Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ

Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ thumbnail

Василий Никитич Татищев (1686—1750) — создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.

В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.

В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские профессиональные школы, видоизменяясь, но сохраняя первоначальное назначение, существовали до конца XIX столетия.

В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.

В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составленной Татищевым на основе изучения им школьного дела в Швеции и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учителям. Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, что достигается только с помощью науки. Познание себя и внешнее, телесное, и внутреннее, духовное, необходимо для будущего и настоящего благополучия, а следовательно, наука практически полезна всем. А так как в то время науку уважали очень мало, то Татищев считает нужным доказать пользу науки для государства вообще и для отдельных сословий в частности, опровергнуть мнение, что науки могут быть вредны в религиозном отношении и порождать ереси. Пользу наук Татищев доказывает такими соображениями.

«Говорят, что науки удаляют от Бога, порождают ереси, что Бог скрыл таинство веры от премудрых и разумных, а открывает ее младенцам, т.е. неученым. Татищев разъясняет необходимость науки для правильного понимания веры, так как не знающие наук искажают веру…

Истинная философия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку…»

Татищев объясняет пользу наук для разумного управления государством, для правящего класса, а также и для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов. Незнание же или глупость вредит успеху и личности, и общества. Народная глупость и в делах веры, и в делах правления приносит зло; вследствие «неучения» народ не знает ни естественного, ни божеского закона, а потому нередко и бунтует; народною глупостью он объясняет бедствия времен междуцарствия, когда «семь плутов» обманывали народ, выдавая себя за разных царевичей; тою же причиной он объясняет и другие народные беды. Сущность науки заключается в ее практической полезности. Поэтому и науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные. Нужные науки — это домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие; полезные: письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия; щегольские: стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись; любопытные: астрология, физиотомия, хиромантия, алхимия; вредные: гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провещание) и др.

Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. Конечно, главные его заботы были об образовании дворянства и педагогика его была дворянская, аристократическая.

При составлении образовательного курса Татищев проявляет двойственность: с одной стороны, он допетровский педагог, по обилию указываемых им занятий религиозно-церковного характера, а с другой — он новатор: вводит в курс неслыханные до Петра I предметы. Рассмотрим обе стороны педагогики Татищева.

В «Духовной моему сыну» Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Для этого нужно читать Библию и Катехизис, книги учителей церковных, прежде всего Иоанна Златоуста, потом Василия Великого и др.

Самое главное в светском или научном образовании — умение правильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и многое другое. Этот курс довольно широк и отличается не только математическо-реальным, но и профессиональным характером, имеются в нем такие учебные предметы, как артиллерия, фортификация, воинские законы.

Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в домашних условиях под влиянием родственников.

Качества личности, которые следовало у них воспитывать, В.Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, но не безрассудство, послушание начальству, но не раболепие, рассудительность и все то, что помогает достижению благополучия в жизни и успеху по службе. Если же дворянский отпрыск предназначался для гражданской службы, то в первую очередь у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятельность в делах и т.п. Программу воспитания дворянина, таким образом, В.Н. Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.

Татищев не против просвещения и народных масс: по его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет — ремеслам. Он говорит об учреждении для элементарного обучения во всех городах от 120 до 200 мужских и женских семинарий «для начинания в научении»; за ними должны следовать школы для предуготовления «к высоким наукам» и, наконец, две академии или два университета, предназначенные «для произведения в совершенство в богословии и философии, и со всеми частями», а еще «корпус кадетов» и академия наук. Образование он рассматривал с практическо- профессионольной точки зрения, в частности, образование крестьян как подготовку хорошей рабочей силы для помещика, как средство создать «доброгорукодельница», полезного самому себе и своему барину.

Следует заметить, что пока еще теоретические педагогические знания мало принимались во внимание практикой, т.е. они не имели широкого распространения и признания. Однако тот круг идей, который содержался в педагогических высказываниях Посошкова, Татищева и других деятелей просвещения XVIII в., явился исходной точкой для последовавшего в дальнейшем становления научной педагогики. А отдельные высказывания педагогов того времени не утратили значения и для современности.

Источник:

История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.)

История педагогики и образования (под ред. А. И. Пискунова)

Идеи и взгляды
В. Н. Татищева

Загрузка…

Источник

Ðóññêàÿ Èñòîðèÿ

Ãëàâà 14

Ëè÷íîñòü è Ðóññêèé Äóõ.

 1720 ãîäó Òàòèùåâà íàïðàâèëè íà Óðàë ðóêîâîäèòü ãîðíûì äåëîì.

Íà íîâîì ìåñòå Òàòèùåâ çàíÿëñÿ ñòðîèòåëüñòâîì çàâîäîâ, ðàçâåäêîé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ãåîäåçè÷åñêèìè ñúåìêàìè è ñîñòàâëåíèåì êàðò, îðãàíèçàöèåé øêîë (ïåðâûõ íà Óðàëå) è ò.ä.

Îïðåäåëèë îí è ìåñòî äëÿ áóäóùåãî àäìèíèñòðàòèâíî-ýêîíîìè÷åñêîãî è êóëüòóðíîãî öåíòðà Óðàëà, çàëîæèâ íà áåðåãó ðåêè Èñåòü ãîðîä, íàçâàííûé ïîçæå Åêàòåðèíáóðãîì.

Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãî ñèë è âðåìåíè ó Òàòèùåâà îòíÿëà òÿæáà ñ Àêèíôèåì Äåìèäîâûì ïåðâûì ðîññèéñêèì «ïðèâàòèçàòîðîì», äëÿ íåãî ñòðîèëè, ïîåãî ïîäà÷å àçåííûå çàâîäû è ïîòîì áåçâîçìåçäíî ïåðåäàâàëè èõ Äåìèäîâó. Òîò ÷óâñòâîâàë ñåáÿ íà Óðàëå ïîëíîâëàñòíûì õîçÿèíîì, íå òåðïåë ïîñòîðîííåãî âìåøàòåëüñòâà è óæ òåì áîëåå íå æåëàë îòêðûòèÿ çäåñü êàçåííûõ çàâîäîâ.  íîÿáðå 1723 ãîäà Â. Í. Òàòèùåâ âûåõàë â Ïåòåðáóðã ñ äîêëàäîì î çàâîäñêèõ äåëàõ, áûë ïðèíÿò ëè÷íî Ïåòðîì I è âñêîðå íàïðàâëåí â Øâåöèþ.

 1734 ãîäó Òàòèùåâ áûë ñíîâà íàçíà÷åí íà Óðàë, «äëÿ ðàçìíîæåíèÿ çàâîäîâ». Ïîêà Òàòèùåâ îñòàâàëñÿ ïðè çàâîäàõ, îí ñâîåé äåÿòåëüíîñòüþ ïðèíîñèë ìíîãî ïîëüçû è çàâîäàì, è êðàþ: ïðè íåì ÷èñëî çàâîäîâ âîçðîñëî äî 40; ïîñòîÿííî îòêðûâàëèñü íîâûå ðóäíèêè, è Òàòèùåâ ñ÷èòàë âîçìîæíûì óñòðîèòü åùå 36 çàâîäîâ, êîòîðûå îòêðûëèñü ëèøü ÷åðåç íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé. Ìåæäó íîâûìè ðóäíèêàìè ñàìîå âàæíîå ìåñòî çàíèìàëà óêàçàííàÿ Òàòèùåâûì ãîðà Áëàãîäàòü.

Ïðàâîì âìåøàòåëüñòâà â óïðàâëåíèå ÷àñòíûõ çàâîäîâ Òàòèùåâ ïîëüçîâàëñÿ âåñüìà øèðîêî è òåì íå ðàç âûçûâàë ïðîòèâ ñåáÿ íàðåêàíèÿ è æàëîáû. Âîîáùå, îí íå áûë ñòîðîííèêîì ÷àñòíûõ çàâîäîâ, íå ñòîëüêî èç ëè÷íîé êîðûñòè, ñêîëüêî èç ñîçíàíèÿ òîãî, ÷òî ãîñóäàðñòâó íóæíû ìåòàëëû, è òî ÷òî äîáûâàÿ èõ, îíî ñàìî ïîëó÷àåò áîëåå âûãîäû, ÷åì ïîðó÷àÿ ýòî äåëî ÷àñòíûì ëþäÿì.

 1737 ãîäó Òàòèùåâà íàçíà÷èëè â Îðåíáóðãñêóþ ýêñïåäèöèþ äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî óñìèðåíèÿ Áàøêèðèè è óñòðîéñòâà óïðàâëåíèÿ áàøêèð.

Îòñòðàíåííûé Áèðîíîì îò äåë â 1740ãîäó Òàòèùåâ íàïèñàë ñâî¸ íàñòàâëåíèå ñûíó «Äóõîâíóþ».  1745 ãîäó åãî ñîâñåì îòñòàâèëè îò äîëæíîñòè. Ïðèåõàâ â ñâîþ ïîäìîñêîâíóþ äåðåâíþ Áîëäèíî, Òàòèùåâ óæå íå îñòàâëÿë å¸ äî ñìåðòè. Çäåñü îí çàêàí÷èâàë ñâîþ èñòîðèþ, êîòîðóþ â 1732 ãîäó ïðèâîçèë â Ïåòåðáóðã, íî ê êîòîðîé íå âñòðåòèë ñî÷óâñòâèÿ.

15 (26) èþëÿ 1750 ãîäà Òàòèùåâ ñêîí÷àëñÿ. Ïîõîðîíåí íà Ðîæäåñòâåíñêîì ïîãîñòå.

Íà ñàðêîôàãå Â. Í. Òàòèùåâà, âíîâü îòêðûòîì â ñåðåäèíå 1970-õ Å. Â. ßñòðåáîâûì, ãåîãðàôîì è èñòîðèêîì, à ïîçæå â 1985 ã. Ã. Ç. Áëþìèíûì, îáíàðóæåíà íàäïèñü: «Âàñèëèé Íèêèòè÷ Òàòèùåâ ðîäèëñÿ 1686 ãîäà… âñòóïëåíèå â ñëóæáó 1704 ãîäà…, ãåíåðàë-áåðãìåéñòåð çàâîäîâ 1737 ãîäà. Òàéíûé ñîâåòíèê, è â òîì ÷èíó áûë â Îðåíáóðãå è â Àñòðàõàíè ãóáåðíàòîðîì. È â òîì ÷èíó … â Áîëäèíî 1750 ãîäà ñêîí÷àëñÿ èþëÿ 15 äíÿ».

Âòîðàÿ ðåäàêöèÿ Èñòîðèè Ðîññèéñêîé, ÿâëÿþùàÿñÿ ãëàâíûì ñî÷èíåíèåì Òàòèùåâà, áûëà èçäàíà ÷åðåç 18 ëåò ïîñëå åãî ñìåðòè, ïðè Åêàòåðèíå II — â 1768 ãîäó. Ïåðâàÿ ðåäàêöèÿ Èñòîðèè Ðîññèéñêîé, íàïèñàííàÿ «äðåâíèì íàðå÷èåì», áûëà âïåðâûå èçäàíà òîëüêî â 1964 ãîäó.

Âàñèëèé Íèêèòè÷ Òàòèùåâ (1686—1750) áûë âåëèêèé ðóññêèé ñîöèîëîã, ñîçäàòåëü ìíîãîòîìíîé «Èñòîðèè Ðîññèéñêîé», ñîñòàâèòåëü ýíöèêëîïåäè÷åñêîãî ñëîâàðÿ «Ëåêñèêîí Ðîññèéñêèé», áûë àâòîðîì ïåäàãîãè÷åñêèõ ñî÷èíåíèé: — «Çàïèñêà îá ó÷àùèõñÿ è ðàñõîäàõ íà ïðîñâåùåíèå Ðîññèè», «Äóõîâíàÿ ìîåìó ñûíó», «Î ïîðÿäêå ïðåïîäàâàíèÿ â øêîëàõ ïðè óðàëüñêèõ êàçåííûõ çàâîäàõ», è â òîì ÷èñëå «Ðàçãîâîð äâóõ ïðèÿòåëåé î ïîëüçå íàóê», ãäå îí îáîñíîâàë íåîáõîäèìîñòü øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íàó÷íûõ çíàíèé, äàë êëàññèôèêàöèþ íàóê è èçëîæèë ïëàí ðàçâèòèÿ øêîëüíîãî äåëà â Ðîññèè.

   Â 1721 ã. ïî èíèöèàòèâå Òàòèùåâà áûëà îòêðûòà ïåðâàÿ ïðîôåññèîíàëüíàÿ ãîðíîçàâîäñêàÿ øêîëà, à çàòåì âîçíèêëà öåëàÿ ñåòü ïîäîáíûõ ó÷èëèù.  Åêàòåðèíáóðãå, âîçíèêøåì íà áàçå îñíîâàííîãî Â.Í. Òàòèùåâûì ìåòàëëóðãè÷åñêîãî çàâîäà, áûëà îðãàíèçîâàíà öåíòðàëüíàÿ ãîðíîçàâîäñêàÿ øêîëà, ÿâèâøàÿñÿ ñâîåîáðàçíûì àäìèíèñòðàòèâíûì è ìåòîäè÷åñêèì öåíòðîì äëÿ âñåõ ïîäîáíûõ øêîë. Ìîæíî äàæå óòâåðæäàòü, ÷òî óðàëüñêèå ïðîôåññèîíàëüíûå øêîëû, âèäîèçìåíÿÿñü, íî ñîõðàíÿÿ ïåðâîíà÷àëüíîå íàçíà÷åíèå, ñóùåñòâîâàëè äî 1917 ãîäà.

   Â.Í. Òàòèùåâ â ñâîåì ïðîãðàììíîì ñî÷èíåíèè «Ðàçãîâîð äâóõ ïðèÿòåëåé î ïîëüçå íàóê è ó÷èëèù» âïåðâûå ïîñòàâèë ïåðåä ïðîôåññèîíàëüíûì îáðàçîâàíèåì ñóãóáî ïðîôåññèîíàëüíûå öåëè, âûíîñÿ çà ïðåäåëû ïðîôåññèîíàëüíîé øêîëüíîé æèçíè çàäà÷è ðåëèãèîçíîãî è äóõîâíî-íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ.

   Â.Í. Òàòèùåâ ñ÷èòàë, ÷òî óæå ñ 10 ëåò ðåáåíêà íåîáõîäèìî îáó÷àòü ðåìåñëó, ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé çàäà÷åé âòîðîãî ýòàïà îáó÷åíèÿ — ñîáñòâåííî ïðîôåññèîíàëüíîãî.  èíñòðóêöèè «Î ïîðÿäêå ïðåïîäàâàíèÿ â øêîëàõ ïðè óðàëüñêèõ êàçåííûõ çàâîäàõ» (1736), ñîñòàâëåííîé Òàòèùåâûì íà îñíîâå ñîáñòâåííîãî ïåäàãîãè÷åñêîãî îïûòà, ñîäåðæàëèñü ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ó÷èòåëÿì. Òàòèùåâ ó÷èë, ÷òî ïîçíàíèå ñåáÿ è âíåøíåå, òåëåñíîå, è âíóòðåííåå, äóõîâíîå, íåîáõîäèìî è ñëåäîâàòåëüíî, íàóêà ïðàêòè÷åñêè ïîëåçíà âñåì. Òàòèùåâ îáúÿñíÿåò ïîëüçó íàóê äëÿ ðàçóìíîãî óïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâîì, äëÿ ïðàâÿùåãî êëàññà, à òàêæå è äëÿ ïðîñòîãî ëþäà, äëÿ ïðàâèëüíîãî âåäåíèÿ èì ñâîèõ äåë è äëÿ óêðåïëåíèÿ â íåì ãîñóäàðñòâåííî èìïåðñêèõ ïðèðîäíûõ ðóññêèõ íðàâîâ.

Ïåäàãîãèêà Òàòèùåâà áûëà íå òîëüêî ïðîôåññèîíàëüíî óòèëèòàðíà, íî è ñîñëîâíà. Ãëàâíûå åãî çàáîòû áûëè î ãîñóäàðñòâåííîì óïðàâëåíèè è îá ñîîòâåòñòâóþùåì îáðàçîâàíèè ñëóæèëîãî äâîðÿíñòâà, è çäåñü åãî ïåäîëîãèÿ è ïåäàãîãèêà áûëà äâîðÿíñêàÿ, àðèñòîêðàòè÷åñêàÿ, òîãäà êàê ïðåæíÿÿ, ïðèíÿòàÿ ðóññêàÿ ïåäàãîãèêà È.Ò. Ïîñîøêîâà, áûëà ïðîñâåòèòåëüñêîé è äåìîêðàòè÷åñêî-ýãàëèòàðíîé.

Èâàí Òèõîíîâè÷ Ïîñîøêîâ (1652–1726 ãã.) ðîäèëñÿ â ñåìüå ðåìåñëåííèêîâ-ñåðåáðÿíèêîâ. Èìåííî êóïå÷åñòâî ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ Ïîñîøêîâà, òåì ðóññêèì ñîñëîâèåì, íà êîòîðîå ãîñóäàðñòâîì âîçëîæåíî äåëî ðàçâèòèÿ ïðîìûøëåííîñòè è òîðãîâëè.  èíòåðåñàõ îáåñïå÷åíèÿ ïðåäïðèÿòèé ðàáî÷åé ñèëîé åìó äîëæíî áûòü ïðåäîñòàâëåíî ïðàâî çàäåðæàíèÿ «íàâå÷íî» íà çàâîäàõ è ôàáðèêàõ âñåõ áåçäåëüíèêîâ è ãóëÿùèõ, íèùèõ è áåãëûõ , òî åñòü íà íåãî äîëæíà áûòü íàëîæåíà è ñàíèòàðíàÿ ÷èñòêà îáùåñòâåííîé ðóññêîé æèçíè.

 (âîò Äåìèäîâûì ñïåöèàëüíûì Óêàçîì è ðàçðåøàëè èñïîëüçîâàòü íà ñâîèõ çàâîäàç íå òîëüêî èõ, íî è íàñèëüíî ïðèâëåêàòü ãîñóäàðñòâåííûõ êðåñòüÿí íà çàâîäû, òîãäà êàê Ñòðîãàíîâûì, ýòèì æå Óêàçîì, íå òîëüêî çàïðåòèëè äåðæàòü áûâøèõ «ãóëÿùèõ», íî ïðèêàçàëè âûäàòü èõ âñåõ âëàñòÿì. Ñòðîãàíîâû íà÷àëè ðàçîðÿòüñÿ áåç ïðèòîêà ðàáî÷åé ñèëû, ïðîäàâàÿ ñâîè çàâîäû, êîòîðûå è ïîïàäàëè ãîñóäàðñòâåííûì ëèáåðàëüíûì ïðîòåêöèîíèçìîì â ñïåêóëÿòèâíûå ëàïû Äåìèäîâûõ Â.Ì.)

 Ïîñîøêîâ îòñòàèâàë èäåè ðóññêîãî äåÿòåëüíîãî ïðîòåêöèîíèçìà Ãîñóäàðñòâîì, êàê ñèñòåìó Ãîñóäàðñòâåííîé Áåçîïàñíîñòè. Îí ñ÷èòàë, ÷òî, òîëüêî ñâîå âåëèêîðóñêîå   êóïå÷åñòâî ìîæåò âåñòè âíåøíþþ òîðãîâëþ, êîíòðîëèðîâàòü ïðîèçâîäñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü âñåõ ïðåäïðèÿòèé, òîðãîâàòü îïòîì è â ðîçíèöó è ïîëüçîâàòüñÿ ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì äëÿ îðãàíèçàöèè íîâûõ ïðåäïðèÿòèé. Íàðÿäó ñ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâîì, êóïå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ Ïîñîøêîâ çàíèìàëñÿ ïóáëèöèñòèêîé, îòçûâàÿñü íà âñå îñòðûå âîïðîñû ýïîõè. Ïðåäëîæåíèÿ Ïîñîøêîâà íå ïîëó÷èëè ïðàêòè÷åñêîãî îñóùåñòâëåíèÿ è, âåðîÿòíî, ñòàëè ïðè÷èíîé åãî àðåñòà â àâãóñòå 1725 ãîäà Òàéíîé êàíöåëÿðèåé. Óìåð â Ïåòðîïàâëîâñêîé êðåïîñòè.

Ïî óáåæäåíèþ Òàòèùåâà êðåñòüÿíñêèõ äåòåé îáîåãî ïîëà îò 5 äî 10 ëåò íóæíî îáó÷àòü ãðàìîòå è ïèñüìó, à îò 10 äî 15 ëåò — ðåìåñëàì. Âàñèëèé Íèêèòè÷ ïåðâûì îáîñíîâàë ïåäîëîãè÷åñêèå ïðèåìû îòáîðà ñïîñîáíûõ ê íàóêàì, ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáå, ðåìåñëàì è èíîé äåÿòåëüíîñòè ëþäåé, è íà ýòîì ôóíäàìåíòå ñòðîèòñÿ åãî ïåäàãîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà ãîñóäàðñòâåííîãî è íàðîäíîãî îáðàçîâàíèÿ. À ñàì Òàòèùåâ âïåðâûå ïðèìåíÿë â ñâîåé ðóññêîé èñòîðè÷åñêîé èçñëåäîâàòåëüñêîé ìûñëè Íà÷àëà è Îñíîâû Âûñîêîé Èìïåðñêîé Ýñòåòèêè è îí íå êîïèðîâàë, è íå öèòèðîâàë áåçäóìíî èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè, èëè ïðîñòî ïåðåïèñûâàë äðåâíèå ëåòîïèñè, à ñòðåìèëñÿ ê èõ èìïåðñêîìó ýñòåòè÷åñêîìó îñìûñëåíèþ. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü òî, ÷òî ïðèìèòèâíî íàçûâàþò ôèëîñîôñêèìè âçãëÿäàìè Òàòèùåâà. Ìíîãèå äîêóìåíòû, èñïîëüçóåìûå Òàòèùåâûì â ðàáîòå íàä «Èñòîðèåé Ðîññèéñêîé», íå äîøëè äî ïîñëåäóþùèõ ïîêîëåíèé ó÷åíûõ è, ñêîðåå âñåãî, íàâñåãäà óòåðÿíû äëÿ íàóêè.

È åñòåñòâåííî, ÷òî çäåñü Òàòèùåâ áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàâàë Ïðàâó. Íî Ïðàâó Ãîñóäàðñòâåííîìó, îñíîâàííîìó íà ïðèðîäíîé Òèïîëîãèè Ðóññêîãî Íàðîäà.

 Â îáùåì, ñàìà Ôîðìà ïðàâîâîãî ïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâà, ïî Òàòèùåâó, ìîæåò áûòü ïðàâèëüíîé è íåïðàâèëüíîé. Òåîðåòè÷åñêè ïðàâèëüíûå ãîñóäàðñòâåííî-ñîöèàëüíûå ñèñòåìû, ýòî ìîíàðõèÿ, àðèñòîêðàòèÿ, äåìîêðàòèÿ è íåïðàâèëüíàÿ – òèðàíèÿ. Âûáîð ïðèðîäíîé Ôîðìû íàðîäíîé Ñîöèàëüíîñòè çàâèñèò îò ðàçìåðà òåððèòîðèè è ñòåïåíè îáåñïå÷åíèÿ åå âíåøíåé áåçîïàñíîñòè, òî åñòü îáåñïå÷åíèÿ ñòàáèëüíîé ñîçèäàòåëüíîé æèçíè åå íàðîäà, è â Ðîññèè íà ïðèíöèïàõ ïðèðîäíîãî âåëèêîðóñêîãî ôîðìîîáðàçóþùåãî Ïðàâà.  íåáîëüøèõ ãîñóäàðñòâàõ, òèïà äðåâíèõ ãðå÷åñêèõ ïîëèñîâ, ãäå áûñòðî ìîæíî ñîáðàòü âñå íàñåëåíèå è âñå âîïðîñû ðåøàþòñÿ íåïîñðåäñòâåííî, ãëàçà â ãëàçà, ïðåäïî÷òèòåëüíà áûëà äåìîêðàòè÷åñêàÿ æèâàÿ îïåðàòèâíàÿ ôîðìà æèçíè îáùåñòâà; â ñòðàíàõ ñðàâíèòåëüíî áåçîïàñíûõ îò íàïàäåíèÿ âíåøíèõ âðàãîâ (îñòðîâ) – àðèñòîêðàòè÷åñêàÿ ñèñòåìà. Òèïè÷íàÿ ãóáèòåëüíàÿ àðèñòîêðàòè÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ Ôîðìà Ïðàâëåíèÿ Ðóñè ïðè Ãîäóíîâå ñðàçó âûðîäèëàñü â Ñìóòíîå Âðåìÿ. Çäåñü Òàòèùåâ âûñòóïàåò, êàê Âåëèêèé Ðóññêèé ñîöèîëîã, ïðåäòå÷à À.Ñ. Õîìÿêîâà, êîòîðûé çàâåðøèë îáùåñòâåííóþ ñîöèàëüíóþ ìûñëü Òàòèùåâà êà÷åñòâåííîé êëàññèôèêàöèåé íàðîäîâ ìèðà, èðàíñòâî è êóøèòñòâî, ãåîïîëèòè÷åñêè ïðèðîäíî, âèäîâî ðàçäåëèâ ýòèì îñíîâû äóõà ìèðà íàðîäîâ íà íàðîäû Èìïåðñêèå Òðàäèöèé è êî÷åâûå íàðîäû. Òî åñòü Õîìÿêîâ ïðîëîæèë äîðîãó ê êëàññèôèêàöèè âèäîâîãî ðàçëè÷èÿ ÷åëîâå÷åñòâà, êàê ðàçëè÷èÿ ïðèðîäíûõ îáùíîñòåé çåìëåäåëü÷åñêèõ, ïî÷âåííûõ íàðîäîâ è îòëè÷èÿ èõ îò ñîöèàëüíûõ êîñìîïîëèòè÷åñêèõ îáùíîñòåé êî÷åâûõ íàðîäîâ ïóñòûííîãî òèïà äëÿ êîòîðûõ âðàæäåáíû è ñàìè ïî÷âåííûå íàðîäû, è ÷óæäû èõ Çåìëè è Ïðèðîäà, êîþ äàëåå äàë äðóãîé Ðóññêèé Ãåíèé Á.Ô. Ïîðøíåâ. 

Òîãäà Òàòèùåâ ïóáëè÷íî ïðÿìî íå ìîã ñêàçàòü òîãî, ÷òî ãîñóäàðñòâåííûé àðèñòîêðàòèçì òàêîãî òèïà è àðèñòîêðàòèÿ, ñàìà ïî ñåáå, ñîáñòâåííî âóëüãàðíàÿ ñòåïåíü, ãàðìîíèêà âñå òîé æå äåìîêðàòèè, «âûøåäøåé èç ñâîèõ áåðåãîâ», â åå àíîíèìíîé ïîëèòè÷åñêîé èïîñòàñè, êàê ýòî ïðÿìî ïîñòóëèðîâàë, ãîâîðÿ î ìîðàëüíîì îáëèêå ïðàâèòåëåé Åâðîïû, â ÷àñòíîñòè Åëèçàâåòû Êîðîëåâû Àíãëèè è êîðîëÿ Øâåöèè, Öàðü Èâàí Ãðîçíûé. Îíà âîçìîæíà òàì, ãäå àðèñòîêðàòè÷åñêèå ðîäû è çàòåì òî, âî ÷òî îíè âûðîæäàþòñÿ ïîä ñèñòåìíûì ôèíàíñîâûì äèêòàòîì îáùåñòâà, âñåãäà âîçâîäÿò ñâîþ ñêðûòóþ «äåìîêðàòè÷åñêóþ» òèðàíèþ, ôîðìàëüíî îáëå÷åííóþ â «îáùåñòâåííûé äîãîâîð» ñ íàðîäàìè, âîçâåäåííóþ â îáëàñòü êëàíîâîãî ïñåâäîàðèñòîêðàòè÷åñêîãî, ëèáåðàëüíî ñîöèàëüíîãî, «îáùå÷åëîâå÷åñêîãî», à íå èõ èñêîííî ïðèðîäíîãî Ïðàâà.

(â âèäå Êîíñòèòóöèè, èëè êàêîãî ëèáî Ñòåïíîãî Óëîæåíèÿ, êàê è îáÿçàòåëüíî ðàçìûòîãî êîñìîïîëèòè÷åñêîãî «îáùå÷åëîâå÷åñêîãî» áåçïðåäìåòíîãî ñìûñëà; íàïðèìåð â ôîðìå «äåêëàðàöèè ïðàâ ÷åëîâåêà è ãðàæäàíèíà», ïîçâîëÿþùåé èì «ëåãàëüíî äåìîêðàòè÷åñêè» îñóùåñòâëÿòü ñâîå «ïðàâî» ïî âñåìó ìèðó, ðàçáîéíè÷üåé ñèëîé è òîðãàøåñêè – «ìèðíî», è ïàðàçèòèðîâàòü íà èíûõ íàðîäàõ; âîò çäåñü âåðíî ïîäìå÷åí Òàòèùåâûì «îñòðîâíîé», èçîëèðîâàííûé õàðàêòåð ïîäîáíîé «àðèñòîêðàòè÷åñêîé Ôîðìû ïðàâëåíèÿ» òèïè÷íîé äëÿ ëèäåðîâ çàïàäíîãî ìèðà Àíãëèè è ÑØÀ Â.Ì.)

Äëÿ áîëüøèõ ãîñóäàðñòâ âîçìîæíî òîëüêî ñàìîâëàñòèå. Ïðè ýòîì Òàòèùåâ ñêëîíÿåòñÿ ê åå èäåàëüíîìó âàðèàíòó, ãäå ìîíàðõèÿ ñ äâóõïàëàòíûì çàêîíîñîâåùàòåëüíûì ñîáðàíèåì. Íî êîíêðåòèêà Ôîðìû è åå åñòåñòâåííîãî èñòîðè÷åñêîãî âèäîèçìåíåíèÿ ïðàêòè÷åñêè ôîðìèðóåòñÿ â ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ Äóõà Èìïåðñêîãî Íàðîäà. Äëÿ Ðîññèè, ïî åãî ìíåíèþ, èäåàëüíîé ôîðìîé ÿâëÿåòñÿ ñàìîâëàñòíàÿ ìîíàðõèÿ, ÷òî äîêàçûâàåòñÿ êàê ãåîãðàôè÷åñêèì ôàêòîðîì, îãðîìíîñòüþ åå òåððèòîðèè, ñàìîáûòíîñòüþ ÷àñòåé, òàê è íåãàòèâíûì îïûòîì Ñìóòíîãî âðåìåíè è âñåõ ïåðèîäîâ çàñèëüÿ áîÿðñòâà (ìëàäåí÷åñòâî Ãðîçíîãî, êàê ïðèìåð Â.Ì.), êîãäà ñóùåñòâîâàëà (ïî àáñîëþòíî âåðíîìó ìíåíèþ Òàòèùåâà Â.Ì.) ñèñòåìà Àðèñòîêðàòè÷åñêîå ïðàâëåíèÿ.

Íà Ïðàâëåíèè Öàðÿ Èâàíà Ãðîçíîãî íàäî çäåñü îñòàíîâèòüñÿ äëÿ ïîÿñíåíèÿ. Îíî áûëî ñóäüáîíîñíûì äëÿ Ðóñè è ýòî äî ñèõ ïîð íå îòðàæåíî ïî ðóññêè ïðàâäèâî èñòîðè÷åñêè. Öàðü Èâàí Ãðîçíûé ñàìîå áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿë ïðîáëåìå îñóùåñòâëåíèÿ ñàìîé Èìïåðñêîé Âëàñòè Ðóñè. Îí ÷óâñòâîâàë øàòêîñòü äèíàñòè÷åñêîé ïåðåäà÷è âëàñòè, êàê ãëàâíûé ïîðîê òîãäàøíåé Èìïåðñêîé ãîñóäàðñòâåííîé ñèñòåìû Ðóñè. Îïûò Ðèìà è Âèçàíòèè, êîòîðûå ïðîáîâàëè ñî÷åòàòü äèíàñòè÷åñêèå ïðèíöèïû èìïåðñêîé æèçíè ñ âûäâèæåíèåì Èìïåðàòîðîâ ñèëîé íà ìîìåíò ñìåíû âëàñòè, íå ïîäõîäèë. Òàê êàê íè òîò, íè èíîé ïðèíöèï íå äàëè ñòàáèëüíîé ãàðàíòèè æèçíè Èìïåðèè, êîòîðûå â ýòè ìîìåíòû ÷àñòî ñîòðÿñàëè êðèçèñû. Ãðîçíûé ÷óâñòâîâàë, ÷òî çäåñü òðåáóåòñÿ èíîå ïðèíöèïèàëüíî íîâîå ðåøåíèå è ýòèì îáóñëîâëåíû ðåøåíèÿ Ñòîãëàâà ñ Äîìîñòðîåì, ïîëíîñòüþ ðåãëàìåíòèðóþùèå æèçíü Ðóññêîãî Ãîñóäàðñòâà è íèçâîäÿùèå íà íåò âñå ïðîèñêè ëèáåðàëüíî ïðîõàçàðñêîãî áîÿðñòâà. Ýòèì æå îáóñëîâëåíû è îïðè÷íèíà è çåìùèíà ïðè Ãðîçíîì, êàê êóçíèöû ñëóæèëîãî äâîðÿíñòâà, Îñíîâû Èìïåðèè.

Ðåøåíèÿ Ñòîãëàâà Ãðîçíîãî âûçâàë ëþòîå ñîïðîòèâëåíèå âñåõ ñèë ïðîõàçàðñêîãî áîÿðñòâà, óäåëüíûõ êíÿæàò (íàñëåäèÿ òàòàðùèíû Â.Ì.), êîòîðûå ïðîòèâîñòîÿëè åãî ïðåîáðàçîâàíèÿì, è Ðîä Ðþðèêîâè÷åé áûë ïðîñòî èçâåäåí ÿäàìè. Âñå ïîõâàëû Ãîäóíîâó íè÷åãî íå çíà÷èëè äëÿ ðóññêîãî íàðîäà, êîòîðûé ÿâñòâåííî âèäåë àíòèðóññêèé õàðàêòåð åãî Ïðàâëåíèÿ. Âçÿòü òî æå Ïàòðèàðøåñòâî îò Êîíñòàíòèíîïîëÿ, ñ êîòîðûì ðåçêî ðàçìåæåâàëàñü Ðóññêàÿ Öåðêîâü ïîñëå Ôëîðåíòèéñêîé Óíèè 1339 ãîäà è êîíòàêòû ñ íåé íàñòðîèëè Ðóññêèé Ìiðú ïðîòèâ Ãîäóíîâà è åãî ïðèñïåøíèêîâ, ñðåäè êîòîðûõ áûë è áîÿðèí Ôåäîð Íèêèòè÷ Ðîìàíîâ. È Çäåñü ëîæíîå çàâåðøåíèå Ñìóòíîãî Âðåìåíè, ãäå ñèëèé «ãóëÿùèõ» ðàçáîéíèêîâ áûë ïîñàæåí íà Ðóññêèé Òðîí Ìèõàèë Ðîìàíîâ, òîëüêî òîëêíóëè äàëåå Ðóñü ê ïðåäîïðåäåëåííîìó Âåëèêîìó Ðàñêîëó. Åñëè ïðè Öàðå Ìèõàèëå Ôåäîðîâè÷å áûëî íå äî ëèáåðàëüíûõ ïðåîáðàçîâàíèé, Ðóñü òîãäà áûëà èçòåðçàíà ïåðâûé ðàç ïîñëå Èãà è åå ãîñóäàðñòâåííîñòü, êàê è â 20-å ãîäû XX âåêà, ïðèøëîñü àêòèâíî âîññòàíàâëèâàòü (ïðîöåññîì ðîäñòâåííûì ñòàëèíñêîé ìîáèëèçàöèè Â.Ì.). Òàê ïðè Öàðå Àëåêñåå Ìèõàéëîâè÷å è íàñòóïèëè âðåìåíà òèïà «õðóùåâñêèõ» è åãî Óëîæåíèåì 1649 ãîäà Ðóñü, åå ñàìîäåÿòåëüíîå êðåñòüÿíñòâî, áûëî çàêðåïîùåíî â ðàáñòâî ê áîÿðèíó.

 Àíàëîãèÿ ñ «õðóùåâñòâîì» ïðÿìàÿ, Õðóùåâ êîëõîçû ïåðåâåë â ñîâõîçû è ââåë äåíåæíóþ îïëàòó çà òðóä. Îí ôàêòè÷åñêè îòíÿë ëè÷íûå çåìåëüíûå íàäåëû êðåñòüÿíñòâà è âåñü ëè÷íûé êðóïíûé ñêîò, îñòàâèë æàëêèå êðîõè îãîðîäà, ïîñûëàÿ êîëõîçíèêà çà ïðîäóêòàìè â ìàãàçèí, òî åñòü, ëèøèë åãî ñðåäñòâ ñóùåñòâîâàíèÿ áåç ðàáñêîãî òðóäà â ñîâõîçå-êîëõîçå. È äëÿ òîãî ÷òîáû âûæèòü â ýòèõ óñëîâèÿõ, ê òðóäîäíþ ðóññêîãî êðåñòüÿíèíà åñòåñòâåííî ïðèáàâèëàñü âîðîâñêàÿ, ðàçâðàùàþùàÿ íàðîä òðóäîíî÷ü.

 Ïåòð Ïåðâûé áûë ïåðâûì «ïåðåñòðîéùèêîì ïðèâàòèçàòîðîì» è ïðèâåë â Ðîññèþ ìàññîâî èíîñòðàíùèíó, è ïðè ýòîì íàäåëÿë åå, íåìûñëèìûìè äëÿ ðóññêîãî ÷åëîâåêà, âñåìè âîçìîæíûìè ïðèâèëåãèÿìè. Òàê ïîýòàïíî Ðóññêèé ×åëîâåê ñòàíîâèëñÿ â ñâîåé ñòðàíå ïîäçàáîðíûì íèùèì èíîñòðàíöåì. Ýòî ïðÿìî êàëüêà ñåãîäíÿøíåé ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè, Íàøåé ñ Âàìè ðåçåðâàöèè, ÐÔêè. Ïîëèòèêè, ñêðûòîé îò íàðîäà Ðîññèè âîðîâñêîé êîììåð÷åñêîé è èíîé «ãîñòàéíîé», â îòíîøåíèè äåÿòåëüíîñòè è ãðàáåæà ñòðàíû êîñìîïîëèòè÷åñêèì èíòåðíàöèîíàëüíûì êàïèòàëîì Ìèðîâûõ Ãëîáàëèñòîâ, Ðîñòîâùèêîâ, ãäå Ïðåçèäåíò ÐÔ è Ãîñäóìà òàéíî äàþò ëþáûå ïðèâèëåãèè ýòîìó êàïèòàëó ïî èõ ïåðâîìó æå òðåáîâàíèþ.

Ìû ñ Âàìè óæå îòìå÷àëè â ïðåäûäóùåé ãëàâå, ÷òî íàñòîÿùèé ó÷åíûé òåì è âåëèê, ÷òî äàåò îðèåíòèðû è íàìå÷àåò ãðàíèöû èçñëåäîâàòåëüñêèõ íàïðàâëåí÷åñêî-ìèðîâîççðåí÷åñêèõ èìïóëüñîâ ñâîåé Òèïîëîãè÷åñêîé Êóëüòóðû è ýòèì îòêðûâàåò ãîðèçîíòû ïîñëåäóþùèì èçñëåäîâàòåëÿì! Îí òðàíñëèðóåò ìûñëü Âå÷íóþ, è îíà ýòà Âåùàÿ Ìûñëü äàëåå óæå íå äàåò ïîêîÿ Èçñëåäîâàòåëüñêîé Òèïîëîãè÷åñêîé Ñóùíîñòè Âåëèêîðóñêîãî ñîöèàëüíîãî ïëàíà.

×òî ìîæíî çäåñü äîáàâèòü! Âîò ðàçíûå Êëþ÷åâñêèå, Èëëîâàéñêèå, Ñîëîâüåâû è Êàðàìçèíû è ïðî÷èå âñÿ÷åñêè ïðèíèæàëè è îïîøëÿëè ìûñëè Ðóññêîãî Ãåíèÿ, Âàñèëèÿ Íèêèòè÷à Òàòèùåâà, íî æèâàÿ ñèëà åãî òâîð÷åñòâà, òàê è îñòàëàñü èì íåâåäîìà, êàê è íåïîñòèæèìà. Âåëèêîðóñêèå Ïðîçðåíèÿ Òàòèùåâà ïåðåæèâóò âåêà, à âñåõ ýòèõ «ïðèâàòíûõ èñòîðèêîâ» ïîìíÿò òîëüêî ïî ôàìèëèÿì, îò íèõ íå îñòàëîñü íè åäèíîé æèâîé ìûñëè. Òóò ÿñíî – «ïî Ñåíüêå è øàïêà»!

È ðå÷ü èäåò íå î öåííîñòè, êàêèõ òî ðóññêèõ èñòîðè÷åñêèõ èçñëåäîâàíèé è ñâèäåòåëüñòâ, à î òîì èìïóëüñå æèâîé ðóññêîé ìûñëè, êîòîðûé îíè äàþò Ðóññêîìó Ìiðó! Âîò ïóáëèêàöèÿ Ãåðìàíà Ñòåðëèãîâà «Ëåòîïèñíûé ëèöåâîé ñâîä Öàðÿ Èâàíà Ãðîçíîãî» òàêîãî ðîäà. Ñ åå êîíêðåòèêîé òîëêîâàíèÿ èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèé è ñîäåðæàíèåì ìîæíî ñïîðèòü è äèñêóòèðîâàòü â ÷àñòíîñòÿõ. Ñïîðèòü òàì, ãäå Ñòåðëèãîâ òðàêòóåò îòäåëüíûå ýïèçîäû Ðóññêîé Èñòîðèè, íî äåëî çäåñü ñîâñåì â èíîì.

Òàê Ïàòðèàðõîì Íèêîíîì áûë â 1662 ãîäó çàïðåùåí Ñòîãëàâ, è äâåñòè ïÿòüäåñÿò ëåò ýòîò ðóññêèé øåäåâð ãîñóäàðñòâåííîé ìûñëè áûë ñêðûò îò ðóññêîãî íàðîäà. Áûë òàêæå ïóáëè÷íî ñêðûò è íåèçâåñòåí ïóáëèêå «Ëèöåâîé Ëåòîïèñíûé ñâîä Ðóññêîãî Íàðîäà» âðåìåí Èâàíà Ãðîçíîãî. Íî ëèáåðàëüíûì èñòîðèêàì ñóùåñòâîâàíèå ýòîãî «Ñâîäà» ñêðûâàòü îò Ðóññêîãî Ìiðà íåâîçìîæíî áûëî áåñêîíå÷íî. È âîò òîãäà, âî âòîðîé ïîëîâèíå XIX âåêà, ëèáåðàëàìè ðóñîôîáàìè è áûëà ïðåäïðèíÿòà òàêòèêà ïóáëèêàöèè ýòîãî îñíîâîïîëàãàþùåãî ìèðîâîççðåí÷åñêîãî Âåëèêîðóñêîãî ðàñîâîãî ìíîãîòîìíîãî èñòîðè÷åñêîãî ñâèäåòåëüñòâà ñ òåìïîì, ïî ÷àéíîé ëîæêå (îäèí òîì) â íåñêîëüêî ëåò, ìîòèâèðóÿ ýòî òùàòåëüíîñòüþ ïðîðàáîòêè ïåðâîèñòî÷íèêà ïåðåä ïóáëèêàöèåé è ïðî÷èì. È ýòà òàêòèêà óñïåøíî ïðèìåíÿëàñü â òå÷åíèå ïîëóòîðà ñîòåí ëåò. È âîò Ãåðìàí Ñòåðëèãîâ âçÿë è îñóùåñòâèë ïóáëèêàöèþ ïîëíîãî òåêñòà «Ñâîäà» â 2008 ãîäó è ñòàë ðàçïðîñòðàíÿòü åãî ïî ïóáëè÷íûì ôîíäàì áåçïëàòíî! ×òî òóò íà÷àëîñü! Ëèáåðàëüíàÿ ïñåâäîèñòîðè÷åñêàÿ ñëèçü âçâûëà, àòó åãî! Ôàëüøèâêà! Òàì êó÷à îøèáîê, ó íàñ åñòü öåëîå ñïåöèçäàòåëüñòâî çàíèìàþùååñÿ êâàëèôèöèðîâàííî ïîäãîòîâêîé ïóáëèêàöèè «Ñâîäà»! È òàê äàëåå. Ìåíÿ ñî Ñòåðëèãîâûì ðîäíèò æåëàíèå äàòü Ðóññêîìó Ìiðó, êàê ìîæíî áîëüøå äîñòîâåðíûõ ñâåäåíèé, ðàçâåâàþùèõ ãîðû ëèáåðàëüíîé ëæè î Ðóññêîì Íàðîäå è åãî Âåëèêèõ Äåÿíèÿõ â Ëèöàõ è â Îáùåñòâåííîì ñìûñëå. Ñåãîäíÿ ëèáåðàëüíûå èñòîðèêè ïðèíÿëè ïðîñòîé ïëàí áîðüáû ñ Ðóññêîé Ìûñëüþ. Îíè îáúÿâèëè, ÷òî åñëè íåò ññûëêè íà èñòî÷íèê, òî ýòî «âîëüíîå ìíåíèå» àâòîðà. Íî åñòü òàêîå ïîíÿòèå èñòîðè÷åñêî-îáùåñòâåííàÿ ýêñïåðòèçà, êîãäà ìíåíèå ôîðìèðóåòñÿ ïî ñîâîêóïíîñòè âñåõ èñòî÷íèêîâ.

(íàãëÿäíî çäåñü âèäíî, ÷òî ïîäîáíóþ ýêñïåðòèçó ïîòðåáîâàëè îò ëèáåðàëüíûõ «âåðñèôèêàòîðîâ» Öàðåóáèéñòâà è ñëåäñòâèå åå ïðîèãíîðèðîâàëî, èíà÷å âñå èõ «äîêàçàòåëüñòâà» ñðàçó ðóõíóò Â.Ì.)

Âîò â ýòîì «òðåíäå» ÿ è ðàáîòàþ, è òîëüêî òàê ìîæíî óñòàíîâèòü Èñòèíó, êîãäà äàâíî íåò â æèâûõ ó÷àñòíèêîâ èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèé.

Âîò íà ýòîì Ìû ñ Âàìè íà ñåãîäíÿ è çàêîí÷èì.

Источник