Решение о признании недействительным решения налогового органа в пользу налогового органа

Решение о признании недействительным решения налогового органа в пользу налогового органа thumbnail

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России

Оспаривание нормативных правовых актов ФНС России осуществляется в судебном порядке в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов ФНС России.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (п. 1 ст. 208 КАС РФ).

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов ФНС России рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (п. 1 ст. 213 КАС РФ).

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Обращение в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 АПК РФ осуществляется в форме:

  • искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявления – по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалобы – при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Производство в арбитражном суде первой инстанции

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

  • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;
  • создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ).

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 273 АПК РФ).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено (ст. 276 АПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Обзор правоприменительной практики

Источник

“Àêòóàëüíûå âîïðîñû áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà è íàëîãîîáëîæåíèÿ”, 2010, N 23

Çàêîí÷èëàñü íàëîãîâàÿ ïðîâåðêà, ïî ðåçóëüòàòàì êîòîðîé ÷èíîâíèêè ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî âàøå ïðåäïðèÿòèå íåäîïëàòèëî íàëîãè. Äàííûé ôàêò ôèêñèðóåòñÿ â ðåøåíèè î ïðèâëå÷åíèè ê îòâåòñòâåííîñòè èëè îá îòêàçå â ïðèâëå÷åíèè ê îòâåòñòâåííîñòè çà ñîâåðøåíèå íàëîãîâîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ (ï. 7 ñò. 101 ÍÊ ÐÔ).  ÷åì-òî êîíòðîëåðû ïðàâû, íî åñòü ìîìåíòû, ñ êîòîðûìè âû êàòåãîðè÷åñêè íå ñîãëàñíû, ïðè÷åì ãîòîâû îòñòàèâàòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ â ñóäå <1>. Íî ïðåæäå ÷åì îáðàùàòüñÿ ê ñëóæèòåëÿì Ôåìèäû, âû äîëæíû ïîïûòàòü ñ÷àñòüÿ â âûøåñòîÿùåì íàëîãîâîì îðãàíå <2>, â ïðîòèâíîì ñëó÷àå àðáèòðû îñòàâÿò âàøå çàÿâëåíèå áåç ðàññìîòðåíèÿ (ï. 5 ñò. 101.2 ÍÊ ÐÔ, ÷. 5 ñò. 4, ï. 2 ÷. 1 ñò. 148 ÀÏÊ ÐÔ).

Читайте также:  Польза от кротов на даче

<1> Äåëà, âîçíèêàþùèå èç àäìèíèñòðàòèâíûõ è èíûõ ïóáëè÷íûõ ïðàâîîòíîøåíèé, ñâÿçàííûå ñ îñóùåñòâëåíèåì îðãàíèçàöèÿìè è ãðàæäàíàìè ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé è èíîé ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ðàññìàòðèâàþòñÿ â àðáèòðàæíûõ ñóäàõ (ñò. 29 ÀÏÊ ÐÔ).
<2> Ñì. äîïîëíèòåëüíî ñòàòüþ À.Â. Àíäðååâñêîé “Ìíåíèÿ ñóäåé ðàçäåëèëèñü” â ýòîì íîìåðå æóðíàëà.

Æàëîáû â âûøåñòîÿùèé íàëîãîâûé îðãàí íå âîçûìåëè äîëæíîãî ýôôåêòà, áîëåå òîãî, ñïîðíûå ñóììû áûëè ñïèñàíû ñ âàøåãî ðàñ÷åòíîãî ñ÷åòà (ï. 2 ñò. 46 ÍÊ ÐÔ). Òåðïåíèå êîí÷èëîñü, è âû ðåøèëè: â ñóä!

Âûáèðàåì ñïîñîá

Îñóùåñòâèòü ñóäåáíóþ çàùèòó ñâîèõ ïðàâ ïðåäïðèÿòèå ìîæåò äâóìÿ ñïîñîáàìè:

  • ïóòåì ïîäà÷è çàÿâëåíèÿ î ïðèçíàíèè íåäåéñòâèòåëüíûì íåíîðìàòèâíîãî ïðàâîâîãî àêòà íàëîãîâîãî îðãàíà;
  • ïóòåì ïîäà÷è èñêîâîãî çàÿâëåíèÿ î âîçâðàòå ñóììû èçëèøíå âçûñêàííîãî íàëîãà.

Êîðîòêî îñòàíîâèìñÿ íà íåêîòîðûõ ðàçëè÷èÿõ äàííûõ çàÿâëåíèé. Ïåðâîå ìîæåò áûòü ïîäàíî â àðáèòðàæíûé ñóä â òå÷åíèå òðåõ ìåñÿöåâ ñî äíÿ, êîãäà ëèöó, â îòíîøåíèè êîòîðîãî âûíåñåíî ðåøåíèå î ïðèâëå÷åíèè (îá îòêàçå â ïðèâëå÷åíèè) ê îòâåòñòâåííîñòè çà ñîâåðøåíèå íàëîãîâîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ, ñòàëî èçâåñòíî î âñòóïëåíèè åãî â ñèëó. Îäíàêî ïðîïóùåííûé ïî óâàæèòåëüíîé ïðè÷èíå ñðîê ïîäà÷è çàÿâëåíèÿ ìîæåò áûòü âîññòàíîâëåí ñóäîì (ï. 5 ñò. 101.2 ÍÊ ÐÔ, ÷. 4 ñò. 198 ÀÏÊ ÐÔ). Ñóììà ãîñïîøëèíû â ýòîì ñëó÷àå ñîñòàâëÿåò 2000 ðóá. (ïï. 3 ï. 1 ñò. 333.21 ÍÊ ÐÔ).

Èñêîâîå çàÿâëåíèå ìîæåò áûòü ïîäàíî â ñóä â òå÷åíèå òðåõ ëåò, ñ÷èòàÿ ñî äíÿ, êîãäà ëèöî óçíàëî èëè äîëæíî áûëî óçíàòü î ôàêòå èçëèøíåãî âçûñêàíèÿ íàëîãà (ï. 3 ñò. 79 ÍÊ ÐÔ). Ïðè ýòîì ðàçìåð ãîñïîøëèíû ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïî ïðàâèëàì, óñòàíîâëåííûì â ïï. 1 ï. 1 ñò. 333.21 ÍÊ ÐÔ:

  • äî 100 000 ðóá. – 4% öåíû èñêà, íî íå ìåíåå 2000 ðóá.;
  • îò 100 001 äî 200 000 ðóá. – 4000 ðóá. ïëþñ 3% ñóììû, ïðåâûøàþùåé 100 000 ðóá.;
  • îò 200 001 äî 1 000 000 ðóá. – 7000 ðóá. ïëþñ 2% ñóììû, ïðåâûøàþùåé 200 000 ðóá.;
  • îò 1 000 001 äî 2 000 000 ðóá. – 23 000 ðóá. ïëþñ 1% ñóììû, ïðåâûøàþùåé 1 000 000 ðóá.;
  • ñâûøå 2 000 000 ðóá. – 33 000 ðóá. ïëþñ 0,5% ñóììû, ïðåâûøàþùåé 2 000 000 ðóá., íî íå áîëåå 200 000 ðóá.

Î÷åâèäíî, ÷òî â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïåðâûé ñïîñîá ïðàâîâîé çàùèòû â ïëàíå ãîñïîøëèíû ìåíåå çàòðàòíûé, ïðè÷åì íå íóæíî çàáûâàòü: äàííûå ñóììû âåðíóòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè áóäåò ñòîïðîöåíòíàÿ ïîáåäà <3>. Äîáàâèì ê ñêàçàííîìó òîò ôàêò, ÷òî â ñèëó ÷. 1 ñò. 65, ÷. 5 ñò. 200 ÀÏÊ ÐÔ îáÿçàííîñòü äîêàçûâàíèÿ ñîîòâåòñòâèÿ îñïàðèâàåìîãî íåíîðìàòèâíîãî ïðàâîâîãî àêòà çàêîíó âîçëàãàåòñÿ íà íàëîãîâûé îðãàí, è ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïðåäïðèÿòèÿ ïðåäïî÷èòàþò äàííûé âàðèàíò çàùèòû.

<3> Ñóäåáíûå ðàñõîäû, ïîíåñåííûå ëèöàìè, ó÷àñòâóþùèìè â äåëå, â ïîëüçó êîòîðûõ ïðèíÿò ñóäåáíûé àêò, âçûñêèâàþòñÿ àðáèòðàæíûì ñóäîì ñî ñòîðîíû.  ñëó÷àå åñëè èñê óäîâëåòâîðåí ÷àñòè÷íî, ñóäåáíûå ðàñõîäû îòíîñÿòñÿ íà ëèö, ó÷àñòâóþùèõ â äåëå, ïðîïîðöèîíàëüíî ðàçìåðó óäîâëåòâîðåííûõ èñêîâûõ òðåáîâàíèé (÷. 1 ñò. 110 ÀÏÊ ÐÔ).

Íî âîò â ÷åì íåçàäà÷à: âûèãðàâ äåëî (ðåøåíèå î ïðèâëå÷åíèè ê îòâåòñòâåííîñòè èëè îá îòêàçå â ïðèâëå÷åíèè ê îòâåòñòâåííîñòè çà ñîâåðøåíèå íàëîãîâîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ ïðèçíàíî íåäåéñòâèòåëüíûì), íàëîãîïëàòåëüùèê çà÷àñòóþ íå ìîæåò ïîëó÷èòü ñâîè äåíüãè. Ïðè÷èíà áàíàëüíà: ñóä îòêàçûâàåòñÿ âûäàâàòü èñïîëíèòåëüíûé ëèñò, ïîñêîëüêó íåïîíÿòíî, êàêèå èìåííî äåéñòâèÿ äîëæíû áûòü â íåì óêàçàíû (ñì., íàïðèìåð, Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ ÂÑÎ îò 18.11.2008 N À58-7965/07-Ô02-5060/08).

Çíàÿ î ïîäîáíîì ïîëîæåíèè âåùåé, íàëîãîïëàòåëüùèêè ñíà÷àëà ñòàëè ïðèçíàâàòü íåíîðìàòèâíûé àêò íàëîãîâîãî îðãàíà íåäåéñòâèòåëüíûì, à ïîòîì, èñïîëüçóÿ ïðåþäèöèþ <4> (÷. 2 ñò. 69 ÀÏÊ ÐÔ), ïîäàâàòü èñêîâîå çàÿâëåíèå ñî ñòîïðîöåíòíîé óâåðåííîñòüþ â áëàãîïîëó÷íîì èñõîäå äåëà. Ìèíóñ ñîñòîÿë â òîì, ÷òî ýòè ïðîöåäóðû çíà÷èòåëüíî çàòÿãèâàëè ïðîöåññ âîññòàíîâëåíèÿ íàðóøåííûõ ïðàâ.

<4> Ïðåþäèöèÿ (ïðåþäèöèàëüíîñòü) (îò ëàò. praejudicio – ïðåäðåøåíèå) – â ïðîöåññóàëüíîì ïðàâå îáÿçàòåëüíîñòü äëÿ âñåõ ñóäîâ, ðàññìàòðèâàþùèõ äåëî, ïðèíÿòü áåç ïðîâåðêè è äîêàçàòåëüñòâ ôàêòû, ðàíåå óñòàíîâëåííûå âñòóïèâøèì â çàêîííóþ ñèëó ñóäåáíûì ðåøåíèåì èëè ïðèãîâîðîì ïî êàêîìó-ëèáî äðóãîìó äåëó. Áîëüøîé þðèäè÷åñêèé ñëîâàðü. 3-å èçä., äîï. è ïåðåðàá. / Ïîä ðåä. ïðîô. À.ß. Ñóõàðåâà. – Ì.: ÈÍÔÐÀ-Ì, 2007.

Ïðèìå÷àíèå. Àðáèòðàæíûé ñóä îáÿçàí âûäàòü èñïîëíèòåëüíûé ëèñò è â ñëó÷àå óêàçàíèÿ â ðåçîëþòèâíîé ÷àñòè ðåøåíèÿ íà îáÿçàííîñòü íàëîãîâîãî îðãàíà óñòðàíèòü äîïóùåííûå íàðóøåíèÿ áåç óêàçàíèÿ êîíêðåòíûõ äåéñòâèé, êîòîðûå äîëæåí ñîâåðøèòü íàëîãîâûé îðãàí.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ, ïî ìíåíèþ Ïðåçèäèóìà ÂÀÑ ÐÔ (Ïîñòàíîâëåíèå îò 08.09.2009 N 1570/09), îòêàçûâàòü â âûäà÷å èñïîëíèòåëüíîãî ëèñòà ïî äåëàì î ïðèçíàíèè íåäåéñòâèòåëüíûì íåíîðìàòèâíîãî ïðàâîâîãî àêòà íàëîãîâîãî îðãàíà íåëüçÿ, íî ýòî íå âñå, î ÷åì âàì íåîáõîäèìî çíàòü.

“Ñðî÷íàÿ ÷åõàðäà”

Âûøå ìû ñêàçàëè, ÷òî ñðîê äëÿ ïîäà÷è èñêà ñîñòàâëÿåò òðè ãîäà, è íà÷èíàåò èñ÷èñëÿòüñÿ îí ñî äíÿ, êîãäà ëèöî óçíàëî èëè äîëæíî áûëî óçíàòü î ôàêòå èçëèøíåãî âçûñêàíèÿ íàëîãà (ñì., íàïðèìåð, Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ ÂÂÎ îò 26.04.2010 ïî äåëó N À43-35946/2009). Ìîæåò âîçíèêíóòü âîïðîñ: ñ êàêîãî ìîìåíòà ðàññ÷èòûâàòü äàííûé ñðîê, åñëè íàëîãîïëàòåëüùèê ïîøåë ïî îïèñàííîé âûøå ñõåìå (ñíà÷àëà íåèìóùåñòâåííîå çàÿâëåíèå, ïîòîì èìóùåñòâåííûé èñê)?

Îòâåò, êàê íàì ïðåäñòàâëÿåòñÿ, äàë Ïðåçèäèóì ÂÀÑ ÐÔ â Ïîñòàíîâëåíèè îò 27.04.2010 N 636/10. Êàê âèäíî èç òåêñòà äîêóìåíòà, íàëîãîïëàòåëüùèê îáðàòèëñÿ â ñóä ñ èñêîâûì çàÿâëåíèåì îò 16.09.2009 îá îáÿçàíèè èíñïåêöèè âîçìåñòèòü ïóòåì âîçâðàòà èç áþäæåòà 14 329 376 ðóá. ÍÄÑ.

Îñíîâàíèåì äëÿ îáðàùåíèÿ îáùåñòâà â ñóä ïîñëóæèëè ñëåäóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà. Îáùåñòâîì ïðåäñòàâëåíû â èíñïåêöèþ äâå óòî÷íåííûå äåêëàðàöèè ïî ÍÄÑ çà íîÿáðü 2004 ã.: îò 05.03.2005, â êîòîðîé çàÿâëåíî ê âîçìåùåíèþ 20 204 218 ðóá., è îò 17.03.2005, â êîòîðîé ýòà ñóììà óìåíüøåíà äî 20 202 998 ðóá. Îäíîâðåìåííî ñ ïåðâîé óòî÷íåííîé äåêëàðàöèåé îáùåñòâî íàïðàâèëî â èíñïåêöèþ çàÿâëåíèå îò 05.03.2005 î âîçìåùåíèè 20 204 218 ðóá. ïóòåì âîçâðàòà ÍÄÑ íà ðàñ÷åòíûé ñ÷åò.

Ïî ðåçóëüòàòàì êàìåðàëüíîé íàëîãîâîé ïðîâåðêè äåêëàðàöèè îò 17.03.2005 èíñïåêöèåé ïðèíÿòî ðåøåíèå îò 14.06.2005, êîòîðûì îáùåñòâó â âîçìåùåíèè 20 202 998 ðóá. îòêàçàíî.

Ðåøåíèå èíñïåêöèè ïðèçíàíî íåäåéñòâèòåëüíûì âñòóïèâøèì â çàêîííóþ ñèëó Ðåøåíèåì Àðáèòðàæíîãî ñóäà ã. Ìîñêâû îò 14.12.2005, 21.12.2005 ïî äåëó N À40-54972/05-33-478 (äàëåå – Ðåøåíèå N À40-54972/05-33-478), è òåì ñàìûì ïðàâî îáùåñòâà íà âîçìåùåíèå èç áþäæåòà 20 202 998 ðóá. ñóäîì ïîäòâåðæäåíî. Îäíàêî îáùåñòâó ïóòåì çà÷åòà â óïëàòó ÍÄÑ âîçâðàùåíà ëèøü ÷àñòü óêàçàííîé ñóììû.

Читайте также:  Салат из фруктов с йогуртом польза

Ïî ïðîâåäåííîé ñòîðîíàìè ñâåðêå ðàñ÷åòîâ ïî íàëîãàì, ñáîðàì, ïåíÿì è øòðàôàì ïî ñîñòîÿíèþ íà 04.04.2009, ðåçóëüòàòû êîòîðîé èíñïåêöèåé íå îñïàðèâàþòñÿ, ñóììà ïåðåïëàòû îáùåñòâîì â áþäæåò ÍÄÑ ñîñòàâëÿåò 14 329 376 ðóá.

Ïîñëå íåîäíîêðàòíîãî íàïîìèíàíèÿ èíñïåêöèè (â òîì ÷èñëå ïèñüìåííî) î íåâîçâðàòå ïîäëåæàùåé âîçìåùåíèþ ñóììû ÍÄÑ è íåïîëó÷åíèÿ îòâåòà îáùåñòâî îáðàòèëîñü â àðáèòðàæíûé ñóä ñ íàñòîÿùèì çàÿâëåíèåì.

Ðåøåíèåì ïî äåëó N À40-44416/09-75-270 â óäîâëåòâîðåíèè çàÿâëåííîãî òðåáîâàíèÿ îòêàçàíî (îíî îñòàâëåíî áåç èçìåíåíèÿ â àïåëëÿöèè è êàññàöèè).

Ïðè ýòîì àðáèòðû ïðèøëè ê âûâîäó î ïðîïóñêå îáùåñòâîì òðåõëåòíåãî ñðîêà èñêîâîé äàâíîñòè (ñò. 196 ÃÊ ÐÔ), â ïðåäåëàõ êîòîðîãî îíî âïðàâå áûëî îáðàòèòüñÿ â àðáèòðàæíûé ñóä ñ òðåáîâàíèåì î âîçâðàòå íàëîãà, óêàçàâ, ÷òî î íàðóøåíèè ïðàâà íà âîçìåùåíèå ÍÄÑ çà íîÿáðü 2004 ã. îáùåñòâó ñòàëî èçâåñòíî 14.06.2005 – â äåíü ïðèíÿòèÿ èíñïåêöèåé ðåøåíèÿ îá îòêàçå â âîçìåùåíèè ýòîãî íàëîãà.

Ñóä óêàçàë, ÷òî íàëè÷èå ñóäåáíîãî àêòà, ïðèçíàâøåãî íåäåéñòâèòåëüíûì ðåøåíèå èíñïåêöèè, íå âëèÿåò íà ïîðÿäîê èñ÷èñëåíèÿ ñðîêà, ïîñêîëüêó îáùåñòâîì áûë âûáðàí ñïîñîá çàùèòû, íå îáåñïå÷èâøèé âîññòàíîâëåíèå åãî íàðóøåííîãî ïðàâà íà âîçìåùåíèå (âîçâðàò) èç áþäæåòà ÍÄÑ.

Ïðåçèäèóì ÂÀÑ ÐÔ ñ÷èòàåò, ÷òî ïîçèöèÿ ñóäîâ íåîáîñíîâàííà, ââèäó òîãî ÷òî ñîãëàñíî Ðåøåíèþ N À40-54972/05-33-478, êîòîðûì ïðèçíàíî íåäåéñòâèòåëüíûì ðåøåíèå èíñïåêöèè â ÷àñòè îòêàçà îáùåñòâó â âîçìåùåíèè 20 202 998 ðóá. ÍÄÑ è ïîäòâåðæäåíî ïðàâî îáùåñòâà íà åãî âîçìåùåíèå, èíñïåêöèÿ äîëæíà áûëà âîçìåñòèòü åìó ýòó ñóììó.

Èíñïåêöèåé íå îñïàðèâàåòñÿ íàëè÷èå ñâîåâðåìåííî íàïðàâëåííîãî çàÿâëåíèÿ îáùåñòâà î âîçìåùåíèè ÍÄÑ çà íîÿáðü 2004 ã. ïóòåì âîçâðàòà ñðåäñòâ íà åãî ðàñ÷åòíûé ñ÷åò. ×àñòü ñóììû, çàÿâëåííîé ê âîçìåùåíèþ, ïîñëå âñòóïëåíèÿ â ñèëó Ðåøåíèÿ N À40-54972/05-33-478 îáùåñòâó, íåñìîòðÿ íà íåîäíîêðàòíîå íàïîìèíàíèå îá ýòîì èíñïåêöèè, íå âîçâðàùåíà. Òàêèì îáðàçîì, âîïðåêè òðåáîâàíèÿì ñò. 16 ÀÏÊ ÐÔ èíñïåêöèåé íå èñïîëíåíû âñòóïèâøèå â çàêîííóþ ñèëó ñóäåáíûå àêòû. Êðîìå òîãî, ñóäû èñêàçèëè ñìûñë ï. 1 Ïîñòàíîâëåíèÿ Ïëåíóìà ÂÀÑ ÐÔ îò 18.12.2007 N 65.

Îáùåñòâî ñâîé èìóùåñòâåííûé èíòåðåñ (âîçìåùåíèå èç áþäæåòà íàëîãà íà äîáàâëåííóþ ñòîèìîñòü) çàùèùàëî ïîñðåäñòâîì ïðåäúÿâëåíèÿ â ñóä â óñòàíîâëåííûé ñðîê òðåáîâàíèÿ î ïðèçíàíèè íåçàêîííûì ðåøåíèÿ èíñïåêöèè, êîòîðîå ñóä óäîâëåòâîðèë. Ïîýòîìó âûâîäû ñóäîâ î ïðîïóñêå îáùåñòâîì ñðîêà èñêîâîé äàâíîñòè äëÿ ïðåäúÿâëåíèÿ â ñóä òðåáîâàíèÿ èìóùåñòâåííîãî õàðàêòåðà – î âîçìåùåíèè èç áþäæåòà äåíåæíûõ ñðåäñòâ ïóòåì âîçâðàòà – íåçàêîííû è íå ïîçâîëÿþò îáùåñòâó ðåàëèçîâàòü ïîäòâåðæäåííîå ðàíåå âûïóùåííûìè ñóäåáíûìè àêòàìè ïðàâî íà èõ ïîëó÷åíèå.

Îáúåäèíèâ âûâîäû äâóõ ïðåäñòàâëåííûõ Ïîñòàíîâëåíèé Ïðåçèäèóìîâ ÂÀÑ ÐÔ, ìîæíî ïðèéòè ê çàêëþ÷åíèþ, ÷òî àðáèòðû îáÿçàíû âûäàòü èñïîëíèòåëüíûé ëèñò ïî ðåçóëüòàòàì ðàññìîòðåíèÿ äåëà î ïðèçíàíèè íåäåéñòâèòåëüíûì íåíîðìàòèâíîãî àêòà íàëîãîâîãî îðãàíà è íàëîã ïî òàêîìó ëèñòó äîëæåí áûòü âîçâðàùåí. Åñëè æå ïðèñòàâ-èñïîëíèòåëü íå ïîíèìàåò, êàêèå èìåííî ìåðû äîëæíû áûòü ïðèíÿòû äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ íàðóøåííîãî ïðàâà, òî îí âïðàâå (÷. 1 ñò. 32 Çàêîíà îá èñïîëíèòåëüíîì ïðîèçâîäñòâå <5>) îáðàòèòüñÿ â ñóä çà ðàçúÿñíåíèåì, à ïîñëåäíèé ìîæåò ðàçúÿñíèòü ðåøåíèå áåç èçìåíåíèÿ åãî ñîäåðæàíèÿ (÷. 1 ñò. 179 ÀÏÊ ÐÔ).

<5> Ôåäåðàëüíûé çàêîí îò 02.10.2007 N 229-ÔÇ “Îá èñïîëíèòåëüíîì ïðîèçâîäñòâå”.

Ì.Â.Ìîèñååâ

Ýêñïåðò æóðíàëà

“Àêòóàëüíûå âîïðîñû áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà

è íàëîãîîáëîæåíèÿ”

Источник

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Читайте также:  Польза семечек подсолнуха при сахарном диабете

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Не пропустите новые

публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник