Родителям о пользе совместного чтения

Консультация  с презентацией для родителей. Может использоваться как выступление на родительском собрании.

О пользе семейного чтения.

[Слайд1]

ПРОБЛЕМЫ детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютер­ную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.

       Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный  день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям … И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер.  Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.

         А ведь чтение вместе – это  и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция се­мейногo чтения – очень  важная часть в системе се­мейногo воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

[Слайд 2]

Семей­ное чтение – это  не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчи­вого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и  совместная  читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно – эстетическое развитие личности.

[Слайд 3]

         Как правило, под семейным чтением подразуме­вают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.

Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное,  физическое  и социальное развитие.

[Слайд 4]

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.

  • Повышает уважение к себе.
  • Вырабатывает мотивацию поступков.
  • Стимулирует воображение.
  • Дает возможность отдохнуть.

[Слайд 5]

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.

  • Увеличивает запас слов.
  • Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
  • Улучшает его восприятие (умение понимать).

[Слайд 6]

Чтение вслух стимулирует физическое развитие.

  • Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
  • Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
  • Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).

[Слайд 7]

Чтение вслух стимулирует социальное развитие.

  • Время проводится в контакте с ребенком.
  • Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
  • Читающий узнает интересы другого.
  • Повышается уверенность в себе.

[Слайд 8]

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня,  после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание  и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые  часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно  не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игруш­ки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Организация чтения дома

  •     Найдите спокойное место.
  •     Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  •     Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
  •     Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  •    Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

         Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как  процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.  Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.

[Слайд 9]                                          Для  родителей «ДА»

  • Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
  • Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
  • Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
  • Дарите ребёнку книги.
  • Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

[Слайд 10]«НЕТ»

  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

[Слайд 11]

            Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.

 Во-первых, само­стоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.  

Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший  момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны как и другие),а так же сопереживание, и обсуждение.

[Слайд 12]          И в заключении…

            Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.

 [Слайд 13] Спасибо за внимание.

Источник

Александра Комар
Консультация для родителей о пользе совместного чтения

– Мама, папа – почитай!

Чтение – вот лучшее учение.

А. С. Пушкин

К сожалению, сейчас люди читают намного меньше, чем лет двадцать назад. С одной стороны, это неудивительно. Мы живём в мире технологий, где телевидение, компьютеры, интернет стали занимать все больше времени в нашей жизни. И дети, как полноправные участники этого процесса, не исключение. Но если родители еще как-то по привычке читают, то многие дети уже научившись читать, вообще не проявляют интереса к этому занятию.

Ведь мультфильмы, обучающие компьютерные игры и аудиосказки – это неплохие помощники родителей в наше время! А книга отошла на второй план! Но ничто не заменит живого общения ребёнка с родителем. И именно родители должны открыть для него мир сказки, фантазии и волшебства, потому что это первый опыт малыша общения с книгой. Да сделать это нужно так, чтобы юному слушателю захотелось сдружиться со сказкой, и сделаться её настоящим другом.

Если вы задаетесь вопросом, нужно ли детям читать сказки, то вам необходимо знать, что те малыши, которым с младенчества рассказывали сказки, менее болезненно и гораздо быстрее адаптируются в детских садах и в школах.

Такие дети достаточно быстро находят общие темы для разговора с незнакомыми людьми, и у них практически по жизни не бывает комплексов. И поэтому, уважаемые родители, если вы желаете, чтобы ваше чадо воспринимало позитивно жизнь, чтобы легко смирялся с неудачами, при этом извлекая из них нужный урок, чтобы шел к своей цели и радовался удачам, обязательно читайте ему сказки.

Уделяйте этому занятию как можно больше времени, ведь чтение сказок является не просто интересным и приятным времяпрепровождением, но также мощным инструментом, который помогает малышу гармонично и правильно развиваться.

Но перед тем, как читать какую-либо сказку, необходимо перед этим самому прочитать и проанализировать то, какое влияние прочитанная книжка окажет на вашего ребенка. Ведь в современное время так много сказок с такими страшными персонажами, что после такой прочитанной сказки, неудивительно, что вашему малышу будет страшно одному ночью спать, в ожидании того, что к нему придут домовые и привидения.

Поэтому во время покупки очередной детской книжки не поленитесь еще раз освежить их содержание в своей памяти. Особенно, если ваш малыш относится к категории впечатлительных и робких детей, которых в последнее время очень много. За несколько последних лет число детей в нашей стране, которые страдают сильными, а в некоторых случаях и патологическими страхами, стало вдвое больше. Это все следствие компьютерных игр, современного искусства, и вообще мира вокруг нас, что заряжено негативной и агрессивной энергией, поэтому неудивительно, что нашим дертям неуютно в такой реальности и они много боятся.

Чтобы ребенок полюбил читать,делайте следующее:

• Покажите пример.

Личный пример – самый лучший стимул. Ребенок с детства должен видеть, что в семье все читают, что это занятие доставляет удовольствие. В доме должно быть много интересных книг.

• Заведите ритуалы чтения.

Относитесь к книгам бережно. Ребенку младшего школьного возраста хорошо бы традиционно читать на ночь

• Обрывайте чтение на самом интересном месте.

Почему фильм прерывают на рекламу всегда в самом интересном месте? Чтобы вы непременно дождались продолжения! Поступайте так, читая увлекательную книгу ребенку.

• Выбирайте интересные книги.

Привлекайте к выбору ребенка. Малышам интересны книжки с красивыми иллюстрациями

Чтение развивает чувство языка, чувство красоты литературной речи. А ведь только с её помощью можно передать и воспринять все оттенки душевных переживаний, настроений человека. Бытовая разговорная речь на это не способна.

Поэтому, друзья, читайте, думайте, прививайте любовь к книгам своим детям.И тогда вы обязательно услышите от них: –«Мама, папа – почитай!»

Да здравствует книга!

Источник

ПОЛЬЗА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

        Дети. Как быстро они все усваивают! Исследователи установили, что развитие мозга у детей происходит особенно быстро в возрасте до трех лет. Для здорового развития ребенка важно, чтобы родители изо дня в день уделяли ему внимание: читали, пели, говорили ласковые слова. Но, по результатам исследований, только половина родителей, у которых есть дети в возрасте от 2 до 8 лет, читают с детьми ежедневно. Вы можете спросить: «Так уж ли полезно для детей, когда им читают?».

Специалисты заверяют,что это так.Чтобы ребенок смог развить умения и навыки,необходимые для грамотного чтения,крайне необходимо читать ему книги.Особенно это касается детей дошкольного возраста.Когда вы читаете детям,они с юных лет узнают,что буквы в книжках соответствуют словам,которыми мы пользуемся в речи.Также они знакомятся с литературной речью. «Каждый раз,когда вы читаете своему ребенку,вы посылаете ему в мозг сигнал**УДОВОЛЬСТВИЯ**.Можно даже назвать это рекламой,заставляющей мозг ребенка реагировать на книги и журналы как на УДОВОЛЬСТВИЕ»,-говорится в руководстве по чтению вслух.Родители,которые разделяют такое отношение к книгам,привьют своим детям любовь к чтению на всю жизнь.                          

К сожалению,семей,в которых существует культ книги,остается все меньше.Напротив,наблюдается тенденция отторжения от чтения.

А.С.Пушкин говорил:**ЧТЕНИЕ-ВОТ  ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ**.Приохотить детей к чтению,с детства вызвать и развить глубокий интерес к книге,добиться того,чтобы человек уже с подросткового возраста считал неполноценным тот день,в который он не прочитал хотябы несколько страниц книги,-не есть ли это важнейшая задача семейного и школьного воспитания?  Начало этому,несомненно,должно быть положено в семье.Интерес к книге у детей возникает еще задолго до школы и развивается очень легко.В книге для них заключено много прекрасного,героического,таинственного,поэтому им страстно хочется научиться читать,а пока не научились-слушать чтение старших.            

Родители нередко,стремясь доставить детям различные удовольствия,сделать их жизнь возможно более радостной,забывают о том,что самое доступное,самое приятное и,несомненно,самое полезное из всех удовольствий для ребенка-это когда ему вслух читают интересные книги.Радость от этого удовольствия усиливается тем,что в семье создается атмосфера большей близости,сплоченности,дружбы,теплоты.Ничто не сближает так родителей и детей,не содействует возникновению общих духовных интересов,как СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги.Слушая,ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова,которое  позволяет  передать торжество,радость,печаль,шутку.                                            

МАМЫ,ПАПЫ,БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПОМНИТЕ,ЧТО ЛУЧШИМ СОВЕТЧИКОМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КНИГА.ВЛАСТЬ ЕЕ  ОГРОМНА.

КНИГА-это знания,хорошие мысли,помощь в труде и учебе,отдых.

Исследования подтверждают,что чтение детям вслух:

-помогает установить контакт между детьми и взрослыми;

-стимулирует у малышей умственное развитие;

-способствует познанию мира и себя самих;

-обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;

-обогащает словарный запас,развивает память и воображение;

-учит думать,концентрирует внимание;

-способствует развитию самоуважения;    

-расширяет знания;

-облегчает в будущем процесс учёбы,улучшает успеваемость в школе;

 -помогает воспитанию моральных ценностей;

-отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;

-нейтрализует негативное влияние массовой культуры;

-нацеливает на получение новых знаний;

-помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Помните,что пользу приносит только разумное,хорошо организованное семейное чтение.

Источник

Вагина Наталья
Консультация для родителей «О пользе семейного чтения»

О пользе семейного чтения

детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.

Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям. И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.

А ведь чтение вместе – это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно – эстетическое развитие личности.

Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.

Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное, физическое и социальное развитие.

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.

Повышает уважение к себе.

Вырабатывает мотивацию поступков.

Стимулирует воображение.

Дает возможность отдохнуть.

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.

Увеличивает запас слов.

Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.

Улучшает его восприятие (умение понимать).

Чтение вслух стимулирует физическое развитие.

Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.

Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.

Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).

Чтение вслух стимулирует социальное развитие.

Время проводится в контакте с ребенком.

Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.

Читающий узнает интересы другого.

Повышается уверенность в себе.

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание и т. п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания.Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Организация чтения дома

Найдите спокойное место.

Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами,а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.

Для родителей «ДА»

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

Дарите ребёнку книги.

Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

«НЕТ»

Не заставляйте читать насильно.

Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.

Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.

Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны, как и другие, а так же сопереживание, и обсуждение.

Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.

Как выбрать хорошую книгу для ребенка?

Обратите внимание на то, что книга для детей должна не только развивать, но, по возможности, воспитывать и давать знания. Для того, чтобы она всегда была интересна ребенку,в ней должны присутствовать:

— занимательность повествования (а это быстрая смена событий, сюжета, использование юмора);

— предметные и зримые художественные образы (то есть, чтобы ребенок легко мог представить себе то, о чем читает);

— богатый, точный, эмоциональный язык (ясный, понятный, НО! обязательно литературный, без детского лепета);

— лиризм повествования (то есть книга должна вызывать эмоции, чувства);

— и, желательно, ярко выраженное отношение автора к событиям и героям.

Если в книге все это есть, то вы сделали правильный выбор! Кроме того, если вы уже слышали об авторе и знаете, что он ЛЮБИТ детей — это во многом определяет то, как будет написана его книга.

Теперь вы знаете, как выбирать хорошую книгу для своего ребенка! А значит, вы всегда будете выбирать и покупать ему только хорошие книги. Поздравляю!

Книга лучший подарок!

Если вы не знаете, что подарить ребенку на праздник, будь то День Рождения или Новый год,то осмелюсь вам посоветовать: подарите ему книгу!Каждый из нас слышал такое изречение: «Книга — лучший подарок!»

Пусть это будет книга, которая подарит ребенку знания, разовьет его любопытство. Пусть это будет книга, которая полезна ребенку!

Наверняка не раз вы слышали истории о том, как кто-то купил детское издание, а оно оказалось пустым и бесполезным. И ребенок полистал его и бросил. Такого не должно быть! Ведь правильно подобранная книга может дать ребенку многое, с ее помощью можно воспитывать ребенка, увлекать в путешествия, обучать чему-то и развивать.

Купить книгу в подарок

Если ребенок не любит читать или вам хочется сделать оригинальный подарок, подарите ему книгу про самого себя! Любому ребенку будет интересно читать про себя. Любой ребенок обрадуется такому подарку! И, возможно, впоследствии это подтолкнет его к чтению других книг и разовьет его читательскую любознательность. А представьте себе, с какой гордостью и с какой радостью он будет показывать эту книгу своим друзьям! Ведь она написана про него! И написана очень интересно!

Желаете подарить ребенку издание про него с яркими декорациями и подходящим текстом? Таких предложений очень немало. Ищите и находите идеальную книгу для своего ребенка!

Источник