно государства расширяли свои полномочия и подчиняли себе местные сообщества, возлагая на себя их функции. К XVII веку (после Вестфальского мира 1648 года) сложились национальные государства в современном смысле слова, неотъемлемой характеристикой которых является суверенитет в собственных границах. А там где граница, есть и таможня. С тех пор как пошлины стали собираться в пользу государственной казны, они перестали быть «квазирыночным» явлением и перестали подчиняться рыночной логике договора. Современные пошлины совершенно справедливо рассматриваются как явление регулирования, вмешательства в экономику.

Наглядной иллюстрацией этой закономерности служит такое явление как «мыт», от которого пошло название «мытарей», то есть сборщиков налогов (кстати, в христианстве считающихся обреченными на преисподнюю грешниками). Так вот, мыт – это древнерусский аналог таможенных пошлин, изначально являвшийся всего лишь местом, где останавливались возы и лодки. Но уже с XII века мыт описывается в летописях и других документах как государственный фискальный механизм, а с XVI века он был переименован в «замыт» («вместо мыта») и практиковался для взимания сборов при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Позже он был упразднён Торговым уставом 1653 года, но ещё сто лет так называлась пятипроцентная пошлина, вжимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на так называемых мытных дворах. То есть, государство использовало в целях наполнения казны явление, сложившееся ранее как механизм предоставления услуг торговым людям. В этом контексте очень показательна также этимология слова «таможня», происходящего от тюркского слова «тамъга», означавшего «клеймо», «печать». Буквально таможня появилась как «место, где ставили печать» (при сборе пошлины для провоза товара) — бюрократическая инстанция, учрежденная в Золотой Орде и перенятая русскими князьями — ордынскими вассалами. И она, конечно, не имеет ничего общего с рыночными отношениями.

Практика взимания таможенных пошлин – это более завуалированный и аккуратный метод наполнения казны (и личного обогащения государя), нежели прямая дань. Правители всех времен и народов прекрасно это понимали. Еще недавно по историческим меркам практиковались внутренние таможенные сборы. Во множестве европейских и российских городов и крупных сёл, на основных трактах вплоть до XIX века заставы собирали деньги с купцов за возможность проезда и торговли. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” и уплачивались на границе. Однако, ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Никакой осмысленной таможенной политики веками не существовало. Просто целью таможни не была политика (например, идеи защиты «интересов отечественного производителя»). Таможня зародилась как инструмент получения дохода. Так, при Петре I в России была учреждена особая должность «прибыльщика», в обязанности которого входило, по живописному выражению современников, «сидеть и чинить прибыли государю», выдумывая всё новые сборы.

С другой стороны, столь же интересна история беспошлинной свободной торговли. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. Бурный экономический рост наблюдался в так называемых «свободных городах» – Новгороде, Пскове, Смоленске и других. Иностранные товары туда ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.

Например, сохранившееся письменное соглашение Пскова с Дерптом от 1474 года налагало на купцов обеих сторон гарантии «чистого пути», то есть свободной торговли в городах, заключивших договор, а также возможности провоза товаров. По данному договору были отменены таможенные пошлины: «колоды» (шлагбаумы), было решено ликвидировать, а «гостинец» (пошлины) не брать. Договор был необычайно выгоден для Пскова, потому что предоставлял псковским купцам право розничной и гостевой торговли в Дерпте и других городах, принадлежавших дерптскому епископу – подобная политика в период псковской независимости сделала город одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Руси.

Господин Великий Новгород, будучи всего лишь молодым городом на севере Руси, благодаря своей торговой специализации и открытой таможенной политике возвысился до одного из экономических и культурных центров Руси, пережил фактическое падение своего основного конкурента в лице Киевского княжества, сохранил независимость при всепоглощающем татаро-монгольском нашествии и стал одним из последних русских городов, утратившим окончательно свой суверенитет лишь к концу 15 века, под давлением армий Ивана III.

Московские же цари пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы и пошлины на иностранные товары. Так, по таможенной грамоте 1571 г. с жителей Новгорода (к этому времени уже включенного в состав централизованного государства) брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2%, с торговцев из других областей – 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары государство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от монопольной международной торговли.

Политика централизации, однако, не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.

Становление централизованного национального государства с собственной таможенной системой оказало очень противоречивое влияние на международные торговые связи России. Иван III в 1494 году положил конец взаимоотношением Руси и Ганзейского союза, закрыв их конторы и арестовав купцов. Все последующие цари и императоры так же активно ограничивали внешнюю торговлю, реализуя общепринятую для того периода политику меркантилизма и протекционизма. Екатерина II активно повышала импортные и экспортные пошлины, доведя таковые до 200% и 23% соответственно. Последствия этой политики не заставили себя долго ждать – масштабная крестьянская война, ряд финансовых кризисов, государственный внешний долг, превысивший 200 миллионов серебряных рублей к концу эпохи её правления, являются тёмной стороной эпохи «просвещенного абсолютизма».

Однако история таможенных пошлин в России вовсе не уникальна. Подобные процессы шли в Новое время практически во всех странах мира. Очень колоритна в этом отношении Австрийская империя (позже Австро-Венгрия), чья таможенная политика задерживала экономический прогресс, просто потому что барьер из высоких ввозных пошлин, введенных для пополнения казны, лишал фабрикантов необходимого заграничного сырья и способствовал чудовищному развитию контрабанды. Австрийская империя не вошла в созданный Пруссией таможенный союз из опасений конкуренции со стороны германской промышленности, но это обрубило деловые связи с соседними южногерманскими государствам и лишь усугубило экономическую отсталость. Австро-Венгрия, несмотря на свои масштабы и положение, оказалась подобна допотопному динозавру, не сумевшему проявить конкурентоспособность, и погибшему при первой возможности, предварительно втянув Европу в Первую мировую войну.

Противоположным примером может служить эпизод истории развития итальянских торговых республик – Венеции и Генуи. Являясь крошечными по территории и численности населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.

Не менее интересна судьба Ганзейского союза. Объединяя в себе от 80 до 200 городов Северной Европы, Ганза, благодаря единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом экономического и культурного развития Германии, Дании, Швеции, Польши и других стран. Гегемоном северной Европы, стягивая соседние регионы в единое экономическое и культурное пространство и отбивая протекционистские и просто захватнические нападки королей и царей по всему периметру своего расположения и усаживая на престолы угодных ганзейским купцам монархов, не покушавшихся на их свободу торговли.

Можно с уверенностью сказать, что развитие системы таможенных пошлин оказало (и оказывает до сих пор) сильное влияние на мировую экономическую и политическую историю. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти более полезный материал для размышления о том, какие последствия имеет государственное регулирование.

Материал предоставлен специально для АВО Центром Философии Свободы

Источник